Кто делает себе харакири. Харакири или сеппуку — в чем разница между этими обрядами


Говорят, что истинное отличие между двумя терминами, означающими самоубийство специальным холодным оружием, может определить только настоящий Но мы в данной статье попробуем описать сеппуку и харакири. Разница между этими понятиями все же должна существовать!

Древний обычай

Ритуал самоубийства самураи применяли еще в глубокой древности. Происходило это по различным причинам. К примеру, если воин допустил гибель своего хозяина (дайме), чувствовал себя лишенным чести. Совершая сеппуку (сэппуку), самураи показывали свою храбрость и верность сюзеренам, пренебрегали, таким образом, смертью и чувством страха. В сеппуку могло совершаться не только добровольно, но и по приговору, как своего рода наказание. А в том случае, если человеку, совершающему ритуал, по каким-то причинам не доверяли, специальный кинжал (кусунгобу) мог быть заменен на веер, которым самурай касался своего живота, а в это время помощник (кайсякунин) производил обезглавливание мечом.

Сеппуку и харакири. Разница в прочтении

Поиски истины для западного человека, не привыкшего к традициям Востока, осложняются еще и тем, что фактически оба слова обозначаются одними и теми же иероглифами, только поменявшимися местами. В Японии существует два способа прочтения иероглифической азбуки: верхний и нижний. Отсюда у сеппуку и харакири разница в прочтении. По верхнему трактовка такова: внутренности/вспарывать (seb-puku). По нижнему: читается, как вспарывать/живот (hara-kiri). Присутствует и смысловое отличие в трактовках сеппуку и харакири. Разница такова: харакири — более общий термин, который в разговорной речи. Он, скорее, означает любое самоубийство путем применения холодного оружия (а еще и в переносном смысле, к примеру, суицид для смертника-террориста).

Книжный стиль

Сеппуку — скорее, книжный термин, и так называемый высокий штиль. Он подразумевает сугубо ритуальное самурайское самоубийство, которое исполнено с соблюдением всевозможных условностей, характерных для действа. Таким образом, разница между харакири и сеппуку наблюдается в том, что первый термин обобщает, а второй — более конкретизирован.

Еще немного истории

Ритуал суицида обладает многовековой традицией. Еще два тысячелетия тому на Курилах и Японских островах, в Монголии и Манчжурии применялись подобные действа. Сперва ритуал выполнялся исключительно по своей воле. Затем, спустя несколько веков, стал применяться в качестве наказания по приказу свыше. Среди воинской аристократии в Японии Средних веков обычай получил широчайшее распространение. Некоторые историки объясняют данный факт тем, что в тогдашней Японии не было тюрем, а существовали всего два вида наказаний: за мелкие нарушения — телесное битье, за крупные — смерть. Также ритуал был чуть ли не единственным вариантом смыть с себя позор и доказать честность своих намерений. А понятие чести высоко ценилось среди самураев.

Тайный смысл

Харакири и сеппуку: разница существует и в тайном смысле действия. Исторический интерес представляет тот факт, что обряд сеппуку выполняется при помощи вскрытия именно живота. По мнению ученых-исследователей, такой жест символизирует обнаженность души (а живот традиционно воспринимается как вместилище жизненной энергии, которая улетучивается при вскрытии). Иногда самураи могли быть не согласны с предъявленными обвинениями и оглашенным приговором. Таким образом, вспарывая живот, человек показывал чистоту своих помыслов, открытость души, а соответственно и свою невиновность.

Сила и мужество

Сам обряд требовал от самурая недюжинной силы и мужества, так как область кишечника — традиционно болевая зона. Удар должен был быть точным и не слишком глубоким, чтобы не нанести вреда позвоночнику. Особым проявлением мужества считалось сохранить во время процесса улыбку на лице. Известны случаи, когда самурай писал предсмертные стихи собственной кровью. Позднее выполняющему ритуал разрешалось наваливаться на нож, а не делать Х-образный надрез. Еще позже, чтобы человек не потерял над собой контроль во время суицида, специальный помощник мечом отрубал голову самураю.

Харакири

Это слово японцы используют в повседневной разговорной речи (кстати, оно и в русском языке прижилось). Оно обозначает простое самоубийство, вспарывание живота без ритуала. Так все же, в чем разница между сеппуку и харакири? Можно сказать и другими словами: харакири делали простолюдины, а сеппуку — самураи, хотя, по сути своей, это очень сходные понятия.


Харакири было привилегией самураев, которые очень гордились, что могут свободно распоряжаться собственной жизнью, подчёркивая этим страшным обрядом презрение к смерти. В дословном переводе с японского харакири означает "резать живот" (от "хара" - живот и "киру" - резать). Но если смотреть глубже, то же написание иероглифа, что и у слова «хара» имеют слова «душа», «намерения», «тайные мысли». В нашем обзоре рассказ об одном из самых невероятных обрядов.

Сэппуку или харакири является формой японского ритуального самоубийства. Первоначально эта практика была предусмотрена бусидо - кодексом чести самураев. Сэппуку использовали либо добровольно самураи, которые хотели умереть с честью, а не попасть в руки своих врагов (и, вероятно, подвергнуться пыткам), либо также это была форма смертной казни для самураев, которые совершили тяжкие преступления или чем-то опозорили себя. Торжественная церемония являлась частью более сложного ритуала, который обычно проводился перед зрителями, и состояла из погружения короткого клинка (обычно танто) в брюшную полость и рассечения им живота поперек.


Первый зарегистрированный акт харакири был совершен даймё из рода Минамото по имени Ёримаса во время битвы при Удзи в 1180 году. Сэппуку в конечном счете стал ключевой частью бусидо, кодекса воинов-самураев; он использовался воинами, чтобы избежать попадания в руки врага, чтобы избежать стыда илои избежать возможных пыток. Самураям также могли приказать сделать харакири их даймё (феодалы). Наиболее распространенной формой сэппуку для мужчин было вскрывание живота поперек с помощью короткого клинка, после чего его помощник обрывал страдания самурая путем обезглавливания или рассечения позвоночника.


Стоит отметить, что основным смыслом этого акта было восстановить или защитить свою честь, поэтому воина, который совершал подобное самоубийство, никогда не обезглавливали полностью, а "только наполовину". Тем, кто не принадлежал к касте самураев, нельзя было делать харакири. Да и самурай почти всегда мог осуществить сэппуку только с разрешения своего господина.


Иногда даймё приказывал выполнить харакири в качестве гарантий мирного соглашения. Это ослабляло поверженный клан, и его сопротивление фактически прекращалось. Легендарный собиратель японских земель Тоётоми Хидэёси использовал самоубийство врага таким образом несколько раз, причем наиболее драматичным из них фактически закончилась крупная династия даймё. Когда правящий род Ходзё потерпел поражение в битве при Одавара в 1590 году, Хидэёси настоял на самоубийстве даймё Ходзё Удзимаса и изгнании его сына Ходзё Удзинао. Этим ритуальным самоубийством был положен конец самой могущественной семье даймё в восточной части Японии.


До тех пор, пока эта практика не стала более стандартизированной в XVII веке, ритуал сэппуку был менее формализованным. Например, в XII-XIII веках военачальник Минамото-но Ёримаса совершил харакири гораздо более болезненным способом. Тогда было принято сводить счеты с жизнь путем погружения тачи (длинного меча), вакидзаши (короткого меча) или танто (ножа) в кишечник и последующего вспарывания желудка в горизонтальном направлении. В отсутствие кайсяку (помощника) самурай сам вынимал лезвие из своего живота и закалывал себя им же в горло, или падал (из положения стоя) на лезвие, вкопанное напротив в землю напротив его сердца.


Во время периода Эдо (1600-1867) проведение харакири стало подробно разработанным ритуалом. Как правило, его проводили перед зрителями (если это было спланированное сэппуку), а не на поле боя. Самурай омывал тело, одевался в белые одежды и вкушал свои любимые блюда. Когда он заканчивал, то ему подавали нож и ткань. Воин клал меч лезвием к себе, садился на эту специальную ткань и готовился к смерти (обычно он в это время писал стихотворение о смерти).


Помощник кайсяку при этом становился рядом с самураем, который выпивал чашечку саке, распахивал свое кимоно, и брал в руки танто (нож) или вакидзаши (короткий меч), оборачивал его лезвием частью ткани, чтобы оно не порезало руки и погружал себе в живот, делая после этого разрез слева направо. После этого кайсяку обезглавливал самурая, причем он делал это так, чтобы голова частично осталась на плечах, а не отрубал ее полностью. Из-за подобного условия и точности, необходимой для нее, помощник должен был быть опытным фехтовальщиком.


Сэппуку в конце концов превратился из самоубийства на поле боя и обычной практики в военное время в сложный придворный ритуал. Помощник кайсяку не всегда был другом самурая. Если побежденный воин сражался достойно и хорошо, то противник, который хотел почтить его храбрость, добровольно становился помощником при самоубийстве этого воина.


В феодальные времена существовала специализированная форма сэппуку, известная как канши ("смерть от понимания"), в которой люди совершали самоубийство в знак протеста против решения своего лорда. При этом самурай делал один глубокий горизонтальный разрез живота, а затем быстро перевязывал рану. После этого данный человек представал перед своим господином с речью, в которой он объявлял протест против действий даймё. В конце речи самурай сдергивал повязку со своей смертельной раны. Это не следует путать с фунши (смерти от негодования), которое являлось самоубийством в знак протеста против действий государства.


Некоторые самураи выполняли значительно более болезненную форму сэппуку, известную как "дзюмондзи гири" ("крестообразный разрез"), при котором не присутствовал кайсяку, который мог положить быстрый конец страданиям самурая. Помимо горизонтального разреза живота, самурай также делал второй и более болезненный вертикальный разрез. Самурай, исполняющий "дзюмондзи гири", должен был стоически переносить свои страдания до тех пор, пока не истечет кровью.

Для всех, кого интересует история и культура Страны Восходящего солнца,

Для церемонии подготавливали новые циновки татами, а самурай принимал ванну и облачался в торжественную одежду.

Самоубийств в Японии, живущей в наши дни в глобализации, компьютеризации, постоянном стрессе и давлении от общества довольно много. В японском обществе и культуре важную роль играет сохранение лица и мнение окружающих. К тому в религиях буддизме и синтоизме самоубийство не считается грехом, хотя и не одобряется. В свое время религия Японии не помешала совершать ее последователям уход из жизни посредством церемонии харакири.

Харакири - это традиционный японский способ самоубийства. При этом раньше это был единственный способ воинам спасти свою честь, честь своей семьи и господина. Так уходили из жизни самураи. В Японии харакири чаще называют сэппуку, для них это слово более благозвучно. По сути, харакири является неким видом казни. Приговорённый должен был сам лишить себя жизни, что считалось почётным, так как не все самураи удостаивались такой чести. Сэппуку совершали и после смерти господина в знак верности. Хотя в современной Японии самураев больше нет, идея почетной смерти воина посредством харакири накрепко осталась в сознании японцев.

Следует отметить, что случаев совершения харакири в истории Японии в целом было мало. В Средние века среди самураев умереть вслед за господином считалось хорошим тоном. Но в начале XVIII века на это был законодательно наложен запрет. А окончательно харакири запретили во второй половине XIX века после установления Японией постоянных связей с европейцами.

Как же выглядела харакири, жестокая и болезненная церемония спасения человеческой чести? Почему при харакири удар наносили именно в живот? Согласно японским поверьям, в животе находится душа и жизнь человека. Делая харакири, самурай показывал свою душу, чтобы все убедились, что она была чиста. Кроме того кровавый харакири закрепился в сословии самураев, давая им возможность продемонстрировать свою храбрость и хладнокровие.

Для церемонии подготавливали новые циновки татами, а самурай принимал ванну и облачался в торжественную одежду. Его сопровождал помощник кайсяку, чтобы отсечь голову после того, как смертник вспорет себе живот. Как и во всех японских традициях, в харакири все было продумано до мельчайших деталей. Самурай тщательно подворачивал широкие рукава одежды под колени, чтобы предотвратить падение мёртвого тела назад, что считалось неподобающим.

Во время самого ритуала, самурай оголял живот и разрезал его крестом, сначала от одного бока к другому, затем от груди до пупка. Иногда резали и по форме буквы Х. Позднее метод упростили: самурай втыкал меч вакидзаси в живот, наваливаясь на него всем телом.

При харакири самурай обязан был вести себя, как подобает истинному воину: не корчиться от боли, не кричать, не падать, не делать ничего лишнего. В противном случае такие действия считались большим позором. Отрубание головы так же должно было происходить подобающим образом. Помощник кайсяку старался отрубить голову так, чтобы она оставалась висеть на полоске кожи. Отскакивание и катание головы по полу считалось не эстетичным. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой. Затем он поднимал голову за волосы и показывал свидетелям, после чего накрывал тело белой тканью. Кстати говоря, харакири делали не только мужчины-самураи, но и женщины самурайского сословия. Правда в их случае самоубийство совершалось вонзанием кинжала в сердце или разрезанием горло.

Современная Япония вот уже много лет находится в первой тройке стран по количеству суицидов. Большинство причин самоубийств идентичны с остальными странами. Однако Япония прочно держит первое место по самоубийствам как способе избежать позора.
Надо заметить, что японцы довольно легко добровольно расстаются с жизнью, поскольку такой уход в Стране Восходящего Солнца всегда поэтизировался и считался почетным.

Самоубийства в Японии

Среди стран «большой семерки» Япония занимает 1-е место по количеству самоубийств на душу населения – в среднем 90 случаев в день. В конце 90-х одной из самых читаемых и почитаемых книг в Стране Восходящего Солнца, настоящим лидером продаж была книга под названием «Самое полное руководство для самоубийц». Правительство пытается бороться против этой «эпидемии» самыми разными способами, даже штрафами – самоубийцы не имеют права использовать для своих целей чужую собственность, иначе родственников покойного ждут серьезные финансовые трудности. Для примера: самоубийца бросился под поезд – платите железнодорожной компании; повесился на съемной квартире – платите домовладельцу.
Но даже это не останавливает желающих свести счеты с жизнью, зато формируют новые традиции суицида. Японские самоубийцы все чаще предпочитают сесть в свою машину, провести резиновый шланг от выхлопной трубы в салон, плотно закрыть все окна и тихо задохнуться, оставив записку с просьбой никого не винить…
В 2003 году жизнь самоубийством покончили 34427 японцев. То есть, на каждые 4250 граждан страны приходится один самоубийца. Суицидники молодеют. Резко увеличилось количество покончивших с собой учеников начальной и средней школы. В Японии количество суицидов в 2 раза больше, чем в Великобритании и в 3 раза больше, чем количество смертей, наступивших в результате ДТП. Правительство «весьма обеспокоено создавшейся ситуацией».
Кроме того, в последнее время в Японии, как грибы после дождя, появляются веб-сайты, посвященные самоубийствам. Благодаря этому в стране постоянно растет число не только индивидуальных, но и групповых самоубийств. Групповые самоубийства совершают молодые люди в возрасте 18-25 лет. Они всегда выбирают один и тот же способ ухода из жизни – отравление угарным газом.
Другой распространенный вид самоубийства в Японии – уход из жизни семьями. Самоубийство совершают муж, жена, их престарелые родители и все дети. В этих семьях, как правило, 4-5 человек малолетних детей. Все они выбирают разные способы ухода из жизни. Иногда отец убивает всех членов семьи, проломив им головы, а затем вешается сам.
В свое время в тогда еще Советском Союзе много шума наделала японская кинолента «Легенда о Нараяме», в которой рассказывается об одной из наиболее варварских, с точки зрения европейца, японских традиций, сохранявшихся вплоть до XIX века. Этот обычай, конечно, не совсем, суицид, но тем не менее… Речь идет об обычае, когда старший в семье сын относил своих престарелых родителей на гору Нараяма и оставлял там умирать от голода, холода и когтей диких зверей.
Повторюсь, что, с точки зрения европейца, эта традиция совершенно дикая. Однако, с точки зрения, японца она имеет свою чисто утилитарную функцию: провизии в японских деревнях не хватало, и те, кто сам не мог себя обрабатывать недостоин был есть.
Любопытно, что, если дети вдруг «забывали» о своей обязанности – отнести родителей на Нараяму, те сами напоминали им об этом.
Стоит заметить, что все виды ухода из жизни в традиционной японской культуре строго регламентированы и имеют свои названия:
докуяку дзисацу – самоубийство ядом, или снотворным; дзисю дзисацу – утопление; тоосин дзисацу – суицид путем прыжка с высоты; сеппуку - самоубийство путем вспарывания живота.
Ниже речь пойдет о об одном из видов ритуальных самоубийств – сеппуку.

Что такое сеппуку

Если в двух словах, то сеппуку – это ритуальное самоубийство японских самураев путем вспарывания живота.
Если говорить о таком способе ухода из жизни, то большинство из нас, скорее вспомнит термин «харакири».
В этом смысле следует пояснить, что в японском языке одни и те же иероглифы могут читаться двояко: в данном случае и как «харакири», и как «сеппуку». Однако в Японии сложились свои предпочтения в терминологии. Сами японцы склонны читать иероглифы как «сеппуку», когда речь идет именно о ритуальном самоубийстве, совершенном в соответствии с вековыми традициями. В других случаях, даже когда речь идет о самоубийстве, совершенном пускай теми же видами холодного оружия и теми же способами, но без соблюдения остальных правил древнего ритуала, японцы предпочитают термин «харакири». Следует также заметить, что те два иероглифа, которые употребляются в случае обозначения этих двух терминов, меняются местами. При обозначении «сеппуку» они пишутся так – 切腹 (сначала идет иероглиф «резать» а потом - «живот»), при обозначении «харакири» так - 腹切 (сначала идет иероглиф «живот», потом – «резать»).
Сеппуку являлось ключевым моментом бусидо (путь воина – авт. ), кодекса чести самураев, оно совершалось воинами в целях избегания попадания в плен и для смягчения
позора. Самурай также мог сделать сеппуку по приказу своего даймё (господина – авт . ). В более позднее время воинам, которые каким-либо образом провинились, также разрешали сделать сеппуку, а не убивали в обычном порядке посредством обезглавливания.
Первое сепукку было совершено дайме из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра, в 1156 году, при городе Хеген. Минамото но-Таметомо, побежденный в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Подобный способ сведения счетов с жизнью быстро распространился среди военного сословия и стал почетным для самурая способом избежать позора.
Скорее всего, вспарывание живота как один из наиболее эффективных и быстрых способов умерщвления стало популярно среди самурайского сословия средневековой Японии по нескольким причинам.
Во-первых, это быстрый и относительно безболезненный способ расстаться с жизнью был более предпочтителен нежели долгие пытки в плену, ведь остаться в живых после обширной проникающей раны живота практически невозможно.
Во-вторых, способность вспороть себе живот недрогнувшей рукой доказывала мужество и высокую степень самообладания самурая, его презрение к смерти.
В-третьих, свою роль сыграли и причины более утилитарного характера, а именно постоянного наличие при себе орудия самоубийства – меча.
Очень часто сеппуку называли «последним доводом самураев».

Немного истории

Несколько тысяч лет Япония была изолирована от внешнего мира. Конечно, во многом этому способствовала ее география – дальневосточное островное государство, но не это главная причина. Японцы вполне сознательно самоизолировались от влияния культур соседних государств, не желая быть ни на кого похожими, оставаться самобытными. Нарушение этого правила каралось смертью даже в отношении простых рыбаков, которые не по своему желанию, а волею шторма уносило в Корею или Китай.
Вообще, феномен ритуальных самоубийств возник очень давно: около двух тысячелетий назад похожие языческие обряды практиковались не только на Японских или Курильских островах, но также в Маньчжурии и Монголии. Древние предки самураев вели долгие и ожесточенные войны с племенами айнов, населявшими в те времена Японские острова, и позаимствовали у них не только сам кровавый обычай, но и генетически впитали их воинственный дух: часть тех непокорных племен была истреблена, а часть ассимилирована японцами.

Ритуал

Со временем сеппуку превратилось в настоящий ритуал. Иногда он проводился в комнате на татами, но чаще всего на покрытом песком месте в саду.

Специально отведенное место в саду для совершения сеппуку

Обычно присутствовали трое представителей господина и/или сегуна, которые должны были наблюдать за самоубийством и написать потом отчет, разные другие лица и кайсяку (ближайший родственник или друг самоубийцы; он выбирал его сам – авт. ) , которого иногда еще называют «вторым» - человек, завершающий ритуал.

Кайсяку с мечом
готовится завершить ритуал

Совершавший сеппуку, облаченный в белое кимоно (белый в Японии – цвет траура – авт .) сидел в сэйдза (поза сидения на коленях («по-японски»), является традиционным японским способом сидения на полу – авт. ), и ему подавался поднос из нелакированного дерева на подставке, который делали специально для этого случая, а затем выбрасывали. На подносе лежала стопка васи (белой японской бумаги), маленькая закуска и низкая, широкая чашка с саке. Затем самурай обычно писал хокку (оригинальное японское стихотворение, состоящее из 17-ти слогов – авт .) , которое отражало его душевный настрой и время года, выпивая саке и закусывая.
Интересно, что стихи, сочиненные перед совершением сеппуку, были неизменно поэтичны: в них шла речь о красоте окружающей природы, о бренности мира, а вовсе не о делах или обидах. Ниде мы приводим типичные образцы таких стихов, написанных тысячу лет назад:
Все прекрасно, как сон.
Сон придет и уйдет.
Наша жизнь − сон во сне…
Обата Акира

Взойдёт ли солнце,
Останется ль в небе луна,
Ах, уже все равно…
Масамунэ Акира

Под порывом весеннего ветра цветы опадают,
Я еще легче с жизнью прощаюсь.
И всё ж, почему?
Наганори Асано


Генерал Акаси Гидаю готовится совершить
сеппуку после проигранной битвы за своего
господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только
что написал свой предсмертный стих, который
можно видеть в верхнем правом углу картины

Затем начинался сам ритуал. Приносили низкий деревянный помост, на котором поверх
стопки бумаги васи лежал обнаженный клинок (кусунгобу или вакидзаси – авт. ) .

Кусунгобу


Вакидзаси

Плечи верхней одежды (камисимо) подкладывались под колени, чтобы помочь самураю не опрокинуться назад и не умереть в такой неблагородной позе. Иногда под ягодицы подкладывался низкий деревянный помост, чтобы корпус немного наклонялся вперед. Часть клинка обматывалась бумагой, чтобы его можно было держать, так как делать рукоять и ножны для него было не принято, потому что клинок выбрасывался сразу после ритуала.
Способы вскрытия живота были четко регламентированы, для чего существовало с десяток подробно описанных методик. Для европейцев это может показаться если не диким, то чрезвычайно странным, однако в самурайских семьях было принято знать и уважать не только сам ритуал, но и практические способы его совершения. Поэтому юные самураи начинали постигать тонкости совершения сеппуку с детства. Этому же, но с учетом их специфики, обучали и девочек. Женщины из самурайских семей считали для себя позором не суметь покончить с собой. А ритуальные кинжалы для этого были обычным свадебным подарком невесте от жениха.
Ритуальный кинжал, кстати, назывался кайкэн, а само ритуальное действо, совершаемое женщиной, - дзигай.


Кайкэн


Ритуал дзигай

Строгим правилом женского варианта ритуала было обязательное связывание собственных лодыжек, дабы и после смерти выглядеть пристойно.
Самым обычным для мужчин был прямой горизонтальный разрез живота, слева направо, в конце которого делался резкий разрез вверх. Таким образом открывалось место, чтобы могли выпасть внутренности, в буквальном смысле слова раскрывая истинные намерения самурая (в японском языке слова «живот» и «дух» синонимичны). Затем, если у самурая сохранялось достаточно самообладания, он наклонялся вперед, сохраняя прямую осанку. Шею надо было держать прямо, а не закидывать ее назад от боли, потому что тогда сжимаются связки и мышцы и кайсяку становится сложнее отрубить голову. Поэтому так важна правильная осанка – чтобы не пришлось отрубать голову с нескольких попыток.
Когда самурай наклонялся вперед, ему сразу же отрубали голову; причем при соблюдении правильного ритуала, кайсяку оставлял неразрубленной небольшую часть шеи спереди. Конечно, кровь все равно хлестала, но голова не отлетала и не катилась по полу - это считалось дурным вкусом. Полностью рубили головы только преступникам.
Не все люди обладали достаточным самообладанием и внутренней силой для проведения такого сеппуку, поэтому существовали вариации. Женщины могли умереть быстро, просто перерезав себе вены на шее.
Для сильных духом людей существовал еще более сложный способ совершения сеппуку – дзюмондзи гири. После обычно горизонтального разреза они извлекали нож и делали себе вертикальный разрез снизу вверх посередине живота (от пупка до диафрагмы). В результате резаные раны образовывали по форме крест, японскую цифру 10 (дзю).
Иногда случаи совершения сеппуку доходили до абсурда. Например, сохранилось описание инцидента, когда два самурая начали спорить между собой из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда они проходили по узкой дворцовой лестнице. Недолгий спор закончился тем, что оба совершили сеппуку.

Сеппуку как смертная казнь

Хотя добровольное сеппуку было наиболее распространенной формой, также существовали обязательные формы этого ритуала.
В частности, оно использовалось в качестве смертной казни для опальных самураев, особенно в отношении совершивших неспровоцированные убийства, грабежи, государственную измену или бравших взятки.
Между добровольным сеппуку и сеппуку «по принуждению» существовала определенная разница, например, в последнем случае семья самоубийцы не очищалась от вины и в зависимости от тяжести проступка ее могли понизить в ранге и/или конфисковать половину – или все – имущество покойного.
Также, к примеру, в случае проступков привилегированных лиц, влекущих за собой смертную казнь, казнь через обезглавливание могла быть в порядке снисхождения заменена на сеппуку с участием кайсяку. Однако, подобное снисхождение делалось только в тех случаях, когда проступок не противоречил этике – во всех остальных случаях применялось именно обезглавливание.

Сеппуку в современной Японии

После реставрации 1868 г. с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сеппуку в качестве смертной казни было отменено.
Но сэппуку, совершаемое добровольно, полностью не исчезло. Как известно, десятки людей, в том числе и военнослужащие, совершили сеппуку в 1895 г. в знак протеста против возвращения завоеванных территорий Китаю
Случаи сеппуку нередко встречались и в XX.
В 1912 г., когда скончался император Мэйдзи, генерал Ноги и его жена совершили «дзюнси»: в день похорон императора генерал отправился во дворец и воздал последние почести своему императору. Вечером он вернулся домой, поужинал с женой и после захода солнца, когда пушечные залпы возвестили о том, что катафалк с телом императора проезжает через дворцовые ворота, генерал Ноги и его жена Сидзуко сели напротив портрета императора, после чего генерал вспорол себе живот, а Сидзуко, одновременно с этим, вонзила себе в сердце кинжал… Рядом с телами осталось завещание Ноги, в котором были такие строки: «Я не могу более служить своему господину. Находясь в глубоком горе по причине его смерти, я решил окончить свою жизнь». На дворе стоял 1912 год, закончилась эра Просвещенного правления, положившая начало современной Японии – лидеру в науке и технике.
Также в конце Второй мировой войны многие японские солдаты и гражданские лица предпочли умереть, чем сдаться.
В 1970 г. известный писатель Юкио Мисима и один из его последователей совершили публичное сеппуку в штаб-квартире Сил самообороны Японии после неудачной попытки провокации вооружённых сил на совершение государственного переворота. Мисима совершил сеппуку в кабинете генерала Канэтоси Масит. Его кайсяку был 25-летний Масакацу Морита, который трижды пытался отсечь Мисиме голову, но неудачно. Наконец, один из соратников Мисимы Хироясу Кога сумел совершить требуемое по ритуалу.


Юкио Мисима

После этого Морита попытался совершить сеппуку сам, однако нанесенные им раны были слишком неглубоки, чтобы стать смертельными, поэтому он подал сигнал, по которому Кога обезглавил и его.

Нередко у многих любителей японской культуры и обычаев возникают вполне резонные вопросы, связанные с одной из самых экзотических и сумасбродных традиций. Конечно же, речь обычно заходит о ритуале харакири или сеппуку. В чем суть этого действа и имеется ли между сеппуку и харакири хоть какое-то различие?

И, правда, слово «харакири» одно из наиболее известных на европейском континенте из всех слов японского происхождения. Вследствие этого оно вполне привычное для обычного человека. Более того 70% европейских жителей полагают, что располагают сведениями об истинном значении этого слова.

Кроме того, еще 20% когда-то слышали о нем, однако никогда не пользовались им в своем лексиконе. А прочие 10% вообще считают, что им нет надобности, заниматься изучением культуры других стран. Как бы то ни было, но имеется и такая категория европейцев, которые всегда интересуются подобными вопросами. Итак, есть ли какие-то различия между этими терминами, и если есть, то в чем это выражается?

В действительности, практически никакого различия в этих двух понятиях нет, разве только в процессе произношения и употребления. Как харакири, так и сеппуку обозначаются в качестве «ритуальных самоубийств». Причем даже в письменном виде они обрисовываются в одинаковой мере.

Различие лишь в том, что в первом случае вначале рисуется иероглиф символизирующий живот, и лишь после этого идет глагольная форма «резать». Тогда как с иероглифом сеппуку дела обстоят с точностью до наоборот.

Следует также знать, что само слово «харакири» у японцев до настоящего времени считается почти ругательное, уничижительное, да и вообще просторечное, а вследствие этого оно не используется вообще. В нашей же стране используют только слово «харакири». Однако каждому мало-мальски грамотному японоведу доподлинно известно, что это всего лишь такая изощренность в русском языке.

Но и это еще не все. В древности это якобы «деревенское», «простолюдинское» слово «харакири» означало самоубийство. Причем не простое, а такое, что не было произведено согласно правилам самурайского кодекса, собственно без должного уважения к этому документу. Тогда как ритуал сеппуку скрупулезно готовился, и казалось, что это едва ли не самое ужасающее театральное представление. Если перейти к переводу этих двух слов по уровню фразеологизмов, то окажется, что харакири будет означать просто «отдачу концов», а сеппуку более элегантно — «отход в мир иной».

Проведение ритуала

Сам процесс проходил в основном публично, и поражал своим хладнокровием, выдержанностью и устремленностью воина к приходу «благородной» кончины. Собственно на основании этого самураи готовились к ритуалу харакири заблаговременно.

Воин начинал свой день с омывания, облачался в свое наилучшее кимоно белого цвета, вкушал свои любимые блюда. После того, как ощутил полное физическое насыщение и насыщение тем, что в последний раз смог насладиться радостями земной жизни, он присаживался на коврик перед зрителями. Перед воином клался меч на ткань или на тарелку.

Особое внимание уделялось выбору оружия, которым самурай собирался лишить себя жизни. Это для обычных людей в этом нет никакого различия. Тогда как японские самураи относились к этому мероприятию со всей серьезностью.

В среде самураев было принято считать, что при помощи этой церемонии они смогут по-настоящему очиститься перед небесами и людьми. По установленной традиции харакири совершалось при помощи специального кинжала Кусунгобу, а в самых исключительных случаях для этих «благородных» целей самураи пользовались мечом Вакидзаси.

Однако на одном только выборе орудия для «самоликвидации» мероприятие не заканчивалось. Все процессы проходили довольно-таки неспешно. Кроме того, у самурая должно было остаться еще время для декларирования предсмертного стихотворения. В этом произведении писалось о смерти и дорогих воину вещах.

Самураи могли подбирать себе помощников, которыми чаще всего были близкие друзья или родственники. Такие помощники выбирались для того, чтобы незамедлительно отрубать голову, избавляя самурая от страшных мучений, но и здесь не все так просто. При этом преследовалась еще одна цель кроме спасения приятеля. Таким друзьям предоставлялась уникальная возможность продемонстрировать уровень своего мастерства владения мечом.

В дальнейшем ритуал харакири был перенесен на поля сражений. Там побежденные воины, после сильного расстройства от фиаско, решали лишить себя жизни, а победители из чувства благородства соглашались отрубать им головы. И такая практика прочно вошла в суды. Таким образом, судьи могли назначать провинившимся гражданам приговоры в виде ритуала сеппуку.

Бусидо – кодекс чести самураев

Процесс самоубийства вследствие вонзания кинжала в область живота тесно связан с бусидо — кодексом чести самураев. Тогда было принято считать, что при помощи отхода в мир иной самураи избегают бесчестья и нежелательности пленения, которые отразятся на репутации тех или иных воинов. Вслед за тем, как сеппуку начало свое распространение, проштрафившимся самураям разрешалось убивать себя самостоятельно.

Кроме того, самураи обладали правом требовать назначения сеппуку для своих врагов. В результате чего они могли вымещать всю свою ярость. При этом для остальных людей это могло бы выглядеть так, что благородному самураю хочется, чтобы душа грешника могла спастись и переродиться. Кроме того, кодекс самурайской чести обозначал, что главной целью ритуального самоубийства было продемонстрировать Небесам свои благие намерения. Например, в сражении убили вассала. Тогда его подчиненному может прийти идея совершить обряд харакири, чтобы доказать свое преданное отношение к правителю и пр.

Отношение женщин к сеппуку

Женщинам также было «даровано» право на лишение себя жизни путем самоубийства. Однако они делали это в более тихой обстановке, без излишнего пафоса, а тем более, свидетелей. У каждой из них всегда был при себе кинжал для самозащиты кайкен, который мог использоваться как нож для харакири. При помощи кайкена они перерезали себе шейные артерии, но и здесь нужно было соблюсти некую формальность, а именно наклониться в сторону. Это такая японская ассоциация с увяданием цветка.

Харакири как ритуал в был отменен 1968 году. Тем не менее, происшествия с похожими самоубийствами происходят и в наши дни.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...