Кто был учителем и стравинского. Игорь федорович стравинский


17 июня исполняется 130 лет со дня рождения русского композитора и дирижера Игоря Стравинского.

Русский композитор и дирижер Игорь Федорович Стравинский родился 17 июня (5 июня по старому стилю) 1882 года в Ораниембауме (ныне город Ломоносов), под Санкт-Петербургом. Род Стравинских происходил от польских землевладельцев (первоначально фамилия звучала Сулима-Стравинские, по названию двух притоков Вислы - Стравы и Сулимы). Отец Стравинского был известным в Петербурге оперным певцом Федором Стравинским, мать - пианисткой.

С девяти лет Игорь обучался игре на фортепиано.

В 1905 году Стравинский прослушал полный курс лекций юридического факультета, но выпускных экзаменов сдавать не стал. В апреле 1906 года он получил свидетельство о прослушанных и сданных им курсах.

К серьезной профессиональной учебе в области музыки Стравинский приступил после 1902 года, когда, будучи студентом Петербургского университета, в течение пяти лет занимался композицией с Николаем Римским-Корсаковым, стихийно пополняя собственные знания в других областях музыкального искусства.

В это же время он сблизился с Сергеем Дягилевым, художниками "Мира искусства" (объединения на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с Александром Бенуа и Дягилевым), посещал музыкальный филиал этого объединения "Вечера современной музыки", а также концерты новой музыки, устраивавшиеся пианистом и дирижером Александром Зилоти.

Первые композиторские опыты Стравинского - соната для фортепиано (1904), вокально-симфоническая сюита "Фавн и пастушка" (1906), симфония ми-бемоль мажор (1907), "Фантастическое скерцо" и "Фейерверк" для оркестра (1908), отмечены влиянием школы Римского Корсакова и французских импрессионистов.

С 1910 года Стравинский жил попеременно в Париже (Франция), Швейцарии, России. В 1914-1920 годах он жил в Швейцарии .

В этот период творчества композитор обратился к русскому фольклору, различные пласты которого своеобразно преломились в балетах Стравинского, заказанных Дягилевым для "Русских сезонов".

Первый балет Игоря Стравинского "Жар-птица" на сцене парижской "Гранд-Опера". Он ознаменовал начало славы композитора.

Позже для Дягилева Стравинский написал музыку к балетам "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913).

Элементы русского фольклора со средствами музыкального модернизма были использованы композитором в хореографических сценах "Свадебки" (1914 1923), опере "Соловей" (1914), "Байке про Лису, Петуха, Кота да Барана" (1917), "Истории солдата" (1918).

В 1920 году Стравинский переехал во Францию, а в 1934 году принял французское подданство.

Важной вехой в его творчестве становится "Пульчинелла" - балет с пением, в основе которого лежат фрагменты музыки композиторов XVIII века Перголези, Галло, Келлери и Паризотти, переинструментованные Стравинским, сюжет балета был оформлен совместно с Дягилевым и балетмейстером Леонидом Мясиным. Впервые балет "Пульчинелла" был поставлен 15 мая 1920 года под управлением дирижера Эрнеста Ансерме, с декорациями Пабла Пикассо.

Среди произведений парижского периода - опера-буфф "Мавра" по Александру Пушкину (1922), балеты "Аполлон Мусагет" (1927-1928), "Поцелуй феи" (1928), написанный для труппы Иды Рубинштейн и спровоцировавший разрыв с Дягилевым. Стравинским были написаны балеты "Игра в карты" (1936) и "Орфей" (1947), опера-оратория "Царь Эдип" (1927), мелодрама "Персефона" (1938), опера "Похождения повесы" (1951), октет для духовых (1923), "Симфония псалмов" (1930), концерт для скрипки с оркестром (1931) и другие произведения.

В 1939 году Игорь Стравинский переехал в США, в 1945 году принял американское подданство.

Для творчества композитора в 1950 1960-е годы характерно погружение в музыку добаховской эпохи, обращение к библейским сюжетам , применение конструктивной 12 тоновой (додекафонной) системы композиции. Наиболее значительные произведения этого времени "Священное песнопение в честь апостола Марка" (1955), балет "Агон" (1957), "Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400 летию" для оркестра (1960), кантата аллегория "Потоп" в духе английских мистерий XV века (1962). Стиль Стравинского стал все более аскетичным, конструктивно нейтральным.

В 1966 году, когда Стравинский был серьезно болен, он написал Requiem Canticles (Заупокойные песнопения) для солистов, хора и камерного оркестра. Сочинение-эпитафия проникнуто светлым предвосхищением Бога и трепетным человеческим приближением к потустороннему миру.

Последнее произведение композитора - инструментовка двух духовных песен Гуго Вольфа - написано на немецком языке, ранее им не использовавшемся.

С 1924 года Стравинский выступал как пианист и дирижер собственных произведений. Его концертная деятельность приобрела широкий размах после Второй мировой войны, это было связано с возрастающей популярностью композитора и его влияние на развитие мировой музыкальной культуры в целом.

В 1939 году композитор вел преподавательскую деятельность - читал курс лекций "Музыкальная поэтика" в Гарвардском университете в США.

В 1962 году по приглашению Министерства культуры СССР Игорь Стравинский дал несколько концертов в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

На Украине в городе Устилуг был создан музей Игоря Стравинского .

В швейцарском городе Монтре существует улица "Весны священной", крупнейший в стране концертный зал носит имя композитора - Auditorium Stravinsky. В Париже перед Центром Жоржа Помпиду именем Стравинского назван фонтан, в городе Ломоносове (бывший Ораниенбаум), где родился композитор, - музыкальная школа. Имя композитора присвоено самолету А-319 компании "Аэрофлот". На планете Меркурий один кратер назван именем Игоря Стравинского .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА СТРАВИНСКОГО

Годы жизни композитора 1882 �1871.

За долгую жизнь этому Стравинскому удалось использовать все достижения современной

авангардной музыки. Русская народная песня, богатство ее ритмико-мелодической структуры

были для Стравинского источником создания собственной мелодики фольклорного типа.

Стравинский никогда не был просто эпигоном каких-либо стилей. Напротив, любая стилистическая

модель преображалась им в исключительно индивидуальное творение. При всей стилистической

контрастности творчество Стравинского отличается единством, обусловленным его русскими

корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет. Он одним

из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые

современные интонации (напр., джазовые), внёс много нового в метроритмическую организацию,

оркестровку, трактовку жанров.

Но все же образно-стилистическая множественность т-ва С. подчинена в каждый творческий период

своей стержневой тенденции. Весь чрезвычайно продолжительный творческий путь Стравинского

принято разделять на три периода.

В русский период (1908начала 20-х гг.) Стравинский проявлял особый интерес к древнейшему

и современному ему русскому фольклору, к ритуальным и обрядовым образам. В эти годы

формируются принципы музыкальной эстетики Стравинского, связанные с ォтеатром представленияサ,

закладываются основные элементы музыкального языка ォпопевочныйサ тематизм, свободный

метроритм, остинатность, вариантное развитие и т. д. Период ознаменован безраздельным

господством русской тематики - будь то народная сказка, языческая обрядовость, городские бытовые

сцены или пушкинская поэма. Именно в этот период создаются ォПетрушкаサ русские потешные

сцены в четырёх картинах (1910-1911), ォЖар-птицаサ (1909-1910), ォВесна священнаяサ (1911-

1913), ォИстория солдатаサ, ォБайка про Лису, Петуха, Кота да Баранаサ (1915-1916), ォМавраサ

(1921-1922), ォСвадебкаサ (1917, окончательный вариант 1923).

В следующий, т. н. неоклассицистский, период (до начала 1950-х гг.) на смену русской тематике

пришла античная мифология, существенное место заняли библейские тексты. Стравинский

обращался к различным стилевым моделям, осваивая приёмы и средства европейской музыки

барокко (опера-оратория ォЦарь Эдипサ, 1927), технику старинного полифонии (ォСимфония

псалмовサ для хора и оркестра, 1930) и др. Названные сочинения, а также балет с пением

ォПульчинеллаサ (на темы Дж. Б. Перголези, 1920), балеты ォПоцелуй феиサ (1928), ォОрфейサ

(1947), 2-я и 3-я симф. (1940, 1945), опера ォПохождения повесыサ (1951) �не столько высокие

образцы стилизации, сколько яркие оригинальные произведения (используя различные историко-

стилистические модели, композитор в соответствии со своими индивидуальными качествами создаёт

современные по звучанию произведения).

Третий период творчества Стравинского, который подготовлялся исподволь, внутри второго,

наступает в начале 50-х годов. Дважды посетив Европу в течении 1951-1952 годов (в это время

композитор постоянно живет в Америке), он осваивает додекафонную технику (однако в

рамках присущего Стравинскому тонального мышления). На её основе создаются его последние

произведения - балет ォАгонサ (1953-1957), кантата ォТрениサ, опера-балет ォПотопサ (1961-1962),

ォТри песни из Уильяма Шекспираサ, ォТраурная музыкаサ памяти поэта Дилана Томаса и другие.

Также поздний период т-ва С. характеризуется преобладанием религиозной тематики (ォСвященное

песнопениеサ (1956); "Плач пророка Иеремии" (1957-1958); реквием ォЗаупокойные песнопенияサ

(1966, итоговое сочинение композитора), и др.), усилением роли вокального начала (слова) .

По жанрам для ясности:

Музыкальный театр

ォЖар-птицаサ, балет в двух сценах (1909-1910)

ォПетрушкаサ, русские потешные сцены в четырёх картинах (1910-1911, редакция 1948)

ォВесна священнаяサ, сцены языческой Руси в двух картинах (1911-1913, редакция 1943)

ォСоловейサ, опера в трёх действиях (1908-1914),

ォБайка про Лису, Петуха, Кота да Баранаサ (1915-1916), либретто автора по русским сказкам из

ォСвадебкаサ, русские хореографические сцены для солистов, хора, четырёх фортепиано и ударных

ォИстория солдатаサ (ォСказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемаяサ) для трёх

чтецов, танцовщицы и инструментального ансамбля (1918)

ォПульчинеллаサ, балет с пением в одном действии по музыке Галло, Перголези и других

композиторов (1919-1920)

ォМавраサ, комическая опера в одном действии (1921-1922)

ォАполлон Мусагетサ, балет в двух сценах (1927-1928)

ォПоцелуй феиサ, балет в четырёх сценах по музыке Чайковского (1928)

ォПерсефонаサ, мелодрама в трёх сценах для чтеца, тенора, хора и оркестра (1933-1934)

ォИгра в картыサ, балет ォв трёх сдачахサ (1936-1937)

ォОрфейサ, балет в трёх сценах (1947)

ォПохождения повесыサ, опера в трёх действиях с эпилогом (1947-1951)

ォАгонサ, балет (1953-1957).

ォПотоп (опера)サ, библейская опера для солистов, актёров, чтеца и оркестра (1961-1962).

Оркестровые произведения

Симфония Es-dur, op. 1 (1905-1907)

Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ

(1882-1971)

Русский композитор, дирижёр. Сын певца Ф.И.Стравинского. С детских лет учился игре на фортепьяно у А. П. Снетковой и Л. А. Кашперовой , брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова.

В 1900-1905гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета.

С 1914г. жил в Швейцарии, с 1920г. - во Франции, с 1939г. - в США (в 1934г. принял французское, в 1945г. - и американское подданство). Стравинский в течение всей жизни много концертировал: выступал как дирижёр и как пианист.

Условно творчество И.Стравинского можно разделить на несколько периодов.

С 1908г. – начало 20-х гг. русский период . Начинается многолетняя дружба Стравинского с Дягилевым. Игорь Стравинский пишет балеты (1910), (1911), (1913), принесшие ему мировую известность. Их премьеры проходят в «Русских сезонах» в Париже.

В этот период творчества формируется музыкальная эстетика Стравинского, обусловленнаябольшим интересом композиторакфольклору, к балагану, лубку, театральному представлению, и музыкальный стиль («попевочный » тематизм , свободный метроритм, остинатность , вариантное развитие )

Ж А Р – П Т И Ц А

Июнь 1910 года – начало мировой известности Игоря Стравинского – премьера " Жар-птицы" на сцене парижской Гранд Опера. Звучание партитуры освещено традициями великого учителя (поздний стиль Н.А. Римского-Корсакова) Но это – ошеломляющий многокрасочностью и ослепительной яркостью звуковой палитры - уже Стравинский.

П Е Т Р У Ш К А

Год спустяСтравинский пишет второй балет на либретто Александра Бенуа – "Петрушка". И Блоковский "Балаганчик",и итальянские маски – Пьеро с бумажной невестой, и кровопролитные «кукольные страсти», пусть незримо, но присутствуют здесь: Петрушка трагически влюблен в героиню балета Балерину, из-за которой и гибнет от удара сабли ненавистного Арапа.

В "Петрушке" Стравинский обращается к слушателю на небываломмузыкальном языке (новые приемы оркестровки, свободная, «пластовая» полифония, гармоническая новизна – все этов сочетании с уличным «балаганным фольклором»), но, тем не менее, благодаряостротеатральной образности и национальным истокам, восходящим к русскому музыкальному быту 30 - 10-х гг. XIX- XX вв., понятномукаждому .

В Е С Н АС В Я Щ Е Н Н А Я

Из интервью c Н. Рерихом:

«- Содержание и эскизы этого балета - мои, музыку пишет молодой композитор И. Стравинский. Новый балет даёт ряд картин священной ночи у древних славян. Если вы помните, то в некоторых моих картинах эти моменты были затронуты…

Действие происходит на вершине священного холма, перед рассветом. Начинается действие летней ночью и оканчивается перед восходом солнца, когда показываются первые лучи. Собственно, хореографическая часть заключается в ритуальных плясках. Эта вещь будет первой попыткой без определённого драматического сюжета дать воспроизведение старины, которая не нуждается ни в каких словах. Я думаю, что если бы мы перенеслись в глубокую старину, то эти слова были бы для нас всё равно непонятны.

- Балет будет коротеньким?

- Он одноактный, но я не думаю, чтобы он был особенно коротким. Краткость балета делает впечатление более полным. Конечно, я мог бы привязать фабулу, но она была бы именно привязанной.

- Чьи танцы?

– Фокина <...> Мы трое в одинаковой степени зажглись этой работой и решили вместе работать».

Балет художника Н.К. Рериха. Петербургская газета. 28.08.1910.

«На протяжении всего моего произведения я даю почувствовать слушателям в лапидарных ритмах близость людей к земле, общность их жизни с землёй. Вся вещь должна быть поставлена танцевально с начала до конца - пантомиме не уделено ни одного такта. Ставит её Нижинский, со страстным рвением и самозабвением принявшийся за дело».

И .Стравинский о «Весне священной».

Первоначальное название “Весны священной” -“В еликая жертва” (позже “Великой жертвой” была названа вторая часть балета). Это произведение, как ни одно другое у Стравинского, претерпело множество изменений и вариантов в своем названии. В прессе того времени балетназывают и “Великой жертвой”, и “Священной весной”, и “Венчанием весны”, “Освящением весны”, “Проводами весны”, “Призраками весны” и даже “Весной-красной ”. Это было, видимо, связано с не только с поиском более точного перевода c французского “Le Sacre du printemps ” - названия, которое было найдено незадолго перед премьерой балета, но и с постепенным уточнением самой сюжетной канвы этого «бессюжетного балета».

Композитор как будто воскрешает в музыке первобытие человека, суровость обычаев племени во главе соСтарейшим-Мудрейшим , погружает в атмосферу обрядов: весенних гаданий, заклинаний сил природы, умыкания девушек, Поцелуя земли, Величания Избранной и Жертвоприношения – орошение земли ее жертвенной кровью. Музыка "Весны священной" напряжена и насыщена диссонансной мощью, политональными построениями; сложный гармонический язык в сочетании сритмической изощренностью и беспрестанными мелодическими разноголосыми наплывами (тематизм основан на попевках , близких древнейшим образцам русских, украинских, белорусских обрядовых песен и наигрышей, возможно, восходивших к подлинным "веснянкам", звучавшим по берегам Днепра, Тесны, Березины и во времена незапамятные) создает партитуру единства человека и природной стихии, которая никогда еще не возникала до сего времени в композиторском творчестве .

«“Весну” давали <…> в новом, ещё необжитом зале, слишком комфортабельном и холодном для публики. <…> Я не хочу сказать, что на более скромной сцене “Весна” встретила бы более тёплый приём; но одного взгляда на этот великолепный зал было достаточно, чтобы понять несовместимость полного силы и молодости произведения и декадентской публики. <…> На премьере этого исторического произведения стоял такой шум, что танцоры не слышали оркестра и должны были следовать ритму, который Нижинский, изо всех сил вопя и топая, отбивал им из-за кулис... Публика... встала на дыбы. В зале смеялись, улюлюкали, свистели, выли, кудахтали, лаяли, и, в конце концов, возможно утомившись, все бы угомонились, если бы не толпа эстетов и кучка музыкантов, которые в пылу неумеренного восторга принялись оскорблять и задирать публику, сидевшую в ложе. И тогда гвалт перерос в форменное сражение. Стоя в своей ложе, со съехавшей набок диадемой, престарелая графиня де Пуртале , вся красная, кричала, потрясая веером: «В первый раз за 60 лет надо мной посмели издеваться». Бравая дама была совершенно искренна. Она решила, что её мистифицируют»

Кокто Ж. Портреты-воспоминания.

«…Стравинский… начинает выковывать упругие и характерно русские пе­сенные и плясовые ритмы и интонации, русские не в этно­графическом плане и не в эстетском смысле, а как перво­основы музыкального языка, особенно хорошо сохранив­шиеся в «музыке устной традиции» нашего крестьянства и восточных народов. Надо понять эту разницу в отношении к народной музыке прежде и теперь. Одно дело подра­жать архаическим интонациям, и ритмам, другое дело выковывать свой язык и углублять свое художественное мировоззрение и свое творчество на широкой основе соци­ально-музыкального опыта и путем органического усвоения почти исключенных из обихода европейской рационализи­рованной музыки богатейших интонационных оборотов и ритмических формул».

Б. Асафьев

В 1915 году С. Прокофьев пишет небольшую рецензию на только что вышедший в России сборникИгоря Стравинского "Три песенки" (из воспоминаний юношеских годов)для голоса и фортепиано – , : «Перед нами крошечная серенькая тетрадка, по содержанию обратно пропорциональная своим размеру и цвету. Это три наивных песенки, которые композитор откопал среди своих юношеских набросков и, сделав аккомпанемент, посвятил своим ма­лолетним детям. Оставшаяся в неприкосновенности детская простота вокальной партии в соединении с изощренным акком­панементом производит необычайно пикантное впечатление. Соб­ственно аккомпанемент по рисунку ясен и прост, но не раз ущипнет ухо непривычными созвучиями. При ближайшем же рассмотрении поразит та остроумная и в то же время железная логика, с которой композитор достигает этих созвучий. Все три песенки художественны по форме, очень образны, детски задор­ны и неподдельно веселы. Каждая в отдельности микроскопи­чески коротка, но взятые вместе, они образуют небольшой но­мер, могущий украсить собою концертную программу».

«“ Прибаутки ” - по времени создания самый ран­ний из русских циклов Стравинского, свидетельствующих о его большом интересе к поэтическому фольклору.Еще до того, как из сборника Афанасьева им были взяты в качестве литературной основы несколько сказок, в музыке получили воплощение те коротенькие «пустячки» (выра­жение Асафьева), которые выделяются в устном фолькло­ре не только необычайным лаконизмом, но и наибольшей близостью к песенным размерам, обилием рифм, аллите­раций- вс его того, что отличает поэзию от прозы. Весьма характерно в этой связи, что некоторые из афанасьевских прибауток вошли также в песни ( , вторая из Колыбельных),и в сочи­ненную через полтора года “Байку”, углубив внутреннюю поэтичность, музыкальность ее литературной основы. А сказки, в свою очередь, дали материал не только для “Байки” и “Истории солдата”, но и для некоторых миниа­тюр ( из цикла“Три истории для детей”взяты стихи из сказки “Медведь”).

Другая жанровая особенность народных прибауток, … привлекшая Стравинско­го,- их связь с народным юмором, шуткой, игрой. Иные из них представляют собой великолепные образцы поэти­ческой фантазии, выдумки и оформлены обычно в виде остроумно и ловко срифмованных стишков - забавных присказок или загадок …Происхождение и смысл фольклора это­го рода хорошо разъяснены самим автором: «Слово «при­баутки» обозначает определенный род русского народного стиха... Оно означает «складывание», «при» соответствует латинскому «рге », а «баут » происходит от древне-русского глагола в неопределенном наклонении «баить » (говорить). «Прибаутки» - это короткие стишки, заключающие в себе обычно не больше четырех строк. По народной традиции они складываются в игре, при которой один из участвую­щих говорит какое-либо слово, потом второй добавляет к нему другое, затем третий и четвертый действуют таким же образом и так далее, и все это в быстрейшем темпе. , «Считалка» и - это игры та­кого же типа, и цель их также состоит в том, чтобы пой­мать и исключить партнера, который запаздывает и мед­лит с репликами…».

Название еще одного фольклорного жанра перешло в подзаголовок хорового цикла из четырех песен - «Под­блюдные» (1914-1917). Цикл характеризуется столь же тесным единством, как и два предыдущих, и также связан с игровым началом, на этот раз - в виде старинного обы­чая гаданья с чашкой или блюдом, объясняющего этимологию жанрового определения песен такого рода: «Под Но­вый год девушки собираются вместе и обыкновенно гада­ют о своем суженом так: ставят на стол чашку с водою, опускают в нее кольца или серьги и т. п. и закрывают ска­тертью. Затем все садятся за стол, и женщины, хорошо знающие подблюдныепесни,поют.Вэто время каждая девушка старается вынуть из чашки свое кольцо под звуки того песенного стиха, который ей особенно приходится по сердцу.

…Поскольку описанные обрядовые действия происходят при множестве участниц и, следова­тельно, совершаются неоднократно, особое значение в му­зыкальной структуре песен приобретает традиция повто­ров, своеобразно реконструируемая Стравинским: хоры его цикла сближает, в частности, неизменно повторяемый после каждой строфы припев «Славна»или«Слава».

Остальные циклы русского периода - «Три истории для детей» (1915-1917) и«Четыре русские песни» (1918-1919) - более разнородны в жанровом отношении (возможно, ком­позитор использовал в них остатки заготовок текста, сде­ланных им для ранее написанных произведений), что вид­но уже по названиям составивших их песен. Но и здесь не вызывает сомнений превалирование игрового начала. Детский цикл в этом отношении продолжает линию «Вос­поминания о моем детстве» (не случайно автор называет в приводимой выше цитате некоторые из песенок обоих циклов вперемежку друг с другом, подчеркивая в них связь с игрой). А цикл песен естественнее всего сближает­ся с «Прибаутками» и «Подблюдными». Тексты большин­ства пьесок представляют собой разножанровые виды на­родной игры: хороводной (), ритуально-гада­тельной(), праздничной()…»

Ю. Паисов. Русский фольклор в вокально-хоровом творчестве Стравинского .

Начало 20-х – начало 50-х г. неоклассицистский период . Стравинский проявляет большой интерес к античной мифологии, библейским сюжетам, европейской музыке барокко, к технике старинной полифонии. Яркими произведениями этого периода стали опера-оратория «Царь Эдип» (1927), «Симфония псалмов» для хора и оркестра(1930), балет с пением «Пульчинелла» (1920), балеты «Поцелуй феи» (1928), «Орфей» (1947), Вторая (1940) и Т ретья (1945) симфонии, опера «Похождения повесы» (1951).

Середина 1950-х гг. – начало 70-х гг. поздний период. В произведениях этого временизначительноеместо занимает религиозная тематика («Священное песнопение» (1956); «Заупокойные песнопения» (1966) и др.), композитор чаще создаёт вокальные произведения, используетдодекафонной технику, появляется синкретичность стиля.

Творчество Игоря Стравинского можно по праву считать новаторским: он открыл новые подходы к использованию фольклора, внедрил в академическую музыкальную ткань современные интонации (например, джазовые), модернизировал метроритмическую организацию, оркестровку, трактовку жанров.

Сочинения И.Ф.Стравинского

Оперы : «Соловей» (1908-1914); «Мавра» (1922); «Царь Эдип» (1927); «Похождения повесы» (1951).

Балеты : «Жар-птица» (1910); «Петрушка» (1911); «Весна священная» (1913); «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (1917); «История солдата» (1918); «Песнь Соловья» (1920), «Пульчинелла» (1920); «Свадебка» (1923); «Аполлон Мусагет» (1928); «Поцелуй феи» (1928); «Игра в карты» (1937); «Орфей» (1948 ), «Агон » (1957).

Для солистов, хора и оркестра, камерно-инструментального ансамбля, хора а саррellа : «Священное песнопение во славу имени св. Марка» (1956); «Threni » («Плач пророка Иеремии», 1958); кантата «Проповедь, притча и молитва» (1961); «Заупокойные песнопения» (1966), «Симфония псалмов» (1930); «Звёздное знамя» (американский национальный гимн, 1941); кантаты и др .

Для камерного оркестра: Три сюиты из балета «Жар-птица» (1919); «Концертные танцы» для 24 инструментов (1942); «Траурная ода» (1943) и др.

Для инструмента с оркестром: Концерты для скрипки (1931), для фортепиано и духовых инструментов (1924), для двух фортепиано (1935); «Эбеновый концерт» для кларнета соло и инструментального ансамбля (1945) и др.

Камерно - инструментальные ансамбли: Duo concertant для скрипки и фортепиано (1931); Октет для духовых инструментов (1923); «Регтайм для 11 инструментов» (1918);Три пьесы для струнного квартета (1914); Концертино для струнного квартета» (1920) и др.

Для фортепиано: Скерцо (1902);«Сонаты (1904, 1924);Четыре этюда (1908); «Лёгкие пьесы в четыре руки» (1915); «Пять лёгких пьес в четыре руки» (1917); «Пять пальцев» (8 легчайших пьес на 5 нотах, 1921) и др.

Для голоса и фортепиано (инструментального ансамбля): «Туча» (романс на слова А. Пушкина, 1902); песни на слова С. Городецкого, П. Верлена, К. Бальмонта (1911), на русские народные тексты; «Три японских стихотворения» (русский текст А. Брандта,1913), «Три песни» (на слова У. Шекспира, 1953) и др.

Обработки и переложения сочинений : русских народных песен, музыки Э.Грига, Л.Бетховена, М.Мусоргского, Я. Сибелиуса, Ф. Шопена и др .

Имя Игоря Стравинского известно во всём мире. Его гениальные музыкальные произведения исполняют в самых разных уголках земли. Россия, Франция и США по-особенному относятся к гениальному композитору. В России он родился и начал карьеру, а во Франции получил мировую известность, а в Америке провёл свои последние годы.

Детство и юность

Игорь Фёдорович Стравинский родился неподалёку от Петербурга. Его отец, солист Мариинского театра Фёдор Стравинский имел дачу в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). Там 5 (17) июня 1882 года появился на свет будущий композитор. Семья Стравинских была близка со многими людьми искусства. Кроме актёров и музыкантов, в доме бывали писатели и журналисты. Фёдор Стравинский был знаком с . В девять лет Игорь начал учиться игре на фортепиано, но его обучение ограничивалось лишь частными уроками.

Родители отдали сына в частную гимназию Якова Гуревича, одно из лучших учебных заведений тогдашнего Петербурга. В возрасте 19 лет Стравинский поступил на юрфак Санкт-Петербургского университета. Всё это время он продолжал заниматься музыкой как любитель. В 1902–1904 году Стравинский брал уроки игры на фортепиано у двух выдающихся учителей: Василия Калафати и Николая Римского-Корсакова. Последний увидел в ученике необычайный талант и кроме уроков игры давал Стравинскому уроки композиции.

Первая слава композитора

Римский-Корсаков направлял молодого композитора. Под руководством мастера Стравинский написал свои первые работы. В 1906 году занятия с Римским-Корсаковым прекратились. Больше Стравинский не получал никакого музыкального образования. В том же году состоялось первое публичное исполнение его работ: В Петербурге была представлена его сюита «Фавн и пастушка». Это произведение очень понравилось Сергею Дягилеву, который предложил молодому композитору написать музыку балета, который Дягилев планировал поставить в Париже. Первый же балет для русских сезонов – «Жар-птица» – прославил Стравинского. Но наибольшую славу, противоречивую и сканадальную, ему принёс третий балет для Дягилева, «Весна священная», поставленный в 1913 году.

Эмиграция

Когда началась , Стравинский уехал из России, как позже оказалось навсегда. В 1915 году он поселился во Франции, но «русский» период его творчества продолжался до 1920 года. к этому периоду относятся его оперы «Соловей», «История солдата» и «Свадебка». В двадцатые годы Стравинский обратился от классических русских сюжетов к античным. Это ознаменовало его переход к «неоклассическому» творческому периоду.

Первым крупным произведением этого периода стала опера «Мавра», за которой последовали опера «Царь Эдип» и «Симфония псалмов». Отличительным признаком работ этого периода стала не только ориентация композитора на классические сюжеты, но и переосмысление классических музыкальных произведений XVIII века. В 1939 году Стравинский уехал из Европы. Он поселился в США и в 1945 году принял американское гражданство. После войны он возобновил гастроли по миру, но в России побывал лишь однажды, в 1962 году.

Позднее творчество

В пятидесятые годы начинается последний период творчества Стравинского – «серийный». Его отличает активное использование серийной техники, особого вида гармонии, изобретённого австрийскими композиторами в начале ХХ века. Величайшей работой Стравинского из созданных в серийное время считается серия произведений для хора под общим названием «Requiem Canticles» («Заупокойные песнопения»). Свои последние творения – музыку к двум стихотворениям Гуго Вольфа – Стравинский завершил в 1968 году. Через три года композитора не стало (6.04.1971). Его похоронили в Италии недалеко от могилы Сергея Дягилева.

Игорь Стравинский – великий отечественный композитор, исполнитель и дирижер, яркий представитель модернизма в музыке. По праву он считается одним из самых значимых деятелей мирового искусства XX века.

Детство и юность

В 1882 году под Петербургом родился Игорь Стравинский. Его родители имели непосредственное отношения к музыке – папа Федор солировал в Мариинском театре и был заслуженным артистом Российской империи, мама Анна – пианистка, аккомпанировала супругу. Игорь рос среди нескончаемого потока гостей, в числе которых встречались писатели, артисты, музыканты. Отец мальчика был дружен с .

Первый раз за фортепиано будущий гений сел в 9 лет. После окончания гимназии родители устроили Игоря в университет Санкт-Петербурга, где юноша обучался на юриста. Самостоятельно Стравинский изучал музыку, затем стал брать уроки в частном порядке у .


Знакомству Игорь обязан его сыну Владимиру, который обучался также на юридическом. Римский-Корсаков впечатлился талантами Стравинского, посоветовал не поступать в консерваторию, так как знаний у юноши было достаточно. Наставник обучал в основном Игоря навыкам оркестровки, корректировал его произведения. Благодаря своему влиянию он добивался, чтобы музыку его ученика исполняли.

Музыка

В 1908 два произведения Стравинского - «Фавн и пастушка» и «Симфония ми-бемоль мажор» - были исполнены придворным оркестром. В следующем году на исполнение его оркестрового скерцо попал : он был настолько поражен талантом молодого композитора, что сразу же познакомился с ним и заказал несколько аранжировок для русского балета в Париже. Через год Дягилев вновь обращается к Стравинскому, заказывая музыкальное сопровождение для нового балета «Жар-Птица».


Премьера прошла летом 1910: невероятный успех мгновенно превратил Стравинского в самого одаренного представителя нового поколения музыкальных авторов. «Жар-Птица» стала началом плодотворной совместной работы Игоря и труппы Дягилева. Уже следующий сезон открывается балетом «Петрушка», с партитурой Стравинского и великолепным Вацлавом Нижинским в главной роли.

Окрыленный успехом, композитор задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913 в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стала «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальную постановку. Свидетели говорили, что танцорам не было слышно оркестра – такой сильный гул был в зале.


Вацлав Нижинский в балете Стравинского "Петрушка"

С этого дня Стравинского называли композитором той самой «Весны священной» и деструктивным модернистом. Игорь покидает родной город, вместе с женой и детьми в 1910 году обосновывается во Франции.

Однако Первая мировая войны свела на нет «Русские сезоны» в Париже, и щедрые гонорары закончились. В 1914 чета Стравинских оказывается в Швейцарии практически без средств к существованию. В те времена он часто обращается к русским народным мотивам, сказкам.

К этому времени музыка, которую писал Стравинский, стала более аскетичной, сдержанной, но невероятно ритмичной. В 1914 году он начал работу над балетом «Свадебка», которую удалось окончить лишь в 1923. Она была основана на сельских русских песнях, которые исполнялись на свадьбах и венчаниях. В 1920 в русском стиле было написано последнее шедевральное произведение – «Симфония для духовых».

После из его творчества исчез национальный колорит, и он начал трудиться в стиле неоклассицизма. Далее композитор интерпретирует старинную европейскую музыку и другие интересные исторические стили. С 1924 года Игорь Стравинский прекращает писать и выступает в качестве пианиста и дирижера. По окончании Второй мировой его концерты стали пользоваться особой популярностью.


Тогда же возобновляются "Русские сезоны", но на скромном уровне. Последним балетом, который создали Дягилев и Стравинский, стал «Аполлон Мусагет», премьера которого состоялась в 1928. Через год Дягилев умирает, и труппа распадается.

1926 год – переломный в судьбе Стравинского, он пережил духовную трансформацию, которая, конечно, оказала влияние и на творчество. Религиозные мотивы появляются в его «Царе Эдипе», в кантате «Симфония псалмов». Либретто к этим произведениям создаются на латыни. В 1939 его приглашали в Гарвардский университет в Америку, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика».

В пятидесятые годы в Европе появляется авангард, который отверг любимый Стравинским неоклассицизм, и Стравинский переживает музыкальный кризис. Большая депрессия, в которой находился Игорь, окончилась несколькими экспериментальными работами: «Кантата», «Памяти Дилана Томаса».

Работать он продолжал, несмотря на инсульт, до 1966 года, последним произведением стал «Реквием». Это невероятно тонкое произведение, написанное композитором в 84 года, стало свидетельством великого таланта и неиссякаемой энергии Стравинского.

Личная жизнь

Игорь Стравинский в 1906 связал себя узами брака с кузиной Екатериной Носенко. Большую любовь молодых не остановило наличие родной крови, в браке родилось 4 детей: мальчики Святослав и Федор и девочки Людмила и Милена. Сыновья стали выдающимися деятелями культуры: Святослав – виртуозным композитором и пианистом, Федор – художником. Биография Людмилы Стравинской интересна тем, что она стала супругой поэта Юрия Мандельштама.


Екатерина страдала от чахотки, поэтому зимовать семья уезжала в Швейцарию - сырой воздух Санкт-Петербурга не давал женщине дышать. В 1914 у четы Стравинских не получилось вернуться весной из Швейцарии в Россию из-за начавшейся Первой мировой, а затем из-за революции. Имущество и деньги, которые остались в родном городе, у семьи отобрали.

Игорь принял эту катастрофу близко к сердцу: помимо Екатерины и детей, он содержал мать, родную сестру и племянников. В России в месяцы революции творился беспредел во всех сферах, и композитору перестали выплачивать авторские за исполнение произведений по причине его эмиграции. Чтобы хоть как-то содержать семью, Стравинскому пришлось выпускать новые редакции своих работ.


Легенды и слухи не обошли личную жизнь Игоря: ему приписывают любовные отношения с . Она протянула Стравинскому руку помощи в тот момент, когда он совсем остался без денег. Два года Игорь с семьей жил на вилле у мадемуазель, она спонсировала его выступления, кормила и одевала семью.

Когда материальное состояние Стравинского выправилось, и он покинул дом Шанель, она еще 13 лет каждый месяц высылала ему деньги – этот необычный факт и стал основой для легенды о романе французского дизайнера и русского композитора. В 2009 году вышел художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», посвященный этим отношениям.


В 1939 Екатерины Стравинской не стало, и через год, переехав в Америку, музыкант женится второй раз на Вере Судейкиной, актрисе немого кино. Вместе Вера и Игорь прожили 50 лет, стараясь не разлучаться ни на минуту. В 1962 году семейная пара побывала в родной стране – в Москве и Ленинграде, встречу показали по телевидению.

Смерть

Композитора не стало 6 апреля 1971 года, причина смерти – сердечная недостаточность. Супруга Вера Артуровна похоронила его в Венеции, на русской части кладбища Сан-Микеле, недалеко от могилы Дягилева. Через 11 лет супругу похоронят рядом с мужем.


Имя Стравинского было неоднократно увековечено: его носит музыкальная школа в Ораниенбауме, туристический теплоход и самолет авиакомпании «Аэрофлот». В честь Стравинского в Украине каждый год проходит международный музыкальный фестиваль.

Дискография

  • 1906 – «Фавн и пастушка»
  • 1908 – «Фантастическое скерцо»
  • 1910 – балет «Жар-птица»
  • 1911 – Балет «Петрушка»
  • 1913 – «Весна священная, картины языческой Руси в 2 частях»
  • 1914 – сказка«Соловей»
  • 1918 – сказка «История солдата»
  • 1920 – балет «Пульчинелла»
  • 1922 – опера «Мавра»
  • 1923 – хореографические сцены «Свадебка»
  • 1927 – опера «Царь Эдип»
  • 1928 – балет «Аполлон Мусагет»
  • 1930 – «Симфония псалмов»
  • 1931 – «Концерт для скрипки D-dur»
  • 1942 – «Концертные танцы»
  • 1954 – «4 русские песни»
  • 1963 – «Авраам и Исаак»
  • 1966 – «Заупокойные песнопения»
Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...