Крито-микенская (Эгейская) художественная культура. Архитектура и скульптура критаэгейская культура и минойское зодчество


Н.Бритова

В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до н.э. одновременно с искусством Египта и Двуречья. Центром эгейской культуры был остров Крит. Она захватывала также Кикладские острова, Пелопоннес, где находились города Микены, Пилос и Тиринф, и западное побережье Малой Азии, в северной части которого находилась Троя. Эгейскую культуру называют также крито-микенской.

Об Эгейском мире сохранилась память в легендах и мифах Древней Греции, а сказания о древней Трое - в эпосе Гомера. Никто не сомневался в легендарном характере сведений о догреческих обитателях греческой земли, пока во второй половине 19 в. немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал на Гиссарлыкском холме реальные остатки гомеровской Трои, хотя он и не сумел разобраться, какой из раскопанных им культурных слоев относился ко временам, описанным в «Илиаде».

Вслед за тем в 70-х и 80-х гг. 19 в. в результате раскопок Г. Шлимана и В. Дёрпфельда на Пелопоннесском полуострове была открыта микенская культура. В начале 20 в. английский археолог А. Эванс сделал свои поразительные открытия на Крите. Причудливый и странный мир, давно забытый человечеством, неожиданно возник перед глазами людей 20 в. Изучая раскрытые им художественные сокровища Кносского дворца, а также раскопанных другими археологами древних критских городов Гурнии и Феста, Эванс первым стал рассматривать культуру Крита в сопоставлении и в связи с культурами Египта и других стран Древнего Востока. Он предложил и периодизацию эгейской культуры, в достаточной мере условную, так как она была основана на последовательной смене форм критской керамики, но до сих пор общепринятую. Эванс разделил историю Эгейского мира на три больших периода и каждый из них в свою очередь на три субпериода; он назвал их минойскими по имени легендарного царя Крита - Миноса. Эгейская письменность до сих пор полностью не расшифрована, что в значительной мере затрудняет изучение эгейской культуры. Но здесь большую помощь оказывает сопоставление археологических находок и соответствующих упоминаний в древнегреческих литературных произведениях, а также сведений, найденных в египетских и переднеазиатских текстах.

Начало культуры на Крите восходит к неолиту. К предистории эгейской культуры относятся и раскопанные еще Шлиманом в 1871 г. наиболее древние «догомеровские» города из двенадцати последовательно существовавших на Гиссарлыкском холме городов, так называемые первая и вторая Троя, датируемые 3 тысячелетием до н.э. В своем развитии эгейская культура дошла до сложения раннерабовладельческого общества. Быстрее всего это развитие шло на Крите.

Местоположение Крита в центре восточной части Средиземного моря создавало исключительно благоприятные условия для развития торговли и мореходства. В те времена Крит был плодородным, покрытым обильными лесами и густо населенным островом, его гавани были хорошо защищены от бурь. Уже в раннеминойский период (3 тысячелетие до н.э.) критские корабли проникали на Мелос, Феру, Делос и другие острова Эгейского моря.

Около 2000 г. до н.э. на Крите были возведены первые дворцы военных вождей. Некоторые из них, как первый Кносский дворец и дворец в Маллии, были хорошо укреплены стенами и башнями, другие, как дворец в Фесте, стоявший на крутом холме, не имели укреплений.

Около середины 18 в. до н.э. на Крите произошла какая-то катастрофа, характер которой до сих пор не ясен. Некоторые исследователи объясняют ее сильным землетрясением, другие - военным нашествием, подобным нашествию гиксосов в Египте, третьи считают причиной катастрофы какое-то крупное социальное потрясение. Но эгейская культура не была уничтожена; напротив, с начала 17 в. до н.э. начался новый ее расцвет, сопровождавшийся расцветом искусства. Наступил период могущества Крита, сильной морской державы, получившей господство в восточной части Средиземного моря.

Во время этого расцвета (по Эвансу - в конце среднеминойского периода и начале позднеминойского) искусство Крита создавало многочисленные произведения высокого художественного достоинства: необычайно своеобразную архитектуру, очень динамическую, исполненную живописными и световыми эффектами; декоративную живопись, яркую и красочную, поражающую смелостью рисунка и разнообразием сюжетов, а иногда и реалистической наблюдательностью; керамику, украшенную с исключительным богатством фантАзии; изощренно нарядную мелкую пластику и резные камни. Искусство Крита, расцвет которого совпадает с утверждением и высоким подъемом Нового царства в Египте, в целом близко к искусству стран Древнего Востока; однако в нем нет монументальности, нет строгого, спокойного ритма и симметрии.

Раскопки на Крите дали прежде всего много остатков архитектуры. Наиболее Значительным архитектурным памятником Древнего Крита является Кносский дворец. Это огромный архитектурный комплекс, создававшийся в течение нескольких столетий, испытавший несколько землетрясений и других катастроф, разрушавшийся и вновь восстававший из развалин.Размеры дворца, его запутанный план и великолепное внутреннее убранство производили на окрестные народы огромное впечатление, и упоминания о нем приняли впоследствии легендарные формы. Греческие мифы о загадочном Лабиринте и о его хозяине, человеко-быке Минотавре, были связаны с Кносским дворцом. Еще в самом конце 19 в. этот дворец считался вымыслом народной фантАзии; никто тогда не думал, что он будет найден на самом деле.

Первые постройки в Кноссе возникли, как уже говорилось, около 2000 г. до н.э. Весь дворцовый комплекс сложился окончательно около 1600 г. до н.э. когда он занимал наибольшую территорию. Но и после этого продолжались различные достройки и перестройки.

В период расцвета критяне чувствовали себя в полной безопасности от нападения с моря и поэтому уже не строили крепостных стен вокруг города и дворца. Центральное место в Кносском дворце занимал большой (52,5 м в длину) прямоугольный двор; со всех сторон к нему примыкали построенные в разное время дворцовые помещения, большей частью прямоугольные; часть из них была расположена на уровне центрального двора, часть - ниже его, некоторые - выше на один или два этажа, в крайне запутанном чередовании. Во дворце было несколько входов; к четырем из них вели широкие лестницы. Расположение помещений на разных уровнях вызывало необходимость множества лестниц и пандусов. Воздух и свет поступали через многочисленные световые колодцы. Освещение помещений, таким образом, не было равномерным. Разнообразие освещения, так же как и размещение комнат на разных уровнях, способствовало живописности общего впечатления. Очень большую роль играли здесь и стенные росписи, отличающиеся исключительной декоративностью; контрастность цветовых сопоставлений этих росписей свидетельствует об учете художниками их освещения рассеянным или слабым светом.

Тщательное изучение развалин дворца дало возможность со значительной долей достоверности установить назначение сохранившихся помещений, из которых лишь немногие были больших размеров, - преобладали небольшие, уютные комнаты. Юго-восточная часть дворца была занята жилыми помещениями; здесь находились комнаты «царицы» (существование которой предполагает Эванс), ванна, бассейны для омовений; в восточной и северо-восточной части дворца размещались дворцовые мастерские, в которых работали ремесленники, а также кладовые и сокровищницы. В центре западной части дворца Эванс определяет ряд помещений «царя», в том числе «тронный зал», где совершались, вероятно, культовые действия с участем царя-жреца; он был расписан фресками с грифонами, лежащими среди лилий (15 в. до н.э.). Дальше к западу находились многочисленные узкие и длинные склады и кладовые, а между помещениями царя и центральным двором были расположены культовые помещения и храмовые сокровищницы. В северозападной части дворца имелось специальное место для культовых театральных представлений: площадка, ограниченная с двух сторон ступенями для зрителей. Стены дворца были сложены из сырцового кирпича с применением деревянного каркаса, бутовой кладки и облицовки нижней части стен большими каменными плитами; кроме известняка широко использовались гипсовые блоки. Одной из самых своеобразных особенностей эгейской архитектуры были расширяющиеся кверху деревянные колонны с базой из камня или гипса и широкой каменной капителью (наряду с такими колоннами существовали и прямые или суживающиеся кверху). Стены комнат покрывались штукатуркой и расписывались. Наружные стены Кносского дворца были вплотную обстроены небольшими домами горожан, двух-или трехэтажными, с плоскими крышами, как видно на найденных в Кноссе фаянсовых табличках с изображением домов.

Праздничная, приподнятая декоративность составляет наиболее характерную черту изобразительных искусств Крита. Пестрой и многоцветной декоративной живописью по сырой штукатурке, то есть фресками, были покрыты стены дворцов, общественных зданий и богатых домов. Фрески располагались на стенах в виде фризов или панелей. Образное и смысловое содержание критских стенных росписей явно связано с религиозно-мифологическими представлениями. Но истолкование отдельных сцен и образов очень затруднено тем, что мы не знаем ни религии, ни мифологии критян и можем строить о них лишь более или менее вероятные догадки на основании расшифрованных текстов и сохранившихся произведений искусства, а также сравнений с религией и мифологией различных народов Древнего Востока.

Наиболее ранней фреской в Кносском дворце считается так называемый «Собиратель шафрана» (возможно, 18 или 17 в. до н.э.) - наклонившаяся человеческая фигура (а возможно, и не человек, а обезьяна) посреди крупных цветов крокуса или шафрана. Непропорциональная, данная плоским силуэтом фигура окрашена голубовато-зеленой краской; белые распустившиеся цветы, растущие на очерченных извилистым криволинейным контуром «горках», ярко выделяются на красном фоне.

Не следует, однако, думать, что вся живопись Крита имела такой условный характер, хотя некоторые особенности ранней живописи повторялись постоянно и в дальнейшем. В противоположность «Собирателю шафрана» очень большой реалистической наблюдательностью и при этом особенной красочной тонкостью обладают фрески конца среднеминойского периода (то есть конца 17 - начала 16 в. до н.э.) из Агиа Триады с изображениями растений и животных. В сохранившемся фрагменте фрески с кошкой, охотящейся в зарослях за фазаном, художник хорошо нашел и гибкую, осторожную поступь кошки и спокойствие не замечающего опасности фазана с замечательным декоративным изяществом и в то же время верностью натуре переданы ветви и листья различных растений в других фрагментах этих фресок. Непосредственная свежесть восприятия природы отличает и фреску «Синие дельфины и цветные рыбы» на голубом фоне моря, на стене одного из «помещений царицы» в Кноссе.

Живописность и декоративность, так же как свобода и смелость критской живописи в конце среднеминойского периода, нашли свое выражение и в фресках, более или менее конкретно изображающих жизнь обитателей Крита. В так называемой Старой башне Кносского дворца найдены фрагменты фрески, где очень бегло, но достаточно наглядно изображена пестрая толпа людей, собравшаяся перед храмом, около которого сидят нарядно одетые женщины, может быть, жрицы, невидимому, оживленно разговаривающие. Женщины эти одеты в платья с широкими юбками, стянутыми в талии, с открытой грудью и пышными рукавами, на тщательно причесанных волосах - диадемы и ожерелья. Большой интерес представляют архитектурные формы храма. Он состоит из увенчанной нарядной кровлей центральной части на высоком каменном основании с двумя расширяющимися кверху колоннами, двух боковых пристроек, расположенных ниже, с одной колонной у каждой пристройки и, наконец, двух лестниц по сторонам здания, также с колоннами. Точка зрения на всю сцену взята сверху, но храм (включая и лестницы) показан строго фронтально.

Еще более любопытна кносская фреска с «дамами в голубом», как их назвали археологи. На сохранившейся верхней части трех женских фигур лица нарисованы в профиль, глаза и грудь - в фас; женщины одеты в узорные голубые платья с узкими талиями, с открытой грудью и рукавами до локтей, на их головах диадемы и жемчужные нити, которыми перевиты пряди тяжелых черных волос, часть которых падает на спину и грудь, на лбу завитки. Свободно переданы манерные жесты полных украшенных браслетами рук с тонкими пальцами. Лица женщин совершенно одинаковы и маловыразительны, но в них все же есть некоторое оживление: перед ними, возможно, развертывалось цирковое представление или какое-либо другое зрелище.

Обе эти фрески дают представление об облике знатных женщин Крита, о сложности и изысканности культуры обитателей Кносского дворца, позволяя строить предположения о важном значении женщины в критском обществе. В северозападной части Кносского дворца найдены фрагменты многофигурной «фрески с табуретами», где изображены нарядно одетые юноши, сидящие на табуретах, и среди них девушка в профиль с огромным смеющимся черным глазом, ярким ртом, исполненная живости и задора. На ней узорное голубое с красным платье с большим бантом на шее сзади; на лбу - локон. Несмотря на неожиданную для искусства той эпохи непринужденность и даже свободную естественность подвижных жестов или эффектных костюмов и причесок, общий характер всей этой живописи, однако, не выходит за границы древневосточной торжественности и зрелищности, неизменно сохраняя черты узорности и плоскостности.

Среди фресок Кносского дворца, как и во всем искусстве Крита, очень значительное место занимает изображение быка, игравшего, видимо, чрезвычайно важную роль в хозяйственной жизни и в религиозных и мифологических представлениях критян. В религиях древних народов всего Средиземноморья бык занимал важное место. Понимание этого образа изменялось от древних и примитивных тотемистических представлений до олицетворения в нем животворящей силы природы. Однако нигде быку не придавалось такое большое значение, как на Крите.

В Кноссе найдены замечательные фрески с акробатами - юношами и девушками, прыгающими через стремительно бегущего быка. Они все одеты одинаково - с повязкой на бедрах, талии стянуты металлическими поясами. Их движения свободны и ловки. Подчеркнуты ширина груди, тонкость талии, гибкость и мускулистость рук и ног. Повидимому, эти особенности считались признаками красоты. Возможно, что такие опасные упражнения с разъяренным быком имели не только зрелищный, но и священный смысл. Среди критских фресок только эти динамические акробатические сцены обладают такой же жизненной правдивостью, как и фрески, изображающие природу, хотя черты условности выступают и в них достаточно ясно («летящий галоп» быка и т. п.).

Уже к позднеминойскому периоду (после 1580 г. до н.э.) относятся большие декоративные росписи в так называемом «коридоре процессий» Кносского дворца, где фрески были, вероятно, расположены в два ряда; сохранился нижний ряд с процессией юношей, несущих сосуды из серебра, и девушек с музыкальными инструментами. Человеческие фигуры даны здесь в очень большой мере условно -декоративно и плоскостно. Такого же рода и знаменитый раскрашенный рельеф из Кносса, так называемый (по предположению рванса) «Царь-жрец». Этот не полностью сохранившийся и реставрированный рельеф, большой по размеру (около 2,22 м высоты) и слабо выступающий из фона (не более 5 см в наиболее выдающихся частях), изображает идущего юношу в традиционном древнем костюме (повязке и поясе), с тонкой талией и широкими плечами. Поступь юноши исполнена торжественности. На голове его - корона из лилий и три спускающихся назад пера, на груди - ожерелье, также из цветов лилии. Правой рукой, сжатой в кулак, он касается груди, в отведенной назад левой руке держит жезл. Он проходит среди растущих белых лилий с красными тычинками и порхающих бабочек. Фон рельефа - красный. Необыкновенно изысканный и манерный стиль этого рельефа находит отклики в одновременном дворцовом искусстве Микен и Тиринфа. Еще более условны и похожи на плоский узор росписи саркофага из Агиа Триады, где представлены культовые сцены - жертвоприношение перед двумя двойными секирами (повидимому, бывшими символом священного быка) и принесение даров умершему. Все более усиливающаяся схематизация приводит критскую живопись уже в 15 в. до н.э. к полному упадку.

Сложный и разнообразный путь развития прошла критская керамика. Наиболее ранние глиняные сосуды, выполненные от руки (около 3000 г. до н.э.), покрыты простыми геометрическими узорами, обычными для искусства эпохи неолита. К середине среднеминойского периода (примерно 17 в. до н.э.) искусство керамики достигло высокого расцвета. К этому времени относятся вазы, получившие название по их первой находке в пещере Камарес, с изящными округлыми формами, покрытые черным лаком, по которому белой и красной краской нанесены крупные растительные узоры. С течением времени росписи ваз стали гораздо более реалистическими. В конце среднеминойского периода (конец 17 начало 16 в. до н.э.) появились сосуды с превосходными изображениями растений: тюльпанов, лилий, плюща, выполненными темной краской по светлому фону. Расцветка ваз становилась все более изысканной (например, вазы с сиреневой поливой и белыми лилиями по ней).

В росписях начала позднеминойского периода (16 в. до н.э.) преобладают рыбы, раковины наутилусов, морские звезды и т. п. Одним из шедевров критской керамики является ваза с осьминогом из Гурнии. У этой вазы несколько расплывчатая, словно текучая форма, всецело подчиненная росписи, изображающей большого осьминога; его эластичные щупалъцы, мускулистое тело и горящие глаза переданы поразительно достоверно; вокруг него - водоросли и кораллы. На ритоне ( Ритон - сосуд для вина в виде рога. ), из Псиры изображены дельфины, попавшие в сети.

Позднее, в 15 в. до н.э., в керамике, как и в стенной живописи, началось усиление схематизации. Сложился так называемый «дворцовый стиль» - формы стали суше, изысканнее, рисунок постепенно превратился в орнамент.

Ко времени расцвета искусства Крита, вероятно к 16 в. до н.э., относятся каменные, покрытые рельефом сосуды, сделанные из стеатита (жировика): сосуд с группой жнецов, с песней возвращающихся с поля, или ритон со сценами кулачного боя, борьбы и акробатических сцен с быком, где, несмотря на общую условность рельефа, с большой живостью переданы сложные движения борцов или стремительный бег разъяренного быка.

К тому же периоду блестящего расцвета критского искусства относятся знаменитые золотые кубки с рельефными изображениями быков, найденные в Пелопоннесе, близ деревни Вафио. Простая форма невысоких, слегка расширяющихся кверху кубков хорошо соответствует покрывающему их рельефу. Оба кубка явно были сделаны в одной мастерской. На одном из них представлены быки, мирно пасущиеся на траве среди оливковых деревьев, и широкоплечий, мускулистый юноша, привязавший одного из них. Облик быков, их движения, как и детали пейзажа, свидетельствуют о наблюдательности художника и его высоком мастерстве. Сцены на втором кубке полны стремительного движения. В центре бык, попавший в расставленную сеть и делающий отчаянные усилия, чтобы спастись: он выворачивается всем телом и судорожно вытягивает шею; справа - быстро убегающий бык, ноги которого не касаются земли; слева - борьба дикого быка с охотниками, один из которых уцепился за рога, другой, отброшенный животным, стремглав летит вниз. Движение разъяренного быка передано с яркой выразительностью, но поворот его головы условен, она как бы распластана. Связь этих изображений с религиозно-мифологическими представлениями критян несомненна. Люди на кубках из Вафио даны так же, как на фресках и печатях: те же худощавые, мускулистые фигуры в коротких передниках, так же туго стянутые поясом, в высокой обуви с острыми носками. Тщательно переданы деревья, трава, камни, сеть из толстой крученой веревки.

Период расцвета критского искусства сопровождался развитием мелкой пластики. Найденные на Крите статуэтки богинь, держащих в руках змей, сделанные из фаянса или из слоновой кости, фаянсовые таблички с разноцветными фигурами летучих рыб, раковин, козы с козленком и др. сочетают обычную для эгейского искусства декоративность и изысканность с большой долей реалистической наблюдательности. Статуэтки богинь со змеями, с их традиционным критским костюмом и украшенным цветами убором на голове, с их торжественной, неподвижной позой были, вероятно, изображениями почитаемой во всем Средиземноморье богини - покровительницы всего живого, богини растительности; змея, атрибут богини, считалась священным существом. Такой образ богини, отражавший облик знатной критянки, мог сложиться лишь в обществе, достигшем уже значительного социального расслоения.

Шедевром критской мелкой пластики можно назвать статуэтку богини со змеями Бостонского музея, сделанную из слоновой кости и золота (17 см высоты). Ее стройная фигурка так же одета в длинное платье со сборками, и так же в вытянутых руках она держит змей. Но лицо трактовано более реально, чем у фаянсовых статуэток, и более тонко моделировано. Тщательно передана мускулатура рук. Смелостью своего решения отличается статуэтка из слоновой кости, в которой передано быстрое движение акробата, прыгающего через быка. Острая наблюдательность, верность и точность движения есть и в других образцах мелкой пластики Крита, в особенности в характерных для эгейского искусства многочисленных изображениях быка.

Есть основания думать, что на Крите существовала и крупная скульптура, скорее всего деревянная, которая до нас не дошла.

Упадок критской культуры в 15 в. до н.э. под воздействием, видимо, какого-то неизвестного нам внутреннего кризиса, сопровождавшийся в искусстве быстро нарастающей схематизацией и геометризацией форм, с наибольшей яркостью отразился в скульптуре. Статуэтки юношей этого времени отличаются неестественно удлиненными пропорциями, примитивным изображением тела и лица.

Около 1400 г. до н.э. города Крита были разрушены, повидимому, каким-то иноземным (скорее всего, ахейским) военным вторжением. Разгром Кносского дворца, бывшего средоточием Критской морской державы, возможно, отразился в греческих сказаниях о Тезее - герое, победившем чудовищного Минотавра, полу-человека-полубыка, обитавшего в Лабиринте.

Эгейское искусство, сложившееся на материке Греции, обычно называется микенским искусством.

Вопрос об этнической принадлежности населения Крита и Микен относится к числу самых трудных в исторической науке. Предположительно считается, что обитатели Крита и Микен принадлежали к разным этническим группам. Жители Микен были, вероятно, ахейцы. Теснимые другими племенами, они осели на юге Балканского полуострова около 2000 г. до н.э. Местное население, может быть карийцы или пеласги, частью покинуло родные места и переселилось в другие, частью смешалось с пришельцами. Расцвет микенской культуры относится к 1500 -1200 гг. до н.э. Для социального строя Микен и других эгейских городов Пелопоннеса и побережья Малой Азии было характерно разложение родового строя, выделение аристократии, наличие патриархального рабства и сложение ряда мелких государств во главе с басилевсом - военным вождем, верховным жрецом и судьей. Народное собрание имело некоторое значение в государственных делах. Легенды о внутриродовой борьбе за первенство рода, за царский престол отразились позднее в греческой мифологии и трагедии.

Ведущее место в микенском искусстве занимает архитектура. Архитектурные памятники этого времени обнаружены в Микенах, Тиринфе, Орхомене, Афинах и других местах Греции, а также в Трое (на побережье Малой Азии). Они расположены на возвышенных местах. В отличие от дворцов Крита, не имевших укреплений, дворцы Тиринфа и Микен были хорошо укреплены (см.рисунки).

За их стенами спасалось во время вражеских набегов все окрестное население. Внутри крепостных стен находились дворцовые здания, в которых жил басилевс, его семья и многочисленные родственники, дружина и слуги; там же находились помещения для хранения запасов.

Композиция этих дворцовых комплексов имела некоторые общие черты с композицией критских дворцов - несимметричное расположение построек, световые колодцы и др. Но в ней были и свои местные особенности: в плане дворца центральное место занимал мегарон, большой прямоуголный зал с очагом в середине, четырьмя расширяющимися кверху колоннами по сторонам очага, поддерживавшими перекрытие, и сенями (продомосом), имевшими наружный портик с двумя колоннами. Центральное место мегарона в архитектурном ансамбле, план мегарона и портик «в антах» (то есть с двумя колоннами между выступами боковых стен мегарона) были теми чертами эгейской архитектуры, которые перешли в архитектуру Древней Греции.

Стены дворцовых, построек были сложены из сырцового кирпича с деревянными прокладками, покрыты штукатуркой и иногда расписаны. Для микенской архитектуры характерна также и примитивная техника кладки крепостных стен из огромных неотесанных камней, насухо. Толщина этих стен в Тиринфе доходит до 8 м. Стены были укреплены башнями. Греческий путешественник Павсаний (2 в. н.э.) назвал их в своем «Описании Эллады » циклопическими, потому что передвигать такие камни (более 3 м в длину и 1 м в вышину) было, казалось, под силу только мифическим циклопам. Этот термин -«циклопическая кладка» - применяется до сих пор.

Микенские дворцы-крепости были предшественниками позднейших акрополей в Греции. Большим своеобразием отличались микенские погребальные сооружения. Это «шахтные могилы» (открытые в большом количестве в последние годы), высеченные в скале, выложенные каменными плитами и прикрытые плитами сверху, и купольные гробницы (толосы), представляющие собой круглые сооружения, крытые куполом, который образуется концентрическими рядами кладки с напуском. К круглой камере ведет узкий коридор (дромос). Лучше других сохранившаяся купольная гробница 14 в. до н.э. была открыта Шлиманом в Микенах и названа им «сокровищницей Атрея», по имени отца царя Агамемнона, вождя ахейцев, героя Троянской войны. Высота ее - 13 м, диаметр - 14,5 м, купол ее состоит из 34 концентрических кругов кладки, длина дромоса 36 м.Вход в гробницу сложен из правильных каменных квадров; дверной проем, слегка суживающийся кверху, покрыт огромной монолитной плитой (около 120 тонн весом), над которой продолжается кладка, образующая треугольное отверстие для облегчения стены над поперечной плитой. Ту же конструкцию мы видим в так называемых «Львиных воротах», ведущих в акрополь Микен. Треугольник над пролетом ворот занят здесь большой треугольной же плитой со скульптурным рельефом в виде двух львиц, опирающихся передними лапами на алтарь по сторонам стоящей на нем колонны, расширяющейся кверху. Рельеф величественных «Львиных ворот» - единственный пример монументальной скульптуры в эгейском искусстве. Геральдический характер рельефа вполне соответствовал условному искусству Микен. Композиция микенских архитектурных комплексов была самобытной, но декорация и орнаментика сложились под сильным влиянием Крита, отличаясь лишь большим схематизмом. Размеры построек, их монументальность свидетельствуют о привлечении для их сооружения огромного количества людей - как пленных рабов, так и местного населения.

Микенская стенная живопись сохранилась в Микенах, Тиринфе, Фивах и других местах Греции. Сюжеты росписей те же, что и на Крите, или местные; возможно, что исполнителями этих фресок были критские мастера. Фреска из Тиринфа с изображением акробатических игр с быком похожа на критскую; в большой фреске с фигурой пышно одетой женщины, несущей перед собой ларец из слоновой кости, яснее выступают черты гораздо более условного местного искусства, хотя костюм и прическа - критские. К числу лучших фресок Тиринфа относится фреска с охотой на кабана. Стремительное движение раненного стрелами и убегающего сквозь заросли кабана и ловкие движения собак полны жизни. Но условная расцветка собак усиливает отвлеченно-декоративный характер росписи. Декоративность микенской живописи ближе к декоративности орнамента: в ней преобладает не пятно, а линия. С течением времени черты плоскостности и условной схематизации все более нарастали, как видно, например, по небольшой фреске (около 50 см высоты) со сценой выезда двух девушек на колеснице, так называемых «охотниц». Девушки стоят на колеснице, запряженной парой коней; их одежда - не критская, похожая на греческий хитон; за ними - совершенно условно трактованные деревья. Композиция обрезана на половине фигуры коня; фреска, возможно, представляет собой копию части какой-то многофигурной композиции.

Гомер называет Микены златообильными. Действительно, раскопки Шлимана и раскопки 50-х гг. 20 в. дали совершенно исключительные по богатству и отчасти художественному мастерству вещи: так называемая «маска Агамемнона», кубки, чаши, сосуды - грубой местной работы, но массивные, из чистого золота; замечательный кубок из горного хрусталя с ручкой в виде головы утки; тяжелые бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости с инкрустацией золотом; множество бляшек, украшавших, вероятно, погребальный полог и одежду; кинжалы критской работы с изумительной по тонкости инкрустацией на клинках, изображающей бегущих львов посреди лилий, охоту на львов и др. Таким образом, в прикладном искусстве, как и в архитектуре, видно сочетание высокоразвитой критской культуры с более примитивной местной.

Очень интересным видом эгейского искусства являются резные перстни-печати из камня иди металла. Эти печати очень разнообразны по сюжетам; некоторые из них проливают свет на религиозные представления, сложившиеся в Эгейском мире (когда на них вырезана, например, двойная секира - предмет поклонения, или сцены со жрицами и их культовыми действиями). Люди так же, как и в стенных росписях, изображаются с тонкой талией, мускулистые, с небольшой головой. Хотя человеческие фигурки на печатях сильно схематизированы, зато животные передаются с обычной для эгейского искусства тонкой наблюдательностью (см.рисунок).

В период процветания Критской державы эгейская культура распространялась также на побережье Малой Азии, и богатая Троя входила в сферу ее влияния. Археологические изыскания установили, что гомеровской Трое соответствует седьмой город из двенадцати бывших на Гиссарлыкском холме; в этом городе были крепостные стены и (несохранившиеся) дворцы и храм.

Основываясь на «Илиаде» и «Одиссее» Гомера и на археологических данных, можно предположить, что в 13 - 12 вв. до н.э. союз ахейских племен с Микенами во главе начал борьбу за обладание Геллеспонтом и побережьем Малой Азии. Длительная осада Трои (в течение 10 лет) окончилась победой ахейцев, но обессилила обе стороны.

Около 1200 г. до н.э. микенская культура была сметена новой волной греческих племен - двинувшихся с севера дорийцев, теснимых фракийцами и иллирийцами.

Археологические открытия последних десятилетий подтверждают близость позднемикенской и раннегреческой культуры и тем самым значение эгейского искусства для сложения ранних этапов собственно греческого искусства.

Доисторическая Греция
(до XXX в. до н. э.)
Эгейская цивилизация
(XXX-XII до н. э.)
Западноанатолийская цивилизация
Минойская цивилизация
Кикладская цивилизация
Элладская цивилизация
Микенская цивилизация
Древняя Греция
(XI - 146 до н. э.)
Тёмные века (XI-IX)
Архаический период (VIII-VI)
Классический период (V-IV)
Эллинистический период (IV - 146)
Греция в составе Римской державы
Римская Греция (146 до н. э. - 330 н. э.)
Средневековье и Новое время
(330-1832)
Византийская Империя (330-1453)
Герцогство Афинское (1204-1458)
Османская Греция (1458-1832)
Современная Греция
(после 1821)
Война за независимость (1821-1832)
Монархия (1832-1924)
Республика (1924-1935)
Монархия (1935-1973)
Диктатура И. Метаксаса (1936-1941)
Оккупация (1941-1944)
Гражданская война (1944-1949)
Хунта (1967-1974)
Республика (после 1974)
Тематические статьи
Военная история
Греческие имена
Греческий язык
Греческая литература

Первые центры культуры открыты раскопками Генриха Шлимана в Микенах (), Артура Эванса на Крите (с ). С XIX в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, большие города типа Полиохны на о. Лемнос с каменною стеной высотой 5 м, Филакопы на о. Милос ; царские резиденции - Троя , дворцы Крита (Кносс , Маллия , Фест), акрополь в Микенах.

Самые известные археологические культуры этого периода - минойская (критская) и микенская, по которым он и получил свое название, но есть также несколько локальных, в частности кикладская и эллинская.

Периодизация

  1. Крито-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
    1. Минойская цивилизация (Крит):
      1. Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
      2. Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов. Ранние формы письменности.
      3. Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
    2. Элладская цивилизация (Балканская Греция):
      1. Раннеэлладский период (XXX-XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
      2. Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
      3. Позднеэлладский период (XVI-XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация . Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы , гибель микенской государственности, начало греческих тёмных веков и следующего исторического периода.

Города

Города , укрепленные стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3000 - 2 000 гг. до н. э.; укрепленные поселения в материковой Греции - в конце 2 300 - 2 000 гг. до н. э.; на Крите крепости не обнаружены.

Классификация культуры

Выделяется несколько локальных археологических культур (цивилизаций, которые входят в Эгейскую цивилизацию ):

  • солунийская цивилизация,
  • македонская цивилизация,
  • западноанатолийская цивилизация (Троя , Бейджесултан , Лимантепе),

Хронологически эти цивилизации принято делить на три основных периода - ранний, средний и поздний, а каждый период - на 3 субпериода (І, ІІ, ІІІ): например, раннеминойский І, среднесолунский ІІІ и так далее.

Развитие цивилизации

Развитие Эгейской цивилизации проходило неравномерно, её центры переживали эпохи падений и расцвета в разное время.

Процесс формирования Эгейской цивилизации был сложным и длительным:

  • цивилизации западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита ,
  • на островах восточной части Эгейского моря большое влияние имела цивилизация Трои ;
  • западно-анатолийское влияние было сильным и на других островах.

Средний бронзовый век (2000-1500 гг. до н. э.) - период наибольшей консолидации Эгейской цивилизации , о чём свидетельствует определенное единство материальной культуры: керамики , металлических изделий и др.

Около 1600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев), воины которых использовали боевые колесницы , положило начало возникновению небольших государств микенского периода около других центров - Микен , Тиринфа , Орхомена .

Около 1 470 до н. э. некоторые центры Эгейской цивилизации (особенно Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин . На Крите появилось ахейское (микенское) население, которое принесло новую культуру и линейное письмо Б .

С 1220 г. до н. э. Эгейская цивилизация переживает глубокий внутренний кризис, что сопровождается вторжением дорийцев и «народов моря », что приводит Эгейскую цивилизацию к гибели.

Искусство Эгейской цивилизации

Эгейское искусство характеризуется переходом основной роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другому, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта , Сирии , Финикии . В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером.

Кикладское искусство

Среди памятников 3000-2000 гг. до н. э. выделяется похоронная пластика Киклад , «кикладские идолы», - мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованих, лаконичных, монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой («скрипкоподобные» фигуры, обнаженные женские статуэтки).

Критское искусство

«Синие обезьяны». Фреска с Санторини.

Приблизительно с 2300-2200 гг. до н. э. основным центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 2000-1500 гг. до н. э.). Искусство Крита расширило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих - дворцы (открытые в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание больших горизонтальных площадей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (2000-1700 гг. до н. э., достигший совершенства в росписи ваз камарес ) сменяется в 1700-1500 гг. до н. э. больше конкретною и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кноссе , вазы с изображением морских существ, производство мелкой пластики, торевтики, глиптики); к 1400 г. до н. э. (приблизительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески «тронного зала» и раскрашенный рельеф с стуко «царь-жрец» из дворца в Кноссе, вазопись «дворцового стиля»).

Ахейское искусство

1700-1200 гг. до н. э. - период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены , Тиринф) строились на возвышенностях, с мощными стенами циклопичной кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в двух уровнях - нижний город (место обитания населения околиц) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилищ (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из самана с деревянными связками) складывается тип прямоугольного с портиком дома - мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах». Лучше других раскопанный дворец в Пилосе . Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом («гробница Атрея» около Микен, 1400-1200 гг. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытывало сильное влияние искусства Крита, особенно в 1700-1500 гг. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стеллах «шахтовых гробниц», похоронные маски, некоторая посуда («кубок Нестора») из захоронений). Искусство 1500-1200 гг. до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах , Тиринфе , Микенах , Пилосе ; вазопись, скульптура), но склоняется к стойким симметричным формам и обобщениям (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах).

Периодизация истории.

I. 3 тыс. до н.э. – 12 в. до н.э. Крито-микенская или Эгейская цивилизация.

1.Критская культура 3 тыс. до н.э. - 15 в. до н.э.

2.Микенская культура 18 в. до н. э. - 12 в. до н. э.

II. 12 в. до н.э. - 8 в. до н.э Гомеровский период. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются основным источником информации об этом периоде.

1. 12 - 9 в. до н.э «темные века», в этот период происходит упадок культуры, который был вызван вторжением дорийских племен с севера. В результате была забыта письменность, прекратилось каменное строительство;

2. 9 - 8 в. до н.э. - возникновение новых государств-полисов (Милет, Эфес, Коринф, Мегара, Афины, Спарта),

III. 8 - 6 в. до н.э - архаический период

Складываются основы греческой культуры, греки заселяют все средиземноморье (Великая колонизация).

IV. 6 – 5 в. до н.э. классический период

Период наивысшего расцвета древнегреческой культуры.

V. 4 – 1 в. до н.э. период эллинизма.

Распространение греческой культуры на Восток (до Индии), переплетение греческой культуры с культурой Востока.

Крито – Микенская (Эгейская) культура.

На рубеже III – II тыс. до н.э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на Балканский полуостров и вытеснили коренное население.

В начале 20 века А. Эвансу и Г. Шлиману удалось найти и доказать существование Эгейской культуры, созданной догреческим населением.

Критская культура .

Согласно греческому мифу первым правителем острова Крит был Минос - сын Зевса и финикийской царевны Европы, поэтому у культуры есть второе название - Минойская культура.

Культуру острова Крита делят на три периода:

1 . Раннеминойская - 3000 - 2300 /2100 г. до н.э.

2 . Среднеминойский период – 2300/2100 - 1600 г. до н.э.

3 . Позднеминойский период - 1600 - 1200 г. до н.э.

Первый период расцвета Крита и его гегемонии в Эгейском мире начался на рубеже III – II тыс. до н.э. Наибольшее развитие получили южная и восточная часть острова, куда высадились переселенцы из Малой Азии. Наиболее крупное поселение Фест.

В среднеминойский период (период «первых дворцов») развивалась северная часть острова - Кносс, Фест, Маллия. Период завершился катастрофой. К из-за землетрясения в сер. 18 в. до н.э. от дворцов остались одни развалины. Через 50 лет Крит вступил в пору нового расцвета и взлет критской культуры был до середины 15 в. до н.э., когда цивилизация погибла в результате грандиозного извержения вулкана на соседнем острове Тира (Фера). В 1400 г. до н.э. остров был завоеван ахейцами, пришедшими с материковой Греции.

Крит стал первой морской державой на Средиземном море. Безусловное господство на море позволило Криту не строить оборонительных укреплений на самом острове. Могучий флот позволял критянам развернуть оживленную торговлю. Их экспорт вина, оливкового масла, изделий художественного ремесла (посуда, ткани, украшения, оружие) охватывал все острова Средиземного моря, Египет, Сирию, Пиренейский полуостровов, Малую Азию. Из Египта критяне привозили цветное стекло и фаянс, с Кипра - медь, из Ливии - слоновую кость и драгоценные металлы, из Сирии - лошадей.

Крит был восточной деспотией. Вся земля принадлежала государству. Кроме царя и аристократии существовал слой ремесленников - гончары, скульпторы, каменщики, ювелиры. Вероятно, было и рабство в форме т.н. «домашнего рабства», характерного для Востока (в хозяйстве царя и знати). Но в первую очередь, рабы как государственная собственность, использовались на строительстве крупных сооружений, характерных для древнего Востока. Сельским хозяйством занимались свободные крестьяне. Жизнь привилегированных слоев сосредотачивалась при дворе. Правитель был и верховным жрецом. Предполагают, что на Крите в среднеминойский период властвовали две династии: одна в северной части острова со столицей в Кноссе; другая - в южной части острова со столицей в Фесте. В начале позднеминойского периода вся власть перешла в руки кносских правителей.

Критяне имели письменность (сохранился архив кносского дворца на глиняных табличках (около 3000 глиняных табличек). Выделяют три этапа развития: иероглифическое (рубеж III – II тыс. до н.э.), линейное письмо А (17 – 14 в. до н.э) и линейное письмо Б (1500-1100 гг. до н.э им пользовались пришедшие на Крит ахейцы). Линейное письмо А, которым пользовалось догреческое население не прочитано, т.к. язык критян неизвестен.

О высочайшем уровне развития строительного дела и архитектуры свидетельствуют развалины Кносского дворца. В отличие от монументальной архитектуры Древнего Египта с ее строгой симметрией, дворец в Кноссе не имел строго продуманного плана. Вместе с городскими постройками у гавани он мог вмещать до 100 тыс. жителей. Хотя Кносский дворец несет в себе признаки восточной пышности, но от восточных построек его отличают: живописность линий, открытость просторных помещений, повторяемость одних и тех же архитектурных элементов, большое количество залов, соединенных коридорами вокруг центрального двора образуют лабиринты. Решающей является не монументальность, а выгода и комфорт, и хотя с вида дворец построен хаотично и представляет собой конгломерат отдельных сооружений включенных в единый комплекс, его архитектура цельна и в совершенстве приспособлена к требованиям местного климата. Он имел систему водоснабжения и канализации с терракотовыми ваннами, продуманную вентиляцию и освещение. В залы дворца свет проникал с обширного центрального двора, если же свет не доходил до какой-либо точки, архитектор помещал световые отверстия в перекрытиях или делал специальные окна верхнего света. Вообще световые дворики - одна из наиболее характерных идей критского строительства. Необычны и интересны монументальные лестницы, которые использовались не только по прямому назначению, но и как своеобразные трибуны для зрителей, откуда можно было наблюдать играми или иными зрелищами.

Внутреннее убранство, по-видимому, трехэтажного, дворца было роскошным: полы выложены камнем, нижняя часть стен была облицована гипсом, верхняя - фресковыми росписями. Стены дворцов расписаны фресками, где изображены сцены придворной жизни и изображения животных и растений. В орнаменте преобладают растения (лилии, крокусы, пальмы), и обитатели моря (дельфины, рыбы, моллюски). Излюбленным сюжетом фресок была тавромахия – игры с быком, носившие ритуальный характер.

Фрески и керамика древнего Крита является важным источником сведений о жизни и культуре островитян. Дворец был самым крупным, но не единственным зданием в городе. Были выявлены также дома простых горожан. В окрестностях города сохранились остатки хорошо оборудованных особняков. Сохранились также виадук (мост через овраг), караван-сарай (постоялый и торговый двор). Древнейшей формой жилища на Крите была сложенная из камня или кирпича-сырца круглая постройка с конической крышей. По образцу жилища на Крите строили гробницы, являвшиеся семейными или родовыми усыпальницами

На Крите найдены многочисленные каменные лабрисы (древнегреческие двусторонние топоры, атрибут Зевса), которые, видимо, играли культовую роль и были своеобразным символом острова. От лабриса часто производят название Кносского дворца - Лабиринт.

Женщины играли в жизни Крита важную роль, они пользовались такой свободой, какой не было ни в Античном, ни в Средневековом мире. Культ женщины проявлялся и в обыденной жизни, и в спорте и в религиозном ритуале.

В Критском пантеоне на первом месте стояли женские божества (прототипы греческих богинь Афины, Артемиды, Афродиты).

У критян существовал культ животных, в первую очередь быка, о чем свидетельствуют многочисленные изображения быков, сцены бычьих боев, изображения чудовища с человеческим телом и ногами, но с копытами, головой и хвостом человека. О культе змей свидетельствуют их многочисленные изображения, в том числе и женские фигурки со змеями в руках.

Религиозные обряды справлялись жрецами (а скорее всего жрицами) в священных пещерах, которых было много в горах Крита, и в процессе обряда принимался опиум и достигалось экстатическое состояние.

Критскую культуру часто называют женской культурой.

Микенская культура

Микенскую культуру европейцы начали изучать раньше критской. В 1876г. Г. Шлиман, ведя раскопки в поисках следов Троянской войны, открыл внутри акрополя Микен гробницы ахейских царей, эти т.н. «шахтные захоронения» (глубокие прямоугольные могилы в скале) богатые золотыми изделиями – самые ранние памятники микенской культуры. Они относятся к концу 17 – 16 в. до н.э. Микенская культура делится на периоды:

1. раннемикенский период 1700-1550г до н.э.

2. среднемикенский период 1550-1400г. до н.э.

3. позднемикенский период 1400-1200г. до н.э

Около 1700 г. до н.э. в Арголиде (восточное побережье Пелопоннеса) - центре власти микенских правителей стало особенно сильно проявляться влияние Крита (мода, святилища критского типа, в которых приносили жертвы богине с Крита). Но, не смотря на воздействие более развитой цивилизации, ахейцы сохранили многие черты культуры принесенной ими с севера. Например, они носили бороду и усы. И если критская культура «женственна», то микенская – «мужественна».

Ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения. Их сооружения монументальны, а тематика стенных росписей – сцены войны и охоты.

Одно из самых выдающихся сооружений этого периода - Львиные ворота, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся друг на друга каменных блоков. За этими воротами находились шахтные гробницы, выдолбленные в скале.

В 14 в. до н.э. шахтные гробницы были заменены купольными гробницами (толосами). Самая известная – «гробница Агамемнона» (высота двери - 5 м, перекрыта каменными блоками, весом 120 т). Наиболее ценными находками в этих гробницах явились золотые посмертные маски правителей.

Также как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы - в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. Дворцы были похожи на критские, также украшены росписями, но обнесены мощными стенами из огромных каменных глыб без связующего материала. Место центрального открытого двора занимает большой четырехугольный зал с четырьмя колоннами и с очагом в центре (мегарон). Более холодный чем на Крите климат не позволял иметь много окон, а в мегароне их вообще не было, свет проникал через двери и отверстие над очагом. Мастерские уже были выведены за пределы дворца, сооружены открытые водопроводы. Для того чтобы врагу попасть во дворец, нужно было преодолеть огромное число оборонительных сооружений.

Огромную роль в изучение микенской культуры сыграла расшифровка линейного письма Б, сделанная в 1953 г. англичанами М. Вентрисом и Дж. Чедвиком. В линейном письме Б содержалось 88 знаков - больше чем в звуковом и меньше чем в иероглифическом. Это было слоговое письмо, заимствованное у догреческого населения. Оно не было приспособлено к греческой фонетике.

Многочисленные глиняные таблички содержат в основном хозяйственные записи, свидетельствуют о сильной дифференциации общества, во главе государства стоял правитель – «ва-на-ка», являвшийся крупнейшим землевладельцем, взимавшим подати. Царь исполнял верховные функции жреца.

Существовал значительный слой аристократии и чиновничества.

Микенцы поклонялись Зевсу, Гере, Посейдону, Афине и Артемиде. Не было Аполлона и Ареса, но им соответствовали Пеавон и Энувалиос). Были женские соответствия Посейдону - богиня Посидея, Зевсу - богиня Дивия, которых классическая Греция не знала. Упоминается Богиня ветров (имя неизвестно), Дионис упоминается не как бог, а как обыкновенный человек, известный многим соотечественникам. Центральной в Микенской мифологии была богиня - Мать.

В ахейских документах упоминаются многое имена, вошедшие в поэмы Гомера, но не имеющие ничего общего с его героями - Ахилл, Аякс, Гектор, Гектор, Махаон, Тесей.

Ахейцы начинают активную колонизационную политику и заселяют побережье Средиземного моря. Об ахейцах говорят хеттские, египетские тексты. Воспоминания о завоевательном походе ахейцев в Малую Азию сохранились в предании о Троянской войне (согласно греческой хронологии разрушение Трои произошло в 1184 г. до н.э.).

Преобладанию ахейцев в Эгейском мире наступило на рубеже 12 -11 вв. до н.э., когда огромная масса северо-балканских варварских народов устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играли греческие племена дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - они имели железное оружие, более эффективное, чем бронзовое оружие ахейцев.

С приходом дорийцев в 14-13 в. до н.э. в Греции начинается железный век и прекращает свое существование Крито-Мекенская цивилизация.

Гомеровская Греция.

В 12 – 8 вв до н.э. совершился переход от родового строя к государственной организации полисного типа, т.е. сформировался полис. Эти процессы нашли свое отражение в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Пришедшие с Балкан греческие племена расселялись небольшими родовыми группами во главе с выборными предводителями – басилевсами. Для решения каких-то общих задач роды иногда объединялись, образуя фратрии, фратрии объединялись в племя - фила - во главе с филабасилевсами. Начали распространяться элементы частной собственности, хотя земля была общим достоянием рода, добыча принадлежала тому, кто ее присвоил, скот был также индивидуальной собственностью. Земли аристократии переходили по наследству.

Главной формой политической организации греков стали города-государства (полисы), управляемые аристократией. Центром государства был город, он образовывался в результате слияния нескольких деревень для укрепления обороноспособности. Эта мера называется - синойкизм. Например, Спарта состояла из 5 деревень, а Афины - из 12 деревень.

В 9 в до н.э. произошло событие, ставшее решающим для всей греческой культуры: греки заимствовали у финикийцев алфавит и усовершенствовали его, добавив несколько знаков для обозначения гласных. Тем не менее, старейшая греческая надпись, дошедшая до нас относится к 8 в. до н.э. Два больших шедевра греческой культуры в 8в до н.э. - гомеровские «Илиада» и «Одиссея» первоначально существовали только в устной форме. Хотя поэмы посвящены еще предшествующему периоду - Микенской культуре, они являются источниками информации для периода 12 - 11в до н.э.

Эпические поэмы Гомера - кодекс аристократической морали. Высшая ценность для знатного воина - это посмертная слава и вечная память об имени доблестного бойца и его подвигах.

Со временем поэмы Гомера стали для греческой культуры вроде священных книг, каноном поведения и одновременно источником знания о прошлом. Гомер внушил грекам свое представление о богах, и они от этого представления уже никогда не смогли избавиться. Хотя на самом деле мир олимпийских богов и богинь сложился намного раньше, когда греческие племена поселились вблизи горы Олимп в Северной Греции. А взаимоотношения богов очень напоминают придворный быт древних правителей Фессалии, находившейся у подножия Олимпа.


Похожая информация.


крито-микенская культура, общее название цивилизаций бронзового века (3-2-е тыс. до н. э.) на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и М. Азии (Анатолии). Первые центры открыты раскопками Г. Шлимана в Микенах (См. Микены) (1876), А. Эванса на Крите (с 1899). С 19 в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, крупные города типа Полиохни на о. Лемнос с каменными стеной высотой 5 м , Филакопи на о. Милос; царские резиденции - Троя, дворцы Крита (Кнос, Маллия, Фест), акрополь в Микенах. Развитие Э. к. проходило неравномерно, сё центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Города, укрепленные стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3-м тыс. до н. э.; укрепленные поселения в материковой Греции - в конце 3-го тыс.; на Крите крепости неизвестны и во 2-м тыс. до н. э. Выделяется несколько локальных археологических культур (цивилизаций) (фессалийская, македонская, западноанатолийская, Элладская культура, Кикладская культура, Минойская культура), входящих в Э. к. Хронологически эти культуры принято делить на три основных периода - ранний, средний и поздний, а каждый период - на 3 субпериода (I, II, III): например, раннеминойский I, среднефессалийский III и т.п. Процесс формирования Э. к. был сложным и длительным: культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита, на островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои; западно-анатолийское влияние было сильно и на других островах. Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись вражескому нашествию, о чём свидетельствуют следы пожаров и разрушения на поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) к началу 2-го тыс. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура; в начале 2-го тыс. до н. э. появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н. э.- Линейное письмо А. Ср. бронзовый век (1-я пол. 2-го тыс. до н. э.) - период наибольшей консолидации Э. к., о чём свидетельствует определённое единство материальной культуры: керамики, металлических изделий и др. Около 1600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев (См. Ахейцы)), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств т. н. микенского периода вокруг других центров - Микен, Тиринфа, Орхомена. Около 1470 до н. э. некоторые центры Э. к. (особенно Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) население, принёсшее новую культуру и линейное письмо Б. С конца 13 в. до н. э. Э. к. переживает глубокий внутренний кризис, сопровождающийся нашествием дорийцев (См. Дорийцы) и «народов моря» (См. Народы моря), что приводит Э. к. к гибели.

В. С. Титов.

Эгейское искусство характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Др. Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока Эгейское искусство отличается более светским характером. Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика Киклад, «кикладские идолы», - мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкообразные» фигуры, обнажённые женские статуэтки).

Приблизительно с 23 в. до н. э. ведущим центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 1-й пол. 2-го тыс. до н. э.). искусство Крита распространило влияние на Киклады и материковую Грецию. Высочайшие достижения критских зодчих - дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание обширных горизонтальных плоскостей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (20-18 вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в 17-16 вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, произв. мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу 15 в. до н. э. (предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески «тронного зала» и раскрашенный рельеф из стука «царь-жрец» из дворца в Кносе, вазопись «дворцового стиля»).

17-13 вв. до н. э.- период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами т. н. циклопической кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в 2 уровнях- нижний город (место убежища окрестного населения) и Акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилища (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из сырцового кирпича с деревянными связями) складывается тип прямоугольного с портиком здания - Мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах (См. Анты)». Лучше других раскопан дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным Сводом и Дромосом («гробница Атрея (См. Атрей)» близ Микен, 14 или 13 вв. до н. э.). Изобразит. и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в 17-16 вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм [рельефы на надгробных стелах «шахтовых гробниц», погребальные маски, некоторые сосуды («кубок Нестора») из погребений]. Искусство 15-13 вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах).

Н. М. Лосева.

Лит.: Полевой В. М., Искусство Греции. Древний мир, М., 1970; Сидорова Н. А., Искусство Эгейского мира, М., 1972; [Соколов Г.], Эгейское искусство. [Альбом], М., 1972; Монгайт А. Л., Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века, М., 1974; Блаватская Т. В., Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура, М., 1976; Schachermeyer F., Die ältesten Kulturen Griechenlands, Stuttg., ; Demargne P., Naissance de l’art grec, P., 1974; Matz F., Kreta, Mykene, Troja, , Stuttg.- Gotta, ; Renfrew C., The emergence of civilisation. The Cyclades and the Aegean in the third millennium B. C., ; Vermeule E., Greece in the bronze age, hi.- L., 1972; History of the Hellenic world. Prehistory and protohistory, Athens - L., 1974.

  • - возделывание того или иного вида с.-х. раст.: пшеницы, хлопка, льна, картофеля и т. д. . Часто слово К. отождествляется с понятием сельскохозяйственное растение...

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

    Словарь ботанических терминов

  • - Македония - регион на севере Греции. В номе Иматия, на расстоянии 12 км от города Верия, расположена Вергина - первая столица македонского государства...

    Географическая энциклопедия

  • - система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей. К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования...

    Этнопсихологический словарь

  • - 1) в первом значении этого латинского слова - обработка и уход за землей, с тем чтобы сделать ее пригодной для человеческих потребностей...

    Начала современного Естествознания

  • - наиболее примитивная культура обработки камня, когда для получения сотрого края камень раскалывался обычно просто пополам, без дополнительной доработки. Возникла около 2,7, исчез около 1 миллиона лет назад...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - широкое понятие, имеющее много определений, но охватывающее по существу все, что создано людьми и отличает их от животных...

    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

  • - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими...

    Исторический словарь

  • - условное название греческой цивилизации в Эгейском бассейне. Э.к. возникла и развивалась на протяжении XXX - XII вв. до н.э. Выделяют три географических региона э.к.: элладский, кикладский и минойский...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - крито-микенская культура - условное назв. культуры Др. Греции эпохи бронзы. Хронологич. принято делить на три периода: ранний, средний, поздний...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - крито-микенская культура, - условное назв. культуры Др. Греции эпохи бронзы. Хронологически принято делить на три периода: ранний, средний, поздний...

    Советская историческая энциклопедия

  • - крито-микенская культура, общее название цивилизаций бронзового века на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и М. Азии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - условный термин для обозначения культуры Др. Греции эпохи бронзы...

    Большой энциклопедический словарь

  • - бит-культу/ра,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - сущ., кол-во синонимов: 6 быдлопопса поп-культура попса попсарня попсня попсятина...

    Словарь синонимов

"Эгейская культура" в книгах

4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство Художественная деятельность – это особый вид человеческой активности, уникальный в его отношении к культуре. Это единственная деятельность, смыслом которой является создание, хранение, функционирование

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,

Пример из практики W. L. Gore & Associates: новаторская культура и культура инноваций

Из книги Отличная компания. Как стать работодателем мечты автора Робин Дженнифер

Пример из практики W. L. Gore & Associates: новаторская культура и культура инноваций Компания в цифрах и фактах: Сфера деятельности: разработка и производство фторполимерной продукции, в том числе для нужд электронной и текстильной промышленности и для применения в

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура - это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

Культура народа и культура личности Шесть лекций

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Культура народа и культура личности Шесть лекций Предисловие Культура народ а и культура личности - для многих это понятия различные, как небо и земля. Лучшие люди нашего времени стремятся достигнуть только первой или только второй. Исходным же пунктом настоящих лекций

Джордж Моссе НАЦИЗМ И КУЛЬТУРА Идеология и культура Национал Социализма

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма] автора Моссе Джордж

Джордж Моссе НАЦИЗМ И КУЛЬТУРА Идеология и культура Национал

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная

Из книги Римская армия эпохи Ранней Империи автора Ле Боэк Ян

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их

Глава II. Эгейская культура и Греция времен Гомера

автора Куманецкий Казимеж

Глава II. Эгейская культура и Греция времен Гомера ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА На рубеже III–II тысячелетий до н. э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на Балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено в ту пору людьми,

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА На рубеже III–II тысячелетий до н. э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на Балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено в ту пору людьми, которые говорили на языке, не относящемся ни к

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ 1.4.1. Понятие культуры вообще О понятии культуры написаны горы литературы. Существует огромное множество определений слова «культура». Разные авторы вкладывают в него самый различный смысл.

Эгейская культура

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭГ) автора БСЭ

автора

Культура См. также «Искусство и художник», «Массовая культура», «Политика и культура» Культура – это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны. Лорд Раглан* Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто. Эдуар Эррио* Культура есть

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Массовая культура См. также «Культура», «Рок– и поп-музыка», «Телевидение» Массовая культура: противоречие в определении. NN* Массовая культура – обезболивающее средство, анальгетик, а не наркотик. Станислав Лем* Популярное искусство ценно не по пользе, которую оно

Штабная культура / Искусство и культура / Культура

Из книги Итоги № 36 (2013) автора Итоги Журнал

Штабная культура / Искусство и культура / Культура Штабная культура / Искусство и культура / Культура В Восточном крыле Главного штаба, переданном в 1993 году Государственному Эрмитажу, завершилась реставрация Интерьерам Восточного крыла

2. Наша народная русская культура есть культура духа

Из книги Творений. Книга I. Статьи и заметки автора (Никольский) Андроник

2. Наша народная русская культура есть культура духа Нашему пастырскому попечению вверен Богом и от Бога церковной властью благочестивый по своей природе русский народ. Для всякого внимательного к народной жизни наблюдателя с несомненностью очевидна особенность

Ранний этап истории Древней Греции носит название крито-микенский, или эгейский: цивилизации бронзового века (от 3000 до 1000 гг. до н. э.) на островах Эгейского моря, на Крите, а также на территории материковой Греции и Анатолии получили общее название Эгейской цивилизации, которая, в свою очередь, подразделяется на Крито-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.), включающий в себя Минойскую и Микенскую цивилизации. В III—II тысячелетиях до н. э. возникают первые государства в бассейне Эгейского моря — на острове Крит и полуострове Пелопоннес (города Микены, Пилос, Тиринф).

Берег Эгейского моря

Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами.


Микены. Руины города


Толчком к началу исследований английского археолога Артура Эванса на Крите послужили сюжеты древнегреческих мифов о мастере Дедале , что построил в Кноссе для царя Миноса дворец-лабиринт,

Дедал и Икар


Воссозданные Эвансом из руин фрагменты Кносского дворца



и о герое Тесее , что победил жителя лабиринта Минотавра и нашёл обратный путь с помощью «нити Ариадны».


Тесей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425—410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид


Bambini, Niccolo - Ariadne and Theseus


Микены открыты Генрихом Шлиманом после раскопок в Малой Азии, где он отыскал легендарную Трою.

В конце III — начале II тысячелетия до н. э. самым могущественным было Критское царство — талассократия (подтип государства, вся экономическая, политическая и культурная жизнь которого так или иначе связанной с морем), которое занимало исключительно выгодное географическое положение и обладала сильным флотом. Критские мастера тонко обрабатывали бронзу, но не знали железа, изготавливали и расписывали керамическую посуду изображениями растений, животных, людей.

Кувшин в морском стиле. Археологический музей, Ираклион


По сей день поражают руины царского дворца в Кноссе. Он представлял собой многоэтажное сооружение, большинство помещений которого соединены сложной системой переходов, коридоров, которые никогда не имели внешних окон, а освещались через специальные световые шахты. Во дворце действовала система вентиляции и водоснабжения. Стены украшены фресками. Одна из самых знаменитых — «Парижанка» (в настоящее время в коллекции Археологического музея Ираклиона) — так Артур Эванс назвал изображение молодой женщины с темными вьющимися волосами.

«Парижанка»


Дворец был центром политической и религиозной жизни государства Миноса. Поклонялись критяне богине Деметре ,

Деметра

Богиня плодородия и земледелия


Ей служила верховная жрица — дочь Миноса, которую могут изображать большая и малая статуэтки Богиня со змеями.

Богиня со змеями (большая)


Другие артефакты указывают на то, что в религиозных представлениях центральным был культ быка как олицетворение Посейдона — бога-громовержца (Крит и прилегающие острова часто страдали от землетрясений): крышу дворца украшали монументальные изображения рогов, в виде головы быка изготовляли ритуальные сосуды, на одной из фресок изображена игра акробатов с быком — Таврокатапсия.

Таврокатапсия на фреске из Кносса


Кносс был разрушен в результате извержения вулкана на острове Тира, и Крит потерял свое доминирующее положение.

Так с середины II тысячелетия до н. э. центром греческой цивилизации стали Микены, населенные греками-ахейцами.

Маска ахейского царя


Его окружали мощные оборонительные стены, сложенные из огромных, грубо отесанных каменных блоков. Главные Львиные ворота украшала треугольная стела с рельефным изображением двух львиц.

Барельеф со львами

Генрих Шлиман нашёл также золотую усыпальницу микенских царей — гробницу Атрея, которая представляет собой расположенные по кругу подземные сооружения с купольными сводами.

Вход в Гробницу Атрея

Микены возглавили ахейцев в Троянской войне , воспетой в «Илиаде» , которая приписывается авторству Гомера .

Троянский конь, Джованни Доменико Тьеполо

Рукопись «Илиады» V века

бюст Гомера в Лувре

Исчезновение микенской культуры в XII веке до н. э. связывают с вторжением с севера Балканского полуострова дорийских племен, среди которых всё ещё господствовал родовой строй. Порабощение дорийцами коренных жителей привело к упадку греческих городов и их культуры, в частности к потере раннегреческой письменности (так называемое критское письмо).

Табличка с надписью Линейным письмом (Археологический музей Ираклиона,Крит)

Выбор редакции
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...