Краткая характеристика героев мертвые души таблица. Главные герои «Мертвые души


Главные герои поэмы «Мертвых душ» олицетворяют общество прошлых столетий.

«Мертвые души» главные герои

Образная система поэмы строится в соответ­ствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями: помещичья, чиновничья Россия и образ Чичикова.

Главный герой «Мертвых душ» Чичиков . Это бывший чиновник (коллежский советник в отставке), а ныне махинатор: занимается скупкой так называемых «мёртвых душ» (письменных сведений об умерших со времени последней ревизии крестьянах) для заклада их как живых, чтобы взять кредит в банке и приобрести вес в обществе. Одевается щёгольски, следит за собой и после дальней и пыльной российской дороги умудряется выглядеть, как будто только от портного и цирюльника. Имя его стало нарицательным для людей — пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных»

Манилов — Приятный, но скучный и ленивый мужчина средних лет. Мало занимается своей усадьбой. В его деревне 200 крестьянских изб. Крестьяне Манилова ленивы, как и сам хозяин. Манилов любит сидеть в своем кабинете и мечтать целый день, куря трубку. Романтичный и чувствительный мужчина, любящий свою семью.

Коробочка — старая вдова. Она – хорошая хозяйка, бережливая и запасливая, глуповатая и подозрительная старуха. В ее деревне всего 80 душ. Крестьяне Коробочки работают исправно, а хозяйство хорошо отлажено. Избы и постройки в усадьбе Коробочки целые и крепкие. Коробочка торгует товарами, которые производят ее крестьяне. Это «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы.

Ноздрёв — Молодой вдовец, 35 лет. Бойкий, веселый и шумный. Любит развлекаться и пьянствовать. Не может сидеть дома более одного дня. Мало занимается своей усадьбой и крестьянами. Не занимается своими двумя детьми. Держит целую стаю собак и любит их больше, чем своих детей.

Собакевич — зажиточный помещик 40-50 лет. Женат. Внешне похож на медведя. Здоровый и крепкий. Неуклюжий, грубый и прямолинейный. Основательно занимается своим поместьем. У его крестьян избы крепкие и надежные. Любит хорошо поесть.

Плюшкин — Богатый помещик. У него около 1000 душ. У него много мертвых и беглых душ. Плюшкин живет как нищий человек: ходит в обносках и питается сухарями. Он ничего не выбрасывает. Его крестьяне живут в старых, ветхих домах. Он завышает цены и не продает товары купцам, поэтому товары гниют в кладовых.

Меню статьи:

Поэма Гоголя «Мертвые души» не лишена значительного количества действующих персонажей. Всех героев по их значимости и временном промежутке действия в поэме можно поделить на три категории: главные, второстепенные и третьестепенные.

Главные герои «Мертвых душ»

Как правило, в поэмах количество главных героев небольшое. Такая же тенденция наблюдается и в произведении Гоголя.

Чичиков
Образ Чичикова, бесспорно, является ключевым в поэме. Именно благодаря этому образу происходит связь эпизодов повествования.

Павел Иванович Чичиков отличается своей нечестностью и лицемерием. Его желание обогатиться обманным путем обескураживает.

С одной стороны причины такого поведения объяснимы давлением общества и действующими в нем приоритетами – богатый и нечестный человек пользуется большим почетом, чем честный и порядочный бедняк. Так как никто не желает влачить свое существование в нищете, то финансовый вопрос и проблема улучшения своих материальных ресурсов всегда актуальна и часто граничит с нормами морали и добропорядочности, которую многие готовы переступить.

Такая же ситуация случилась и с Чичиковым. Он, будучи простым человеком по происхождению, фактически был лишен возможности сколотить свое состояние честным путем, поэтому возникшую проблему решил с помощью смекалки, сообразительности и обмана. Скуп «мертвых душ» в качестве идеи является гимном его уму, но в то же время обличает бесчестное естество героя.

Манилов
Манилов стал первым помещиком, к которому Чичиков приехал за покупкой душ. Образ этого помещика неоднозначен. С одной стороны, он создает приятное впечатление – Манилов приятный и воспитанный человек, но тут же отметим, что он апатичный и ленивый.


Манилов – это человек, который всегда подстраивается под обстоятельства и никогда не выражает своего настоящего мнения по тому или иному поводу – Манилов принимает наиболее выгодную сторону.

Коробочка
Образ этой помещицы, пожалуй, воспринимается в целом как позитивный и приятный. Коробочка не отличается умом, она глупая и, в некой мере, необразованная женщина, но при этом она смогла удачно себя реализовать в качестве помещицы, что значительно возвышает ее восприятие в целом.

Коробочка слишком простая – в некоторой мере ее повадки и привычки напоминают стиль жизни крестьян, что не впечатляет стремящегося к аристократам и жизни в высшем обществе Чичикова, но зато позволяет Коробочке жить вполне счастливо и вполне успешно развивать свое хозяйство.

Ноздрев
Ноздрев, к которому приезжает Чичиков, после Коробочки, воспринимается совсем иначе. И это не удивительно: кажется, что Ноздрев не смог полноценно себя реализовать ни в одной сфере деятельности. Ноздрев – плохой отец, который пренебрегает общением с детьми и их воспитанием. Он плохой помещик – Ноздрев не занимается своей усадьбой, а только спускает все средства. Жизнь Ноздрева – это жизнь человека, предпочитающего выпивку, гуляния, карты, женщин и собак.

Собакевич
Этот помещик вызывает неоднозначное мнение. С одной стороны он грубый, мужиковатый человек, но с другой стороны, эта простота позволяет ему вполне успешно жить – все постройки в его усадьбе, включая дома крестьян, сделаны на совесть – нигде не найдешь чего-то прохудившегося, крестьяне его сыты и вполне довольны. Сам же Собакевич часто трудится вместе с крестьянами на равных и не видит в этом ничего необычного.

Плюшкин
Образ этого помещика, пожалуй, воспринимается как самый негативный – он скупой и злой старик. Плюшкин внешне похож на нищего, так как одежда его невероятно прохудилась, дом его похож на развалины, как впрочем и дома его крестьян.

Плюшкин живет необыкновенно экономно, но делает это не потому, что в этом есть необходимость, а из-за чувства жадности – он готов выбросить испортившуюся вещь, но только не применять ее во благо. Именно поэтому на его складах сгнивают ткань и продукты, но при этом его крепостные ходят головные и оборванные.

Второстепенные герои

Второстепенных героев в повести Гоголя также не много. Фактически всех их можно охарактеризовать как значимых деятелей уезда, деятельность которых не связана с помещицтвом.

Губернатор и его семья
Это, пожалуй, один из самых значимых людей в уезде. По идее, он должен быть проницательным, умным и рассудительным. Однако на практике все оказалось не совсем так. Губернатор был человеком добрым и приятным, но дальновидностью не отличался.

Жена его была тоже милая женщина, однако ее излишнее кокетство портило всю картину. Дочка губернатора была типичной жеманной девушкой, что правда внешне она очень отличалась от общепринятого стандарта – девушка не отличалась полнотой, как было принято, а была стройной и милой.

Что правда ввиду своего возраста она была слишком наивной и доверчивой.

Прокурор
Образ прокурора не поддается значительному описанию. По мнению Собакевича, он был единственным порядочным человеком, хотя, если быть до конца честным, то и он все же был «свиньей». Такую характеристику Собакевич никак не объясняет, что затрудняет понимание его образа. Помимо этого мы знаем, что прокурор был очень впечатлительным человеком – когда обман Чичикова был раскрыт, из-за излишнего волнения, он умирает.

Председатель палаты
Иван Григорьевич, который был председателем палаты, был человеком милым и воспитанным.

Чичиков отметил, что он был очень образованным, в отличие от большинства значимых людей уезда. Однако его образование не всегда делает человека мудрым и дальновидным.

Так получилось и в случае с председателем палаты, который мог с легкостью цитировать произведения литературы, но при этом не смог разглядеть обман Чичикова и даже помог ему оформить документы на мертвые души.

Полицмейстер
Алексей Иванович, который выполнял обязанности полицмейстера, казалось, сросся со своей работой. Гоголь говорит, что он смог в идеале постигнуть все тонкости работы и его уже сложно было представить на какой-либо другой должности. Алексей Иванович приходит к любую лавку как к себе домой и может брать все, что душа его пожелает. Несмотря на такое наглое поведение, он не вызвал негодование у горожан – Алексей Иванович умеет удачно выкрутиться из ситуации и сгладит неприятное впечатление от поборов. Так, например, он зовет в гости на чай, поиграть в шашки или же посмотреть рысака.

Предлагаем проследить за в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Такие предложения не делаются полицмейстером спонтанно – Алексей Иванович умеет найти в человека слабое место и пользуется этим знанием. Так, например, узнав о том, что купец имеет страсть к карточным играм, то тут же приглашает купца на игру.

Эпизодические и третьестепенные герои поэмы

Селифан
Селифан – это кучер Чичикова. Как и большинство простых людей, он необразованный и глуповатый человек. Селифан предано служит своему хозяину. Типично для всех крепостных, он любит выпить и часто бывает рассеян.

Петрушка
Петрушка – второй крепостной в подчинении Чичикова. Он служит в должности лакея. Петрушка любит читать книги, правда, он не много понимает из прочитанного, но это не мешает ему получать удовольствие от самого процесса. Петрушка часто пренебрегает правилами гигиены и поэтому он него исходит непонятный запах.

Мижуев
Мижуев приходится зятем Ноздреву. Мижуев не отличается благоразумием. По своей сути он человек безобидный, но очень любит выпить, что значительно портит его образ.

Феодулия Ивановна
Феодулия Ивановна – жена Собакевича. Она простая женщина и своим повадками напоминает крестьянку. Хотя, нельзя сказать, что поведение аристократов для нее совсем чуждо – некоторые элементы все же присутствуют в ее арсенале.

Предлагаем ознакомиться с в поэме Николая Гоголя “Мертвые души”

Таким образом, в поэме Гоголь представляет читателю широкую систему образов. И, хотя большинство из них, являются собирательными образами и по своей структуре являются изображением характерных типов личностей в обществе, все же вызывают интерес у читателя.

Характеристика героев поэмы “Мертвые души”: список персонажей

4.8 (96.36%) 11 votes

В одной из своих статей Белинский замечает, что «автор „Мертвых душ" нигде не говорит сам, он только заставляет говорить своих героев сообразно с их характерами. Чувствительный Манилов у него выражается языком образованного в мещанском вкусе человека, а Ноздрев — языком исторического человека...». Речь героев у Гоголя психологически мотивирована, обусловлена характерами, образом жизни, типом мышления, ситуацией.

Так, в Манилове доминирующими чертами являются сентиментальность, мечтательность, благодушие, чрезмерная чувствительность. Эти качества героя необыкновенно точно переданы в его речи, изящно-витиеватой, учтивой, «деликатной», «приторно-сладкой»: «наблюсти деликатность в своих поступках», «магнетизм души», «именины сердца», «духовное наслаждение», «паренье эдакое», «препочтеннейший и прелюбезнейший человек», «не имею высокого искусства выражаться», «случай доставил мне счастие».

Манилов тяготеет к книжно-сентиментальным фразам, в речи этого персонажа мы чувствуем гоголевскую пародию на язык сентиментальных повестей: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Так он обращается к жене. Не менее «любезен» Манилов и с Чичиковым: «удостоили нас своим посещением», «позвольте вас попросить расположиться в этих креслах».

Одна из основных особенностей речи помещика, по замечанию В. В. Литвинова, «ее расплывчатость, запутанность, неопределенность». Начиная фразу, Манилов как будто сам попадает под впечатление собственных слов и не может четко закончить ее.

Характерна и речевая манера героя. Манилов разговаривает тихо, вкрадчиво, замедленно, с улыбкой, порой зажмуривая глаза, «как кот, у которого слегка пощекотали за ушами пальцем». Выражение лица его при этом делается «не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно».

В речи Манилова заметны и его претензии на «образованность», «культурность». Обсуждая с Павлом Ивановичем продажу мертвых душ, он задает ему высокопарный и витиеватый вопрос о законности данного «предприятия». Манилова очень волнует, «не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». При этом он показывает «во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головоломного дела».

Характерна в поэме и речь Коробочки, простой, патриархальной матушки-помещицы. Коробочка совершенно необразованна, невежественна. В речи ее постоянно проскальзывает просторечие: «нешто», «ихний-то», «маненько», «чай», «ахти», «забранки пригинаешь».

Коробочка не только проста и патриархальна, но боязлива и глуповата. Все эти качества героини проявляются в ее диалоге с Чичиковым. Боясь обмана, какого-то подвоха, Коробочка не спешит соглашаться на продажу мертвых душ, полагая, что они могут «как-нибудь понадобиться в хозяйстве». И только ложь Чичикова о ведении казенных подрядов подействовала на нее.

Гоголь изображает и внутреннюю речь Коробочки, в которой передана жизненно-бытовая сметливость помещицы, та самая черта, которая помогает ей набирать «понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки». «Хорошо бы было, — подумала между тем про себя Коробочка, — если бы он забирал у меня в казну муку и скотину. Нужно его задобрить: теста с вчерашнего вечера еще осталось, так пойти сказать Фетинье, чтоб спекла блинов...»

Необыкновенно колоритна в «Мертвых душах» речь Нозд-рева. Как заметил Белинский, «Ноздрев говорит языком исторического человека, героя ярмарок, трактиров, попоек, драк и картежных проделок».

Речь героя очень пестра и разнообразна. В ней присутствует и «уродливый офранцуженный жаргон армейски-ресторанного пошиба» («безешки», «клико-матрадура», «бурдашка», «скандальозно»), и выражения карточного жаргона («банчишка», «гальбик», «пароле», «сорвать банк», «играть дублетом»), и термины собаководства («мордаш», «бочковатость ребер», «брудастая»), и множество бранных выражений: «свинтус», каналья», «черта лысого получишь», «фетюк», «бестия», «скотовод ты эдакий», «жидомор», «подлец», «смерть не люблю таких растепелей».

В своих речах герой склонен к «импровизациям»: зачастую он сам не знает, что может придумать в следующую минуту. Так, он рассказывает Чичикову, что за обедом выпил «семнадцать бутылок шампанского». Показывая гостям имение, он ведет их к пруду, где, по его словам, водится рыба такой величины, что ее с трудом могут вытащить два человека. Причем ложь Ноздрева не имеет какой-либо видимой причины. Он привирает «для красного словца», желая поразить окружающих.

Ноздреву свойственна фамильярность: с любым человеком он быстро переходит на «ты», «ласково» называет собеседника «свинтусом», «скотоводом», «фетюком», «подлецом». Помещик «прямолинеен»: в ответ на просьбу Чичикова о мертвых душах он заявляет ему, что тот «большой мошенник» и его следует повесить «на первом дереве». Однако после этого Ноздрев с тем же «пылом и интересом» продолжает «дружескую беседу».

Речь Собакевича поражает своей простотой, краткостью, точностью. Помещик живет уединенно и нелюдимо, он по-своему скептичен, обладает практическим умом, трезвым взглядом на вещи. Поэтому в своих оценках окружающих помещик нередко груб, в речи его присутствуют бранные слова ж выражения. Так, характеризуя городских чиновников, он называет их «мошенниками» и «христопродавцами». Губернатор, но его мнению, «первый разбойник в мире», председатель — «дурак», прокурор — «свинья».

Как отмечает В. В. Литвинов, Собакевич сразу схватывает суть разговора, героя не легко сбить с толку, он логичен и последователен в споре. Так, аргументируя запрошенную за мертвые души цену, он напоминает Чичикову, что «такого рода покупки... не всегда позволительны».

Характерно, что Собакевич способен и на большую, вдохновенную речь, если предмет разговора ему интересен. Так, рассуждая о гастрономии, он обнаруживает знание немецких и французских диет, «лечения голодом». Речь Собакевича становится эмоциональной, образной, яркой и когда он рассуждает о достоинствах умерших крестьян. «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех», «я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика», «Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». Описывая свой «товар», помещик сам увлекается собственной речью, обретает «рысь» и «дар слова».

Гоголь изображает и внутреннюю речь Собакевича, его мысли. Так, отмечая «упорство» Чичикова, помещик замечает про себя: «Его не собьешь, неподатлив!»

Последним из помещиков в поэме появляется Плюшкин. Это старый скряга, подозрительный и настороженный, вечно чем-то недовольный. Уже сам визит Чичикова выводит его из себя. Нимало не стесняясь Павла Ивановича, Плюшкин заявляет ему, что «в гостях мало проку». В начале визита Чичикова помещик разговаривает с ним настороженно и раздраженно. Плюшкин не знает, каковы намерения гостя, и на всякий случай предупреждает «возможные поползновения» Чичикова, вспомнив о попрошайке-племяннике.

Однако в середине беседы ситуация резко меняется. Плюшкин уясняет, в чем суть просьбы Чичикова, и приходит в неописуемый восторг. Все интонации его меняются. Раздражение сменяется откровенной радостью, настороженность — доверительными интонациями. Плюшкин, не видевший проку в гостях, называет Чичикова «батюшкой» и «благодетелем». Растроганный, помещик вспоминает «господа» и «святителей».

Однако Плюшкин недолго пребывает в таком благодушии. Не найдя чистой бумаги для совершения купчей, он вновь превращается в ворчливого, сварливого скрягу. Весь свой гнев он обрушивает на дворовых. В речи его появляется множество бранных выражений: «какая рожа», «дурак», «дурачина», «разбойница», «мошенница», «каналья», «черти припекут тебя», «воришки», «бессовестные тунеядцы». Присутствует в лексиконе помещика и просторечие: «бают», «козявки», «здоровенный куш», «чай», «эхва», «напичкались», «ужо».

Гоголь представляет нам и внутреннюю речь Плюшкина, обнажая подозрительность и недоверчивость помещика. Великодушие Чичикова кажется Плюшкину невероятным, и он думает про себя: «Ведь черт его знает, может быть, он просто хвастун, как все эти мотишки: наврет, наврет, чтобы поговорить да напиться чаю, а потом и уедет!»

Речь Чичикова, как и речь Манилова, необыкновенно изящна, витиевата, насыщена книжными оборотами: «незначащий червь мира сего», «я имел честь покрыть вашу двойку». Павел Иванович обладает «прекрасными манерами», он может поддержать любой разговор — и о лошадином заводе, и о собаках, и о судейских проделках, и о бильярдной игре, и о выделке горячего вина. Особенно хорошо рассуждает он о добродетели, «даже со слезами на глазах». Характерна и сама разговорная манера Чичикова: «Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует».

Стоит отметить особенную маневренность и подвижность речи героя. Общаясь с людьми, Павел Иванович мастерски приспосабливается к каждому из собеседников. С Маниловым он говорит витиевато, значительно, пользуется «туманными перифразами и чувствительными сентенциями». «Да и действительно, чего не потерпел я? как барка нибудь

среди свирепых волн... Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной и сироте горемыке!.. — Тут даже он отер платком выкатившуюся слезу».

С Коробочкой Чичиков становится добрым патриархальным помещиком. «На все воля божья, матушка!» — глубокомысленно заявляет Павел Иванович в ответ на сетования помещицы о многочисленных смертях среди крестьян. Однако, поняв очень скоро, насколько глупа и невежественна Коробочка, он уже не особенно церемонится с ней: «да пропади и околей со всей вашей деревней», «словно какая-нибудь, не говоря дурного слова, дворняжка, что лежит на сене: и сама не ест, и другим не дает».

В главе о Коробочке впервые появляется внутренняя речь Чичикова. Мысли Чичикова здесь передают его недовольство ситуацией, раздражение, но одновременно и бесцеремонность, грубость героя: «Ну, баба, кажется, крепколобая!», «Эк ее, дубинноголовая какая!... Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!»

С Ноздревым Чичиков разговаривает просто и лаконично, «пытается стать на фамильярную ногу». Он прекрасно понимает, что здесь ни к чему глубокомысленные фразы и красочные эпитеты. Однако разговор с помещиком ни к чему не приводит: вместо удачной сделки Чичиков оказывается втянут в скандал, который прекращается только благодаря появлению капитана-исправника.

С Собакевичем Чичиков сначала придерживается своей обычной манеры разговора. Потом он несколько уменьшает свое «красноречие». Более того, в интонациях Павла Ивановича при соблюдении всех внешних приличий чувствуется нетерпение и раздражение. Так, желая убедить Собакевича в совершенной бесполезности предмета торга, Чичиков заявляет: «Мне странно право: кажется, между нами происходит какое-то театральное представление или комедия, иначе я не могу себе объяснить... Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности».

То же самое чувство раздражения присутствует и в мыслях героя. Здесь уже Павел Иванович не стесняется «более определенных» высказываний, откровенной брани. «Что он, в самом деле, — подумал про себя Чичиков, — за дурака, что ли, принимает меня?» В другом месте читаем: «Ну, уж черт его побери, — подумал про себя Чичиков, — по полтине ему прибавлю, собаке, на орехи!»

В разговоре с Плюшкиным к Чичикову возвращаются его обычная любезность и высокопарность высказываний. Павел Иванович заявляет помещику, что «наслышась об экономии его и редком управлении имениями, он почел за долг познакомиться и принести лично свое почтение». Плюшкина он называет «почтенным, добрым стариком». Этот тон Павел Иванович выдерживает в течение всего разговора с помещиком.

В мыслях же Чичиков отбрасывает «все церемонии», внутренняя речь его далека от книжности и достаточно примитивна. Плюшкин неприветлив, негостеприимен по отношению к Павлу Ивановичу. Помещик не приглашает его обедать, мотивируя это тем, что кухня у него «низкая, прескверная, и труба-то совсем развалилась, начнешь топить, еще пожару наделаешь». «Вон оно как! — подумал про себя Чичиков. — Хорошо же, что я у Собакевича перехватил ватрушку, да ломоть бараньего бока».. Спрашивая Плюшкина о продаже беглых душ, Павел Иванович сначала ссылается на своего приятеля, хотя покупает их для себя. «Нет, этого мы приятелю и понюхать не дадим», — сказал про себя Чичиков...» Здесь явственно чувствуется радость героя от удачной «сделки».

Таким образом, речь героев, наряду с пейзажем, портретом, интерьером, служит в поэме «Мертвые души» средством создания целостности и законченности образов.

Лагода Анастасия

Презентация может быть использована при изучении творчества Н. В. Гоголя.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Характеристика героев в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Проект подготовили ученица 9А класса: Лагода Анастасия

В поэме "Мертвые души" Гоголь создал необычайную по размаху и широте картину современной ему России, изобразив ее во всем величии, но в то же время со всеми ее пороками. Он с такой силой сумел погрузить читателя в глубины душ своих героев, что произведение на протяжении многих лет не перестает производить потрясающее впечатление на читателей. В центре повествования поэмы – крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Дворянство занимало привилегированное положение и несло ответственность за экономическое и культурное развитие государства. Представители этого сословия – помещики, «хозяева» жизни, владельцы крепостных душ.

Манилов Галерею образов помещиков открывает Манилов, усадьбу которого называют парадным фасадом помещичьей России. При первом знакомстве этот герой производит приятное впечатление культурного, деликатного человека. Но уже в этой беглой авторской характеристике нельзя не заметить иронию. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость, о чем говорит сравнение его глаз с сахаром. Далее становится ясно, что под приятно-обходительным обхождением с людьми скрывается пустая душа. В образе Манилова представлено множество людей, о которых, по словам Гоголя, можно сказать: «люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан». Они живут в деревне, имеют склонность к изысканным, витиеватым оборотам речи, так как хотят казаться просвещенными и высокообразованными людьми, глядят на все спокойным взглядом, и, покуривая трубку, мечтают сделать что-нибудь хорошее, например, выстроить каменный мост через пруд и завести на нем лавки. Но все их мечтания бессмысленны и неосуществимы.

Об этом говорит и описание усадьбы Манилова, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков: по состоянию усадьбы можно судить о характере хозяина. Манилов хозяйством не занимается: все у него «шло как-то само собой»; и на всем отразилось его мечтательное бездействие, в описании пейзажа преобладает неопределенный, светло-серый цвет. Светские мероприятия Манилов посещает потому, что их посещают другие помещики. Так же обстоят дела и в семейной жизни и в доме. Супруги любят целоваться, дарить чехольчики на зубочистку, и не проявляют особой заботы о благоустройстве: в доме их всегда есть какой-нибудь недостаток, например, если вся мебель обита щегольской материей, обязательно найдутся два кресла, обтянутые парусиной.

Характер Манилова выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым. Когда Чичиков предложил Манилову продать ему мертвые души, он растерялся. Но, даже понимая, что предложение гостя явно противоречит закону, он не смог отказать такому приятнейшему человеку, и лишь пустился в размышление о том, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» Автор не скрывает иронии: человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство, проявляет заботу о политике. Фамилия Манилова соответствует его характеру и образована автором от диалектного слова «манила» – тот, кто манит, обещает и обманывает, льстивый угодник.

Коробочка Иной тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична, знает цену «копейке». Описание ее деревни говорит о том, что она всех приучила к порядку. Сеть на фруктовых деревьях и чепец на чучеле подтверждают, что у хозяйки до всего доходят руки и ничего не пропадает в ее хозяйстве. Осматривая дом Коробочки, Чичиков обращает внимание, что обои в комнате старые, зеркала старинные. Но при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов.

Продавая Чичикову необычный товар, она боится продешевить. После торга с Коробочкой, Чичиков «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро». Хозяйка уморила его своей дубинноголовостью, бестолковостью, скупостью и желанием повременить с продажей необычного товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», – говорит она Чичикову. На мертвые души она смотрит так же, как на сало, пеньку или мед, думая, что и они могут в хозяйстве понадобиться.

Ноздрев На большой дороге, в деревянном трактире встретил Чичиков Ноздрева – «исторического человека», с которым познакомился еще в городе. И именно в трактире чаще всего можно встретить таких людей, которых, по замечанию автора, на Руси немало. Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям. Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он характеризует ноздревых как «хороших и верных товарищей», а затем добавляет: «...и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы». Этот тип людей известен на Руси под именем «разбитного малого». С третьего раза они говорят знакомому «ты», на ярмарках покупают все, что в голову ни взбредет: хомутья, курительные свечи, жеребца, платье для няньки, табаку, пистолеты и т.д., бездумно и легко тратят деньги на кутежи и карточные игры, любят приврать и без всякой причины «подгадить» человеку. Источником его доходов, так же как и у других помещиков, служат крепостные крестьяне.

Такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье, отражаются в его отрывочной, быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях: «скотовод эдакой», «свинтус ты за это», «такая дрянь». Он постоянно ищет приключений и совсем не занимается хозяйством. Об этом говорит незаконченный ремонт в доме, пустые стойла, неисправная шарманка, проигранная бричка и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно.

Собакевич Ноздрев уступает место Собакевичу. Этот герой представляет тип помещиков, у которых все отличается добротностью и прочностью. Характер Собакевича помогает понять описание его усадьбы: несуразный дом, полновесные и толстые бревна, из которых построены конюшня, сарай и кухня, плотные избы мужиков, портреты в комнатах, на которых изображены «герои с толстыми ляжками и неслыханными усами», ореховое бюро на нелепых четырех ногах. Одним словом, все похоже на своего хозяина, которого автор сравнивает со «средней величины медведем», подчеркивая его животную сущность. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации, достаточно вспомнить его чудовищный аппетит.

Помещики, подобные Собакевичу, – злобные и жестокие крепостники, никогда не упускавшие своей выгоды. «Душа у Собакевича, казалось, закрыта такою толстою скорлупой, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности», – говорит автор. Тело его стало неспособно к выражению душевных движений. В торге с Чичиковым обнаруживается главная черта характера Собакевича – его неудержимое стремление к наживе.

Плюшкин Завершает галерею лиц, с которыми заключает сделки Чичиков, помещик Плюшкин – «прореха на человечестве». Гоголь замечает, что такое явление редко встречается на Руси, где все любит скорее развернуться, нежели съежиться. Знакомству с этим героем предшествует пейзаж, детали которого раскрывают душу героя. Ветхие деревянные строения, темные старые бревна на избах, крыши, напоминающие решето, окна без стекол, заткнутые тряпками, раскрывают Плюшкина как плохого хозяина с омертвевшей душой. Но картина сада, хотя заглохшего и глухого, создает иное впечатление. При его описании Гоголь использовал более радостные и светлые тона – деревья, «правильная мраморная сверкающая колонна», «воздух», «чистота», «опрятность»… И сквозь все это проглядывает жизнь самого хозяина, душа которого угасла, как и природа в глуши этого сада.

В доме Плюшкина тоже все говорит о духовном распаде его личности: нагроможденная мебель, сломанный стул, высохший лимон, кусочек тряпки, зубочистка… Да и сам он похож на старую ключницу, лишь серенькие глазки, как мыши, бегают из-под высоко выросших бровей. Все умирает, гниет и рушится около Плюшкина. История превращения неглупого человека в «прореху на человечестве», с которой знакомит нас автор, оставляет неизгладимое впечатление. Чичиков быстро находит общий язык с Плюшкиным. Одно только заботит «заплатанного» барина: как бы при совершении купчей крепости не понести убытки.

Однако в главе, посвященной раскрытию характера Плюшкина, немало деталей, имеющих положительный смысл. Глава начинается с лирического отступления о юности; автор рассказывает историю жизни героя, в описании сада преобладают светлые тона; глаза Плюшкина еще не потухли. На деревянном лице героя еще можно увидеть «промелькнувшую радость» и «теплый луч». Все это говорит о том, что у Плюшкина, в отличие от других помещиков, еще есть возможность нравственного возрождения. Душа Плюшкина была когда-то чистой, а значит, еще может возродиться. Не случайно «заплатанной» барин завершает галерею образов «старосветских» помещиков.

Автор стремился не только рассказать об истории Плюшкина, но и предупредить читателей, что путем этого помещика может пойти любой. Гоголь верил в духовное возрождение Плюшкина, как верил в силы России и ее народа. Подтверждением этого служат многочисленные лирические отступления, наполненные глубоким лиризмом и поэтичностью.

Образ Чичикова «Мертвые души»

Чичиков внешне аккуратный, любит чистоту, одетый в хороший модный костюм, всегда старательно побритый; всегда на нем чистое белье и модная одежда «коричневых и красноватых оттенков с искрой» или «цвета наваринского дыма с огнем». Но внешняя опрятность, чистота Чичикова, поразительно контрастирует с внутренней грязью и непорядочностью героя. Образом Чичикова автор подчеркнул типичные черты хищника, негодяя и накопителя. В одиннадцатой главе автор детально рассказывает о жизненном пути героя от рождения до момента, когда он занялся приобретением мертвых душ. Как формировался характер Чичикова? Какие жизненные интересы, сформированные под влиянием внешнего окружения, руководили его поведением?
Еще в детстве отец учил его: «…более всего угождай учителям и начальникам… общайся с теми, кто более богатый, чтобы в некоторых случаях были тебе полезными, а больше всего береги копейку, эта вещь самая полезная в мире… Все сделаешь и пробьешь мир копейкой». Эти советы отца легли в основу взаимоотношений Чичикова с людьми еще со школьных лет. Еще в училище он добился хорошего отношения учителей, успешно накапливал деньги. Служба в разных учреждениях развила его естественные данные – практичный ум, изобретательность, лицемерие, терпение, умение «понять дух начальника», отыскать слабое место в душе человека и умение влиять на него из корыстных соображений. Все свои умения Чичиков направил на достижение желаемого обогащения. Он умел приворожить и губернский город, и усадьбы. Чичиков умеет найти подход к кому-нибудь, четко рассчитав каждый свой шаг и приспособившись к характеру помещика. Читатель замечает разницу в манере его общения с каждым из помещиков.
Гоголь сатирически разоблачает своего героя «негодяя», представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е годы XIX ст., когда буржуазно-капиталистические силы уже начали развиваться в рамках феодально-крепостнического порядка.

Образ Манилова

Образом Манилова открывается галерея помещиков. Он немного напоминает Чичикова своей «сладкой» опрятностью и изысканностью одежды и движений. Еего жизнь пустая и никчемная. Даже имена своим сыновьям Манилов дает исключительные — Фемистоклюс и Алкид. Свою жизнь помещик проводит в полной бездеятельности. Он отошел от любой работы, даже ничего не читает. Свое безделье Манилов украшает беспочвенными мечтами и «прожектами», которые не имеют смысла. Вместо настоящего чувства у Манилова — «приятная улыбка», сладкая любезность; вместо мысли — бессмысленные суждения; вместо деятельности — пустые мечты.
Что касается главной цели визита Чичикова, Манилов даже не знает, сколько у него умерло крестьян, и проявляет к этому полнейшее равнодушие.

Образ Коробочки

Настасия Петровна Коробочка перед нами возникает пародией на человека, воплощением такой же духовной пустоты, как и Манилов. Мелкая помещица (владеет 80-ю душами), она домовитая хозяйка, но ее мировоззрение крайне ограничено. Автор подчеркивает ее тупость, необразованность, суеверность, тягу к наживе. Не всегда можно доверять первым впечатлениям. Чичикова вводит в обман внешняя простота Коробочки, наивная патриархальная речь, которая свидетельствует о том, что она всегда жила в селе, среди крестьян, никакого образования не получила, а в городе бывает с единственной целью: узнать о ценах на некоторые товары. Чичиков называет Коробочку «дубиноголовой», но эта помещица не глупее его; как и он, она ни за что не прозевает свою выгоду. Она хорошо знает, что делается в ее хозяйстве, за какую цену и какие продукты продаются, сколько у нее крепостных, кого как зовут и сколько когда умерло.

Образ Ноздрева

Тип «живого мертвеца» представляет собой Ноздрев. Это полная противоположность и Манилову, и Коробочке. У него «неудержимая живость и воинственность характера». Он гуляка, прохиндей и лжец. Даже не понимая сути аферы Чичикова, он распознает в нем прохиндея. Свое хозяйство Ноздрев вконец забросил, отлично содержится лишь псарня, так как он любит охоту.

Образ Собакевича

Собакевич — новая ступенька морального падения человека. Он приверженец старых крепостнических форм ведения хозяйства, враждебно относится к городу и просвещению, пылко стремится к наживе. Жажда к обогащению толкает его на нечестные поступки. Этот помещик умеет вести хозяйство. Богатство предоставляет ему уверенности в себе, делает независимым в суждениях. Он хорошо знает, как разбогатели другие помещики и высшие чиновники в губернии и глубоко их пренебрегает. Собакевич, кроме барщины, применяет еще и денежно-оброчную систему. Крепостные его умирают из-за нечеловеческих условий существования, так как он с ними ведет себя жестоко, несмотря на их таланты и способности. А крестьяне у него в самом деле талантливые: умелый каретник Михеев, плотник Степан Пробка, цегельник Милушкин, сапожник Максим Телятников и прочие.
Просьба Чичикова продать «мертвые души» не приводит в удивление Собакевича, поскольку тот убежден, что деньги можно делать на всем. Автор подчеркивает широкое обобщающее значение этого образа.

Образ Плюшкина

«Прореха на человечестве», Плюшкин — полная противоположность Собакевичу. Он настолько потерял человеческое подобие, что Чичиков сначала считает его ключницей. Бесспорно, он имеет доходы, и немалые: свыше тысячи душ крепостных, полные амбары всякого добра. Однако его чрезвычайная скупость превращает богатство, заработанное для него тяжелой работой крепостных, в пыль и гниль. Есть ли что-то дорогое для него в жизни? Плюшкин забыл, ради чего живет на свете. Его крепостные страдают от скупости хозяина и «умирают, как мухи». По словам Собакевича, он всех людей переморил голодом. Все человечное умерло в нем; это в полном понимании «мертвая душа». У этого помещика нет человеческих качеств, даже отцовские вещи для него более дороги, чем люди, которых он считает ворами и мошенниками. В образе Плюшкина с особой силой и сатирической обостренностью воплощено позорное стремление к накоплению любой ценой, рожденное обществом.
Не случайно Гоголь образом Плюшкина завершает галерею помещиков. Автор показывает, что может произойти с каждым из них. Гоголя обижает поругание над человеком как подобием Божьем. Он говорит: «и к такому ничтожеству, мелочности, гадости мог дойти человек? Мог ли так измениться! и похоже это на правду? Все похоже на правду, все может произойти с человеком…».

Выбор редакции
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...