Красный май. «Триумф стекла и цвета торжество…


Музей стекла завода "Красный Май" August 5th, 2011

(Это моя первая запись, поэтому прошу не судить строго.)
Этим летом в июле месяце был с семьей на отдыхе в пос. Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области. Бываю там уже не первый раз, и знаю о давно не работающем стекольном заводе. От жены знал, что на заводе существовал музей историчесских экспонатов завода и современные произведения стекольного искусства. Был уверен, что музея уже не существует, т.к. завод уже много лет банкрот, на его территории происходит торопливый распил остатков оборудования на металлолом. И вот, от одного знакомого услышал, что кто-то посещал музей совершенно недавно. Я решил тоже попытать счастья, и пошел на проходную завода, чтобы узнать информацию о времени работы.

Придя туда я узнал, что в музей можно попасть с 9 до 14 часов в любой день, кроме субботы и воскресенья. Так-как было уже поздно, то перенес поход на другой день.
На утро я как штык в 9 утра стоял на проходной. Женщина, которая заведует музеем еще не было, поэтому я разглядывал помещение холла. Там были размещены какие-то игровые автоматы, целый склад, какие-то мотороллеры, квадроциклы, и много чего еще в кучу. Мое внимание привлекла ручка входной двери. Видимо входная дверь из толстенного стекла сохранилась в первозданном виде.

Вскоре пришла зав.музеем. По моему ее зовут Светлана (отчества не знаю). Доброжелательная женщина лет тридцатипяти (это на мой взгляд). Сразу повела меня через территорию завода к зданию музея. К слову сказать, дорожка к музею вся заросла травой, о чем после мне посетовала Светлана.
Открыв замок на двери мы поднялись на второй этаж отдельного здания. Перед моим взором предстали витрины и стелажи полные экспонатов. Такого скопления стеклянных предметов я давно не видел!!! Заручившись разрешением, я начал фотографировать, проходя далее в зал.

Раньше этот завод был очень известен, из уст жены я раньше слышал, что Кремлевские звёзды делали именно на этом заводе, в записях музея нашел подтверждение этой информации. Даже на одной тумбе лежат в качестве экспонатов точно такие же стекла, вот они снизу два треугольничка:

Выяснил, что завод оказывается существует с 1859 года. Основан купцом II гильдии Андреем Васильевичем Болотиным. Немного истории:
Стекольный завод «КРАСНЫЙ МАЙ» расположен на берегу реки Шлина. Один из крупнейших в стране, он был основан в 1859 году как химический Московским титулярным советником Самариным. Но Самарину не хватило средств на дальнейшее развитие производства и завод был куплен вышневолоцким купцом II гильдии Андреем Васильевичем Болотиным. В 1873 году хозяева завода - купцы Болотины - построили первую печь, на которой вырабатывалась стеклянная посуда: столовая, кондитерская, плафоны. В том же году на завод приезжает опытный стекловар - обладатель тайны составления шихты для варки цветных стекол - Василий Алексеевич Векшин. И впервые в России на Болотинском заводе начали варить цветное стекло с разнообразной цветовой гаммой. Уже в 1882 и 1886 годах новая продукция завода, «совершенно замечательная по своему разнообразию и неожиданному изяществу» (как оценил ее известный в свое время профессор - «стекловед» А.К.Крупский), была удостоена двух золотых и двух серебряных медалей Всероссийских художественно-промышленных выставок в Москве и Нижнем Новгороде за богатую цветовую гамму и за тщательность обработки. В 1920 году завод национализировали и он перешел в собственность государства. Первого мая 1923 году состоялось собрание рабочих и служащих завода, на котором было принято решение о переименовании завода в завод «КРАСНЫЙ МАЙ». С этого времени завод стал расширяться, начали строить новые стекловаренные печи. В годы Отечественной войны (1942-1945) в больших количествах завод вырабатывал техническое стекло для нужд Военно-Морского флота и авиации, изготавливались семафорные и светофорные линзы, ламповое стекло, аккумуляторные сосуды. В 40-е годы очень важный период в истории завода, когда с честью был выполнен первый правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для кремлевских звезд. В 1946 году задание было выполнено успешно. В 50-60 годы на заводе получает распространение разделка стеклоизделий золотом, эмалью, люстрой, силикатными красками. Выпускались также изделия из двух-трехслойного стекла. Но особенно прославились красномайцы сульфидным стеклом, которое не зря называют «русским чудом» за неисчерпаемое богатство цвета. И еще его называют так за исключительное свойство изменять окраску в зависимости от температуры и длительности обработки, что придает массовому изделию уникальную неповторимость. Этот материал был освоен заводом в 1959 году, «КРАСНЫЙ МАЙ» являлся, по существу, единственным предприятием не только у нас в стране, но и во всем мире, где сульфидное стекло закрепилось как непременное стекло заводского ассортимента.

Оказывается такими могут быть керосиновые лампы:

И вообще меня поразило разнообразие форм и цвета, и всё это стекло в умелых руках мастеров. Вот еще несколько интересных экспонатов:
Забавный сапожок:

Абстрактная ваза:

Олимпийский мишка на графине)))
Интересная абстрактная задумка художника:

Букет из зеленого стекла:
Кувшинчик:

Необычные тыквы)))
Какой благодатный материал-стекло в руках мастера. Цветы очень похожи на настоящие, очень изящные лепестки:

Этот экспонат меня заинтересовал, т.к. в 1981 я сам родился)))

Ходатайство Тверскому губернатору о строительстве завода:

К сожалению фотографии были без подписей... как и все экспонаты в музее.


Вот в таком виде находятся старинные документы и фотографии (приклеенные к стенду, а стенд убран за экспонаты к стене):

Макет печи для переплавки песка в стекло:
На самом деле фотографий очень много, и кто интересуется, может зайти на мою страничку Яндекс-фоток .

Вдоволь поснимав, я решил более не задерживать Светлану. Вместе мы вышли к проходной, где она сказала, что так торопилась, что забыла взять плату за посещение. Я сначала насторожился, но когда мне озвучили сумму в 30 рублей, я расслабился, ведь сделать кучу интересных фотографий стОит определенно дороже. На этом мой поход в музей закончился. Сетую, что забыл сфотографировать саму надпись на здании "Музей завода".
Посещение музея оставило двоякое впечатление. С одной стороны - восхищение работами, с другой - удручающее состояние самого завода, и беcперспективность этого музея. Уже по приезду домой выяснил, что завод выставлен на продажу за 152млн рублей (либо 5,72 млн $). Как следовало из текста сопровождающего объявление: здания и оборудование не представляет ценности и интереса, и подлежат сносу. Интерес представляет инфраструктура: удобство подъезда, собственная ветка ж/д, мощности электричества и газа. То-есть интересно тому, кто решит построить на этой территории завод с нуля.

А вот что удалось узнать о перспективах музея: Новые Питерские хозяева завода пытались вывезти коллекцию в Санкт-Петербург. И видимо хотели "толкнуть" экспонаты с аукциона, но пока возмущенный народ и местная пресса помешала. Подробности в

Части был город и район. Теперь посмотрим на два музея Вышнего Волочка. Это краеведческий, знакомящий с прошлым города, его уникальными каналами и знаковыми людьми, и настоящая Стеклянная сказка или Цветной сон - музей стекла бывшего завода "Красный май", несколько раз даже изготавливающий по правительственному заказу рубиновое стекло для звёзд Кремлёвских башен.

1. Стекольное производство под Вышним Волочком появилось во второй половине 19-го века, когда местный купец выкупил химический завод и основал на его базе изготовление столовой посуды, абажуров и керосиновых ламп

2. Чуть позже появляется производство цветного стекла, когда на завод пришёл опытный стекловар, знающий секрет технологии

3. Продукция завода получала высокие награды на дореволюционных выставках

8. А зверушки, ахах, поглядите, какие!

11. После революции завод национализировали, переименовали в "Красный Май", расширили и модернизировали производство. Ламповое стекло, оконное стекло, посуда, светильники для метрополитена - всё это здесь делалось. Качественную цветную продукцию, занимавшую, как и в царские времена, высокие места на международных выставках, прозвали "русским чудом"

12. В 1940-е и 1970-е года завод выполнял, наверное, самое важное задание в своей истории - правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для Кремлёвских звёзд. Вот его кусочки

Побывав в этом музее, я уже размечтался, как попаду на производство и сделаю репортаж, но не судьба. В 2001 году стеклозавод "Красный Май" был закрыт. Ушла, скажем прямо, огромная эпоха и вырвана целая страница из книги по истории нашей страны, но память осталась. Уже ради этого музея, чтобы снова побывать здесь, я бы вернулся в Вышний летом на круизе "Мостурфлота" или зимой в рамках автобусных туров, так называемых "зимних круизов" этой компании.
Казалось бы, уже почти 17 лет нет завода, но осадочек от этого факта всё равно внутри остался.

13. А это уже Краеведческий музей Вышнего Волочка. Честно скажу, не очень люблю такие, но не пожалел, что побывал в Вышневолоцком. Ему уже более 80 лет, но от экспозиций не веет слоем музейной пыли и сюда не надо нести с собой подушку для сна от скуки. Не так давно здесь всё к тому же реконструировали.

Местные экскурсоводы - настоящие профессионалы своего дела, энтузиасты, готовые часами рассказывать про каждую деталь, про каждый экспонат как про лично им дорого человека и старинного друга. Никаких заученных фраз из путеводителей, никаких "рассказать, да побыстрее бы закончить". Так что музей я всячески всем рекомендую!

14. В Петровском зале можно не только узнать про деятельность царя, сделавшего Вышневолоцкий водный путь по-настоящему судоходным (тем самым соединив Балтику и Каспий и открыв с помощью Вышнего Волочка многие новые возможности для развития России), но и увидеть поднятые со дна каналов пушки, ядра, багры - свидетелей той эпохи

17. Голландцы, которые строили для Петра каналы в Вышнем Волочке, накосячили. Они привыкли работать с морем и не учли особенностей нашей местности. Летом озёра и реки мелели, каналы обезвоживались, движение по каналам вставало и в городах наступал голод.

Исправлять ситуацию и совершенствовать водный путь взялся новгородский купец М.И.Сердюков. Он, гидротехник-самоучка, посвятил водной системе Вышнего Волочка треть века. Шлюзы, бейшлоты, Цнинский канал, водохранилище - всё это результаты его трудов

18. Макет Цнинского шлюза, построенного Сердюковым

19. План гидротехнических сооружений в Вышнем Волочке, представленный Сердюковым императору Петру

20. И современная карта.
После посещения музея захотелось летом побывать на всех сооружениях, в том числе почти разрушенных временем и человеком, посмотреть всё лично и познакомиться подробнее с водной артерией, когда-то бывшей очень важной для России

21. Макет Вышнего Волочка времён Петра. Вот если в музеях есть макеты - это очень круто)

22. Смотрите, какой красавец!
Фрегат "Паллада". Первым его капитаном был Нахимов. В дальнейшем фрегат побывал во многих плаваниях, в том числе в Японии. С началом Крымской войны из-за опасения захвата англичанами был затоплен.
В разные годы на нём проходили службу вышневолоцкие и тверские дворяне

23. Каналы Вышнего Волочка были важнейшими грузовыми магистралями. Вот макет грузовой барки, выполненный по чертежу 19-го века. Как вам факт, что барка поднимала до 130 тонн груза? Я не сначала не поверил)

В Вышнем в связи с переходом с подъёма на сплав суда переоснащались. Рули и мачты снимались, обустраивались помосты, на которых стояли люди, управлявшие 4 огромными вёслами - потесями. На каждую барку сажали лоцмана и 10 рабочих

24. Помните в первой части была часовенка на месте Казанского собора 18-го века, где был зачитан указ Екатерины, даровавшей Вышнему Волочку статус города? Вот таким был этот собор, взорванный в 1930-х

Ты заходишь в облупленное здание заводского музея, кажется, на территории завода более-менее целым сохранилось только оно да проходная, и столбенеешь. Культурный шок. Жмуришься, пытаешь представить, какой длинны стояла бы в подобный музей очередь в любой европейской стране и снова жмуришься. Здесь только ты, смотрительница музея и экспонаты. Не то что очередь, люди-то редко вокруг попадаются. И есть ТАКОЙ музей. Музей того, что мы потеряли уже почти безвозвратно.

История завода цветного стекла насчитывала 129 лет на момент остановки печи. Для подобного производства остановка печи - остановка сердца - верная смерть. 1873 - 2002. Это годы жизни. R.I.P. RedMay.

зводская проходная, колонны обшиты, вернее были обшиты, плиткой из стекла, делали эту плитку здесь.

С 1873 бывший здесь химический заводик меняет владельцев, а новый хозяин - купец 2й гильдии Андрей Васильевич Болотин - ставит первую стекловаренную печь и в этом же году на завод приезжает известный стекловар Василий Векшин, благодаря ему завод начинает работать с цветным стеклом и успешно это делает до самого закрытия. До 90-х гг 20 века история завода - история успеха. "Совершенно замечательная по своему разнообразию и неожиданному изяществу" - так оценивал продукцию завода Болотина известный в свое время профессор-"стекловед" А.К. Крупский. Золотые и серебряные медали на Всероссийских художественно-промышленных выставок в Москве и Нижнем Новгороде, получены в 19 веке, в 20-м же веке самый известный заказ полученный заводом - рубиновое стекло кремлевских звезд, на их фоне изготовление подарков на юбилеи Хрущеву и прочим значимым фигурам нашего советского прошлого уже так, пустяки на понюшку табака. Подумать страшно - на месте этих руин были цеха, в которых делали кремлевские звезды - символ страны…

между лампами лежат части кремлевских звезд, рубиновое стекло.

Мы думали, что проведем в музее около часа, но нам не хватило двух часов. Закончив первый круг по небольшому, и единственному, залу музея мы были готовы повторить. Постоянно казалось, что что-то мы не разглядели, пропустили. Экспозиция очень насыщенная.

сложно ожидать увидеть среди таких виньеток серп и молот.

Сульфидное стекло, кракле, многослойность, золото, эмаль, роспись люстром, силикатные краски, алмазная грань, глубокое травление… Мастера завода владели приёмами обработки отнюдь не хуже прославленных чехов и муранцев.

золотое рубиновое стекло.

«Красный май» - так завод назывался с 1923 года - единственный завод во всем мире, где сульфидное стекло использовалось для созданий массовых изделий основного ассортимента.

здесь три слоя стекла - цветное внутри, промежуточный слой - прозрачный и молочный снаружи.

Сульфидное стекло при разных степенях нагрева и продолжительности обработки может давать широкую гамму цветов и оттенков от бледно-голубого, до почти черного, через кофейно-янтарную гамму, так же это стекло может изменять степень прозрачности. Впервые изобретено в 1952 году инженерами Е.А.Ивановой и А.А.Кирьёненым на Ленинградском заводе художественного стекла. И с 1959 года оно уже широко использовалось на «Красном Мае».

здесь представлена цветовая гамма сульфидного стекла.

В 2002 году остановили стекловаренные печи. Даже при плановом холодном ремонте печи слив стекла и следующий после ремонта запуск печи, это процесс долгий и дорогостоящий, а так, при остановке без надежд на будущее, шансов на следующий запуск почти нет. Но, видимо, и восстанавливать производство никто не собирался. Печи с застывшим стеклом просто сломали. Сейчас вся территория завода частично руинирована, частично медленно ветшает. Жутко.

Но музей еще жив. Чудом его не растащили и не распродали с 90-х. Без отопления зимой, хорошо хоть с электричеством, почти на одном энтузиазме. Низкий поклон его смотрительнице, за то что она делает, что жив музей на руинах завода, за не разворованные фонды.

http://vvredmay.ru/index5.htm сайт завода не обновляется с 2004г.


Готов к критике!

Музей стекла завода «Красный Май» в Вышнем Волочке January 8th, 2018

Иногда, немного отчаявшись или разочаровавшись, бывает очень приятно неожиданно наткнуться на прекрасное и красивое. Такое, что в один момент перекроет серые предыдущие эмоции и впечатления. Так было со мной в , когда после промокших по колено ног от нечищенных заснеженных дорожек зашли мы в потрясающий музей стекла завода «Красный Май». Посмотрим, что за краски смогли отогреть и обаять?


В 1859 году в селе Ключино московским предпринимателем Самариным был основан химический завод, где выпускалась такая продукция, как купорос и купоросное масло, лампадное масло и нашатырный спирт, крепкие водки и другие различные кислоты. Самарину, к сожалению, средств на развитие производства совсем не хватало и в 1873 году завод был продан вышневолоцкому богатому купцу. Им стал А.В.Болотин и на базе завода основал стекольное производство.

В тот же год новые хозяева построили первую печь и начали выработку стеклянной посуды и плафонов.

Настоящий расцвет производства начался с приходом на завод опытного стекловара Василия Векшина - обладателя тайны оставления шихты для варки цветных стекол.

На заводе начали выпускать цветное стекло с разнообразной цветовой палитрой.

В 1882 и 1886 году продукция завода была удостоена золотой и серебряной медалей на различных выставках. В 1920 году завод был национализирован, а с 1 мая 1923 года его переименовали в завод "Красный Май".

До 1940 годов были построены ванные печи непрерывного действия. Вырабатывалось ламповое стекло и оконное, столовая посуда.

В 30-х годах выполнялся заказ на производство светильников для освещения московского метрополитена.

В годы Великой Отечественной войны вырабатывалось стекло для нужд военно-морского флота, авиации и медицины, семафоры и светофорные линзы, аккумуляторные сосуды и прочее.

В 1944 году предприятие получило правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для кремлевских звезд.

Заказ был успешно выполнен в 1946 году, а заводу было вручено Красное знамя ВЦСПС и Наркомата легкой промышленности на вечное хранение.

В 1950-1960 годах выпускались изделия из цветного стекла, раскрашенные золотом, люстрой, силикатными красками, а также широкий ассортимент хрустальных изделий.

С 1959 года завод "Красный Май" начал работать с сульфидно-цинковым стеклом, которое за неисчерпаемое богатство цвета назвали "русским чудом".

Художники на предприятии создавали уникальные декоративные композиции из этого стекла, которые очень успешно демонстрировались на выставках не только в нашей стране, но и за рубежом.

Брюссель, Нью-Йорк, Монреаль, Париж, Лондон по достоинству оценили красномайское стекло.

В 1974 году в связи с реконструкцией Красной площади завод снова выполнил почетный заказ по изготовлению рубиновых кремлевских звезд.

В 1980 году завод "Красный Май" был награжден почетным орденом Трудового Красного Знамени.

В 1983 году предприятие выполнило большой заказ по изготовлению светильников из прозрачного и молочного стекла для Московской консерватории им. П.И.Чайковского.

В 1986 году по просьбе правительства Болгарии было изготовлено рубиновое стекло для мемориала дружбы на Шипке и для Дома правительства в Софии.

В 2001 году стеклозавод "Красный Май" был закрыт и постепенно превратился в руины.

Но память о его истории и великих талантливых мастерах и художниках до сих пор жива в коллекции художественного стекла, которая была собрана и открыта для обозрения еще в 1968 году и теперь демонстрируется в новом музее стекла в Вышнем Волочке.

Посетите при возможности этот музей.

Ну, вдруг занесет вас в Волочёк и захочется красоты и ярких красок?

Адрес музея: г. Вышний Волочёк, улица М. Магомаева, дом 17. Работает ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18.

А в завершение еще некоторая полезная информация и благодарности за насыщенный туристический информационный тур. Наша поездка в Вышний Волочёк конечно бы не состоялась без давней и плодотворной дружбы сообщества travel_russia с круизной компанией "Мостурфлот" . Не только речными круизами она славится. В сезон между навигациями у вас есть уникальная возможность посетить различные уголки нашей страны, в том числе и Вышневолоцкий край, на увлекательных автобусных круизах. Гарантирую и обещаю, что в этих поездках за вы получите массу необычного, яркого и интересного. Ведь иначе-то и быть не может, если повезет вас навстречу новым открытиям программный директор "Мостурфлота" Владислав Викторович Хасиков. Также благодарю нашего гида - вышневолоцкого краеведа Дениса Ивлева, администрацию края и всех участников тура за отличную компанию.

Часть 2. Пока ещё не поздно нам сделать остановку?
Окончание. Начало
Продолжим прогулку по местности, которая каких-то полтора десятка лет назад была знаменитым стекольным заводом «Красный Май». Знаменитым, прежде всего, тем, что в его цехах было изготовлено четырёхслойное стекло для звёзд Московского Кремля, и сегодня украшающих пять его башен. Сегодня заглянем в музей художественного стекла.

Добраться от райцентра до посёлка Красномайский несложно: рейсовый автобус ходит туда каждые 20 минут. Третья остановка после поворота с трассы «М10» - и вы у проходной завода. Музей открыт ежедневно с 10 до 14 часов кроме выходных и праздничных дней. Точнее, может быть открыт. Чтобы туда попасть, нужно предварительно позвонить по телефону и заказать экскурсию. И в оговоренное время подойти к проходной, где смотритель встретит вас и проведёт в музей.

Всё, что осталось от проходной

В музее

«И ещё поражали своей красотой керосиновые лампы, расписанные золотом и красками. Именно эти лампы, увенчанные тонкими лёгкими абажурами, в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве были удостоены золотой медали» («Красномайский стекольщик», 1988 г.). К 1990 году, когда отмечалось 20-летие музея завода «Красный Май», в нём хранилось более трёхсот изделий дореволюционных (болотинских) мастеров и около 4 тысяч образцов уже советского периода - как уникальных экспонатов из цветного, накладного и сульфидно-цинкового стекла, так и массовой продукции. Многие из этих экспонатов приносили жители посёлка. То есть, как и большинство музейных экспозиций, эта также создавалась буквально по крупицам.

Нынешнее состояние музея немногим лучше, чем предприятия. На первом этаже здания, где когда-то была столовая, такая же разруха, как и в цехах. Только наверху, где сам музей, порядок. Если не считать, конечно, протекающей крыши и отсутствия отопления. Формально музей принадлежит хозяевам бывшего завода - понятно, что не может такая земля быть ничейной. Кто они и как их зовут, никто из тех, с кем мне удалось поговорить, не знает. Фактически же за ним более или менее следят предприниматели, располагающиеся на территории «Красного Мая». Область или Вышневолоцкий район может, и хотели бы взять музей стекла на свой баланс, но не могут: взять и забрать (а, точнее говоря, спасти) не позволяет закон. Так же как не могут оказать финансовую помощь: нецелевое расходование бюджетных средств, уголовная статья. Пусть даже на кону наша история. Жаль. Момент, когда что-либо делать уже поздно, наступает, как правило, неожиданно. А до владельцев не достучаться.

Хотя, если бы власти действительно хотели, то наверняка сделали всё что нужно.

Всё, что осталось от столовой

Действительно, сюрприз

«Неоценимую помощь в сборе материалов об истории завода оказали Николай Александрович Хохряков, Василий Максимович Семёнов и другие товарищи. В оформление здания музея большой вклад внесли строители под руководством Юрия Дмитриевича Попова, работники механического цеха, руководимые Леонидом Петровичем Васиным, изготовитель фресок болотинского времени Виктор Владимирович Раков и другие товарищи. Нельзя не отметить большой вклад в создание музея истории на общественных началах работника Вышневолоцкого краеведческого музея Галины Георгиевны Монаховой, которая отдала этому делу даже свой отпуск» («Красномайский стекольщик», 1988 г.). В музее можно не только увидеть образцы красномайской продукции, но и узнать о людях, её создававших. Людмила Кучинская, Виктор Шевченко, Анатолий Силко, Сергей Коноплев, Светлана Бескинская, супруги Елена Есикова и Константин Литвин. Последних тверским ценителям искусства представлять не нужно. Есикова и Литвин до сих пор работают как художники-стеклоделы и участвуют в различных выставках.

«Красный Май» является родиной сульфидно-цинкового стекла. Около 30 лет назад на заводе начали осваивать это новое советское стекло. Интерес к неразгаданной технологической новинке помог выявить все превращения цвета. По воле художника и мастера золотистое стекло оказалось способным оборачиваться то опаловым, то студёно-дымчатым, то вдруг вспыхивать цветным орнаментом или мраморными разводами» («Красномайский стекольщик», 1988 г.). Сульфидное или сульфидно-цинковое стекло, окрашенное сернистыми соединениями железа и цинка, создали в 1958 году технолог Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС) Евгения Иванова и инженер этого же предприятия Александр Кирьенен. Спустя год, оно уже было освоено на Вышневолоцком заводе и вскоре стало его визитной карточкой. За широкую гамму окраски и способность менять её в зависимости от температуры и длительности обработки, сульфидное стекло ещё называют «русским чудом».

«Недавно на стекольном заводе «Красный Май» были проведены опытные варки стекла, сырьём для которых послужил песок, доставленный из Грузии. Сотрудники одного из исследовательских институтов Тбилиси поставили задачу - проверить пригодность местных залежей песка, содержащих большой процент железа, для производства строительного стекла. Они обратились за помощью к красномайцам. Работники химлаборатории завода вместе с коллективом четвёртого цеха успешно провели испытание песка - было получено строительное стекло зелёного, синего и голубого цветов. Результаты этого эксперимента послужат основой для налаживания производства цветного профильного стекла для строительных нужд Грузии» («Калининская правда», 1980 г.). Ассортимент продукции завода, как я уже отмечал в первой части, был широк. Впрочем, не только сульфидно-цинковую вазу, но и обычный стакан или то же самое строительное стекло от «Красного Мая» можно назвать русскими чудесами. Такова специфика завода: делать плохо и даже посредственно здесь было нельзя. Или не умели.

Фото из журнала «Юность» за 1981 год

* * *
«В 1995 году на «Красном Мае» стали выдавать зарплату хрустальными вазами. Аванс, можно сказать, получали «зелёными», и всё потому, что на Вышневолоцком стекольном заводе наварили хрусталь немножко с зеленцой, и заказчики от него отказались. Тогда его отдали работникам: продавайте и зарабатывайте себе на хлеб… В дни получки по цехам выдавали стеклоизделия и также по цехам распределяли места, где кому стоять на трассе. Люди поплакали, но рты закрыли: всё-таки хоть какая, но текла «живая» денежка» («Тверская жизнь», 2004 год). В действительности, продавать на автодороге «Москва - Санкт-Петербург» продукцию «Красного Мая» начали гораздо раньше. В 1992-м точно стояли с вазами - мужчины и женщины, группы и одиночки. «Точки» располагались на протяжении двадцати с лишним километров от поворота на Леонтьево и практически до Хотилово. Так уникальный завод переживал лихие 90-е. Пережил. Худо-бедно, но выстоял. Сводки об экономическом подъёме, которыми сопровождались первые шаги нового президента Владимира Путина, должны были бы пополниться и «Красным Маем». Но беда пришла оттуда, откуда её совсем не ждали.

Всё, что осталось от фирменного магазина

«А принадлежит всё это хозяйство теперь двум питерским субъектам - ЗАО «Холдинговая компания «Ладога» (В.В. Грабар) и некоему гражданину Пружинину Михаилу Романовичу. <…> По случайному совпадению Михаил Романович является одним из наиболее близких и доверенных знакомых председателя Законодательного Собрания Тверской области и бывшего вышневолоцкого градоначальника Марка Жановича Хасаинова» («Тверская газета», 2004 г.). Обычно в качестве виновников разрушенных предприятий или колхозов называют время. Неразбериху. Передел. Но за каждым действием, как правило, стоят конкретные люди. «Красный Май» - один из немногих примеров, где этих людей называют по именам. По версии автора статьи, в 2002 году новое руководство завода запросило у некоей американской компании кредит в размере 2.2 млн. долларов на создание линии по производству бутылочной тары (уникальное предприятие вдруг переключается на бутылки?) под государственную гарантии. То есть, в случае невыполнения «Красным Маем» кредитных обязательств, два миллиона «зелёных» должны уйти за океан. В итоге именно так и случилось: схема давно отработанная и отлаженная. И ни денег, ни бутылок, ни хрусталя.

Не припомню, чтобы кто-то из перечисленных в материале лиц привлёк «Тверскую газету» к суду. Да и то, что Марк Хасаинов за годы руководства Вышним Волочком практически подмял под себя все местные экономические ресурсы, ни для кого не секрет. Так что можно считать данную версию «рабочей», пусть и с поправкой на чей-то «заказ»: в СМИ подобная информация может появиться лишь в случае преднамеренной её утечки.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...