Коробочка герой произведения. Образ Коробочки в поэме «Мертвые души


ПортретН. В. Гоголь создал пять типов, пять портретов, среди которых только
один женский - это Коробочка. Фольклорный источник этого образа - баба
Яга.Коробочка- оседлая старушка – помещица, невзрачная бабушка,
которая каждую свою вещь гардероба занашивала до дыр. Коробочка не
претендует на высокую культуру: во всём её облике заметна весьма
незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини:
он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид.
Так она описывается в произведении:
«…Минуту спустя вошла хозяйка, женщина
пожилых лет, в каком-то спальном чепце,
надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех
матушек, небольших помещиц, которые
плачутся на неурожаи, убытки и держат голову
несколько набок, а между тем набирают
понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки,
размещенные по ящикам комодов…»

Портрет Коробочки в поэме «Мертвые души»

ПОРТРЕТ КОРОБОЧКИ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ
ДУШИ»
Помещица, вдова, очень
хозяйственная и
бережливая, пожилая
женщина. Она знает всех
своих крестьян, отзывается
о них хорошо, тем она и
отличалась от Манилова.
Портрет Коробочки не столь
подробен, как портреты
других помещиков.
Владелица 80 крепостных
душ.

Характер

Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица»
мертвых душ Чичикову. Фамилия героини метафорически выражает
сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной,
упрямой, суеверной. Настасья Петровна не видит ничего дальше своего носа,
все «новое и небывалое» пугает ее. В образе Коробочки заключен тип
омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа
работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее
страстью, - торговая деловитость. Главная цель её жизни – упрочнение
своего богатства, беспрестанное накопительство.
Каждый человек для нее - это прежде всего
потенциальный покупатель. Коробочка обладает
характером: она начинает неистово торговаться с
Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание,
кроме душ, купить многое другое. Примечательно,
что Коробочка помнит всех своих умерших
крестьян наизусть. Образ Коробочки великолепно
символизирует николаевскую эпоху, где придавалось
существенное значение соблюдению формы, а о
содержании не заботились, где подавляли живую
душу ради впечатления благополучия.

Усадьба Коробочки

УСАДЬБА КОРОБОЧКИ
Поместье Коробочки отличается крепостью и
довольством, сразу видно, что она хорошая
хозяйка. Двор, на который выходят окна
комнаты, заполнен птицами и «всякой домашней
тварью»; далее видны огороды с
«хозяйственным овощем»; фруктовые деревья
накрыты сетями от птиц, видны и чучела на
шестах – «на одном из них надет был чепец
самой хозяйки». Крестьянские избы тоже
показывают достаток их обитателей. Словом,
хозяйство Коробочки явно процветает и
приносит достаточную прибыль. Да и сама
деревенька не маленькая – восемьдесят душ.

Деревня

Внутренний мир Коробочки отражает ее
хозяйство. У нее «хорошенькая деревенька».
Все в ней аккуратно и крепко: и дом, и двор.
Подчеркивается замкнутость Коробочки, ее
недалекость и упрямство, мелочность,
животную ограниченность интересов
исключительно собственным хозяйством. Ее
соседям Гоголь дал фамилии Бобров,
Свиньин. Даже местоположение села
Коробочки (в стороне от столбовой дороги, в
стороне от настоящей жизни) указывает на
невозможность ее исправления и
возрождения. В хозяйстве Коробочки
"индейкам и курам не было числа". По
фольклорной традиции птицы, упоминаемые
в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки,
воробьи, голуби), символизируют глупость,
бессмысленную хлопотливость.

Дом

Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает
ее внутренний мир - аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя
всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому
миру. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на
стенах в доме Коробочки.
«…Комната была обвешана старенькими
полосатыми обоями; картины с какими-то
птицами; между окон старинные маленькие
зеркала с темными рамками в виде
свернувшихся листьев; за всяким зеркалом
заложены были или письмо, или старая колода
карт, или чулок; стенные часы с
нарисованными цветами на циферблате...».
Вещи в доме Коробочки, с одной
стороны, выражают ее наивное представление о
пышной красоте, а с другой - ее скопидомство и
ограниченный круг домашних развлечений
(гадание на картах, штопанье, вышивка и
стряпня).

Кабинет Коробочки

КАБИНЕТ КОРОБОЧКИ
Скромные комнаты,
достаточно старые,
немного картин,
старенькие
полосатые обои,
часы на стене,
зеркала.

Речь Коробочки в поэме «Мёртвые души»

РЕЧЬ КОРОБОЧКИ В ПОЭМЕ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»
Коробочка была уже старая и не
всегда быстро соображала, для
того чтобы ей ответить, она
сначала долгое время думала.

10. Сделка

"Дубинноголовая" Коробочка поняла выгоду торговли и соглашается,
правда, после долгих уговоров. Она боится продешевить при продаже мертвых
душ, опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы "какнибудь не понести убытку", может быть, эти души в хозяйстве пригодятся.
Ведь "товар такой странный, совсем небывалый" - она сначала думает, что
Чичиков намерен выкопать мертвых из земли. Коробочка собирается
подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мёд. Цены на эти
продукты она знает.
У неё, кроме желания приобрести и извлечь
пользу, нет чувств. Коробочка торгует
крестьянами с такой деловитостью, с какой
продаёт другие предметы своего хозяйства.
Для неё нет разницы между одушевлённым и
неодушевленным существом. Сомнения (не
продешевила ли она?) вынуждают ее
отправиться в город, чтобы узнать настоящую
цену на столь странный товар. Едет Настасья
Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это
еще один аналог ее образа, наряду с комодом,
шкатулкой и мешочками, полными денег.

11. Отношение Коробочки к продаже мертвых душ

ОТНОШЕНИЕ КОРОБОЧКИ К ПРОДАЖЕ
МЕРТВЫХ ДУШ
Когда Чичиков
предложил ей продать
своих мертвых душ,
она сначала не
поняла, как можно их
вообще продавать,
они же мертвые.
Коробочка так же
была удивлена, как и
Манилов, которому
Чичиков предложил
сделку.

Поэма “Мертвые души” Н.В.Гоголя предлагает своим читателям окунуться в огромное разнообразие совершенно разных и непохожих друг на друга героев. Одним из самых ярких и важных персонажей является помещица Коробочка, ее образ раскрывается в третьей главе произведения.

Первая встреча главного героя поэмы, Чичикова, и Коробочки происходит совершенно случайно, когда Павел Иванович из-за непогоды теряет дорогу к Собакевичу. Чичиков приезжает в имение Коробочки, в деревню в стороне от основной дороги, и остается у нее ночевать, так и происходит их знакомство.

Она была пожилой женщиной, в потрепанной одежду, полностью посвящает свою жизнь хозяйству, которое ведет в своей усадьбе. Несмотря на то, что в ее распоряжении находится всего 80 крестьянских душ, ее имение может похвастаться хорошим состоянием: крепкие и ухоженные дома, сильные и здоровые мужики.

Живет Коробочка за счет продажи продуктов, произведенных в ее имении, например мед, пенька. Зарабатывает на этом она достаточно немало, она пытается извлечь прибыль из всего, ей хватает на безбедную жизнь, тем не менее помещица любит жаловаться на жизнь, прибедняться и занижать свой достаток. Коробочка - корыстная, алчная, скупая, так как не покормила гостя с дороги., недоверчивая и проявляет к людям излишнюю подозрительность. Тем не менее, Коробочка в своем зажиточном хозяйстве проявляет гостеприимство, когда выдает Чичикову чистую одежду, стирает грязную, отправляет девушку, чтобы почесала ему пятку и взбила подушку.

Помещица Коробочка собирает и хранит хлам, вся ее жизнь - это сплошное накопительство, в ее усадьбе царит затхлость. Также интерьер ее дома кажется Чичикову достаточно старомодным, словно он застыл где-то во времени. Настасья Петровна верит и в Бога, и в черта, иногда гадает на картах. Когда Чичиков просыпается, то видит много мух, что еще раз подчеркивает старость. О семье Коробочки известно мало, что она вдова и у нее нет детей. В процессе общения с помещицей Чичиков начинает выходить из себя, он хочет поскорее уехать из ее имения, чтобы отвязаться от нее.

Николай Васильевич Гоголь называет помещицу дубоголовой, так как после продажи мертвых душ Павлу Ивановичу она едет в город узнать истинную цену, чтобы выяснить, не была ли она обманута.

В целом, представляя собой один из наиболее ярких образов, Настасья Петровна обычная и простая помещица.

Вариант 2

Поэма представлена в виде поездки главного персонажа по России, где она показана со всеми ее тяготами и проблемами. Автор показал родной край со всеми ее тяготами, раскрыл причину тяжелого положения русского народа и с помощью сатиры изобличил изъяны существующего строя. Мы видим, как Чичиков, совершая путешествие по южным губерниям, хочет недорого скупить умерших крепостных, для того, чтобы мошенническим образом разбогатеть и не работать.

Он посещает разных помещиков, среди которых особенно выделяется Коробочка, которая является обеспеченной помещицей, готовая торговать всем, чем душа пожелает, в том числе и покойными крестьянами.

Бестолковая Настасья Петровна думает, что ей нужно будет выкапывать мертвецов из могил, и ее это не останавливает. Она намерена сделать все для того, чтобы только получить вознаграждение. Чичиков, с первой минуты, поняв характер женщины, сразу же стал с ней беседовать более свободно, чем с Маниловым. Он даже прикрикнул на нее, когда Коробочка отвлеченно его слушала. Ведь в ее мыслях вертится одно, лишь бы не отдать мертвецов дешево, а остальное совсем не беспокоило.

Коробочка - мощная барыня, она живет натуральным хозяйством, и в то же время понимает, как достаются деньги. Интеллект ее развития желает оставлять лучшего. Она может рассказать, как уберечь деревья с созревшими плодами от птиц, но для чего это нужно было делать, не может объяснить. Весь ее внешний вид говорить о том, что она не только бестолкова, но и неряшлива. К тому же она полна суевериями. Коробочка верит в гадания и всякую нечисть, которая может появиться в доме после полуночи. Да и в речи у нее проскальзывают разные слова, присущие человеку религиозному.

Весь дом ее похож на коробочку, в которой находится много старинных вещей. Когда смотришь на нее, то удивляешься, насколько Настасья Петровна жадная. Она не имеет собственных детей, и нет близких, кому можно передать все дела и имущество, и кого нужно было представить обществу. И все равно, она хочет все больше и больше капитала.

Бесполезное накопительство Коробочки почти зловеще. Она копит деньги ради них самих, не страшится даже пускать в продажу покойников – лишь бы не прогадать. Все монеты у нее разложены в разные цветастые мешочки, которые она достает их и пересчитывает каждый день. Круг интересов у нее тоже небольшой. В основном она общается только с теми людьми, с которыми она консультируется по вопросам ведения торговли.

Потихоньку Гоголь подведет нас к тому, как желание разбогатеть, составление капитала любыми средствами, бесконечная эксплуатация крестьян убивают душу помещиков. Они утрачивают облик человека. В образе же Коробочки показал новые черты капиталистического общества.

Сочинение про помещицу Коробочку

Поэма Гоголя может читаться на самых разных уровнях, автор вложил множество различных смысловых слоев в свое творение. Если смотреть на Коробочку поверхностно, то перед нами сатира на тупость и патриархальный уклад, пародия на ограниченность личности и чрезмерную практичность, героиня, удивляющая собственной простотой.

Гоголь подчеркивает простоту Коробочки в ее речи, которая полна простыми и даже примитивными выражениями и как бы наивно нага. Так без всякого стеснения могут говорить только дети или малообразованные люди. Помещица не отличается возвышенным умом, но она обладает довольно ценными практическими познаниями, эти детали тоже отмечены, к примеру, сетки, которые сохраняют фруктовые деревья.

Таким образом, Гоголь описывает фигуру приземленного народа, простого народа без романтизации. Этот народ в действительности может быть нелепым и грубым, сидеть и рассуждать куда докатится колесо, знать как выгоднее купить и продать. Этот народ нечего не представляет помимо собственного маленького мирка и не собирается оттуда выбираться, погрязнув в болоте банального и примитивного существования.

Если смотреть на Коробочку в контексте символического ряда, который предлагает автор, то эта героиня предстает своеобразной мистической фигурой, которая олицетворяет собой таких мистических героев как Баба-Яга. Поездка к Коробочке связана для Чичикова с образами гибели и загробного опыта. Перед приездом он падает в землю (образ погребения), когда просыпается – на лице сидят мухи (как на трупе) и если проследить по тексту, то Гоголь практически в каждой фразе дает подобные намеки.

Коробочка, подобно волшебной старухе из русских сказок, обитает на отшибе и связана с потусторонними силами. В таком прочтении причитания, приметы, в которые она верит (загадывать на картах, например) и детали интерьера (к примеру, карты для гадания) получают совершенно новое прочтение и становятся своеобразными атрибутами волшебницы.

Также Коробочка является единственной женщиной-помещицей и ее фигура выделяется из общей канвы помещиков, благодаря чему ее образ становится более интересным и уникальным.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по пословице Не имей сто рублей, а имей сто друзей

    В русском языке существует очень много пословиц, и каждая имеет свой смысл. Какой же смысл несет пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

  • Сочинение Что значит любить Родину?

    Родина у всех нас одна и у каждого она разная. В принципе, в понятия Родина каждый человек вкладывает свой смысл. Для кого то Родина – это его семья, его город и улица на которой прошло детство

  • Дарить человеку здоровье - весьма почетно. Хорошие врачи узнаваемы и уважаемы в обществе. Достаточно быть рядовым доктором в небольшом городке в течение нескольких лет, чтобы стать частью местной элиты.

  • Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру

    Вклад любого выдающегося человека, который совершал над собой некоторые усилия и развивался вверенной ему области, как правило, является довольно существенным для этой области.

  • Сочинение Два брата две судьбы по повести Тарас бульба

    В произведении «Тарас Бульба» одними из главных героев являются братья. Росли Остап и Андрий в одинаковых условиях, однако имели разные характеры. Младший брат Андрий был близок к матери, а Остап старался во всем быть похожим на своего отца.

Павел Иванович Чичиков попадает к помещице Коробочке в неурочный час, сбившись с дороги, да еще и вывалявшись в грязи при падении с брички. Лошади, управляемые не совсем трезвым кучером Селифаном, буквально врезаются в забор ее дома.

Образ Коробочки весьма интересен. Настасья Петровна Коробочка дает приют запоздалым путешественникам, так как Чичиков представляется дворянином, что производит благоприятное впечатление на вдову-помещицу. Давайте кратко рассмотрим визит Чичикова к Коробочке и краткую характеристику Коробочки.

Характеристика помещицы Коробочки

Крепкое и аккуратное хозяйство Коробочки находится в уединенном месте, вдали от столбовых дорог, поэтому жизнь в имении выглядит застывшей. Существенными деталями, подчеркивающими застывший мир героини и сам образ Коробочки, являются огромное количество мух и шипящие, словно змеи, настенные часы.

Живущая в глуши помещица радушна, гостеприимна и заботлива. Она, несмотря на два часа ночи, предлагает Чичикову еду, растирание спины после падения, да еще и чесание пяток перед сном, как это раньше делалось покойному барину.

Но Чичиков, у которого от желания спать уже слипаются глаза, будто их медом облили, с благодарностью от всего отказывается.

Заботливость Настасьи Петровны Коробочки проявляется в том, что она дает прислуге задание – вычистить и высушить всю грязную одежду гостя. После этого Чичиков буквально проваливается в огромную пышную перину, а утром просыпается от нашествия мух, одна из которых даже умудряется залезть ему в нос.

Чичиков поражает помещицу своим предложением о продаже мертвых крестьянских душ. Настасья Петровна теряется и не понимает всей выгоды сделанного ей предложения, ведь до этого ей приходилось торговать только медом, мукой, пенькой, птичьими перьями, но никак не мертвыми крепостными.

Чичиков в сердцах мысленно называет ее «крепколобой» и «дубинноголовой».

Еще некоторые детали образа помещицы Коробочки

Образ Коробочки также раскрывается в том, что изрядно поторговавшись, вдова коллежского секретаря в конце концов соглашается на сделку и угощает Чичикова всевозможными яствами: грибами, пирогами, блинами. Блины настолько вкусные, что Павел Иванович съедает их по три сразу.

После такого радушного приема Чичиков садится в свою бричку и уезжает с мыслями о том, что Коробочка – это прирожденный предприниматель, всеми силами старающийся любому и каждому выгодно продать свою продукцию и заработать при этом как можно больше денег. Чтобы потом аккуратно раскладывать их по мешочкам и прятать в комод. Вот каков образ Коробочки.

Чичиков посещал и других помещиков города №, в их число вошли такие персонажи "Мертвых душ", как Ноздрев, Собакевич и Манилов . Ознакомьтесь и с их характеристиками, чтобы составить полное впечатление о галерее помещиков Гоголя .

В своем пожилом возрасте и с имеющимися болезнями она не сидит сложа руки, а вся погружена в заботы о своем маленьком имении, поэтому о широком кругозоре, утонченности и возвышенности говорить не приходится. Чичиков считает, что Коробочка стоит очень низко на «лестнице человеческого совершенствования».

Образ Коробочки в поэме «Мертвые души» заключает в себе многое для понимания не только смыслового содержания , но и главной мысли поэмы.

Неслучайно ему отведена столь важная композиционная роль – приезд вдовицы в город навлек катастрофу на голову гоголевского коммерсанта.

Характеристика и описание Коробочки в поэме «Мертвые души»

С почтенной дамой читатель встречается в главе третьей первого тома великого произведения. Примечательно, что возница Селифан буквально «наехал» на забор ее имения, окончательно заблудившись ночью, во время бурной грозы – спьяну, по наитию, зажмурив глаза.

В народе в подобных случаях говорили «Бес попутал!». И действительно, в символике эпизода с Коробочкой много дьявольского.

Прибывший в поместье в два часа ночи, Чичиков свернулся «кренделем» в пуховых перинах где-то в три утра – час сатаны, по народным поверьям.

А предложение «почесать пятки»? Эта часть тела во многих легендах является местом наибольшей уязвимости у хтонических чудовищ – в этом же художественном пространстве сокрушать зло никто не собирается, его наоборот лелеют. Чичиков, конечно, не змееподобное чудище, но уж точно нечисть – сама хозяйка его тут же отождествила со «своим покойником» (умершим мужем).

Уставшему с дороги новоприбывшему простительно заснуть мертвым сном. Но эта деталь у Гоголя выглядит очень символичной, равно как и многочисленные мухи, облепившие наутро отдыхающего (в христианской культуре муха – знак присутствия сатаны).

Имя коллежской секретарши Настасья с греческого переводится «бессмертная», «воскресающая». Вот она, мессия мертвых душ, посланница вечной смерти на земле! Не поэтому ли в интерьере, окружившем Чичикова, так много птиц? Это и портреты, и несметное количество куриц, уток и индюшек, населяющих тесный дворик, тучи ворон. Дело не только в домашней изолированности и расхлябанности, туповатости и ограниченности.

Вообще-то, образ птицы символизирует в фольклоре духовность, связь земли и неба, вечно возрождающуюся жизнь и материнскую защиту. Только пернатые несушки слишком уж приземленные создания: выше собственной головы не взлетают – куда уж там высшие сферы. Окружающая помещицу «всякая домашняя тварь» символизирует власть земли, материи, предметности, а значит – смерти. Вот и по батюшке даму величают Петровна (от греческого слова, обозначающего «камень», «скала») – и это не комплимент духовной стойкости носителя имени.

А уж как упоминания черта боится! Потому что он-то в этом доме – подлинная духовная реальность (трепать имя всуе не следует), хоть в грозу и зажигается суеверно лампадка перед иконой. И ведь гадала же вдовушка за три дня до приезда неожиданных визитеров и пришел ведь в ответ на воззвания о будущем к своей покорной слуге сам рогатый. Не о Чичикове ли предупреждал? И не единожды странствующий коммерсант, не сдержавшись, в переговорах с нею помянул черта.

Только перед Настасьей Петровной не бросился Чичиков прятать святую святых – свою шкатулку. Емкость эта прямо магнитом притянула Коробочку: подобное тянется к подобному! А в чичиковском ящичке – все необходимое для заключения договора на душу с сатаной: перо, чернила, бумага, бритвы (по преданию, кровью подобные соглашения пишутся), деньги и мыло – чтобы руки после нехорошего дела умыть, скрыв видимые следы.

Внешность Коробочки

Перед читателем появляется пожилая женщина в кое-как надетом спальном чепце и намотанной на шею фланели.

Такие мелкие помещицы всласть наплачутся на неурожаи и убытки, а сами методично и любовно копят в ящичках комодов денежки среди всякого вещевого хлама. Кажется, и сами вещи любят таких бережливых старушек – не изнашиваются и служат вечно.

На утреннем чаепитии с Чичиковым секретарша опять сидит в темном платье, без чепца, но с обмотанной шеей – деталь многозначительная, если учесть что шея ассоциируется в организме с подвижностью, гибкостью сознания.

Любимые занятия

Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.

Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.

Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.

Отношение к окружающим

Отсутствует! Из эмоций тетушки – только страх на непривычное и горячие «забранки». Даже о возможном профите размышление ведется бездушно, без интонации, потирания рук.

Муж – «покойник», соседей – знает только самых ближайших и своего достатка, крепостные — денежный эквивалент, руки-доходы. Народившиеся у крестьян ребятишки – не люди, а «мелюзга»: не работают, не приносят дохода – так даже и не человеческие дети.

Описание усадьбы

В ночи перед путниками появилось «что-то похожее на крышу»: сам дом воспринимается как ящик, у которого первым делом бросается в глаза крышка. Символика напрашивается самая мрачная.

Комната, где ночевал Чичиков, оклеена старыми полосатыми обоями, с зеркалами и картинками птиц – куриное царство, где только два петуха (два мужских портрета – Кутузов и обладатель мундира павловских времен). В ней идут часы – шипящие как клубок гадюк и натужно хрипящие, когда приходит пора бить.

В маленьком дворе усадьбы копошится всяческая домашняя живность, целые тучи ворон перелетают от одного фруктового дерева на другое. А пасут это стадо несколько чучел с растопыренными пальцами (все в помещицу – будто норовят схватить что-то, на одном даже хозяйский ночной чепец).

Крестьянские домики поставлены врассыпную, без четких улиц: мир языческого хаоса, неодухотворенная сама себя стихийно организующая материя. Но Чичиков замечает признаки материального довольства: старый тес на крышах заменен новым, дома справные, ворота крепкие, в некоторых дворах – новые телеги.

Жизненные цели

Копить деньги и вещи, чтобы потом завещать распоротый салоп какой-нибудь родственнице. Даже души мертвых крестьян начинает под влиянием момента держать про запас: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…».

В разговоре с гостем в голове Коробочки быстро нарисовался план договориться о подряде на поставки в государственную казну меда, пеньки и свиного сала, муки и скотины.

Почему Коробочка «мертвая душа»

Никакого духовного содержания в помещице нет – даже имитации. Все поступки, мысли и высказывания персонажа обусловлены коммерческим подходом ко всему и всем.

Апофеоз формы: в поместье-ларец постоянно вкладывается что-то, просто потому что пустота требует заполнения. Коробочка – зияющая бесконечная пустота, которая сама себя заполняет, затягивая в себя вещи и деньги. Последние – изначально живущий своей жизнью эквивалент человеческого труда – не тратятся, а хоронятся в ящиках, делаются хламом.

Смерть всему духовному живет в этом поместье. Не случайно Чичикову здесь так вольготно отдыхалось и богато угощалось. И особенно хороши были блинцы с припеками – ритуальная еда!

Первое впечатление о помещице

Заезжий сразу признал в ней «матушку»-помещицу: полновластного демиурга домашнего мирка. Гостю-дворянину оказывает гостеприимный прием: настойчиво пытается напоить чаем, распорядилась просушить и почистить одежду, предоставила роскошную пуховую перину, на которую без стула не заберешься.

Отношение Чичикова к Коробочке

Обращается к хозяйке по-свойски, держится с ней уверенно, покровительственно и зовет ее матушкой. Принимает ее гостеприимство как само собой разумеющееся.

Сделка по продаже мертвых душ оказалась для господина неожиданно трудной. Баба оказалась не то что «крепколобой» – «дубинноголовой».

Чичиков считает «проклятую старуху» настолько незначительной, что не считает нужным сдерживать свой подлинный темперамент – ругается, сулит ей черта, проклинает вместе с ее деревней. Походя дает ничего не значащие обещания о заключении договора подряда и от «гастрономической» взятки не отказывается.

Отношение к хозяйству Коробочки

Всепоглощающее и лишенное каких-либо эмоций. Без заминки сообщает, что в крепости у нее человек без малого восемьдесят. Помнит кто и когда умер, наизусть диктует как звали каждого покойного.

Заручившись обещаниями с Чичикова, тут же на крыльце принялась наблюдать за хозяйственными делами: кто и что куда понес.

Коробочка – говорящий и двигающийся предмет своего изолированного, живущего натуральным производством мирка. То же огородное чучело – только с другой функцией: охранять от внешних разорений и притягивать вещи и деньги из пространства за воротами поместья.

Заключение

Говоря кратко: старуха-помещица – дама сердца Чичикова, его женский двойник, матушка-Богиня. Оба одинаково мертвы даже друг для друга – не видят один другого в упор за коммерческими устремлениями.

Почувствуй заезжий делец Коробочке родственное начало – мог бы и предвидеть роковой для него поступок чертовой бабушки. Страх продешевить погонит ее в город для выяснения «установленных» цен на мертвые души. Так и вскроется авантюра господина Чичикова.


Среди помещиков, которых посетил главный герой поэмы Гоголя Павел Иванович Чичиков в поисках своего необычного приобретения, была одна женщина.

Образ и характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» позволяют представить, как жили в глубинных, спрятанных территориях России прошлого, укладе и традициях.

Образ героини

К помещице Коробочке Павел Иванович Чичиков попал случайно. Он сбился с пути, когда пытался посетить имение Собакевича. Ужасная непогода заставила путешественника попроситься на ночлег в незнакомом поместье. Чин женщины – коллежская секретарша. Она вдова, живущая в своем имении. Про женщину немного автобиографических сведений. Неизвестно, есть ли у нее дети, но точно, что в Москве живет сестра. К ней и едет Коробочка после отъезда Чичикова. Старая помещица содержит небольшое хозяйство: примерно 80 душ крестьян. Автор описывает хозяйку и живущих в деревне мужиков.

Что особенного в образе героини:

Умение экономить. Мелкая помещица раскладывает деньги по мешочкам, укладывает их в комод.

Скрытность. Настасья Петровна не говорит о своем достатке. Она прибедняется, стараясь вызвать жалость. Но цель этого чувства – поднять цену на предлагаемый товар.

Смелость. Помещица уверенно обращается в суд с просьбами решить ее проблемы.

Коробочка торгует тем, чем заняты ее крестьяне: мед, перья, пенька, сало. Женщину не удивляет желание гостя купить души людей, ушедших в загробный мир. Она боится продешевить. В помещице переплелись вера и безверие. Причем два противоположных чувства связаны так крепко, что сложно определить, где грань. Она верит в Бога и в черта. Помещица после молитвы раскладывает карты.

Хозяйство Настасьи Петровны

Одинокая женщина хозяйничает лучше встречаемых в поэме мужчин. Описание деревушки не пугает, как у Плюшкина, не удивляет, как у Манилова. Дом господ ухожен. Он небольшой, но крепкий. Собаки лаем встречают гостей и предупреждают хозяев. Автор описывает дома крестьян:
  • избенки крепкие;
  • выстроены врассыпную;
  • постоянно ремонтируются (изветшавший тес поменян на новый);
  • крепкие ворота;
  • запасные телеги.
Коробочка следит за своим домом и за избами крестьян. В поместье все заняты делом, нет тех, кто слоняется между домами. Помещица знает, когда точно, к какому празднику будет готово сало, пенька, мука или крупа. Несмотря на недалекий ум, кажущуюся глупость Настасья Петровна деловита и бойка, направлена на выгоду.

Крестьяне деревни

Чичиков с интересом рассматривает крестьян. Это крепкие живые мужики и бабы. Персонажей в деревне несколько. Каждый по-особенному дополняет образ хозяйки.

Служанка Фетинья мастерски взбивает перины, делая их такими уютными, что гость проспал дольше обычного.

Дворовая крестьянка отворила ночью калитку, не боясь незваных гостей. У нее хриплый голос и крепкая фигура, скрытая под армяком.

Дворовая девчонка Пелагея показывает Чичикову дорогу назад. Она бегает босиком, отчего ноги у нее все в грязи и напоминают сапоги. Девчушка необразованная, причем для нее нет даже понимания право, лево. Она показывает руками, куда направляться бричке.

Мертвые души

У крестьян, которые продает Коробочка удивительные прозвища. Часть из них дополняют характеристику человека, другие просто придуманы народом. Все прозвища в памяти у хозяйки, она вздыхает и с сожалением перечисляет их гостю. Самые необычные:
  • Неуважай–Корыто;
  • Коровий кирпич;
  • Колесо Иван.
Коробочка жалеет каждого. Искусный кузнец сгорел как уголь по пьянке. Все были славными работниками, их сложно внести в список безымянной покупки Чичикова. Мертвые души Коробочки самые живые.

Образ персонажа

В описании Коробочки много типичного. Автор считает, что таких женщин на Руси множество. Они не вызывают симпатии. Гоголь назвал женщину «дубинноголовой», но в ней нет отличия от чопорных образованных аристократок. Бережливость Коробочки не вызывает умиления, наоборот, в ее хозяйстве все скромно. Деньги оседают в мешочках, но не вносят в жизнь новизны. Вокруг помещицы огромное количество мух. Они олицетворяют застой в душе хозяйки, в мире вокруг нее.

Помещицу Настасью Петровну Коробочку нельзя изменить. Она выбрала путь накопительства, не имеющего смысла. Жизнь поместья протекает в стороне от настоящих чувств и событий.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...