Конкордия и тайна исповеди.


Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не

прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Неблагодарность Богу.

Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

Клятва именем Господа.

Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

Мысли о самоубийстве.

Игра в карты и прочие азартные игры.

Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.

Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

Нарушение обетов, данных Богу.

Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

Осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.

Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Воспитание детей вне христианской веры.

Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

Высокомерие.

Лжесвидетельство.

Насмешливость.

Скупость.

Невозвращение долгов.

Неуплата за труд заработанных денег.

Неоказание помощи нуждающимся.

Непочитание родителей, раздражение их старостью.

Непочтение к старшим.

Неусердие в своей работе.

Осуждение.

Присвоение чужого - воровство.

Ссоры с соседями и ближними.

Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Многословие, пересуды, празднословие. ,

Беспричинный смех.

Сквернословие.

Самолюбие.

Делание добрых дел напоказ.

Тщеславие.

Желание обогатиться.

Сребролюбие.

Зависть.

Пьянство, употребление наркотиков.

Чревоугодие.

Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.

Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.

Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, молено дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило?

Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?

Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

Не произносил ли без надобности имя Божие?

Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гадал ли, не ворожил?

Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?

Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не обижал ли младших?

Не мучил ли животных?

Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не сквернословил ли?

Не играл ли в карты?

Не занимался ли рукоблудием?

Не присваивал ли себе чужого?

Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

Не ленился ли помогать родителям по дому?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в пре-

дыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения грехбвных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в

один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 - 54).

Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв при-

частники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зави-

симости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвящен-ных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет преподобный Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.

Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается...

Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».

Издано православным приходом во имя Преподобного Серафима Саровского, г. Новосибирск.

4171 просмотров

Что такое тайна исповеди, зачем она, как правильно к ней подготовиться? Об этом сегодня и пойдёт речь.

Исповедь – это покаяние, разговор с Богом наедине, хотя и проходит он в присутствии священника — служителя, посланника Божьего. Именно такая форма общения признана церковью и считается, что это заповедь Иисуса. Идя на такой разговор, верующий совершает благое — укрощает свою гордыню, один из сильных грехов в Православии, делает шаг на признание своих грехов через покаяние в надежде обрести их отпущение.

Зачем исповедаться

Цель исповеди: отпущение грехов, чтобы кающийся осознал греховность поступков и покаявшись, сделал выводы на будущее.

Христос сказал об условии прощения Богом наших грехов:

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6. 14-15).

На исповеди мы рассказываем о своих сомнениях, грехах тяжести душевной священнику. Отпускает грехи нам, конечно же, не священник, всё это в ведение Божьей воли, через него совершается суд: простить или не удостоить такой чести. Говорят, Бог прощает всех, настолько сильна его любовь к нам. Может чуть сродни материнской, при всех обидах, не зависимо насколько они сильны, мы всегда прощаем своих детей, потому что они — это часть нас. И в нас часть его Бога. Священник же лишь является проводником этого общения. Он молится за нас, благословляет на исповедь, указывая верный путь.

С другой стороны, если Бог всё видит всё знает, зачем ему ещё раз рассказывать о совершённых нами поступках, ведь они ему ведомы? А вспомните себя и детей своих, вы знаете обиды, вам нанесённые, но как хорошо, если ребёнок придёт с покаянием. Мы исповедаемся, когда мы осознали содеянное, покаялись, готовы к исправлению.

Вопрос совершать исповедь в храме божьем или один на один с Богом дома, здесь не стоит, только первое, так утверждают Святые отцы, так учит Библия. Но вдумайтесь каждый сам, если нет такой возможности, лучше всё же исповедаться пусть и неправильно, дома один на один с Богом, чем не исповедаться вообще. Так что не призывая игнорировать исповедь в храме, всё же считаю, что своё наболевшее высказывайте перед иконами во время молитвы, кайтесь и простите , это тоже маленький шажок к постижению веры и наращиванию нашей духовности.

Подготовка к исповеди

Как подготовиться к исповеди. Прежде всего важно начать с осмысливания своих прегрешений. Что такое грех и какие из них отнесены к смертным мы говорили Но не стоит, прочтя список, думать как всё безнадежно. Мы должны стремиться к совершенству. Стоит чуть взвешенней смотреть на эти вещи. То, что классически считалось грехом, уже как-то трансформировалось со временем, и думаю, каждый увидит эти изменения. Не стоит лишь слишком ярко проявлять всё в нашей жизни: будь то гнев, ненависть, лень или любовь к материальному. Гордость — это хорошо, за родину, за страну, за свою семью, но всё в меру. Можно и радоваться своим успехам, но без фанатизма. Стоит больше прислушиваться к своей совести.

В день исповеди стоит больше времени уделить молитвам, лучше принять участие в службе в храме. Чаще всего после неё и проводится исповедь и причастие.

Какие молитвы читать перед исповедью

Особых молитв для этого нет, это чаще всего христианина и обычные предначинательные тексты.

Молитва перед исповедью

Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.

Господи, помоги мне чистосердечно покаяться.

Приди, Святой Дух, просвети мой разум, чтобы я лучше осознал свои грехи; побуди мою волю к подлинному раскаянию в них, к искренней исповеди и решительному исправлению своей жизни.

О Мария, Матерь Божия, Прибежище грешников, заступись за меня.

Святой Ангел Хранитель, святые мои Покровители, испросите для меня у Бога благодать подлинного исповедания грехов.

  • Псалом 50 - считается покаянным, входит в ежедневное правило. Желательно знать его наизусть.
  • Тропари — это короткие стихи.
  • Три молитвы Господу, текст ниже:

Молитва I

Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениях оставление даровавый, и Монассиину в покаяние молитву приемый, Сам и раба Твоего (имя) кающегося, о них же содеянных, прими обычным Твоим человеколюбием, презираяй ему вся содеянная, оставляй неправды, и превосходяй беззакония. Ты бо рекл еси, Господи: хотением не хощу смерти грешника, но якоже обратитися и живу быти ему: и яко семьдесят крат седмирицею оставляти грехи. Понеже яко величество Твое безприкладное, и милость Твоя безмерная.

Аще бо беззакония назриши, кто постоит? Яко Ты, еси Бог кающихся и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва II

Господу помолимся!
Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Пастырю и Агнче, вземляй грехи мира, иже заимования даровавый двум должником, и грешнице давый оставление грехов ея; Сам, Владыко, ослаби, остави, прости грехи, беззакония, согрешения вольныя и невольныя, яже в ведении и не в ведении, яже преступлении и преслушании бывшая от рабов Твоих сих, и аще что яко человецы плоть носяще и в мире живуще, от диавола прельстишася. Аще же в слове, или деле, или в ведении, или не в ведении, или слово священническое попраша, или под клятвою священническою быша, или под свою анафему падоша, или под клятву ведошася: Сам, яко благ, и незлобивый Владыко, сия рабы Твоя словом разрешитися благоволи, прощая им свою анафему и клятву, по велицей Твоей милости.
Ей, Владыко Человеколюбие Господи, услыши нас, молящихся Твоей благости о рабех Твоих сих и презри, яко многомилостив прегрешения их вся и избави их вечныя муки. Ты бо рекл еси, Владыко: «елика аще свяжите на земли, будет связано на небеси, и елика аще разрешите на земли, будет разрешено и на небеси». Яко Ты еси един безгрешен и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва III

Господу помолимся!

Господи Боже, спасения рабов Твоих, Милостиве и Щедре и Долготерпеливе, кайся о наших злобах, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, Сам и ныне умилостивися о рабех Твоих (имена) и подаждь им образ покаяния, прощение грехов и отпущение, прощая им всякое согрешение, вольное же и невольное: примири и соедини их Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем, с ним же Тебе подобает держава и великолепие, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Завершающая молитва

Знаю и чувствую, Господи, что недостоин я прощения, безответен я пред Тобой и Твоей святой Правдой, но взываю к Твоему беспредельному милосердию: приими мое убогое покаяние, прости бесчисленные грехи мои, очисти, обнови и укрепи мою душу и тело, дабы неуклонно идти мне по пути спасения.

Как вести себя на исповеди

  • Говоря о своих грехах, не надо их оправдывать, сравнивать с проступками других людей, которые ещё грешнее. Каждый сам ответит за себя!
  • Начинать следует с главных прегрешений. Страсть к еде, работа в выходные, редкие визиты в храм — это грехи, но они ничего не имеют общего с осквернением, сквернословием, оговорами, изменами мужу\жене, самовозвеличиванием, ложью.
  • Не надо подыскивать правильные слова, говорите так, как вы думает. Священник, а уж тем более Бог всё поймут и не осудят за стиль.
  • Не ждите особого дня для исповеди, слушайте себя, если есть потребность, сделайте это при первой необходимости. Чтобы заслужить Божьего прощения, надо самим быть готовым к прощению своих обидчиков.
  • Если во время исповеди священник назначает вам епитимию не путайте это с наказанием, она всего лишь для дополнительной отработки духовных упражнений. Это может быть чтение молитв, земные поклоны, воздержание от причащения, дела милосердные. Срок епитимии — определённое время.
  • Как правило заканчивается исповедь молитвой от священнослужителя. После Таинства Покаяния с души падает груз, она освобождается от загрязнений. Можно попросить у священника благословение на причащение.

О причастии речь пойдёт в следующий раз.

Штатный священник саратовского храма Рождества Христова Андрей Евстигнеев указом правящего архиерея Саратовской епархии Русской православной церкви Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина освобожден от служения за нарушение тайны исповеди. Об этом говорится в информации, размещенной на епархиальном сайте.

"Настоящим определением Вы, священник Андрей Евстигнеев, освобождаетесь и от всех других ранее возложенных на Вас обязанностей и запрещаетесь в священнослужении за разглашение тайны исповеди и публичное ее обсуждение в присутствии представителей средств массовой информации... сроком на один год", - приводит портал "Интерфакс-Религия" текст указа.

Кроме того, в указе определено, что священник на год лишен права носить священническое облачение - рясу и наперсный крест. Ему также запрещено благословлять верующих и совершать богослужения и требы.

Повод для церковного наказания дало выступление священника на заседании Общественной палаты Саратовской области. 28 марта там обсуждалось жестокое убийство семилетнего мальчика, в котором обвиняют отчима ребенка.

Во время этого обсуждения отец Андрей вспомнил другую резонансную саратовскую историю, когда, по версии следствия, после избиения отчима маленький мальчик выбросился из окна многоэтажки и погиб.

"Несколько месяцев назад был другой случай, когда ребенок выбросился с балкона. Ситуация практически зеркальная: мамаша, с позволения сказать, которая запуталась в своих мужиках, и человек (отчим - "ИФ") абсолютно безбашенный", - процитировала выступление священника пресс-служба Общественной палаты Саратовской области.

Андрей Евстигнеев признался, что "как священник с этим человеком разговаривал в следственном изоляторе".

"Он был на исповеди. Я не имею права разглашать вам тайну исповеди, но в голове - опилки", - сказал священник на заседании палаты.

Между тем в первые века христианства исповедь представляла собой открытую публичную процедуру. Признание в грехах совершалось не только перед священником, но и перед всеми членами общины, составляющими в совокупности Тело Христово - Церковь. Однако, как отмечают историки религии, открытость исповеди повлекла снижение числа обращающихся в Церковь за покаянием. Ввиду падения интереса прихожан к исповеди в Церкви приняли решение утвердить тайный формат исповеди. Пересмотр характера исповеди требовал установления особого доверительного отношения между священнослужителями и паствой, что диктовало проявление уважения к сакральному смыслу процедуры исповеди и со стороны государства.

Строгость тайны исповеди соблюдается сегодня всеми Церквами. Два года назад в Ватикане прошла конференция, посвященная практике исповеди в Католической церкви. На ней было подтверждено, что даже после смерти кающегося священник не имеет права разглашать то, что он услышал от почившего. "Печать абсолютная. Она не может быть снята, даже если сам кающийся дает свое разрешение на это исповедавшему его священнику", - было сказано в ходе обсуждения. Любое нарушение "печати исповеди" наказывается отлучением от Церкви. Кардинал Мауро Пьяченца, который возглавляет Апостольскую пенитенциарию, решающую вопросы, связанные с внутренней подсудностью служителей Церкви, заявил, что церковное право в данном вопросе остается неизменным в течение 800 лет.

Отметим, что тайна исповеди охраняется в России юридически, что закреплено в нескольких документах.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в пункте 7 статьи 3 постулирует законодательное сопровождение охраны тайны исповеди и ограничение к привлечению к уголовной ответственности священнослужителей за отказ от дачи показаний по сведениям, полученным в рамках таинства исповеди ("Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди").

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в пункте 4 части 3 статьи 56 включает священнослужителя в список лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей по обстоятельствам, известным в ходе исповеди ("Не подлежат допросу в качестве свидетелей: 4) священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди").

Гражданско-процессуальный кодекс РФ в пункте 3 части 3 статьи 69 определяет, что "не подлежат допросу в качестве свидетелей: 3) священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, - об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди".

Почему исповедь окружена тайной? Потому что человек, решивший покаяться в своих грехах должен быть полностью уверен, что только Бог ему судья и его совесть, и никто более. За земные деяния и нарушение законов страны, в которой он живет, человек будет отвечать перед земным судом. А за образ своего мышления и уровень Духовности, перед Всевышним.

Человеку не обязательно каяться в своих грехах перед священником, не многие люди смогут открыть свою Душу чужому, даже если это служитель церкви.

Разговор с Богом - это сокровенная тайна каждого человека, и вам совсем не нужны посредники, ибо этим можно навредить и себе, и тем людям которые выслушают вас. Если грех ваш очень тяжел по земным понятиям, люди обязательно осудят вас, чем нанесут себе дополнительную Душевную рану, а источником дополнительной кармы явитесь вы. Поэтому лучший способ очистить свою Душу - это разговор с Богом один на один. Ему вы можете доверить все, все ваши печали, сомнения, всю вашу боль. Вы всегда получите конкретную помощь, только эта помощь не будет выражаться в мешке с деньгами. Получит помощь Всевышнего может каждый человек, но каждый получит именно то, что ему необходимо.

Когда человек решается на исповедь перед Богом, он делает огромный шаг вперед, так как олицетворяет себя с ним и признает его силу. "Все в руках Божьих" говорят люди, мы бы еще добавили: и руках человека, в его разуме, доброте, любви в его стремлении к лучшему. Раскаяние в своих грехах, прощение всех своих врагов, не осуждение ближнего своего - вот те догмы, которые должны присутствовать в сердце человека при его исповеди перед Богом.

Только исповедь ваша должна идти от сердца, если прощаешь человека, прости его всей Душой, всем сердцем, а если раскаиваешься в содеянном, раскаивайся истинно и бесповоротно. Серединка - наполовину здесь не проходит. Бывает так, человек хочет простить другого, но не может. Сильнейшая обида лежит в его Душе, он говорит: "Я тебя прощаю" но чувствует, что не может. Попросите в этом случае помощи у Бога: "Господи, помоги мне простить этого человека, научи любить и не держать обиды, прости мне мои несовершенства, наполни сердце мое любовью к ближнему, ибо нет у меня желания быть пособником темных сил". Аминь, Аминь, Аминь.

Если ваше желание искренне, если вы действительно этого хотите, а не испугались испытаний, вам посылаемых, ваша Душа очистится, все ваше естество наполнится Божьей Благодатью, слезы раскаяния хлынут из глаз, и ваше сердце наполнится такой любовью, которую вы и представить себе не можете, ибо она идет из сердца творца.

Выбор редакции
«Избранная Рада» - термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване...

Порядок уплаты НДС, сдачи декларации по налогу, нововведения по НДС в 2016 году, штрафы за нарушения, а также подробный календарь сдачи...

Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...
Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...
Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...