Когда родился аксаков сергей тимофеевич. Сергей аксаков краткая биография


В истории отечественной культуры значительное место занимает Сергей Тимофеевич Аксаков – автор произведений: «Детские годы Багрова - внука», «Семейная хроника», «Записки об уженье рыбы», «Воспоминания» и другие. Известное общественное значение имела деятельность Аксакова как цензора и театрального критика. Вот как было охарактеризовано его творчество к столетию со дня смерти «буквально пригоршнями можно черпать из произведений Аксакова самоцветы народного словаря. Аксаков – изумительный психолог отроческой души. Обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве». Значение Сергея Тимофеевича Аксакова как писателя-мемуариста переросло не только общественные рамки, но даже и государственные. Имя Сергея Тимофеевича Аксакова приобрело мировую известность.

С. Т. Аксаков – певец нашего края

Жизнь и творчество Сергея Тимофеевича Аксакова

«Аксаков Сергей Тимофеевич – знаменитый русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков, несомненно, имел в детстве живые впечатления гордого семейного создания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе « знаменитого рода Шимона» - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году. Сергей Тимофеевич – сын Тимофея Степановича Аксакова (1759-1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника. Родился он в Уфе 20 сентября 1791 года. В 10 лет поступил в Казанскую гимназию. После окончания университета Сергей Аксаков служил в Петербурге переводчиком в комиссии по составлению законов, затем в цензурном комитете, наконец, инспектором и директором Константиновского Межевого института. В Петербурге Аксаков входил в круг поэта Гавриила Державина, затем жил в Москве, с которой связаны его основные литературные опыты. Он писал стихи в традициях классицизма, занимался переводами и театральной критикой, сотрудничал в газетах и журналах. Дом Аксакова был одним из литературных центров столицы, посетителями его были такие корифеи, как Баратынский, Языков, Белинский, Тургенев, Гоголь. Сыновья Иван и Константин, увлеченные идеями славянофильства, привлекли в дом выдающихся деятелей этого движения – Алексея Хомякова, Ивана Киреевского. » Иван Сергеевич Аксаков, русский публицист и общественный деятель, «вождь славянофильства», шире – международного славянского движения. Константин Сергеевич Аксаков, тоже русский публицист, историк, лингвист и поэт. Он один из идеологов славянофильства. К. С. Аксаков выступал за отмену крепостного права при сохранении монархии. Как личность С. Т. Аксаков привлекателен и по-человечески понятен. По воспоминаниям близких, он любил жизнь во всех ее проявлениях, ко всему относился как художник. Любитель театра и актер, тонкий знаток всего лесного мира, птичьего и звериного, опытный рыбак, знаток грибов и растений – во всем он проявлял страстность. С. Т. Аксаков не связывал себя с определенными направлениями общественной мысли, но сочувствовал любым идеям народного самоопределения, развития самосознания. Книги С. Т. Аксакова « Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», « Рассказы и воспоминания охотника», где воссоздан мир природы нашего края, неожиданно были восприняты читателем, как произведения искусства, отрывающие человека в его гармоничном отношении к окружающему. Основное место в литературном наследии Сергея Аксакова занимает автобиографическая трилогия « Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», - написанная на основе семейных преданий и личных воспоминаний о жизни в Уфе и губернских селах. Метод писателя заключался в том, что он избегал чистого вымысла, находясь на «почве действительности, идя за нитью истинного события». В 1991году в Уфе был открыт мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова. Экспозиция дома знакомит и с его сыновьями –Иваном и Константином, которые вошли в историю общественной мысли 19 века, как очень самобытные мыслители.

«В 1834 г. в Альманаке «Денница» появился без подписи его очерк «Буран». Это – первое произведение, говорящее о настоящем С. Т. Аксакове. Вслед за «Бураном» начата была «Семейная хроника». Уже в эти годы популярность окружала С. Т. Аксакова. Имя его пользовалось авторитетом. Временно оставив «Семейную хронику», он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его «Записки об уженье рыбы» (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем «Уженье рыбы». В 1856 г. «Семейная хроника» вышла отдельной книгой «Семейная хроника» получила свое продолжение в «Детских годах Багрова-внука». «Литературные и театральные воспоминания», вошедшие в «Разные сочинения» (Москва, 1858), полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов С. Т. Аксакова о его детстве. Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена «История моего знакомства с Гоголем», показавшая, что мелочный характер литературных и театральных воспоминаний С. Т. Аксакова никоим образом не означает старческого падения его дарования.

2. Заповедный наш край

Мы с вами живем в удивительно живописном краю Край наш несказанно красив, привлекателен и богат несметными сокровищами. Вокруг Башкортостана раскинулись на вольных просторах леса, поля, луга. Богата наша земля, но самое главное богатство республики – это люди, их исторические и культурные традиции. А еще богатство нашего края – это леса. Леса в моем крае занимают огромные территории. А какой красотой заполнены лесные просторы: там ягоды, и грибы, и пение птиц. В ключиках течет чистая, хрустальная водица.

«Башкортостан – это край с неповторимым природным ландшафтом, историческими памятниками, многонациональным населением, многовековыми культурными традициями. Единственным в России уникальным наскальным рисункам эпохи Палеолита в пещере Шульганташ более 12 тысяч лет, а уникальной «Стране городов», объединяющей Аркаим и другие поселения, около 4 тысяч лет. Урал под именем «Гиперборейские» был известен еще во времена Геродота. Эпосу башкирского народа «Урал-батыр» тысяча лет».

Чудесная природа Башкортостана с густыми таежными лесами, скалистыми горами и предгорьями, голубыми озерами и бурными реками, обширными равнинами, имеет много достопримечательностей.

«Территория нашего края покрыта сетью более чем 600 рек. А что может быть прекрасней красивых деревьев на берегу медленной величавой реки? Главными реками считаются Агидель-Белая (1430 км) и Караидель-Уфа (918 км). Не менее красивы и малые реки: Дема, которую подробно описывал С. Т. Аксаков; Сим, Большой и Малый Инзер. В бассейнах рек насчитывается 2,7 тысяч озер, прудов и водохранилищ. Некоторые из них объявлены памятниками природы: Кандрыкуль, Асылыкуль, Ургун (12кв. км), Янтыкуль (780 га), Мулдакуль (800 га). Много различных пещер, водопадов, минеральных источников. Очень богат растительный мир.

Состав населения Башкортостана многонационален. В этом своеобразие нашей республики, ее уникальность. Состояние межнациональных отношений в республике мы оцениваем как стабильное. В основе их – дружеские, уважительные отношения трех самых многочисленных народов – башкир, русских и татар, а также марийского, чувашского, удмуртского, мордовского, украинского и др. Еще одна особенность Республики – многоконфессиональность. У нас созданы и активно действуют мусульманские, православные, католические, протестантские, а также иудейские религиозные общины. Получается, что у нас представлены почти все мировые религии».

Прошлое – это ключ к пониманию и осознанию настоящего и будущего. Поэтому человек, который хочет познать настоящее, не должен забывать свое прошлое, прошлое своей малой Родины. И чтобы достойно жить в любимой республике, нам так мало нужно, просто любить Родину, заботиться о ней, - этому учит нас в своих произведениях С. Т. Аксаков.

Мы же, будущее Башкортостана, любим свою Родину, свой край, наша задача сохранить природу и традиции своего народа.

3. «Семейная хроника»

В 1856 г. В Московском издательстве выходит книга С. Т. Аксакова «Семейная хроника». Все повествование пронизано мыслью о семейной гармонии, согласии, высокости всего строя семейных отношений.

Сергей Тимофеевич Аксаков подробно рассказывает об уфимском крае: «о неизмеримом пространстве земель, угодьях, привольях, неописанном изобилии дичи и рыбы и всех плодов земных».

На протяжении всего произведения он описывает красивые башкирские угодья. «Что за угодья, что за приволье было тогда на этих берегах! Вода такая чистая, что даже в омутах, сажени в две глубиною, можно было видеть на дне брошенную медную денежку! Местами росла густая урема из березы, осины, рябины, калины, черемухи и чернотала, вся переплетенная зелеными гирляндами хмеля и обвешанная палевыми кистями его шишек; местами росла тучная высокая трава с бесчисленным множеством цветков, над которыми возносили верхи свои душистая кашка, татарское мыло (боярская спесь), скорлазубец (царские кудри) и кошачья трава (валериана). Воздух оглашался другими особенными свистами и голосами; там водилась во множестве вся степная птица: дрофы, журавли, стрепета, кречетки; по лесистым отрогам жила бездна тетеревов».

С. Т. Аксаков описал в этом произведении всю замечательную природу нашего края. Его героя Алексея Степаныча приводила в восхищение « цветущая, душистая степь; то и дело стрепета поднимались с дороги, и кроншнепы постоянно провожали экипаж, кружась над ним и залетая вперед, садясь по верхам и оглашая воздух своими звонкими трелями».

Невозможно остаться равнодушным к красотам нашего края: « неравнодушно вспоминая и теперь эту простую, бедную местность, которую увидел я в первый раз лет десять позднее я понимаю, что она нравилась Алексею Степанычу».

4. «Детские годы Багрова-внука»

В 1858 г. В Москве выходит 2 часть трилогии «Детские годы Багрова-внука». В этом произведении С. Т. Аксаков с любовью описывает реку Белую-Агидель. « я был поражен широкою и быстрою рекою, отлогими песчаными ее берегами и зеленою уремой на противоположном берегу».

С. Т. Аксакову очень нравилось путешествовать. Он внимательно следил за дорогой, за сменой пейзажей. «Сначала дорога шла лесистой уремой; огромные дубы, вязы и осокори поражали меня своею громадностью, и я беспрестанно вскрикивал: «Ах, какое дерево! Как оно называется?».

Особенно С. Т. Аксакову запомнился удивительный вечер на Деме. «Небо сверкало звездами, воздух был наполнен благовениеи от засыхающих степных трав, речка журчала в овраге, костер пылал и ярко освещал наших людей».

Сергей Тимофеевич в «Детских годах Багрова-внука» особое внимание уделяет степям и Деме. «Степь, то есть безлеская и волнообразная бесконечная равнина, окружила нас со всех сторон Величавая, полноводная Дема, не широкая, не слишком быстрая, с какою-то необыкновенною красотою, тихо и плавно, на равне с берегами, расстилалась передо мной».

Лес в произведениях С. Т. Аксакова поражает «необыкновенным разнообразием ягодных деревьев и других древесных пород, живописно перемешанных Толстые, как бревна, черемухи были покрыты уже потемневшими ягодами, кисти рябины и калины начинали краснеть; кусты черной спелой смородины распространяли в воздухе свой ароматический запах; гибкие и цепкие стебли ежевики, покрытые крупными, еще зелеными ягодами, обвивались около всего, к чему только прикасались: даже малины было много»

«С. Т. Аксаков не мог без восхищения видеть даже бегущей по улице воды, поэтому описывает родники, пруды, озера сельца Парашино. «Некоторые родники были очень сильны и вырывались из середины горы, другие били и кипели у ее подошвы, некоторые находились на косогорах и были обделаны деревянными срубами с крышей».

Весна, весна! Ты прелесть года,

Но не в столичной тесноте.

Весна на Деме, где природа

В первообразной чистоте

Гордится девственной красою!

Где темные шумят леса,

Где воды кажут небеса,

Где блещет черной полосою

Под лугом тучная земля,

Цветут роскошные поля!

Вот так писал о Деме С. Т. Аксаков, прославляя родные края, ставшие для него неиссякаемым родником вдохновения».

5. «Воспоминания»

В 1856 г. была опубликована книга «Воспоминания». В своем произведении «Воспоминания» С. Т. Аксаков рассказывает о чудесном весеннем перевоплощении в природе. « все зазеленено и расцвело, открылось множество новых живейших наслаждений: светлые воды реки, мельница, пруд, грачовая роща и остров, окруженный со всех сторон Старым и Новым Бугурусланом, обсаженный тенистыми липами и березами, куда бегал я по нескольку раз в день, сам не зная зачем; я стоял там неподвижно, как очарованный, с сильно бьющимся сердцем, с прерывающимся дыханием».

Весна не отпускает С. Т. Аксакова. « В конце марта и в начале апреля солнце начало сильно греть, снег таял, ручьи побежали по улицам, дохнула весна, и ее дыхание потрясало нервы мальчика, еще бессознательно, но уже странно любившего природу».

С. Т. Аксаков очень любил выезжать в лес со своей семьей «попить чаю». « Помню, однако, что чудесная полевая клубника, родившаяся тогда в великом изобилии, выманивала иногда мою мать на залежи ближнего поля, потому, что она очень любила эту ягоду и считала ее целебною для своего здоровья. Езжали также изредка на живописные горные родники пить чай со своей семьей под тенистыми березами; отец же мой и тетка, напротив, весьма любили ездить по грибки, и я разделял их любовь»

Заключение

Читая произведения С. Т. Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», мы с уверенностью можем сказать, что он очень любил свою малую Родину – Башкортостан. Сергей Тимофеевич Аксаков в своих произведениях дал замечательное описание башкирской природы и реалистически отразил быт провинциального русского дворянства 19 века. В этих произведениях он воспевал очарование земли башкирской, ее угодья, нравы, традиции и быт местных жителей. Особое очарование в его произведениях вызывают те страницы, где он описывает заповедные места родного края: демские просторы, прохладу лесных массивов, журчание горных родников, раздолье степных равнин «Сергей Тимофеевич Аксаков первым затронул проблемы бережного отношения к природному богатству нашего края: истребление лесов, высыхания родников и малых речек».

Своими произведениями С. Т. Аксаков учит нас любить свою малую родину, заботиться о ней, беречь и преумножать ее богатства.

Русский писатель.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1 октября) 1791 года в в семье Тимофея Степановича Аксакова (1759-1832), представителя старинной, но небогатой дворянской семьи.

Детство будущего писателя прошло в и в родовом имении отца . В 1799-1804 годах он учился в Казанской гимназии, с 1804 года - в новообразованном Казанском университете.

В 1807 году, не закончив университетского курса, С. Т. Аксаков переехал в , затем в . Работал переводчиком при Комиссии по составлению законов. В это время произошло его первое сближение с литературными кругами.

В последующие годы С. Т. Аксаков жил то в , то в , то в деревне. В период пребывания в в 1821 году ему удалось войти в писательскую и литературную среду.

В 1827-1832 годах С. Т. Аксаков служил в цензором, в 1833-1838 годах был инспектором землемерного училища, с преобразованием которого в Константиновский межевой институт стал его директором. В 1839 году, унаследовав отцовское состояние, оставил службу.

С 1843 года С. Т. Аксаков проживал преимущественно в своем подмосковном имении . Здесь его навещали , М. С. Щепкин. Видное место в русской мемуарной литературе занимают воспоминания Аксакова «История моего знакомства с », впервые опубликованные в 1890 году.

Во 2-й половине 1820-х - начале 1830-х годов С. Т. Аксаков занимался театральной критикой, выступал против эпигонов классицизма и рутины в сценическом искусстве, призывая актеров к «простоте» и «натуральности» исполнения.

В 1834 году С. Т. Аксаков опубликовал в альманахе «Денница» свой очерк «Буран», знаменовавший начало его писательской деятельности. В первых своих книгах - «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855), - первоначально рассчитанных на узкий круг любителей рыбной ловли и охоты, С. Т. Аксаков проявил себя как писатель, владеющий богатствами народного слова и тонкой наблюдательностью, как проникновенный поэт русской природы.

Главное место в наследии С. Т. Аксакова занимает автобиографическая художественная проза, целиком основанная на «воспоминаниях прежней жизни» и семейных преданиях. Его выдающийся писательский талант с наибольшей полнотой раскрылся в книгах «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), созданных на основе воспоминаний и семейных преданий. Опираясь на историю трех поколений семьи Багровых, автор воссоздал в них помещичий быт конца XVIII века в его повседневности. Значительное влияние на творчество писателя оказал .

В последние годы жизни С. Т. Аксаковым были созданы и такие мемуарные произведения, как «Литературные и театральные воспоминания», «Встречи с мартинистами».

С. Т. Аксаков скончался в 30 апреля (12 мая) 1859 года. Первоначально он был похоронен в Симоновом монастыре. После его разрушения в 1930 году останки писателя были перенесены на Новодевичье кладбище.


, Москва) - русский писатель , государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик , мемуарист , автор книг о рыбалке и охоте , лепидоптеролог . Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов : Константина , Ивана и Веры Аксаковых . Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук .

Детство и юность

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи . Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать - Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина, в юности состоявшая в переписке с известными просветителями Н. И. Новиковым и А. Ф. Аничковым .

Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково , среди, в то время ещё мало тронутой цивилизацией, степной природы. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович.

Ново-Аксаково

В возрасте восьми лет, в 1799 году, Аксаков был определен в Казанскую гимназию . С 1804 года, когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-й курс новообразованного Казанского университета , Аксаков стал в нём студентом.

В годы своей учёбы в Казани (1804-1807) Аксаков участвовал в издании рукописных журналов: «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них появились его первые литературные опыты - стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле. Карамзинизм юного Аксакова длился недолго и сменился другой крайностью. В это время он прочитал «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» адмирала А. С. Шишкова и стал ревностным сторонником его литературно-лингвистической теории. Приверженность эта, однако, у него носила скорее характер идеологический и теоретический, чем практический, поскольку она слабо влияла на поэтику и стилистику его литературного творчества.

С 1806 года Аксаков принимал участие в деятельности «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском Университете. В июне 1807 года он переехал в Санкт-Петербург .

Воспоминания детства и юности Аксакова впоследствии легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).

Ранний период литературной деятельности

Литературным творчеством Аксаков в этот период занимается нерегулярно, в основном его привлекает переводческая деятельность. В г. он переводит «Школу мужей» Мольера , в для бенефиса Шушерина «Филоктета» Софокла (с французского языка), «8-ю сатиру (На человека)» Буало (). Несколько позже - комедию Мольера «Скупой » () и роман В. Скотта «Певериль» ().

Среди поэтических произведений того времени стоит отметить стихотворение «Уральский казак» (1821), хотя сам он впоследствии характеризовал его как: «слабое и бледное подражание „Чёрной шали“ Пушкина ». В том же году в «Вестнике Европы» им публикуются «Элегия в новом вкусе» пародия на романтическую школу В. А. Жуковского и остро полемическое «Послание кн. Вяземскому».

Несмотря на свое нерегулярное участие в литературной и театральной жизни Москвы , Аксаков все же является в ней довольно заметной фигурой, и 1821 году он избирается в Действительные члены «Общества любителей российской словесности » при Московском Университете .

Аксаков - цензор

Серьёзную проблему для Аксакова-цензора представляла необходимость курировать журнал «Московский телеграф». Как уже отмечалось, издатель его Н. А. Полевой во многом был идейным противником Аксакова и естественно подозревал его в предвзятости. В первый период его цензорской деятельности между ними регулярно возникали трения, и когда в 1830 году руководство вновь возложило на него чтение этого журнала, Аксаков отказался от этого, чтоб не подавать сомнения в своей объективности.

К своей деятельности цензора Аксаков подходил исключительно добросовестно, обращая внимание не только на содержание, но и на художественное качество текстов. Он не отличался особой суровостью, но и либералом тоже не был. Так он приостановил из-за неблагоприятной политической ситуации публикацию «Марфы посадницы» М. П. Погодина , которую сам же ранее разрешил, внес серьёзные купюры в «Стихотворения» А. И. Полежаева .

В 1831 г. вышел первый номер журнала «Телескоп», в котором была опубликована статья Н. И. Надеждина «Современное направление просвещения», вызвавшая неудовольствие властей. Аксаков как цензор получил выговор. В ответ он написал резкие по форме объяснительные письма начальнику жандармского управления в Москве и самому руководителю III Отделения А. Х. Бенкендорфу .

Новое строгое замечание Аксаков получил за разрешение на публикацию статьи «Девятнадцатый век» И. В. Киреевского в № 1 журнала «Европеец ». Журнал был закрыт.

Мнение руководства о деятельности Аксакова становилось все менее благоприятным. Последней каплей стала публикация допущенной им сатирической баллады «Двенадцать спящих будочников» Е. Фитюлькина, вызвавшей вновь гнев императора. В феврале г. Аксаков был уволен из Цензурного комитета .

Театральная критика

До середины 1820-х годов театральная критика в периодической печати в Российской империи была под запретом. Но к концу десятилетия цензурные ограничения стали ослабевать, и конечно, страстный любитель театра Аксаков немедленно включился в эту деятельность, став одним из первых русских театральных критиков. В 1825 году в «Вестнике Европы » публикуются его «Мысли и замечания о театре и театральном искусстве», а с 1828 по 1830 он становится постоянным театральным обозревателем «Московского вестника ». С середины г. по его инициативе при этом журнале выходит специальное «Драматическое добавление», в котором он совмещает деятельность автора и редактора. Кроме того, целый ряд статей был им опубликован в г. в «Галатее» и в в «Молве».

Большинство этих публикаций были опубликованы анонимно или под псевдонимами, так как Аксаков не мог по этическим причинам открыто совмещать работу цензора и литератора. К настоящему времени выявлены, вероятно, ещё далеко не все его театрально-критические работы. Некоторые историки литературы, например, предполагают, что нашумевший цикл театрально-критических статей публиковавшихся в «Молве» в 1833-1835 гг. подписанных инициалами П. Щ. также принадлежит его перу.

Заметки Аксакова довольно просты по форме и посвящены главным образом разбору игры актёров, их взаимодействию и соответствию сценических приемов содержанию роли. Много внимания он уделяет борьбе со штампами и устаревшей сценической манерой, декламацией нараспев. Аксаков редко теоретизирует, но, несмотря на это, его эстетическая позиция очень определенна и последовательна. В основе её лежат требования «изящной простоты» и «натуральности».

Аксаков одним из первых оценил талант и значение для русского театра М. С. Щепкина и П. С. Мочалова . В г. после поездки в С.-Петербург он опубликовал два «Письма из Петербурга к издателю „Московского вестника“», в которых дал замечательную сравнительную характеристику манер игры П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина . Идеи, высказанные тогда Аксаковым, позднее были углублены и развиты В. Г. Белинским .

Литературная критика

В литературной биографии Аксакова заслуживает особого упоминания сложная история его взаимоотношений с журналом «Московский телеграф ». Издатель его Н. Полевой представлял либеральное направление в русской журналистике и был во многом идейным противником писательского круга, к которому Аксаков принадлежал. Сам Аксаков занимал позицию, скорее, сочувствующего наблюдателя, чем участника полемики: известно всего несколько статей на эту тему, среди которых: «Ответ на антикритику г-на В. У.» (1829), «Ответ г-ну Н. Полевому» (1829) «Разговор о скором выходе II тома „Истории русского народа“» (1830). Фактом этой полемики стал и демонстративный выход Аксакова 1829 году из членства в «Обществе любителей российской словесности» в знак протеста против избрания членом этого общества Н. Полевого . В ходе полемики с «Московским телеграфом» Аксаковым было опубликовано и «Письмо к издателю „Московского вестника“ <О значении поэзии Пушкина>» (1830 год). Заметка эта примечательна тем, что в ней Аксаков не только дал высокую оценку творчеству Пушкина ещё при жизни поэта, но и защитил его от несправедливых нападок критики.

Последней его литературно-критической работой стала небольшая заметка «О романе Ю. Жадовской „В стороне от большого света“» опубликованная в «Молве» в 1857 году .

Аксаков - директор межевого института

В 40-х годах претерпевает коренные изменения тематика творчества Аксакова. Он приступает к написанию «Семейной хроники», а в г. его захватывает новый замысел: написать книгу о рыбалке . В -м он заканчивает над ней работу и в -м публикует под названием «Записки о рыбалке». Книга стала событием литературной жизни и заслужила единодушной одобрение литературной критики. В г. выходит её 2-е издание, переработанное и существенно дополненное, а в г. - 3-е прижизненное.

Воодушевленный успехом Аксаков в г. принимается за написание книги об охоте . После трех лет напряженной работы в г. книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» выходит из печати.

Книга также приобрела большую популярность, весь тираж был распродан необыкновенно быстро. Отзывы критики были ещё более одобрительные, чем на книгу о рыбалке. Среди прочих, замечательную хвалебную рецензию написал И. С. Тургенев . Однако, при подготовке ко 2-му изданию () Аксаков неожиданно столкнулся с серьёзным противодействием цензуры. Лишь после напряженной и длительной борьбы ему удалось отстоять книгу.

Книги Аксакова о рыбалке и охоте были очень необычны для своего времени. От многочисленных руководств на эту тематику их отличал, прежде всего, высокий художественный уровень текста. Каждая главка книги представляла собой законченное литературное произведение - очерк, посвященный какому-либо элементу рыболовного и охотничьего снаряжения, тому или иному виду рыбы или птицы. Обращали на себя внимание поэтичные пейзажные зарисовки, меткие, остроумные описания рыбьих и птичьих повадок. Однако, в первую очередь, успеху книг у читателя способствовала особая авторская манера повествования, доверительная, основанная на богатом жизненном опыте, и личных воспоминаниях.

В процессе работы над «Записками ружейного охотника» Аксаков задумал издание ежегодного альманаха: «Охотничьего сборника», и в 1853 году подал об этом ходатайство в Московский цензурный комитет . Проект издания был отклонен. Причиной запрета послужила общая репутация семьи Аксаковых как нелояльной к действующей власти. К тому же и на самого С. Т. Аксакова, как на налицо «неблагонамеренное», ещё с начала 30-х годов было заведено и регулярно пополнялось личное дело в III Отделении .

Пока продолжалась бюрократическая процедура в Цензурном комитете , Аксаков написал более полутора десятка очерков и мелких рассказов о разных видах охоты. В итоге, после окончательного запрета на издание альманаха, из готовых материалов им был составлен и в г. опубликован сборник: «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

Аксаков и позже, почти до самой кончины, не оставлял этой своей излюбленной темы, изредка публикуя небольшие очерки в периодической печати: «Пояснительная заметка к „Уряднику сокольничья пути“» (), «Замечания и наблюдения охотника брать грибы» (), «Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье» () и д. р.

Мемуарно-автобиографическая трилогия

Рисунок из альбома Аксаковых

История написания «Семейной хроники» растянулась почти на полтора десятилетия. Начало работы над ней относится к -му году. Но вскоре Аксакова отвлекло от неё написание записок о рыбалке и охоте . Хотя он и не переставал размышлять о большом мемуарном произведении, но работа над ним возобновилась лишь в г.

По мере написания, книга публиковалась по частям в периодике: небольшой эпизод из неё появился ещё в г. в «Московском литературном и ученом сборнике». Спустя 8 лет, первый «отрывок» - в «Москвитянине » (), четвёртый - в «Русской беседе » () и пятый - в «Русском вестнике » (). Параллельно Аксаков работал над «Воспоминаниями», которые в г. под одной обложкой вместе с первыми тремя отрывками «Семейной хроники» вышли отдельной книгой. В том же году Аксаков во 2-е издание добавляет оставшиеся два отрывка, и «Семейная хроника», наконец, принимает свою законченную форму.

При подготовке книги к публикации Аксаков вновь столкнулся с цензурными трудностями, особенно в отношении отрывков «Степан Михайлович Багров» и «Михайла Максимович Куролесов». Но гораздо тягостнее цензурного давления для Аксакова была необходимость сопротивление многих родственников, опасавшихся публичной огласки теневых сторон семейной жизни, каких-либо тайн и неурядиц. Многие из упомянутых лиц были ещё живы, многие внутренние конфликты сохраняли ещё остроту. В итоге Аксаков был вынужден о многих событиях либо умолчать, либо упомянуть вскользь, намеком. Во многом из-за этих же причин Аксаковым не была закончена тематически примыкающая к «Семейной хронике» повесть «Наташа» (). В итоге было найдено компромиссное решение: отказаться от подробного рассказа о некоторых событиях и заменить реальные имена персонажей вымышленными.

«Семейная хроника» состоит из пяти отрывков. Первый отрывок посвящен описанию жизни семьи после переезда на новые земли в Уфимское наместничество . Во втором рассказывается драматичная история замужества Прасковьи Ивановны Багровой. История женитьбы и первых лет семейной жизни родителей автора. В итоге из разнородных и по теме и по стилю повествований складывается удивительно целостная картина провинциальной дворянской жизни конца XVIII века .

События, описанные в «Воспоминаниях» Аксакова происходили в период с 1801 по 1807 гг., в период его обучения в Казанской гимназии и Университете . В отличие от «Семейной хроники», материалом для которой служили преимущественно устные рассказы родных и близких, это произведение построено почти полностью на основе личных воспоминаний Аксакова. Тематически она также отличается от неё. Семейная тема отходит на задний план, и сюжетное развитие строится вокруг проблем, неизбежно возникающих в период взросления героя-подростка.

С 1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточено работает над написанием «Детских лет Багрова-внука». Опубликована книга была сразу целиком в -м, лишь небольшой отрывок был напечатан годом раньше в периодике. Хронология её сюжета восполняет «пробел» между окончанием «Семейной хроники» и началом «Воспоминаний», и охватывает период биографии Аксакова с 1794 по 1801 годы «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребёнка, постепенное, по мере взросления, изменение его мировосприятия.

В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» Аксаковым была опубликована сказка «Аленький цветочек . (Сказка ключницы Пелагеи)». Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии, публикуясь отдельно, стала, наверно, самым популярным и часто издаваемым произведением Аксакова.

Сложившийся описательно-мемуарный стиль отразился даже на переписке Аксакова. Напр. его письмо к В. И. Безобразову по сути является воспоминаниями о другом известном мемуаристе Д. Б. Мертваго .

Аксаков и Гоголь

Аксаков познакомился с Гоголем в 1832 году . Это знакомство можно без преувеличения назвать судьбоносным, поскольку именно влияние Гоголя как писателя было одним из важнейших факторов предопределивших все направление зрелого творчества Аксакова. В истории их взаимоотношений чередовались длительные периоды тесного общения и наоборот взаимного непонимания. При этом Аксаков был одним из первых, кто не просто ценил талант Гоголя , но увидел в нём великого писателя.

Смерть Гоголя стала большим потрясением для Аксакова. Почти сразу им было опубликовано в «Московских ведомостях » «Письмо к друзьям Гоголя» (

Серге́й Тимофе́евич Акса́ков (20 сентября 1791, Уфа — 30 апреля 1859, Москва) — русский писатель,
государственный чиновник и общественный деятель,
литературный и театральный критик,
мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте.
Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково среди степной природы, ещё мало тронутой в то время цивилизацией.


Писатель родился в родовитой, но обедневшей семье.
Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником.
Он служил прокурором верхнеземского суда в Уфе.

Мать — Мария Николаевна Аксакова,
урождённая Зубова,
очень образованная для своего времени
и социального круга женщина,
в юности состоявшая в переписке
с известными просветителями Н. И. Новиковым и А. Ф. Аничковым.


С детства Аксаков любил рыбную ловлю,
охоту, собирание ягод.
Дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие,
мощные пласты впечатлений,
которые позднее, спустя десятилетия,
стали неиссякаемыми источниками художественного творчества.
Маленький Аксаков любил слушать рассказы крепостной няни Пелагеи,
один из которых впоследствии обработал
в известную сказкуАленький цветочек”.


В 1799 году в возрасте восьми лет Аксаков
был определён в Казанскую гимназию.
С 1804 года, когда старшие классы гимназии были преобразованы
в 1-й курс новообразованного Казанского университета,
Аксаков стал в нём студентом.

В университете Аксаков успешно выступал в любительском театре,
участвовал в издании рукописных журналов «Аркадские пастушки»
и «Журнал наших занятий».
В них появились его первые литературные опыты.


Не закончив университета,
в июне 1807 года он переехал в Санкт-Петербург,
где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов.
Однако его больше занимала художественная,
литературная и театральная жизнь столицы.
Аксаков знакомится с Г. Р. Державиным, А. С. Шишковым,
артистом-трагиком Я. Е. Шушериным,
о которых позднее напишет
замечательные мемуарно — биографические очерки.


В 1811 году писатель переезжает в Москву.
Здесь он сближается с кругом ныне забытых писателей Н. М. Шатровым,
Н. И. Ильиным, С. Н. Глинкой и др.
Несколько позже он знакомится
с видным театральным деятелем и драматургом той эпохи кн. А. А. Шаховским,
писателем М. Н. Загоскиным и драматургом А. И. Писаревым.

В 1816 году он женится на Ольге Семеновне Заплатиной, которая станет не только хозяйкой дома и матерью многочисленного семейства, но и верной помощницей, доверенным лицом в литературных и служебных делах своего мужа.

Литературным творчеством Аксаков в этот период занимается нерегулярно, в основном его привлекает переводческая деятельность.
С 1812 по осень 1826 гг. Аксаков преимущественно проживает в поместье Надеждино, в Оренбургской губернии, лишь периодически приезжая в Москву и Петербург.

В 1826 Аксаковы переселились в Москву.
В 1827 — 32 Аксаков исполнял обязанности цензора,
с 1833 по 1838 служил инспектором
Константиновского межевого училища,
а затем первым директором Межевого института.

Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево становятся своеобразным культурным центром.
Благородство и терпимость хозяина сделали его двери открытыми для приверженцев самых разных направлений.


Аксаковские «субботы» посещали многие знаменитые актеры и литераторы того времени, бывал там и Гоголь, не раз читавший там свои произведения. Даже свое 40-летие Гоголь отметил 1 апреля 1849 у Аксакова. Среди гостей Аксакова можно назвать Тургенева, Льва Толстого, Шевченко, декабриста С.Г.Волконского.


Многие произведения Сергея Тимофеевича рассказывают о природе, охоте, рыбалке, в них проводится мысль о целительной силе природы и высоконравственности патриархального образа жизни. Этим путем следовал и сам Аксаков - мудрый и терпимый друг многих современников, любящий отец четырнадцати детей.
Так же получили известность стихи Аксакова, его басни, социально-обличительные фельетоны.


Опубликованные в 1847 “Записки об уженье рыбы” принесли ему широкую литературную известность. Главное место в литературном наследии Аксакова занимают автобиографические повести “Семейная хроника” (1856) и “Детские годы Багрова-внука” (1858); к ним примыкают “Воспоминания” (1856); “Литературные и театральные воспоминания” (1856), “Биография М. Н. Загоскина” (1853), “История моего знакомства с Гоголем” (1880).


Умер Аксаков в Москве (30 апреля) 12 мая 1859 года на руках своей любимой семьи. Похоронен на кладбище Симонова монастыря в Москве.

Читая произведения С. Т. Аксакова, мы с полным правом можем сказать о них словами В. Г. Белинского: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!”.

Аксаков всегда стремился к простоте языка, но вместе с тем он свободно владел всеми богатствами русской речи
Книги Аксакова пользуются широким спросом не только в библиотеках нашей страны. Они переведены на многие языки-польский, болгарский, немецкий, английский, чешский, датский и др.
С.Т. Аксаков вошел в историю литературы как писатель-реалист, как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка.


Составил: Острийчук С. 12 лет.
Источник информации: интернет.

// Декабрь 13, 2013 // Просмотров: 11 954 Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Аксакова Сергея Тимофеевича

Родился Сергей Тимофеевич Аксаков в Уфе в 1791 году 1 октября (20 сентября по старому стилю). Детство Сергея прошло в имении под названием Ново-Аксаково в среде патриархальных помещиков. Это оказало глубочайшее влияние на формирование доброжелательного и спокойного миросозерцания Аксакова. Его отец – Тимофей Степанович был простым провинциальным чиновником из небогатой, хотя и старинной дворянской семьи. Мать - Мария Николаевна, урождённая Зубова, была очень образованной для своего социального круга и времени женщиной. Она в юности состояла в переписке с известными русскими просветителями А. Ф. Аничковым и Н. И. Новиковым.

В 1799 году Сергей Аксаков был определен на обучение в Казанскую гимназию, старшие классы которой были преобразованы с 1804 года в первый курс новообразованного в ту пору Казанского университета. Сергей Аксаков стал его студентом. Ещё в годы своей учёбы в университете Аксаков участвовал в издании студенческих рукописных журналов. В них же и появились его первые литературные опусы - стихи в наивно-сентиментальном стиле. Закончив Казанский университет, Аксаков переехал в Санкт-Петербурге, где поступил на службу переводчиком и сблизился с кружком «Беседы любителей русского слова». В этот кружок входили , Александр Семёнович Шишков и другие писатели, придерживавшиеся консервативного направления в литературе, отстаивавшие чистоту классического русского языка. Кружок издавал журнал, где Аксаков печатал свои небольшие рассказы и переводы. 2 июня 1816 года Сергей Тимофеевич обвенчался с Ольгой Семёновной Заплатиной и уехал жить в своё Ново-Аксаково, расположенное в Оренбургской губернии. Там у Аксаковых родился их первенец - Константин. Сергей Тимофеевич настолько привязался к сыну, что практически заменял ему няню. В 1819 году у Аксаковых родилась дочь Вера, ещё один сын Ваня появился на свет в 1823 году. Все дети Аксаковых стали писателями и общественными деятелями, идеологами славянофильства.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1826 году семья Аксаковых перебралась в Москву. Сергей Тимофеевич получил вскоре место цензора, а впоследствии стал инспектором (и директором с 1835 года) в Константиновском межевом институте. На всё лето семья Аксаковых выезжала пожить в пригородные имения, а начиная с 1843 года и вообще они поселились в подмосковном Абрамцеве. Пристрастие Аксакова к охоте привило русскому писателю тончайшее чувство родной природы. Это отразилось в сборнике «Записки об уженье рыбы», изданном в 1847 году и в «Записки ружейного охотника», вышедшего из типографии в 1852. Обе эти «охотничьи книги» создали Сергею Тимофеевичу славу признанного читающей публикой мастера.

Повесть «Семейная хроника» (1856) и, вышедшие двумя годами позже, «Детские годы Багрова-внука» были посвящены описанию жизни трёх поколений дворян из провинции на переломе XVIII и XIX веков. Далёкий от политической борьбы, происходившей в салонах 40-50-х годов XIX века, Сергей Тимофеевич Аксаков просто рассказал о взаимоотношениях господ и мужиков со свойственной ему спокойной невозмутимостью. Он передал уверенность помещиков в справедливости и неизменности крепостнического уклада.

Российская литературная общественность не находила в произведениях Аксакова следов обличения крепостной действительности Российской Империи. Писатель просто правдиво показывал все, даже самые неприятные и тёмные стороны, в усадебном барстве, однако, он не пытался подвести своих читателей к выводу о необходимости перемены старинного жизненного миропорядка. Н. А. Добролюбов, демократический критик, именно это поставил в вину Аксакову, отметив в своей статье о деревенской жизни помещиков, что писатель Аксаков всегда отличался, скорее субъективной наблюдательностью, чем испытующим вниманием по отношению к внешнему миру.

Однако, несмотря на такую критику, дом Аксакова стал центром притяжения для многих деятелей искусства и культуры. На субботние вечера в Абрамцево приезжали выдающиеся литераторы и учёные: Николай Филиппович Павлов, Михаил Петрович Погодин, Николай Иванович Надеждин, Михаил Александрович Дмитриев, Степан Петрович Шевырёв. Друзьями семейства Аксаковых являлись

Выбор редакции
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...

ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...

Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...