Когда построен мост александра невского. Мост александра невского - самый длинный разводной


Строительство моста изменило облик не только Синопской и Малоохтинской набережных, но и нескольких прилегающих кварталов Невского проспекта. Параллельно с проектом моста были разработаны проекты транспортных развязок, для строительства которых были снесены кирпичные здания старых складов и амбаров, а также несколько жилых домов. Теперь Невский проспект завершается площадью Александра Невского, автомагистраль от которой ведет прямо на мост, а далее переходит в Заневский проспект.

Проектировался мост Александра Невского и прилегающие развязки разными группами архитекторов и инженеров. Были применены новейшие на тот момент технологии. Так, прочность моста усиливалась вантами – стальными тросами, спрятанными в железобетонных конструкциях. Их натяжение регулировалось в зависимости от окружающих температур. Для испытания сооружения на прочность по нему пустили колонну танков. Торжественное открытие моста было приурочено к очередной годовщине Октябрьской революции в 1965 г.

До недавнего времени (открытия Большого Обуховского моста в 2004 году) мост Александра Невского считался самым длинным в городе. Его надводная часть составляет 629 метров, а вместе с прибрежными пандусами - 905,7 метров. Но свою пальму первенства этот мост утратил не полностью. Сегодня он остается самым длинным среди разводных мостов. Пятидесятиметровый разводной пролет моста открывается за 2 минуты. Приводит механизм в действие гидравлический привод.

Прогулка по мосту и окрестностям

Мост Александра Невского - один из самых молодых мостов Петербурга. Период, когда он строился, не отличался обилием эстетических изысков, а на первый план выступала исключительно функциональность. Поэтому здесь вы не увидите замысловатых архитектурных форм, как, к примеру, у его ближайшего соседа – Большеохтинского моста. Интересными и эффектными будут виды с моста и прилегающих к нему набережных.

С самого моста открывается красивый вид на Александро-Невскую Лавру и фотогеничный благодаря своим башням Большеохтинский мост. Впечатляет в районе моста и сама Нева. Ширина мощного бурлящего потока достигает здесь почти полкилометра. Неподалеку расположены другие значимые достопримечательности Северной столицы:

  • Александро-Невская Лавра;
  • Государственный музей городской скульптуры;
  • Культовый объект – НекропольXVIII века.

Подробную информацию о них вы можете прочитать на страничках нашего сайта.

comments powered by HyperComments

Мост назван в честь покровителя Петербурга и защитника Древней Руси, также как , продолжением которого он является, и расположенная рядом с ней площадь. На этом месте прежде не было переправы, но план градостроительства давно предусматривал ее постройку.

Едва отстроившись после войны, Ленинград начинает разрастаться вширь, и на Охте, взамен Петровских пороховых складов проектируются жилые кварталы. Построенный в 1911 году (который также ведет на Охту) становится все более загруженным. Для решения транспортных проблем было необходимо строить еще один мост.

В 1959 году утвердили проект нового моста и уже в следующем году началось его строительство. Впервые в отечественном мостостроении применили технологию, при которой полые железобетонные элементы конструкции стягивались стальными тросами (вантами), находившимися внутри, и регулировка натяжения которых осуществлялась с учетом температуры. Использование уникальной арматуры сделало пролеты более длинными, соответственно уменьшив их число, а гидравлический привод повышал надежность системы разводки, одновременно упрощая ее обслуживание.

Осенью 1965 года в канун празднования годовщины Великого Октября строительные работы завершились. Движение на мосту торжественно открыла танковая колонна, проверив его надежность.

Впоследствии выяснилось, что оригинальные конструкторские идеи опережали материальную базу, в наличии не оказалось достаточно качественных материалов, из-за чего, применяя передовую технологию, не удалось избежать серьезных просчетов.

Едва успели приступить к эксплуатации моста, как начали лопаться проржавевшие тросы. Сначала разрушение моста было едва заметным, движущемуся по нему транспорту, как будто, ничего не угрожало. Но в начале 80-х годов в воду сорвался 700 тонный противовес, который до сих пор покоится на дне Невы. Последовало решение закрыть переправу на ремонт.

В начале текущего тысячелетия был проведен капитальный ремонт с полной реконструкцией разводного пролета. В ходе работ заменили всю гидроизоляцию и более десяти километров тросов.

Сооружение является рекордсменом по длине и высоте среди разводных мостов Санкт-Петербурга: семь железобетонных русловых пролетов заканчиваются на берегу пандусами, и согласно последним данным СПб ГБУ «Мостотрест» длина моста составляет 907,7 метра при ширине 35,8 метра с высотой средней разводной части – 11 метров.

Строгим, утилитарным стилем мост совсем не похож на исторические мосты центра города, но отлично вписывается в застройку промышленного района.



Через Большую Неву, соединяет площадь Александра Невского , которой заканчивается Невский проспект, и Заневский проспект; Центральный и Красногвардейский районы.

Длина моста 629 м, вместе с береговыми сооружениями - 905,7 м. Ширина 35 м, ширина проезжей части 27 м.

Железобетонный, семипролетный, в конструкции использованы ванты.

Названия: Старо-Невский (в процессе строительства), Александра Невского - в честь великого русского полководца и по названию Александро-Невской лавры и площади перед ней.

Переправа именно в этом месте Невы планировалась еще в 30-х годах прошлого века, но тогда осуществить столь грандиозный план не было возможности. К концу 50-х годов на правом берегу Невы развернулось массовое жилищное строительство. Ленинград, уже отстроенный после войны, стремительно рос вширь. Жилые кварталы появлялись на Охте. В полную силу шло проектирование новых районов на месте Петровских пороховых складов, в районе Пискаревки, Полюстрово, Ржевки .

На правом берегу появилась трапециевидная площадь Челюскинцев (сейчас это безымянное пространство между домами «сталинской» постройки, по которой проложены транспортные магистрали). На левом - площадь перед Александро-Невской лаврой, где начали сносить старые жилые дома и уродливые зерновые хранилища - наследие прошлой эпохи. Вместо этого здесь решили построить гостиницу "Москва" .

Новый мост через Неву был крайне необходим Ленинграду, чтобы решить транспортные проблемы. Строительство переправы городские власти назвали «градостроительной задачей особой важности».

1959 год - специальная комиссия подводит итоги конкурса. В отличие от традиционной советской практики, когда сооружение моста поручали только одной организации, на этот раз Ленгорисполком объявил закрытый конкурс. В творческом соревновании участвовали самые известные ленинградские и московские организации. Одни проекты оказались слишком дорогостоящими, другие предлагали сооружения, которые не вписывались в существующую застройку, третьи вызывали сомнение с технической точки зрения. В итоге жюри первую премию не присудило никому, так же, как и в истории с мостом Петра Великого (Большеохтинского) , а второе место, по единогласному мнению, заслужила работа Ленгипротрансмоста. Этому же институту поручили последующие стадии проектирования моста Александра Невского. Назовем авторов проекта: главный инженер А. С. Евдонин, инженеры К. П. Клочков и Г. М. Степанов, архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис, Ю. И. Синица.

Это было новое слово в мостостроении; многие идеи конструкторов моста Александра Невского потом получат дальнейшее развитие. До недавнего времени мост оставался самым длинным в Ленинграде - Санкт-Петербурге. И только новый вантовый мост, который назвали Большим Обуховским, перехватил пальму первенства (длина основного пролета 382 м, а общая длина 2824 м). Но и до сих пор мост Александра Невского - рекордсмен среди разводных мостов!


Мост состоит из семи пролетов, пять из которых расположены над водой, два - над набережными. Центральный пролет длиной 50 метров - разводной. Два его крыла, которые приходят в движение посредством гидропривода, поднимаются всего за две минуты.

Какие же новые технологии применили при строительстве моста?

Впервые в Советском Союзе, использовали ванты — стальные тросы, которые соединяли отдельные части моста. Они были скрыты конструкцией - это потом ванты строители станут выносить наружу, отдавая дань эстетике нового времени (сравните, например, с Большим Обуховским мостом). Тросы моста Александра Невского имеют диаметр всего 70 мм и выполнены из легированной стали. Важно: натяжение вантов регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха: в холодную погоду натяжение ослабляют, в жару их подтягивают специальными лебедками. Ванты, вместе с электрическими кабелями, пронизывают весь мост через специальные сквозные проемы.

Впервые на 35-метровой (!) глубине установили железобетонные оболочки для речных опор.
Необычной была и конструкция пролетных строений - в форме растянутой буквы V, которые ставились на речные устои. Их отливали на берегу, а потом устанавливали над водой. К слову, общий вес каждой конструкции - свыше пяти тысяч тонн.

И, наконец, редкий для Союза случай: с толком использовано нерабочее пространство внутри пандусов - для парковки на 230 автомобилей.


Мост идеально вписался в городскую среду, благодаря тому, что движение устроено поверху, поэтому переправа не возвышается над исторической застройкой на левом берегу Невы. Сооружение получилось гармоничным, пропорциональным; очень крупные детали моста не кажутся тяжелыми. Специалисты отмечают ясность его конструктивной схемы, лаконизм, граничащий с аскетизмом, и в то же время - сдержанную эмоциональность. Словом, это был минимализм шестидесятых.

1 ноября по мосту прошла колонна тяжелых танков. Мост Александра Невского с честью это испытание выдержал. А 5 ноября на переправе открылось автомобильное, трамвайное и пешеходное движение. Современный облик площади Александра Невского окончательно оформился; правда, станция метро «Площадь Александра Невского» откроется лишь спустя два года; а гостиница «Москва» приобретет свой нынешний видтолько в 1976-м году.

Однако практически сразу же после введения моста в эксплуатацию начались проблемы. Сейчас принято говорить, что в ходе строительства были допущены ошибки в технологии. Нет, правильнее было бы сказать, что в Советском Союзе в то время не было хороших качественных материалов, то есть производственная база сильно отставала от передовой конструкторской мысли.

Что же происходило?

Гидроизоляцию опор выполнили из стекловаты, а она стала постепенно растворяться в битуме.

Ванты, смазанные пушечным маслом, начали быстро ржаветь, кроме того, качество стали было неудовлетворительным. Комиссия установила, что 56 вантов через два года лопнули.

Мост продолжал постепенно разрушаться, в то время как нагрузка на него все время увеличивалась. Власти даже закрыли на какое-то время движение трамваев. Но для ленинградцев, которые добирались каждый день из спальных районов в центр, это было очень неудобно. Станций метро на правом берегу тогда еще не было.

А в 1982-м году из-за износа конструкции рухнул в воду один из противовесов моста. Вес его - 700 тонн. Мост для движения закрыли, наладив паромное сообщение. Переправу наспех отремонтировали, заменив противовес, и вновь открыли для движения. Ленинградцам же, как было принято в то время, ничего не объяснили.

Из истории моста Александра Невского

Один из механиков моста вспоминает:
«В 82-м году я был на смене, когда в воду обрушился противовес в несколько сотен тонн. После того как он упал, телефон отключился и вся связь пропала, потому что эта дура, падая, оборвала все коммуникации. Я спустился в машинное отделение, чтобы узнать, что произошло, и вижу: все магистрали вытянуты, как макароны, в сторону переходного мостика, и везде порет масло... Ни шума не было, ни взрыва. Чувствую, что нужно доложить о случившемся, а не могу: нет ни телефона, ничего. Нужно выйти на берег и звонить.
Видимо, у меня было такое историческое лицо в тот момент, что таксист посадил меня и отвез до телефона, денег не взял и не спросил даже ничего. Народ узнал, что в Ленинграде упал противовес, утром, по "Голосу Америки" объявили, а местные жители, когда трамваи перестали ходить через мост…»

Полной реконструкции мост Александра Невского дождался только в 2000-м
году. Поменяли 12 километров стальных тросов, сделали новую гидроизоляцию, капитально отремонтировали разводную и стационарную части переправы, и даже смежные стенки набережных. Работы длились почти полтора года.

И, наконец, в 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга мост засиял: установили 500 мощных светильников и 8 прожекторов.

Мост Александра Невского - самый длинный в Петербурге и является конечной точкой Невского проспекта – главной магистрали города. Можно сказать, что старый Петербург заканчивается именно здесь, ведь на другом берегу Невы расположены кварталы эпохи сталинской застройки, а еще дальше начинаются спальные районы города.

Выстроенный в 1965 году мост Александра Невского предназначен соединять правобережный район Санкт-Петербурга с центром города. Известно, что расположение его между Заневским и Невским проспектами было отражено в планах развития города еще первой половины 20 века. Необходимость в данном сооружении возникла в виду особой надобности в развитии микрорайона Малой Охты и других прилегающих территорий. Недаром, строительство моста было названо "градостроительной задачей особой важности". Задача эта была решена, и возведенный мост успешно соединил Малую Охту с Васильевским островом посредством трассы Невского проспекта и Дворцового моста.

Утверждение проекта моста иработы по его строительству были начаты в 1960 году. К слову сказать, проектировать будущий мост, было поручено сразу нескольким организациям. Дело в том, что на объявленный конкурс по возведению моста через Неву от площади Александра Невского, были представлены несколько проектов от восьми строительных и архитектурных организаций Санкт-Петербурга и Москвы, но ни один из них не смог полностью удовлетворить запросы строгого жюри. Поэтому, было принято решение о том, что доработкой проектов моста и транспортной развязки, займутся две разные организации. Руководство проектированием моста взял на себя инженер А. С. Евдонин, а архитектурную часть проекта выполнили архитекторы С. Г. Майофис, А. В. Жук и Ю. И. Синица. Над проектами туннелей транспортных развязок и подходов к мосту трудились инженеры Ленгипроинжпроекта А. Д. Гутцайт, Г. С. Осокина и Ю. П. Бойко. В окончательном варианте проекта общая ширина моста составила 35 метров, а длина - 905,7 метров, что поставило данное сооружение по своей протяженностина первое место среди всех мостовПитера.

Результатом строительных работ, длившихся с 1960 по 1965 годы, стал разводной, семипролетный мост, симметричный относительно разводного пролета, расположенного в центре. Разводной пролет, длиною в 50 метров, расположен над серединой русла реки, и представляет собой двукрылое сооружение, по 25 метров каждое, с неподвижной осью вращения. Главным акцентом разводного пролета явились его опоры, которые по своей толщине намногопревышают размеры соседних речных бычков. Резкое выделение разводной части моста, не только габаритами, но и цветом, и материалом, не совсем выгодно смотрится в общей архитектуре моста, так как выглядит со стороны не совсем гармонично. Остальные пролеты, раскинувшиеся по обе стороны разводной части моста, перекрыты трехпролетными неразрезными железобетонными балками переменной высоты. Отдельные части моста составляют единую картину благодаря тросам, пропущенным внутри, и таким образом стягивающим их. Ограждения моста, а так же его фонари и опоры контактных сетей носят строгий, современный характер и хорошо сочетаются с общим внешним видом сооружения. Фонарные столбы, одновременно, выполняющие роль опор троллейбусных и трамвайных электрических линий, сделаны из трубчатых элементов, а ограждения представлены в виде разводных металлических стержней, завершают которыевысокие поручни несколько утяжеленных пропорций. Набережные, облицованные гранитом и лестничные спускик воде, дорисовывают общую картину моста Александра Невского.


Главным достоинством построенного моста выступило его проектирование, задуманное с ездой поверху, что отнесло новое сооружение к категории равновысотных застроек. Положительную роль сыграла и пропорциональность всех частей конструкции, благодаря чему довольно крупные мостовые детали, например главные балки и речные опоры, не выглядят громоздкими и тяжелыми. Можно сказать, что мост Александра Невского служит ярким примером нахождения оптимального масштаба частей моста в общей его композиции.

Торжественное открытие возведенного моста, самого длинного в Петербурге, свершилось 5 ноября 1965 года. Предшествовало этому событию испытание новой конструкции на прочность, которое произошло 1 ноября 1965 года, посредством проезда по нему целой группы танков.15 мая того же 1965 года, мосту было дано имя, и не смотря на то, что при строительстве объект назывался Старо-Невским, после сдачи его в эксплуатацию, было решено присвоить ему имя Александра Невского, в честь великого русского полководца и небесного покровителя Петербурга.

Нельзя не отметить, что при строительстве моста Александра Невского применялись некоторые новые технологии. Так, впервые на 35-метровой глубине были зарыты железобетонные оболочки для речных опор, а в конструкции переправы использовались ванты - тросы, натянутые в железобетонных конструкциях. Сила натяжения тросов регулировалась с помощью специальных приборов, ориентирующихся на температуру воздуха. В морозную погоду натяжение усиливалось, а в жаркую напротив – ослабевало. Еще одной особенностью моста стала конструкция пролётных строений. Они имели форму растянутой буквы V, водруженнойна речной устой. Сборка этих конструкций, общий вес каждой из которых превышал пять тонн, осуществлялась на берегу, после чего они были перевезены на понтонах и установлены на свои места.


Однако, не смотря на использование передовых технологий при сооружении моста, качество его оказалось далеко не идеальным. Стекловата, из которой была выполнена гидроизоляция, стала растворяться в битуме, а ванты, смазанные пушечным маслом, были быстро изъедены ржавчиной, из-за чего уже через 2 года после начала эксплуатации 56 тросов лопнуло. Опрометчивым явилось то, что мост вовремя не подвергся реконструкции, вследствие чего в 1987 году в Неву обрушился17-тонный противовес разводного пролёта.

После столь бесславного падения противовеса в воды Невы, полуразрушенный мост обратил таки на себя внимание городских властей, и был, наконец то, закрыт на ремонт. Сообщение между берегами реки на время проведения ремонтных работ было организовано посредством паромной переправы. Тем не менее, в скором времени движение на мосту было вновь открыто, не взирая даже на то, что ключевые конструктивные дефекты не былиустранены. Своего капитального ремонта и реконструкции мостАлександра Невского дождался только в 2000 году, когда были выполнены работы по ремонту разводного пролета, стационарных частей переправы и прилегающих стенок набережной, а так же были заменены гидроизоляция и 12 км стальных канатов. Реконструкция сооружения производилась вплоть до 2002 года, по проекту А. А. Журдина и под чутким руководством инженера В. Г. Павлова. В 2003 году, в преддверии юбилея Санкт-Петербурга, мост украсили яркой художественной подсветкой, в которой были задействованы 500 светильников и 8 прожекторов.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...