Когда была написана картина витязь на распутье. Витязь на распутье


Описание картины Васнецова «Витязь на распутье»

Данная картина Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов.
В центре произведения - Илья Муромец.
Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси.
Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел.
Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая.
Задумчивость видна и в склонившейся голове.
Копье его также наклонено вниз.
Автор показывает единство между ним и его бравым другом - конем, потому что поза лошади также обращена вниз.
Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.

Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному».
Также написано и в русских былинах.
Все остальные надписи на камне стерлись, потому что прошло уже много лет.
Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти.

Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы Васнецова.
Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов.
Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи.
Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности.
Ему очень тяжело дается принятие этого решения.

Картину дополняют нависшие грозовые тучи, которые еще больше нагнетают обстановку и указывают на полную безысходность ситуации: ни налево, ни направо дороги нет, а если прямо идти - то ждет смерть.
Хочется верить, что мужество богатыря одержит верх над мрачными мыслями и силами, он очнется от своих тяжелых мыслей, поедет прямо и уничтожит злую силу и всех врагов, которые преграждают ему путь.
Тем самым, он в очередной раз спасет Русь.

Витязь на распутье

Год создания: 1882

Размер: 167 x 299

Техника: Холст, масло

1878 год, когда художник представил на передвижной выставке картину "Витязь на распутье" оказался переломным в жизни художника. Признанный жанрист, он устремился к необычным для русского реалистического искусства темам былинно-сказочного характера. Фольклорные образы давно жили в душе художника, еще в начале 1870-х годов он исполнил самый ранний набросок композиции "Витязя". В 1882 году он увеличивает и перерабатывает картину 1878 года. Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-"вещуном" посреди болотистой равнины, словно воскрешает поэтический дух народных преданий. Как и в них, героико-эпическое начало слито в картине с лирической интонацией, которую привносит закатный пейзаж с темнеющими, таинственными далями. Вороны, череп, кости, древние валуны, уходящая в необозримую даль дорога — все это усиливает тревожное настроение, ощущаемое в цветовом решении холста. В мерном ритме пластических форм, в передаче широты пространства, даже в использовании крупноформатного полотна Васнецов стремился приблизиться к эпическому строю былинного сказа. Вместе с тем художника увлекает историко-бытовая сторона. Картина исполнена в присущей Васнецову свободной, обобщенной живописной манере. Увеличенный вариант одноименной картины 1878 года, находящейся в Серпуховском историко-художественном музее.

Vasnetsov Victor Mikhailovich

Knight at the Crossroads

Creation: 1882

Size: 167 x 299

Technique: Oil on canvas

Victor Vasnetsov’s painting is a free interpretation of the Russian traditional legend of The Three Journeys of Ilya Muromets. The artist depicts the hero in a moment of reflection, before a stone inscribed with the following words: “If you go straight ahead, there will be no life; there is no way forward for he who travels past, walks past or flies past.”Victor Vasnetsov interprets the legend as a real event, depicting the knight in ethnographically and historically authentic armour and in a natural landscape setting. The artist employs literary devices to contrast the forces of lightness and darkness — the lucid figure of the knight on the white horse, the ominous black raven on the stone, the skull and bones scattered across the steppe. The interpretation of the landscape as the endless Russian plain and the loneliness of the thickset rider on the horse lend an epic ring to the picture.

Картина Васнецова Витязь на распутье - положила начало целому ряду работ, посвященных русским былинам. Впервые художник занялся набросками этой картины в начале 1970-х, но со временем они были основательно исправлены и переделаны.

Изначально планировалось, что всадник будет повернут к зрителю лицом. Был даже своеобразный прототип – брат Васнецова, с которого и рисовался витязь. Кроме того, в первых версиях была видна дорога, которую художник со временем решил убрать. По словам живописца, кардинальные изменения были задуманы с одной целью – лучше передать эмоции.

Художник закончил работу в 1877 году, а в 1878, на шестой передвижной выставке картину впервые представили на суд общественности. Публика уже знала Васнецова, ведь его картины и раньше пользовались популярностью.

Но «Витязь на распутье» был чем-то другим. Эта работа – переломный момент в творчестве художника, ведь впервые вместо привычного реализма и острой социальной тематики зрителю представили фольклорный образ. Несмотря на композиционные решения резкие смены жанра обычно воспринимаются негативно, но«витязь» был одобрен.

В 1982 году, специально для Саввы Мамонтова, художник рисует другой вариант картины, который и стал окончательным. Васнецов использовал холст большего размера, а также доработал детали и цветовую гамму. Критики одобрили полотно, которое Мамонтов забрал в свою коллекцию.

На холсте мы можем увидеть витязя оказавшийся на распутье, склонившегося над придорожным указателем. Основной акцент сделан на проблеме выбора, подобная жизненная ситуация может произойти с каждым. Пойти дальше, и взглянуть в глаза проблемам, или свернуть с дороги в поисках более легкого пути?

Но вся атмосфера просто кричит о том, что проблемы неизбежны. Присмотревшись, можно прочесть пол устершиеся, заросшие мхом руны, переведя которые на современную речь можно прочитать: «Кто прямо поедет, жизнь потеряет. Не пройдешь, не проедешь, не пролетишь».

Саму местность, открывшуюся взору, можно назвать не иначе, как полем смерти. Земля, кое-где поросшая травой, устлана камнями и костьми давно умерших людей и зверей. А на горизонте нет ни единого живого существа, кроме нескольких воронов – вестников близкой смерти.

Особое внимание стоит уделить двум скелетам под камнем-указателем: в одном угадывается человек, а второй сильно напоминает лошадь. Кто знает, может быть, это останки другого всадника, который когда-то пытался здесь пройти? Ну а завершением композиции можно считать виднеющуюся вдали воду, которая может оказаться смертоносным болотом, и кроваво-красный закат – манящий, угнетающий, пугающий.

Картина Васнецова на распутье с 1982 года находится в Государственном русском музее, ее размер – 167*299 сантиметров. А первую версию, в увеличенном размере, можно найти в Серпуховском историко-художественном музее.

Витязь на распутье

В.И. Васнецов, самобытный художник, чутко понимающий глубокую русскую душу, и творящий, вдохновленный фольклором и богатой историей родной страны. Сказочные образы могучих славянских богатырей, особо удачно выходили из под его кисти.

Передо мной картина «Князь на распутье». В центре полотна стройная и могучая фигура князя верхом на своем добром белоснежном скакуне. Задумавшийся лирический герой, склонил прикручинившись буйную головушку, перед ним стоит непростая дилемма – выбрать свой, путь свою судьбу. Блестит кольчуга и шлем в заходящих лучах солнца, опущено мощное острое копье, каленый щит с луком и стрелами висят за спиной силача, да тяжелая булава заткнута за пояс.

Огромный каменный валун, поросший густым зеленым мхом, испещренный старославянскими письменами, указывает путнику дорогу, да только не сулит не этот путь путешественнику добра – предвещает страшную гибель, осмелившемуся двинутся этой дорогой.

Скакун богатыря, трясет гривой, тревожно фыркает, словно отговаривает своего хозяина от гиблой затеи.
Атмосфера вокруг настораживающая, подернутая беспокойством и тревогой.

В вечернем небе плывут темно-синие грозовые облака, сгущаются сумерки. В чистом поле не зверя ни дома доброго человека. Лишь черные вороны-стервятники вьются над камнем и белыми костями человека и лошади. Омытые дождями, скалятся черепа и смотрят пустыми глазницами в сумеречное темнеющее небо.
Темнеет горизонт, на многие мили раскинулось мрачное, безмолвное широкое поле. Тянутся минуты, приближая неизбежное. И вот уже воображение рисует, как бесстрашный витязь, дернув своего верного коня за поводья, направит его навстречу злому року.

Живописный сюжет творения Васнецова завораживает своей сказочностью, трагизмом, верой в торжество добра над злом и тьмой.

6 класс, 7 класс.

  • Верещагин В.В.

    Художник-баталист, дворянин по происхождению. Три года занимался в Академии художеств. Вся жизнь В.В. Верещагина проходит в путешествиях – Франция,

  • Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери Оли (описание)

    На картине я вижу маленькую девочку (она где-то мне ровесница). Эта родная дочь художника Сурикова. Девочка миленькая, крепенькая.

Б ылинная тема, начало которой было положено картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами», получила дальнейшее развитие в серии работ, главным героем которых становится богатырь-витязь. Первый опыт относится еще к 1870 г., когда Васнецов пишет акварель «Богатырь». Именно эта небольшая композиция, носящая пока что эскизный характер – воин, восседающий на коне и смотрящий вдаль, - стала предпосылкой для появления одной из самых значительных работ Васнецова «Витязь на распутье». Художника порой упрекали (и иногда справедливо) в излишней красивости, декоративизме, но глубину и философский смысл этого произведения никто не решился бы отрицать.

В основе картины лежит былина «Илья Муромец и разбойники», но обращение к литературному источнику - всего лишь повод поразмыслить над извечным русским вопросом «что делать?». В России 1870-х гг. проблема выбора пути была особенно актуальной - идеи народничества уже начинали изживать себя, а путь насилия, террористические идеи, естественно, не могли быть одобрены обществом. В более узком смысле сюжет выражал поиски самим Васнецовым своей дороги в искусстве. «Это есть выражение моих личных мыслей», - говорил он.

Перед нами сумеречная степь, озаренная тусклым светом догорающей зари. На поле битвы, усеянном черепами, высится камень, а рядом с ним в глубокой задумчивости остановился понурый всадник с опущенным копьем.

Богатырь. 1870-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первые наброски к «Витязю» появились, когда художнику было чуть больше двадцати лет. В доме-музее Васнецова хранится множество эскизов, представляющих долгий процесс поиска образов богатыря, камня, поля, усыпанного костями... Один из этюдов «Воин в шлеме с кольчужкой» был написан с брата художника Аркадия. Замысел вынашивался долго и только в 1877 г. полностью оформился в картину, которая была выставлена на Шестой передвижной выставке. В этом первом варианте витязь был повернут к зрителю лицом и с вниманием читал подробную надпись, объясняющую, что произойдет, если он поедет прямо, направо или налево.

Полотно заслужило одобрение критика В. Стасова, однако самого художника не удовлетворило. На обдумывание нового замысла ушло еще несколько лет. Во втором варианте увеличился размер холста, а фигура богатыря обрела монументальность. Теперь мы не видим лица витязя, художнику важнее сделать акцент на надпись. «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». «Следуемые далее надписи: «направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» - на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью», - объяснял Васнецов в письме к Стасову, принимавшему горячее участие в работе над картиной. Таким образом, внимание зрителя привлекается к мрачному пророчеству, и становится ясно, что у витязя нет другого пути, только этот, гибельный. А если мы приглядимся повнимательнее, то увидим, что перед витязем… никакой дороги нет!

Что это? Грустная ирония автора над бесполезностью всех попыток русского народа найти правильный путь? Одно утешает - в былине говорится, что богатырь, не побоявшийся грозного предупреждения, сумел переломить судьбу, что все же вселяет в зрителя некоторый оптимизм…

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...