Как запомнить ключевые знаки в тональностях. Почему квинтовый и почему круг? Ключевые знаки в ре мажоре


Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Как запомнить тональности и их ключевые знаки? Все запоминают по-разному: одни стараются запомнить число знаков, другие пытаются заучить названия тональностей с их ключевыми знаками, третьи придумывают еще что-то. На самом деле, все гораздо проще и запомнить нужно всего лишь две вещи, остальное запомнится автоматически.


Ключевые знаки - что это такое?

Это диезы и бемоли, которые записываются на каждой нотной строчке рядом с ключом и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.
Порядок диезов и порядок бемолей
Ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке.
Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Порядок бемолей – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа . Вот как это выглядит в нотной записи:

В этих рядах в обоих случаях использованы все семь основных ступеней, всем хорошо знакомых: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – только они специально расположены в определенной последовательности. С этими двумя порядками мы и будем работать, для того чтобы научиться определять ключевые знаки в той или иной тональности легко и правильно. Еще раз посмотрите и запомните порядок:



Сколько тональностей используется в музыке?

В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных. Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (напомню, что тоника и лад определяют название тональности).
Из этих 30-ти тональностей:
2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);
14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);
14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).
Таким образом, для обозначения тональности может потребоваться от 0 до 7 ключевых знаков (диезов или бемолей). Помните, что в до мажоре и ля миноре знаков нет! Запомните еще и то, что в до-диез мажоре (и ля-диез миноре) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре) соответственно по 7 диезов и бемолей.


Как определить ключевые знаки в тональностях?

Чтобы определить знаки во всех остальных тональностях, будем использовать уже известный нам порядок диезов или, если нужно, порядок бемолей. Ориентироваться будем только по мажорным тональностям, то есть для того чтобы определить ключевые знаки минорной тональности, нужно сначала найти параллельную ей мажорную тонику, которая расположена на малую терцию выше исходной минорной тоники.

Для того чтобы определить ключевые знаки в диезной мажорной тональности , действуем по правилу: последний диез на ноту ниже тоники. То есть, мы просто перечисляем все диезы по порядку, пока не дойдем до того, который на ноту ниже тоники.
Например, для того чтобы определить ключевые знаки в си мажоре, перечисляем диезы по порядку: фа, до, соль, ре, ля – останавливаемся на ля, так как ля на ноту ниже си.

Знаки бемольных мажорных тональностей определяем следующим образом: перечисляем порядок бемолей и останавливаемся на следующем бемоле после того, как назвали тонику. То есть здесь правило такое: последний бемоль закрывает собой мажорную тонику (как будто защищает от ветра) (то есть он — следующий после тоники). Чтобы найти знаки для бемольной минорной тональности, нужно сначала определить её параллельную мажорную.


Диезы или бемоли?

Вопрос, который естественным образом может возникнуть у вас: «Как узнать какие из тональностей диезные, а какие бемольные»? Большинство мажорных тональностей с тониками от белых клавиш (за исключением до и фа) – диезные. Бемольные мажорные тональности – те, тоники которых составляют порядок бемолей (то есть си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и т.д.). Подробнее этот вопрос будет рассматриваться в статье, посвященной целой системе тональностей, получившей название кварто-квинтовый круг.


Квинтовый круг

Квинтовый круг (или кварто-квинтовый круг) - разомкнутая двусторонняя последовательность тональностей, отражающая степень их родства. Наглядно изображается в виде окружности, откуда и получила своё название.

В последовательности располагаются мажорные тональности в паре со своими параллельными минорными. При движении по часовой стрелке по квинтовому кругу тоника каждой последующей мажорной тональности отстоит от предыдущей (вверх) на чистую квинту, а в записи при ключе добавляется один диез. При движении против часовой стрелки интервал (восходящий) составляет чистую кварту, а в записи добавляются бемоли.

Так как октава состоит из 12 полутонов, кварта - из 5, а квинта - из 7, то 12 кварт или 12 квинт составляют несколько октав и следовательно тринадцатые тональности, если считать в любую сторону по квинтовому кругу, совпадают с до мажором. Так как 12 взаимно просто с 5 и 7, то все тональности можно получить, рассмотрев любые 12 подряд идущих в кругу. Из этого также следует, что тональности в конце концов совпадут, если двигаться в противоположные стороны (например, Ges = Fis). Поэтому обычно используют только 5-7 шагов в каждом направлении, оставляя тональности с большим количеством знаков альтерации только в теории.

Впервые кварто-квинтовый круг был описан в книге «Идея грамматики мусикийской» в 1679 г. Автор труда - композитор Николай Павлович Дилецкий.
Во всех тональностях кварто-квинтового круга написаны такие произведения, как циклы из 24-х прелюдий Шопена и Шостаковича. И. С. Бах показал равноправность всех тональностей, написав знаменитый «Хорошо темперированный клавир».
Если вы уже начинали изучать сольфеджио, то знаете, что любая мажорная тональность строится следующим образом: тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон.

Определяющей тоникой выступает первая нота первой ступени. Если взять тональность до мажор, тоникой будет нота до. Для наглядности можно рассмотреть пример тональности . Первая ступень – соль-ля, двигайтесь от ноты соль в обозначенном порядке вверх:

Соля-ля – тон
Ля-си – тон
Си-до – полутон
До-ре - тон
Ре-ми – тон
Ми-фа# – тон
Фа# – соль – полутон

Итак, вы получили тональность соль мажор с одним знаком (диезом - #) при ключе со следующим звукорядом: соль – ля – си – до – ре – ми – фа# – соль.

Если вы начнете строить тональности подобным образом, продвигаясь по квинтам вверх, то получите еще 6 тональностей:

1. Ре мажор – 2 #
2. Ля мажор – 3 #
3. Ми мажор – 4 #
4. Си мажор – 5 #
5. Фа-диез-мажор – 6 #
6. До- – 7 #

Однако для определения количества знаков при ключе в той или иной тональности не нужно постоянно строить звукоряд в соответствии с правилом семи ступеней, достаточно запомнить порядок диезов, который никогда не меняется:

1. Фа#
2. До#
3. Соль#
4. Ре#
5. Ля#
6. Ми#
7. Си#

Так, если вы возьмете тональность с тремя диезами, это будут фа#, до# и соль#. Если с двумя, то фа# и до#. Еще одно важное правило состоит в том, что тоникой в мажорном ладу считается следующая по возрастанию нота после последнего диеза в тональности. Если у вас три диеза – фа#, до# и соль#, то тоникой будет нота ля, а тональностью, соответственно, . Таким образом, когда вам нужно определить количество знаков при ключе какой либо тональности, достаточно взять предыдущую по убыванию в октаве диезную ноту и определить ее порядковый номер в ряду диезов. К примеру, вас просят определить количество диезов в тональности ми мажор. Предыдущая нота – ре#. В ряду диезов она занимает четвертое место, значит, знаков при ключе четыре – ре#, соль#, до# и фа#.

Минорный лад

Если вы уже разобрались в ключевых знаках мажорных тональностей, то с минорными разобраться будет гораздо проще. Существуют параллельные тональности. Это мажорные и минорные тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Расстояние между ними составляет одну малую терцию вниз от тоники минорной тональности. Другими словами, для определения параллельной минорной тональности нужно опуститься от мажорной тоники на три полутона вниз.

Запоминать соответствия между мажорными и минорными тональностями не обязательно, со временем это само по себе уляжется в вашей голове. А вот выучить порядок бемолей для определения знаков и их количества при ключе стоит.
Итак, порядок бемолей выглядит следующим образом:

1. Си
2. Ми
3. Ля
4. Ре
5. Соль
6. До
7. Фа

Считаются бемоли аналогично способу подсчета в мажорных тональностях, только правило тоники тут уже другое. Мажорной тоникой является не следующая нота, а предпоследний бемоль из заданных в тональности. То есть если вы возьмете тональность с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре), то третий из них (он же предпоследний) – ля - и будет тоникой. Таким образом, вы получаете тональность ля бемоль мажор. Пользуясь правилом «трех бемолей», получите минорную тонику фа и тональность фа минор.

Практическое учебное пособие.
Ориентировано на учеников уровня 2-3 класса ДМШ и выше.
Может использоваться в виде справочника.
© Alliot Krage (Эллиот Крэйг)

Глава называется "Неиспользуемые тональности" не из-за того, что эти тональности не используются при игре, при игре используются все 12 тональностей (с точки зрения практики), а из-за того, что данные тональности, а точнее названия и ключевые знаки, как система организации, не используются ДЛЯ НОТНОЙ ЗАПИСИ МУЗЫКИ.

Ниже приведен список тональностей, которые не используются для записи музыки. Построить их теоретически, да и практически можно но не нужно. Не используют их по причине наличия большого количества знаков альтерации при ключе (более семи) с наличием дубль-диезов и дубль-бемолей, что затрудняет чтение нотного материала и просто нерационально.

Просто ради интереса я снабдил их иллюстрациями с ключевыми знаками альтерации

В левой колонке таблицы указаны названия тональностей, которые не используют. Далее идет список звуков, входящих в эти тональньости с заполнеными "Домами" (см, теорию Семи Домов. прим. автора) знаками альтерации. Заметьте наличие дубль-диезов и дубль-бемолей. Тоники выделены цветом. Потом идут параллельные тональности, часть из которых наклонным шрифтом. Это те тональности, которые используются, но с другими знаками альтерации.

Все это снабжено иллюстрациями ключевых знаков.

НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
и их ключевые знаки альтерации
знаки альтерации кол-во знаков альтер. название тональности Дома с знаками альтерации параллельная тональность
C D E F G A H
9# ## # # ## # # # Си диез минор
8# # # # ## # # # Ми диез минор
10# ## # # ## ## # # соль минор
8b b b b b b b bb Ре бемоль минор
11# ## ## # ## ## # # ре минор
12# ## ## # ## ## ## # ля минор
11b b bb bb b b bb bb соль мажор
9b b b bb b b b bb ля мажор
10b b b bb b b bb bb ре мажор

Удачи в изучении.

Copyright Эллиот Крэйг.

Воспроизведение пособия или любой его части в какой бы то ни было форме без письменного разрешения автора запрещено.

Вы можете обсудить эту статью в ФОРУМЕ в разделе "Обсуждение сайта".

Все мажорные тональности строятся по одной и той же формуле: 2 тона – полутон, 3 тона – полутон. Эту же формулу можно записать и иначе, через интервалы: 2б-2б-2м-2б-2б-2б-2м. Постройте по одной из предложенных схем ля-мажорную гамму. Если вы уже немного умеете играть на фортепиано, то вспомните, что между соседними клавишами, вне зависимости их цвета, расстояние в полтона.

Как построить гамму ля-мажор

Найдите на клавиатуре звук «ля». Отложите от этой клавиши расстояние в 1 тон. Это будет нота «си». Следующая клавиша, находящаяся на расстоянии одного тона от «си», будет черной - это «до-диез». Достроив по этой схеме гамму, вы получите следующий звукоряд: ля, си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль-диез, ля. Тот же результат вы получите, построив от каждого звука определенный интервал, то есть большую или малую секунду. Между звуками «ля» и «си» - большая секунда, между «си» и «до-диез» - тоже, а вот между «до-диез» и «ре» - малая секунда.

Определение количества знаков по кварто-квинтовому кругу

Определить количество ключевых знаков очень легко при помощи кварто-квинтового круга. Можно сделать его самостоятельно. Иногда его рисуют в виде спирали, но для начинающего достаточно научиться просчитывать всего 12 тональностей, так что проще всего представить кварто-квинтовый круг в виде циферблата часов. На месте отметки «12» напишите «до-мажор», он же С-dur. По часовой стрелке располагаются диезные тональности по мере увеличения количества ключевых знаков, против часовой – бемольные, также по мере увеличения количества знаков. Отсчитайте от звука «до» квинту вверх. Это пятая ступень до-мажорной тональности, то есть звук «соль». Там, где на циферблате стояла бы цифра «1», напишите «соль-мажор» и поставьте один диез. В нотах это будет фа-диез. Там, где находится цифра «2», напишите название следующей тональности. Чтобы ее найти, снова отсчитайте квинту вверх, но уже от звука «соль». Это будет звук «ре». Напишите название тональности, поставьте два диеза. Можно их обозначить - фа-диез и до-диез. Определите, название какой тональности будет в третьем кружочке. Отсчитав от клавиши «ре» квинту, вы получите звук «ля», а соответственно, тональность будет ля-мажор, в латинском обозначении - A-dur. Соответственно, в ней – фа-диез, до-диез и ре-диез. Таким образом вы можете достроить первую половину кварто-квинтового круга.

Остальные тональности

Что касается тональностей, названия которых будут располагаться против часовой стрелки, то вы их также сможете определить самостоятельно, только от исходного звука нужно строить вверх не квинту, а кварту. Отложив этот интервал от звука «до», вы получите «фа», затем «си-бемоль», «ми-бемоль» и т.д. Определять количество знаков можно и по-другому, ведь круг недаром называется кварто-квинтовым. Чтобы найти следующую диезную тональность, можно отсчитать кварту вверх, а бемольную - квинту вниз. Не забывайте, что в данном случае используются чистые интервалы, то есть кварта - 2, 5 тона, а квинта - 3,5 тона.

Сегодня можно встретить большое количество обучающей литературы, в которой расписано практически все. Если вы решили играть классическую музыку, то вам придется выучить теорию. Это нужно для того, чтобы хорошо ориентироваться , уметь импровизировать и придумывать музыку.

При полном незнании теории музыки лучше всего начать обучение с интервалов. Только после изучения этого раздела вы можете приступать к изучению тональностей. Всего существует 24 тональности. Две из этих тональностей не имеют знаков при ключе, а остальные характеризуются наличием диезов или бемолей.

Какие знаки в ре миноре

Ре минор можно назвать одной из легких тональностей, так как в ней присутствует всего 1 ключевой знак – си-бемоль. Также следует помнить, что все натуральные минорные тональности могут приобретать временные знаки. Например, в гармоническом миноре будет повышаться 7 ступень гаммы. Если спроектировать это правило на тональность ре минор, то вы получите ноту до-диез. Существует и мелодический вид минорной гаммы. По звучанию она будет напоминать мажор, но с небольшими изменениями. У мелодического минора при движении вверх будут повышаться 6 и 7 ступени, а вниз вам нужно будет сыграть или спеть натуральный минор (на письме знаки повышения или понижения ноты отменяются бекаром).

Квинтовый круг, или как научиться импровизировать

Определению названия тональностей по знакам при ключе обучают в музыкальных школах. Вы можете разучить тональности и ключевые знаки в них самостоятельно, воспользовавшись изображением квинтового круга. На нем изображены тональности в зависимости от степени родства. Например, в верхней точке круга расположены тональности без знаков, затем идут тональности с 1, 2, 3 и т. д. знаками при ключе. Справа будут указаны диезные тональности, а слева – бемольные. Если вы запомните квинтовый круг, то вы сможете без труда подобрать аккомпанемент к мелодии, сымпровизировать, а также разобраться в тональности, в которой при ключе большое количество знаков.

Как определить тональность произведения по ключевым знакам

При разучивании незнакомого произведения изначально нужно определить тональность, в которой оно написано. Для этого вам следует обратить внимание на знаки при ключе. Также необходимо взять в расчет и окончание произведения, так как одни и те же ключевые знаки могут присутствовать в двух тональностях – мажоре или параллельном миноре. Только при учете этих двух факторов вы сможете безошибочно определить тональность пьесы.

Следует отметить,

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...