Как вы понимаете финал произведения гранатовый браслет. "Гранатовый браслет": анализ произведения Куприна


Роман «Гранатовый браслет» А. Куприна по праву считается одним из лучших, раскрывающего тематику любви. В основу сюжетной линии взяты реальные события. Та ситуация, в которой оказалась главная героиня романа, была пережита на самом деле матерью друга писателя - Любимова. Данное произведение названо так не по простой причине. Ведь для автора «гранат» является символом страстной, но весьма опасной любви.

История создания романа

Большинство рассказов А. Куприна пронизано извечной темой любви, а роман «Гранатовый браслет» наиболее ярко воспроизводит ее. А. Куприн начал работу над своим шедевром осенью 1910 г. в Одессе. Задумкой данной работы послужил один визит писателя к семье Любимовых в Петербурге.

Однажды сын Любимовой поведал одну занимательную историю о тайном поклоннике своей матери, который на протяжении долгих лет писал ей письма с откровенными признаниями в безответной любви. Мать была не в восторге от такого проявления чувств, ведь была уже давно замужем. При этом, она имела более высокий социальный статус в обществе, нежели ее поклонник - простой чиновник П. П. Желтиков. Обострил ситуацию подарок в виде красного браслета, подаренном на именины княжны. В то время, это было дерзким поступком и могло положить плохую тень на репутацию дамы.

Муж и брат Любимовой нанесли визит к поклоннику домой, тот как раз писал очередное письмо своей возлюбленной. Они вернули подарок владельцу, попросив впредь не беспокоить Любимову. О дальнейшей судьбе чиновника никто из членов семьи не знал.

История, которая была поведана за чаепитием, зацепила писателя. А. Куприн решил положить ее в основу своего романа, который был несколько видоизменен и дополнен. Нужно отметить, что работа над романом шла тяжело, о чем автор писал своему другу Батюшкову в письме 21 ноября 1910 г. Работа вышла в свет только в 1911 г., впервые напечатана в журнале «Земля».

Анализ произведения

Описание произведения

В свой День рождения княгиня Вера Николаевна Шеина получает анонимный подарок в виде браслета, который украшен зелеными камнями - «гранатами». К подарку прилагалась записка, из которой стало известно, что браслет принадлежал еще прабабушке тайного поклонника княгини. Подписывался неизвестный инициалами «Г.С. Ж.». Княгиня смущена данным презентом и вспоминает о том, что на протяжении уже долгих лет ей пишет один незнакомец о своих чувствах.

Муж княгини, Василий Львович Шеин, и брат, Николай Николаевич, который работал помощником прокурора, разыскивают тайного писателя. Им оказывается простой чиновник под именем Георгий Желтков. Ему возвращают браслет и просят оставить в покое женщину. Желтков испытывает чувство стыда от того, что Вера Николаевна могла потерять свою репутацию из-за его поступков. Оказывается, что еще давно он влюбился в нее, случайно увидев в цирке. С тех пор он пишет ей письма о неразделенной любви до самой смерти несколько раз в год.

На следующий день семья Шеиных узнает о том, что чиновник Георгий Желтков застрелился. Он успел написать последнее письмо Вере Николаевне, в котором просит прощения у нее. Он пишет, что его жизнь больше не имеет смысла, но он любит ее по-прежнему. Единственное, о чем Желтков просит,- чтобы княгиня не винила себя в его смерти. Если данный факт будет мучить ее, то пусть она послушает в его честь Сонату №2 Бетховена. Браслет, который чиновнику вернули накануне, он перед смертью приказал служанке повесить на икону Божьей Матери.

Вера Николаевна, прочитав записку, просит разрешения у мужа взглянуть на покойного. Она приезжает на квартиру чиновника, где видит его мертвым. Дама целует его в лоб и возлагает букет цветов покойному. Когда она возвращается домой, то просит сыграть произведение Бетховена, после чего Вера Николаевна расплакалась. Она понимает, что «он» простил ее. В конце романа Шеина осознает потерю большой любви, о которой только может мечтать женщина. Здесь же она вспоминает слова генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Главные герои

Княгиня, женщина средних лет. Она замужняя, но отношения с мужем давно уже переросли в дружеские чувства. Детей у нее нет, но она всегда внимательна к своему мужу, заботиться о нем. Она имеет яркую внешность, хорошо образованна, увлекается музыкой. Но уже больше 8 лет к ней приходят странные письма от поклонника «Г.С.Ж.». Этот факт смущает ее, она рассказала о нем мужу и родным и не отвечает взаимностью писателю. В конце произведения, после смерти чиновника, она с горечью понимает всю тяжесть утраченной любви, которая бывает в жизни только раз.

Чиновник Георгий Желтков

Молодой человек лет 30-35. Скромный, небогатый, воспитанный. Он тайно влюблен в Веру Николаевну и пишет о своих чувствах ей в письмах. Когда ему вернули подаренный браслет и попросили прекратить писать княгине, он совершает акт суицида, оставив прощальную записку женщине.

Муж Веры Николаевны. Хороший, веселый человек, который искренне любит свою жену. Но из-за любви к постоянной светской жизни, он находится на грани разорения, чем тянет свою семью на дно.

Младшая сестра главной героини. Она замужем за влиятельным молодым человеком, от которого имеет 2 детей. В замужестве она не теряет свою женскую натуру, любит кокетничать, играет в азартные игры, но весьма набожна. Анна очень привязана к своей старшей сестре.

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский

Брат Веры и Анны Николаевны. Работает помощником прокурора, очень серьезный по своей натуре, строгих правил парень. Николай не расточителен, далек от чувств искренней любви. Именно он просит Желткова прекратить писать к Вере Николаевне.

Генерал Аносов

Старый боевой генерал, бывший друг покойного отца Веры, Анны и Николая. Участник русско-турецкой войны, был ранен. Не имеет семьи и детей, но близок к Вере и Анне как родной отец. Его даже называют «дедушкой» в доме Шеиных.

Данное произведение насыщено разными символами и мистикой. В основе лежит история трагической и безответной любви одного человека. В конце романа трагизм истории приобретает еще больших масштабов, ведь героиня осознает тяжесть потери и неосознанной любви.

Сегодня роман «Гранатовый браслет» очень популярен. В нем описаны великие чувства любви, местами даже опасной, лиричной, с трагичным окончанием. Это всегда было актуально среди населения, ведь любовь бессмертна. К тому же, основные герои произведения описаны очень реалистично. После выхода повести в свет, А. Куприн приобрел высокую популярность.

Анализ произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Повесть «Гранатовый браслет» является одним из самых известных произведений писателя А.И. Куприна. Повесть была опубликована более ста лет назад, однако у читателей она ассоциируется с искренней и чистой любовью, мечтой многих юных девушек.

Сюжет повести
Цепочка событий произведения начинается с празднования дня рождения главной героини повести по имени Вера Николаевна Шеина. Отмечают среди близких и родных людей на даче. Во время празднования женщине приносят подарок. Человек, приславший посылку – гранатовый браслет, оставил маленькую открытку с подписью ГСЖ. Но остаться неизвестным ему не удалось, так как у мужа и брата виновницы торжества сразу же появилось предположение о том, что это ее давний ухажер. Он является чиновником низкого ранга, и долгие годы присылает княгине любовные письма. На следующий день мужчины уже были дома у надоедливого поклонника.
Дверь крохотной квартирки открывает человек, фамилия которого Желтков. Он готов вернуть подарок себе и отказаться от проявления знаков внимания Вере Николаевне, если она сама ему об этом скажет. Княгиня говорит Желткову, чтобы тот ее оставил. Следующим утром газеты сообщают о смерти некого чиновника, покончившего с собой. Согласно последнему признанию, он попался на растрате казенного имущества.

Главные действующие лица

Вера Николаевна Шеина – главный женский образ, выражение идеальной представительницы высокого происхождения;
Василий Львович Шеин – супруг главной княгини, дворянин;
Георгий Степанович Желтков – давний поклонник Веры Николаевны, работает мелким чиновником в контрольной палате, давно испытывает любовь в княгиню;
Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра главной героини;
Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
Яков Михайлович Аносов – друг семьи, военный.

Анализ повести

В основу идеи произведения писатель частично взял реальную историю, хотя в жизни она была скорее анекдотичной. Какой-то мужчина, работающий телеграфистом, с фамилией Желтков, испытывал влюбленность к жене одного российского генерала. В один прекрасный день он настолько набрался смелости, что отправил в подарок предмету своего обожания обыкновенную золотую цепочку с небольшой подвеской. Вокруг все подняли на смех такой поступок, но автор разглядел в этой ситуации глубокий драматический смысл.
В повести также как и в реальной истории, гости, и само семейство Шеинов сначала лишь насмехаются над несчастным поклонником, они не были жестокими и бездушными, они не могли поверить в такие чувства, о которых говорил Желтков. После того, как они с ним познакомились, они изменили свое мнение.
Повесть «Гранатовый браслет» насыщена различными символами. Само украшение является олицетворением любви и сильных чувств. Другим символичным камнем является жемчуг. Жемчужными сережками начинается день именинницы, ее муж дарит их ей. К сожалению, существует примета, что жемчужные украшения приносят дурные вести.
Отдельную роль в произведении играют погодные условия. Перед днем рождения была плохая погода и кошмарная буря. Но, на удивление, непосредственно в сам знаменательный день было тихо и солнечно, как будто это предвещало еще большую бурю и шторм.

Проблематика произведения А.И. Куприна
Ключевой проблемой повести является проблема настоящей любви. В тексте через взаимоотношения персонажей ярко показаны все ее виды: и дружеская, и расчетливая, и безоговорочная.
У главной героини возникает вопрос о том, что на самом деле испытывал к ней мелкий чиновник, но посмотрев на него, хотя и после смерти, она понимает, что он действительно был в нее слепо и безоговорочно влюблен. Даже ее муж осознает это, несмотря на то, что сначала лишь насмехался над нелепым соперником.
В конце у княгини пробегает мысль, что, может быть, она упустила ту истинную и настоящую любовь, которая происходит, возможно, раз в столетие.

Цели урока:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов;
  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы;
  • работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения;
  • развивать навыки исследования художественного текста.
  • на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества.
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

(При проведении урока используется компьютерная презентация. Приложение №1)

Ход урока

I. Орг. момент. Объяснение целей и задач урока.

Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. И. Куприна. На

предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. На сегодняшнем же уроке наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, “заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою”.

II. Литературная пятиминутка, поэтический настрой.

(Почти каждый урок литературы мы с ребятами начинаем с проведения поэтической пятиминутки. На пятиминутках ученики читают наизусть стихотворения, которые им чем-то дороги, близки. Это могут быть произведения как из школьной программы, так и уроков внеклассного чтения. Некоторые учащиеся читают стихи любимых поэтов, творчество которых в школе не изучается. Кроме выразительного прочтения стихотворения выступающий должен провести небольшой анализ: определяет тему, идею прочитанного произведения, высказывает своё отношение. При подготовке к данному уроку я попросила выучить ученика стихотворение А. С. Пушкина “Я вас любил…”) Выразительное прочтение учащимся стихотворения А. С. Пушкина “Я вас любил…”

III. Переход к теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Я думаю, вы поняли, что выбор данного стихотворения неслучайный – тему любви в литературе считают “вечной”, к ней обращались многие писатели: и поэты, и прозаики. А. И. Куприн в этом случае не исключение, а, скорее всего, подтверждение. Но необходимо отметить, что каждый из них по-своему раскрывал её. Как же эта тема раскрывается Куприным в рассказе “Гранатовый браслет”? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо раскрыть проблематику, рассмотреть сюжетно-композиционные особенности и систему образов данного произведения. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всём её бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

2. Ознакомление учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

“Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: “Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)”. (Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”) В опубликованных недавно мемуарах “На чужбине” писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:

“В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя “с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека”. Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

– Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа “случай из жизни” и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни).

– Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”. Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Работа аналитического характера по тексту произведения.

а) Аналитическая работа над жанровой соотнесённостью произведения. Беседы с учащимися по вопросам:

– Жанр своего произведения А. И. Куприн определил как рассказ. Скажите,
пожалуйста, что называется рассказом? (Рассказом называется небольшое
повествовательное произведение, посвященное какому-нибудь отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события).

– Что вы знаете о композиции рассказа? (В композиции рассказа можно выделить
следующие части: экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

– Объясните, что представляют собою вышеназванные части.

Композиция рассказа предусматривает следующие части:

  1. Экспозиция – вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где ? когда ? что происходит? и даёт первоначальное представление о действующих героях.
  2. Завязка – событие, с которого начинается действие.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация – наивысшая точка в развитии действия.
  5. Спад действия.
  6. Развязка – событие, которым заканчивается действие.

Подобным образом любой рассказ, а также и другое художественное произведение небольшой эпической формы можно представить в виде следующей графической схемы:

Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения.

По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, развивается представление о форме повествования и образе рассказчика, углубляются знания о композиции и сюжете.

б) Аналитическая работа по сюжету и композиции рассказа.

(Далее совместно с учащимися работаем над сюжетно-композиционной схемой рассказа, при помощи которой и будет идти дальнейшая аналитическая работа. На доске и в тетрадях рисуем // чертим сюжетно-композиционную схему рассказа, определяя какому пункту схемы соответствует тот или иной эпизод произведения. В момент построения схемы обсуждается каждый пункт, соответствующий тому или иному эпизоду).

– Есть ли в рассказе “Гранатовый браслет” экспозиция?

– Какова роль экспозиции в рассказе? (Она “погружает” читателя в художественное
время и художественное пространство: даёт первоначальное представление о времени, о
месте действия, о герое).

– Что в этот момент мы узнаём о главной героине повествования? Как автор характеризует её?

– В чём заключается их роль? Как в этих эпизодах проявляются характеры героев рассказа?

– Какова художественная функция подробной детализации отдельных моментов?

– Какой эпизод рассказа можно обозначить как кульминационный? Почему?

– Чем заканчивается рассказ? Какой эпизод рассказа является завязкой рассказа?

– Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая “большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет”. Герои “любили друг друга только одно мгновение, но навеки”. В пробуждении души Веры большую роль сыграла музыка: через музыку её душа словно соединилась с душой Желткова).

– Какие особенности в композиции рассказа “Гранатовый браслет” можно отметить?

в) Аналитическая работа по тематике рассказа “Гранатовый браслет”.

– Как вы определили тематику рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”? Какие темы поднимает автор в своём произведении? (Тему межчеловеческих отношений; автором рассматриваются такие темы, как: тема любви, дружбы, тема ненависти, эгоизма, чёрствости. Кроме этого автор обращается и к теме “маленького человека”. Образ Желткова помогает раскрыть эту тему, традиционную для русской литературы. В “Гранатовом браслете” нет острой критики буржуазного общества. Господствующие классы обрисованы в мягких тонах. Но в сопоставлении с громадным чувством маленького чиновника Желткова выясняется очерствение души людей, считающих себя выше Желткова. Николай Николаевич Булат-Тугановский в рассказе выступает как человек, символизирующий всё дурное, что бывает в аристократии. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом его жизни).

– Как вы понимаете слова К. Г. Паустовского: “Гранатовый браслет” – один из благоуханных рассказов о любви – и самых печальных”?

– Какова авторская идея, выраженная в рассказе? (Частный случай поэтизирован А. И. Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в “Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве. А. И. Куприн писал, что он стремился “показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви”).

У А.И.Куприна есть одна заветная тема. Он прикаса­ется к ней целомудренно и благоговейно. Это тема любви. Он создал немало ярких художественных произведений, сохраняя верность героям и высокой, романтической и безграничной любви.

Один из самых прекрасных и печальных рассказов о любви - это «Гранатовый браслет» (1911).

Великий дар любви писатель откроет в самой обыден­ной обстановке, в сердце простого, ничем не примечатель­ного с виду человека. И мир пошлости, сытого самодоволь­ства будет поколеблен тем прекрасным и всепоглощающим, хотя и безответным чувством, которое как* огромное счастье испытал бедный чиновник Желт­ков - герой этого повествования.

Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта. Небывалый дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем» Желткова. Это поднимает его над другими героями: грубым Тугановским, легкомысленной Анной, совестливым Шейным и мудрым Аносовым. Сама прекрасная Вера Николаевна ведет привычное, как бы дремотное существование, выразительно оттененное холодноватым осенним пейзажем засыпающей природы. Вера «независима и царственно спокойна». Это спокойст­вие разрушает Желтков.

Рассказ не о возникновении любви Веры, а именно о ее душевном пробуждении, протекающем сначала в сфере предчувствий, а затем - внутренних противоречий. Уже посланные Желтковым письмо и подарок - браслет с пятью густо-красными («точно кровь») гранатами - вызы­вают «неожиданную» тревогу у героини. С этого момента нарастает мучительное для нее ожидание несчастья, вплоть до предощущения смерти Желткова. По требованию Тугановского - исчезнуть, Желтков, действительно, обрывает свою жизнь.

Прощание Веры с прахом молодого человека, их един­ственное «свидание» - поворотный момент в ее внутрен­нем состоянии. На лице усопшего она прочла «то же самое умиротворенное выражение», как «на масках великих стра­дальцев - Пушкина и Наполеона». «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».

Писатель наделил свою героиню гораздо большими возможностями, чем просто разочарованием человека в себе. В финале волнение Веры достигает предела. Под звуки бетховенской сонаты - прослушать ее завещал Желт­ков - Вера в слезах боли, раскаяния, просветления пости­гает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения... и смерть». Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее под финальный рефрен рассказа: «Да святится имя твое!»

Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета». Он говорил, что ничего более целомудренного еще не писал. Удивительно чутко писатель включил рассказ о трагической и единственной любви в обстановку южной приморской осени. Блистательное и прощальное состояние природы, прозрачные дни, безмолвное море, сухие стебли кукурузы, пустота оставленных на зиму дач - все это сообщает особую горечь и силу рассказу. А ласковый шепот деревьев, легкий ветерок просветляет горечь героини, как бы благословляя ее на верную память о Желткове, на чуткость к подлинной красоте, нетленной любви.

Тема любви никогда не иссякала в купринской прозе. У него есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, об ее поэзии, тоске и вечной юности. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал «великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заклю­ченной в женщине».

А.И. Куприн в своих произведениях часто поднимает тему истинной любви. В своем рассказе «Гранатовый браслет», написанном в 1911 году, он затрагивает ее безграничность и значительность в жизни человека. Однако зачастую это яркое чувство оказывается безответным. И сила такой любви способна погубить того, кто ее испытывает.

Вконтакте

Направление и жанр произведения

Куприн, будучи настоящим литературным художником, любил отражать в своих работах реальную жизнь . Он был тем, кто написал многие рассказы и повести, основанные на реальных событиях. «Гранатовый браслет» не стал исключением. «Гранатовый браслет» жанр – рассказ, написанный в духе .

В его основу легло происшествие, приключившееся с женой одного из российских губернаторов. В нее безответно и страстно был влюблен телеграфный чиновник, пославший ей как-то раз цепочку с небольшим кулоном.

Если для людей из реального мира этот случай был равносилен анекдоту, то для куприновских персонажей аналогичная история превращается в сильную трагедию.

Жанр произведения «Гранатовый браслет» не может быть повестью, ввиду недостаточно большого количества действующих лиц и одной сюжетной линии. Если говорить об особенности композиции, то стоит выделить множество мелких деталей, которые по мере медленного развития событий намекают на катастрофу в конце произведения. Невнимательному читателю может показаться, что текст изрядно наполнен подробностями. Однако именно они помогают автору создать целостную картину. «Гранатовый браслет», композиция которого также обрамлена вставками о любви, завершается сценой, объясняющей значение эпиграфа: «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato»

Тема любви, в той или иной ипостаси, прошивает красной нитью все произведение.

Внимание! В этом шедевре нет ничего недоговоренного. Благодаря умелым художественным описаниям перед глазами читателей вырисовываются реалистические образы, в правдоподобности которых никто не станет сомневаться. Естественные, простые люди с обычными желаниями и потребностями вызывают неподдельный интерес у читателей.

Система образов

В произведении Куприна не так много героев. Каждому из них автор дает подробный портрет . Внешность персонажей открывает то, что творится в душе каждого из них. Описание героев «Гранатового браслета», их воспоминания занимают большую часть в тексте.

Вера Шеина

Эта женщина, обладающая царственным спокойствием, является центральной фигурой рассказа. Именно на ее именинах происходит событие, навсегда изменившее ее жизнь – она получает в подарок гранатовый браслет, который дает своему обладателю дар предвидения.

Важно! Переворот в сознании героини возникает, когда она слушает сонату Бетховена, завещанную ей Желтковым. Растворяясь в музыке, она пробуждается к жизни, к страстям. Однако ее чувства сложно, и даже невозможно, понять окружающим.

Георгий Желтков

Единственная радость всей жизни мелкого чиновника – это возможность любить на расстоянии Веру Николаевну. Однако герой «Гранатового браслета» не выдерживает своей всепоглощающей любви. Именно она возносит персонажа над другими людьми с их низменными, и даже ничтожными, чувствами и желаниями.

Благодаря своему дару высокой любви Георгий Степанович смог испытать громадное счастье. Свою жизнь он завещал одной лишь Вере. Умирая, он не держал на нее зла, а продолжал любить, лелея ее образ в своем сердце, о чем свидетельствуют сказанные по отношению к ней слова: «Да святится имя твое!».

Основная мысль

Если внимательно взглянуть на творчество Куприна, то можно увидеть целый ряд новелл, отражающих его поиск идеала любви. К ним можно отнести:

  • «Суламифь»;
  • «На разъезде»;
  • «Леночка».

Завершающий этот любовный цикл, «Гранатовый браслет» показал, увы, не то глубокое чувство, какое искал и хотел бы в полной мере отразить писатель. Однако по своей силе мучительная безответная любовь Желткова совершенно не уступает, а наоборот, превосходит отношения и чувства других героев. Противопоставляется его жарким и страстным эмоциям в рассказе то спокойствие, которое царит между супругами Шеиными. Автор подчеркивает, что между ними осталась лишь добрая дружба, а душевное пламя давно угасло.

Взбудоражить спокойной состояние Веры положено Желткову. Он не вызывает у женщины ответных чувств, но пробуждает в ней волнения. Если в течение всей книги они выражались в качестве предчувствий, то в конце в ее душе бушуют явные противоречия.

Чувство опасности у Шеиной возникает уже тогда, когда она впервые видит присланный ей подарок и письмо от тайного поклонника. Она невольно сравнивает скромный золотой браслет, украшенный пятью ярко-красными гранатами, с кровью. Это является одним из ключевых символом , ознаменовавших будущее самоубийство несчастного влюбленного.

Автор признавался, что ничего более чуткого и тонкого он еще не писал. И анализ произведения «Гранатовый браслет» служит подтверждением этому. Горечь повествования усиливает осенний пейзаж, атмосфера прощания с летними дачами, холодные и прозрачные дни. Благородство души Желткова оценил даже муж Веры, он позволил телеграфисту написать ей последнее письмо. В нем каждая строчка – это поэма о любви, настоящая ода.

Пьеса Александра Островского : краткое содержание по главам

Сильным эпизодом рассказа можно считать сцену, где встречаются главные герои, чьи судьбы так внезапно переплелись и изменились. Живая Вера смотрела на умиротворённое лицо покойника и думала о своем душевном потрясении. Многочисленные афоризмы, часто используемые в речи, наполняют это небольшое по объему произведение. Какие же цитаты вызывают дрожь у читателей:

  • «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».
  • «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
  • «Не лезь на смерть, пока тебя не позовут».

Гранатовый БРАСЛЕТ. Александр Куприн

Гранатовый браслет.А.И.Куприн (анализ)

Вывод

Безответная страсть Желткова не прошла бесследно для главной героини. Символ вечной любви – гранатовый браслет – перевернул ее жизнь. Куприн, всегда благословляющий это чувство, выразил в своем рассказе всю силу этого необъяснимого тяготения.

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...