Как ребенок учится управлять своим поведением. Консультация на тему: Как научить ребенка управлять своим поведением


Ольга Горшкова
Интегративное качество «Способность управлять своим поведением»

Интегративное качество : «Способность управлять своим поведением »

На сегодняшний день в целом системе образования (дошкольном, среднем, высшем) актуальным является использование активных методов и новых технологий в обучении и воспитании подрастающего поколения

Одним из основополагающих факторов эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является формирование интегративных качеств личности ребенка .

По своей сути личность представляет собой целостную систему. В процессе личностного развития ребенок постепенно обретает самостоятельность и социальную активность.

Концепция интегральной индивидуальности принадлежит известному психологу В. С. Мерлину. В. С. Мерлин тоже исходил из целостного понимания индивидуальности, только слово целостность поменял на «интегральность » . В основе его понимания индивидуальности лежит принцип системности, общая теория живых саморегулирующих и самоактуализирующихся систем. Интегральная индивидуальность - это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека.

Интегральная же индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.

Проведено очень много психолого-педагогических исследований по проблеме развития произвольного поведения детей дошкольного возраста.

Существуют два различных и относительно независимых подхода к определению сущности понятия произвольность : в контексте сознания (Выготский, Лурия, Эльконин) ; в связи с мотивационной сферой человека (Леонтьев, Рубинштейн,Божович)

Первый подход суть : Наиболее универсальной системой знаковых средств выступает речь. «С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением , относясь к самому себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект Речь помогает овладеть этим объектом посредством организации и планирования собственных действий и поведения » Однако речь не является единственным средством осознания своего поведения . В качестве такого средства могут выступать образцы, способы действия , правила. Сравнение с образцом и есть осознание своего поведения ,личное сознание, формирование которого связано со становлением произвольного управления собственным поведением .

Другой, достаточно распространенный подход это рассмотрение в контексте мотивационно - потребностной сферы человека. Согласно представлениям А. Н. Леонтьева в дошкольном возрасте впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определит все его поведение . Ребенок дошкольного возраста становится способным подчинять свои непосредственные желания сознательно принятым намерениям и правильно воспроизводить социальные нормы поведения . Во главе возникшей иерархии становятся чисто человеческие, опосредованные по своей структуре. У дошкольника они опосредуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксируемыми соответствующих нравственных представлениях.

Система соподчиненных мотивов по А. Н. Леонтьеву

игровые мотивы

познавательные мотивы

стремление к самоутверждению и признанию

мотивы общения со сверстниками

мотивы поощрения и взыскания

нравственные мотивы

Л. С. Выготский подчеркивал, что истоки произвольности, воли, саморегуляции ребенка лежат не внутри организма ребенка и не в его индивидуальной деятельности, а в его отношениях с другими людьми. Исходя из закона высших психических функций, произвольность, «как всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва-социальном, потом-психологическом,овол сперва между людьми как категория интерпсихическая (внешняя, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая (внутренняя)

Наиболее важным и ответственным периодом формирования интегративного качества умения управлять своим поведением является дошкольный возраст. Е. О. Смирнова отмечает, что произвольное поведение формируется прежде всего в ведущей для дошкольников игровой деятельности.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением .

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции :

развлекательную (это основная функция игры- развлечь,доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес )

коммуникативную : освоение диалектики общения

игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую : выявление отклонений от нормативного поведения ,

самопознание в процессе игры;

коррекционную : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

социальную : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития

Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, именно создание игровой технологии позволит оптимизировать - образовательный процесс в дошкольном учреждении, и будет способствовать формированию необходимых психических функций и .

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в психолого-педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социально-психологической природы, значения для развития обучаемого в отечественной психологии занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.

Целью создания игровой технологии в дошкольном учреждении является :

Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка

Подготовка детей к новой социальной ситуации развития

побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности

отбор и применение эффективных игровых методов работы, направленных на развитие

Планируемые результаты освоения технологии :

Сформированность у дошкольников интегративных качеств (все качества )

Приоритетные направления :

1. Физическая культура и здоровье

2. Познание

3. Коммуникация

4. Социализация

5. Художественное творчество и музыка

По каждому из данных направлений можно создать подборку игр, игровых упражнений и этюдов .

По направлению познание : «Подарок» , «Волшебная шляпа» , «Смешная сказка» , дидактические игры «Профессии» . «Времена года»

По направлению коммуникация : «Кто в домике живет» , «Зеркало» , «Добавь слово»

Игры на социально-личностное развитие : «Комплименты» , «Фруктовый компот» , «Слепой и поводырь»

Данная игровая технология ориентирована на совместную деятельность всех участников образовательного процесса в различных сочетаниях : педагог-ребенок, ребенок-ребенок, дети-родители.

В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства , у него развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Как свидетельствуют результаты многих экспериментальных исследований по дошкольному возрасту использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников способствуют повышения у детей показателей сформированности таких интегративных качеств личности , как «любознательность, активность» , «способность управлять своим поведением и планировать действия», «Эмоциональная отзывчивость» , а также произвольность психических процессов и творческая активность.

В настоящее время важная роль взрослого в становлении разных форм произвольного поведения подчеркивается практически всеми исследователями- как отечественными, так и зарубежными.

В большинстве экспериментальных исследований и теоретических построений взрослый выступает лишь как носитель средств человеческой деятельности (знаков, способов ,норм, правил) .Но как показали исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной взрослый выступает для ребенка не только как носитель средств и способов деятельности , но и как реальное, живое олицетворение тех мотивационных и смысловых уровней, которыми он еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым-через общение, совместную деятельность и общие переживания.

М. И. Лисина полагала, что внеситуативно-личностное общение является решающим условием преодоления ситуативности в поведении дошкольников и становления саморегуляции.

Однако в дошкольном возрасте интенсивно развивается сфера общения ребенка со сверстниками. Намного уступая сфере общения со взрослыми, она имеет большое значение в развитии ребенка-дошкольника.

Исследования Лисиной М. И, А. Г. Рузской, что в этой сфере общения создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Общение с другими детьми помогает дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность.

В сфере общения создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Здесь дети могут проверить, как они усвоили опыт и наставления старших, прямо сопоставляя свое поведение с действиями других детей, в споре и обсуждении с ними того, что и как следует делать.

Литература : «Развитие интегративных качеств дошкольников » Афонькина Ю. А. - методический конструктор. - Волгоград, Учитель,2013г.

Курилкин А.И., МГПУ, Москва

Психологическая подготовка к предстоящим соревнованиям (или игре) осуществляется на базе общей подготовки и связана с решением задач, которые встают перед спортсменами в данном конкретном соревновании. Психологическую подготовку к конкретному соревнованию можно подразделить на раннюю и непосредственную. Психологическая подготовка к конкретному соревнованию является интегральной формой спортивной подготовки спортсмена. Она направлена на совершенствование умений вести спортивную борьбу. Главным средством этой подготовки - специально организованные и управляемые тренером тренировочные занятия (учебная игра, товарищеские соревнования, соревнование моделирования действий противника и т.д.), проходящие на оптимальном уровне психических состояний у спортсменов. Основная задача подобных занятий заключается не только в том, чтобы добиться прямого спортивного результата, а в возможности сформировать умение грамотно вести спортивную борьбу, управлять своим состоянием, научиться умению максимального проявления волевых усилий, проявлять творчество и инициативу.

Психологическая подготовка этого периода предусматривает:

1. Формирование психической готовности спортсмена; умения управлять своими действиями, правильно сочетать периоды напряженной двигательной активности и расслабления; умения распределения сил, мобилизации своих возможностей.

2. Совершенствование индивидуальных и командных тактических действий в условиях, близких к соревнованию; умение управлять групповыми взаимосвязанными действиями звеньев или команды в целом.

3. проявление умений саморегуляции психических состояний в условиях напряженной соревновательной (экстремальной) деятельности.

Готовность к действиям - широкое понятие. ЕЕ можно рассматривать как многокомпонентную структуру, характеризующуюся для каждой деятельности определенной совокупностью признаков, которая включает: идейную, моральную, функциональную, психическую и специальную (физическую, тактическую, теоретическую) готовность в их единстве.

Психическая готовность играет решающее значение для успешности соревновательной деятельности. Следует подчеркнуть, что состояние психической готовности к соревнованию неразрывно связано с понятием "спортивная форма", то или иное изменение готовности приводит к изменению спортивной формы. Психическое состояние представляет собой сложное, целостное проявление личности. Профессор А.Пуни, опираясь на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования в психологии спорта, установил следующие структурные компоненты состояния психической готовности спортсмена.

Имиявляются:

I. Трезвая уверенность спортсмена в своих силах служит для спортсмена залогом успешного выступления в соревновании. Она возникает и формируется на основании реальных расчетов соотношения возможностей спортсмена и предполагаемых усилий будущего соревнования (состава и особенностей противника). Экспериментальные исследования показывают, что для спортсменов существуют "Внутренние споры" уверенности. Такими спорами служат знания спортсменов об уровне собственной: технической, тактической и физической подготовленности; владение приемами саморегуляции своих действий и состояний в экстремальных условиях соревнования.

II. Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели за победу обозначает проявляющуюся в реальных действиях целеустремленность спортсмена, направленную бескомпромиссное ведение борьбы до самого последнего мгновения, за достижение намеченного и даже еще лучшего результата; и не только с равным, но и более сильным противником.

III. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Предсоревновательный период протекает, как правили, при повышенном эмоциональном возбуждении. Однако не во всех случаях уровень возбуждения является благоприятным для предстоящей деятельности. Он может быть чрезмерно высок (стартовая лихорадка) или недостаточен (стартовая апатия). Уровень психической напряженности зависит от многих факторов - от значимости и мотивации выступления в соревновании, индивидуально-психологических и типологических особенностей спортсмена и др. Во всех случаях важно одно, чтобы уровень эмоционального возбуждения был оптимальным, т.е. соответствовал особенностям деятельности в каждом виде спорта, масштабам соревнования, индивидуальным особенностям личности спортсмена. Зная причинны изменения уровня эмоционального возбуждения, всегда можно подобрать определенные средства и методы для формирования у спортсмена оптимального уровня эмоционального возбуждения.

IV. Высокая помехоустойчивость против сбивающих внешних и внутренних факторов соответствует устойчивому сохранению рабочих параметров деятельности спортсмена и входит в структуру психической готовности к соревнованию. Психологическими механизмами помехоустойчивости являются: устойчивое внимание, стабильная деятельность сосредоточения перед исполнением спортивного действия, сенсорная и эмоциональная устойчивость, совокупность волевых качеств, сила нервной системы. Влияние сбивающих факторов нейтрализуется за счет умения саморегуляции психического состояния и волевых усилий спортсмена.

Способность управлять своими действиями, мыслями, чувствами, поведением. Спортсмен в процессе непосредственной подготовки и в процессе самого соревнования всегда стоит перед необходимостью ориентироваться в обстановке, предвидеть ход событий, принимать целесообразные решения, регулировать в соответствии с этим свои действия, управлять эмоциями, корректировать состояние, противостоять сбивающим факторам, управлять своим поведением. Все это проявляется во внешней деятельности спортсмена и является организующим и направляющим ее фактором. В то же время все это позволяет судить и о его психической готовности к соревнованию.

Психическая готовность - сложное состояние, в которое входят высокоразвитые познавательные, эмоциональные и волевые процессы. Познавательные процессы отражают содержание и форму выполняемой деятельности, эмоциональные - усиливающую или ослабляющую активность спортсмена, волевые - эффективность выполнения спортивных действий.

Состояние психической готовности - система динамическая и все ее процессы связаны между собой, но связи между ними подвижны и в силу влияния объективных или субъективных условий деятельности каждый из них может временно стать ведущим. Наиболее часто роль ведущих процессов играют: в Предсоревновательный период - уверенность в своих силах, а в процессе соревнования - стремление упорно и до конца бороться за достижение поставленной цели.

Состояние психической готовности спортсмена к соревнованию в командных видах спорта находится в прямой зависимости от общей готовности всей команды.

Формирование состояния психической готовности к соревнованию представляет собой процесс направленной организации сознания и действий спортсмена, исходя из предполагаемых условий будущего соревнования.

Его можно выразить следующей формулой:

В формировании состояния готовности спортсмена большую роль играют специальные организованные занятия, в которые входят:

I. Проведение тренировок с соревновательной установкой, в процессе которых спортсмены, команда ставятся в сложные условия, приближенные к реальному соревнованию, создание соревновательных ситуаций разного типа, проведение открытых тренировок со зрителями, в различных метеорологических условиях.

II. Проведение занятий с применением различных условностей - искусственно создавать неожиданные трудности, изменяя и нарушая правила, создавая численный перевес у команды "противника", выводя из основного состава ключевых игроков и вводя запасных, сбивая темп и ритм игровых действий, "провоцируя" тем самым эмоциональную напряженность:

Искусственно создавать условия дефицита времени, ограничения пространства, увеличения дистанции, использование финальных условий:

Переключение от одних тактических действий к другим по заранее обусловленным сигналам и т.д. и т.п.

III. Подготовка спортсменов не только с равным, но и более сильным и слабым противником.

IV. Развитие умения спортсменов владеть и управлять собственными психическими процессами, всецело сосредоточиваясь на предстоящей деятельности.

Существенным разделом проблемы психической готовности спортсмена к соревнованию является раздел диагностический. Решение данного вопроса связано прежде всего учитывать те признаки, которые характеризуют это состояние и в соответствии с этим необходимо подбирать определенный комплекс методов. В такой комплекс должны входить общие методики, которые не учитывают специфики вида спорта и специальные, которые отражают ее.

Диагностические методики должны отвечать ряду требований: простота, портативность, кратковременность, возможность многократного повторного использования, объективность показателей, характеризующих определенный признак состояния психической готовности к соревнованию.

Диагностирование должно проводиться с соблюдением ряда условий:

Методики должны быть привычными для спортсменов, чтобы был устранен элемент новизны и влияния факторов упражняемости;

Кратковременности;

Простоты.

Показатели, характеризующие каждый признак, должны быть типизированы и нормированы, индивидуализированы (учет вида спортивной деятельности, состояние тренированности, пол, возраст, квалификация, типологические особенности различий спортсменов, установление нормативов, фоновых показателей и т.п.).

Для диагностики состояние психической готовности спортсмена к соревнованию можно использовать следующие методы: наблюдение, методы спроса, анализа показателей деятельности, аппаратурные и бланковые методы, метод экспертных оценок. Успех в применении этих методов обеспечивается только в том случае, если они проводятся по определенной программе и отражают основные признаки изучаемых явлений.

Все знают, что мотивация - мощный психический двигатель любой человеческой деятельности. Чем сложней и ответственней деятельность, тем больше ее результат зависит от структуры, уровня и направленности мотивации. И эта закономерность больше всего проявляется в условиях деятельности, когда необходимо терпеть, преодолевать определенные психические барьеры объективного характера (например, заставить себя минимально употреблять в пищу сладкое и мучное) или субъективного (например, преодолеть смущение в незнакомой компании).

В основе мотивации лежит потребность. Так, испытывая потребность в активной деятельности, мы формируем мотивацию занятий физической культурой и спортом вообще или психофизическим тренингом в частности.

Мотивация формируется на основе четко обозначенных и связанных друг с другом целей. Правильно сформулированная цель деятельности - это уже полдела. Понимание необходимости достижения этой цели, выбора правильных путей - это, по существу, вторая половина дела.

Здесь на авансцену выступает знаменитое трио "хочу-могу-должен". Сначала осознается потребность "Хочу научиться управлять своим настроением". Затем формируется целевые установки: "Я смогу управлять своим настроением, если овладею приемами психической саморегуляции". И после этого четко формируется мотив: "Я должен овладеть определенными приемами психической саморегуляции, которые входят в систему психофизического тренинга, чтобы управлять своим настроением и своим поведением".

Без правильно сформированной мотивации, которая, в свою очередь, зависит от правильно поставленной цели, нельзя не только добиться, например, высокого спортивного результата, но и реально улучшить свое здоровье, - в этом есть необходимость практически у всех. Приходится согласиться с Джей Киллиг, спортивным психологом их США, которая говорит, что лишь 10% тех, кто занимается физической культурой, реально улучшает свое здоровье. Остальные не знают, чем им лучше заниматься, с какими дозировками, с какой установкой на те или иные действия, какие существуют психологические предпосылки к таким занятиям. Необходимо изменить образ мышления, чтобы правильно осознать себя в физкультурной деятельности. Желательна здесь и общественная поддержка, коллектив единомышленников, который формируется, например, в клубе, в секции.

Типичная мотивация занятий физической культурой (просто "стать здоровым") расплывчата и поэтому мало эффективна. Нужна корректно направленная мотивация: в чем именно и в какие сроки добиться прогресса (например, увеличить объем бицепсов, повысить физическую работоспособность или добиться того, что в быту называется "убрать живот" и т.п.) Из таких частных мотивационных установок потом будет формироваться мотивация более высокого порядка.

Эдвард Маколой писал о роли восприятия самого себя в процессе физического совершенствования. Он считает, что мужчинам в основном свойственна излишняя уверенность в своих силах, тогда как женщины гораздо реальнее оценивают свои возможности. У первых такая переоценка имеет следствием перенапряжения, срывы, а недооценка у которых мешает многим из них активно укреплять здоровье, используя весь свой физический и психический потенциал. Правильная оценка самого себя, своего внешнего "Я" и внутреннего "Я" помогает ставить реальные цели и точно формировать нужную мотивацию.

Здесь важно чувство меры, слишком высокие, недоступные цели приводят к тому, что они не достигаются. А не достигнутая цель приводит к развитию тревожности, беспокойства, а в последствии может и развить невротизм. Лучше сопоставить довольно близкую, реальную цель, а, достигнув ее, "отодвигать" дальше, перемещаясь вперед со ступеньки на ступеньку.

Женщин, решивших похудеть, очень много. Решив сбросить лишний вес, они сразу ставят перед собой сложнейшую задачу: например, похудеть на 20 килограмм в кратчайшие сроки. И начинаются мучения: голодание, чуть ли не ежедневные сеансы в сауне, бег (с нагрузками, не соответствующими состоянию сердечно-сосудистой системы), первые 5 килограмм лишнего веса исчезают быстро, а потом этот процесс, естественно тормозится. Не достигнутая цель вызывает не только невротичность, но и агрессивность, обиду на окружающих, стремление сорвать недовольство на ком-нибудь. А не лучше ли сформулировать более реальную цель: "Похудеть на 5 килограммов, а там видно будет." Достигнув этой уели, можно ставить задачу похудеть еще на два килограмма или хотя бы даже на один. И двигаться дальше.

Формирование мотивации подкрепляется чувством важности, полезности занятий, социальными оценками, теми или иными эмоциями.

Один занимается физической культурой и спортом по совету своего врача, чтобы укрепить свое здоровье (деловая мотивация), другой же занимается, т.к. хочет встречаться с приятными людьми (социальная мотивация), или это просто доставляет ему удовольствие (эмоциональная мотивация). Эти мотивации не противоречат друг другу, а действуют параллельно с большей или меньшей акцентированностью

Как писал Л.Д. Гиссен, движение организма к прогрессу, к совершенствованию не может осуществляться изолировано. Бег трусцой иногда называют "бегом от инфаркта". Но положительный результат достигается не только за счет укрепления одной лишь сердечно-сосудистой системы. Одновременно тренируется дыхание, меняются газообмен и энергетика., происходят изменения в мышечной и костно-суставной системах и т.д. Не остается в стороне и психическая сфера. Эффективность бега во многом зависти от отношения к нему, от мотивации, от самоубеждения. Один убежден, что бег - это единственное средство и возможность укрепить его здоровье. И, действительно, объективные данные подтверждают это. Второй совсем не собирался бегать, но его уговорили хотя бы некоторое время побегать за компанию. И влияние бега на его организм выражено значительно меньше.

Когда перед организмом стоит задача, выполнение которой, казалось бы, возложено на какую-либо одну систему, то нельзя не учитывать многочисленные связи внутри единой функциональной системы. Задача будет решена быстрее и лучше, если ее решение будет осуществляться одновременно многими имеющимися средствами.

Поэтому цели должны быть многопрофильными. Например, "Постараюсь похудеть и стать более уравновешенной в своем поведении" или "Подкачаю силу и избавлюсь от чувства скованности, неуверенности."

Мотив имеет свой физиологический механизм, связан с общим функциональным состоянием, с эмоциями. Участки нервной системы, "ведающие" мотивированными, направленными поступками, и участки, регулирующие эмоциональные состояния, являются непосредственными соседями.

Немецкий психолог Ю.Нитч, много работавший над проблемой самомотивации в спорте показал, как важны здесь самопоощрение и самокритика. Он приводит пример положительной самооценки:

"Я себе сделаю потом хороший подарок. Я скажу себе: "Ты же сделал это превосходно". Я похвалю себя: "Молодец, я горжусь тобой. Я доволен твоим результатом". Я похлопаю себя по плечу и скажу: "Выполнено превосходно".

В определенных проблемных ситуациях спортсмены подкрепляют уверенность в собственных силах не только действиями, но и мысленными поощрениями:

"Я думаю в таких случаях о чем-нибудь хорошем, что я сделаю для себя позже. Я думаю о том, что я могу гордиться собой".

Мотивация может осуществляться и с помощью чужой поддержки:

"В таких случаях я думаю о награде. Я думаю о призе (поездка в Южную Америку). Я думаю о своей стипендии, которую не хотел бы потерять. Я думаю о том, что вошел в национальную команду. Я представляю, как оценит пресса мой успех".

Некоторые спортсмены прибегают к мотивации с помощью двигательных действий:

"В таких ситуациях я просто двигаюсь. Если меня настигает чувство неудовлетворения, то я просто делаю гимнастические упражнения. Я бегаю тогда больше обычного. Я бегаю и предпочитаю это делать во время дождя, что для меня особенно трудно."

Полезна и модификация образа "Я":

"Я представляю себя человеком, уже достигнувшим успеха". Важно также иметь ввиду, что само по себе достижение цели не отражает ценности человека как личности. Если кто-то ставит ценность своей личности в зависимость от достижения успеха, при неудаче им овладевает чувство собственной никчемности. Очень немногие добиваются успеха во всем, чем бы они не занимались.

Существенным фактором мотивации является формулирование задач (у психологов принят термин - целеполагание), которые человек пытается решить. По существу это цель действия или серии действий, осмысливающих всю деятельность человека. Различные цели требуют разного количества прилагаемых усилий, которые определяются конкретными требованиями, предъявляемыми к выполнению данного задания. Упорство, настойчивость поддерживают необходимый уровень усилий в течение более или менее продолжительного отрезка времени. Короче говоря, целеполагание создает структуру для мотивации, направляя усилия в течение какого-либо отрезка времени в определенное русло.

Прежде всего необходимо установить, насколько осмыслены эти цели. Другими словами, надо определить, какое количество усилий надо приложить для их достижения, сколько времени для этого потребуется, в какой степени человек готов к достижению данной цели, его индивидуальные свойства; следует также учесть все имеющиеся возможности, ограничения времени на занятия, условия занятий и т.д.

Способность ставить перед собой цели помогает определить, что человек представляет собой как личность. Целеполагание важно не только для достижения успеха в определенном виде деятельности или спорта, но и для того, чтобы вести активную, осмысленную жизнь. Единственная причина, почему у вас иногда идет не по плану - это отсутствие такового. Целеполагание дает возможность планировать любые жизненные достижения.

Спортивные психологи предлагают:

1. Установить реальные, значимые, измеримые цели на ближайшее время и на перспективу и пути их достижения; ежедневно контролируйте цели и достижения.

2. Используйте позитивное воображение.

3. После составления списка всех проблем, барьеров и препятствий между вами и поставленной целью, составьте детальный месячный, недельный, ежедневный план действий по их преодолению.

4. Развивайте желание и волю к достижениям, реализуя шаг за шагом разработанный план.

5. Развивайте волю, чтобы ничто не могло отвлечь Вас от достижения поставленной цели.

6. Избегайте отрицательных мыслей и эмоций, не общайтесь с негативно настроенными людьми.

7. Развивайте положительные мысли и эмоции.

8. Упражняйтесь в самодисциплине, так как частью платы за успех является тяжелая работа.

9. Экономно используйте время, направляя ваши усилия в соответствии с планом.

10.Учитесь на неудачах и поражениях, так как негативный опыт тоже может быть полезен.

11.Развивайте свой собственный энтузиазм.

1

Одна из ключевых задач современного дошкольного образования состоит в обеспечении психологической готовности ребенка 6–7 лет к школьному обучению. Статья посвящена актуальной проблеме формирования у детей дошкольного возраста умения управлять своим поведением. Теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 6–7 лет умения управлять своим поведением, таких как: разработка и реализация цикла развивающих занятий, направленных на формирование компонентов умения управлять своим поведением; обеспечение осознанности детьми компонентов собственной деятельности; развитие умения осуществлять планирование своих действий; повышение компетентности педагогов и родителей в вопросе формирования у детей 6–7 лет умения управлять своим поведением; организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников. Результатом формирующего эксперимента стало увеличение количества детей 6–7 лет с высоким уровнем сформированности умения управлять своим поведением.

психолого-педагогические условия

формирование

управление

поведение

дошкольники

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 398 с.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2004. – 208 с.

3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Институт практической психологии: Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 384 с.

4. Сидячева Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе: автореферет дисс. ... канд. псих. наук. [Текст] / Н.В. Сидячева. – М., 2006. – 27 с.

5. Смирнова Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. – 2004. – № 1. – С. 91–103.

Об актуальности проблемы исследования свидетельствуют положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который указывает на то, что ценностным ориентиром дошкольного образования выступает развитие способности у ребенка к волевым усилиям, т.е. становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Следовательно, в настоящее время актуализируется значение формирования у детей умения управлять своим поведением, что отвечает социальным запросам общества и является условием реализации преемственности на уровне дошкольного и школьного образования.

Значимость и сущность становления у детей дошкольного возраста умения управлять своим поведением теоретически обосновывает педагогическая практика с опорой на психолого-педагогические исследования. Как показывают исследования отечественных психологов Л.С. Выготского, Н.И. Гуткиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина, определенная степень умения управлять своим поведением у детей возрастает к концу дошкольного возраста и связана с формированием самооценки, самоконтроля, психическими процессами, которые играют существенную роль в обучении . Исследования Л.И. Божович, Л.С. Славиной показали, что в формировании умения управлять своим поведением важную роль играет внутренний, интеллектуальный план действий, который непосредственно связан с эмоциональным отношением к самому действию . Ученые рассматривают умение управлять своим поведением как предпосылку учебной деятельности (Н.И. Гуткина, А.Н. Леонтьев, Е.Е.Сапогова и др.) ; анализируют процесс формирования данного умения в общении (Л.С. Выготский, М.И. Лисина и др.) и в игровой деятельности (Л.И. Божович, О.В. Гударева, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, З.В. Мануйленко, Н.Я. Михайленко, Е.О. Смирнова и др.) .

Анализ проблемы формирования у дошкольников умения управлять своим поведением в психолого-педагогической литературе показал, что при наличии различных подходов к рассмотрению данного вопроса отсутствует единое представление об умении ребенка управлять собой (своим поведением и деятельностью). Однако все исследователи едины в положении о том, что умение управлять собой - это способность ребенка дошкольного возраста осознанно и целенаправленно планировать и управлять своими деятельностью и поведением и оценивать их.

Сознательное управление своим поведением у ребенка формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Но способность адекватно вести себя, учитывая внутренние побуждения, образуется только к концу дошкольного возраста.

Можно выделить следующие тенденции развития у дошкольников произвольности как умения управлять собой:

  • переход в решении задач на самоорганизацию деятельности от предметных к абстрактным задачам;
  • переход от внешней регуляции деятельности поведения к внутренней, личностной регуляции;
  • развитие сознательного контроля над поведением и деятельностью, который не требует специального направленного внимания, становление рефлексивности;
  • осознание мотивов, целей, способов деятельности, установление их соотношения.

Вместе с тем, характеризуя состояние изученности данной проблемы, приходится констатировать, что в педагогической литературе многие психолого-педагогические аспекты формирования умения управлять своим поведением у дошкольников остаются мало разработанным. Так, недостаточно раскрыты психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением.

Исходя из этого была сформулирована цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением.

Исследование проводилось на базе детского сада № 82 «Богатырь» АНО ДО «Планета детства "Лада"» г.о. Тольятти.

Констатирующий этап исследования, ориентированный на выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением, состоял из двух этапов.

Первый этап был направлен на выявление у детей 6-7 лет компонентов умения управлять своим поведением, которые выступали диагностическими показателями. На втором этапе выявлялись компетентность педагогов и осведомленность родителей в вопросе умения детей 6-7 лет управлять своим поведением. Соотношение показателей и диагностических процедур представлено в таблице 1.

Таблица 1

Диагностическая карта показателей и методик констатирующего эксперимента

Показатели

Методики

Умение строить поведение (деятельность) в соответствии с образцом

Методика «Домик»

(Н.И. Гуткина)

Умение строить поведение (деятельность) в соответствии с правилами

Методика «Бусы»

(А.Л. Венгер)

Умение производить коррекцию выполняемых действий по ходу

Методика «Расставь знаки по образцу» (И.О. Домашенко)

Умение выполнять контроль своего поведения

Методика «Да» и «Нет»

(Н.И. Гуткина)

Умение осуществлять планирование своей деятельности

Методика «Выбор карточки»

(Ф. Хоппе)

Компетентность педагогов в вопросе формирования у детей умения управлять своим поведением

Анкетирование

Осведомленность родителей в вопросе формирования у детей умения управлять своим поведением

Анкетирование

Анализ результатов диагностических процедур позволил условно выделить три уровня сформированности у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением.

Низкий уровень - дети частично принимают задания, удерживают до конца выполнения лишь отдельные его компоненты, не могут самостоятельно выполнить последовательность действий. При выполнении задания дошкольники допускают много ошибок, которые они не замечают и не исправляют. При копировании образца большую часть элементов рисунка изображают неправильно. Они осуществляют немотивированную оценку качества работы, чаще всего положительную. Результат деятельности не отвечает требованиям задания.

Средний уровень - дети принимают инструкцию полностью, удерживают ее до конца выполнения задания, частично осуществляют предварительное планирование своих действий. Допущенные ошибки в ходе работы дети самостоятельно не исправляют, при копировании образца заменяют один элемент другим, неточно сверяют свои результаты с образцом. Дают лишь общую оценку своей работы, ссылаясь на отдельные правила. Качество работы в целом адекватно предъявленным в задании требованиям. У дошкольников отмечается общее стремление получить хороший результат.

Высокий уровень - дошкольники принимают инструкцию взрослого полностью, в полном объеме удерживает ее до конца выполнения задания. Они самостоятельно планируют последовательность действий, работают сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе. Копируют образец в основном точно, а если допускают отдельные ошибки, то при проверке замечают и самостоятельно устраняют их. Дети дают адекватную оценку результата деятельности, ссылаясь на заданные правила. Имеется общее стремление получить хороший результат.

Количественные результаты исследования (табл. 2) показывают, что у детей преобладают средний и низкий уровни сформированности умения управлять своим поведением.

Таблица 2

Результаты изучения уровня сформированности у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением (констатирующий эксперимент)

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество

Количество

Статистическая обработка результатов показала, что различия в уровне изучаемого признака у детей в экспериментальной и контрольной группах не значимы (φ * эмп = 0,228, φ * кр = 2,31 при ρ ≤0,01, φ * кр = 1,64 при ρ ≤0,05).

Результаты второго этапа констатирующего эксперимента показали, что у педагогов преобладает высокий (60%) и средний (40%) уровни компетентности в вопросе формирования у детей умения управлять своим поведением. Осведомленность родителей в вопросе формирования у детей умения управлять своим поведением соответствует низкому (42,2%) и среднему (37,8%) уровням.

  • разработка и реализация цикла развивающих занятий, направленных на формирование компонентов умения управлять своим поведением;
  • обеспечение осознанности детьми структуры собственной деятельности через развитие умения действовать по алгоритму, отражающему цель деятельности, ее условия, промежуточный и итоговый контроль, оценку результатов;
  • осуществление развития у детей умения строить свои действия (поведение) в соответствии с образцом, правилом, умения осуществлять планирование своих действий (деятельности), освоение детьми способов самоорганизации своей деятельности;
  • реализация работы, направленной на повышение компетентности педагогов и родителей в вопросе формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением;
  • организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников в решении проблемы.

На проверку эффективности этих условий был направлен формирующий эксперимент исследования. Работа в формирующем эксперименте велась в двух направлениях.

Первое направление - работа с детьми 6-7 лет по формированию умения управлять своим поведением. Данное направление предполагало разработку и реализацию цикла развивающих занятий. При организации работы обращалось внимание на такие факторы, как степень адекватности оценки ребенком результатов своей деятельности, индивидуальные особенности каждого ребенка, умение последним составлять план своей работы.

Данное направление предполагало развитие осознания структуры деятельности в совокупности ее компонентов, установления их соотношения; оперирование разнообразными знаками, в том числе речевыми; развитие личностной рефлексии своей деятельности и поведения; освоение способов самоорганизации своей деятельности, протекающей с использованием разного материала; развитие умения действовать по алгоритму, определяющему условия решения задач, как предметно-практических, так и интеллектуальных; развитие умения строить свои действия (поведение) в соответствии с образцом, правилом, планировать свои действия (деятельность); развитие умения адекватно оценить результат.

В процессе работы использовались:

  1. игры с правилами, требующие от детей умения управлять своими действиями, подчиняться правилам и нормам (например, «Командуй действиями товарищей»);
  2. игры, направленные на умение работать по образцу («Танграм», «Рисование по образцу»; «Копирование по точкам» и др.);
  3. задания на придумывание игр с правилами, которые способствуют формированию самостоятельности и организованности детей (например, «Большая черепаха», «Порядок»);
  4. релаксационные упражнения на снятие эмоционального напряжения, которые позволяют формировать у дошкольников терпение и выдержку («Ленивая кошка», «Задуй свечу» и др.);
  5. проигрывание сказок по ролям, которое способствует снижению эмоционального напряжения, формирует уверенность в себе (например, «Сказка о непоседливой Обезьянке»).

Упражнения и игры содержат в себе наибольшие возможности для развития у дошкольников приемов самоконтроля; особенно эффективными являются те, где ребенок имеет возможность сопоставить свои действия и их конечный результат с заданным образом.

При реализации цикла развивающих занятий акцент был поставлен на формирование у детей следующих умений: умения действовать в соответствии с правилом, использовать образец; умения удерживать в памяти правила игры; доводить начатое до конца; умения адекватно оценить результат.

Второе направление - работа с родителями и педагогами дошкольной образовательной организации, направленная на то, чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов и осведомленность родителей в вопросе формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением.

Первоначально был осуществлен отбор форм работы с родителями и педагогами дошкольной образовательной организации. Использовались индивидуальные и групповые, дистанционные формы работы с педагогами и родителями, а также разнообразные формы сотрудничества педагогов детского сада с семьями воспитанников. Данные формы помогли дополнить теоретические знания участников образовательного процесса и обеспечить их практическими приемами в формировании у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением (родительские собрания с участием специалистов детского сада на тему: «На пороге в школу», «Портрет будущего первоклассника»).

Заключительным этапом работы была организация детско-родительского праздника «Незнайка идет в школу».

Результатом формирующего эксперимента стало значительное уменьшение количества детей 6--7 лет с низким уровнем сформированности умения управлять своим поведением (табл. 3).

Таблица 3

Результаты изучения уровня сформированности у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением (контрольный эксперимент)

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество

Количество

Статистическая обработка результатов показала значимость различий в уровне изучаемого признака у детей в экспериментальной и контрольной группах (φ * эмп = 1,687, φ * кр = 2,31 при ρ ≤0,01, φ * кр = 1,64 при ρ ≤0,05).

Диагностическая работа с педагогами и родителями показала, что у педагогов преобладает высокий (90%) уровень компетентности в вопросе умения дошкольниками управлять своим поведением. Осведомленность родителей о проблеме умения детей 6-7 лет управлять своим поведением соответствует высокому (60,9%) и среднему (26,1%) уровням.

Результаты исследований

На основании полученных результатов исследования были сделаны следующие выводы.

1. Проблема формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением является актуальной.

2. Компонентами умения управлять своим поведением у детей 6-7 лет являются умение строить поведение (деятельность) в соответствии с образцом, с правилами, производить коррекцию выполняемых действий и выполнять контроль.

3. Психолого-педагогическими условиями формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением являются: разработка и реализация цикла развивающих занятий, направленных на формирование компонентов умения управлять своим поведением; обеспечение осознанности детьми компонентов собственной деятельности через развитие умения действовать по алгоритму, определяющему условия решения задач, рефлексию, умение адекватно оценить результат; развитие у детей умения строить свои действия (поведение) в соответствии с образцом, правилом, умения осуществлять планирование своих действий (деятельности), освоение детьми способов самоорганизации своей деятельности; реализация работы, направленной на повышение компетентности педагогов и родителей в вопросе формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением; организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.

Рецензенты:

Непрокина И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти;

Руденко И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и методик преподавания, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти.

Библиографическая ссылка

Еник О.А., Болотникова О.П., Щетинина В.В., Сидякина Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22968 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы не справлялись с эмоциями? Или даже не могли понять, какие чувства испытываете, почему так реагируете? Может быть, вы не всегда понимаете чувства других и вам сложно выстраивать гармоничные отношения?

А между тем, способность понимать свои эмоции и управлять ими - это ключевая опорная точка на пути к успеху, карьере, популярности и даже к счастливой семейной жизни.

Ученые доказали, что любой человек может научиться управлять эмоциями. Дело практики. И это совсем несложно. Самое главное - как в спорте - тренировки!

Успех человека не всегда зависит от его IQ. Каждый день мы наблюдаем ситуации, когда умные и яркие люди не могут построить карьеру. В то время как те, у кого интеллект явно ниже, процветают без особых усилий. Ответ на вопрос, почему так происходит, часто связан с EQ - эмоциональным интеллектом.

Наличие диплома и сертификатов не гарантируют успешную карьеру и счастливую жизнь. Умение управлять собой гораздо важнее регалий и достижений.

Эта относительно новая концепция была обоснована в 1995 году доктором философии Гарвардского университета, научным журналистом Дэниэлом Гоулманом. Его книга «Эмоциональный интеллект », можно сказать, потрясла современников. Гоулман рассказал множество примеров и доказал, что именно благодаря способности осознавать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, люди добиваются в жизни того, чего хотят.

К сожалению, очень редко детей учат справляться с гневом или конструктивно решать конфликты. И взрослея, человек не получает высокий коэффициент EQ автоматически. Но мы в силах исправить эту ситуацию. В отличие от IQ, показатели эмоционального интеллекта можно (и нужно!) тренировать и развивать.

Есть четыре основных навыка EQ, которые входят в понятия внутриличностной и межличностной компетенций.

Внутриличностная компетентность - это способность понимать свои эмоции и управлять своим поведением. Сюда входит эмоциональное самовосприятие : то, как мы осознаем свои эмоции и реакции в каждый момент времени. Это основополагающий навык: если его уровень высокий, то тогда гораздо проще использовать все остальные навыки EQ.

Далее логично следует управление собой . Этот навык проявляется, когда человек действует или воздерживается от действий. Это способность использовать знание своих эмоций, чтобы эффективно управлять своим поведением, а также эмоциональными реакциями по отношению к людям и к событиям.

Проще говоря, самовосприятие говорит: «Я чувствую гнев!» Управление собой помогает сдержать этот гнев. Или наоборот, если уровень этой компетенции низкий, человек будет мыслить примерно так: «Я чувствую гнев, но я ничего не могу с этим поделать!».

Уоррен Баффет считает, что его успех зависит не от высокого уровня IQ, а от умения управлять своими эмоциями во время сделки. Стоит лишь на миг поддаться эмоциональному порыву - и можно потерять миллионы долларов. .

Межличностная компетентность - это способность понимать и улавливать настроение, поведение и мотивы других людей с целью улучшить качество отношений. Здесь можно говорить об эмпатии - способности точно улавливать эмоции окружающих и понимать, что на самом деле с ними сейчас происходит.

И финальный аккорд - управление отношениями : этот навык включает в себя три предыдущих. Человек, у которого высокие показатели по этой компетенции, умеет воспринимать эмоции (как свои, так и эмоции других людей) для выстраивания эффективного взаимодействия.

Чтобы донести до человека свою мысль и быть правильно понятым, необходимо развивать все четыре навыка. Управление отношениями повышает качество взаимодействия с людьми во всех сферах жизни.

Стратегия повышения EQ

  1. Начинать необходимо с эмоционального самовосприятия. Это фундамент для повышения всех остальных показателей.
  2. Человеческое сознание способно концентрироваться лишь на одном навыке EQ в единицу времени. Поэтому, улучшив первый навык, переходите ко второму в «порядке очереди», действуя от внутриличностных компетенций к межличностым.
  3. Выберите стратегию для улучшения одного навыка и продолжайте работу над ним 21 день (именно столько времени необходимо мозгу, чтобы перестроиться на новую привычку).
  4. Через 21 день переходите к следующему навыку.

Сначала тренировки будут непривычными и, возможно, для кого-то сложными… Ведь мы никогда не «качали» эмоции. Но чем дальше, тем больше результатов вы увидите. Главное: продолжайте несмотря ни на что!

Как повысить внутриличностные компетенции

Есть несколько техник, которые помогут выйти на новый уровень эмоционального интеллекта.

Фрирайтинг, или «утренние страницы»

P.S..Понравилось? Подписывайтесь на нашу рассылку. Раз в две недели мы будем присылать вам 10 лучших материалов из блога.

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...