Как развить музыкальный слух у ребенка. Как развивать музыкальный слух у детей


В этой статье:

Прежде чем поговорить о том, как развивается музыкальный слух у ребят дошкольного возраста, скажем несколько слов о том, что такое слух и для чего вообще его нужно развивать.

Что нужно знать о музыкальном слухе?

В быту принято считать, что музыкальный слух - это не что иное, как способность человека правильно слышать, запоминать и воспроизводить звуки. На самом деле под музыкальным слухом подразумевают целый набор способностей, к которым относят:

  • чистый слух;
  • чувство ритма;
  • ладовое чувство и др.

Все перечисленные выше способности могут быть как врожденными, так и разработанными в ходе многочисленных тренировок. Из этого следует, что развитие слуха - это нормальный процесс, который поможет ребенку перейти на новый уровень в отношении восприятия и воспроизведения музыки.

Приобщать детей к занятиям, направленным на развитие слуха, стоит уже в дошкольном возрасте, принимая тот факт, что каждый малыш имеет свою степень восприимчивости к такого рода урокам.

Музыкальные способности, включая музыкальный слух, у каждого человека проявляются в свое время, но чаще всего активное развитие музыкального слуха и других музыкальных способностей характерно для детей раннего возраста, что лишний раз подтверждает пример известных личностей - композиторов и музыкантов, поражающих своими умениями и талантами окружающих начиная с раннего детства.

Влияние музыки на дошкольников

Можно найти малышу учителя музыки, который
начнет обучать его музыкальной грамоте, начиная с простых вещей:

  • ключей;
  • гамм;
  • этюдов и пр.

Все это безусловно полезно для дальнейшего музыкального развития малыша, но в дошкольном возрасте никак не будет ассоциироваться у него с настоящей музыкой. Ведь в понимании детей дошкольного возраста музыка - это детские песенки и мелодии из мультфильмов.

Начиная обучаться музыкальной грамоте и игре на одном из музыкальных инструментов, ребенок не понимает, какое отношение все эти занятия имеют к той настоящей музыке, которая его трогает, которая ему нравится и запоминается. Не удивительно, что подобного рода занятия быстро наскучат малышу, он потеряет у ним интерес, а значит, и мотивацию продолжать.

Таких малышей еще рано приучать к нотам и ключам. Куда более правильным будет сосредоточить внимание на развитии в них музыкальности. Имея в дошкольном возрасте некую базу на основе многочисленных музыкальных впечатлений, малыш со временем, когда придет время обучаться в музыкальной школе, лучше справится с заданиями педагогов, связанными с прослушиванием и пониманием мелодий.

Дети, еще будучи в утробе матери, уже положительным образом реагируют на классические мелодии известных авторов. Именно поэтому так часто даже после рождения малыши отдают предпочтение
классической музыке: их вкусы в некотором роде сформированы еще на этапе развития в мамином животе.

Со временем малыши начинают обращать внимание на музыку из фильмов, мультиков, вслушиваются в треки на радио и выделяют любимые мелодии. Именно в этот период для детей дошкольного возраста становится ясным: музыка занимает не последнее место в их жизни. Она помогает поднимать настроение, оставаться решительным и смелым, по-другому смотреть на привычные вещи.

Естественно, что связь малыша с музыкой будет крепче, если у него будет достаточно развит музыкальный слух. Как в этом случае могут помочь взрослые? Об этом ниже.

Занятия для развития слуха

На развитие слуха у ребят в дошкольном возрасте можно повлиять с помощью специальных занятий. В первую очередь нужно сделать так, чтобы музыка в жизни ребенка занимала значительное место. Если раньше малыш слышал мелодии только в качестве колыбельных перед сном, то теперь, в младшем или старшем дошкольном возрасте, когда он может слышать и воспринимать, музыка должна быть с ним рядом в самых разных ситуациях.

Например, если малыш в хорошем настроении и настроен на игру, ему можно предложить послушать забавные и веселые мелодии с четко выраженным ритмом. Когда кроха грустит или хандрит, можно включать ему нежные и грустные мелодии. Важно, чтобы в дошкольном возрасте дети научились различать музыку по настроению, ассоциировать ее с собственными переживаниями и событиями в жизни.

Начинать прослушивать разные мелодии можно с самого раннего детства, как только кроха научится воспринимать их на слух. Развитие годовалого ребенка уже позволяет уловить ритм во время хлопанья в ладоши или притоптывания.

Уже в младшем дошкольном возрасте можно научить ребенка выделять самые сильные, самые громкие, самые тихие, низкие или высокие ноты в музыке, предлагая для каждого отдельного случая свой вариант опознавательного действия: сильные ноты - топнуть, высокие - поднять руки вверх, низкие - присесть на корточки, тихие - приложить палец к губам и так далее.

С малышами, которые уже освоили азы речи, можно начинать заниматься, стимулируя у них развитие музыкального слуха с помощью разных музыкальных инструментов:

  • детского бубна;
  • металлофона;
  • губной гармошки;
  • трещоток;
  • дудочки.

Ребенку нужно будет предложить сначала прослушать, а потом и самостоятельно извлечь из инструментов звуки, после чего определить их тип: высокие, низкие, громкие, тихие. Также определять типы звуков можно, вслушиваясь в пение птиц, лай собак, журчание воды и пр.

Например, ребенок дошкольного возраста уже должен понимать, что комар пищит, издавая высокие звуки, а мотор мотоцикла ревет, издавая низкие. Чтобы кроха лучше ориентировался, можно предложить ему описание звуков сопровождать движениями.

Со временем малышей дошкольного возраста можно начинать учить тому, как различать звуки по длительности. Совершенно лишним будет перегружать их головки информацией о размерах и нотах. Гораздо эффективнее будет показать, какую длительность имеет нота, с помощью обычного карандаша. Слушая звук, ребенок должен будет рисовать линию на бумаге, останавливаясь, как только она умолкнет. Так, например, звук от колокольчика может быть длинным и протяжным, тогда как от дудочки или барабана совсем коротким.

С детками старшего дошкольного возраста, развитие которых позволяет им считать до десяти, рисование линий на бумаге для определения продолжительности звука можно заменить счетом.

Ниже описаны интересные игры, позволяющие ускорить развитие музыкального слуха у детей. В дошкольном возрасте именно игры помогают малышам ближе познакомиться с миром музыки. Дети играют с удовольствием и интересом, не думая о том, насколько это
полезно для развития их музыкальности в дальнейшем. В ходе таких игр можно будет потренировать:

  • чувство ритма;
  • умение отличать высоту звука;
  • музыкальную память;
  • тембровый слух и пр.

Простота игр делает их еще более полезными и эффективными для занятий как в домашних условиях, так и в группах раннего развития или детских дошкольных учреждениях.

Игра «Простучи мелодию»

Самая простая игра, с помощью которой, кстати, проверяют у детей степень развития слуха при поступлении в музыкальные классы. Суть игры более чем простая. Взрослый настукивает с помощью карандаша или ручки по поверхности
стола мотив песенки или танца (желательно начинать со знакомых малышу мотивов), после чего предлагает то же самое сделать ребенку.

Со временем, когда дошкольник научится достаточно точно воспроизводить настукиваемую мелодию, можно будет усложнять задания, выбирая более длинные мотивы, предлагая малышу варьировать темп, ускоряя или замедляя его. Игра замечательно влияет на развитие музыкального слуха и памяти у детей дошкольного возраста.

Игра «Отгадай певца»

Отличный вариант игры для дошкольника среднего или старшего возраста, способного некоторое время сосредоточиться на задании, не отвлекаясь. Суть заключается в следующем: ребенок остается в одной комнате, а взрослый переходит в другую, где начинает деревянной палочкой стучать по разным предметам, извлекая из них звуки. Задача малыша - определить «поющий предмет».

Как только малыш научится хорошо справляться с заданием, его можно усложнить, меняя предмет, с помощью которого извлекаются звуки из других предметов. Ребенку нужно будет угадать не только «певца», но и предмет, вызывающий звуки.

Далее усложнить игру можно, предложив ребенку при прослушивании концерта выделить звуки отдельных музыкальных инструментов. Начинать нужно с самых простых вариантов, где четко слышны партии всех музыкальных инструментов. Естественно, что к этому времени малыш уже должен иметь представление о том, как звучат фортепиано, скрипка, барабаны, духовые инструменты.

Игра «Не перепутай!»

Играть в эту игру с детьми дошкольного возраста можно в том случае, если они уже знают наизусть несколько детских песенок. Суть игры сводится к тому, чтобы сбить с толку малыша, перекладывая слова одной песни на мелодию другой и наоборот. Ребенок должен будет сразу уловить несоответствие и исправить ошибку, показав, как правильно – исполнив песенку в первоначальном варианте.

Игра «Поющие бутылки»

Отлично ускоряет развитие музыкального слуха игра с помощью подручных средств – бутылок и воды.

Начинать играть в эту игру лучше с самого простого – с изучения звуков, издаваемых бутылками, когда они пустые и когда они наполнены водой, если по ним постучать ложкой. Вместе с малышом сравните звуки, поэкспериментируйте с уровнем воды в бутылках для понимания того, как изменяется звучание.

Следующим этапом игры может стать воспроизведение звуков по требованию. Малышу завязывают глаза, в это время взрослый набирает в бутылку определенное количество воды и стучит по ней ложкой, после чего выливает воду и предлагает ребенку наполнить бутылку самостоятельно нужным количеством воды, чтобы получить такой же звук.

Следующим этапом станет выстраивание звуков по высоте с помощью нескольких бутылок, наполненных водой в разном объеме. Если играть с малышом в эту игру регулярно, очень скоро он научится легко ориентироваться в том, какое количество воды нужно, чтобы получить нужный звук.

Вершиной мастерства игры в бутылки станет умение ребенка, пусть даже и с помощью взрослого, создавать из звуков, получаемых таким способом, примитивные мелодии – сначала воспроизводить знакомые мотивы, а затем и сочинять собственные.

Игра «Угадай мелодию»

Еще одна простая игра на развитие музыкального слуха, играть в которую лучше с детьми старшего дошкольного возраста, знакомыми с разными мелодиями и песенками. Правила этой игры опять же более чем простые. Взрослый прохлопывает ладонями мелодию, давая крохе понять, где она звучит тише, а где громче, где медленно, а где быстро. После этого малышу нужно ее угадать.

Правила игры можно изменять, меняясь ролями, когда ведущим будет ребенок, прохлопывающий свою мелодию.

Ритмическая гимнастика для развития слуха

На развитие музыкального слуха у ребят дошкольного возраста хорошо влияет ритмическая гимнастика. Во всем мире такие занятия пользуются огромной популярностью, особенно когда речь идет о дошкольниках.

Что такое ритмическая гимнастика? Это г
имнастика, которая выполняется под ритмичную музыку и состоит из комплекса упражнений, позволяющих не только укрепить мышцы, но и поднять настроение и повысить тонус нервной системы в целом.

Как правило, ритмическая гимнастика включает в себя движения для всех частей тела и, помимо чувства ритма, слуха и памяти, способствует развитию:

  • ловкости;
  • пластичности;
  • гибкости;
  • выносливости.

Особенность гимнастики такого типа - это ощущение радости и прилива сил во время занятий, что мотивирует выполнять движения еще более энергично и даже задорно. В наше время в ритмическую гимнастику включают элементы художественной гимнастики, суставной гимнастики и танца. Заниматься ей дошкольникам лучше в компании сверстников и под руководством опытного педагога, но при желании можно устроить занятия и на дому, правильно подобрав упражнения и музыкальное сопровождение.

Во время занятий ритмической гимнастикой организм ребенка потребляет кислород в повышенном количестве, что связано с цикличностью упражнений, стимулирующих работу сердца и дыхательной системы. Обильное насыщение организма ребенка кислородом способствует его нормальному росту и развитию.

Таким образом, ритмическая гимнастика – это некий коктейль из гимнастики, аэробики, балета, йоги и танца. Но доминирующей в нем является именно гимнастика. Благодаря этому занятия имеют прежде всего оздоровительный эффект, способствуют развитию у детей музыкальной и двигательной памяти, координации.

Главное отличие ритмической гимнастики - это выполнение движений под ритмичную музыку, в результате чего организм активизируется, подготавливается к активной работе с соблюдением ритма.

Преимущества занятий ритмической гимнастикой

Дошкольный возраст, особенно старший, характеризуется быстрым физическим ростом ребенка. Малыш становится особенно активным, осваивает целый ряд новых навыков. В этот период у детей стремительным является не только физическое, но и нервно-психическое развитие: малыши
учатся слушать, запоминать, анализировать, делать выводы.

В старшем дошкольном возрасте для детей не представляет труда выслушать педагога и выполнить задания, используя предыдущий удачный опыт – это касается и выполнения заданий без примера.

Регулярные занятия ритмической гимнастикой помогают детям научиться в совершенстве владеть своим телом. К концу старшего дошкольного возраста у таких детей обычно накоплено достаточно опыта ритмичных движений, развит музыкальный слух, память, чувство ритма, что является отличной базой для их дальнейшего развития в музыкальном направлении.

Считается, что двигаться под музыку, соблюдая ритм, дети могут с самого раннего возраста в связи с потребностью в двигательной активности. Движения дошкольников легкие и непринужденные, если выполняются под музыку, которая им нравится.

Ритмичная гимнастика вызывает интерес и положительные эмоции у дошкольников, помогает развивать их музыкальный и эстетический вкус. Начинать работать над упражнениями можно с детьми в
возрасте трех лет – тогда к моменту поступления в школу они уже будут достаточно подготовлены и физически, и музыкально, легко улавливая ритм на слух, выполняя движения натурально и красиво.

Итак, ритмическая гимнастика - это отличное средство, позволяющее не только эффективно влиять на развитие музыкального слуха детей в дошкольном возрасте, но и улучшать их физическое развитие, формировать эстетический вкус.

Занятия такой гимнастикой помогают справиться с напряжением, способствуют улучшению умственной и физической работоспособности, поднимают настроение и улучшают состояние в целом.

Музыка, сопровождающая занятия, способствует проявлению у детей интереса к происходящему, а также помогает им запоминать и качественно выполнять движения в указанной последовательности.

Как правильно подбирать музыкальное сопровождение?

Выбор музыки для ритмической гимнастики - это ответственный момент. Существует несколько требований по отношению к музыкальному произведению. Важно, чтобы композиция была простой и недлинной, способствовала развитию слухового восприятия и музыкального вкуса.

Учитывать нужно все, начиная от содержания и заканчивая чувствами, которые вызывает произведение. Самый правильный вариант - это художественные музыкальные произведения, построенные не только на ритме, но и на динамике, темпе, типе звукопроизношения. Только в этом случае можно будет говорить о выразительности произведения и возможности выполнения в его сопровождении четких, выразительных ритмических движений.

Подбирая фонограмму для комплекса упражнений, нужно выбирать музыку в одном стиле, стараясь избегать смешения направлений. Кроме того, во внимание нужно принимать возраст детей, уровень их физической и музыкальной подготовки, характер упражнений и так далее. Отличный вариант - музыка из известных мультфильмов, а также некоторые эстрадные и народные песни, хорошо знакомые дошкольникам.

Пристального внимания заслуживает народная музыка, преимущества которой заключаются в разнообразии жанров и используемых художественных образов. Среди народных произведений встречаются как плавные и нежные мелодии, так и энергичные танцевальные или мелодии в среднем темпе. Именно народная
музыка помогает детям достичь того эмоционального подъема, когда занятия приносят максимум радости.

Что касается эстрадной музыки, то здесь также можно подобрать танцевальные мелодии с четким ритмом и электронными эффектами. Для ритмической гимнастики такая музыка особенно хорошо подходит, так как является знакомой дошкольникам.

Вслушиваясь в музыку, дети смогут воссоздать в памяти алгоритм выполнения упражнений, проводя ассоциации с отдельными музыкальными моментами, фразами, частями.

Чтобы стимулировать у детей развитие музыкального слуха, действовать нужно комплексно. Пусть несколько раз в неделю малыш занимается ритмической гимнастикой в компании сверстников, а в свободное время дома играет и занимается с родителями или просто танцует под любимую музыку.

Также нужно позаботиться о том, чтобы кроха рос в музыкальной атмосфере. Это совсем не означает, что музыка должна звучать из всех колонок с утра до вечера без выбора направления. Музыка должна присутствовать в жизни малыша в дозированном количестве, чтобы он не потерял к ней интерес, и не в качестве фона, а для удовольствия и полноценного осмысленного прослушивания.

В свободное время, например во время прогулок с малышом, обязательно нужно время от времени заводить разговоры о музыке, отдельных произведениях и их авторах, предлагая ему рассказать все, что он об этом думает. Со временем малыш может попробовать свои силы, сочиняя простые мелодии и песенки, подбирая их на музыкальных инструментах.

Достаточно будет нескольких занятий ритмикой в неделю и регулярных таких диалогов, чтобы через несколько лет малыш самостоятельно проявил заинтересованность к миру музыки и, используя развитый слух и знания, попробовал освоить какой-либо музыкальный инструмент.

Кто знает, может быть, именно ваш ребенок станет великим музыкантом, композитором, танцором или исполнителем песен, прославившимся на весь мир. В одном можно не сомневаться: планомерное и деликатное приобщение ребенка к музыкальному миру, регулярные занятия, направленные на развитие музыкального слуха и вкуса, не пройдут даром и помогут малышу вырасти гармоничной личностью со своими эстетическими пристрастиями.

Как развить музыкальный слух у ребенка

Оказывается, что люди с хорошим музыкальным слухом имеют отличную память, стойкое внимание и неординарное мышление. Многие мамы думают, что для развития музыкального слуха у ребенка необходимо много и упорно заниматься. Но все намного проще! Развить музыкальные навыки можно в форме игры. Занимаясь с малышом ежедневно по двадцать минут можно получить очень хорошие результаты.

Голоса близких людей, классическая музыка, шум дождя и пение птиц – все эти звуки по крупицам формируют музыкальный слух новорожденного ребенка. Психологи давно заметили, что находится в постоянной тишине для младенца очень вредно. Он должен слышать и слушать новые звуки, это спровоцирует активную мозговую деятельность, так важную для его развития.

Для развития слуха у новорожденных можно использовать:

На первом году жизни психологи рекомендуют использовать музыку в различных ситуациях. Например, когда вам грустно – включать соответствующую музыку, радостно – слушать веселые композиции, а не ограничиваться одними колыбельными песнями. Благодаря этому ребенку в дальнейшем будет легче определять настроение мелодии.
Когда ребенок начинает ходить, можно осваивать ритмичность мелодий. Для этого вам нужно хлопать в ладоши в такт мелодии. Наблюдая за вами, ребенок в скором времени сможет повторить это уже без вашей помощи.

На втором году жизни можно учить ребенка различать низкие и высокие звуки. Показывайте ему как жужжит комарик – это высокий звук, как трубит слоник – это очень низкий звук. Знакомьте малыша с миром животных – покажите, как мычит коровка, как лает собачка, как мяукает котенок.

Знакомьте малыша со звуками различных музыкальных инструментов – гитара, пианино, скрипка, орган, флейта, аккордеон. В музыкальном магазине можно приобрести диски с записями звуков этих инструментов или скачать мелодии в Интернете.

Для развития слуха детей от четырех лет идеально подходит такая игра: возьмите предметы кухонной утвари – кастрюля, стакан, хрустальный фужер, пластмассовая и стеклянная бутылки. Держа карандаш за кончик, чтобы не заглушать звук, постучите по каждому предмету. Пусть ребенок привыкнет к этим звукам. Попросите его отвернуться, и постучите по одному из предметов, ребенок должен отгадать что это за звук.

Народные песни – наше богатство. Спойте ребенку одну из таких песен, только пойте на старый лад и тяните буквы, иначе песня не будет такой красивой, какой была задумана. Наши прабабушки, склоняясь над колыбелями своих деток, не только умело развивали их музыкальные навыки, но и успокаивали с помощью своих песен.

Помните, что в таком деле нельзя торопиться. С самого рождения, постепенно начинайте развивать музыкальный слух у ребенка. Если ему что-то не нравится, не стоит навязывать ему это, отложите занятия на другой раз. Здесь очень важную роль играет желание. Не настаивайте, проявите терпение. И вы увидите, что ваша работа не пройдет даром.

Статью подготовила Елена Барабанова ,

специально для Женской энциклопедии Малинка

музыкальный слух ? Да и как узнать, есть ли он вообще, ведь это во многом определяет - будут ли успешными занятия музыкой. Можно ли заниматься музыкой в раннем возрасте? Или лучше начать заниматься в более взрослом возрасте? Я всегда придерживаюсь определения - если тебе интересно, вызывает у тебя радость и любые другие положительные эмоции - занимайся этим!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие музыкального слуха у ребенка.

Возможно ли развить и воспитать музыкальный слух ? Да и как узнать, есть ли он вообще, ведь это во многом определяет - будут ли успешными занятия музыкой. Можно ли заниматься музыкой во взрослом возрасте? Такого рода вопросы мне часто приходится слышать и от интересующихся успехами своего чада родителей, и от простых любителей музыки, которые еще мечтают углубить свои познания. Я всегда придерживаюсь определения - если тебе интересно, вызывает у тебя радость и любые другие положительные эмоции - занимайся этим!
Тогда возникают другие вопросы. Например, возможно ли развитие музыкального слуха или это чисто врожденное качество? Если говорить о качестве воспитания музыкального слуха то, чем раньше вы начнете работать над развитием музыкальных способностей, тем лучше будут результаты! Достаточно вспомнить примеры из истории -в силу другой организации образования, почти все известные гениальные композиторы и музыканты начинали обучение с ранних лет. Так, например, Моцарт уже в 3 года подбирал на инструменте консонирующие интервалы (в государственных музыкальных школах это программа 2-3 класса). А в 4 года, Моцарт сам, незаметно от своего отца-музыканта, написал концерт для клавесина! В государственных школах обучение происходит с 6-7 летнего возраста, в котором уже весь уже ранее заложенный и накопленный опыт в ребенке только проявляется. К 6-7 годам ребенок практически сформировался как личность, которая жаждет творить, а его именно в это время запирают в рамки школы с ее правилами и догмами. Мало того, обычно дети в школах и гимназиях чувствуют себя так загружено,что на серьезное развитие музыкой у них просто не хватает сил и времени.

Обратившись к познаниям детской психологии, выясняем, что действительно у малышей особенно повышена чувствительность к внешним воздействиям, в том числе и к музыке. К наиболее чувствительным периодам относится возраст от 1,5 до 3 лет! И самое главное в этом возрасте пробудить в ребенке интерес к предмету. Ведь малыш постигает окружающий мир с помощью органов чувств. Общее умственное развитие ребенка тесно связано с развитием органов чувств, среди которых слух занимает одно из ведущих мест. Наиболее раннее знакомство с восприятием звуковой гаммы ощущений у ребенка начинается еще в утробе матери. Поэтому, все, что слушает мать, все, чем она живет в период беременности - слушает и воспринимает ребенок! Некоторые мамы -музыканты даже рассказывают, как в последние месяцы беременности по толчкам в животе можно предположить какие эмоции вызывает определенная звучащая в тот момент музыка. С первых дней ребенок старается имитировать звуки речи матери, интонации ее голоса. К трем годам у детей формируется своя картина мира, психологи называют это период «кризис 3 летнего возраста». Ребенок осознает, что он существует и он особенный, ведь у него появляется чувство собственного «Я».

Ребенок часто переживает в этом возрасте, что быть самим собой не получается, этому мешают запреты старших. Это именно тот период у ребенка, когда он пытается перестроиться как личность под модель поведения, диктуемую им взрослыми, но сам в этот момент часто заявляет вам «Не хочу! Не буду!» В этот период дети уже умеют общаться со сверстниками, стремятся к самостоятельности и с удовольствием делают свой выбор. К 4-м годам дети умеют делать почти все то же, что и взрослые. В этот момент лучше всего работать с руками, что развивает правое и левое полушарие. Поэтому лучше когда под руками есть по средства, помогающие развиваться. До 5 лет сенсорное развитие особо чувствительно. Дети реагируют сначала зрительно на цвет, форму, размеры, а потом на осязание (вкусы,запахи).

Раннее музыкальное развитие связано с формированием сенсорных способностей - умением ассоциативно различать высоту звука (высокий или низкий), тембр звука (звучание определенной окраски голоса или инструмента), динамику(громко или тихо),темп(быстро или медленно) .Затем в будущем эти сложившиеся представления будут формировать музыкальное мышление и музыкальную память.

В детском возрасте дети с удовольствием угадывают настроение и характер музыки, при этом им легче это выразить в рисунке или движении. Поэтому, музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушанья музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, развивается художественное мышление и ребенок творчески развивается.
Я занимаюсь развитием музыкального слуха у детей около 10 лет. За это время у меня накопился определенный опыт работы с детьми. Ко мне попадали дети с разными способностями и мне самой было интересно, насколько можно развить слух у каждого из них. Дело в том, что существуют разные уровни развития музыкального слуха.
Редко встречаются люди, у которых от рождения дан абсолютный слух, то есть это врожденный музыкальный слух, позволяющий определить точное музыкальное звучание нот на любом инструменте. Обычно таким слухом владеют продвинутые музыканты с рождения или он воспитывается в процессе долгого труда со временем (это более частое явление), тогда этот слух называется «приобретенным абсолютным». То есть таким музыкантам практически не нужен ни камертон (на котором звучит нота «ля» по ней идет настройка), ни инструмент для того, чтобы воспроизвести любую ноту звукоряда. Но это «высший пилотаж», который тем не менее достигается многими в музыкальном училище или консерватории.

Интересный пример из истории из биографии Вольфганга Амадея Моцарта, когда он присутствовал на концерте итальянского композитора Аллегри, где исполнялось его произведение «Мизерере» в Сикстинской капелле. Ноты этого произведения находились достоянием капеллы и никто посторонний не имел к ним доступа. После одного концертоного прослушивания Моцарт смог сам по памяти записать в точности это произведение!
Воспитание слуха в простой музыкальной школе у детей сводится к умению точно воспроизвести несложную мелодию, спеть с дирижированием, записать нотами, уметь ее сыграть на инструменте и подобрать аккомпанемент. Ребенок должен определять на слух все изученные интервалы, аккорды, виды гамм, все то, чему учит теория музыки.

Проще говоря, дети должны уметь подобрать по слуху любую услышанную песню по радио или телевидению или даже сочинить свою. Недаром говорят, чтобы понять как музыка пишется - попробуй сочинить свою.
Как определить стоит ли ребенку заниматься музыкой или нет? В принципе, если ребенок без проблем чисто поет, попадая в ноты - есть возможность достигнуть высшего уровня развития, опять же при упорной работе!

Бывают случаи, когда ребенок просто не в состоянии спеть мелодию по каким -либо причинам, но при развитии у него все же есть шанс развития внутреннего слуха - то есть он еще может сыграть эту мелодию. Для этого, конечно нужны определенные навыки игры на инструменте, чему тоже можно научиться практически любому человеку. У вас всегда есть шанс попробовать себя. Поэтому я всегда призываю родителей пораньше покупать инструмент для ребенка, если у него есть желание на нем играть! Можно начать с небольшого игрушечного электрического пианино или ксилофона.Можно самим смастерить самые простые маракасы, вообще можно играть на всем, что звучит! Нота за нотой, если ребенок учится ее петь или играть - это уже способствует развитию слуха!

И наконец, для самых маленьких детей очень важно направить их в нужное русло, заинтересовать хорошей музыкой, понять, что нравится ему. Музыка бывает разной, мое мнение таково, что можно в любом стиле найти настоящие шедевры!

Конечно, классика вне конкуренции, недаром она всех прельщает своей гармоничностью и глубиной не одно столетие. Лучше выбирать песни с добрыми сюжетами, ведь они формируют мировоззрение вашего ребенка. Для этого очень важно с детства приучить ребенка к звучанию музыке в доме, ходить с ним на концерты для детей, музыкальные представления и спектакли, смотреть интересные музыкальные передачи и мультфильмы в которых опять же звучит хорошая музыка. Дети очень любят когда им поют колыбельные песни или когда с ними просто распевают песенки. В крайнем случае, можно воспользоваться простой аудиозаписью - приучить ребенка слышать музыку, когда он делает зарядку или ложится спать. Главное, чтобы музыка подходила по настроению и ситуации. И вскоре вы увидите, как горят глаза у вашего малыша, когда он смотрит концерты своих сверстников и заявляет вам «Я тоже хочу так играть и петь!» В общем, всячески поощряйте проявление у него тяги к музыке, развивайте эстетического вкус, но конечно важно не переусердствовать в этом.


Как развивать музыкальный слух у детей

Потенциально музыкальный слух есть у всех, только у некоторых он оказался убитым в детстве из-за отсутствия правильного музыкального воспитания. Как избежать этой ошибки? Как развивать музыкальный слух ребенка?

Буквально с первого месяца его жизни можно повесить в комнате набор валдайских колокольчиков. В течении дня можно несколько раз в день давать ребенку послушать тот или иной звук. Ударьте по колокольчику, послушайте звук, через 3-5 секунд ударьте еще раз (от 5 до 10 раз), звук должен быть тихим и продолжительным. Через час или два таким образом ударяйте другой колокольчик.

Материнская колыбельная для такого возраста должна состоять из 2-3 нот, пойте тихо, медленно, в три месяца многие малыши уже пробуют петь, стараясь повторить материнские звуки.

В 9 месяцев почти все дети поют, могут тянуть одну ноту, потом другую. Голос – самый совершенный инструмент, еще не научившись ходить, маленький человек хочет обладать этим сокровищем. Очень важно не загромождать в этом возрасте детские уши детской музыкой. Многие взрослые считают, что маленькие дети хорошо слушают только незатейливые песенки или танцевальную музыку. Это серьезная ошибка. Дети гораздо богаче внутренне, чем нам кажется, особенно в искусстве, и тем более в музыке. Маленький двухлетний человечек охотно двигается под звуки тихой старинной музыки. Она должна быть именно тихая и не очень быстрая. Стремительный поток музыки может оглушить своим напором нежные уши, а динамизм содержания может быть непосильным для детской души. Регулярные прослушивания старинной музыки окажут положительное воздействие не только на детей, но и на родителей. В наш бурный век такие спокойные минуты совершенно необходимы.

Большие богатства таит в себе и народная музыка. Как хорошо, когда отец или мать могут спеть ребенку старинную народную мелодию. Ее лучше петь безо всякого аккомпанемента. Сопровождение на баяне, гитаре или фортепиано своим примитивом может убить первоначальную глубокую красоту песни. В народной одноголосной мелодии – опыт веков, опыт слуховой, эстетический, нравственный («Во поле береза стояла»). Постепенно надо подключить все больше и больше народных песен. Пусть они будут совсем маленькие, но их должно быть много. Дети самозабвенно отдаются стихии старинных народных песен.

Приобщая ребенка к музыке, необходимо учитывать его возрастные особенности. Например, 2 – летние дети могут охватить очень простой мотив с текстом не более 3-4 слов. Кто-то запоет сразу, кто-то после многочисленных повторов. Уверяю вас, что вы будете просто счастливы, когда двухлетний человечек начнет вам тихо подпевать. Не ограничивайтесь музыкой собственной национальности. Лучше уподобьтесь мудрому путешественнику, который обходит земли неизвестных народов. Лет с 6-7 дети обычно улавливают различия народной музыки разных стран и народов. Ребенок без особых усилий воспримет и лезгинку, и «Щедрик» с «Дудариком» с Украины, и наигрыш татарской гармошки, и русскую плясовую, и литовскую колыбельную, и широкий напев Башкирии, и рожковые наигрыши Смоленска и Владимира, и прекрасные песни Беларуси и многие другие. Но не перегружайте ребенка слуховой информацией. Чем меньше ребенок, тем меньше песен он сможет охватить. Примерно раз в две недели можно показывать ребенку новую песню или наигрыш. Так как дети очень любят двигаться, то под наигрыш хорошо немного поплясать. Когда будете смотреть телевизор, то обращайте внимание детей на народные танцы, запоминайте некоторые движения и покажите их ребенку. Слушая записи с народным танцем, попробуйте сделать эти фигуры вместе с ребенком. Разумеется, движения должны быть простыми, а музыка не должна быть громкой. Иначе у ребенка может испортиться слух. Разные наигрыши – разные танцевальные движения. Каждая новая песня – новое состояние души, но не ограничивайтесь только лишь пением или танцами под музыку, можно и сценки маленькие разыграть. Не забудьте, что для ребенка это не игра в жизнь, а собственно жизнь.

Спойте что-нибудь про хлеб и дайте малышу принести хлеб на красивом полотенце к столу. Для него это будет яркое впечатление. Как родители, вы сами можете сделать важные выводы, если хлеб станет для ребенка святым, то он уже никогда не бросит его на пол.

Слушая различные песни из большого хлебного цикла, ребенок может участвовать в маленьком драматургическом действии, которое может быть и музыкальным. Старинные песни про хлеб – это шедевры. Много красивых песен есть про животных и птиц, их тоже можно разыграть. Практика показывает, что в подобных песнях-играх должны участвовать несколько детей и взрослых. Но имейте ввиду, что ребенок не терпит грубого вторжения в свой мир, детская душа очень тонка и ранима, поэтому нелепо навязывать малышам музыкальное образование. Если ребенок уж очень задумчив в какой-либо день – не надо веселить его музыкой, а если же слишком весел – вряд ли получится усмирить его грустными песнями. Лучше подстроиться под него и тактично провести небольшое музыкальное действие.

Занимаясь с малышами, широко используйте изобретательный и двигательный ряд. Если ребенок постоянно требует от вас музыки, песен, танцев, то он наверняка делает успехи в своем развитии. Тогда попробуйте сделать следующее: соберите небольшую группу таких детей или разного уровня развития и дайте им послушать старинную музыкальную пьесу. Это может быть Моцарт или Гайдн. Дети охотно слушают такую музыку, причем им очень нравится делать под нее плавные движения. Вот вы собрали несколько детей. Пусть они встанут в кружок. Дайте им послушать, например, медленную часть из «Маленькой ночной серенады» Моцарта и пусть они под эту чудесную и чистую музыку плавно двигаются по кругу. Почти все дети будут слушать музыку и двигаться. Редко кто из них не поддастся общему настроению. Впечатления у детей от таких занятий очень глубокие и их нужно сохранить в детской душе. Ребенок охотно об этом вспоминает, пытается что-то повторить, но истинную творческую радость получает только тогда, когда он делает это вместе с другими детьми. Этот феномен детства заслуживает глубокого изучения. И, конечно, музыка на первых порах не должна быть трагичной. Такую музыку можно слушать только в школьном возрасте, и то после определенной музыкально-тематической подготовки.

Такая работа с ребенком не пройдет даром. Вы увидите, что ваш ребенок музыкально развит. В будущем не каждый может стать музыкантом, но музыкально образованным должен быть каждый.


То, что называют в быту музыкальным слухом , - это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Какая-либо из этих способностей не является только наследственной (врожденной) и может быть создана умелой тренировкой. Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любого нормального ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует больше усилий.

Широко известны случаи очень раннего проявления музыкальных способностей (значит, и музыкального слуха) у многих выдающихся композиторов и исполнителей. Однако примеры противоположного рода почему-то известны гораздо хуже, а их тоже немало (так, скажем, А. Хачатурян начал обучаться музыке с шестнадцати лет).

Чтобы развить музыкальный слух у ребенка , вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь, или изучать с ним нотную грамоту. В раннем дошкольном возрасте (три-четыре года) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя у него чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух и музыкальную память.

Что нужно делать для этого? Вот несколько простейших игр, в которые можно играть с детьми дошкольного возраста (от трех лет и более) для развития музыкального слуха.

Игра «Простучи и ты»

Вы отстукиваете карандашом по столу такт простой песенки или танца (вальс, марш, полька, мазурка, венгерка, полонез), повторяете в одном темпе три-четыре раза, потом предлагаете ребенку так же отстучать этот ритм. Варьируйте игру: пусть ребенок сначала повторит такт, отстукивая карандашом по столу (как вы ему показали), потом - по стеклу: сначала в том же темпе, что и вы, а потом - варьируя темпы («можешь то же самое выстукать быстрее? медленнее?»). Конечно, понемногу и рисунок ритма усложняйте: сначала фраза ритма берется из трех, пяти, семи звуков (стуков), потом больше, по мере продвижения ребенка.

Игра «Кто поет?»

Посадите ребенка так, чтобы он вас не видел, или перейдите в другую комнату и начните одним предметом (сначала лучше палочкой) постукивать равномерно по другому предмету, проводить по нему - заставить его «петь». Ребенок должен угадать, какой предмет дает звук. Конечно, начинать надо с таких вещей, «пение» которых малыш не раз слыхал, а потом переходить к новым для него (в звучании) предметам.

Другое усложнение в том, чтобы в качестве угадываемых вещей брать и то, чем стучите, и то, по чему стучите (или водите). Дальнейшее усложнение игры - учить его различать в аудиозаписях голоса отдельных музыкальных инструментов. Для этого всегда можно приобрести несколько записей сольных концертов, а если они будут слишком сложны, заранее наметить себе какую-нибудь самую простую часть и проигрывать только ее.

Игра «Путаница»

В эту игру можно играть только тогда, когда дошкольник уже запомнил (безошибочно узнает на слух, если сам не умеет пропеть или проговорить) несколько разных песенок. Можно слова одной песни пропеть на мотив другой. Например, детскую песню «Я играю на гармошке» на мотив «В лесу родилась елочка» и т. д. Ребенок должен узнать, что с чем спутано, но не обязательно спеть обе песни, а любым способом показать, что он их припомнил, назвать слова обеих или названия и т. д.

Некоторые советы по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Безусловно полезны и занятия ритмической гимнастикой, и разучивание танцев под музыку, и вообще музыкальная атмосфера в доме. Последнее вовсе не значит, что с утра до вечера в комнатах должен раздаваться этакий винегрет из джаза, «Кармен», хоралов Баха и «Дубинушки»: чувство меры важнее всего. Но два-три раза в неделю в доме должна звучать настоящая музыка, а ребенок в это время не должен мешать старшим (чем он будет заниматься, неважно, лишь бы не шумел).

Такие музыкальные моменты рано или поздно оживут в памяти и чувствах ребенка.
Разумеется, когда он подрастет, лет в шесть-восемь, можно устраивать уже настоящие викторины, предлагая узнать ту или иную запись по ее фрагментам из середины и конца, придумывая условия угадывания, учреждая призы и участвуя всей семьей в таких викторинах.

Полезно и беседовать время от времени с ребенком о музыкальных произведениях, о композиторах, предлагать ему самому прочитать и пересказать в семье художественные и популярные произведения о музыке и музыкантах. Как и для проведения игр, здесь нужен большой такт, выдумка.

Один-два раза в неделю по полчаса - и через год или два результаты скажутся у любого нормального ребенка, если внимательно следить за тем, не устал ли он, не скучно ли ему, все ли он понял. Избегайте какого бы то ни было принуждения и наказания, а действуйте внушением, лаской, поддразниванием, юмором, «подкупом» (призы, сладости, кино и пр.) и, конечно, самой музыкой, силу которой трудно переоценить при умном подборе музыкальных отрывков и целых вещей.

Выбор редакции
Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...

Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...

Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...