Как написать план по биографии Н. В


Жизнь и творчество Н. В. Гоголя1809, 20 марта Родился Н. В. Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Происходил из семьи помещиков среднего достатка. Отец - Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, мать - Мария Ивановна (урожд. Косяровская).

1818-1819 Обучался в Полтавском уездном училище.

1820-1821 Брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире.

1821, май Поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь увлекается театром, живописью, пробует себя в различных литературных жанрах.

1828, декабрь Оканчивает гимназию. Вместе с А. С. Данилевским, одним из самых близких друзей, едет в Петербург.

1829 В печати появляется стихотворение «Италия». Весной этого же года под псевдонимом В. Алов печатает «идиллию в картинах» «Ганц Кю-хельгартен». Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы, в июле Гоголь сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает в Германию. Сентябрь Возвращается из Германии.

1829-1831 Определяется на государственную службу.

1830 Появляется первая повесть «Бисав-рнж, или Вечер накануне Ивана Купала» и др. произведения и статьи. Н. В. Гоголь завязывает обширные литературные знакомства.

1831-1832 Увидели свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые вызвали всеобщее восхищение. «Здесь так занимает всех всё малороссийское...» (Письмо Гоголя матери.) 1832, июнь После выхода второй части «Вечеpoв...» приезжает в Москву знаменитым писателем.

1833 Для Н. В. Гоголя один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути год.

1834 Разрабатывает «План преподавания всеобщей истории» и пишет «Отрывок из истории Малороссии».

Июль Определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при С.-Петербургском университете. Опубликована «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

1835 Выход в свет «Арабесок» и «Миргорода*.

Осень Начало работы над «Мертвыми душами» и «Ревизором». Оба сюжета подсказаны А. С. Пушкиным.

Премьера «Ревизора» в Петербурге, в Александрийском театре. 25 мая этого же года премьера в Малом театре в Москве.

Июнь Сопровождаемый А. С. Данилевским Н. В. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет).

1837 Тяжело переживает известие о гибели А. С. Пушкина.

1839, сентябрь Гоголь приезжает в Москву и читает главы из «Мертвых душ» в доме Аксаковых, затем в Петербурге у В. А. Жуковского, всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий: «...мы можем назвать себя счастливыми, что родились современниками Гоголя. Такие люди родятся не годами, а столетиями». (Дневник Ю. Ф. Самарина.)

18 мая Отъезд в Италию. Во время остановки в Вене приступ тяжелой нервной болезни, которая вскоре проходит, но оставляет сильный след в сознании Гоголя, способствуя возникновению и развитию религиозно-мистических настроений.

1842, март Цензура разрешила «Мертвые души», но с изменением названия («Похождения Чичикова, или Мертвые души») и без «Повести и капитане Копейкине».

1843 Вышли в свет «Сочинения Николая Гоголя» в 4 томах.

1842-1845 Период напряженной работы над вторым томом «Мертвых душ». 1845, начало Силы Гоголя подорваны напряженным и, как ему кажется, недостаточно эффективным трудом. Появляются признаки очередного душевного кризиса.

Лето В состоянии резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ». Позднее в «Выбранных местах...» он объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны «пути и дороги» к идеалу.

1847 Опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями», выход этой книги навлек на автора шквал критики. «Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь сам, как я еще остался жив» (письмо к. П. В. Анненкову.) Написана «Авторская исповедь» (напечатана в 1855 г.)

1850, весна Предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную, жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.

1852, январь - февраль Появляются признаки нового обострения душевной болезни. Гоголя терзает предчувствие близкой смерти. Встречается с отцом Матвеем (Константиновским).

В ночь на 12 февраля Гоголь сжигает беловую рукопись второго тома «Мертвых душ». (Сохранилось в неполном виде лишь 5 глав.)

Утро 21 февраля Н. В. Гоголь умер. Похоронен в Даниловском монастыре, в 1831 г. останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

План-конспект урока литературы в 9 классе

Тема: Духовная биография Н.В.Гоголя

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Познакомить учащихся с духовной биографией Н.В.Гоголя;

Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению биографии и творческой деятельности писателя;

Создать благоприятные условия для развития коммуникативных, творческих, исследовательских способностей;

Содействовать развитию умения общаться.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, викторина, работа в группах.

Технологии : сотрудничества, ИКТ

Оборудование: компьютеры с доступом в интернет для каждой группы учащихся, книги с произведениями Н.В.Гоголя, презентация-викторина «Герои произведений Н.В.Гоголя», таблицы для групповой работы, оценочная карта урока.

Памятка «Правила успешной работы в группе»

    Все члены группы равны

    Группы не соревнуются

    Наслаждайся общением с другом

    Будь уверен в себе

    Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело

    Ответственность за конечный результат несет каждый

Каждая группа получает «План действий»

    Вам предложено определенное задание

    Ставим цель (Какого результата я хочу достичь?)

    Собираем данные

    Анализируем результаты

    Делаем выводы

    Представляем результат

Ход урока

I. Оргмомент

1. Вступительное слово учителя

Задумайтесь о том, что значит для каждого из нас временной отрезок в 200 лет?

На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о жизни и творчестве человека, который родился два столетия назад, - это Николай Васильевич Гоголь.

2. Постановка задач урока. Целеполагание.

Задача, которую мы ставим перед собой, заключается в пополнении наших сведений и знаний об этом замечательном писателе. Нам предстоит выполнить много различных видов работ, но самая главная задача: заполнить публикацию хроники жизни Н.В.Гоголя. Пусть же наш урок поможет каждому из нас открыть для себя нового Н.В.Гоголя.

Судьба Гоголя, так же, как и внутренний душевный мир классика, сложна и противоречива. Вот уже на протяжении более двух столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», загадке его искусства, тайне его личности. Православие играло огромную роль в жизни писателя, являлось неотъемлемой её частью. Гениальный художник, изумительный мастер слова, он был и христианским мыслителем, и учителем нравственности, «пророком православной культуры», как называет его протоиерей В. Зеньковский.
На протяжении всей своей жизни Гоголь чувствовал себя одиноким. В нём все видели писателя-сатирика, обличителя общественных и человеческих пороков, но скрытые духовные корни, которые питали его дарование, современники склонны были не замечать. «Это истинный мученик высокой мысли, мученик нашего времени»,- писал после смерти Гоголя С.Т. Аксаков.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся

    Творческая работа.

Что такое ассоциации? (Словарная работа со словом на доске: Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое).

Чтобы проверить, узнали ли мы что-либо новое на уроке и насколько, проведем творческую работу . Запишите в тетради все ассоциации, которые возникают у вас в связи с именем Н.В.Гоголя. И оставьте несколько строк, чтобы в конце урока можно было продолжить этот ряд ключевых слов новыми сведениями о писателе.

    Викторина по иллюстрациям к произведениям Н.В.Гоголя.

С его творчеством мы знакомились в 5, 6, 7 классах, и многие герои его книг нам знакомы. Поэтому я предлагаю вспомнить эти произведения и героев.

III. Изучение нового материала.

Работа в группах

Учащиеся делятся на несколько групп . Каждая группа выбирает себе оратора. Каждый учащийся получает «Правила успешной работы в группе». Каждая группа получает «План действий». Задание для групп: отобрать нужный материал, заполнить таблицу.

Учащимся предоставляется доступ к материалам сети интернет, учебники и учебные пособия по творчеству Н.В.Гоголя.

Учитель во время работы групп подходит к каждой, следит за ходом рассуждений, помогает при затруднениях, отвечает на возникающие вопросы.

1.Заполнение таблицы «Духовная биография Н.В.Гоголя»

Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учителя с дополнительной графой, продразумевающей отдельные совмещенные этапы урока, если класс сильный возможен вариант дополнительных пробелов в других графах)

Задания для групп

Группа 1

Тема: «Под защитой угодника Божия» Рождение и детство Н.В.Гоголя.

Группа 2

Тема: «Источник утешения и утоления горести…» Учеба в Нежинской гимназии

Группа 3

Тема: Гоголь в Петербурге. Поездка в Германию. «Боюсь нагрешить против языка…»

Группа 4

Тема: «Когда я увидел во второй раз Рим, мне казалось, что я увидел свою родину…». Гоголь за границей.

Группа 5

Тема: «Выбранные места из переписки с друзьями».

«Он первый заговорил о Боге не отвлеченно, не созерцательно, а жизненно, действенно…»

Группа 6

Тема: Путешествие в Иерусалим

Группа 7

Тема: Гоголь в Оптиной Пустыни

Группа 8

Тема:

Группа 9

Тема: Кончина Гоголя. Духовное завещание.

Хроника жизни Гоголя

Дата

Основные события

Произведения

Материалы

(вопросы для устной беседы, дополнительный материал для учителя)

«Под защитой угодника Божия»

Рождение Н.В.Гоголя

Согласно преданию, уже сама встреча родителей Гоголя, а, следовательно, и его появление на свет были предопределены свыше. (Царица Небесная явилась отцу Василию Афанасьевичу во время поездки на богомолье).

Мать Гоголя дала обет назвать его Николаем не «в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в диканьской церкви», как пишет Ю. Манн, а в честь , перед чудотворным образом которого она молилась о даровании ей сына.

Мария дала свой обет: в случае появления на свет долгожданного сына, его назовут Николаем, а в Васильевке поставить церковь.

Детство в Васильевке

Черты патриархального быта из своего детства Гоголь использует и при описании жизни «старосветских помещиков».

Рано научился читать и писать. Обучение происходило под наблюдением отца Василия Афанасьевича. Он сам задавал сыновьям, старшему Николаю и младшему Ивану, сочинения на разные сельские темы. Мальчиком Гоголь принимал участие в театральных постановках отца и помогал ему.

1821- 1828г.

Тексты большинства произведений не сохранились

В 1825 году из Нежина пятнадцатилетний пишет матери: «Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоления своей горести»

Гоголя занимает вопрос об его высоких начертаниях: «Исполнятся ли высокие мои начертания? Или неизвестность зароет их в мрачной туче своей. В эти годы эти долговременные думы свои я затаил в себе. Недоверчивый ни к кому, скрытный, я никому не поверял своих тайных помышлений, не делал ничего, что бы могло выявить глубь души моей...» (1827 год, 3 октября.)

(Установка перед сообщениями уч-ся: - Какие способности сочетались и проявлялись у Гоголя? (актерские, писательские, способность «угадывать «душевное устройство»» людей, «угадать человека»)

Вывод : Многие современники писателя оставили о нем мемуары. Но из этих воспоминаний нельзя понять, каким он был на самом деле. С каждым человеком он вел себя по-разному.

1828 г.

Начало творческого пути.

Гоголь в Петербурге

стих. «Италия» в журнале «Сын Отечества и Северный Архив», «Ганц Кюхельгартен»

Для Гоголя становится характерным комментирование своих сочинений.

Сообщение учащихся о псевдонимах Н.В.Гоголя

1829-

1842г.

Гоголь в Германии.

Возвращение в Петербург.

Работает над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Комедия «Ревизор»,

Первый том «Мертвых душ»

Противоречие испытывает во всем, даже в языке.

«Боюсь нагрешить против языка», - это вечный страх его. За границей он так отвык от русской речи, что самые простые выражения затрудняли его. «Слог и язык мой у меня до сих пор в таком неряшестве, как ни у кого даже из дурных писателей, так что надо мною имеет право посмеяться едва начинающий школьник». «Возьмешься за перо - находит столбняк».

1842- 1848г.

«Мертвые души»

В Россию он приезжает только дважды – 1839 сентябрь, 1841 октябрь (для издания первого тома поэмы «Мертвые души»).

«Когда я увидел во второй раз Рим, мне казалось, что я увидел свою родину, в которой несколько лет не бывал я, а в которой жили только мои мысли. Но, нет, это все не то: не свою родину, но родину души своей я увидел, где душа моя жила еще прежде меня, прежде чем я родился на свет».

1847г.

Разнообразие тем объединял одни лейтмотив: «Я знаю, как надо, и научу вас ». Большинство отзывов были резко отрицательными, а гоголевские советы вызывали только раздражение.

Он первый заговорил о Боге не отвлеченно, не созерцательно, а жизненно, действенно - так, как еще никто никогда не говорил в русском светском обществе. Правду или неправду он говорит, неотразимо все-таки чувствуется, что вопрос о Боге есть для него самого вопрос жизни и смерти, полный бесконечного ужаса, вопрос его собственного, личного и общего русского всемирного спасения.

По поводу митрополит Филарет сказал: «Хотя во многом заблуждается, но надо радоваться его христианскому направлению».

1848 г.

С этой поездкой он связывал надежды на некое духовное просветление, но этого не произошло. Он писал, что никогда не был так недоволен состоянием своей души, как в Иерусалиме и после.

И почти тотчас по приезде в Иерусалим, в письме к матери: «Не переставайте молиться обо мне… Теперь более, чем когда-либо, чувствую бессилие моей молитвы…»

Жуковскому, вскоре после приобщения у Гроба Господня: «Литургия совершалась на самом Гробовом Камне… Я стоял один… Все это было так чудно! Я не помню, молился ли я. Мне кажется, только радовался тому, что поместился на месте, так удобном для моленья и так располагающем молиться; молиться же, собственно, и не успел… Я не успел почти опомниться, как очутился перед Чашей, вынесенной священником из Вертепа…»

«Мое путешествие в Палестину точно было совершено мною затем, чтобы узнать лично и как бы узреть собственными глазами, как велика черствость моего сердца. Друг, велика эта черствость! Я удостоился провести ночь у Гроба Спасителя, я удостоился приобщиться от Святых Тайн, стоявших на самом Гробе, вместо алтаря, - и, при всем том, я не стал лучшим, тогда как все земное должно бы во мне сгореть и остаться одно небесное . Что могут доставить тебе мои сонные впечатления? Видел я, как во сне, эту Землю …» «В Назарете, застигнутый дождем, просидел два дня, позабыв, что сижу в Назарете, точно, как бы это случилось в России, на станции».

1850-1851

Гоголь в Оптиной Пустыни

В Оптиной Пустыни Николай Васильевич бывал трижды: в июне 1850 года, в июне и сентябре 1851 года. Первое документальное свидетельство об интересе Гоголя к Оптиной Пустыни относится к 1846 году. Камер-юнкер Владимир Муханов, лечившийся за границей, писал сестрам из Остенде: «Здесь мы нашли Гоголя, с которым познакомились. Он очень замечателен, в особенности по набожному чувству христианской любви… Недавно читал он нам два прекрасных письма молодого Жерве к своему отцу, писанные из Оптиной Пустыни. Мы слушали с умилением. Сколько веры и любви в молодом подвижнике, оставившем мир и все прелести в тех летах, когда они так обольщают человека, посвятившем себя Богу!»

Посещение монастыря произвело на Гоголя глубокое впечатление. Спустя три недели он писал графу А.П.Толстому из Васильевки: «Я заезжал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать, видимо, там присутствует… Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. За несколько верст, подъезжая к обители, чувствуешь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители…»

Гоголь в Троице-Сергиевой лавре

«Я еду к Троице с тем, чтобы там помолиться о здоровье моей матушки, которая завтра именинница. Мой дух крайне изнемог; нервы расколеблены сильно. Чувствую, что нужно развлечение, а какое, - не найду сил придумать».
Н.В. Гоголь – С.П. Шевырёву. 30 сентября 1851 г

1 октября 1851 года, в день именин своей матери, Марии Ивановны, Гоголь из Абрамцева ездил к обедне в Лавру. Там он встретился с архимандритом Феодором (Бухаревым), с которым познакомился в 1848 году.

На обратном пути из Троице – Сергиевой лавры Гоголь заезжал за Ольгой Семёновной Аксаковой в Хотьковский Покровский монастырь. Вечером того же дня Гоголь написал письмо матери: «В день ваших именин, матушка, молился я у мощей святого Сергия о вас и о всех нас».

1852 г.

Кончина Гоголя.

Духовное завещание Гоголя

В духовном завещании обращается к «друзьям своим», т. е. ко всем русским людям: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом». Это последние слова , обращенные к нам: в них весь смысл его жизни, и он имел право их сказать, потому что заплатил за это право жизнью.

В духовном завещании сказано : «Я бы хотел, чтобы по смерти выстроен был храм, в котором бы производились поминки по грешной душе… Я бы хотел, чтобы тело мое было погребено если не в церкви, то в ограде церковной и чтобы панихиды по мне не прекращались».

Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учащихся)

Дата

Основные события

Произведения

Материалы

«Под защитой угодника Божия»

Рождение Н.В.Гоголя

Детство в Васильевке

Учеба в Нежинской гимназии высших наук

Начало творческого пути.

Гоголь в Петербурге

Гоголь в Германии.

Возвращение в Петербург.

Постоянно живет за границей (Германия, Италия).

Вышли в свет «Выбранные места из переписки с друзьями»

Заграничное путешествие в Иерусалим.

Гоголь в Оптиной Пустыни

Гоголь в Троице-Сергиевой лавре

Кончина Гоголя.

Духовное завещание Гоголя

III .Оглашение результатов работы групп

(один человек из каждой группы оглашает результаты, все остальные заполняют таблицы)

IV .Оценка результатов работы происходит путем заполнения «Оценочной карты урока».

Оценочная карта урока

Фамилия, имя учащегося ________________________________________________

Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Работа в группе

2. Устная работа на уроке

3. Активность и заинтересованность в течение всего урока

* На уроке, организованном по технологии обучения в сотрудничестве, оценку получает каждый учащийся.

V. Контроль и обобщение знаний, полученных на уроке

Методика ассоциаций.

Назовите ассоциации, которые вызывает у вас имя Н.В.Гоголя, допишите их в тетрадь.

VI . Рефлексия.

Стала ли личность Н.В.Гоголя вам ближе, понятнее или нет?

Сложно ли было находить нужный материал?

V I I. Домашнее задание . Прочитать об истории создания поэмы «Мертвые души»

Заключительное слово учителя.

«Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоления своей горести!» - сказал Н.В. Гоголь. Мы понимаем, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и темных сил за живую человеческую душу:

Мир сотворён, но ещё недосоздан.

Задан маршрут: через тернии к звёздам!

Зло и добро в роковом поединке переплелись.

Человек – посрединке.

И эта борьба – вечна.

Литература:

    Николай Гоголь. Духовная проза. Завещание. М. Медиа групп, 2014

    Дм. С.Мережковский. Гоголь. Творчество, жизнь и религия.

    Собрание сочинений Н.В.Гоголя

    http :// www . biblgorlov . ru / kraevedenie / pisateli / html / gogol /02. html

    http :// www . optina . ru / pub / p 02/

Заколдованное место на уроке в 5 классе. Это произведение является завершающей повестью второй части знаменитых Вечеров на хуторе близ Диканьки. Данную быль рассказывает дьячок Фома, а история о том, как дьявольская сила которая с легкостью может обморочить любого, как обморочила его деда. Давайте же познакомимся с пересказом Заколдованное место, чтобы познакомиться с сутью произведения.

Заколдованное место краткое содержание

Рассказ дьячка переносит нас в его детство. Было ему тогда около одиннадцати лет. Дед его был еще жив, был крепок и мог заниматься домашними делами. И вот, когда отец Фомы уехал с младшим братом в Крым, чтобы продать табак, дома остались дед с мамой и он с двумя братьями. В это время дед сажает у дороги баштан, где было все, что душа пожелает. Здесь и огурцы, и горох, и дыни, и репа, и арбузы. Сам он построил курень у баштана, чтобы иметь возможность стеречь его. Веселое тогда было время. По дороге за день проезжало очень много чумаков, которые делились историями. Заслушаешься. Особенно интересно было слушать знакомых деда, которые как вспомнят прежнее, как разольются.

Вот как-то проезжали мимо баштана знакомые старика. Остановились у нас, расселись возле куреня и, закурив свои люльки, давай рассказывать истории, не остановить их. Вот уже и полдник пришел. Дед угощает всех дынями, а внукам говорит танцевать казачка, да не удержался он и сам в пляс пошел. Танцевал так перед своими знакомыми, что только курева стояла, вот только в одном месте ноги становились деревянными. И как не пытался дед станцевать какую-то свою штуку, не получалось. Дойдет до заколдованного места и все, как вкопанный, а ведь не хотелось осрамиться перед знакомыми. Начал старик проклинать сатану. Дед даже смех услышал, думал, что кто-то из чумаков смеется. Обернулся, а он вообще в другом месте находится. Нет никого да и не день вовсе, а вечер уже. Стал рассматривать округу, оказалось, что он в другом конце села. Нашел дед тропинку и пошел домой. По дороге увидел какую-то могилку, где загорелась свеча, о потом и вторая. По поверьям, в таком месте зарыт клад. Вот и приметил старик место, бросив на могилу ветку, чтобы вернуться вновь. Пришел дед в курень и даже не поев, лег спать.

Уже рано утром отправился дед на поиски того самого места, где был он вчера, но не нашел. А тут еще и дождь начался. Словом, злой и промокший вернулся старик в курень и долго еще отзывался нелестными словами в сторону нечистой силы, которая посмеялась над ним. В новый день проснулся дед, как ни в чем не бывало, бродил по баштану, занимался делами.

Вечером дед захотел обкопать новое место для тыквы. Однако проходя мимо заколдованного места не удержался, вышел на середину и топнул ногой. И вновь на том самом месте оказался, куда и вчера попал. Вот и могилка, и голубятня, и гумно. Стал копать старик, докопал до котелка. При этом ему все время мерещились странные вещи, то баранья голова, то медведь, то птичка какая-то, а то и вовсе какое-то чудище нечистое. Да и ночь выдалась без звезд и месяца. Словом, стало жутко, хотелось было старику оставить котел, да вдруг все по-прежнему стало, и вроде как не было вокруг ничего странного. Подумал дед о том, что нечистая сила так над ним развлекается. Схватил дед котел и давай бежать, только на огороде попа смог перевести дух.

В это время к детям пришла мать, принесла ужин, а деда все нет и нет. Пришлось есть без него. Женщина убралась после ужина, а помои вылить некуда было. Тут видит, бочка надвигается, видимо, ребята шалят и толкают ее. В эту бочку женщина и вылила помои. Оказалось, это был дед, который теперь стоял весь облитый. Сам же он решил похвастаться кладом и дал казан, в котором оказался сор и дрязг.

С того времени дед не верил черту и внукам приказал не верить. Заколдованное место старик огородил и бросал туда разный сор. При этом, даже когда на этом месте землю засаживали другие, именно в странном месте никогда не родило, а если и вырастет что-то, то черт знает что.

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы, в семье небогатых помещиков - Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Отец писателя был автором нескольких комедий на украинском языке. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Интерес к литературе и живописи, а также актерский талант проявились уже в годы учебы. Большим увлечением многих воспитанников гимназии был любительский театр, одним из создателей которого был Гоголь. Он был талантливым исполнителем многих ролей, а также режиссером и художником, автором веселых комедий и сценок из народного быта.

В гимназии будущий писатель начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и записывать народные песни. Замечательные памятники устного поэтического творчества писатель собирал в течение всей своей жизни. Первые литературные опыты Гоголя относятся к 1823-24 годам. Через два года после поступления в гимназию он стал одним из активных участников литературного кружка, члены которого издавали сразу несколько рукописных журналов и альманахов: «Метеор литературы», «Звезда», «Северная заря» и др. В этих изданиях печатались первые повести, критические статьи, пьесы и стихи начинающего писателя.

Окончив гимназию, Гоголь уехал в Петербург и через год поступил на государственную службу, а затем стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период Николай Васильевич познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым и А.С. Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние. Гоголь считал себя учеником и последователем великого поэта. Наряду с Пушкиным, большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя оказали романтическая поэзия и проза декабристов.

В 1831-32 годы вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве - песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех. Появление «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по словам Пушкина, было необыкновенным явлением в русской литературе. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.

1832-33 годы явились переломным этапом в жизни писателя. Это было время настойчивых поисков новых тем и образов, подсказываемых жизнью. В 1835 году были изданы два сборника: «Миргород» и «Арабески», которые принесли Гоголю еще большее признание. В сборник «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Одновременно с этим продолжалась работа над «Петербургскими повестями» - циклом произведений, посвященных петербургской тематике. Первые наброски цикла относятся к 1831 году. Самая значительная из повестей петербургского цикла - «Шинель» - была завершена в 1841 году.

В 1836 году, в Александринском театре, состоялось первое представление комедии «Ревизор», в которой автор безжалостно высмеивает чиновников и поместное дворянство. Персонажи комедии были типичны для всей России того времени, и многие зрители, впервые увидевшие комедию, считали, что автор высмеивает именно их город, их чиновников, помещиков и полицейских. Но далеко не все приняли комедию благожелательно. Представители чиновничьей бюрократии увидели в комедии угрозу. На страницах журнала стали появляться статьи, обвинявшие автора комедии в искажении действительности. Те, кто узнал в героях комедии себя, утверждали, что ее содержание сводится к старому пустому анекдоту.

Критические отзывы глубоко травмировали Гоголя. В последующие годы он продолжал усиленно работать над композицией пьесы и образами героев. В 1841 году комедия в значительно переработанном виде была вторично издана отдельной книгой. Но и эта редакция показалась писателю несовершенной. Только шестой вариант «Ревизора» Гоголь включил в четвертый том своих «Сочинений» 1842 года. Но в этом виде комедия, из-за цензурных препятствий, была поставлена на сцене только через 28 лет.

Почти одновременно с первой редакцией «Ревизора» был опубликован первый номер журнала Пушкина «Современник», в подготовке которого Гоголь принимал активное участие. В одной из своих статей он выступил с критикой редакционных изданий, после чего нападки со стороны правящих сословий заметно ожесточились.

Летом 1836 года Гоголь решил на время уехать за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии. В последующие годы он два раза возвращался на родину - в 1839-40 гг. и в 1841-42 гг. Гибель А.С. Пушкина глубоко потрясла писателя. К этому времени относится начало его работы над поэмой «Мертвые души». Незадолго перед дуэлью Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, и писатель считал свое произведение «священным завещанием» великого поэта.

В начале октября 1841 года Гоголь приехал в Петербург, а через несколько дней выехал в Москву, где продолжал работать над «Мертвыми душами». В мае 1842 года вышел в свет первый том «Мертвых душ», а в конце мая Гоголь вновь отправился за границу. Российские читатели, познакомившиеся с новым творением Гоголя, сразу же разделились на его сторонников и противников. Вокруг книги разгорелись горячие споры. Гоголь в это время отдыхал и лечился в небольшом немецком городке Гастейне. Волнения, связанные с изданием «Мертвых душ», материальная нужда, нападки критики стали причиной духовного кризиса и нервной болезни.

В последующие годы писатель часто переезжал с одного места в другое, надеясь, что перемена обстановки поможет ему восстановить здоровье. К середине 40-х годов духовный кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений. В 1847 году был издан цикл статей писателя в форме писем под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». Главная мысль этой книги - необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением. Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857).

Последние годы своей жизни Н.В. Гоголь прожил одиноко. В 1848 году писатель намеревался осуществить свою главную мечту - поездить по России. Но на это уже не было ни средств, ни физических сил. Он побывал в родных местах, полгода жил в Одессе. В Петербурге познакомился с Некрасовым, Гончаровым и Григоровичем, в апреле 1848 года совершил паломничество в Святую землю к гробу Господню, но большую часть времени проводил в Москве. Несмотря на болезнь, писатель продолжал трудиться, так как в литературе видел смысл своей жизни.

В последние годы все мысли Гоголя были поглощены вторым томом «Мертвых душ». В начале 1852 года у писателя обнаружились признаки нового душевного кризиса, он отказался от пищи и медицинской помощи. Состояние его здоровья ухудшалось с каждым днем. Однажды ночью, во время очередного приступа, он сжег почти все свои рукописи, в том числе и законченную редакцию второго тома «Мертвых душ» (сохранились в неполном виде лишь 7 глав). Вскоре после этого писатель скончался и был погребен в Свято-Даниловом монастыре. В 1931 году останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище. Незадолго до смерти Гоголь сказал: «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…». И он оказался прав. Около двухсот лет прошло со дня смерти великого русского писателя, но его произведения и сегодня занимают почетное место в ряду шедевров мировой классики.

Выбор редакции
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...

У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...

Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...

Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...