Как грин определил жанр своего произведения. Урок по литературе А.Грин Алые паруса


«Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и тем, кто считает, что грезы не сбываются, а мечтать бесполезно. Произведение покоряет необычными образами и волшебным сюжетом. Изучают его в 6 классе, но многие читатели возвращаются к нему во взрослом возрасте, чтобы еще раз очутиться в мире доброты и сказок. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку. В разборе представлены наиболее важные пункты литературного анализа по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1916 - 1920.

История создания - Замысел произведения появился в 1916 г. Прогуливаясь по петербургским улицам, в витрине одного из магазинов А. Грин заметил игрушечный корабль с белыми парусами. Так в его воображении начали создаваться образы будущего произведения. Работу над ним писатель завершил в 1920 г., а отдельной книгой издал в 1923 г.

Тема - В произведении можно выделить несколько главных тем - сбывшаяся мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

Композиция - Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

Жанр - Повесть-феерия.

Направление - Неоромантизм, символизм.

История создания

История создания повести необычная. О том, как возник ее замысел, А. Грин записал в черновиках к роману «Бегущая по волнам» (1925 г.) Как-то во время одной из прогулок по Петербургу писатель остановился у витрины магазина. Там он увидел игрушечный кораблик под белыми парусами. В его воображении начали возникать образы, события. Писатель подумал, что неплохо было бы превратить белые паруса в алые. «…Потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься».

Работа растянулась на 4 года. Однако исследователи утверждают, что год написания повести - 1920. Тогда автор завершил предварительную работу, но еще некоторое время вносил в произведение правки.

В мае 1922 г. на страницах газеты «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй». Отдельной книгой «Алые паруса» были изданы в 1923 г.

Тема

Анализируемая повесть - необычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время активно развивалась революционная тематика. Темы «Алых парусов» - заветная мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

Начинается произведение с рассказа об отце главной героини – Лонгрене. Мужчину недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса.

Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты.

В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремленный и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном.

Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах. Грэй решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне. Мечта девушки стала реальностью, а вместе с тем исполнилось предсказание о необыкновенном вине, которое должен был найти Грэй.

В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести . Паруса - символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.

Сюжет помогает определить идею . А. Грин показывает, что мечты сбываются, главное в них верить.

Основная мысль : мнение окружающих часто ошибочное, нужно жить так, как подсказывает сердце. Сохранять светлую мечту вопреки обстоятельствам - вот чему учит писатель.

Композиция

В «Алых парусах» анализ следует продолжить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии, помогающем вникнуть в суть главной проблемы. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Экспозиция повести - знакомство с отцом Ассоль и самой главной героиней. Завязка - предсказание незнакомца о встрече с принцем. Развитие событий - рассказ о мечтах Ассоль, история Грэя. Кульминация - Грэй слушает рассказы о «полоумной» Ассоль. Развязка - Грэй забирает Ассоль на своем корабле. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

Особенность композиции в том, что каждая глава произведения относительно завершенная, подталкивает к определенным выводам.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - повесть-феерия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки феерии: волшебные события, необычные, несколько сказочные образы, победа добра над злом.

В повести А. Грина «Алые паруса» есть признаки двух направлений - неоромантизма (главные герои чувствуют себя не такими, как все), символизма (образы-символы играют важную роль для реализации идейного звучания). Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить произведение к сказкам.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 1404.

1 из 5

Презентация - Кроссворд по повести А. Грин «Алые паруса»

2,474
просмотра

Текст этой презентации

1
2 3
4 5 6
7 8
9 10 11
12 13 14
15

ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Кто истинные друзья Ассоль? 3. «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине 4. Последняя фраза повести: «Циммер…сидел …и думал о …». Произнесите последнее слово книги А.Грина. «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»… Как называется деревня, где развиваются события повести? 8. «Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег..» О ком речь? 11. С кем играл в детстве Артур Грей 13. «Победа на твоей стороне, плут». Кто сказал эти слова? 14. Как звали жену Лонгрена? ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 2. Как назывался новый корабль Грея? 7. Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику: «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь, что…» 9. Чей портрет перед нами: « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно легка и чиста…» 10. «С тех пор так ее и зовут…» А как звали Ассоль в Каперне? 12. Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это? 14. Кто рассказал Грею историю Ассоль? 15. Как А.Грин определил жанр своего произведения?

Д
С Е К Р Е Т Е
О Р
С Р Ш К Е
Ч З А Ц В Е Т Е Т А Л В
А Б Л П О Ь
А С С О Л Ь К О Р А Б Е Л Ь Н А Я
Т Ь Д Р Г
Э Г Л Ь И М Е Н Н Е Р С
О Е Н Э А Е
П Р Н
Ф Е Е Р И Я

http://img01.chitalnya.ru/upload2/379/699789395555853824.jpg - фон http://img-fotki.yandex.ru/get/5801/mangiana.cc/0_4f1f4_9b7535ee_M - корабль
Использованные ресурсы

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Вот и прочитано одно из самых известных и, пожалуй, самых интерсных произведений Александра Грина. Вот и викторина подоспела. Отвечать обязательно всем шестиклассникам. Оценка будет поставлена в журнал! Срок до 27 марта 2012 г. Ответы сдавать в бумажном варианте в школе.


Вопросы для викторины

  1. Как А.Грин определил жанр своего произведения?
  2. Как звали жену Лонгрена?
  3. Где развиваются события повести?
  4. «В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер?
  5. «Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег..» О ком речь?
  6. «Он стал работать…» Чем занялся Лонгрен?
  7. «Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены?
  8. «…разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой? На чей вопрос он отвечает? . Какой это был вопрос?
  9. Что было любимым развлечением Ассоль?
  10. Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это?
  11. Чей портрет перед нами: « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительнолегка и чиста…»
  12. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль?
  13. А что же произойдет однажды утром?
  14. Почему, как вы думаете, рассказ о жизни Ассоль ведется параллельножизнеописанию Грея?
  15. «Отец и мать Грея были надменные невольники своего положения…» Чем отличался от них Артур Грей ?
  16. Почему Грей испортил картину, изображавшую распятие?
  17. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? (
  18. Какую роль сыграл Грей в судьбе Бетси?
  19. С кем играл в детстве Артур Грей?
  20. «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине?
  21. Продолжите фразу: « Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….»
  22. Продолжите фразу: «Капитан»Ансельма»…заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грей скажет ему…»
  23. «Победа на твоей стороне, плут». Чьи это слова? К кому они обращены?
  24. Кто молился такими словами: «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных…»
  25. Как назывался новый корабль Грея?
  26. «Капитан выбрался на открытое место…и увидел здесь…» А что же увидел капитан Грей?
  27. Кто рассказал Грею историю Ассоль?
  28. «С тех пор так ее и зовут…»А как звали Ассоль в Каперне?
  29. Продолжите фразу: « …В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса…, другая -….»
  30. Кто истинные друзья Ассоль?
  31. «Чья это шутка?Чья шутка?» О чем спрашивает Ассоль? Как на ее пальце появилось кольцо?
  32. «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»… О чем речь?
  33. Сколько метров алой материи купил Грей?
  34. Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику: «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь,что…»
  35. Завершите предложение: « благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы …»
  36. Продолжите фразу: « Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо…»
  37. «Счастье сидело в ней пушистым котенком…» Когда счастье поселилось в сердце Ассоль?
  38. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле?
  39. Как Летика назвал Ассоль?
  40. Последняя фраза повести: «Циммер…сидел …и думал о …». Напишите последнее слово книги А.Грина .

Конспект урока

в 7 классе

по литературе.

Тема урока : «В ожидании чуда…(По произведению А.Грина «Алые паруса».

Цели урока: 1 . Диагностика прочтения произведения.

2. Развитие устной речи учащихся.

3. Обучение умению давать точный и исчерпывающий ответ на

Вопрос.

4. Развитие умения выделять главное, систематизировать и

Обобщать прочитанное .

Тип урока: урок-викторина.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Викторина по прочитанному произведению.
  3. Подведение итогов урока.
  4. Д/З.

Конспект урока.

  1. Оргмомент.

Когда мы открываем такую книгу, как «Алые паруса» Александра Грина, мы прикасаемся к очень популярному произведению. Андрей Богословский написал оперу «Алые паруса», многие поэты писали стихи по мотивам книги Грина, а стихотворение Сергея Норовчатова так и называется «Алые паруса». Великолепна и экранизация, она также очень популярна. И дело, конечно, не только в игре замечательных актеров: Василия Ланового, Анастасии Вертинской. «Алые паруса» обладают очарованием, присущим не всякому произведению искусства.

  1. Викторина .
  1. Как А.Грин определил жанр своего произведения? (феерия )
  2. Как звали жену Лонгрена? (Мери )
  3. Где развиваются события повести? (На берегу моря, в Каперне )
  4. «В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер? (продрогла и заболела Мери пошла в Лисс, заложила кольцо и раздобыла немного денег. Она помокла...)
  5. «Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег..» О ком речь? (О Лонгрене ).
  6. «Он стал работать…» Чем занялся Лонгрен? («Скоро в городских магазинах появились его игрушки…»
  7. «Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены?(Лонгрен говорит Меннерсу)
  8. «…разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой? (О жителях Каперны .) На чей вопрос он отвечает? (Вопрос Ассоль ). Какой это был вопрос? (Почему нас не любят ?)
  9. Что было любимым развлечением Ассоль? (Забраться на колени к отцу и слушать рассказы его о людях и о жизни.)
  10. Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это? (Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.)
  11. Чей портрет перед нами: « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно легка и чиста…» (Ассоль)
  12. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль? (Эгль).
  13. А что же произойдет однажды утром? («… в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе…»)
  14. Почему, как вы думаете, рассказ о жизни Ассоль ведется параллельно жизнеописанию Грея? (Автор готовит читателя к мысли о том, что судьбы этих героев переплелись не случайно.)
  15. «Отец и мать Грея были надменные невольники своего положения…» Чем отличался от них Артур Грей ? (Живой душой.)
  16. Почему Грей испортил картину, изображавшую распятие? («Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу.»)
  17. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? (Бетси обварила руку, а Грей специально ошпарил себе руку, чтобы почувствовать, как больно девушке .)
  18. Какую роль сыграл Грей в судьбе Бетси? (Он дал ей денег, чтобы она могла выйти замуж за любимого человека.)
  19. С кем играл в детстве Артур Грей? (Один)
  20. «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? (Корабль )
  21. Продолжите фразу: « Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….» («… тайно покинул дом…»)
  22. Продолжите фразу: «Капитан»Ансельма»…заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грей скажет ему…» (Я хочу к маме …)
  23. «Победа на твоей стороне, плут». Чьи это слова? К кому они обращены? (Капитана Гопа, к Грею).
  24. Кто молился такими словами: «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных…» (Мать Грея.)
  25. Как назывался новый корабль Грея?(«Секрет»)
  26. «Капитан выбрался на открытое место…и увидел здесь…» А что же увидел капитан Грей? (Спящую Ассоль).
  27. Кто рассказал Грею историю Ассоль? (Меннерс,длинный молодой парень…)
  28. «С тех пор так ее и зовут…» А как звали Ассоль в Каперне? (Ассоль Корабельная .)
  29. Продолжите фразу: « …В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса…, другая -….» «…живое стихотворение
  30. Кто истинные друзья Ассоль? (Это крупные старые деревья)
  31. «Чья это шутка?Чья шутка?» О чем спрашивает Ассоль? Как на ее пальце появилось кольцо? (Грей одел ей кольцо, пока она спала.)
  32. «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»… О чем речь? (О алом шелке, купленном Греем.)
  33. Сколько метров алой материи купил Грей? (Две тысячи метров .)
  34. Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику: «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь,что…» («.. она зацветет.»)
  35. Завершите предложение: « благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы …» («…делать так называемые чудеса своими руками.»)
  36. Продолжите фразу: « Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо…» («Новая душа будет у него и новая у тебя».)
  37. «Счастье сидело в ней пушистым котенком…» Когда счастье поселилось в сердце Ассоль? (Когда она увидела Грея.)
  38. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле? («Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»)
  39. Как Летика назвал Ассоль? (Лучшим грузом, лучшим призом «Секрета»)
  40. Последняя фраза повести: «Циммер…сидел …и думал о …». Произнесите последнее слово книги А.Грина .(«…о счастье.»)

Мы знаем множество произведений, посвященных любви, но ни одно из них так не трогает душу, как повесть-феерия А. Грина “Алые паруса”. Умением самоотверженно любить обладает далеко не каждый. Это чувство только тогда дает росток и расцветает во всей своей красе, когда в душе человека нет злобы, жадности, подлости, расчетливости и лживости. Таков моряк Лонгрен. Потеряв жену, он сосредоточил “все Помыслы,

Недавно, я прочитал романтическую повесть Александра Грина “Алые паруса”. А. Грин прожил очень тяжелую жизнь. Бывал он и в тюрьме, и отправлялся в ссылку, но оттуда сбежал. Именно, тогда А. Грин начал писать повесть “Алые паруса”, а в 1920 году он ее окончил. Это самое знаменитое произведение А. Грина. Писатель определил жанр своего произведения как “феерия”. Повесть начинается, как и

“Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на

Сегодняшняя жизнь не балует нас романтикой, чем-то приподнятым. Мы задыхаемся в будничных заботах и, вдруг сознавая это, подводим глаза к небу и словно поднимаемся. Но хватает нас ненадолго: обыденщина имеет свойство затягивать. И все реже и реже засматриваешься в голубую высоту или на яркие звезды. И приходится самого себя трясти, иначе рискуешь окончательно утонуть в быту и повседневных заботах. Своеобразным

Вторая часть повести “Алые паруса” начинается такими словами “Если Цезарь находил, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме, то Артур Грэй мог не завидовать Цезарю в отношении его мудрого желания. Он родился капитаном, хотел быть им и стал им. С восьмилетнего возраста Артур Грэй “все делал своими руками”. Когда стало известно, что перед ним стоит цель –

Романтическая повесть “Алые паруса” – одно из лучших произведений Александра Грина. Путь к созданию этой повести был долгим. Автор неоднократно изменял и переписывал текст, пока добился желаемого. Он стремился создать идеальный мир, где живут прекрасные герои и где любовь, мечта, сказка способны победить грубость и черствость. И достиг своей цели. Писатель изобразил “необычайные обстоятельства, в которых должно было свершиться нечто

Александр Грин написал замечательную повесть “Алые паруса”. В этой повести он не старался показать нам чудо, сказку, волшебство. Писатель хотел сказать, что они бывают, дать нам надежду на чудо. Маленькая девочка по имени Ассоль однажды встретилась с Эглем, который сказал ей, что во взрослой жизни к ней приплывет прекрасный принц, на огромном корабле, над которым будут развеваться алые паруса. С

В рассказе А. Грина “Зеленая лампа” повествуется об удивительной судьбе бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненном падении богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего. Это рассказ-притча. В нем есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска. Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой

Пожалуй, в не меньшей степени, чем Грэй, Ассоль внушает веру в успех, несет горение удачи. В душе Грэя уживались два человека. И в душе Ассоль жили две Ассоль, “перемешанных в замечательной прекрасной неправильности”. Одна была дочь матроса, ремесленника, умевшая мастерить игрушки, прилежно шить, стряпать, мыть полы. Другая, та, которую Грин называл живым стихотворением “со всеми чудесами его созвучий и образов”,

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...