Кайлас: обзор и сравнение маршрутов. Сакральный тибет и кайлас кора с русским гидом


Паломничество в Тибет в Лхасу и к горе Кайлас связано не только с преодолением географических барьеров, но и политических. Это, можно сказать, первый этап отбора тех, кому по-настоящему хочется попасть в это место. Хороши такие поездки коллективом, так как можно задерживаться в понравившемся месте и уединяться для медитации.

Поездка на Кайлас - это особый тур . У любого человека своя цель, в большинстве случаев это слишком личное, чтобы рассказывать кому-то ещё. Но общая цель у всех паломников - принести пользу миру при помощи совершенствования своего сердца и души. В таких местах силы начинают обостряться все эмоции: как положительные, так и отрицательные. Места Силы могут дать людям не только энергию, но и затянуть, погрузить в себя. Именно по этой причине поездка, настрой группы и работа с Местом крайне важны.

Главные плюсы путешествия по Тибету

  1. Можно совершить кору (обход) вокруг Кайласа, духовно очищаясь.
  2. Познакомиться с древней религией мира.
  3. Осознать и улучшить общую карму.
  4. Поговорить с буддистами, жителями Тибета и монахами.
  5. Посетить храмы, которые сравнимы по размерам с городом.
  6. Побывать в местах, которые наиболее приближены к небесам.

Почти каждый год Тибет закрывается с пришествием февраля , а также в марте (в 1959 году в марте здесь часто происходили Тибетские восстания), кроме этого, дата подъёма шлагбаума в апреле точно не может быть известна заранее. Это очень сильно влияет на процесс организации поездок в Тибет на майские праздники, так как процесс оформления пермитов (специальных разрешений) для въезда в Тибет занимает много времени, а покупать билет на самолёт и бронировать номер в гостинице нужно заранее и оплачивать задолго до поездки.

Кроме указанных месяцев года, в некоторых случаях Тибет закрывается и в другое время года без особых на это оснований, и туристов об этом не предупреждают. При всём этом, если у вас уже есть готовый пермит в Тибет, то он, как правило, может позволить вам совершить поездку по этому маршруту, даже если он закрыт для посещения.

Попасть на территорию Тибета можно, проехав через Китай или же через Непал, при всём этом процедура оформления документов на въезд на территорию страны в обоих случаях будет различаться. До этого времени к Кайласу также продвигались разные паломники из самой вверх по Инду - к примеру, экспедиция Рериха, но по причине политических ситуаций в настоящее время такой возможности нет и в ближайшем будущем не будет.

В любом случае, в тот момент, когда вы продвигаетесь по Китаю, с самого начала вам стоит получить , отправить её копию принимающей фирме на территории Тибета, а там уже после предварительной проверки органами безопасности страны произойдёт соответствующий групповой пермит. Такой оригинал пермита будет отослан с сургучной печатью специальной курьерской почтой в порт вашего въезда на территорию страны. Именно здесь вы и сможете получить пермит от представителя принимающей стороны.

Без наличия пермита вас попросту не смогут допустить к посадке на данный рейс либо в поезд, который отправляется в Лхасу. У такой бюрократии есть и свои заметные минусы: в некоторых случаях порядок выдачи специальной визы и пермита изменяется, особенно часто такое может происходить в консульствах , которые располагаются в Петербурге. Но эту проблему можно решить, если наладить контакт с партнёрами из Тибета. Главным достоинством является то, что можно ехать в Лхасу буквально сразу по прилёте на территорию Китая, если, конечно же, позволяет это сделать стыковка.

Минимум за две недели до осуществления выезда стоит послать принимающей стороне все копии ваших паспортов. Именно при помощи их в Лхасе будет готовиться тибетский пермит, который будет заранее отдан КНР в .

После того как вы прибудете на территорию этой страны, вы сразу же получите визу Непала в аэропорту (стоимость начинается от 25 долларов и зависит от срока пребывания на территории страны, что будет определяться маршрутом). Далее отдаёте через фирму свои паспорта на территорию посольства, а на следующий день (важно, чтобы он был рабочим) получаете свой документ назад уже с готовыми визами. Посольство принимает и выдаёт свои документы каждый понедельник, среду, а также пятницу с девяти часов и до двенадцати. Именно по этой причине стоит заранее распланировать время своего приезда в страну.

Сегодня на территорию Кайласа можно прибыть, воспользовавшись несколькими маршрутами.

Прибытие в страну через Китай, паломничество на Кайлас

Через Непал (Катманду)

Обратно можно добираться, используя для этого сразу несколько вариантов:

Особенности маршрута

Тибетское плато обладает средней высотой около 4500 метров , высота Лхасы в центре города доходит до 3 600 метров, а на коре поблизости с Кайласом можно найти перевал Дрома-ла, который обладает высотой около 5600 метров (это примерная высота Эльбруса). Именно по этой причине главный вопрос для путешественника в Тибете - это правильная и постепенная акклиматизация к условиям высоты. Без такой акклиматизации тому, кто привык приживать на территории низины, на высоте станет не просто плохо, а потребуется срочная медицинская помощь и транспортировка для спасения жизни.

Активная акклиматизация -это самый эффективный способ. Если вы просто находитесь в транспорте, который совершает подъём на большую высоту, то это будет равняться тому, что вы нырнёте в воду без акваланга. Как долго ваш организм сможет терпеть? Именно по этой причине следует двигаться при любой возможности, но при этом не сильно увлекаясь, так как таким методом можно быстро сбить ритм сердцебиения, а также нормальное дыхание.

Именно в этом месте и расположено одно из чудес света - это Потала, которая раньше был зимним дворцом самого Далай-Ламы, и древний и священный храм для буддистов в Тибете - Джокханг (VII век).

Перелёт

Перелёт в Лхасу значительно экономит время , а также позволяет в рамках тура провести в столице Тибета больше времени. Путешествие в Лхасу с использованием поезда по недавно достроенной китайцами железной дороге из Пекина длится около двух дней (45 часов). Если рассматривать особенности маршрутов, то такое путешествие даёт возможность рассмотреть более подробно Китай, осмотреть инженерные сооружения и строительство, но при этом самые сложные тоннели в высоких горах проезжаются именно в ночное время.

С помощью железной дороги с 2014 года можно добраться даже до Шигадзе. Но в это время вы не сможете увидеть Гьянцзы и Шалу, которые, конечно же, стоят внимания путешественника, ко всему прочему, вы акклиматизируетесь намного хуже, так как ускорите продвижение к Кайласу на целый день. Теоретически на обратном пути для разнообразия можно пересесть в Шигадзе из автотранспорта на поезд для того, чтобы оценить инженерию и постройки китайских рабочих. Но за такое придётся заплатить дополнительные деньги, так как автомобиль с вашими вещами всё равно должен будет вернуться в Лхасу по параллельной дороге.

Заезд по территории Лхасы (как из Китая, так и из Непала) даёт туристу возможность познакомиться с великой столицей Тибета. В это время на протяжении двух-трёх дней и происходит процесс более эффективной акклиматизации, так как туристу приходится ходить по различным храмам, а также взбираться на откосы Поталы.

При въезде на территорию страны через Непал процедура с различными бумагами проходит намного легче, но при этом требует прибытия в Катманду за 2−3 дня до продолжения своего маршрута в Тибет. Именно по этой причине путешественнику стоит проезжать именно через территорию Непала.

В этом году моя мечта побывать в Тибете и увидеть священную гору Кайлаш осуществилась. Поехать в Тибет самостоятельно в настоящее время нельзя – таковы правила принятые китайской стороной для посещения Тибета или Тибетского автономного района (официальное название). Но поехать в Тибет возможно через турагенство, в составе туристической группы. Я поехал через тур оператора «Кайлаш» так как много раз пользовался его услугами и знаю не понаслышке о надёжности кампании и профессионализме команды, которая в ней работает. Спасибо им за то, что эта поездка стала возможной, отдельное спасибо нашему гиду Смирнову Семёну. На этом моё небольшое отступление закончено.
Маршрут нашего путешествия в Тибет начинался в Непале. Местом сбора группы был город Катманду столица Непала. Вместе с гидом Смирновым Семёном наша группа состояла из 10 человек.

1.Фото группы.

За два дня, которые мы провели в Катманду до отлёта в Тибет, мы посетили места, являющиеся обязательными для туристов и тех, кто впервые в Непале. Это позволяет познакомиться и немного понять культуру народов населяющих Непал. У некоторых европейцев окружающая действительность поначалу вызывает небольшой культурный шок, но спустя несколько дней большинство путешественников относится к этому уже спокойно.


2.фото площадь Дурбар

Я уже бывал в Непале, и из того что я видел в Катманду мне более интересны и созвучны места, где находится ступа Сваямбунатх и комплекс Пашупатинатх. Расскажу немного об этих местах.
Ступа Сваямбунатх расположена на вершине холма. Примечательно, что это место почитается в индуизме, буддизме и религии Бон. Первые святилища на этом месте согласно легендам появились очень давно. Здесь на этом месте религии мирно сосуществуют друг с другом: есть индуистский храм и буддистские святыни принадлежащие разным школам. Пуджари из индуистского храма может благословить буддистского монаха и это выглядит органично.


3.фото Ступа Свямбу


4.фот оСтупа Свямбу


5. фото индуист благословляет буддиста

Комплекс с храмом Пашупатинатх расположен на берегах священной для индуистов реки Багмати. Не ошибусь, если скажу, что комплекс является центром индуизма Катманду. И переоценить его значение для индуизма трудно. Вход в главный храм комплекса Пашупатинатх открыт только для хинду, остальным остаётся смотреть на него со стороны. Но и этого достаточно для того чтобы понять – это очень сильное место. На берегу реки Багмати находятся места для кремации тел умерших. Отношение к жизни и смерти у индуистов отличается от общепринятого в западных странах. Если коротко, то его можно выразить в следующем. Реинкарнация знание о том, что душа – сознание человека бессмертна. Смерть – это состояние между рождениями в земном теле, о котором многие из нас не помнят. Человек проживая множество жизней, набирает нравственный опыт, и следующее рождение будет обусловлено в соответствии с его поступками и устремлениями. Это закон кармы, закон соответствий. Тело является вместилищем души – сознания и инструментом познания мира. Когда человек выполнил своё предназначение или тело износилось, тогда наступает физическая смерть. Для того чтобы душа –сознание могла быстро покинуть физический мир и соединиться с Богом- Абсолютом не привязываясь к телу и отсечь привязанности в разных религиях существуют ритуалы, которые помогают душе–сознанию пройти этот путь. Внешне они могут различаться, но суть их одна, будь то кремация, похороны или небесные похороны – скармливание грифам, которое практикуется в Тибете.


6.фото Пашупатинатх


7.фото статуя Буйвола напротив храма Пашупатинатх на котором ездил Шива


8.фото площадки для кремации тел умерших


9.фото в ожидании кремации

Поднявшись выше Пашупатинатха по течению можно увидеть пещеры, в которых бывали и медитировали Марпа и его ученик Тилопа. На этом наше пребывание в Катманду заканчивалось.


10.фото пещера Тилопы

На следующий день мы вылетали в Тибет, в Лхасу. Пролетая над Гималаями, нам посчастливилось увидеть вершину самой высокой горы на земле – Эверест.


По прилёту в Лхасу, сразу же погрузившись в автобус, мы поехали в место, где находиться буддийский монастырь Самье. Рядом с монастырём находиться гора по легенде именно здесь происходил поединок между Падмасабхавой и боннским жрецом, в результате которого Падмасабхава победил. Лично мне трудно представить, что просветлённый Падмасабхава и, не менее просветлённый боннский жрец могли соперничать друг с другом. Здесь на вершине есть хороший храм защитников.


С вершины открывается красивый вид на монастырь Самье, который построен в виде мандалы. Монастырь большой и красивый, в некоторых храмах монастыря ведутся восстановительные работы. Первое чувство которое испытываешь входя в главный храм монастыря – это мощь и она физически ощущается. И вообще с этого места у меня появилось ощущение – я в Тибете и я как то успокоился – все приехал. В комнате защитников над дверью находится часть чучела питона. Откуда его взяли – для меня это загадка! Вероятно, привезли из Индии. Правда, фотографировать его не разрешили. Зато в других местах фотографировать было можно. Для тех, кто будет в Тибете: монастырь Самье, по моему мнению, обязателен для посещения.




14.фото монастырь Самье в главном храме


15.фото монастырь Самье храмзащитников

Дальше нашп уть лежал в Лхасу столицу Тибета. В настоящее время в Лхасе ведётся интенсивное строительство, и Лхаса становится современным городом. Влияние Китая не заметить трудно. Дворец Далай Ламы Потала сейчас является музеем. Раньше в нем были сосредоточены духовная и светская линии власти Тибета. Посетителей много и это неудивительно. Другое значимое место в Лхасе - это монастырь Джоканг, который не утратил своего значения до сих пор. В нем живут монахи и ведутся службы. По легенде, на месте где находится монастырь Джоканг, раньше было озеро. Дворец Далай Ламы Потала и монастырь Джоканг, наряду с монастырём Самье, являются сильными местами, которые мы посетили, не смотря на то что во дворце Далай Ламы нет монахов и религиозные обряды не проводятся. Религиозные сооружения и те артефакты, которые в них находятся нужно использовать по их прямому назначению и теми, кто умеет это делать. Иначе они могут превратиться в экспонаты. Примеров этому много. В западных музеях артефактов и предметов культа, которые стали экспонатами - масса. Религия не должна быть застывшей и отделённой от людей. Она должна жить и служить на благо людям. Тогда духовные традиции будут сохранены и приумножены.





Монастырь Драк Йерпа кроме буддизма связан и с религией бон, которая была основной религией Тибета до прихода буддизма. Пещеры, в которых в практиковали боннские мастера, находятся выше основного монастыря. Чтобы добраться до них нужно затратить около двух дней и необходимо снаряжение, как сказал наш тибетский гид. Думаю, уже ни для кого не секрет, что тибетский буддизм стал таким, какой он сейчас есть еще и благодаря тому, что многое перенял от религии бон. Конечно, этот процесс был взаимным. Говорят, что сверху местность, где располагается монастырь, напоминает по очертаниям фигуру богини Тары. Здесь есть место для ритуала небесных похорон. Насколько мне известно, в настоящее время китайские власти запрещают тибетцам проводить этот ритуал.



Следующая точка нашего путешествия – монастырь Пелкор Чоде и ступа Кумбум. В монастыре хорошая комната защитников, лица некоторых защитников закрыты. Их открывают только в какието важные моменты. Когда это происходит, решают в монастыре. Я попробовал сфотографировать лицо одного защитника, но фотоаппарат не смог сфокусироваться. Ступа Кумбум имеет 108 комнат, в каждой комнате находится статуя божества, символизирующего тот или иной аспект божественной природы.




Монастырь Шигадзе резиденция Панчен Ламы второго по значимости духовного лица Тибета после Далай Ламы. В настоящее время его местонахождение достоверно неизвестно.

Добравшись до озера Манасаровар, мы, оставив вещи в гестхаусе, пошли прогуляться на озеро. На подъезде к озеру Манасаровар впервые появляется священный Кайлас. В нашей группе был геолог Юлия Волкова из С-Петербурга. Если возникали вопросы, касающиеся геологии, всегда можно было узнать мнение специалиста. Озеро Манасаровар по словам Юлии с геологической точки зрения имеет ледниковое происхождение. Оно очень красивое. Его окраска меняется в зависимости от освещения. Вода в озере прохладная, но некоторые из нас окунулись. Былоздорово! Рядом с озером на вершине горы находится монастырь Чиу, в котором есть пещера, где так же бывал Падмасабхава и оставил отпечаток ноги. Падмасабхава почтил своим присутствием много мест. Он не только один из самых почитаемых святых в буддизме, но и великий путешественник. Рядом с монастырём находятся горячие источники, в которых за умеренную плату можно принять ванны. В полнее комфортно! В прямой видимости от озера Манасаровар находится озеро Ракшас.


24.фото озеро Манасаровар



На следующий день мы выехали в Дарчен. Дарчен -место куда стекаются паломники со всего Тибета и других стран. Это последняя остановка перед началом коры. Внутреннее волнение достигает максимума! Завтра начнется кора, то ради чего мы все сюда приехали. В каждой религии есть свои значимые места, посещение которых оказывает мощное воздействие на человека. В исламе – это совершение хаджа, в христианстве –посещение местс вязанных с жизнью Иисуса Христа, в индуизме, буддизме и религии бон одним из таких мест является гора Кайлас и совершение обхода вокруг Кайласа. Многие верующие, особенно из Индии и других стран, готовятся к этому не один год. Район Кайласа до сих пор трудно доступен в силу различных обстоятельств, включая его отдалённость и действие китайских властей, которые периодически закрывают доступ к священной горе. Совершение обхода лучше делать не в зимний период. О том, что такое Кайлас и прилегающая к нему местность известно с давних времён. Символ Кайласа можно увидеть в каждом индуистском храме – это Шивалингам. Если посмотреть на район горы сверху, сомнения отпадают сами собой. И то,что Шивалингам поливают молоком во время ритуалов… Вспомните о молочных реках! В индуизме, буддизме, джайнизме и религии бон –это место является местом обитания Божеств. Легенды о мироустройстве тоже указывают на это место. Тут выдумывать ничего не надо! Просто нужно прочитать, что говорят об этом месте в религиозных текстах. Тем более, что данная информация не является секретом.


Проснувшись и позавтракав затемно, пройдя по центральной улице Дарчена, дойдя до его окраины, мы вышли на тропу. Начинало светать. Вместе с паломниками наша группа начала свой путь. Буддисты делают обход по часовой стрелке, представители религии бон – против часовой стрелки. Отношение к религии бон до сих пор у некоторых людей негативное. Это связано с неосведомлённостью и зачастую неверной информацией о религии бон. Мы шли по часовой стрелке, трудно собрать группу из тех, кто хочет пройти кору в традиции бон. Высота около 5000 метров, сильных перепадов и подъёмов впервый день нет. Конечно, это нелегкая прогулка, и ходьба требует усилий – все-таки сказывается высота. Но идти можно вполне комфортно, если нужно, то можно остановиться и отдохнуть. Лучшевы брать свой ритм ходьбы, организм сам настроится. Через полтора–два часа после начала коры, мы доходим до последнего поста китайских военных. С правой стороны поста находится кладбище 84 Махасиддхов. К сожалению, проход на кладбище был закрыт. Я попробовал пройти, но китайский военный не пропустил. На этом кладбище совершали ритуал небесных похорон, некоторые называют его небесное кормление. Он сводится к тому, что после смерти тело умершего расчленяется и скармливается грифам. Понятно, что эта традиция возникла очень давно. В условиях тибетского плоскогорья трудно захоронить, либо сжечь тело. Нет бессмысленных ритуалов! И в этом ритуале есть глубокий смыл. Тело умершего подносится всем голоднымдухам, что бы те могли насытиться и выйти из круга самсары. Кроме того это давало тибетцам знание об устройстве человеческого тела, причинах и следствиях болезни, также это была очень действенная практика Чод. В буквальном смысле слово «Чод» означает - отсекать, отсечение. Отсечение от привязанностей. Когда делали надрез ниже основания черепа и в коленных суставах, по цвету жидкости можно было определять состояние здоровья человека, каким он был. Если сердце человека было съедено вожаком стаи птиц, то это так же рассматривалось как хороший знак. К слову, на юге Индии, в Хампи мне доводилось наблюдать, когда брамины после смерти скармливали воронам различную еду. Думаю, эти ритуалы имеют одни корни. В Тибете я видел кладбища, от нашего гида знаю, что в Лхасе собираются построить крематорий. Китайские власти запрещают тибетцам проводить небесные похороны. Я считаю, что это неправильно! Нельзя лишать народ их корней и традиций.


Наш путь пролегал рядом с рекой Лха чу, вдоль западного лица Кайласа. Западное лицо Кайласа имеет вогнутую форму, может, поэтому оно не всегда открыто, напротив западного лица есть место, на котором находиться камень называющийся «седлоТары».


29.фото западное лицо Кайлас


30.фото камнь седло Тары
К вечеру мы достигли места рядом с монастырём Дирапук. Ночевали в кемпинге. Здесь было видно уже северное лицо Кайласа. Усталость от пройденного пути чувствовалась. После того, как мы расположились и поужинали, я лёг спать. В теле чувствовался легкий жар. Спал нормально.


31.фотосеверное лицо Кайлаш
За ночь моё тело отдохнуло, утром я чувствовал себя хорошо. Позавтракав рано утром, мы продолжили наш путь. Спустя некоторое время начался затяжной подъём. Навстречу нам шли бонпо и я здоровался с ними на тибетском–«Таши Делек». Они тоже здоровались в ответ. Атмосфера на коре среди паломников тёплая, все доброжелательны по отношению друг к другу. Виды на окружающие нас горы и Кайлас были красивыми. Было чувство что происходит что то важное. Тропа постепенно поднималась вверх – мы приближались к перевалу Дролма. Перед перевалом можно найти камень со своеобразным проходом. Тибетцы пролезают через него. Считается хорошим знаком, если человек не застревает в расщелине, и ему удается быстро пролезть.


Перед перевалом Дрома так же есть место, где делали ритуал небесных похорон. Подъём на перевал затяжной и требует усилий. Приходилось часто отдыхать. Оченьтрудно! От идущих навстречу бонпо я услышал знакомую мантру "ОМ МАТИ МУ Е САЛЕДУ" - это боннская сердечная мантра. И уже всем, кто мне встречался, вместо приветствия я говорил эту мантру. По их лицам было видно –они рады. На перевале открывается красивый вид и становится видна скала, которую называют топор Кармы.






Пройдя перевал тропа, постепенно спускается вниз в долину. А чуть дальше становиться шире. Это уже дорога. Идти становится легче. К вечеру мы дошли до монастыря Зутрулпук и остановились на ночлег в кемпинге недалеко от монастыря. Утром мы поднялись к монастырю Зутрулпук - он связан с пребыванием в нем Миларепы. Здесь есть пещера, в которой он медитировал. Думаю, что в ней медитировало много святых, поэтому нужно посещать такие места! Сам монастырь небольшой. В настоящее время в нем идёт ремонт. В нем, наконец, у меня приняли бутылку с водкой, которую я носил с собой все путешествие. Как только я показал её монаху,он жестом показал мне–оставляй! Дело в том, что водка и алкоголь используется в ритуалах подношения духам. Из дома я взял с собой 3 бутылки идумал поднести в монастыре. Одну я отдал монаху Дондупу из монастыря Менри, а в других монастырях как-то не получалось. После монастыря мы продолжили путь в Дарчен, где завершается кора.
В конце хочу сказать, что посещение таких мест как Кайлас меняет людей, их отношение к окружающему миру, людям. Может быть, кому-то требуется больше времени, кому-то меньше. Когда мы уезжали из Дарчена, у меня было чувство лёгкой грусти. Мне нравятся Гималаи! Я здесь себя чувствую очень хорошо! Желаю всем нам относиться с уважением друг к другу, любви и скорейшего просветления. Тем, кто хочет побывать в Тибете и увидеть Кайлас, желаю осуществить свои мечты!




37. фото группа

29 апреля/День 1: Приезд в Лхасу
Добро пожаловать в Лхасу! Прибытие в столицу Тибета, встреча группы в полном составе. Отдых в отеле для акклиматизации к большой высоте.

30 апреля/День 2: Лхаса
Утром экскурсия в , являющийся зимней резиденцией Далай лам. Потала состоит из 13 этажей общей высотой 118 метров. Внутри находится одна тысяча комнат, в которых помещено около двухсот тысяч изображений и статуй буддийских мастеров и божеств. Особое внимание уделяется ступам, в которых хранятся реликвии Пятого и Тринадцатого Далай лам. В настоящее время Потала привлекает тысячи буддийских паломников. Они обходят коры вокруг Дворца, начитывают мантры и молитвы, делают простирания. После обеда посещение со священной статуей Чжово Будды и , по которой сотни тибетцев делают коры (ритуальные обходы) вокруг храма. Далее посещение храма Рамоче, являющегося вторым по значимости после Джокханга. В Рамоче хранится святая статуя Будды в возрасте 8 лет, привезенная из Непала в 7 веке.

1 мая/День 3: Лхаса
Утром поездка в , находящийся в 10 км от Лхасы. Дрепунг - самый крупный буддийский монастырь и университет школы гелуг тибетского буддизма. Монастырь Дрепунг был основан в начале 15 века Джамьянг Чодже - учеником Чже Цонкапы, великого реформатора и основателя школы гелуг. До возведения дворца Потала монастырь Дрепунг также служил резиденций Далай лам. Во второй половине дня поездка в монастырь Сера, который также был построен в начале 15 века вторым учеником Чже Цонкапы Сакья Еши. В Сере вы посмотрите знаменитые философские дебаты монахов. После дебатов можно совершить кору вокруг монастыря.

2 мая/День 4: Лхаса – монастырь Миндролинг – монастырь Самье
Утром переезд в Миндролинг - один из шести главных ньингмапинских монастырей в Тибете. На протяжении 600 лет в этом монастыре готовили ученых и йогинов со всех регионов Тибета. Во второй половине дня - монастырь Самье - самый первый буддийский монастырь в Тибете. Самье был построен в конце 8 века под руководством царя Тибета Трисонг Децена, который пригласил в Тибет Шантаракшиту - великого индийского буддийского ученого и настоятеля университета Наланды. Царь вместе с Шантаракшитой начали строительство монастыря Самье, но из-за злых духов и вредоносного влияния царских министров было невозможно довести до конца строительство монастыря. Тогда Шантаракшита посоветовал царю пригласить в Тибет известного буддийского мастера Падмасамбхаву. Тот принял приглашение, прибыл в Тибет и подавил все негативные влияния, препятствующие строительству монастыря. Тем самым, монастырь Самье наконец-то был возведен. Этот монастырь постепенно стал центром, из которого буддизм распространился во все уголки Тибета. Ночь в отеле при монастыре.

3 мая/ День 5: Самье – трек по пещерам Чимпу – г. Цетханг
Утром - короткий трек в Чимпу - комплекс на горе, представляющий собой пещеры для медитаций и хижины отшельников. Даже в наши дни в этих пещерах медитируют монахи и отшельники. Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) после основания монастыря Самье в этих пещерах передал учения Будды 25 ученикам, среди которых был и царь Тибета Трисонг Децен. Во второй половине дня переезд в Цетханг - крупный город, расположенный в долине реки Брахмапутра (Ярлунг Цангпо). Осмотр дворца Юмбулхаганг - самого первого здания и дворца, построенного в Тибете во втором веке до нашей эры. Юмбулхаганг также был резиденцией Нятри Ценпо - первого царя Тибета. Ночь в Цетханге.

4 мая/День 6: Цетханг – озеро Ямдрок – монастырь Самдинг – Гьянтце
Утром переезд на озеро Ямдрок Юмцо, которое считается одним из четырех наиболее почитаемых озер в Тибете. Посещение монастыря Самдинг - единственного в Тибете монастыря, управление которого ведется женщиной-монахиней. Аббот монастыря - Самдинг Дордже Пагмо - самое главное женское воплощение в Тибете. Далее переезд через два горных перевала – Карола и Симила в город Гьянтце. Посещение монастыря Пелкор Чоде с древнейшей ступой Кумбум, осмотр городской крепости.

5 мая/День 7: Гьянтце – монастырь Шалу – Шигатзе
После завтрака двухчасовой переезд в Шигадзе – второй по величине город в Центральном Тибете. По дороге вы заедите в Шалу – монастырь начала 11 века, в котором сохранились древние настенные изображения. Осмотр монастыря Ташилунпо – резиденции Панчен лам. Здесь располагается огромная статуя Будды Майтреи (Будда Будущего), у которой можно попросить удачу и исполнения желаний.

6 мая/День 8: Шигатце - озеро Ланцо - Сага
Целый день в пути по горным дорогам через 4-5-тысячные горные перевалы, с которых открываются непередаваемые виды на цепь Гималайских вершин. Вы будете проезжать через луга и сельские местности и сможете увидеть маленькие озёра и лагеря кочевников с яками и овцами. Примерно через 180 км, вы остановитесь у красивого высокогорного озера Лангцо на высоте 4300 м. Вокруг него пасутся стада яков и овец. Поздним вечером вы приедете в Сагу - небольшой поселок, расположенный близ реки Ярлунг Цанпо (Брахмапутра). Ночь в Саге.

7 мая/День 9: Сага Парьянг – Дарчен
Проезжая по долине вы сможете насладиться прекрасными видами горных вершин и обширных долин, на которых кочевники пасут свои стада яков и овец. Дальше и дальше к югу-западу пейзажи будут сменяться на песчаные дюны, скалистые горы и вершины, покрытые снегом. В зависимости от сезона, кочевники и бродячие торговцы одеваются в цветные национальные одежды. На обед остановка в небольшом городе Парьянг, который считается одним из самых высокогорных городов мира. В этом маленьком городе складывается ощущение, будто небо находится так близко, что, вытянув руку, до него можно докоснуться рукой. В городе есть несколько тибетских и китайских ресторанов, а также несколько торговых лавок, где можно купить печенье, напитки и конфеты. Ближе к вечеру мы доедем до Дарчена – отправного пункта перед корой вокруг Кайласа. Ночь в гест хаусе.

8 мая/День 10: Первый день Кайлаш коры – до монастыря Дирапук, 19 км, 6-7 часов
Вся протяженностью в 53 км. - достаточно простой. Тропа коры проходит мимо «кладбища 84 махасиддх», затем по левую руку на склоне горы стоит монастырь Чугу школы Кагью, в котором хранится раковина буддийского мастера Наропы. Во второй половине дня мы дойдем до монастыря Дирапук, где и останемся на ночь. В этом монастыре сохранилась пещера, где медитировал буддийский святой Миларепа. Дирапук смотрит прямо на северное лицо Кайлаша. Из крыши монастыря Кайлаш предстает во всем своем могуществе и красоте. Напротив северного склона индуисты молятся Шиве. Последователи индуизма верят, что на вершине Кайлаша находится обитель Шивы, а сам пик - это отображение Меру - космической горы, которая является центром Вселенной. Буддисты считают Кайлаш местом обитания Будды Шакьямуни в облике гневного божества Чакрасамвары, покровителя одной из высших тантр буддизма ваджраяны. Ночь в гест хаусе при монастыре.

9 мая/День 11: Второй день Кайлаш коры – перевал Долма-ла – монастырь Зутулпук, 12 км, 7 часов
- самый сложный день коры, так как нам предстоит перейти через перевал Долма-ла (5637 м). Буддисты верят, что все те, кто взобрался на перевал Долма-ла, избавляются от грехов и негативной кармы, тем самым, начиная новую жизнь, полную смысла и осознанности. Поднявшись на перевал Долма-ла, мы развесим молитвенные флажки, сделаем подношения и помолимся о счастье всех живых существ. Далее тропа коры ведет вниз вплоть до монастыря Затулпук, который также является местом паломничества Миларепы. Ночь в гест хаусе при монастыре.

10 мая/День 12: Третий день Кайлаш коры, вид на гору Немо Нани - переезд на озеро Манасаровар ПОЛНОЛУНИЕ!
начнётся с пути вдоль одной из самых чистейших рек, которую вы когда-либо видели. Тропа пологая и здесь гораздо больше растительности. В конце долины, перед поворотом направо, вас откроется потрясающий вид на снежный пик Немо Нани (7728 м). После завершения коры вокруг горы Кайлаш возвращение на - одно из самых высокогорных пресных озёр в мире. Это бирюзовое озеро полно рыбы и лебедей. Тибетцы считают его священным и называют «Мапхам Цо» - непобедимое озеро. Манасаровар также священен для индуистов. Вокруг озера находятся 2 священные горы - Кайлаш и Гурула-Мандала, и озеро Рашекши. На холме у озера находится монастырь Чиу - древний монастырь школы Друкпа Кагью тибетского буддизма. Когда Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) принес из Индии буддизм в Тибет, он оставался в Стране Снегов на протяжении 55 лет. Когда пришло его время покинуть Тибет, он неделю медитировал в пещере близ озера Манасаровар, впоследствии на месте которой был построен монастырь Чиу. Рядом с монастырем есть горячие источники, в которых могут искупаться все желающие. В нескольких километрах от озера Манасаровар находится озеро Ракшас Тал, напоминающее по форме полумесяц. На этом озере почти всегда волны, пасмурно и ветрено. В водах озера нет ни рыбы, ни водорослей. Местные считают это озеро темным началом, негативной и неизвестной стороной сознания.

По желанию/возможности: автобусная кора вокруг озера Манасаровар.

11 мая/День 13: Озеро Манасаровар – Парьянг – Сага
Обратная дорога из Западного Тибета. Насладитесь прекрасным видом на Гималайские цепи. Большинство туристов предпочитают отдохнуть в эти 3 дня переезда в Лхасу после незабываемой коры. Но это путешествие обычно приносит неожиданные сюрпризы, такие как внезапно появившиеся огромные дождевые лужи или стада яков и овец, преградившие дорогу. Дикие животные, перебегающие дорогу, красивые озёра и снега, рассветы и закаты. Всё это сделает дорогу гораздо увлекательней.

12 мая/День 14: Сага – Шигадзе
Обратная дорога из Западного Тибета. Весь день вы проведёте в пути, так как на трассе есть ограничения по скорости. Предусмотрены короткие остановки на прогулки и фотографии. По пути вы пересечёте реку Юрлунг Цанпо перед Лхатце. Прибытие в Шигадзе поздним вечером.

13 мая/День 15: Шигатце - монастырь Юндрунг - Лхаса
По дороге обратно в Лхасу вы заедите в монастырь Юнгдрунглинг - один из главнейших бонских монастырей в Тибете. Вечером, вернувшись в Лхасу, свободный вечер на шоппинг, рестораны и чайные.

14 мая/День 16: Отбытие из Лхасы
Трансфер в аэропорт или на вокзал. Прощание с Тибетом!

Маршруты могут изменяться без предварительного оповещения.

Мы предлагаем регулярные групповые туры в Тибет с профессиональными в Тибете. Помимо русского гида-переводчика, все группы также сопровождаются опытными тибетскими англоязычными гидами. Таким образом, у вас будет уникальная возможность путешествия по Тибету в надежной и сплоченной команде из двух гидов. Тибетский гид покажет вам настоящий “Тибет Изнутри”, а ваш русский гид не только избавит вас от языкового барьера, но и поделится знаниями о тибетском буддизме, истории и культуре Тибета. Мы не работаем с китайскими гидами, которые кое-как говорят на русском языке, из-за низкого качества их сервиса. Приглашаем вас присоединиться в путешествие в Тибет с нашей сплоченной командой туроператора SnowLion Tours.

    Три заезда на выбор:


    16 дней/15 ночей в Тибете

    Три заезда на выбор:
    1. Китай: на самолете из Китая (г. Пекин, Гуанчжоу, Чэнду) в Лхасу
    2. Китай: на поезде из любого города Китая в Лхасу
    3. Непал: на самолете из Катманду в Лхасу

    18 дней/17 ночей в Тибете

    Три заезда на выбор:
    1. Китай: на самолете из Китая (г. Пекин, Гуанчжоу, Чэнду) в Лхасу
    2. Китай: на поезде из любого города Китая в Лхасу
    3. Непал: на самолете из Катманду в Лхасу

    17 дней/16 ночей в Тибете

    Три заезда на выбор:
    1. Китай: на самолете из Китая (г. Пекин, Гуанчжоу, Чэнду) в Лхасу
    2. Китай: на поезде из любого города Китая в Лхасу
    3. Непал: на самолете из Катманду в Лхасу

    13 дней/12 ночей в Тибете

    Лхаса, Фестиваль тибетского йогурта Щотон, все значимые места Падмасамбхавы в Центральном Тибете, ретритные комплексы и пещеры

Отзыв и отчет Андрея Кононова о коре вокруг священной горы Кайлас

В этом году моя мечта побывать в Тибете и увидеть священную гору Кайлаш осуществилась. Поехать в Тибет самостоятельно в настоящее время нельзя - таковы правила принятые китайской стороной для посещения Тибета или Тибетского автономного района (официальное название). Но поехать в Тибет возможно через турагенство, в составе туристической группы. Я поехал через туроператора «Кайлаш», так как много раз пользовался его услугами и знаю не понаслышке о надёжности кампании и профессионализме команды, которая в ней работает. Спасибо им за то, что эта поездка стала возможной, отдельное спасибо нашему гиду . На этом моё небольшое отступление закончено.

Маршрут нашего путешествия в Тибет начинался в Непале. Местом сбора группы был город Катманду столица Непала. Вместе с гидом Смирновым Семёном наша группа состояла из 10 человек.


Фото группы

За два дня, которые мы провели в Катманду до отлёта в Тибет, мы посетили места, являющиеся обязательными для туристов и тех, кто впервые в Непале. Это позволяет познакомиться и немного понять культуру народов населяющих Непал. Для некоторых европейцев окружающая действительность поначалу вызывает небольшой культурный шок, но спустя несколько дней большинство путешественников относится к этому уже спокойно.


Площадь Дурбар

Я уже бывал в Непале, и из того что я видел в Катманду мне более интересны и созвучны места, где находится ступа Сваямбунатх и комплекс Пашупатинатх. Расскажу немного об этих местах.


Ступа Свямбунатх

Ступа Сваямбунатх расположена на вершине холма. Примечательно, что это место почитается в индуизме, буддизме и религии Бон. Первые святилища на этом месте согласно легендам появились очень давно. Здесь на этом месте религии мирно сосуществуют друг с другом: есть индуистский храм и буддистские святыни принадлежащие разным школам. Пуджари из индуистского храма может благословить буддистского монаха и это выглядит органично.


Индуист благословляет буддиста

Комплекс с храмом Пашупатинатх расположен на берегах священной для индуистов реки Багмати. Не ошибусь, если скажу, что комплекс является центром индуизма Катманду. И переоценить его значение для индуизма трудно. Вход в главный храм комплекса Пашупатинатх открыт только для хинду, остальным остаётся смотреть на него со стороны. Но и этого достаточно для того чтобы понять - это очень сильное место. На берегу реки Багмати находятся места для кремации тел умерших. Отношение к жизни и смерти у индуистов отличается от общепринятого в западных странах. Если коротко, то его можно выразить в следующем. Реинкарнация знание о том, что душа - сознание человека бессмертна. Смерть - это состояние между рождениями в земном теле, о котором многие из нас не помнят. Человек проживая множество жизней, набирает нравственный опыт, и следующее рождение будет обусловлено в соответствии с его поступками и устремлениями. Это закон кармы, закон соответствий. Тело является вместилищем души-сознания и инструментом познания мира. Когда человек выполнил своё предназначение или тело износилось, тогда наступает физическая смерть. Для того чтобы душа-сознание могла быстро покинуть физический мир и соединиться с Богом-Абсолютом не привязываясь к телу и отсечь привязанности существуют ритуалы, в разных религиях, которые помогают душе –сознанию пройти этот путь. Внешне они могут различаться, но суть их одна, будь то кремация, похороны или небесные похороны - скармливание грифам, которое практикуется в Тибете.


Пашупатинатх


Статуя Буйвола напротив храма Пашупатинатх, на котором ездил Шива


Площадки для кремации тел умерших


В ожидании кремации

Поднявшись выше Пашупатинатха по течению можно увидеть пещеры, в которых бывали и медитировали Марпа и его ученик Тилопа. На этом наше пребывание в Катманду заканчивалось.


На следующий день мы вылетали в Тибет, в Лхасу. Пролетая над Гималаями, нам посчастливилось увидеть вершину самой высокой горы на земле – Эверест.


Вершина горы Эверест

По прилёту в Лхасу, сразу же погрузившись в автобус, мы поехали в место, где находиться буддийский монастырь Самье. Рядом с монастырём находиться гора по легенде именно здесь происходил поединок между Падмасабхавой и бонским жрецом, в результате которого Падмасабхава победил. Лично мне трудно представить, что просветлённый Падмасабхава и, не менее просветлённый бонский жрец могли соперничать друг с другом. Здесь на вершине есть хороший храм защитников.


Храм защитников

С вершины открывается красивый вид на монастырь Самье, который построен в виде мандалы. Монастырь большой и красивый, в некоторых храмах монастыря ведутся восстановительные работы. Первое чувство которое испытываешь входя в главный храм монастыря - это мощь и она физически ощущается. И вообще с этого места у меня появилось ощущение - я в Тибете и я как то успокоился - все приехал. В комнате защитников над дверью находится часть чучела питона. Откуда его взяли - для меня это загадка! Вероятно, привезли из Индии. Правда, фотографировать его не разрешили. Зато в других местах фотографировать было можно. Для тех, кто будет в Тибете: монастырь Самье, по моему мнению, обязателен для посещения.


монастырь Самье


Монастырь Самье, в главном храме


Монастырь Самье, храм защитников

Дальше наш путь лежал в Лхасу столицу Тибета. В настоящее время в Лхасе ведётся интенсивное строительство, и Лхаса становится современным городом. Влияние Китая не заметить трудно. Дворец Далай Ламы Потала сейчас является музеем. Раньше в нем были сосредоточены духовная и светская линии власти Тибета. Посетителей много и это не удивительно. Другое значимое место в Лхасе - это монастырь Джоканг, который не утратил своего значения. В нем живут монахи и ведутся службы. По легенде, на месте где находится монастырь Джоканг, раньше было озеро. Дворец Далай Ламы Потала и монастырь Джоканг, наряду с монастырём Самье, являются сильными местами, которые мы посетили, несмотря на то что во дворце Далай Ламы нет монахов и религиозные обряды не проводятся. Но, по моему мнению, религиозные сооружения и те артефакты, которые в них находятся нужно использовать по их прямому назначению и теми, кто умеет это делать. Иначе они могут превратиться в экспонаты. Примеров этому много. В западных музеях артефактов и предметов культа, которые стали экспонатами - масса. Религия не должна быть застывшей и отделённой от людей. Она должна жить и служить на благо людям. Тогда духовные традиции будут сохранены и приумножены.



Потала - Дворец Далай Ламы


Простирающиеся перед входом в монастырь Джоканг

Монастырь Драк Йерпа кроме буддизма связан и с религией бон, которая была основной религией Тибета до прихода буддизма. Пещеры, в которых в практиковали бонские мастера, находятся выше основного монастыря. Чтобы добраться до них нужно затратить около двух дней и необходимо снаряжение, как сказал наш тибетский гид. Думаю, уже ни для кого не секрет, что тибетский буддизм стал таким, какой он сейчас есть еще и благодаря тому, что многое перенял от религии бон. Конечно, этот процесс был взаимным. Говорят, что сверху местность, где располагается монастырь, напоминает по очертаниям фигуру богини Тары. Здесь есть место для ритуала небесных похорон. Насколько я знаю, китайские власти запрещают тибетцам проводить этот ритуал.



Драк Йерпа, в одной из комнат монастыря

Следующая точка нашего путешествия - монастырь Пелкор Чоде и ступа Кумбум. В монастыре хорошая комната защитников, лица некоторых защитников закрыты. Их открывают только в какие то важные моменты, Когда это происходит, решают в монастыре. Я попробовал сфотографировать лицо одного защитника, но фотоаппарат не смог сфокусироваться. Ступа Кумбум имеет 108 комнат, в каждой комнате находится статуя божества, символизирующего тот или иной аспект божественной природы.


Комната защитников монастыря Пелкор Чоде


Монастырь Шигадзе резиденция Панчен Ламы второго по значимости духовного лица после Далай Ламы. В настоящее время его местонахождение достоверно не известно.


Добравшись до озера Манасаровар, мы, оставив вещи в гест хаусе, пошли прогуляться на озеро. На подъезде к озеру Манасаровар впервые появляется священный Кайлас. В нашей группе был геолог Юлия Волкова из С-Петербурга. Если возникали вопросы, касающиеся геологии, всегда можно было узнать мнение специалиста. Озеро Манасаровар по словам Юлии с геологической точки зрения имеет ледниковое происхождение. Оно очень красивое. Его окраска меняется в зависимости от освещения. Вода в озере прохладная, но некоторые из нас окунулись. Было здорово! Рядом с озером на вершине горы находится монастырь Чиу, в котором есть пещера, где так же бывал Падмасабхава и оставил отпечаток ноги. Падмасабхава почтил своим присутствием много мест. Он не только один из самых почитаемых святых в буддизме, но и великий путешественник. Рядом с монастырём находятся горячие источники, в которых за умеренную плату можно принять ванны. Вполне комфортно! В прямой видимости от озера Манасаровар находится озеро Ракшас.




Горячие источники на Манасароваре, вдали виден Ракшас

На следующий день мы выехали в Дарчен. Дарчен - место куда стекаются паломники со всего Тибета и других стран. Это последняя остановка перед началом коры. Внутреннее волнение достигает максимума! Завтра начнется кора, то ради чего мы все сюда приехали. В каждой религии есть свои значимые места, посещение которых оказывает мощное воздействие на человека. В исламе - это совершение хаджа, в христианстве - посещение мест связанных с жизнью Иисуса Христа, в индуизме, буддизме и религии бон одним из таких мест является гора Кайлас и совершение обхода вокруг Кайласа. Многие верующие, особенно из Индии и других стран, готовятся к этому не один год. Район Кайласа до сих пор труднодоступен в силу различных обстоятельств, включая его отдалённость и действие китайских властей, которые периодически закрывают доступ к священной горе. Совершение обхода лучше делать не в зимний период. О том, что такое Кайлас и прилегающая к нему местность известно с давних времён. По моему мнению, символ Кайласа можно увидеть в каждом индуистском храме – это Шивалингам. Если посмотреть на район горы сверху, сомнения отпадают сами собой. И то, что Шивалингам поливают молоком во время ритуалов… Вспомните о молочных реках! В индуизме, буддизме, джайнизме и религии бон - это место является местом обитания Божеств. Легенды о мироустройстве то же указывают на это место. Тут выдумывать ничего не надо! Просто нужно прочитать, что говорят об этом месте в религиозных текстах. Тем более, что данная информация не является секретом.


Контрольно-пропускной пункт, начало коры

Проснувшись и позавтракав затемно, пройдя по центральной улице Дарчена, дойдя до его окраины, мы вышли на тропу. Начинало светать. Вместе с паломниками наша группа начала свой путь. Буддисты делают обход по часовой стрелке, представители религии бон - против часовой стрелки. Отношение к религии бон до сих пор у некоторых людей негативное. Это связано с неосведомлённостью и зачастую неверной информацией о религии бон. Мы шли по часовой стрелке, трудно собрать группу из тех, кто хочет пройти кору в традиции бон. Высота около 5000 метров, сильных перепадов и подъёмов в первый день нет, буду говорить о своих ощущениях. Конечно, это не легкая прогулка, и ходьба требует усилий – все-таки сказывается высота. Но идти можно вполне комфортно, если нужно, то можно остановиться и отдохнуть. Лучше выбрать свой ритм ходьбы, организм сам настроится.

Через полтора-два часа после начала коры, мы доходим до последнего поста китайских военных. С правой стороны поста находится кладбище 84 Махасиддхов. К сожалению, проход на кладбище был закрыт. Я попробовал пройти, но китайский военный не пропустил. На этом кладбище совершали ритуал небесных похорон, некоторые называют его небесное кормление. Он сводится к тому, что после смерти тело умершего расчленяется и скармливается грифам. Понятно, что эта традиция возникла очень давно. В условиях тибетского плоскогорья трудно либо захоронить, либо сжечь тело. Нет бессмысленных ритуалов! В этом ритуале также присутствует глубокий смысл. Тело умершего человека подносится всем голодным духам, чтобы те могли насытиться и выйти из круга самсары. Кроме того это давало тибетцам знание об устройстве человеческого тела, причинах и следствиях болезни, так же это была очень действенная практика Чод. В буквальном смысле слово «Чод» означает - отсекать, отсечение. Отсечение от привязанностей. Насколько мне известно, когда делали надрез ниже основания черепа и в коленных суставах, по цвету жидкости можно было определять состояние человека, каким он был. Если сердце человека было съедено вожаком стаи птиц, то это рассматривалось как хороший знак. К слову, на юге Индии, в Хампи мне доводилось наблюдать, когда брамины после смерти скармливали воронам различную еду. Думаю, эти ритуалы имеют одни корни. В Тибете я видел кладбища, от нашего гида знаю, что в Лхасе собираются построить крематорий. Китайские власти запрещают тибетцам проводить небесные похороны. Я считаю, что это неправильно! Нельзя лишать народ их корней и традиций.


Кладбище 84 Махасиддхов

Наш путь пролегал рядом с рекой Лха чу, вдоль западного лица Кайласа. Западное лицо Кайласа имеет вогнутую форму, может быть, поэтому оно не всегда открыто, напротив западного лица есть место, на котором находиться камень называющийся «седло Тары».


Западное лицо Кайласа


Камень Седло Тары

К вечеру мы достигли места рядом с монастырём Дирапук. Ночевали в кемпинге. Здесь было видно уже северное лицо Кайласа. Усталость от пройденного пути чувствовалась. После того, как мы расположились и поужинали, я лёг спать. В теле чувствовался легкий жар. Спал нормально.


Северное лицо Кайласа

За ночь моё тело отдохнуло, утром я чувствовал себя хорошо. Позавтракав рано утром, мы продолжили наш путь. Спустя некоторое время начался затяжной подъём. Нужно ориентироваться на своё самочувствие и отдыхать когда это необходимо. Навстречу нам шли представители бон и я здоровался с ними на тибетском – «Таши Делек». Они тоже здоровались со мной. Атмосфера на коре среди паломников тёплая, все доброжелательны по отношению друг к другу. Виды на окружающие нас горы и Кайлас были красивыми, тропа постепенно поднималась вверх - мы приближались к перевалу Дролма. Перед перевалом можно найти камень со своеобразным проходом. Тибетцы пролезают через него. Считается хорошим знаком, если человек не застревает в расщелине, и ему удается быстро пролезть.


Тибетка пролазит сквозь камень перед перевалом Дролма

Перед перевалом Дролма так же есть место, где делали ритуал небесных похорон. Подъём на перевал затяжной и требует усилий. Приходилось часто отдыхать. Очень трудно! От идущих навстречу бонпо я услышал знакомую мантру « ОМ МАТИ МУ Е САЛЕДУ» - это бонская сердечная мантра. И уже всем, кто мне встречался, вместо приветствия я говорил эту мантру. По их лицам было видно - они рады. На перевале открывается красивый вид и становится видна скала, которую называют топор Кармы.


Кладбище перед перевалом Дролма


Перевал Дролма


Скала Топор Кармы

Пройдя перевал тропа, постепенно спускается вниз в долину. А чуть дальше становиться шире. Это уже дорога. Идти становится легче. К вечеру мы дошли до монастыря Зутрулпук и остановились на ночлег в кемпинге недалеко от монастыря. Утром мы поднялись к монастырю Зутрулпук - он связан с пребыванием в нем Миларепы. Здесь есть пещера, в которой он медитировал. Думаю, что в ней медитировало много святых, поэтому нужно посещать такие места! Сам монастырь небольшой. В настоящее время в нем идёт ремонт. В нем, наконец, у меня приняли бутылку с водкой, которую я носил с собой все путешествие. Как только я показал её монаху, он жестом показал мне – оставляй! Дело в том, что водка и алкоголь используется в ритуалах подношения духам. Из дома я взял с собой 3 бутылки и думал поднести в монастыре. Одну я отдал монаху Дондупу из монастыря Менри, а в других монастырях как- то не получалось. После монастыря мы продолжили путь в Дарчен, где завершается кора.

В конце хочу сказать, что посещение таких мест как Кайлас меняет людей, их отношение к окружающему миру, людям. Может быть, кому-то требуется больше времени, кому-то меньше. Когда мы уезжали из Дарчена, у меня было чувство лёгкой грусти. Мне нравятся Гималаи! Я здесь себя чувствую очень хорошо! Желаю всем нам относиться с уважением друг к другу, любви и скорейшего просветления. Тем, кто хочет побывать в Тибете и увидеть Кайлас, желаю осуществить свои мечты!


Моя фотка

Андрей Кононов

Тибет: ближайшие туры

Вылет: 16 мая 2019; 6 дней / 5 ночей
Синин – монастырь Кумбум – Ребконг / Тунжэнь – кемпинг с кочевниками в Цекоге – Трика – озеро Кукунор – Синин
Чтобы получше узнать Тибет, предлагаем вам недлинную программу в провинцию Амдо (Восточный Тибет).
у вас будет уникальная возможность сходить в гости к тибетцам: к тибетским монахам в монастырь, к обычной фермерской семье, а потом и к кочевникам. Вы сможете не просто понаблюдать, а даже поучаствовать в жизни простых тибетцев, – и все это на фоне потрясающей природы.
Группу сопровождает англоговорящий гид – тибетец!
от 610 у.е. + а/б
Вылет: 6 июня 2019; 17 дней / 16 ночей
Гуанчжоу – Лхаса – Гьянтсе - Шигатсе - Сага - Манасаровар – долина Гаруды - Кайлас – Шигатсе – Гуанчжоу
Тур через Гуанчжоу с посещением Лхасы, Дворца Далай Ламы – Потала, первого в Тибете буддисткого храма Джоканг, монастырей, священного озера Манасаровар и кора вокруг горы Кайлас.
Совершение коры на праздник Сагадава!
Гид – .
Групповой тур.
от 2515 у.е. + авиабилет от 38500 руб.
Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...