Извлечение камня безумия. Средневековая трепанация


Ещё один достаточно популярный сюжет Средневековья - удаление камня глупости.
В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты(оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» - «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.
Этот сюжет прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.


Наверное, самая известная картина на этот сюжет - «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха.
Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении, но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.

Картина "Извлечение камня" написана в форме тондо (тондо - это круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo – круглый). Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции). У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат. В работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо - это символ идела, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве,согасно учению Платона, есть самая идеальная фигура. Но в Северном Возрождении, и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл - это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производит какое-то действо шарлатан в длинной хламиде. Шарлатанство по Босху - неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.

Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: "Мастер, удали камень. Меня зовут Любберт Дас". Любберт - обезличенное имя, во времена Босха оно означало слабоумного.

Итак, простаку по имени Любберт делает "операцию глупости" шарлатан, но из разреза вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка).

Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, обмана - предмет, изспользуемый не по назначению. У Босха мы часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Знание помещено не внутри, а снаружи. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода - шарлатанство.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля, она символизирует зло этого мира.

Картина "Извлечение камня" по-видимому имела успех и после неё появилась масса других картин с таким же сюжетом.

B. Removing the rocks in the head-1550-1599


Jan Sanders van Hemessen_1554-1560

Ещё один достаточно популярный сюжет Средневековья - удаление камня глупости.
В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты(оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» - «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, - сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.
Этот сюжет прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.


Наверное, самая известная картина на этот сюжет - «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха.
Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении, но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.

Картина "Извлечение камня" написана в форме тондо (тондо - это круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo - круглый). Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции). У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат. В работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо - это символ идела, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве,согасно учению Платона, есть самая идеальная фигура. Но в Северном Возрождении, и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл - это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производит какое-то действо шарлатан в длинной хламиде. Шарлатанство по Босху - неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.

Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: "Мастер, удали камень. Меня зовут Любберт Дас". Любберт - обезличенное имя, во времена Босха оно означало слабоумного.

Итак, простаку по имени Любберт делает "операцию глупости" шарлатан, но из разреза вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка).

Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка - знак хитрости, обмана - предмет, изспользуемый не по назначению. У Босха мы часто будем видеть такого рода символы - вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга - еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Знание помещено не внутри, а снаружи. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля, она символизирует зло этого мира.

Картина "Извлечение камня" по-видимому имела успех и после неё появилась масса других картин с таким же сюжетом.

B. Removing the rocks in the head-1550-1599


Jan Sanders van Hemessen_1554-1560

Культурным людям хорошо известна картина ""Извлечение камня глупости", которую приписывают Иерониму Босху.

Качественное фото картины в полный размер можно посмотреть на сайте Прадо

Есть и ещё подобные картины.

Ян ван Хемессен. «Хирург». Тоже из Прадо. Качественное фото картины см. .

Обычно считается, что на этих картинах изображены шарлатаны и в комментариях к таким картинам пишут : "В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты (оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» - «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, - сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных. Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту."

Но может быть не всё так однозначно? Давайте подумаем.

Операции по извлечению "камней глупости" хронологически и территориально совпадают с "охотой на ведьм". Это значит, что в то время в Западной Европе имел место расцвет оккультизма и оккультных практик. Почему бы не предположить, что среди других оккультных практик имелась и практика целительства, сходная с практикой филиппинских хилеров?

Тут основной вопрос опять же заключается в том, как относиться к практике филиппинских хилеров. Обычно их считают шарлатанами. Однако существуют сотни любительских кинофильмов, отснятых американцами, которые приезжали на Филиппины с серьёзными, иногда неизлечимыми болезнями, а возвращались совершенно здоровыми. Врачи, обследовавшие этих пациентов до и после лечения, нередко оказывались сбитыми с толку.

В 1971 году молодому американцу по имени Даг Воукс, имевшему степень бакалавра психологии, довелось увидеть один из таких фильмов на квартире у своего друга в Сан-Хосе, штат Калифорния. Увиденное настолько потрясло его, что он покинул Соединённые Штаты и стал учеником филиппинских целителей. В течение нескольких лет он жил с ними, путешествуя через пустыни и джунгли и читая евангельские проповеди в крошечных молельнях эспиритистов. В этих странствиях он получил наставления от духа, вещавшего через медиума. Сперва он был обучен магнетическому целению "наложением рук". Его попросили широко практиковать эту простейшую форму целительства, сказав, что посредством этого он углубит степень своего посвящения.

Эспиритисты считают, что хирургические "дарования" являются не более чем преходящим орудием, которое используется духом главным образом для того, чтобы являть себя людям, ощущающим потребность в чудесах. Нередко целители материализуют во время операции нечто вроде пластика или табачного листа , утверждая, что это воплощение злых мыслей в человеке - возможно, проникших в него в результате психического нападения другого лица или духа. Воукс, который обрёл в конце концов дар выполнения хирургических операций, объясняет это следующим образом:

"Ваши руки становятся попросту точкой, фокусирующей силу, исходящую из того источника, которому вы молились и к которому взывали.

Когда я начинаю массировать руками кожу (больного), то я мог бы сказать, что она расступается, поскольку я вижу это. Однако мои руки при этом утрачивают чувствительность вплоть до локтей... В действительности не руки погружаются в тело, но поражённая область подступает к рукам - так, как если бы они были магнитом... Отдельные клетки не разрезаются, а отделяются друг от друга без повреждений. При этом рука целителя служит в качестве вспомогательной силы, удерживающей ткани разделёнными и соединяющей их вместе.

Когда я проводил свою первую операцию, я был поражён не меньше, чем люди, наблюдавшие её... Я не мог управлять этим. Это происходило само собой" (цит. по: Мишлав Д. Корни сознания. - К., 1995, с. 224).

В фильме "Шокирующая Азия", кажется, в третьей серии, показано, как во время "хилерской" операции из глаз больной девушки "вылезают" мелкие камушки. Почему бы не допустить, что и в Европе XVI - XVII веков также были своего рода "хилеры", которые производили подобные операции-кунстштюки? Всякого рода камни и "каменные цветки" материализовались и "вываливались" как бы из головы. Пациент видел собственными глазами причину своей болезни, удалённую из его тела, и - исцелялся.

А то, что камни могут материализоваться при известных обстоятельствах, - о том свидетельствуют многочисленные случаи полтергейста.

1475-1480 дерево масло Музей Прадо Мадрид

Одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас, именуется «Извлечение камня глупости» , где мы снова возвращаемся к мотиву глупости. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении. Не вполне правильный анатомически, несколько суховатый рисунок; довольно монохромный, рыжеватый колорит; бедно разработанный ландшафт в глубине. Но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.

Прежде всего давайте обратим внимание на сам формат тондо. У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз будем встречать этот формат. Мы отмечали гармонию итальянских тондо от Филиппо Липпи и Боттичелли до Рафаэля. Но если у итальянских художников круглый формат – это символ идеала, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве, согласно учению Платона, есть самая идеальная фигура, - то в Северном Возрождении, у Босха в том числе, и в первую очередь, круг имеет другой смысл – это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого. В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производят какое-то действо.

В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты. И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных. Шарлатанство по Босху - неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.
Итак, шарлатан в длинной хламиде делает простаку, которого, судя по надписи, зовут Любберт, - довольно распространенное и поэтому обезличенное имя в Нидерландах, - надрез на коже головы, и из этой маленькой ранки вырастает тюльпан, который часто символизирует обман. Почему, не известно, но в старых сонниках зафиксировано такое значение этого цветка. Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, поколдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, обмана - предмет, изспользуемый не по назначению. У Босха мы часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости. Знание помещено не внутри, а снаружи.
Нужно сказать, что иногда трудно свыкнуться с образным и символическим мышлением той эпохи, ведь во времена Босха и Брейгеля даже очки часто воспринимались и культурно осмыслялись не как знак несовершенства зрения, а как символ несовершенства человеческой натуры, как знак лжи и обмана, не естественное, а искусственное зрение. Человеку не хватает проницательности, и поэтому он пользуется «костылями» для глаз.
Тут же изображен монах, который произносит какую-то зажигательную речь, держа в руках кувшин с вином. У Босха часто встречаются фигуры монахов в негативных, иногда очень острых, полупристойных ситуациях, и не только монахов, но и духовенства. Это нисколько не свидетельствует об антирелигиозности мастера, наоборот, - это сатира, бичующая дурных пастырей, плохих монахов, плохих священников. Никто никогда не отрицал, что среди служителей церкви есть и такие. Босх и Брейгель вслед за ним, не щадят в этом случае иерархов, начиная от папы и кончая епископами и клиром – настоятелями, священниками, последними служками и причетниками в храме.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля.

ИЕРОНИМ БОСХ.Извлечение камня глупости (Операция глупости).1475-1480.Доска, масло. 48 ; 35 см Прадо, Мадрид

Одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас.
Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.

На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса - простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).

Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она, скорее всего, служит признаком обмана.

По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода - шарлатанство.

Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.

Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.

Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт - имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.

В 1956г были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово "tulpe" имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики - связаны со словом "keyken" (немного камня). Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...