Исходные понятия региональной экономики. Что изучает региональная экономика


Региональная экономика - это система общественных отношений, которые исторически сложились в пределах областей государства, и представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев и связей, которые обеспечивают ее устойчивость как на макро-, так и микроуровне и целостность. Региональная экономика требует определения в широком и узком аспектах. В узком смысле - это не что иное, как комплекс отраслей по производству товаров и оказанию услуг. В широком смысле это система не только производственных отношений, но и форм и методов организации производства и комплексного управления регионом.

Внедрение рыночных отношений в регионах, как и в государстве вообще, происходит в борьбе старого и нового на основе их сочетания и противоречий. Основой противоречий является влечение к старому отработанного годами развития отраслей, производств, технологий. Новая структура региона требует широкого использования и быстрого внедрения знаний и опыта через новые производства и услуги по созданию конкурентоспособной продукции и услуг. Она базируется на внедрении новых методов управления, разработке принципиально иных видов техники и технологий, которые не уступают зарубежным аналогам. Такой концептуальный подход к старым и новых структур и систем как на уровне регионов, так и государства ускоряет отмирание или уменьшение роли старых отношений и дает возможность создавать новые отношения и соответствующие производства, новые сферы экономической деятельности и системы управления.

Региональная экономика как система охватывает производственные, финансовые, кредитные и общественные отношения, которые возникают и развиваются на территории определенного региона.

Экономическая политика региона базируется на экономическом выравнивании городов и районов на основе специализации производства как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции в связи с потребностями рынка и рыночных отношений. Поэтому для развития производства необходимы такие формы организации его как на предприятиях, так и в сельском хозяйстве, которые бы соответствовали содержанию рыночных преобразований, что требует значительной поддержки и развития тех форм организации, которые способствуют развитию производства и его прибыльности.

Для того чтобы успешно развивалась экономика, и прежде всего производство, необходимо:

Найти организационные формы для внедрения в производство достижений науки и передовых технологий, создать условия для развития всего нового и прогрессивного;

Внедрять новые методы производства, энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, различные формы организации производства;

Ввести четкую систему мероприятий на обновление оборудования, привлечение инвестиций и на этой основе постоянно совершенствовать воспроизводственные процессы производства.

Экономическое реформирование требует осуществление эффективной и гибкой региональной политики. К сожалению, взаимоотношения между центром и регионами, а также межрегиональные отношения в Украине продолжают оставаться неурегулированными, что порождает и обостряет явление экономической разобщенности, проявление дезинтеграционных процессов. Собственно, социально-экономическая неурегулированность и подталкивает как политические силы, так и общегосударственные и региональные органы власти к конфронтации на этой почве.

Поныне крупнейшим недостатком при разработке основ региональной политики является недостаточное использование системного подхода, попытки базировать ее на хаотичном и беспорядочном применении спорадических действий. Вот почему сначала следует определить, что мы понимаем под понятием "региональная политика". Разумеется, речь идет именно о социально-экономическую региональную политику в ее двоєдиному понимании. Итак, под региональной политикой следует понимать, с одной стороны, четко проработанную в законодательном аспекте практическую деятельность государства во всех регионах страны, а с другой, - социально-экономическую политику, что осуществляется на базе общегосударственного законодательства самими регионами для достижения тех или иных региональных и местных целей.

Мировой опыт однозначно показывает, что к очень негативным последствиям приводит жестко централизованная модель территориального устройства и управления. Она просто тормозит полноценный развитие местного хозяйства, не давая решать социальные проблемы регионов. Отсюда и возникает необходимость проводить региональную социально-экономическую политику, стратегической целью которой должно быть существенное повышение жизненного уровня население всех регионов страны на основе качественного улучшения их использования ресурсного потенциала, принципиально новых подходов к развитию производительных сил, коренного улучшения экологической обстановки. Достижение этой цели невозможно без реализации двух ее решающих направлений. Несмотря ни на какие региональные особенности и различия в уровнях социально-экономического развития регионов, государство, во-первых, призвана обеспечивать межрегиональную единство воспроизводственных макроэкономических процессов. В этом заключается основное назначение ее региональной социально-экономической политики. Во-вторых, она должна создать экономические интересы в активной социально-экономической деятельности регионов, добиваясь обеспечить стратегическую цель развития, структурного и качественного обновления хозяйства.

Разработать и реализовать такую модель межрегионального развития очень сложно. Ведь здесь нужны не фиктивные, а реальные шаги по развитию, с одной стороны, интеграционных процессов между регионами страны (так называемые связи по горизонтали за счет углубления и развития специализации и кооперирования регионов), а с другой - шаги по благоустройству, систематизации и углублению вертикальных связей, то есть связей самой государства с регионами на основе совершенствования инвестиционной, научно-технической, бюджетной, налоговой, финансовой и внешнеэкономической политики. Еще сложность заключается и в неопрацьованості, а порой и просто в отсутствии законодательного механизма регулирования интеграционных процессов между регионами, так и их взаимоотношений с самим государством.

Но было бы недостаточно ограничиться сказанным, говоря о цели региональной социально-экономической политики. Ведь если понимать под регионом экономический район, который выделяется внутри страны своей специализацией и структурой хозяйства, природными и трудовыми ресурсами, социальными и экономическими особенностями, то необходимо вести речь и о разработку и реализацию региональных моделей воспроизводственных процессов.

Проще одним махом сломать региональные приоритеты, которые уже сложились и оправдали себя, и ничего в конечном итоге не добиться. Совсем другое дело - в неразрывной связи с выбранными приоритетами развивать и углублять территориальное разделение труда, добиваться комплексного использования ресурсного потенциала территорий, развивать современную инфраструктуру и местные рынки капитала, рабочей силы, ценных бумаг, новых технологий. Весь смысл действительно научной и эффективной региональной социально-экономической политики как раз и заключается в том, чтобы органично связать общенациональную модель межрегионального развития и территориальные модели воспроизводственных процессов, свойственных определенной территории.

Что же до способов, методов и механизмов связывание этих двух типов стратегических моделей развития, то к их числу следует отнести: разработку стимулирующих (а не фискальных) госбюджета и региональных бюджетов всех уровней, использование балансовых методов планирования и прогнозирования и особенно сводных балансов как национальной экономики в целом, так и экономических районов; разработку и применение долгосрочных и стабильных нормативов экономического развития, в том числе и тех, которые относятся к инвестиционной деятельности как в национальном, так и в региональных аспектах.

Региональная экономика структурно относится к мезоэкономике и представляет собой особое хозяйственное образование, сложность которого проявляется множественностью форм.

Региональная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой – выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию.

Существует два основных подхода к анализу региональной экономики, представленных на схеме 69.

Схема 69 .

Основные подходы к региональной экономике.


Если мирохозяйственный и геополитический подходы активно используются в таких науках, как мировая экономика и политология, то в национальной экономике важное место занимает территориально-воспроизводственный подход. В условиях административно-распределительной системы, основанной на принципах приоритета отраслевого управления, региональная экономика была наиболее слабым звеном. Свидетельством тому служит отсутствие комплексности в развитии многих регионов России, серьезные диспропорции между различными элементами хозяйственной, социальной и природной систем. В связи с формированием многоукладной экономики, новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления встала задача разработки нового механизма управления социально-экономическим развитием региона. Создание такого механизма должно базироваться на теории регионального воспроизводства – на изучении законов общественного воспроизводства и их проявления на региональном уровне. Воспроизводственный подход к управлению социально-экономическим развитием региона означает необходимость управления взаимосвязями и зависимостями между всеми элементами региональной системы, обеспечивающими эффективное развитие региональной экономики и рост благосостояния населения.

Исходным понятием теории регионального воспроизводства является понятие «регион». В научной литературе и в повседневней практике часто в качестве синонимов данного термина используются такие понятия, как территориальная система, региональная экономика, район и др. Однако их содержание имеет определенные различия.

В экономике, где территориальная единица является объектом управленческих решений, а сами эти решения могут приниматься на различных уровнях управленческой системы – федеральном, региональном (республика, область, край), муниципальном, необходимы большее единство и строгость при районировании страны и законодательно-правовое закрепление статуса каждого уровня. Не случайно в рамках Европейского экономического сообщества разработано общее для всех стран понятие региона. При этом признаком, по которому ту или иную территорию можно представить как относительно самостоятельную единицу, служит ее социально-экономическое единство со всей национальной экономикой, т. е. протекающие на ней экономические процессы должны отражать определенные закономерности общественного воспроизводства, формирующиеся под влиянием взаимосвязанных экономических, социальных и природных факторов. В этом смысле регион предстает как территориально-специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса. Таким образом, слова «регион» и «территория» должны соотноситься как часть и целое. Понятия же «район» и «регион», обозначая часть общей территории, являются в широком смысле синонимами и употребляются применительно к некоторой ограниченной части пространства.

В территориальной системе России можно выделить несколько региональных структур.

1. Структура, образуемая в соответствии с экономическим районированием на основе территориального разделения труда. Территории в составе этой структуры имеют определенную специализацию в едином процессе общественного воспроизводства и свои специфические особенности. Территориальное разделение труда – это объективный процесс производственной специализации, обособления экономических районов, развития межрайонной кооперации, обмена продукцией и услугами. Оно определяет основные закономерности и формы территориальной организации производства.

2. Структура, отвечающая критерию национально-государственного устройства и определяющая в соответствии с Конституцией страны совокупность равноправных субъектов Российской Федерации.

3. Региональная структура, отражающая территориально-административное устройство каждого субъекта федерации. Она определяется спецификой расселения населения и сложностью централизованного управления социально-экономическими процессами на обширной территории государства.

4. Районы реализации региональных комплексных программ. Их реализация вызывает серьезные сдвиги в территориальных пропорциях размещения производительных сил и формирование особых регионов.

Названные региональные структуры показаны на схеме 70.

Схема 70.

Региональная структура территориальной системы России.



Целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона. Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов : во-первых, тщательного учета потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий; во-вторых, создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов.

Целесообразно выделить несколько функций региональной экономики, показанных в таблице 30.

Таблица 30.

Функции региональной экономики.


12.2. Проблемы классификации регионов

Множество подходов к анализу региональных проблем, самого понятия региона и его функций определило наличие огромного числа классификаций регионов. Одинаковых регионов нет, есть давно освоенные и недавно освоенные, есть центральные и периферийные, есть, где численность населения растет, и есть – где падает, в одних преобладает численность населения старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи. Регионы отличаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров. Классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газопромышленные и другие.

Чаще всего в основу классификации регионов кладутся следующие критерии: уровень и темпы экономического развития, тип территориальной структуры, коэффициент плотности населения, темпы прироста населения, характер и коэффициент производственной специализации и др. В настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, высказывается новый критерий классификации, а именно, емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т. е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.

В экономической науке существуют и другие подходы к классификации регионов. Так, например, в индустриально развитых странах Запада принято выделять:

1. депрессивные регионы , демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

2. стагнирующие регионы , отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;

3. пионерные регионы или регионы нового освоения;

4. микрорегионы или первичные экономические регионы;

5. экономические регионы первого порядка (или генеральные), образующие схемы регионального макроделения страны;

6. программные (плановые) регионы – регионы, на которых распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами данной сетки;

7. уникальные регионы , связанные с реализацией крупных строек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные регионы) .

В современной России в связи с продолжающимся кризисом особое значение получают проблемные регионы. Среди них обычно выделяют:

– Слаборазвитые: Северный Кавказ, Марий Эл, Алтай, Тува, Псковская и Астраханская области.

– Депрессивные: Северо-запад, Центральный, Поволжский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский

– Приграничные: Калининградская область, Приморский край, Северный Кавказ.

– Экологически опасные: Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбас, побережье Каспийского моря.

Вследствие огромных различий природно-географических, экономических и других условий в регионах России региональные воспроизводственные процессы уникальны, их эффективность является необходимым условием комплексного пропорционального развития региональной экономики. Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Уровень развития регионов обусловливается не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания федеральных и региональных социально-экономических интересов, которые определяют разумную и действенную региональную экономическую политику.

12.3. Основные понятия, цели и задачи региональной политики

Регион сегодня становится главным субъектом экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты осуществления региональной политики с учетом сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.

Региональная (социально-экономическая) политика – сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

К основным объектам региональной политики относят: производственные (прежде всего предприятие), социальные (прежде всего – человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т. д. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти, так и отдельные учреждения, организации и предприятия. Региональная политика тесно связана с региональным развитием – изменением внутренней социально-экономической структуры региона.

Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурной оснащенности, в экологическом состоянии среды, остроте национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мире. Цели и задачи региональной политики различных государств могут не совпадать и варьировать в различных пределах. Однако существуют общие цели, присущие региональной политике всех стран. К ним следует отнести: создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства; максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др. Иными словами, современная региональная политика пытается объединить интересы федерализма и регионализма.

Федерализм – принцип разделения политических и экономических полномочий между федеральной, субфедеральной и местной властями.

Регионализм – подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения интересов региона.

Как показывает мировая практика, в условиях кризисной экономики между сторонниками федерализма и регионализма в региональной политике могут возникать противоречия, выражающиеся через взаимоотношения «центр-периферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-периферийных диффузий» (развития «снизу»). Тенденции этих взаимодействий в современной России показаны на схеме 71.

Схема 71 .



В основе региональной политики России лежит учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов. Для достижения этой цели региональная политика призвана выполнять следующие основные задачи:

– сохранение единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;

– повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях;

– расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;

– преодоление общего кризиса и реформирование экономики;

– преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и др.

Осуществление региональной политики тесно связано и с решением проблем экономической безопасности.

Экономическая безопасность региона – это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. В общих чертах структура региональной экономической безопасности представляется как комплекс факторов, призванных обеспечивать предпосылки для ее выживания и сохранения ее региональных структур в условиях кризиса и будущего развития; защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала; создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий; конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны; условия и образ жизни, достойные цивилизованного человека и возможности устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.

Для анализа региональной безопасности в литературе предлагается использовать систему индикаторов, определяющих в виде количественных показателей параметры социальной действительности, несоблюдение которых обусловливает превращение потенциальных угроз нарушения социального равновесия в реальные. Отличительная особенность индикаторов безопасности – их пороговое значение. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых значений – о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. Рассмотрим значения некоторых социальных индикаторов по России и Приморскому краю (таблица 31).

Таблица 31.

Пороговые значения и фактическое состояние социальных индикаторов экономической безопасности в Российской Федерации и Приморскому краю.


Представленные в таблице пороговые значения макроэкономических показателей свидетельствуют о том, что ситуация в стране носит чрезвычайный характер, а потому необходима система целенаправленных мер государства для предотвращения социальных катаклизмов. Еще более острой является ситуация в Приморье, что доказывает необходимость осуществление эффективной региональной политики. Состояние региональной безопасности ярко показывает, что реализация задач, направленных на укрепление экономического федерализма, не может носить унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия. При этом центр тяжести должен смещаться от общих экономических проблем на региональный уровень, к оценке рациональности развития отдельных районов в рамках единого экономического пространства государства. Поэтому в региональной политике развитых государств обычно используется следующая совокупность соподчиненных мер: определение границ региона, требующего поддержки; выработка концепции специализации данного региона; координация деятельности субъектов экономики, которые реализуют региональную политику. Повышение эффективности государственного регулирования регионального развития требует активизации всех функций управления, особенно прогнозирования и планирования.

12. 4 Прогнозирование регионального развития

Прогнозирование региональных процессов – важнейшая и неотъемлемая часть сложного процесса управления. От него в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, полнота использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов.

Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов.

В основе методологии регионального прогнозирования лежит познание и использование тех законов, которые действуют не только на уровне всей государственной социально-экономической системы, но и на уровне ее составляющих. Структура регионального прогноза включает как аспекты воспроизводства, так и различные уровни агрегирования производства и расселения в регионе. Взаимоувязка всего спектра прогнозов с учетом действия прямых и обратных связей обеспечивает в совокупности обобщенный региональный прогноз, на основе которого формируются концепция и стратегический план региона. Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах. Генетический подход обосновывает направления развития исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем. При нормативно-целевом подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей.

Прогнозирование регионального развития строится в соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также верифицирумость (достоверность и точность) прогнозов. Территориальные прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне– и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков. Общая структура регионального прогноза показана на схеме 72.

Схема 72.

Структура комплексного прогноза развития региона.



Прогнозирование применяется в областях, где планирование нецелесообразно или невозможно, но оно ни в коем случае не может заменить планирование.

Планирование – метод осуществления хозяйственно-организаторской функции государства и экономической политики. Важной частью планирования является программирование . Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ.

Комиссия готовит предложения по определению приоритетных направлений развития регионов, совершенствованию мониторинга социально-экономического развития, оказанию помощи в реализации целевых программ развития территорий. С учетом предложений государство может выделять региональные квоты по кредитам на инвестиционные программы. Эта квота определяется суммой доли участия региона в производстве продукции и в кредитных ресурсах страны:



где Q1 – объем производства в регионе; Q0 – объем производства в стране; Кри – квота по кредитам на инвестиционные программы; КВр – кредитные вложения банков данного региона; КВ0 – общие кредитные вложения всех кредитных банков; КВм – кредитные вложения местных банков.

Региональное целевое программирование позволяет федеральному центру активно влиять на проблемные регионы, успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, направленные на уменьшение различий в уровне социально-экономического развития регионов. Однако существующие в России программы все еще имеют существенные недостатки. Главные из них – слабое обоснование проблемных приоритетов, отбора и эффективности программ, отсутствие надлежащей межпрограммной увязки и координации, недостаточная проработка вопросов территориально-хозяйственной комплексности и интеграции, плохой контроль за реализацией, неустойчивость финансирования.

Тренировочные задания к теме 12

1. В последние годы в нашей стране стали разрабатываться Программы по комплексному развитию регионов. Некоторые авторы предлагают в прогноз включать разработки: во-первых, волны Кондратьева (50–60 лет), во-вторых, долгосрочный прогноз (20–25 лет), в-третьих, среднесрочный прогноз (8-12 лет), в четвертых, краткосрочные прогнозы (3–4 года). Проанализируйте, какие задачи ставятся и какие цели преследуются на каждом из этих этапов?

2. Основные направления государственной экономической политики обычно однозначно относят к формам либо прямого регулирования, либо косвенного. Однако региональную политику принято считать сферой смешанного регулирования. Объясните это положение.

3. Проанализируйте особенности отношений между дальневосточным регионом и центром. На примерах из периодической печати раскройте содержание центробежных и центростремительных тенденций. Какие из названных тенденций в современный период получают доминирующее значение? Какие последствия может иметь развитие этих тенденций для Приморского края, страны в целом?

4. Каким образом различаются основные функциональные формы региональной политики: прогнозирование, программирование, планирование?

5. Проанализируйте содержание следующих отрывков. Определите, какие из существующих подходов к региональной экономике они характеризуют:

а) «Имея непосредственную связь с проблемным подходом и являясь по существу его разновидностью, он вместе с тем имеет самостоятельное значение. Центральное место в нем занимает изучение явлений взаимодействия субъектов общественных отношений в географическом пространстве»;

б) «Он имеет важное методологическое значение в изучении действия экономических законов на региональном уровне. Относительное обособление воспроизводственного цикла означает не только обособление воспроизводства части совокупного внутреннего валового продукта в границах региона, но и обособление присущих ему, региону противоречий и их концентрированных выражений – сложных региональных социально-экономических проблем».

6. Определите размер региональной квоты по кредитам на инвестиционные программы, если в некотором регионе объем производства составил 42 млрд. руб. Общий объем продукции в стране равен 84 млрд. руб. Общие кредитные вложения коммерческих банков равны 2010 млрд. руб., а кредитные вложения банков данного региона в экономику страны составляют 0,2 от этой суммы. В экономику региона местные банки вложили сумму, равную 180 млрд. руб.

Тест к теме 12

Определите все верные ответы.

1. Региональная экономика – это

а) наука, изучающая рациональное размещение производительных сил;

б) часть экономической географии;

в) аналог отраслевых экономик; г) часть мезоэкономики.

2. Основная причина низкой дееспособности слаборазвитых регионов – это

а) удаленность от центра деловой активности страны;

б) недостаточный производственный и финансовый потенциал;

в) изменение геополитического положения страны;

г) формирование структуры и инфраструктуры рынка

3. Индустриально развитые в советское время области Северо-Западного, Центрального и др. регионов стали депрессивными, т. к.

а) имели дальние производственные связи;

б) имели высокую концентрацию ВПК;

в) имели полифункциональную структуру экономики, которая не соответствует потребностям рынка;

г) оказались заложниками развивающейся системы неплатежей.

4. Причинами усиления противостояния центра и регионов в России являются

а) отсутствие четкой регламентации прав и обязанностей центра и регионов в официальных документах;

б) разделение собственности за каждым уровнем управления;

в) нарушение принципов экономической самостоятельности регионов и их отношений с федеральным бюджетом;

г) перекладывание центром выполнения социальных функций на региональные власти без должного финансового обеспечения.

5. Региональная политика – это

а) приоритетное направлением деятельности местных властей;

б) система взаимоотношений между государством и регионами, а также между самими регионами;

в) политика выравнивание различий в уровне социально-экономического развития регионов;

г) сочетание принципов федерализма и регионализма.

6. Региональное прогнозирование

а) является составной частью индикативного планирования;

б) существовало только в централизованной экономике;

в) предшествует регионального целевому программированию;

г) осуществляется только по заказу региональных властей

1 Региональная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловлива­ющих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе.

Предмет региональной экономики –

Элементы и механизмы внутренней струк­туры экономики от­дельных регионов:

объективные предпосылки экономического развития региона (географи­ческое положение, природно-ресурсный, демо­графический, производственный потенциал);

производственную структуру;

социальную сферу и условия жизни;

систему расселения и разме­щения хозяйства;

механизм функционирова­ния и управления экономикой и т.д.

Экономические связи региона с дру­гими регионами.

Благодаря межрегиональным экономи­ческим связям формируются системы взаимо­действующих регионов. Поэтому в предмет региональной экономики также входят региональные экономические системы, или национальная экономика как система взаимодействующих регионов.

Объектом исследования в региональной экономике – является вся совокупность экономико-хозяйственной деятельности экономических регионов и субъектов страны.

В современных условиях возрастает роль территориальных аспектов развития экономики России. Это вызвано диспропорциями в региональном развитии, которые особенно остро проявляются сейчас во время перехода к рыночной экономике. Спад производства, рост безработицы, гиперурбанизация, серьезные экологические проблемы требуют грамотного, научно обоснованного подхода к решению проблем регионального развития.

Исследования экономических и социальных аспектов регионального развития проводились в России и за рубежом еще в начале 19 в. В настоящее время региональную экономику можно считать сформировавшейся отраслью науки. Вместе с тем следует отметить, что отказ от административно-командной системы управления привел к тому, что государство вынуждено было делегировать часть своих функций управления и регулирования хозяйственной деятельности территориям. Одним из множества последствий этого было появление в России новой учебной дисциплины – «региональная экономика и управление».

Предметом изучения региональной экономики и управления являются все аспекты социально-экономического развития пространственных образований, рассматриваемых как сложные системы с множеством внутренних и внешних взаимосвязей, определение путей и механизмов разрешения возникающих проблем, а также оценки последствий реализации предлагаемых решений.

Региональная экономика и управление тесно связана с экономической теорией, макроэкономическим прогнозированием, отраслевыми экономиками (экономикой промышленности, экономикой сельского хозяйства, транспорта и других), статистикой, теорией управления и другими социально-экономическими науками. Она широко использует результаты исследований демографии, социологии, географии, этнографии, управления.

В рамках региональной экономики исследуются следующие проблемы:

Экономика отдельного региона;

Экономические связи между регионами;

Региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов);

Размещение производительных сил;

Региональные аспекты экономической жизни;

Моделирование системы управления регионом

Совершенствование механизмов и методов управления и регулирования хозяйственной деятельности в регионе.

2 . Методы, используемые в исследованиях региональной экономикой

Системный анализ . Этот метод опирается на принцип поэтапности (постановка цели, определение задач, формулировка научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей). Это метод научного познания, позволяющий изучать структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи и взаимодействие.Метод систематизации . Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и другие.Балансовый метод заключается в составлении региональных балансов. Он позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями специализации рыночной региона и отраслями, дополняющими территориальный комплекс, инфраструктуру (материальную и социальную). Составление отраслевых и региональных балансов способствует определению рационального уровня комплексного развития регионов, наличия в их развитии диспропорций. Балансы также необходимы для разработки рациональных межрайонных связей. Метод экономико-географического исследования . Этот метод подразделяется на три составные части: региональный метод (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения, общественного производства в региональном развитии), отраслевой метод (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение и размещение общественного производства в отраслевом разрезе) и местный метод (исследования путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам).Картографический метод . Этот метод позволяет наглядно представлять особенности размещения.Метод экономико-математического моделирования (моделирование территориальных пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям хозяйства региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. Кроме того он дает возможность выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием. Метод таксонирования - процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны (от лат taxare – оценивать; группа дискретных объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков и благодаря этому дающих основание для присвоения им определенной таксономической категории). Таксоны – равнозначные или иерархические соподчиненные ячейки, к примеру административные районы, муниципальные образования. Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием. Поскольку объектом таксонирования выступают регионы, в данном случае можно употребить понятие регионализация. Вариантный метод размещения производительных сил региона. Он чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам.

Методы социологических исследований . Они включают стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона; контент-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов и т.д.

Региональная экономика структурно относится к мезоэкономике и представляет собой особое хозяйственное образование, сложность которого проявляется множественностью форм.

Региональная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой – выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию.

Если мирохозяйственный и геополитический подходы активно используются в таких науках, как мировая экономика и политология, то в национальной экономике важное место занимает территориально-воспроизводственный подход. В условиях административно-распределительной системы, основанной на принципах приоритета отраслевого управления, региональная экономика была наиболее слабым звеном. Свидетельством тому служит отсутствие комплексности в развитии многих регионов России, серьезные диспропорции между различными элементами хозяйственной, социальной и природной систем. В связи с формированием многоукладной экономики, новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления встала задача разработки нового механизма управления социально-экономическим развитием региона. Создание такого механизма должно базироваться на теории регионального воспроизводства - на изучении законов общественного воспроизводства и их проявления на региональном уровне. Воспроизводственный подход к управлению социально-экономическим развитием региона означает необходимость управления взаимосвязями и зависимостями между всеми элементами региональной системы, обеспечивающими эффективное развитие региональной экономики и рост благосостояния населения.

Исходным понятием теории регионального воспроизводства является понятие «регион». В научной литературе и в повседневней практике часто в качестве синонимов данного термина используются такие понятия, как территориальная система, региональная экономика, район и др. Однако их содержание имеет определенные различия.

В экономике, где территориальная единица является объектом управленческих решений, а сами эти решения могут приниматься на различных уровнях управленческой системы – федеральном, региональном (республика, область, край), муниципальном, необходимы большее единство и строгость при районировании страны и законодательно- правовое закрепление статуса каждого уровня. Не случайно в рамках Европейского экономического сообщества разработано общее для всех стран понятие региона. При этом признаком, по которому ту или иную территорию можно представить как относительно самостоятельную единицу, служит ее социально-экономическое единство со всей национальной экономикой, т.е. протекающие на ней экономические процессы должны отражать определенные закономерности общественного воспроизводства, формирующиеся под влиянием взаимосвязанных экономических, социальных и природных факторов. В этом смысле регион предстает как территориально-специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса. Таким образом, слова «регион» и «территория» должны соотноситься как часть и целое. Понятия же «район» и «регион», обозначая часть общей территории, являются в широком смысле синонимами и употребляются применительно к некоторой ограниченной части пространства.

В территориальной системе России можно выделить несколько региональных структур.

1.Структура, образуемая в соответствии с экономическим районированием на основе территориального разделения труда. Территории в составе этой структуры имеют определенную специализацию в едином процессе общественного воспроизводства и свои специфические особенности. Территориальное разделение труда – это объективный процесс производственной специализации, обособления экономических районов, развития межрайонной кооперации, обмена продукцией и услугами. Оно определяет основные закономерности и формы территориальной организации производства.

2.Структура, отвечающая критерию национально-государственного устройства и определяющая в соответствии с Конституцией страны совокупность равноправных субъектов Российской Федерации.

3.Региональная структура, отражающая территориально-административное устройство каждого субъекта федерации. Она определяется спецификой расселения населения и сложностью централизованного управления социально-экономическими процессами на обширной территории государства.

4. Районы реализации региональных комплексных программ. Их реализация вызывает серьезные сдвиги в территориальных пропорциях размещения производительных сил и формирование особых регионов.

Целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона. Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов : во-первых, тщательного учета потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий; во-вторых, создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов.

Территориальная организация, принципы и факторы развития современной российской экономики

Региональные проблемы играют важную роль в развитии большинства стран мира, особенно на этапах значительных экономических, социальных, политических перемен. Особенность современных региональных проблем России определяется переплетением ряда сложных переходных процессов как внутри страны, так и за её пределами а именно:

· формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

· демонтаж административно-командной экономики и переход к экономике рыночного типа;

· открытие национальной экономики для внешнего рынка;

· санкции в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом на Востоке Украины;

· экономический кризис, наложенный на продолжительный трансформационный кризис.

В этих условиях особое значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих методами анализа региональных социально-экономических процессов и современными технологиями управления территориальными объектами. Реализация этой цели становится возможной при изучении нашего курса "Региональное управление и территориальное планирование".

Исходные понятия региональной экономики.

Во всякой науке самым трудным оказывается определение исходных положений и понятий. В математике это понятие о числе, в физике - понятие о материи и энергии, в региональном управлении и территориальном планировании - понятие территории и региона.

"Территория " - это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. Категориями, дополняющими понятие "территория" являются акватория (ограниченная часть водной поверхности земли ) и аэротория (часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией ). Понятием, объединяющим категории "территория", "акватория" и "аэротория" является понятие "геотория ". В дальнейшем, если это не оговорено особо, мы будем пользоваться термином "территория".

Неоднородность территории по различным признакам или чрезмерная величина территории обусловливает необходимость ее членения на части, которыми являются регионы. На сегодня наряду с термином "регион" активно используется и термин "район". Возникает вопрос: регион и район - это синонимы или разные понятия? Попробуем на него ответить.

Первоначально преимущественное распространение в регионалистике имел термин "район ", французского происхождения «rayon» - радиус, луч. Район – это территориальная единица

С начала 1990-х годов в ряде субъектов Российской Федерации стали образовываться национальные районы и сельсоветы. В ходе муниципальной реформы в 2003-2006 гг. практически во всех регионах России были образованы муниципальные районы, территории большинства из них совпали с административными районами. Сегодня муниципальные районы входят в состав субъектов РФ (субъектов - 85: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Среди них 22 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 округа и 3 города федерального значения (Москва, Санкт – Петербург, Севастополь ). Крупные города делятся на городские районы. В современной России районы Якутии называются улусами, районы Тувы - кожуунами. А ранее районами называли административно-территориальные единицы в союзных республиках, АССР, краях, областях, автономных округах и областях СССР, а также в крупных городах. Районы были созданы в 1923-1929 вместо уездов и волостей, существовавших в Российской империи.

В 1990-х годах в отечественной регионалистике чаще стали использовать выражения "экономический район", "административный район" и т.д. Но со временем этот термин потерял свою научную чёткость.

Регион - это англоязычный термин. Он позднее проник в русский язык, но оказался более гибким и практически вытеснил термин "район". Далее мы будем использовать термин "регион", а термин "район" - только там, где он укоренился для обозначения определенных типов регионов, например, административный район, внутригородской район, крупный экономический район, муниципальный район и т.д.

Что же такое "регион"? В общем смысле , регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Конкретизация и содержательная интерпретация термина осуществляется при выделении определенных типов регионов.

Выбор редакции
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...

Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...

Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...