Имя авиценна. Абу Али Ибн Сина (Авиценна) — величайший ученый древности


Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах, известный также как Авиценна (это его латинизированное имя) - прославленный арабский врач, философ, последователь Аристотеля, ученый-энциклопедист - родился в селе Афтана неподалеку от Бухары 16 августа 980 г. Жизненный путь Авиценны известен достаточно хорошо, поскольку он сам описал первые 30 лет жизни в автобиографии, затем его дело было продолжено учеником.

Невероятная одаренность Хусейна была заметна уже в детстве. К 10 годам он мог читать наизусть Коран. Отец-чиновник дал ему начальное образование, после чего Ибн Сину отправили в школу для изучения мусульманского законоведения. Несмотря на то, что он был самым юным, к нему, 12-летнему подростку, не считали зазорным обращаться за советом самые старшие. Немного позднее Хусейн обратился к изучению светских наук: философии, медицины, литературы, математики, истории, астрономии и т.д. И если раньше он занимался с учителями, то с 14-летнего возраста перешел к самостоятельным занятиям. В 20 лет он считался известным ученым, а как врач прославился еще раньше: уже в 16 лет получил приглашение от эмира Бухары выступить в роли его лекаря.

Когда Бухара была взята тюрками и династия Саманидов пала, в 1002 г. состоялся переезд Ибн Сины в Гургандж, столицу Хорезма, где ему дали прозвище «князь врачей». Перелом в биографии Авиценны произошел в 1008 г.: знаменитый целитель ответил отказом на приглашение султана Махмуда Газневи служить ему, после чего ему пришлось сменить спокойную благополучную жизнь на многолетние скитания по Табаристану и Хорасану, служить придворным лекарем различных персидских князей.

На протяжении 1015-1023 гг. местом его жительства был Хамадан. Авиценна не только занимался своей непосредственной деятельностью, наукой, но и активно участвовал в политической жизни эмирата, в государственных делах. Благодарный пациент - эмир Шамс ад-Давла - даже сделал его своим визирем, отчего на Ибн Сину ополчились некоторые влиятельные военные. Они требовали у эмира умертвить врача, но тот ограничился его изгнанием, хотя скоро из-за болезни вынужден был в спешном порядке разыскивать и дать министерскую должность.

Эмир Ала ад-Давл был повелителем Авиценны последние 14 лет его жизни (1023-1037); знаменитый целитель был не только главным врачом, но и советником, ездил вместе с эмиром в военные походы. В Исфахане его занятия науками всячески поощрялись.

Наследие Авиценны включало более 450 сочинений, посвященных 29 областям научных знаний, среди которых философия, геология, история, грамматика, поэтика, химия и др. До нашего времени сохранилось лишь немногим менее 300 трудов. При жизни Ибн Сина не раз выслушивал обвинение богословов в атеизме и еретических мыслях, однако это не могло затмить огромного влияния, которое оказывали его трактаты на умы современников.

Главным философским сочинением Авиценны считается «Книга исцеления», состоящая из разделов, посвященных физике, метафизике, математике и логике. Долгие годы он работал над «Каноном медицины» - медицинской энциклопедией из 5 частей, которая принесла ему мировую славу . В этом труде им были систематизированы теория и практика врачей Средней Азии, Индии, Греции, Рима; в течение нескольких веков на Востоке и на европейском континенте врачи должны были изучать его в обязательном порядке. Классическая иранская литература ощутила существенное влияние литературного творчества Авиценны.

Талантливый врач, ученый умер 18 июня 1037 г. от тяжелого заболевания желудочно-кишечного тракта, с которым ему справиться не удалось. Согласно завещанию, его имущество предназначалось бедным, а все рабы должны были быть отпущены. Сначала Ибн Сину похоронили возле городской стены Хамадана, а менее чем через год останки были захоронены в Исфахане, мавзолее эмира.

Абу Али Ибн Сина

(980-1037)

Портрет Абу Али ибн Сины, художник А. Бакиров.

Рядом с бессмертными именами великих мыслителей стоит имя Ибн Сины – крупнейшего представителя передовых общественно-политических идей народов Средней Азии. Философ и медик, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед, он был подлинным энциклопедистом своего времени. Его ботатейшее наследие занимает почетное место в истории развития мировой цивилизации.

Абу Али Ибн Сина родился в 980 году в с. Афшана, близ Бухары. Известен месяц его рождения по мусульманскому летоисчислению – сафар, что соответствует второй половине августа и первой половине сентября.

Мальчику дали имя – Хусейн.

Пятилетнего Хусейна и младшего брата Махмуда отец Абдуллах перевез в Бухару, где решил дать детям хорошее образование.

Хусейн изучал арабский язык, и в десять лет знал наизусть коран. Мальчик учился также арифметике, мусульманскому законоведению – фикху.

Ибн Сина рассказывает в автобиографии о приезде в Бухару ученого Абу Абдуллаха Натили, который давал ему уроки логики и философии.

Позже Хусейн изучает геометрию, астрономию и другие науки, затем обращается к медицине.

Он овладел наукой врачевания так глубоко и основательно, что известные врачи обращались к нему за советами.

Из автобиографии мы узнаем, с какой одержимостью Ибн Сина ночами, иногда отгоняя усталость чашкой вина, изучал геометрию, музыку, астрономию. Ибн Сина хорошо знал труды своих предшественников Платона, Аристотеля и других ученых.

Есть в автобиографии строки об изучении «Метафизики» Аристотеля. Молодой Хусейн несколько раз прочитал, но не понял этот труд. Потом случайно на базаре назойливый торговец все же вручил ему книгу. Это оказались комментарии великого философа Абу Насра Фараби к «Метафизике» Аристотеля, которые и помогли изучить знаменитую работу.

И в автобиографии, и в исторических книгах приводятся примеры из врачебной практики Ибн Сины. Придворные медики не могли вылечить правителя Бухары Нух Ибн Мансура и обратились за помощью к молодому Хусейну.

Он определил диагноз болезни, помог придворным врачам восстановить здоровье эмира.

Видимо этот случай помог открыть доступ Хусейну в библиотеку Саманидов, одну из богатейших на Ближнем и Среднем Востоке.

Сведения из автобиографии дают нам возможность установить, что философская книга «Исследования о душевных силах» была написана Хусейном, когда ему было 17 лет, а книга «Алмадзкмуль» («Собрание»), где излагаются мысли о риторике, поэтике и других науках, создана, когда ученому шел 21 год.

В 1005 году Ибн Сина переезжает в Хорезм, где знакомится с великим математиком и астрономом Беруни и другими учеными.

Через семь лет Ибн Сина уезжает в Джурджан, затем в города Хорасана и Ирана.

В Джурджане началась работа над знаменитым многотомным «Каноном врачебной науки».

В Хамадане Ибн Сина был визирем, но и попадал в немилость, даже находился в заточении, в зиндане, где также написал несколько книг.

С 1024 г. Ибн Сина живет в Исфагане, где правитель Алауддавла создал ему все условия для научной работы.

Ибн Сина оставил огромное наследие: многотомный «Канон врачебной науки», книги по логике, физике, математике и другим наукам.

По данным ученых Ибн Сина написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240.

На арабском и таджикско-персидском языках сохранился ряд поэтических и литературоведческих произведений Ибн Сины.

Творчество Ибн Сины имело большое значение для развития литературы не только в Средней Азии, но и на всем Востоке. Наряду с многочисленными стихами философского и лирического содержания дошли до нас и девять его поэм – урджузы, причем восемь из них посвящены медицине.

Изучая арабскую литературу, Ибн Сина глубоко познакомился с классиками арабской поэзии, что сыграло немаловажную роль в формировании его как поэта. Сначала он писал небольшие стихотворения, а позже касыды и поэмы. Таким способом он пропагандировал науку среди народа.

Как свидетельствует Абу Рейхан Беруни, древние индусы все свои научные труды писали в стихотворной форме. Только эти книги пользовались популярностью, их передавали из поколения в поколение.

У арабов многие книги даже по грамматике были написаны также в стихах и использовались в качестве учебных пособий в медресе.

Творческое наследие Ибн Сины характеризует его как неутомимого борца за разум, свободомыслие. Его жизнь, настроение и горести, протест против невежества, фанатизма и несправедливости нашли яркое отражение в поэтических произведениях.

В своем творчестве он использовал стихотворный стиль и для распространения знаний среди населения. Особенно увлекался Ибн Сина логикой, которой посвятил много книг и написал поэму. В поэме есть ссылка, что она написана по просьбе везира хорезмского шаха ас-Сахли в Гургандже (Хорезме), чтобы логика прочно укрепилась в памяти людей. Поэма состоит из 297 бейтов (двустиший), где автор дает определение науке и многим терминам: категории, силлогизму, аналогии, диалектике, риторике, софистике и т. д. Эту поэму, как и поэму о медицине, он написал в молодые годы.

Ибн Сина хотел, чтобы наука врачевания широко популяризировалась среди народа.

Урджуза (Ал-урджуза фи-т-тибб) – поэма о медицине, одна рукопись которой хранится в фондах Института востоковедения Академии наук УзССР в Ташкенте, самая крупная как по содержанию, так и по охвату материала, стоит на втором месте после «Канона врачебной науки». Поэма была переведена на латинский язык еще в XII веке Герардом Кремонским (1114-1187), с XV по XVII вв. она печаталась на латыни. Позже эта книга переводилась и издавалась на других европейских языках. Поэма состоит из 2652 строк.

Другие поэмы освещают темы о четырех сезонах года, о гигиене, об анатомии и т. д.

Поэмы созданы на арабском языке, сохранились до наших дней и свидетельствуют об огромном поэтическом даровании Ибн Сины.

Ибн Сина писал и прозаические литературно-философские произведения. Многие из них известны нам -«Трактат о птице», «Живой, сын Бодрствующего», «Саламан и Ибсал», «Повесть о Юсуфе», а также труд по литературоведению «Об искусстве поэзии».

В своих поэмах Ибн Сина большое внимание обращает на сохранение здоровья человека, дает советы, которые не утратили своего значения и в наше время. Он пишет о гигиене, еде, об обращении с больными и т. д.

Ибн Сина больше уделяет внимания предотвращению болезни, чем ее лечению. Это очень важно и сейчас. Поэтому его произведение о медицине можно назвать гимном здравоохранению.

Предлагаемая книга посвящена поэтическому творчеству Ибн Сины. В нее вошли лирические строки – газели, касыды, рубаи, кытъы. Эта лирика всегда пользовалась большим успехом у читателей, представляет она большой интерес и в наши дни. Стихи много раз издавались, но урджуза – «Поэма о медицине» в стихотворной форме на русском языке печатается впервые. Ибн Сина часто употребляет названия лекарственных трав, дает советы, как их использовать при различных заболеваниях.

Переводчики «Поэмы о медицине» не рассчитывали на академическое издание. В данном варианте она сокращена. Но, несомненно, широкому кругу читателей дается возможность познакомиться с творчеством величайшего ученого и поэта.

Абдусадык ИРИСОВ.

Авиценна или Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980-1037) - врач, ученый, философ, придворный врач эмиров и султанов персидских государств, визирь Хамадана, автор более 450 трудов в различных областях науки.

Детство будущего ученого.

Авиценна родился в селении Авшана, что находилось рядом с Бухарой. Его отцом был зажиточный чиновник. С ранних лет будущий врач отличался очень пытливым умом. Мальчик не ограничивал себя какой-либо одной областью и интересовался всем, что его окружало. Отец нанял ему ученого старца, чтобы тот обучал его различным наукам. Будучи еще юным молодым человеком, ибн Сина познакомился с известным в то время бухарским врачом Абу Сахл Масихи. Во многом именно этот человек больше всего повлиял на будущее мальчика, заинтересовав его медициной.

Карьеру врача, Авиценна начал в 17 лет. В то время тяжело заболел эмир Бухары, и никто не мог его вылечить. Испробовав все средства, во дворец был приглашен молодой ибн Сина, который после осмотра эмира назначил ему лечение, которое помогло выздороветь больному. В качестве платы за услуги Авиценна получил неограниченный доступ к библиотеке Бухары.

К 18 годам ибн Сина вел активную переписку со многими видными учеными Востока. Уже в это время у молодого врача появились собственные ученики. К 20 годам Авиценна был уже автором нескольких книг по этике, философии, медицине и другим естественным наукам. В это время происходит 2 тяжелых для молодого человека события – сначала умирает его отец, а потом на Бухару, в которой он вырос, нападают тюркские племена кочевников, которые захватывают город и предают его огню.

Чтобы спастись, Авиценна был вынужден бросить свой родной город и отправиться вместе с торговым караваном в Хорезм. Правитель города – Хорезмшах покровительствовал ученым, и он надеялся найти там себе новый дом. Шах благосклонно принял ученого и предложил ему работать вместе с учеными Масихи и Бируни.

Вскоре ибн Сина был вынужден покинуть приютивший его Хорезм. Он занимался тем, что ездил по разным городам и зарабатывал тем, что лечил больных на встречавшихся ему постоялых дворах. В течение этого периода своей жизни Авиценна часто служил придворным врачом в различных небольших государствах Востока. Но нигде не оставался подолгу, часто переезжал с места на место.

«Канон врачебной науки» и служба визирем.

В 1016 году ибн Сина, наконец, останавливается в городе Хамадан. Там он становится сначала придворным врачом, а затем министром, визирем. Именно в этом городе он заканчивает первый том главного труда своей жизни – трактата «Канон врачебной науки». Это произведение станет одним из главных медицинских трактатов на многие столетия. Всего он написал 5 томов и каждый являлся бесценным кладезем информации для любого врача. Лишь к 19-му веку, с развитием медицины и началом бурного развития естественных наук, стали появляться труды, которые были сопоставимы по значимости с этим произведением средневекового автора.

Книга уникальна тем, что содержит множество совершенно новых гипотез, размышлений, которые до Авиценны попросту никому не приходили в голову. Например, именно он предположил, что «лихорадочные» болезни вызываются мельчайшими организмами. Подтвердить эту гипотезу смогут лишь через 800 лет, после исследований, проведенных Луи Пастером. Кроме того, ибн Сина был первым, кто подробно описал чуму и холеру, а также описал способы лечения менингита и язвы желудка.

Начатая в Хамадане, книга была закончена 10 лет спустя в Исфагане. В этом городе ибн Сина служил визирем у шаха, но спустя некоторое время вспыхнул при дворе бунт, в результате которого врач оказался заключенным в тюрьму. Несмотря на заключение, Авиценна продолжил свои исследования и в это время он написал множество трудов по математике, философии, астрономии, химии и даже несколько художественных книг и поэм.

Большое внимание Авиценна уделял оздоровительным упражнениям. В частности он утверждал, что физические нагрузки являются залогом здорового организма, если правильно выбирать их силу и продолжительность, сообразуясь с возрастом и общим развитием. Ибн Сина считал, что человек, занимающийся физическими упражнениями на постоянной основе, не будет нуждаться в лечении и лекарствах. Кроме того, такие нагрузки укрепляют организм, мышцы, связки и нервы. Также он обращал внимание на пользу массажа, закаливания как горячей, так и холодной водой. Многие восточные феодалы того времени пользовались рекомендациями Авиценны.

Другие науки.

Деятельность Авиценны не ограничивалась исключительно медициной. Ученый тратил много времени и на другие естественные науки. Он открыл процесс перегонки эфирных масел, в своих трудах он подробно описывал, как можно приготовить соляную азотную и серную кислоты. Как астроном, на основании своих наблюдений он пришел к выводу, что Венера, находится ближе к земле, чем к солнцу. Занимался он и вопросами определения координат по звездам, в частности на основе законов тригонометрии он определил положение Гургана относительно Багдада.

Как философ, Авиценна во многом следовал Аристотелю. К философским трудам ученого можно отнести такие трактаты как «Книга о любви», «Книга об избавлении страха смерти», «Книга о предопределении».

Интересовался ибн Сина и психологией. В частности он предложил разделить все характеры на 4 вида – горячий, холодный, влажный и сухой, что, как нетрудно догадаться, соответствует современным 4 типам темперамента, выделяемым психологией.

Кроме научной деятельности Авиценна посвящал себя и искусствам – есть несколько известных художественных произведений. Некоторые свои работы он писал в форме четверостиший. Кроме того, ибн Сина изучал и музыку, считая ее своего рода отраслью математики.

После освобождения, он продолжил служить при дворе Ала ад-Даулаха. В одном из походов этого правителя, Авиценна тяжело заболел, попытки лечения не приводили к выздоровлению и спустя непродолжительное время он умер. Произошло это в 1037-ом году. Через несколько лет после смерти врача, на его могиле был воздвигнут мавзолей, к которому люди приходят поклониться и по сей день.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина был древним мыслителем и лекарем, а также представителем аристотелизма на Востоке. Древнеиранский философ Ибн Сина родился 16 августа 980 года в городе Афшан. Его отец, бухарский чиновник, позаботился о том, чтобы его сын получил домашнее образование, что заставило молодого Ибн Сину почувствовать тягу к знаниям.

Очень скоро он превзошел всех своих наставников и стал самостоятельно изучать физику, метафизику и медицину. Он обращался к трудам таких гениев, как Аристотель, Птолемей и Евклид, перенимал их знания. Причем, если сочинения последних двух не вызвали никаких осложнений у молодого Абу Али, то с метафизикой Аристотеля ему пришлось потратить много усилий. Молодой философ принимался за чтение, но не постигал глубины содержания книги.

Так продолжалось, пока в сорок лет он не купил сочинение ал-Фараби “О целях метафизики”, где были прописаны комментарии к аристотельским трудам. Именно благодаря этой книге для Ибн Сина открылись все истинные цели учения Аристотеля. После этого он создал свои первые трактаты. В 1002-1005 году он приехал в Хорезм для вступления в академию Мамуна, которая была на самом деле сообществом великих ученых. Но уже в 1008 году он стал скитальцем, чья жизнь зависит от капризов или милости султанов и эмиров. В 1030 году Ибн Сину ограбили, и он потерял многие из своих трудов и произведений. Из-за слишком напряженной жизни он заболел и 18 июня 1037 скончался. Его похоронили в Хамадане (Северном Иране).

Медицина

Благодаря своему труду “Канон врачебной науки” Ибн Сина получил всемирную известность, его даже прозвали “князем врачей”. Книга включает в себя набор медицинских знаний и опыта врача во время античности и Средневековья. Также в книге прописаны наблюдения и открытия самого Ибн Сины. Его творение состоит из 5 книг: в первую входят знания об анатомии, а также причины и признаки болезней; во второй описаны лекарства из мира флоры и фауны; третья книга открывает информацию об отдельных заболеваниях, их лечение и распознание; четвертая книга рассказывает, какими методами можно лечить заболевания; в пятой же описаны самые сложные яды, противоядия и лекарства.

Причины заболевания Ибн Сина называл “вредностями”, имея в виду влияние на человека климата, местности, времени года, питания, труда, бытовых условий. Он был первым, кто сделал описание различий между чумой, проказой и оспой, привел доказательства того, что такими болезнями можно заразиться через почву, воздух, воду, контакты с зараженным человеком. Ибн Сина стал первым медиком, который подробно описал туберкулезное заболевание, желудочную язву, диабет.

Также Ибн Сина создал свою теорию музыки, основываясь на работах, ученных Греции. В книге “Музыкальная эстетика восточных стран” описаны сведения о звуках, интервалах, видах тетрахорда и расположении в полной системе ритма и техники композиций. Именно в этой книге указывается на воспитательное и лечебное воздействие музыки на человека.

Философия о богословие и бытие

Ибн Сина называл метафизику учением о боге, как о начале всего сущего, соединив исламский монотеизм и античную философию. Доказывая существование бога, философ прибегал к доказательствам того, что все существующие в мире вещи являются «возможными». Если перефразировать, то их существование отличается от их сущности, вещи в мире появляются благодаря началу, в котором так нуждается все , а его сущность и существование дополняли друг друга. Такое понимание бога было принято во время иудейского и мусульманского богословия.

Ибн Сина представлял мир в виде исхода от бога вне времени. В этой иерархии были космические разумы, которые сравнивались с ангелами. Они управляют небесными сферами. А главный разум выступает началом всего сущего мира. Благодаря этому материя представлялась в виде чистой потенциальности, из которой возникают вещи с формой и материей. Если человеческое мышление достигнет высшей степени совершенства, то оно сможет воссоединиться с высшим разумом, который подарит свои истины в виде доступных миру образов и умозрений. Способность пророка к чудесам объяснялась Ибн Синой тем, что его разум подкреплен невероятно развитой силой воображения, способной оказывать воздействие как на свое тело, так и на тела других людей.

Философ Ибн Сина считал, что душа независима от тела, что позволяет ей вечно существовать. В качестве доказательств он приводил пример «парящего человека», который осознает, что «я есть я, даже если мне неизвестно, если у меня какой-нибудь орган». В тоже время Ибн Сина не принимал учения Платона, в котором говорилось о существовании души, а также отвергал мусульманскую веру о воскрешении тела. Ибн Сина считал, что Судный день наступает для каждого человека сразу после его смерти.

Философ утверждал, что каждая человеческая способность является функцией души, имеющей нематериальную природу. Ибн Сина говорил, что после смерти и гниения тела душа становится свободной, и к ней возвращаются мудрость, добро, знания, позволяющие вернуться к божественному свету.

Согласно мыслям, Ибн Сины, каждый человек стремиться к хорошему, но ему приходится приспосабливаться к окружающей среде, и он меняется, в зависимости от своих знаний. Так любое моральное качество приобретается и человек способен сохранить свои качества до того, как сформируется его характер. Когда душа столкнется с отрицательными качествами, она сможет противостоять им, проявляя свою силу воли.

В мире мусульманской веры Ибн Сину называли «князем философов». Большинство из его идей были приняты в позднем каламе. Большое влияние философ оказал на средневековые мысли и идеи, а также на еврейскую философию.

Мировое значение

Философское, а также научное наследие древнеиранского мыслителя остается весьма важным звеном во всей человеческой культуре. Ибн Сина смог внести новые знания во многие научные области. Его учения остаются популярными на Востоке и Западе.

Многие его труды бесследно погибли, сожженные в пожарах. Лишь слухи о них дошли до наших дней. Другие его книги похоронили в книгохранилищах и лежат неразобранные. Наступит день, когда человечество сможет их отыскать и прочесть.

В легендах, сказках, песнях можно встретить героя Ибн Сины. А Карл Линней назвал особый вид растений Авиценнией, в честь великого ученного. Таджикистанский медицинский университет и горная вершина носят его имя. В городе, где родился Ибн Сина, существуют музей в его честь. В 1990 году в городе Бухара был открыт медицинский институт, который назвали именем философа.

В поэзии миннезингеров, трубадуров можно встретить идеи Ибн Сины, которые говорили о бескорыстном служении Прекрасной Леди. В конце средневековья это породило образ любви Данте Алигьери. Писатель очень часто упоминал Ибн Сину, описывая его как самого великого мыслителя, с которым никто не сможет сравниться.

Ибн Сина был ученным. Который с жадностью тянулся к исследованиям, желая охватить каждую отрасль знаний. Нет ничего удивительного в том, что среди интеллектуалов его знали, как прославленного эрудита. До сих пор можно встретить его крылатое выражение: «Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью».

За его славу бьются несколько мусульманских стран. Иран считает его своим потому, что здесь расположена могила Ибн Сины. Арабы гордятся им, ведь он писал на их языке. Таджики не сомневаются, что он был из их племени, так как он родился на территории их древнего государства. Даже узбеки по праву гордятся им как подданным бухарского эмира, владение которого является частью современного Узбекистана. Для европейцев Авиценна – продукт эллинизма и провозвестник эпохи Возрождения. Коран и труды Аристотеля он читал с одинаковым упоением, а жизнь его полна удивительных событий. Он не был женат и не имел детей, но каждый человек на земле мог бы назвать его своим отцом и учителем, а сам он был сыном античной культуры.

Бухара

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Алиибн Сина родился в селении Афшана, расположенном в 30 км на северо-восток от Бухары, 16 августа 980 года. С младых ногтей судьба была к нему благосклонна. Во-первых, ему достался замечательный отец, который заметил природные дарования мальчика и постарался их максимально развить. Хусейн был отдан в школу мусульманского правоведения, в 10 лет знал наизусть Коран, а в 12 – был известным в округе мудрецом, к которому приходили советоваться взрослые люди. Когда в Бухару приезжает знаменитый ученый Абу Абдаллах Натили, отец сделал все, чтобы тот остановился в его доме.

Постижение музыки, астрономии и геометрии дается ему без труда, а вот «Метафизика» Аристотеля вызывала непонимание до тех пор, пока Хусейн не взял в руки комментарии к «Метафизике» Аль-Фараби. Известно, что великий греческий философ не только рассуждал о категориях бытия, но и лечил людей, будучи сам сыном врача. Мусульманская культура переживала расцвет, благодарно впитывая все, что могла дать эллинистическая мудрость. В странах ислама весьма чтили Аристотеля, переводили и комментировали его. Именно через арабские переводы великий грек попал в средневековую Европу, чтобы стать учителем Запада.

Предание называет разный возраст Ибн Сины, когда того пригласили лечить эмира Бухары – от 16 до 18 лет. Юноша исцелил правителя, а в награду попросил пустить в его библиотеку. Здесь он поглощал знания по самым разным направлениям наук, причем медицина была для него одной из форм познания человека и мира. Недолго он наслаждался мудростью древних, так как библиотека была сожжена мусульманскими фанатиками как источник ереси. Сам Ибн Сина прослыл еретиком и всю жизнь испытывал неудобство от соприкосновения с религиозными невеждами.

Крохотные демоны болезней

Год 1002 – очень знаковый в жизни ученого. Захваченная тюркскими кочевниками, Бухара прекращает существование, и светоч высокой восточной культуры уже никогда не запылает здесь с такой яркостью. Эмир убит, библиотека сожжена, дома мирных жителей разграблены. Умирает отец Ибн Сины, а сам он подвергается нападкам за отступление от ислама. Вместе с братом Махмудом он пускается в бегство, а это означает верную смерть, поскольку между городами лежала безводная пустыня. Махмуд умирает от жажды, а самого Хусейна подбирает караван, который и доставляет его в город Ургенч, столицу правителей Хорезма. По легенде, одним из спасителей оказался его будущий ученик Джурджани, который сопровождал учителя до конца его дней.

В Ургенче Ибн Сине удается остановить свирепствовавшую чуму. Правителю он рекомендует запретить людям собираться на базаре и в мечети, а для подкрепления своей правоты, использует солнечное затмение. Деньги он советует передавать, опустив их в уксус, а в рацион питания включить чеснок. Ибн Сина выражает догадку, что причиной заболеваний могут быть крохотные демоны, прилипающие к телу, одежде и волосам. Тем самым он уже в 11 веке предвосхитил открытие бактерий. Он никогда не брал денег с пациентов, которые интересовали его с точки зрения практического опыта. Чтобы пополнить недостающие знания, он препарировал трупы.

Годы скитаний

В 1008 году султан Махмуд Газневи приглашает ученого к своему двору. Это был надменный и необразованный правитель, взлетевший к вершине власти из самых низов. Ибн Сина понимает, что его приглашают в придворные холуи, поэтому отказывается от милостивого предложения султана. С этого времени он обречен на годы странствий, спасаясь от гнева мстительного деспота.

В Хамадане он не только лечит эмира Шамс ад-Давла, но и пробует давать советы политического свойства. Благодарный правитель назначает его визирем. Ибн Сина пытается организовать управление государством согласно учению Аристотеля, по которому вся власть должна быть сосредоточена в руках благородных философов. Это не нравится придворным эмира. Они вынуждают его оставить высокий пост и покинуть пределы государства. Но вскоре эмир болезнь эмира дает о себе знать, и ученого просят вернуться, восстановив его в должности министра.

Ибн Сине пришлось побывать в заточении за попытку перейти на службу к правителю Исфахана. Спустя четыре месяца он все же попадает в Исфахан, где проводит самые плодотворные годы своей жизни. На службе у исфаханского правителя Ала ад-Давла он и оканчивает свои дни в возрасте 56 лет. Прах великого мыслителя Востока покоится в мавзолее эмира в Исфахане на территории современного Ирана.

Сокровищница знаний

Медицина была не единственным увлечением Ибн Сины, хотя ей он посвятил свой энциклопедический труд «Канон врачебной науки». Здесь он не только предрек открытие бактерий и вирусов, но и описал особенности и отличия таких болезней, как оспа, холера, чума и проказа. В «Каноне» ученый дает множество рецептов изготовления лекарственных снадобий, которые с успехом применялись в средневековой Европе.

Основываясь на практическом опыте, описывает лечение вывихов и переломов. Он был первым, кто провел трепанацию черепа. В третьем тома «Канона» ученый рассматривает вопросы патологии и терапии заболеваний, вызывающих лихорадку, опухоли и гнойные воспаления. Описание заболеваний сопровождают анатомические пояснения. С поразительной точностью и глубиной он объясняет устройство мышц человеческого глаза.

Не имея теоретической базы и инструментов, он догадался о бактерицидных свойствах чеснока и полыни. Ибн Сина знал о полезных свойствах пчелиного меда, который вошел в состав многих его рецептов. Он уделяет внимание правилам сбора лекарственных трав и дыхательным упражнениям. Именно Авиценна дал детальное описание симптомов и признаков сахарного диабета, а также проанализировал такие болезни как менингит и язва желудка.

Другой капитальный труд «Книга исцеления», как ни странно, посвящен скорее философской проблематике. Здесь автор делится своими рассуждениями о музыке, астрономии, логике, арифметике, геометрии, психологии, биологии и физике. От его пытливого ума не укрылись и фундаментальные вопросы бытия, которые он излагает в «Книге знаний».

Ибн Сина стал первооткрывателем перегонки эфирных масел, знал о процессе добычи азотной, серной и соляной кислоты, гидроксидов натрия и калия. Вслед за Аристотелем он утверждал, что Земля круглая. Авиценна был в курсе последних достижений в области астрономии и даже написал Компендиум Альмагеста на труд Птолемея. Он определял долготу города Гургана, пользуясь правилами сферической тригонометрии, и развивал теорию движения, предложенную Аристотелем.

Мир после Авиценны

Пятьдесят шесть лет прожил он на земле. Спасая многих от смерти, себя лечить он отказался, когда понял, что пришел его смертный час. Магом и чародеем считали его те, кто лишь слышал об этом человеке. Но труды Авиценны кочевали из библиотеки в библиотеку, переводились и давали пищу для размышлений. Мусульманские и христианские мыслители вдохновлялись его идеями и открытиями. Великий поэт Востока Омар Хайям зачитывался поэзией Ибн Сины, а Микеланджело восхищался его анатомическими познаниями.

Он был интеллектуальным чудом исламского мира. Это было то время, когда мусульманские страны были более образованными и более культурными, чем европейский запад. Теперь все поменялось. Но Авиценна в одинаковой мере облагодетельствовал как мусульман, так и христиан. Точнее сказать, и те и другие взяли от него столько, сколько смогли унести.

Ибн Сина впитал все лучшее из античной культуры и философии. Он помог вернуть античность в христианскую цивилизацию. В наше непростое время его жизненный путь может послужить еще одним аргументом к примирению двух религий, вышедших из одной книги – Библии.

Выбор редакции
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...

Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...

Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...