Художник борис кустодиев биография. Борис Кустодиев


Художественный талант Бориса Михайловича Кустодиева известного во всем мире представителя русской живописи прошлого столетия, подарил нам ностальгический мир, солнечный и радостный, подчеркивающий яркими красками ощущение праздника. Будучи учеником , Кустодиев не просто наследовал манеру и стиль Репина, но и привнес присущую только ему игру красок, которая поневоле заряжает позитивом и счастьем. Стоит отметить, что становление Бориса Михайловича как художника началось задолго до знакомства с учителем, об этом свидетельствует его творчество, пронизанное эхом детских привязанностей и переживаний.

Родился Кустодиев в семье преподавателя семинарии в 1878 году в г. Астрахань. Судьба распорядилась таким образом, что отец Бориса умер, когда мальчику было чуть больше года, и вся ответственность за воспитание легла на хрупкие плечи матери – 25 летней вдовы с четырьмя детьми на руках. Несмотря на очень скромный достаток, семья жила дружно, а материнская любовь скрашивала трудности жизни, давая возможность сформироваться творческой личности. Именно мать, Екатерина Прохоровна, прививала детям любовь к высокому искусству – театру, литературе, живописи. Такое воспитание четко определило будущее Бориса, и уже в 9 лет он знал, что станет художником.

В 1892 году, поступив в Астраханскую духовную семинарию, Кустодиев одновременно стал брать уроки у местного живописца А.П. Власова. С благословения Власова, в 1896 году Кустодиев стал студентом Петербургской Академии художеств и по истечении двух лет был принят в мастерскую Ильи Репина. Великий художник сразу обратил внимание на ученика, возлагая на него большие надежды, что впоследствии вылилось в совместную работу над монументальным полотном – . Следствием столь успешного начала стала защита дипломной работы с золотой медалью и стажировка за границей. В свое путешествие в Европу, художник отправился с молодой семьей, недавно родившимся сыном и молодой супругой – Юлией Евстафьевной Прошинской.

Впоследствии, в 1905 году, отдавая дань судьбоносной встрече со своей любовью, Кустодиев построил дом-мастерскую «Терем» близ города Кинешмы, на Волге. «Терем» стал местом работы и творчества художника и здесь, практически каждое лето, Бориса Михайловича охватывало чувство, которое принято называть счастьем, вдохновляя его на творчество и осознание полноты жизни. Любимая жена, ставшая верной помощницей, сын и дочь, в нерушимом понятии семья нашли отражение в творчестве художника и стали отдельной большой темой в его живописи (картина «Утро»).

Годом ранее, в 1904, художник провел несколько месяцев за границей, в и , посещая выставки и музеи. Родные просторы звали Бориса Михайловича в Россию и, вернувшись на родину, Кустодиев окунулся в мир журналистики, сотрудничая с сатирическими журналами «Жупел» и «Адская почта». Так, первая русская революция подвигла его попробовать свои силы в шаржах и карикатурах государственных чинов.

1907 год стал насыщенным на события: поездка в , увлечение скульптурой, членство в Союзе художников. А в 1908 году для Кустодиева открывается мир театра – он работает декоратором в Мариинском. Популярность Бориса Михайловича растет, слава портретиста становится причиной известной работы Николая II в 1915 году, но еще задолго до этого в 1909 году в семью художника приходит беда – проявляются первые признаки опухоли спинного мозга. Несмотря на это, он продолжает активно путешествовать по Европе, получает звание академика живописи в этом же году. Посетив Австрию, Италию, Францию и Германию, Кустодиев отправляется в Швейцарию, где проходит лечение. Впоследствии в Берлине в 1913 году ему делают сложную операцию.

Казалось бы, болезнь отступила и 1914 год ознаменован выставками в галерее Бернгейма в Париже, Международными художественными выставками в Венеции и . В 1916 Кустодиеву делают повторную операцию в , следствием которой стал паралич нижней части тела и ампутация ног. С тех пор весь мир художника – это его комната, память и воображение. Именно в этот период он пишет свои самые яркие и праздничные картины, живописующие провинциальную жизнь ( , «Сельский праздник») и красоту тела ().

Но жизнерадостность и оптимизм не в силах побороть болезнь, которая прогрессируя, дает художнику один единственный раз провести прижизненную выставку собственных работ в 1920 году в Петроградском Доме искусств. Последние вехи жизни ознаменованы оформлением спектакля «Блоха» и участием в Международной выставке в Париже.

В 1927 году 26 мая в возрасте 49 лет Борис Михайлович умирает буквально за работой над эскизом задуманного им триптиха «Радость труда и отдыха». Так закончилась нелегкая, но полная света и радостных ноток жизнь знаменитого художника, оставившего нам в наследие , демонстрирующие жажду к жизни и познанию.

Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань - 26 мая 1927, Ленинград) - русский художник.

Биография Бориса Кустодиева

Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893-1896 годах.

Родился в 1878 г. Брал уроки рисования у П.А. Власова, окончившего Московское училище живописи.

После двухлетнего пребывания в общих классах Академии Художеств поступил в мастерскую И.Е. Репина, которому помогал в писании картины «Заседание Государственного совета» (Кустодиевым написана вся правая сторона картины, с этюдами к ней).

Получил заграничную командировку за картину «Деревенская ярмарка».

Выставлял свои работы последовательно на «Весенних Выставках» в Академии Художеств, на выставках «Нового Общества», на выставках «Союза», в «Салоне», а с 1910 г. на выставках «Мира Искусства», за границей — в Париже, Вене, Мюнхене, Будапеште, Брюсселе, Риме, Венеции, Мальме и других городах.

Творчество Кустодиева

Кустодиев начал свой путь как художник-портретист. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову.

Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером.

Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»).

Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения.

Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).

В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен.

Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918-20 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А.Серова «Вражья сила» (Академический (б. Мариинский) театр, 1921).

Работы художника

  • «Вступление. Москва» рисунок
  • «Утро», (1904, ГРМ)
  • «Балаганы»
  • «Ярмарки»
  • «Масленицы»


  • «Сирень» (1906)
  • автопортрет (1912, Галерея Уффици, Флоренция)
  • «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)
  • портрет А. И. Анисимова (1915, ГРМ)
  • «Красавица» (1915, Третьяковская галерея)
  • «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)
  • «Большевик» (1919-20, Третьяковская галерея)
  • «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1922, ГРМ)
  • «Московский трактир» (1919)
  • «Портрет А.Н.Протасовой» (1900)
  • «Монахиня» (1901)
  • «Портрет Ивана Билибина» (1901)
  • «Портрет С.А.Никольского» (1901)
  • «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)
  • «Автопортрет» (1904)
  • «Портрет женщины в голубом» (1906)
  • «Портрет писательницы А.В.Шварц» (1906)
  • «Ярмарка» (1906)
  • «Земская школа в Московской Руси» (1907)
  • «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)
  • «Монахиня» (1908)
  • «Портрет Н.И.Зеленской» (1912)
  • «Морозный день» (1913)

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань - 26 мая 1927, Ленинград) - русский советский художник. Академик живописи (1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник, декоратор.

Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Куcтодиев (1841-1879), был профессором философии, истории литературы и преподавал логику в местной духовной семинарии.

Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковно-приходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.

В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса - у И. Е. Репина . Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой - 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.

31 октября 1903 года закончил учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).

В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приехал в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара.

Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905-1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия - в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года - член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества , но опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1910 года - член возобновившегося «Мира искусства».

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение; последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Послереволюционные годы прожил в Петрограде-Ленинграде. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах и памятник были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Жена - Юлия Евстафьевна Кустодиева, в девичестве Прошинская родилась в 1880 году. В 1900 году познакомилась с будущим мужем в Костромской губернии, куда Борис Кустодиев летом выехал на этюды. На чувства молодого художника ответила взаимностью и стала его женою, приняв фамилию мужа. В браке супруги Кустодиевы имели сына Кирилла и дочь Ирину. Третий ребёнок, Игорь, умер в младенчестве. Юлия Кустодиева пережила мужа и скончалась в 1942 году.

В 1905-1907 работал в сатирических журналах «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


Кустодиев Борис Михайлович
Родился: 23 февраля (7 марта) 1878 года.
Умер: 28 мая 1927 (49 лет) года.

Биография

Борис Михайлович Кустодиев 23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань - 26 мая 1927, Ленинград) - русский художник.

Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893-1896 годах.

Борис Кустодиев родился в Астрахани.Его отец был профессором философии, истории литературы и учил логике в местной духовной семинарии.

Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.

В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса - у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).

В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара.

Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905–1907 гг. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия - в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года - член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но, опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1910 года - член возобновившегося «Мира искусства».

1913 - преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург). 1923 - член Ассоциации художников революционной России. В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. В силу болезни работы он был вынужден писать лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Послереволюционные годы прожил в Петрограде-Ленинграде. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах и памятник были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Жена - Кустодиева Ю. Е.

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде

1914 год - доходный дом - Екатерингофский проспект, 105;
1915 - 26.05.1927 года - доходный дом Е. П. Михайлова - Введенская улица, д. 7, кв. 50.

Иллюстрации и книжная графика

В 1905–1907 работал в сатирических журналах «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры».

Тонко чувствующий линию Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923).

Обладая твёрдым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.

Живопись

Кустодиев начал свой путь как художник-портретист. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову. Живописная пластика, свободный длинный мазок, яркая характеристика внешности, акцент на артистизме модели - это были большей частью портреты соучеников и преподавателей Академии, - но без серовского психологизма. Кустодиев невероятно быстро для молодого художника, но заслуженно завоевал славу портретиста у прессы и заказчиков. Однако, по мнению А. Бенуа:

«…настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое - скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».

Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).

Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции - сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются - художник обращается к гуаши, темпере. Для работ художника характерна стилизация - он изучает русскую парсуну XVI–XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»).

Театральные работы

Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918–1920 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А.Серова «Вражья сила» (Академический (б. Мариинский) театр, 1921)

Удачными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленинградский Большой драматический театр). По воспоминаниям режиссёра спектакля А. Д. Дикого:

«Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю - мне нечего было исправлять или отвергать. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. ... Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем „Блоха“. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон».

После 1917 года художник участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику («Большевик», 1919–1920, Третьяковская галерея; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей).

Память

В 1978 году были изданы серия марок с почтовым блоком и художественный маркированный конверт, посвящённые художнику и его творчеству. Также художественный маркированный конверт с изображением Б. М. Кустодиева был выпущен в 2003 году (художник Б. Илюхин, тираж 1 000 000 экземпляров).

В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина расположен памятник Борису Михайловичу Кустодиеву.

Дом-музей Кустодиева Б.М. в Астрахани находится по адресу ул. Калинина, 26 / ул. Свердлова, 68.

Именем Б. М. Кустодиева названа улица в Выборгском районе Санкт-Петербурга.

7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев. Трудно найти другого живописца, настолько горячо влюбленного в провинциальную Россию: самобытную, яркую, удивляющую

Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» - так называли сторожа, церковного привратника. Неизвестно, были ли дальние предки Бориса Михайловича церковными служителями, но его ближайшие родственники связали свои жизни именно с церковью. Дед служил дьяком в одном из сел Самарской губернии, по его стопам пошли и сыновья – Степан, Константин и Михаил. Учился в духовной семинарии и Борис Михайлович, но поступил он в нее, скорее, в силу обстоятельств. После смерти отца в семье сложилось отчаянное материальное положение, а в духовной семинарии мальчик мог получить образование за казенный счет. Правда, семинарист Кустодиев не продемонстрирует выдающихся способностей, сделав успехи разве что в иконописи. Большую часть времени мальчик будет посвящать своему новому увлечению – скульптуре, вырезая из мягкого камня фигурки забавных животных.

Знаменитый портрет

Борис Кустодиев по праву считается непревзойденным мастером портрета – этот жанр занял центральное место в его творчестве еще со времен учебы в Академии художеств. После появления первых работ на выставках публика оценила мастерство портретиста – посыпались частные заказы. Сам Кустодиев признавался, что эти заказы отвлекают его от неустанного поиска языка и стиля. Книжный иллюстратор Иван Билибин, историк и реставратор Александр Анисимов, поэт и художник Максимилиан Волошин – в каждом портрете Кустодиеву удавалось уловить и донести до зрителя непростую суть человека. Но, пожалуй, самой знаменитой работой Кустодиева в этом жанре стал парадный портрет Шаляпина. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план, играет роль главного, но все же составного компонента». Интересно, что в нижнем левом углу Кустодиев изобразил дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, прогуливающихся в сопровождении секретаря артиста Исайи Дворищина. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Они вспоминали родную Волгу и пели душевные песни: серьезно и сосредоточенно, словно погружаясь в некий священный ритуал.

Акварельная Русь

Любимой темой Кустодиева на долгие годы стала провинциальная Россия с ее народными гуляниями и цветастыми ярмарками и главными действующими лицами – жителями маленьких уютных городков. Кустодиевские полотна узнаваемы сразу: яркие, красочные, с бьющей через край жизнью и множеством узнаваемых деталей. Когда он впервые увидел субботнюю ярмарку, он записал: «…это было умопомраченье по краскам – такое разнообразие и игра. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей. Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь».

Русские Венеры

В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» - типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Он начинает писать их в тяжелые времена. Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». Именно во время длительного и изнурительного лечения, фактически не приносящего результатов, в 1912 году Кустодиев начинает работу над галереей непревзойденных женских образов. В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» - неповторимые образы русской красоты.

Грани таланта

Живопись, скульптура, сценография, книжная графика, преподавательская деятельность – самобытный талант «богатыря русской живописи» проявился в самых различных областях. Сценография привлекала Кустодиева еще в студенчестве, но только в 1911 году, находясь на лечении в Лейзене, он создал свою первую самостоятельную работу для пьесы Островского «Горячее сердце» в постановке Федора Комиссаржевского. Работа была удостоена высоких оценок. Как писал один из рецензентов, «художник сумел облечь Курослеповщину и Хлыновщину в мягкие тона стильных воспоминаний». В 1914 году художник создает декорации к спектаклю «Смерть Пазухина» по пьесе Салтыкова-Щедрина, и они получаются настолько выразительными, что еще дважды, в 1924 и 1938 году, зрители увидят постановку именно в кустодиевском оформлении.
Самыми известными работами Кустодиева-иллюстратора являются рисунки к раритетным изданиям произведений Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Магбет Мценского уезда» (1923), а также некрасовскому сборнику «Шесть стихотворений (1922). Для первой книги Кустодиев оформил обложку, «титульник» и создал 34 иллюстрации. Выполненные в технике цинкографии иллюстрации «неразрывно и гармонично» вплетены в нить повествования: пейзажи московского Замоскворечья чередуются с событийными сценками, отмеченными легкой иронией.

На злобу дня!

С 1905 по 1907 годы Кустодиев сотрудничал с рядом сатирических изданий: «Жупел», «Адская почта», «Искра». Так появилось «Вступление. 1905 год. Москва» - отклик на Кровавое воскресенье, ряд острых карикатур, в том числе, опубликованная во втором номере «Жупел» сатира на Витте. Во время работы над ней Кустодиев цедил сквозь зубы: «Иззобразим, иззобразим… Лицемерный и изворотливый граф Витте… ты славишься умением найти третий выход, когда есть только два!.. Ты хочешь держать одновременно два флага - царский трехцветный и алый революционный? Играть на двоих? Пожалуйста!..» Третий номер журнала – не вышел. Его запретила цензура.
После событий 1917 года Кустодиев создает несколько панно для украшения Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции и воплощает остроту событий на обложках журналов «Красная Нива» и «Красная панорама». В 1920 году пишет неоднозначное по трактовке полотно «Большевик» - огромный исполин с отстраненным взглядом и алым знаменем в руках движется на церковь. Ощущение стихийности, утраты контроля и свои опасения гибели дорогих сердцу традиций Кустодиев выражает в этой работе с присущим ему мастерством. Власть с восторгом принимает «Большевика», «прославляющего новое дело». Последующие картины, написанные по заказу новой власти, будет отличать отсутствие острого надрыва и отвлеченно праздничное настроение.

Жажда жизни

Берлинский светила нейрохирургии Оппенгейм не подтвердил поставленный в Швейцарии диагноз, сочтя, что у Кустодиева опухоль спинного мозга. Несмотря на успешную операцию, в 1915 году боли вернулись – болезнь атаковала с такой жестокостью, что мастер не мог самостоятельно передвигаться. Он перенесет еще одну операцию, но до самой смерти так и останется прикованным к инвалидной коляске. Тем не менее, именно в этот период Кустодиев создаст самые яркие свои работы, наполненные бесконечным жизнелюбием и вихрем эмоций. На многих из них будет присутствовать неудержимая тройка, символизирующая движение – то, чего был лишен художник в жизни. Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». Но он до последних дней продолжал воспевать то, что было дорого его сердцу - красоту и щедрость русской земли.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...