Художественные особенности евгения онегина. Своеобразие жанра и композиции романа "евгений онегин"


Особенности романа А.С. Пушкина Евгений Онегин»
Композиция «Евгения Онегина».

По жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина»

В романе две сюжетные линии :

Первая сюжетная линия - Онегин - Татьяна:

Знакомство - вечер у Лариных:

Пора пришла, она влюбилась...

Разговор с няней, письмо к Онегину.

Через два дня объяснение в саду.

Сон Татьяны. Именины.

Татьяна приходит в дом Онегина.

Отъезд в Москву.

Встреча на балу в Петербурге через два года.

Вечер у Татьяны.

Сомненья нет увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблён...

Письмо к Татьяне. Объяснение.

Вторая сюжетная линия - Онегин -Ленский:

Знакомство в деревне:

Сперва взаимной разногой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Разговор после вечера у Лариных:

Неужто ты влюблен в меньшую?

- А что?

- Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Именины Татьяны:

Онегин

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Ленский:

Две пули - больше ничего -

Вдруг разрешат судьбу его.

Композиция сюжета:

Глава первая - развернутая экспозиция

Глава вторая - завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).

Глава третья - завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).

Глава шестая - дуэль (кульминация и развязка II линии).

Глава восьмая - развязка I линии.

Открытость романа - важная композиционная особенность. Необычность развязки - отсутствие определенности - два пути Ленского:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден...

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел...

Развязка I линии:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда.

Основной принцип организации романа - это симметрия (зеркальность) и параллелизм :

1. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча - письмо - объяснение.

При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором - с Онегиным. «Сегодня очередь моя,»- говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина.

Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:

- Но я не создан для блаженства,

Ему чужда душа моя.

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе не достоин я...

- Пред вами в муках замирать

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

А Татьяна остается верна себе:

Я вас люблю (к чему лукавить?)...

Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна - ожидание ответа - реакция адресата - два объяснения.

Петербург играет обрамляющую роль (появляется в первой и восьмой главах).

Ось симметрии - сон Татьяны (Глава пятая).

Можно говорить об антитезе частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа:

Глава первая - Петербург - жизнь Онегина. Глава вторая - деревня - жизнь Татьяны

Основная композиционная единица романа - глава.

Каждая новая глава - новый этап в развитии сюжета.

Строфа - более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.

Композиционная роль лирических отступлений.

1. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа (отступление о времени - посещение Ленским кладбища, о прошедшей юности - убийство Ленского). Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных.

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума...

- Есть отступления, которые не имеют прямой связи с сюжетом.

2. Разный размер лирических отступлений:

От одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру»)

До нескольких строф

3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу. Начало главы восьмой:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал...

Конец главы первой:

Иди же к невским берегам,

Новорожденное творенье,

И заслужи мне славы дань:

Кривые толки, шум и брань!

4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.

У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Особенно много лирических отступлений в первой главе.

5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия:

Перед объяснением с Онегиным.

Перед сном Татьяны.

Перед дуэлью.

Все это значило, друзья:

С приятелем стреляюсь я.


Композиционная роль пейзажа.

Во-первых, показывает ход времени в романе, во-вторых, характеризует духовный мир героев: часто сопутствует образу Татьяны.

Роль вставных элементов.

1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.

2. Сон Татьяны - ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.

3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Даны перед поворотными моментами в ее судьбе:

Песня девушек - перед объяснением с Онегиным;

Сон - перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским.

Композиционная роль художественного времени, внутреннего времени романа.

Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».

стрелой взлетел по мраморным ступеням.

В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода.

Композиционная роль предметно-бытовой детали:

новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа. Путь матери Татьяны.

Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно - поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.


Система художественных образов

Драматические судьбы - отражение судеб лучших людей пушкинского времени.

Незримо присутствует всегда и везде

Принимает участие в судьбе героев

Делится с читателем своими мыслями и чувствами

Рассуждает о нравах и морали общества.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкина — произведение, в котором впервые в истории русской литературы с необычайной широтой и правдивостью был создан конкретно-исторический и одновременно поэтиче-ский образ эпохи XIX века. В. Г. Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни».

«Евгений Онегин» — реалистическое произведе-ние . Его главный герой, Евгений Онегин, — типичный представитель молодежи XIX века. Невероятно ши-рок план изображения событий: Пушкин показывает читателю жизнь барской Москвы, русской провин-ции, светского и трудового Петербурга. Жизнь пока-зана в развитии, во всем ее многообразии и единстве одновременно. Благодаря введению большого числа персонажей (в том числе друзей автора, деятелей культуры, знаменитостей той эпохи, например: « Что там уж ждет его Каверин», «Толпою нимф окружена, Стоит Истомина...», «К ней как-то Вяземский под-сел...» и т. д.) создается многолюдность романа. Все эти персонажи мало связаны с главными героями, не принимают участия в действии, они служат для соз-дания того особенного художественного мира, кото-рый характеризуется объемностью, а также значи-тельно расширяют пространственно-временные границы повествования.

Сюжет романа достаточно прост, построен на лю-бовном конфликте: Татьяна Ларина полюбила Онеги-на , ответившего взаимностью лишь спустя годы, ко-гда героиня, уже будучи замужем, не может быть с ним.

Важнейшей композиционной, структурообразую-щей единицей романа является онегинская строфа, которая организует его разноплановое содержание, придает внешнее единообразие. Онегинская строфа имеет свои особенности рифмовки: перекрестная риф-ма, параллельная рифма, двустишие — всего 14 строк. Но есть части, написанные не онегинской строфой: письма Татьяны и Евгения, песня девушек.

Язык романа считается эталоном русского языка, так как в этом сочинении много просторечных, разго-ворных слов.

Очень много лирических отступлений, которые вводят в произведение образ автора, позволяют услы-шать его мнение, помогают выразить свое отношение к герою, придают роману широту, глубину, всеохватность. Тематика лирических отступлений разнооб-разна: это и размышления поэта о собственной судьбе, рассуждения об искусстве, экономике, политике Рос-сии, о любви, природе, его оценка литературных на-правлений, размышления этического порядка.

Жанр «Евгения Онегина» сложен , А. С. Пушкин определил его как «роман в стихах» и «свободный ро-ман» . Сложность жанра обусловлена лирико-эпичес-кой природой произведения: судьбы главных героев показаны на широком эпическом фоне, а лирические отступления создают лирическое начало. Исследова-тели определяют жанр «Евгения Онегина» как соци-ально-бытовой, социально-психологический и нрав-ственно-философский роман.

Перед вами сочинение по роману «Евгений Онегин», в котором мы рассматриваем художественные особенности романа. Это всегда сложнее, нежели рассуждать над событиями или образами в романе.

Художественные особенности романа «Евгений Онегин».

Пушкин начал писать роман во время первой ссылки в Одессу, а закончил перед женитьбой, во время Болдинской осени. Затем автор дописывал главы из «Путешествия Онегина». Таким образом, можно сказать что этот роман сопровождал поэта всю жизнь. Сам он называет роман плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» . За это время общественно- политические и художественные взгляды Пушкина значительно изменились, и это отразилось в художественных особенностях романа.

В письме к П. Вяземскому Пушкин отмечал: «Я пишу не роман, а роман в стихах. Дьявольская разница»! Главной художественной особенностью романа «Евгений Онегин» приходится признать не то, что это едва ли не первый истинно «русский» роман, а то, что он написан стихотворной строфой, специально изобретенной Пушкиным для данного произведения и называющейся теперь «онегинской». По количеству строк (14) и наличию четверостиший (3 четверостишия и заключительное двустишие) она напоминает сонет в той его форме, которую использовал Шекспир. Пушкин пишет строфы своим излюбленным размером — четырехстопным ямбом, но при этом использует особую систему рифмовки для каждого четверостишия.

Пушкин казался новатором не только в стихосложении, но и в разработке композиции и сюжета романа. Здесь мы впервые в русской литературе встречаемся с «зеркальной композицией» (первоначальная ситуация отражается во второй части романа как в зеркале: Татьяна влюбляется в Онегина, пишет ему письмо, получает отповедь, и наоборот, Онегин влюбляется в Татьяну, пишет ей письмо, получает отповедь).

В романе четко выделяются две сюжетные линии (Онегин — Татьяна, Ленский – Ольга), объединенные фигурой главного героя. Первая сюжетная линия проходит через весь роман, вторая обрывается со смертью Ленского.

Следует особо сказать о творческом методе автора. Пушкин начинал писать роман как типичное романтическое произведение. Он сам подсмеивался над юным поэтом и писал: «В ту пору мне казались нужны пустыни волн, края жемчужны…» Но с годами он все более тяготеет к реализму и роман вместе с автором превращается в реалистический, показывающей быт, нравы, уклад жизни в России первой четверти XIX века. Причем, Пушкин, стремясь сделать рассказ о русской жизни более подробным и реалистичным, показывает нам несколько слоев дворянства (поместное московское, столичное), говорит немного о жизни крестьян и даже рисует картины «неугомонного Петербурга», то есть жизнь городских слоев населения. При этом он создает и «типические» характеры, то есть изображает героев, чья жизнь и судьба отражает наиболее характерные черты русской жизни.

С реализмом изображения русской жизни связана и такая черта, как народность романа, то есть изображение жизни русского общества и исканий передовой дворянской интеллигенции в интересах народа, с народной точки зрения.

Народность романа проявляется и в том, с какой любовью поэт изображает картины русской природы. Пушкин в османе закладывает основы использования приема психологического пейзажа, так как смена времен года и картины русской природы целиком связаны с изображением душевного состояния главной героини – Татьяны Лариной.

Эпическая форма романа давала автору возможность не только рассказать об истории жизни своих героев, но и высказать свою точку зрения на изображаемые события. Лирические отступления, интереснейшая композиционная находка поэта, дают нам представление о вкусах и взглядах автора, а значит отражают культурные интересы русского общества первой половины XIX века. А.С. Пушкин выражает свое мнение о театре, балете, книгах, одежде, моде, еде, литературных спорах, русском языке и многих других вещах.

Безусловно, одной из важнейших художественных особенностей романа является язык. Языковые особенности и фигуры поэтической речи, используемые автором, делают текст ярко индивидуальным и неповторимым. Например строки о балерине, которая «летит, как пух из уст Эола» или описание разговора помещиков во время именин Татьяны невозможно спутать ни с каким другим произведением.

Художественные особенности романа «Евгений Онегин» свидетельствуют о гениальности его автора, ставят это произведение в ряд шедевров мировой литературы.

Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм - «Кавказский пленник». Над другой поэмой-«Бахчисарайский фонтан» - он ещё не работал и к «Цыганам» не приступал. И всё же «Евгений Онегин» уже с первой главы представлял собой произведение нового тина творчества - не романтического, а реалистического.
В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешёл от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в 20-х годах ни в России, ни па Западе реализм ещё не сформировался как направление. Создав «Евгения Онегина», Пушкин раньше всех - ив России, и на Западе - дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.
Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его в многообразных связях с обычной окружающей его жизнью и русской действительностью той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ.
Всё это обусловило следующие художественные особенности романа как реалистического произведения.
1. Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона.
В романс, как мы уже раньше указывали, даётся широчайшая картина жизни России того времени, её разнообразных связей с Западной Европой, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Действие романа развёртывается и в столичных центрах - Петербурге и Москве, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.
2. Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие лирические вставки (их около 50).
3. Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в едином реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время переходить от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатого материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринуждённой беседы с читателем, представителем той же среды, с которой связаны своим происхождением и своей жизнью автор и его герои.
Но большой роман, который задумал Пушкин, должен иметь чёткую структуру, должен быть отчётливо расчленён на части. И Пушкин делит роман на главы (а в черновике - ещё и на части с заглавием для каждой главы). Глава, заканчиваясь ка-ким-либо авторским рассуждением, в свою очередь делится на строфы. Эта строфа должна была обладать такой гибкостью, чтобы можно было не только в новой главе, но и с каждой новой строфой, даже с каждой её частью свободно переходить от одной мысли к другой, не превращая роман в груду не связанных между собой отрывков. Пушкин блестяще разрешил эту сложную задачу, найдя в созданной им «онегинской строфе» возможность такого изложения тематического богатства своего романа. Онегинская строфа состоит из 14 строк, которые делятся на три четверостишия и заключительное двустишие с разными способами рифмовки: первое четверостишие имеет перекрёстные рифмы, второе - смежные, третье - опоясывающие, или обхват-ные, заключительное двустишие - смежные.
Каждая строфа обычно начинается освещением какой-либо новой темы, авторские же замечания, лирические вставки заключают её.
Онегинская строфа отличается необыкновенной гибкостью, живостью и лёгкостью. Речь поэта льётся плавно, непринуждённо.
Пушкин написал роман четырёхстопным ямбом, придав ему различные интонации в зависимости от содержания строф. Так, например, различны интонации строф, дающих два варианта возможной судьбы Ленского, если бы он не был убит. XXXVII строфа шестой главы, начинающаяся словами: «Быть может, он для блага мира...», выдержана в ораторско-торжественной интонации, а следующая - «А может быть и то...» -- звучит уже совсем по-иному: житейски просто, почти прозаично.
Выдерживая в основном разговорный тон, Пушкин необычайно его разнообразит: то мы слышим лёгкую, порхающую беседу поэта со своими знакомыми, "то шутку, то жалобы, грустные признания, задумчивый вопрос и т. д.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Своеобразие романа "Евгений Онегин"

Роман " " - это бессмертное произведение великого Александра Сергеевича Пушкина. В отличие от других произведений, роман искусно написан в стихотворной форме.

Для А.С. Пушкина писать стихами - это писать принципиально иначе чем прозой. Роман в стихах - особый художественный мир, построенный по своим законам. А.С. Пушкин в мире стихов чувствует себя вольнее, чем в прозе. Конечно, в стихотворном поэтическом произведении чаще, чем в прозаическом встречаются неточные слова, зато она способна сохранить то, что Пушкин особенно ценил.

Пушкинский роман - роман "свободный". Он свободен в смысле непредсказуемости сюжетных событий. Наконец, роман свободен от тех правил, благодаря которым создавались художественные произведения эпохи Пушкина.

Пушкин создал роман о современном ему герое со сложным, противоречивым характером. Это - роман-исследование жизни, в котором читатель оказывается как бы соавтором. Вместо господствующих в литературе того времени, категорических оценок, предрешавших выборы читателя, в романе выдвигалась целая серия вопросов, на которые читатель приглашался для дискуссии вместе с героями. Например, Татьяна часто задаёт сама себе вопросы, которые затем переадресуются читателю:

"Ужель загадки разрешила?

Ужели слово найдено?"

В ответе на вопросы романа "Евгений Онегин" читателю помогают не только прямые авторские характеристики, но и сцепление мыслей, образов романа. Финал романа также не даёт конкретного ответа на поставленные вопросы. Не зря его Белинский называл "романом без конца".

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...