Как развлечь детей на даче. Чем занять ребенка на даче? Практические советы родителям


Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путём её воспроизведения.

В возрасте 5-7 лет ведущим видом деятельности ребёнка становится сюжетно-ролевая игра . То есть воспроизведение действий и отношений взрослых или героев каких либо историй (реальных или выдуманных).

На первых этапах такой игры ребёнок воспроизводит предметные действия, характерные для той или иной социальной роли. Игра «в больницу» - это манипуляции с условным градусником (карандаш, палочка и т.д.), игра «в магазин» - манипуляция условными продуктами или другими предметами. Роль взрослого в таких играх рождается из самих воспроизводимых действий, логика которых не всегда соответствует реальной.

К 6-7 годам в игру включаются ещё и морально-нравственные основания – теперь врач – это не просто врач, а человек, сочувствующий больному, стремящийся ему помочь. То есть благодаря игре дети узнают об огромной палитре человеческих чувств и эмоций, учатся их выражать.

Влияние игры на развитие психики

Благодаря игре ребёнок начинает ориентироваться в сфере человеческих отношений, понимать смысл и задачи человеческой деятельности. Формируются новые социальные мотивы – желание заниматься общественно-значимой и оцениваемой деятельностью.

Развивается произвольность (сознательное управление) поведения и психических процессов – памяти, внимания, мышления. Это связано с тем, что ребёнок ориентируется на образец, с которым сравнивает своё поведение (т.е. начинает его контролировать) и с самими условиями игры, в которых возникает необходимость развития психических процессов.

Закладываются основы способности анализировать свои собственные действия и поступки, соотносить их с морально-нравственными нормами общества.

Пережив определённые чувства в игре, ребёнку становится легче испытывать их в реальной жизни.

Так же, играя, ребёнок может сбросить эмоциональное напряжение, переработать переполняющие его впечатления.

Взаимодействуя в игре, дети параллельно учатся общаться и развивают речь. Проигрывая различные роли, они узнают о наличии других точек зрения, согласовывают их.

Если всё вышеперечисленное является плюсами игры, то несложно догадаться, что будет минусами.

Так же огромным минусом является ситуация в нынешнем обществе в целом. Современные родители равнодушно, а часто и неодобрительно относятся к детским играм как к несерьёзному, бесполезному занятию. Они стремятся заменить игру обучающими занятиями, не понимая всей опасности такого одностороннего развития.

В идеале дети черпают сюжеты для игр из книг, фильмов и мультфильмов. Но сейчас детям читают гораздо меньше, большинство игр с другими детьми заменило «просиживание» за компьютером. Но персонажи из компьютерных игр чаще всего холодны, жестоки и расчетливы. То есть именно такие образцы поведения будет «впитывать» ребёнок.

Если родители понимают всю важность полноценного игрового процесса для ребёнка, необходимо этот процесс правильно организовать.

Во-первых, конечно, нужен коллектив, в котором дети смогут играть вместе. Но не спешите вводить туда своего малыша, врываясь и прерывая игровой процесс. Детям будет неприятно или неудобно и все негативные эмоции они направят именно на новенького.

Если вы видите, что в коллективе ребёнку не достаются главные, лидерские роли, не спешите вмешиваться, пускай он сам постарается найти свою нишу в компании.

Если между детьми возник конфликт, например, они не поделили игрушку, так же не стоит незамедлительно вмешиваться – любые трудности, с которыми дети сталкиваются в игре, готовят их к будущей жизни, учат налаживать контакт, искать компромиссы.

Порой бывает так, что на даче нет детей и ребёнку не с кем играть. В такой ситуации не стоит забывать, что любой ребёнок вполне успешно играет один, плюс всегда есть родители, которые хоть иногда, но должны находить время на совместные игры с ребёнком.

Теперь обратимся к непосредственному участию родителей в играх.

Во время прогулок обращайте внимание малыша на окружающий мир, рассказывайте о каких-то простых профессиях, объясняйте, что, например, делает продавец, милиционер, водитель. Играя в спортивные игры, обязательно учитывайте физические возможности ребёнка.

Играя вместе, вы станете ближе, наладите контакт, будете лучше понимать друг друга.

Сейчас очень актуальна проблема – чем занять ребёнка летом на даче. Что касается совместного времяпрепровождения ребёнка и родителя, то здесь можно предложить несколько экспериментов, которые станут для ребёнка как развивающими, так и развлекающими.

Эксперименты с воздухом

1. Расскажите ребёнку о воздухе. Например, устройте маленькое соревнование – попросите его зажать нос и рот и не дышать. Кто больше продержится? Так ребёнок получит представление о том, что нам необходимо дышать, не дышать мы не можем. Расскажите о запахе воздуха – дайте ребёнку последовательно понюхать различные запахи, например, апельсин, духи и зубная паста. Объясните, что сам по себе воздух не имеет запаха, но может передавать запахи различных вещей.

2. Ещё воздух умеет нагреваться и охлаждаться. Поставьте открытую пластиковую бутылку в холодильник, когда она достаточно охладится, наденьте на горлышко воздушный шарик и поставьте её в миску с горячей водой. Вы увидите, как шарик сам начнёт надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Если поставить бутылку обратно в холодильник, то шарик опустится, т.к. воздух остынет и сожмётся.

3. Наверное, ваш ребёнок уже знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Если нет, пожертвуйте одним шариком, чтобы продемонстрировать это. А потом покажите фокус! Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. Теперь его можно спокойно проткнуть без всякого вреда для него!

4. Расскажите ребёнку, что воздух может быть сильным. Чтобы он убедился, устройте небольшой конкурс. Возьмите столько пластиковых стаканчиков (из-под йогурта, сметаны и т.д.), сколько будет участников. Поставьте стаканчики на край стола. По команде начинайте дуть на стаканчики так, чтобы они двигались к противоположному краю. Ну, кто оказался быстрее?

Эксперименты с водой

1. Не менее интересной, чем воздух, является вода. Объясните, что вода также сама по себе не пахнет, не имеет вкуса и цвета. Проиллюстрируйте примеры добавлением в воду различных веществ (соли, сахара, красок).

2. Вскипятите воду и налейте её в стакан или любой другой сосуд, лучше прозрачный; сосуд накройте крышкой. Покажите, как пар конденсируется и снова превращается в капли и падает вниз.

3. Если взять стакан со свежей газированной водой и опустить туда виноградинку, то она сразу потонет, но потом на ней скопятся пузырьки воздуха и поднимут её наверх, там пузырьки лопнут, виноградинка снова потонет. Процесс будет повторяться до тех пор, пока газировка не «выветрится». Объясните, что точно так же поднимаются и опускаются в воде рыбки. У них есть специальный плавательный пузырь – когда надо подняться – рыба расслабляет мускулы, пузырь расширяется, и она идёт вверх, если нужно опуститься на дно, пузырь сжимается.

4. Спросите у ребёнка, можно ли сделать воду из ничего? Наверное, он скажет, что нет или заинтересуется, как это возможно. Поставьте абсолютно сухой стакан в морозильную камеру. Через пару часов достаньте и поставьте на стол. Неожиданно стакан начнёт преображаться. Сначала он запотеет, а через несколько минут на его стенках появятся мелкие капельки воды.

5. Если на дворе сейчас зима или ранняя весна, срежьте с дерева несколько веточек какого-нибудь цветущего дерева и поставьте их в воду. Объясните, что одно из самых важных свойств воды – давать жизнь. Через некоторое время веточки оживут и могут даже зацвести.

6. Ещё один фокус – положите на дно тарелки монету и залейте водой. Как её можно вытащить, не намочив рук? Скомкайте небольшой клочок газеты, подожгите его и бросьте на воду, затем тут же накройте его пол-литровой банкой. Огонь потухнет, нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления, вода втянется в банку. Теперь можно взять монетку и не намочить руки.

7. Вырежьте и цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Лепестки закрутите к центру при помощи карандаша. Опустите цветы, например, в таз с водой. Через несколько секунд прямо на глазах ребёнка цветы начнут распускаться. Это можно объяснить тем, что бумага намокла, отяжелела и от этого лепестки раскрылись.

8. Фокус со спичками. Вам понадобится 5 спичек. Их нужно надломить посередине, согнуть под прямым углом и положить на блюдце по кругу уголками внутрь. Капните на сгибы несколько капель воды, и вы увидите как, прямо на глазах, спички начнут расправляться и образуют звезду.

9. Для следующего опыта вам понадобится трёхлитровая банка, противень (разделочная доска или любая другая ровная поверхность) и несколько кубиков льда. В банку примерно на 2,5 сантиметра налейте горячей воды, сверху поставьте противень, а на него положите лёд. Поднимающийся пар будет охлаждаться, конденсироваться, и образует облако. Этот опыт является моделью процесса формирования облаков. Расскажите ребёнку, что капли нагреваются на земле и поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облако. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

10. Следующий фокус очень легко провести. Приготовьте три миски с водой – одну с холодной, другую с комнатной и третью с горячей. Попросите ребёнка опустить одну руку в холодную воду, а другую в горячую. Через пару минут пускай погрузит обе руки в воду с комнатной температурой. Спросите, горячая или холодная вода? Он обязательно скажет, что для одной руки вода кажется тёплой, а для другой холодной.

11. Ещё можно показать ребёнку, как пластиковая бутылка может согнуться сама по себе. Возьмите бутылку, налейте в неё горячей воды, через 10-15 секунд вылейте воду и закройте бутылку крышкой. Через несколько минут бутылка сожмётся.

Эксперименты с тенью

1. Вырежьте из плотного картона круг, в центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Это будет ваш циферблат для солнечных часов. Положите его на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять.

Пускай ребёнок прочертит фломастером или карандашом на циферблате линии по тени карандаша, а вы по настоящим часам радом с линией напишите время. Лучше всего делать это, начиная с самого восхода солнца и закончить на заходе. На следующий день часами можно пользоваться.

2. Также с помощью тени можно нарисовать свой портрет. Прикрепите к стене кусок старых обоев. Расположите свет и поставьте ребёнка так, чтобы его тень падала прямо на бумагу. Теперь ваше дело – только обвести тень, а ребёнок пускай дорисует лицо, волосы, одежду.

Эксперименты с зеркалами

1. Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°, а в угол положите одно яблоко. Сколько всего яблок видит ребёнок? Их стало три! Если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начнёт увеличиваться.

2. Ваш ребёнок будет безумно рад, если специально для него вы сделаете радугу! Просто поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стену. Если радуги нет, повертите зеркало, немного измените угол наклона. Радуга обязательно появится!

Эксперименты с электричеством

1. Надуйте небольшой воздушный шарик и потрите его о шерсть, мех или свои волосы. Вы сразу увидите, как шарик начал прилипать ко всем предметам – шкафу, стене, а главное – к ребёнку. Расскажите своему малышу, что объясняется тем, что все предметы имеют определённый электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических зарядов, и заряды со знаком «минус» и «плюс» начинаю притягиваться. Потому шарик и прилипает.

Похожий вариант есть с расчёской. Нужно нарвать несколько маленьких кусочков бумаги, провести расчёской по волосам и поднести к бумажкам – они притянутся к ней.

2. Ребёнок будет в восторге от ещё одного фокуса, связанного со свойствами электричества. Нарежьте алюминиевую фольгу тонкими узкими полосками (можно взять фольгу от шоколада или конфет). Проведите по своим волосам расчёской, а затем поднесите её вплотную к полоскам и посмотрите, что будет.

Познавательные эксперименты

1. Дайте ребёнку чистый лист, тонкую кисточку и немного молока, лимонного сока или столового уксуса. Пускай сделает на бумаге какую-нибудь надпись или рисунок. Если малыш ещё не умеет писать, сделайте это вы. Затем нагрейте лист бумаги. Лучше, если это будет прибор без открытого огня, но подойдёт и свеча, и кухонная плита. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать. Такой фокус можно обставить какой-нибудь таинственной историей.

2. Расскажите ребёнку, что все реки текут в море. При впадении реки в море, все растворённые в воде частицы оседают на дно не только из-за того, что река течёт, а в море вода стоит, но и из-за растворённой в морской воде соли. И это можно очень легко доказать. Насыпьте в 2 стакана одинаковое количество земли, залейте водой и хорошенько перемешайте. Но в один из стаканов предварительно добавьте пару чайных ложек соли. Дайте воде отстояться. Вода в стакане, где соль, станет прозрачной гораздо быстрее.

3. А ваш ребёнок когда-нибудь интересовался, почему большинство продуктов вы убираете в холодильник? В любом случае ему будет интересно узнать, почему так происходит. Для этого можно провести небольшой наглядный эксперимент. Возьмите 2 стакана с небольшим количеством молока, один оставьте на столе на кухне, а другой уберите в холодильник. Через 3 дня сравните содержимое стаканов. Вы увидите, что молоко со стола превратилось в простоквашу и стало пахнуть кислым, а молоко из холодильника осталось свежим. Объясните ребёнку, что это происходит из-за того, что в молоке живёт большое количество микробов и бактерий, когда они попадают в подходящие условия (тепло) начинают размножаться. А в холодильнике холодно и размножаться так быстро, чтобы молоко портилось за 3 дня, они не могут. Именно поэтому многие продукты убираются в холодильник.

4. А знает ли ваш малыш про эхо? Если нет – обязательно расскажите ему! Лучше это делать на прогулке в лесу или в горах. Эхо – это то же самое, что и отражение чего-либо в зеркале, только отражаются не предметы, а звуки. Они как бы отскакивают от деревьев и камней и многократно повторяются.

5. Покажите ребёнку мыльные пузыри. Готовые продаются сейчас во многих торговых центрах, но можно сделать и свои. Для этого нужно смешать 200г воды, 200г моющего средства и 1 чайную ложку сахара. Эту жидкость желательно сначала охладить. Если надувать их на улице, то больше всего подойдёт тёплая солнечная погода. На холоде пузыри будут быстро лопаться.

Возможно, для вас эти эксперименты покажутся глупыми и очевидными, но помните, что жизненный опыт вашего ребенка не сравним с вашим. И очень многие вещи вокруг него хоть и знакомы ему, но не всегда понятны. Любой из перечисленных опытов можно использовать, как интересную развивающую игру, в процессе которой вы с малышом сможете лучше понять друг друга.

Так же, может оказаться так, что дети есть, но они не знакомы друг с другом и компании как таковой нет. В такой ситуации взрослый должен взять на себя обязанность по организации игры, познакомить детей, предложить игру, рассказать правила, самому участвовать на первых порах, пока дети не освоятся.

Спокойные игры, которые подойдут как для улицы, так и для дома

«Да-Нет». Водящий загадывает слово, прочие игроки по очереди задают наводящие вопросы (например, «Это дерево?», «Это дома?», «Это живое?», «Это человек?», «Это профессия?»), на которые следуют только ответы: «Да» или «нет». Последний, кто назвал слово - выигрывает.

«Слова» . Берется длинное слово и задача каждого игрока составить из имеющихся букв как можно больше самостоятельных слов, каждую букву в производном слове можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном. (например: крот - рот, кот, ток)

«Алфавит». Каждый игрок рисует таблицу, графы соответствуют определенным понятиям, например (женское имя, мужское имя, река, город, мультфильм, страна, предмет, дерево, птица и т.п., лучше не более 7-8). Наугад из алфавита выбирается буква и все одновременно заполняют строку в таблице таким образом, чтобы название или имя собственное начиналось с указанной буквы. Кто первый заполнит строчку, говорит «стоп» и начинается подсчет очков. Если название выбрано уникальное, то за слово назначается 10 очков, если названия у игроков совпадают, то по 5 очков, если таблица заполнена не до конца, соответственно пустые графы не оцениваются.

«Сказка». Игроки, каждый на своем листе, рисуют заранее оговоренного героя по частям, нарисованная часть загибается, происходит обмен листами, далее рисуется продолжение, так в несколько приемов. Затем с изрядной долей веселья разглядываем результат. Лучше всего рисунок делить на 3 части: голова, туловище (с руками), ноги.

Иной вариант - со словами, можно таким образом составить рассказ, по очереди вписывая предложение на заданную тему. Если игроков более 2-х, получается сборная солянка, вроде испорченного радио.

Вариант «жмурок», игроки рассыпают разные предметы по полу, запоминают, где что лежит, и пытаются собрать с закрытыми глазами как можно больше предметов в свою корзину, играть можно парами, в этом случае, каждый «зрячий» руководит действиями напарника. Можно усложнить задачу - каждая команда должна собирать предметы своего цвета (например, кубики)

«Пирамидка» . Игроки по очереди ставят кубики друг на друга, проигрывает тот, после которого обвалилась пирамидка.

«15». Выкладывается 15 камешков (карандашей, палочек, пуговиц и т.д.), каждый по очереди берет не более 3-х штук, проигрывает последний.

Подвижные игры для улицы

«Вышибалы» - Игровое поле длиной ~ 8-10 метров, очерчено с двух сторон линиями, за которыми стоят вышибалы (водящие). Их задача - выбить мячом игроков с поля. Мяч подается поочередно от одного вышибалы к другому. Существует масса вариантов для игроков:

а) вышибалой становится «выбитый» или вновь прибывший игрок;

б) играющие делятся на команды и выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка», что означает либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле;

с) если предыдущие варианты широко известны, то с этим я столкнулась только однажды - в пионерском лагере. Игроков должно быть достаточно много - не менее 4-5 в каждой из двух команд. В каждой команде - один вышибала (В) и остальные игроки (И) на поле размещаются следующим образом:

¦ ¦ ¦ В1¦ И2 ¦ И1 ¦В2 ¦ ¦ ¦

Каждая из команд поочередно владеет мячом и вышибает игроков противника (И1-И2). Выбитые игроки из категории игроков переходят в категорию вышибал, то есть выходят за границы поля в сектор (В1-В2, соответственно), завладеть чужим мячом может только игрок, поймавший «свечку» (мяч, пойманный с земли «свечкой» не считается, игрок, поймавший такой мяч переходит к вышибалам). Побеждает та команда, в которой еще остались игроки, они же и начинают следующий кон.

«Шаги» (1 вариант): Чертится круг диаметром 1,5-2 метра, в который помещаются все участники. Водящий подбрасывает мяч как можно выше и бежит дальше от круга. Тот из игроков, кому удалось поймать мяч, кричит «стоп» и назначает количество шагов до водящего (шаги могут быть самые разнообразные и в разном количестве, например, 2 «гиганта» и «5 «лилипутов»), если ему после выполнения назначенных шагов удается дотронуться до водящего, он сам становится водящим. Шаги помню только некоторые, но вы можете пофантазировать сами: «Гигантские» - большие шаги в прыжке, «лилипуты» - шаг на полступни, «ниточка» - от мыска к мыску, «утята» - вприсядку, «зонтики» - прыжок с переворотом, «зайчик» - прыжок ноги вместе.

«Съедобное-несъедобное» - Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные предметы. Если звучит «съедобное» слово игрок должен поймать мяч, «несъедобное» - пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.

«Я знаю 5 имен» : - по земле чеканят мячом (ладонью), при каждом ударе произнося очередное слово: «Я знаю 5 имен девочек (мальчиков, названий цветов, птиц и так до бесконечности): Маша - раз, Таня - два, Катя - три, «Соня - четыре, Ира - пять», «Я знаю 5 ...» Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к другому игроку, когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался (как это делается в «классиках»), при этом заранее лучше договориться в каком порядке будут называться предметы. Эта игра полезна и без мяча, в домашних условиях.

«Собачка» - игроки встают в круг, и перебрасывают мяч друг другу, задача «собачки» - завладеть мячом, потерявший мяч сам становится «собачкой».

Это ограниченный перечень игр с мячом, его можно дополнить классическими играми в футбол, баскетбол, волейбол, пионербол.

«Море волнуется раз...» Вода стоит спиной к игрокам, которые выделывают всевозможные пассы, изображая различные фигуры в движении, и произносит слова: «Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская фигура на месте замри», затем оборачивается, тот, кто не успел замереть или пошевелился, первый становится водящим.

«Тише едешь...» - один из вариантов «морских фигур», водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, вода отворачивается и произносит: «Тише едешь - дальше будешь, раз, два, три, стоп» и оборачивается. Игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не успел вовремя остановиться, возвращается к стартовой черте. Победитель, первый достигший воды, сам становится водой. Весь интерес заключается в том, что фраза может быть как угодно оборвана (вносится элемент неожиданности), но последним словом все равно должно оставаться «стоп», только после него вода может обернуться.

«Домики» на поле рисуются кружки-домики, ровно на один меньше количества игроков, вода обходит домики, собирая игроков в цепочку, и уводит их подальше, при этом рассказывая, куда их ведет, после команды «по домам» все бросаются обратно и тот игрок, кому не досталось домика, становится водящим. Вариант присказки: «Пошли погулять гномики, оставили свои домики: гномик Миша (например), гномик Саша (и т.д., перечисляя всех игроков), пошли они в лес, да заблудились, долго-долго ходили, (далее по вкусу)» затем следует неожиданная команда «по домам» в любом месте рассказа - развивает внимание и реакцию.

«Колечко» - игроки сидят на лавочке и держат ладони сложенные лодочкой перед собой, вода зажимает колечко (можно монетку) в своей «лодочке» и поочередно проходит через всех игроков (можно не раз), вкладывая свои ладони в ладони игроков, незаметно перекладывая одному из них «колечко», затем произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко», задача игрока получившего колечко встать и выйти, став при этом водящим, задача остальных - удержать его, если они, конечно, успеют сообразить - кому это колечко досталось, интересно играть в составе не менее 4-5 человек.

«Светофор» поле ограничено с 4 сторон (умеренно, зависит от количества игроков), это что-то наподобие пешеходной дрожки, выбегать за пределы которой нельзя. Итак, водящий в центре игрового поля, отвернувшись, назначает цвет, те игроки, у которых данный цвет имеется на одежде, спокойно переходят, остальные - «нарушители» должны перебежать через «дорогу», осаленный «нарушитель» становится водой.

«Белки-стрелки» или «Казаки-разбойники» Игроки делятся на две команды, «стрелкам» дают время скрыться и затем начинается погоня, поиск ведется по следам-стрелкам, расставленным игроками- «стрелками» на поворотах, а может и чаще. Как только последняя «стрелка» найдена и поймана, команды меняются ролями.

«Чехарда» - перепрыгивание друг через друга по цепочке.

«Ручеек» – всем известная игра, дети стоят парами, держатся за руки, руки подняты вверх. Игрок, не имеющий пары, пробегает по образованному «тоннелю» и хватает за руку понравившегося участника. Тот, что остался один, так же отправляется на поиски пары для себя.

«Выше ноги от земли» игроки по счету разбегаются и пристраиваются так, чтобы ступнями не касаться земли (садятся, виснут на деревьях и т.д.) Задача водящего осалить того, кто не удержался и коснулся земли, интерес заключается еще в том, что игроки на почтительном расстоянии могут изменять свое месторасположение.

«Путаница» - игроки сцепляются руками в круг и путаются, перелезая, как только можно друг через друга, пока водящий отвернулся. Затем он должен распутать этот клубок, не размыкая круг.

«Бояре». Две команды, держась за руки, идут сначала на встречу друг другу, потом назад и так по очереди. И говорят:

Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли.

Бояре, а зачем пришли, дорогие, а зачем пришли.

Бояре, нам невеста нужна, дорогие, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила, дорогие, а какая вам мила.

Бояре, нам вот эта мила (показывают на одного из игроков), дорогие, нам вот эта мила.

Бояре, она дурочка у нас, дорогие, она дурочка у нас.

Бояре, а мы плеточкой ее...

Бояре, она плеточки боится...

Бояре, а мы пряничка дадим...

Бояре, у ней зубки болят...

Бояре, а мы к доктору сведем...

Бояре, она доктора боится...

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда.

«Невеста» разбегается и пытается прорвать цепочку из рук в противоположной команде, если не прорвет, остается в команде, если прорвет, забирает одного игрока и уходит в свою команду.

«Щука» - вариант салочек (пятнашек), осаленный прицепляется к воде и вместе они салят следующего, последний осаленный игрок становится водящим.

«Колдунчики» - осаленные замирают на месте, раскрыв руки, они могут быть заново расколдованы, если водящий допустит к ним других игроков, водящим становится последний осаленный.

«Третий лишний» - игроки встают в круг по двое (один за другим), водящий бежит за одним из свободных игроков по внешнему кругу, не пересекая его, игрок может встать перед одной из пар и тогда убегать придется тому, кто оказывается третьим и стоит спиной к границе круга. Осаленный становится водящим.

«Крокодил», «Пантомима» или «Шарады». Две команды, противоположная команда загадывает слово, часть игроков пытается изобразить его пантомимой, вторая часть - угадать. Если отгадывают, меняются ролями.

«Кандалы» (сокращенный вариант игры «Бояре»), эта игра отличается только диалогом играющих команд: - Кандалы. - Скованы. - Раскуйте. - Кем? - Другом моим. - Каким? Далее выбирается игрок, который разбивает чужую цепь.

«Холодно-горячо». Вода прячет предмет, который игроки должны найти по его указаниям: холодно, холоднее, теплее, горячо, совсем жарко и т.д., в зависимости от темперамента игроков. (можно играть дома)

«Ворота». Вариант жмурок, где водит двое с закрытыми глазами - «стража», меж которых должны пройти остальные игроки, пойманные меняются местами со стражей.

«Испорченный телефон». Правила, к сожалению, помню смутно. Игроки сидят на скамеечке, водящий произносит шепотом слово первому игроку, который по цепочке намеренно быстро передает его дальше. Вся соль заключается в том, что дойдет до последнего игрока. Далее очередь сдвигается, и последний игрок становится первым - водой.

«Секретки» (любимы девочками) - в земле отрывается ямка, на дно кладется фантик (лучше блестящий), на него укладывается что-то наподобие гербария и покрывается все это кусочком стекла, затем засыпается землей. Потом по секрету девочки показывают свои сокровища друг другу.

«Прятки». Стоит ли объяснять правила этой всем известной игры? На всякий случай напомним. Вода встаёт к стене и считает до числа, о котором игроки заранее договорятся. Пока он считает, все остальные должны успеть спрятаться. Отсчёт всегда заканчивается словами «Я иду искать». Найдя игрока, вода должен опередить его и первым коснуться «пана», места, у которого он считал. Также, игроки могут не ждать, пока их отыщут, а пока безопасно, выбегать из укрытия и касаться «пана». Новый водящий определятся из числа тех, кого нашли с помощью, например, считалки.

«Кис-Мяу». Очень похожа на игру в фанты. Игроки выстраиваются в шеренгу. Выбираются 2 водящих. Они встают спиной друг к другу, но один лицом к игрокам, а другой, соответственно, наоборот. Тот, что стоит лицом, в случайном порядке указывает на игроков и спрашивает у второго воды «Кис?», тот может ответить либо «Брысь!» либо «Мяу!». Если «Брысь» - первый продолжает спрашивать «Кис?». Если «Мяу!», то тот, на кого указал первый вода, должен исполнить какое-либо его желание или выполнить задание.

«Резиночка». Для игры нужно 3-4 участника (и более) и резинка длиной 3-4 метра. Ребёнок может играть и один, но тогда резинку придётся натянуть, например, между деревьями. Но и при большом количестве участников, не обязательно, чтобы кто-то стоял «в резиночке».

Играют друг против друга или командами. Суть игры в том, чтобы прыгать на всех уровнях резиночки, выполняя определённые упражнения, и не ошибиться.

В случае, если игрок ошибается, прыгать начинает следующий.

Уровни игры в резиночку:

Первые - когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих;

Вторые - резиночка на уровне колен;

Третьи - резинка на уровне бедер;

Четвертые - резинка на уровне пояса;

Пятые - резинка на уровне груди;

Шестые - резинка на уровне шеи;

Седьмые – резинка держится на уровне ушей.

Сами упражнения при всём желании очень сложно описать на бумаге, но, скорее всего, в вашем дворе есть старшее поколение детей, которые уже прекрасно разбираются во всех премудростях этой игры. Они и могут научить самых младших.

«Классики». Скорее всего, почти каждый взрослый помнит, что это за игра. Но в случае чего, вот краткое описание.

На асфальте рисуется фигура с квадратами (от 1 до 10). Сверху должен быть полукруг. Он называется «Котёл» или «Огонь».

Также нужен небольшой камешек или что-то в этом роде (бита). Его дети будут передвигать во время прыжков.

Суть игры: дети кидают биту на квадрат с соответствующим "классом" и дальше выполняют по очереди задания ("классы"):

Первый - обычный. Прыгают или ходят как угодно, и перебрасывают биту на следующий квадрат при каждом шаге (прыжке).

Второй - кидают биту на цифру "2" с закрытыми глазами. Дальше прыгают и ходят как угодно, главное - дойти до 10 квадрата.

Третий - "кочерга". Прыгают на правой ноге, передвигая биту всегда влево на следующий квадрат. "Переменка" (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) - на 5м квадрате.

Четвертый - на левой ноге. Биту передвигают все время вправо. "Переменка" (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) - на 6м квадрате.

Пятый - прыгают и передвигают биту двумя ногами одновременно.

Шестой – прыгают и перебрасывают биту через одну клетку (1-3-5-7-9).

Седьмой - нельзя смеяться. Все вокруг в это время пытаются насмешить.

Восьмой - можно кидать биту из пятого класса (квадрата).

Девятый - кидают биту на "9" и прыгают с закрытыми глазами.

«Улитка». На асфальте рисуется огромная улитка (большая спираль). На ней расчерчиваются «домики» - поперечные линии вдоль всей спирали (как в классиках). Суть игры в том, чтобы на одной ноге пропрыгать всю «Улитку» от начала до центра круга. Игроки заранее договариваются, можно ли менять ноги и отдыхать, и на какой клетке это будет происходить. Каждый, кто преодолел «улитку», на поле выбирает любую клетку и чертит какую-нибудь картинку (главное, чтобы было понятно, что это как бы «знак» именно этого игрока). С каждым коном игра усложняется тем, что игроки, прыгая по клеткам, не могут наступать на «домики» своих соперников. В итоге, «домиков» становится так много, что их уже невозможно перепрыгнуть. Выигрывает тот, чьих «домиков» на поле больше всех. Вставать на обе ноги, наступать на линии или выходить за пределы «улитки» нельзя. Если это происходит, игрок лишается права присвоить себе «домик».

В отличие от родителей, только и мечтающих поскорее выбраться из раскаленных каменных джунглей на дачу, дети вдали от компьютера и городских друзей могут быстро заскучать. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы обеспечить своему ребенку по-настоящему веселые каникулы.

Игры с красками

Совет. Позвольте ребенку отдохнуть от карандашей и восковых мелков, которыми он обычно рисует в квартире. На даче можно пользоваться красками и не бояться за светлый ковер или дорогую мебель.

1. Оставьте рисование в тесных рамках альбома формата А4 для дождливых осенних вечеров и объявите Дни Искусства Без Границ. Расстелите прямо на газоне вышедшую из строя белую простынь и выдайте ребенку гуашь, воду, а также широкие кисти или кусочки губки для мытья посуды. На таком холсте можно рисовать несколько дней, а то и целую неделю!

2. Если ваш ребенок не может и пары минут усидеть на месте с кисточками и красками - пускай рисует в движении! Расстелите во дворе рулон обоев белой стороной вверх и налейте в несколько плоских пластиковых тарелок пальчиковые краски разных цветов. Теперь предложите малышу наступить в краску, а потом - побегать по бумажной дорожке. Можно наступать одной ногой в одну тарелку или смешивать цвета. Когда бумага заполнится следами маленьких ножек, дайте ей высохнуть и повесьте получившийся арт-объект на стене дачной детской комнаты .

3. Купите набор для аквагрима и попробуйте себя в боди-арте - это очень весело! С помощью безопасных смываемых красок вы можете сделать ребенка похожим на его любимого сказочного персонажа, а ему позволить разрисовать по своему вкусу вас.

Игры с водой

Совет. Собираясь на дачу с ребенком, купите для него надувной бассейн. Стоят они обычно недорого, а удовольствие детям доставляют огромное. К тому же с бассейном можно придумать много интересных игр. Только не забывайте, что все игры с водой должны проходить в присутствии взрослых.

4. Набросайте в наполненный водой бассейн побольше игрушек, которыми ребенок обычно пользуется в ванной. Задача малыша - вылавливать их из воды с помощью детского сачка для ловли бабочек. Если детей двое, можно устроить соревнование на предмет того, кто выловит больше игрушек.

5. Разложите на поверхности воды три-четыре пластиковые тарелки и выдайте ребенку несколько губок для мытья посуды: его задача - попасть в одну из мишеней, стоя у бортика бассейна. Если ребенок относительно взрослый и хорошо с этим справляется, можно усложнить игру: использовать вместо больших тарелок маленькие пластиковые блюдца из детского набора или попросить игрока сделать несколько шагов назад.

6. Приготовьте заранее пакет с игрушками из разных материалов. Бросайте их в бассейн по одной, предварительно спрашивая ребенка, как он думает - утонет игрушка или нет?

Подвижные игры

Совет. Порой дети становятся неуправляемыми, бегая и разрушая все на своем пути. Чаще всего это происходит из-за переизбытка энергии. Подвижные игры на свежем воздухе - лучший способ направить ее в мирное русло.

7. Организуйте чемпионат по прыжкам в длину. Найдите ровное, без кочек, пространство в саду, приготовьте рулетку и бумагу с ручкой, чтобы записывать результат. Ребенок может соревноваться с другом или стараться побить собственный рекорд.

8. Мяч - универсальный инвентарь: с ним можно придумать много игр для самых разных возрастов. С малышами можно просто катать мяч друг другу, с детьми постарше - играть в «Съедобное-несъедобное», а школьникам мяч пригодится для пляжного волейбола или футбола.

9. Соорудите во дворе дома интересную детскую площадку - и вам придется гораздо реже ломать голову над тем, чем занять ребенка на даче. Чем заняться в плохую погоду?

Даже самое теплое и солнечное лето не обходится без дождей. Если ненастная погода застала вас на даче, много интересных занятий найдется и в доме. Удобно расположитесь с ребенком на полу его детской комнаты и сыграйте в одну из игр, которые будут полезны для умственного и творческого развития вашего малыша. Но прежде позаботьтесь о его физическом здоровье. Хорошенько вымойте пол и постелите туда, где будете играть, теплый плед или одеяло. Простой воды для мытья пола в этом случае будет недостаточно - необходимо хорошее моющее и дезинфицирующее средство, ведь на даче бактерии с улицы особенно легко попадают в дом. В качестве такого средства подойдет Glorix. Эффективно очищая и дезинфицируя поверхности без хлора, он не только уничтожает 99,99 % болезнетворных бактерий, но и наполняет дом приятным ароматом* .

Когда все приготовления закончены, можно заняться играми. С самыми маленькими можно тренировать мелкую моторику с помощью теста для лепки или строить шалаши из подушек и одеял. Детям от трех лет будет интересно почувствовать себя водителем машины или автобуса - оживленное шоссе с крутыми поворотами и другими препятствиями можно нарисовать на обратной стороне расстеленного на полу рулона обоев. А если ваш ребенок уже ходит в школу, собираясь на дачу (ссылка на статью «Собираемся на дачу: список необходимых покупок»), захватите с собой игры, в которые можно играть всей семьей, - лото, «Монополию» или «Твистер».

* При использовании в неразбавленном виде и при разведении: 1 колпачок на 1 литр воды

Грудничку не нужно придумывать на даче специальные развлечения. Сама смена обстановки уже произведет на него огромное впечатление. Постарайтесь, чтобы кроха проводил на свежем воздухе как можно больше времени. Коляску обязательно надо снабдить противомоскитной сеткой, чтобы «комары да мухи» не мешали сладкому сну. А во время бодрствования можно устроить малыша в манеже.

Если он уже начал ползать, хотя бы иногда дайте ему возможность ползать по травке: это мощный стимул для тактильного и моторного развития. Кстати, если на улице достаточно тепло, можно раздеть кроху и дать ему пощупать самые разные поверхности не только ладошками, но и босыми ступнями. Обязательно рассказывайте малышу, что он чувствует: это шершавое дерево, это кирпичная стена, а это мягкая мамина футболка. Если ручки еще сжаты в кулачки, осторожно распрямите пальчики и погладьте поверхность маленькой ладошкой.

Огромную радость младенцу доставит наблюдение за животными и птицами (для начала хорошо бы делать это на маминых руках). Многочисленные новые звуки пополнят багаж слуховых впечатлений малыша, это очень важно для его развития.

Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач.

Осваиваем новые горизонты

Когда малыш научился ходить, на даче перед ним раскрываются новые возможности. Дорожка от дома до калитки, а уж тем более, лесная тропинка – это вам не гладкий линолеум или паркет в городской квартире. Естественная «полоса препятствий» в виде песка, гравия, камушков, бревен и пеньков учат сохранять равновесие и лучше чувствовать свое тело.

Ребенку от года до трех лет хорошо бы оборудовать на даче игровую площадку с песочницей и небольшим водоемом. Песочница может быть в естественном грунте, обитая досками, (только хорошо бы постелить под песок большой лист плотной пленки или рубероида, чтобы песок не оседал в грунт) или надувной. Первый вариант – дешевле, второй – более мобилен. Мини-бассейн тоже может быть надувным, а может быть представлен в виде большого таза. И песочницу, и бассейн на ночь лучше закрывать плотной пленкой, придавив для надежности камнями. Тогда вы будете уверены в том, что песок останется чистым. Ну а воду, разумеется, надо будет время от времени менять.

Не бойтесь «грязи», малышу очень важно возиться в воде или песке. Эти текстуры с одной стороны, позволяют расслабиться (особенно, вода), с другой – проявить творческое начало, получить собственный опыт взаимодействия с физическими свойствами предметов. Например, в песочнице можно строить традиционные города, тоннели, башни. Можно закапывать в сухой песок небольшую игрушку, и на ощупь находить ее.

Я садовником родился

Детям трех-четырех лет обычно очень нравится принимать участие в сельскохозяйственных работах. Они стремятся все делать, «как взрослые». Порадуйте кроху – купите или выделите для него собственные инструменты: лейку, грабли, тяпку. Прекрасно, если и грядка у него будет своя собственная. Обсудите, что он будет выращивать на ней.

Когда придет время прополки, потренируйтесь сначала различать «полезные» травки и сорняки. Между прочим, это прекрасный способ научить ребенка классификации. Не так-то легко городскому малышу с ходу определить сорняк! И посему не спешите и не ругайте его, если он сразу не смог этого сделать и в порыве сельскохозяйственного пыла «прополол» всю грядку целиком. Дайте ему проявить свою самостоятельность и ответственность. Даже если теперь придется начинать все сначала, пусть это будет его опыт и его инициатива. А уж если кроха получит первые плоды своего труда в виде собственноручно выращенной морковки или огурца, его гордости не будет предела.

Пойдем в лес?

Это нам, взрослым, кажется, что для ребенка интереснее нового слоновника в зоопарке ничего быть не может. А для юного исследователя и «почемучки» гораздо познавательнее будет прогулка в соседний лес. Это цельное впечатление, не разорванное на куски транспортом, множеством людей и животных, киосками с мороженым и пр. Даже непримечательный муравейник может дать для крохи разнообразную пищу для размышлений, ведь за ним так интересно наблюдать, представлять себе, как устроен такой маленький и в то же время такой огромный дом для муравьишек, как они путешествуют и куда так торопятся... А дома обязательно перечитайте потом «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.

В лесу тоже можно заняться классификацией и сериацией. Разумеется, в игре. Найти, например, родственников березки. Может быть, та старая и самая толстая береза с древесными грибами – это «папа»? А вот, поменьше, с которой только что вспорхнула птичка, это «березка-мама». А тут много-много березок-«деток», тоненьких и нежных. Малыш одновременно учится различать породы деревьев и оценивать их размеры.

В лесу или в поле можно наблюдать за бабочками, шмелями, стрекозами, птицами. А, быть может, вам и самим захочется изобразить, как летает бабочка, как жужжит шмель или чирикает воробушек?

Ударим велопробегом

Дача – раздолье для начинающего велосипедиста. Если вы выбираете для крохи первый велосипед, предпочтительнее трехколесная модель, она более устойчива. Двухколесные велосипеды (с двумя дополнительными маленькими колесиками) имеют обыкновение слегка заваливаться на бок. Ни в коем случае не привязывайте ноги ребенка к педалям! Это только помешает ему правильно направлять усилие, и к тому же небезопасно.

Когда же малыш в три-четыре года оседлает двухколесного коня, не торопите свое чадо! Некоторые детишки, впервые сев на двухколесный велосипед, сразу же отправляются в путь, а другим требуется для этого достаточно много времени.

Научиться кататься помогут следующие упражнения.

  • Кататься, стоя на одной педали и отталкиваясь ногой (как на самокате). Кстати, самокат может стать прекрасной адаптационной моделью перед двухколесным велосипедом.
  • Съезжать на велосипеде под небольшой уклон (для страховки ноги лучше не держать на педалях, а опустить вниз), это помогает почувствовать равновесие.
  • Замечена любопытная вещь. Самые лучшие учителя для начинающего велосипедиста – ребятишки постарше. Почему-то именно у них лучше всего идет педагогический процесс. Поэтому если соседский второклассник жаждет научить вашего отпрыска кататься, воспользуйтесь этим предложением.
  • И имейте в виду: учиться кататься лучше на мягкой грунтовой дороге.

Юный исследователь

Если вашему дачнику больше пяти лет, свои наблюдения за жизнью природы он может фиксировать (рисовать или записывать) в специальном дневнике. В нем же можно сделать гербарий из дачных растений, вклеивать фотографии флоры и фауны. Ребенку вполне можно доверить для этого недорогой фотоаппарат-мыльницу.

В этом возрасте дети очень остро чувствуют, насколько востребованы и по-настоящему необходимы могут быть их действия. Что же, можно собирать лекарственные растения, сушить их по всем правилам, в тени, а долгими зимними вечерами пить целебный чай из ромашки, бузины или мяты и вспоминать чудесные летние деньки.

Прекрасно, если вы не забудете захватить на дачу определитель растений. В этом случае каждую былинку и травинку ребенок с вашей помощью сможет описать на языке науки и определить. И заодно выяснит, что такое пестик, тычинки, цветоложе, чашелистики и прочие премудрости биологии.

Полгода – плохая погода…

Однако порой лето выдается дождливым, и тогда лес, бассейн и песочница становятся недоступными. Городских игрушек на даче мало, и чадо начинает слоняться из угла в угол, выводя маму из себя своим нытьем. Что же делать? Выход прост, как все гениальное. Если игрушек нет, их надо сделать! В этом смысле для дачи идеально подходит соленое тесто . Уж мука, вода и соль наверняка найдутся в хозяйстве. А из соленого теста можно сделать и кукольную посуду, и овощи-фрукты для магазина, и нарядную рамочку для фотографии бабушке в подарок, и все, что вам еще захочется.

Традиционный рецепт соленого теста:

  • 1 стакан муки,
  • 1 стакан соли,
  • несколько капель растительного масла
  • вода (добавлять постепенно до консистенции мягкого пластилина).

Однако для особо тонких и филигранных работ больше подходит нежное соленое тесто :

  • 0,5 стакана муки
  • 0,5 стакана крахмала
  • 0,5 стакана соли

Это тесто очень эластично и позволяет вылепить даже самые мелкие детали. Когда оно будет готово, отложите в отдельную розетку небольшой тестяной комочек и, постепенно добавляя к нему воду, тщательно разотрите до густоты жидкой сметаны. У вас получился «клей», который прекрасно склеит отдельные детали композиции. Готовую работу высушите на воздухе или в духовке, на самом слабом огне. Осталось только раскрасить готовое произведение. Имейте только в виду, что поделки, раскрашенные гуашью, пачкают руки. Поэтому очень желательно покрыть их сверху лаком. В крайнем случае, подойдет даже лак для волос.

Театральные подмостки на дачной веранде

Домашние спектакли были традиционным дачным развлечением русской интеллигенции. К сожалению, эта традиция сейчас почти исчезла. Может быть, попробуем ее возродить?

Своим опытом театрального действа на даче делится Элиза Долгова, психолог и мама семилетней Вареньки:

"У Вари именины 18 июня. И к этому дню мы по традиции готовим детский праздник. Когда дочка и ее дачные друзья были совсем маленькими, мы показывали им кукольный спектакль. Возраст – это главный критерий для выбора сюжета. Для малышей он должен быть простым и знакомым. Первым нашим спектаклем был «Теремок». Ширмой служил обычный дачный забор. Мы завесили его покрывалом, а на него уже прикрепляли картонные декорации. Теремок тоже сделали из картонной коробки – с высокой треугольной крышей и раскрывающимися створками-дверьми.

А в последние два года дети уже сами стали ставить спектакли. Например, тот же «Теремок» они играли в костюмах, с обязательным гримом. Конечно, в дачных условиях эти костюмы весьма условны – кому-то ушки пришить на макушку, кому-то сделать на голове лягушачьи глаза из поролоновых шариков, главное, чтобы образы были узнаваемыми.

Сценарий пишем сами, распределяем роли, расписываем их на отдельные бумажки. Теперь я уже не актер, а режиссер маленькой дачной труппы. Наш последний спектакль – «Спящая Красавица». Это уже более сложная вещь, она потребовала много репетиций и тщательной подготовки. Мы немного изменили классический сюжет, чтобы в собственно театральную постановку можно было вплести концерт. К новорожденной принцессе у нас прилетали самые разные Феи и демонстрировали свое искусство. Фея Музыки играла на музыкальных инструментах, Фея Спорта показывала чудеса спортивной гимнастики, Фея Поэзии, понятное дело, читала стихи. Таким образом, всем удалось блеснуть своими талантами.

Можно, кстати, ограничиться и просто праздничным концертом. Такой опыт у нас тоже был. А после концерта дети нашли записку от Бабы Яги. Она злорадно сообщала, что корзину с подарками она припрятала в надежном месте, и дети смогут ее найти только после того, как обнаружат следующие записки с ключевыми буквами. После долгих поисков ребятам удалось найти все записки и сложить заветное слово «дуб». На дубе-то и оказалась корзина со сладостями. Сколько было восторга, счастливого визга и радости!

После концерта или спектакля устраивается всеобщее чаепитие с конфетами.

Если вам тоже захотелось организовать подобный праздник, имейте в виду, что подготовку к нему нужно начинать недели за две. И не пытайтесь взвалить на себя сразу все функции, это действительно довольно сложно. Лучше собраться с дачными соседками и обсудить, кто будет отвечать за подготовку декораций, кто распишет детям роли, кто проведет рекламную акцию и соберет зрителей.

Кстати, подобные детские праздники неожиданно оказались мощным стимулом для развития. Например, после нашего концерта одна девочка решила возобновить занятия музыкой, чтобы в следующем году потрясти воображение публики. Другая, вдохновленная примером дачной подружки, захотела заняться бальными танцами."

Итак, отправляемся на дачу! И пусть дачный отдых будет не сомнительной жертвой, принесенной во имя здоровья, а интересной и насыщенной жизнью.


С первыми лучами летнего солнышка многие родители вывозят своих детей на дачу, где им предстоит провести все лето. Однако такая перспектива радует далеко не всех родителей, потому что многие из них не знают, как сделать летние каникулы на даче веселыми и увлекательными.

Родителям следует наполнить дачный досуг малыша разными видами игр, чтобы ребенку не пришлось скучать, ведь это самым неблагоприятным образом сказывается на его настроение.

Чему можно научить ребенка на даче?

Если мама с ребенком все лето находятся на даче, это время вполне можно проводить с пользой не только для здоровья, но и для всестороннего развития. Ведь именно там можно так легко прикоснуться к удивительному миру растений, насекомых и животных, что в городе сделать практически невозможно.

Если дедушка или папа малыша любит часто ходить на рыбалку, но не хочет брать с собой ребенка, можно попросить его принести несколько мелких рыбешек и запустить их в таз с водой, чтобы ребенок смог за ними наблюдать. Можно также набрать в большую банку воды из пруда, в которой будет ряска и тина. Как правило, в них водятся небольшие улитки и жучки, которых малыш с большим интересом будет рассматривать.

Любого ребенка заинтересует мир насекомых. Наблюдать за ними можно, даже не дотрагиваясь до них. Для этого всего лишь понадобятся лупа и фотоаппарат. С помощью этих инструментов можно находить насекомых и делать их фотографии, а потом искать о них информацию в энциклопедии или в интернете.

Лето, проведенное на даче, является отличным поводом для знакомства ребенка с миром растений. Ребенок может не только собирать гербарий, но и фотографировать различные растения, записывать их названия в специальный блокнот, после чего выпустить собственную ботаническую энциклопедию. Однако малышу следует сразу же объяснить, что некоторые растения являются ядовитыми. С этими растениями он должен познакомиться в первую очередь.

Ребенку можно приобрести микроскоп, и тогда он часами будет рассматривать травинки и мушиные крылышки, изучая их устройство. А если он захочет сделать фотографии изучаемых предметов, то у него получится самая настоящая фотовыставка микромира.

Многие родители приезжают на дачу в основном для того, чтобы заниматься собственным огородом. А для ребенка даже это занятие можно превратить в увлекательное приключение. Любому малышу будет интересно наблюдать за тем, как прорастает посаженное им в землю зернышко. Однако сажать лучше те растения, которые быстро развиваются и не требуют особого ухода. Детей постарше можно понемногу привлекать к уходу за огородом, например, к вечерним поливам.

Психологи утверждают, что наблюдение за растительным миром действует на детей успокаивающим образом и учит их находить общий язык с другими людьми. А главная задача родителей - всегда оставаться мудрыми и доброжелательными к своему малышу. Вот чем можно занять ребенка на даче.

Отправляясь в отпуск или на дачу, позаботьтесь о том, чтобы рядом с малышом были любимые его игрушки. Кроме того, перед поездкой обязательно купите несколько новых небольших игрушек и возьмите их с собой, приобрести их можно также в интернет-магазине детских игрушек . Либо найдите время пройтись по сувенирным лавкам в том городе. куда отправляетесь в отпуск - так у ребенка конкретная игрушка или сувенир будет ассоциироваться с отдыхом.

Дача - прекрасное место для маленького крохи. Свежий воздух, обилие овощей с грядки, фруктов, босые прогулки по траве только укрепляют детский иммунитет. Чем занять своего кроху на даче , и какие развивающие игры пойдут на пользу карапузу, расскажем далее.


Малыш на даче: чем заинтересовать кроху

Дача – это идеальный отдых, компенсирующий недостаток живой природы в квартире. Здесь малыш имеет возможность слиться с природой и познавать все ее прелести наяву. Фрукты, овощи, цветочки, птицы и насекомые – все и больше малыш сможет тактильно пощупать, а не только смотреть на красочных картинках в книгах.

Для каждого возраста есть неоценимые по пользе развивающие игры , которые помогут крохе лучше познавать окружающий его мир.

Дети от 1 до 3 лет на даче

Родители, у которых кроха еще совсем маленький, могут привнести в сознание малыша много полезных вещей.

  • Изучаем и пробуем фрукты и овощи. Весна-лето прекрасная пора для проведения времени на даче. У вас есть уникальная возможность показать малышу, где и как растет тот или иной фрукт, овощ. А самое приятное – это то, что любой продукт можно попробовать на вкус. Поводите малыша по саду, огороду, рассказывая о том, как цветут деревья, как они плодоносят. Уже начиная с года, ребенок имеет возможность сравнивать и запоминать события, хоть и бессознательно. Но на душевном здоровье малыша такие «экскурсии» будут положительно отражаться.
  • Прививаем любовь к труду посредством игры. Когда кроха видит, как мама или бабушка «упражняется» на огороде, ему тоже хочется влиться в этот процесс. Можно предоставить крохе возможность собрать клубнику или огурцы, полить цветы из лейки, сорвать вишенки с дерева.

Чтобы отдых крохи на даче был полезным и интересным не забудьте прихватить с собой детский садовый инвентарь: ведерко, лопатку, грабельки, леечку и т.д. В ведерко он сможет складывать плоды, от этого процесса дети приходят в восторг. Ну, и конечно он не только умственно будет развиваться, но и физически. Тренировка мелкой моторики на даче самая важная составляющая отдыха крохи.

Познавательные занятия на даче 4-5 лет

В этом возрасте спектр занятий намного шире, поэтому игр и упражнений можно использовать вдоволь.

  • Собственный труд. В 4-5 лет малышу можно выделить маленькое место на грядке или клумбе. Он может самостоятельно что-то посадить. Такой подход поможет ребенку ощутить собственную значимость и полезность. Пусть это будет два рядочка, но они будут его личными. Важно, когда грядка начнет приносить плоды, чтобы ребенок сам собирал урожай и понимал, что «это его рук дело».
  • То же самое касается клумбы. Особенно девочки щепетильно будут ухаживать за своими цветами. А когда придет пора их срезать, попросите сделать это вашу кроху и подарите букет маме или бабушке. Таким образом, вы воспитываете в ребенке доброту и радушие.

Детям в 4-5 лет очень важно чувствовать себя нужным. Вы можете проделывать любую работу с ребенком, даже белить деревья, а потом объяснить крохе, что он сделал много для того, чтобы деревце дальше жило и цвело.

Дача и ребенок: сближаемся с природой и ее жителями

Малышу всегда интересно узнавать что-то новое. Поэтому он всегда сует свой носик даже туда, куда не следует. Организуя процесс прогулки на даче, вы сможете избежать многих неприятностей и познакомить кроху с местными обитателями.

Дети 1-3 года на даче

Пришло то самое время, когда малыш тактильно общается с окружающим миром, т.е все пробует на вкус, старается все пощупать и испытать на себе. Такой интерес нужно подпитывать, а не запрещать поднимать камушки или возиться в земле, например.

  • Будучи на грядке можете познакомить крошку с местными «жителями»: червячками, муравьями, пчелками, кузнечиком и т.д. У детей в этом возрасте прекрасная зрительная память. Потом на картинке он вам сможет показать того или иного обитателя. У него расширяется кругозор и вырабатывается аналитическое мышление.
  • Игры-рифмы. Дети в 1-3 года очень музыкальные и обожают рифму. Рассказывая им о фруктах, овощах, животных желательно использовать стихотворные произведения. Так малыш с большим желанием слушает маму и воспринимает информацию. Отрывки стихов из К.И. Чуковского положительно влияют на детское сознание «Муха-Цокотуха», «Айболит», «У меня зазвонил телефон» и т.д. Веселое времяпрепровождение с «рифмой» будет по душе каждому ребенку.

Есть множество полезной литературы, описывающие фрукты и овощи, животных и цветы. Желательно, чтобы у мамы в памяти имелся такого рода «словарный запас».

Дети на даче 4-5 лет

Играть со старшими детьми проще, так как, заинтересовав их, можно внедрить в их сознание много полезных и поучительных вещей .

  • «Что такое хорошо и что такое плохо?». Неплохая идея для малышей объяснить им не только, какие насекомые и букашки живут в саду и на грядках, но и разграничить их по пользе, которую они приносят. Например, дождевые червячки рыхлят землю, давая земле кислород и влагу. А вот гусеница, не очень приятный обитатель, так как она съедает листочки и вредит дереву, но из нее получается прекрасная бабочка. Таким образом, вы прививаете крохе понимание о природе и всех ее явлениях.

То же самое касается и иных аспектов в жизни природы. Ребенок любознательный и будет с удовольствием принимать любую интересно поданную информацию.

От учебы к играм: какие игры актуальны на даче

Детям нужно прививать понимание действительности, но и об играх забывать не стоит. Игры на даче очень разнообразны и будут по нраву детям всех возрастов.

Игры для детей 1-3 года

Ваш любознательный малыш не стоит на месте и у него от обилия возможностей на даче разбегаются глазки? Организуйте несколько игр, которые увлекут кроху и раскроют в нем творческий потенциал.

  • Игры с песком. Все дети любят возиться в песочнице. Имейте в арсенале формочки, лопаточки и стройте замок или создавайте посредством формочек разные фигурки. Можно привить малышу понимание сыпучего и мокрого песка. Пусть он все пробует и узнает.
  • Плетение венка. Девочкам можно сплести красивый веночек. Может сама она и не сможет этого сделать, но рвать цветы вместе с мамой ей будет очень интересно, а результат в виде красивого головного украшения обрадует кроху.
  • Мальчику можно во дворе выстроить из камушков трассу, по которой будут ездить его машинки. Можно устроить «Формулу 1» с папой и поиграть в гонки.

Игры для детей 4-5 лет

В этом возрасте малыши очень любят рисовать. Многие родители имеют красивый «дизайн» обоев в доме. Можно взять акварельные краски и рисовать что угодно на заборе. Такой способ творчества щадящий, так как летний дождь за раз смоет все рисунки, а для малыша будет великое удовольствие порисовать на таком огромном полотне.

Также акварельными красками можно создавать шедевры из камушков, раскрашивая их разными цветами и создавая любые фигурки или животных (бабочку, пчелку) и дорисовывать им мордочки, улыбки, усики.

На даче существует масса интересных и занимательных игр для малышей, раскрыть все аспекты просто невозможно. Родители, обращая внимание на предпочтения своего ребенка, могут сами придумать ту или иную игру, которая будет полезна крохе. Главное, заниматься малышом и успеть показать ему все прелести природы, пока вы находитесь на даче.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...