Характеристика и образ кабановой кабанихи в пьесе островского гроза сочинение. Дикой и Кабаниха


Кабаниха очень богата. Об этом можно судить потому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова (по ее поручению Тихон ездил в Москву), что ее уважает Дикой. Но дела Кабанихи мало интересуют драматурга: в пьесе ей отведена другая роль. Если в Диком показана грубая сила самодурства, то Кабаниха – это выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. И свою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности. Она «поедом ест» домашних, чтобы убить в них волю, всякую способность к сопротивлению. С иезуитской изощренностью она выматывает из них душу, оскорбляет их человеческое достоинство ни на чем не основанными подозрениями. Она умело использует различные приемы.для утверждения своей воли.

Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно («Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»), и лицемерно прибедняться («Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать»), и властно приказывать («Смотри ж, помни! На носу себе заруби!», «В ноги кланяйся!»). Кабаниха старается показать свою религиозность. Слова: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Только грех один!» – постоянно сопровождают ее речь. Она поддерживает суеверия и предрассудки, строго соблюдает старинные обычаи. Неизвестно, верит ли Кабаниха в нелепые сказки Феклуши и приметы горожан, сама она ничего подобного не говорит. Но она решительно пресекает всякие проявления свободомыслия. Высказывания Кулигина против предрассудков и суеверий она осуждает, а суеверные пророчества горожан, что «эта гроза даром не пройдет», поддерживает и назидательно говорит сыну: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет». И в религии, и в старинных обычаях она видит главную цель: запушить человека, держать его в вечном страхе. Она понимает, что только страх может удержать людей в подчинении, продлить пошатнувшееся господство самодуров. На слова Тихона, зачем жене бояться его, Кабанова в ужасе восклицает: «Как, зачем бояться! Как, зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Она защищает закон, по которому слабый должен бояться сильного, по которому у человека не должно быть своей воли. Как верный страж этого порядка, она поучает своих домашних на виду у толпы горожан. После признания Катерины она громко, с торжеством говорит Тихону: «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!»

Богатая купчиха Кабанова - блюстительница старых основ жизни, женщина грубая, властная, постоянно протестующая против движения жизни вперед. Крайне невежественная, она создала себе целый мирок убеждений и правил, основанных на деспотизме, грубом суеверии, самодурстве. Всему новому она противопоставляет старое, в старине видит порядок и добро, а в новом только зло и бессмыслицу. Она держит в страхе своих детей, заставляет их соблюдать старинные обряды. В ее семье на самые естественные стремления и чувства наложен запрет, - дети не могут сделать самостоятельно шага ни в чем. Они не имеют права иметь свой ум и свое чувство. «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! - Он тебе муж - глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» - кричит Кабанова Катерине, прощающейся с мужем.


Кабаниха окружает себя кликушами, ходит в церковь, оделяет нищих милостыней, но в то же время заедает домашних. Она стремится сохранить старинные порядки в семье и не признает никакого права за молодыми людьми. Ее раздражает, когда молодежь противоречит ей и не соблюдает старинных обычаев. Провожая своего сына в дорогу, она выговаривает ему за то, что он не кланяется ей в ноги и жене своей не приказывает, как жить без него, осуждает невестку за то, что она не лежит на крыльце и не «воет», чтобы показать свою любовь к мужу.


Она заставляет сына наказывать свою жену, держать ее в страхе, как велит религия. По ее убеждению без страха жить нельзя, иначе все превратится в какой-то хаос. Когда сын возразил: «Да зачем же бояться? С меня и того довольно, что она меня любит», мать закричала: «Как, зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь? Али, по вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал, да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку. Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей волей жить».


Для Кабановой догма старины выше живой жизни. У нее на устах постоянно одни и те же нравственные поручения - не живите своей волей, соблюдайте старину, почитайте старших. Хотя в душе она сознает, что время берет свое и уже невозможно заставить молодых жить по старине, но в силу своего эгоизма она не могла примириться с мыслью, что не будут сохраняться те порядки, которые она любит и считает настоящими.


«Так-то вот старина-то и выводится», - говорит Кабанова. - «В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики-то перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
И в другом месте она с горечью говорит:
«Знаю я, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая... Я давно вижу, что вам воли хочется».
Кабанова не хотела понимать запросов молодого поколения, не хотела изменять догмам старины и тем самым привела к трагической гибели Катерину, толкнула на пьянство сына и вынудила к бегству из дома свою дочь. Но это ничему не учит деспотичную купчиху, она и после смерти невестки продолжает настаивать на своем. Она и над трупом невестки не произносит слова примирения.


Когда погибла Катерина, она, верная своему характеру, только могла сказать со старческим брюзжанием: «Мало она нам сраму-то наделала. Полно, об ней и плакать-то грех».

Героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза» Марфа Кабанова имеет яркий негативный образ, выраженный автором с помощью характерных черт, не оставляющих сомнений в том, как относится к этой героине сам писатель и как относиться к ней должен читатель.
На протяжении произведения автор даёт возможность оценить жёсткий характер Кабанихи с помощью описываемых событий, где она проявляет себя человеком, которого не любят, но боятся.
Кто-то из читателей может объяснить её жестокий нрав тем, что героиня, будучи вдовой, должна была проявлять стойкость и выдержку, чтобы воспитать детей без чьей – либо помощи после смерти мужа.

Но стоит ли оправдывать равнодушие и бессердечие, перенесёнными жизненными трудностями? Каждый человек переживает тяжёлый период, но далеко не всякий ожесточается к окружающим.
Кабаниха жестока к своим детям. Такое отношение её наглядно не только для членов семьи, но и посторонних людей. Кулигин говорит, что она «всех домашних заела»; так начинается знакомство читателя с Кабановой. Этот механик – самоучка даёт первую негативную оценку Кабанихи. Никакие праведные поступки Марфы не изменяют предвзятого к ней отношения. При первом появлении в произведении Кабаниха выражает недовольство поведением сына. Тихон является женатым мужчиной, но самостоятельности мать ему не дозволяет: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…», а он и рад подчиняться. В отличие от купчихи он характером не вышел. «…Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…»

Образ купчихи Кабановой, особенно ярок по сравнению с другими героями. В окружении этой властной женщины есть её дочь Варвара, которая в попытке выжить под материнским гнётом научилась спасаться с помощью лжи: «…ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась…».
Катерине, жене Тихона досталась самая тяжёлая доля из всех героев, представленных в пьесе, именно потому, как проявляла своё отношение к ней властолюбивая вдова. В силу доброго и мягкого характера эта женщина нежно относилась к мужу, хоть любви к нему не испытывала. В отношении к снохе Кабаниха больше всего проявляет своё бессердечие. Она учит сына тирании и жестокости к жене: «…Тебя не станет бояться, меня и подавно….» Эти её слова говорят, что Катерина должна не любить и уважать её саму, а именно бояться.

Жестока Кабанова к невестке и после того, как несчастная в отчаянии бросилась с обрыва, вернее, безразлична к Катерине и бессердечна к сыну: «Вытащут, взглянешь…»; этого, по её мнению, достаточно. Катерина по её мнению была плохой женой для Тихона и спасения не заслужила, порядкам не следовала, когда муж из дома уезжал, на пороге ждать его в слезах не оставалась.
Кабаниха чтит устоявшиеся порядки и законы, молится в церкви, предупреждая, чтобы от молитв её не отвлекали. Каждое слово и наставление Кабанихи прописано автором так, чтобы у читателей не возникло сомнения, что её высказывания должны быть истиной для окружающих: «…Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то…» – так она поучает мужчину, общаться с собственной женой, даже если он не желает этого, то должен, порядки такие.

В образе Кабанихи в пьесе «Гроза» много отрицательных черт, которые подчёркнуты А.Н. Островским каждой её репликой и действием. Характер купчихи воплощает всех людей, являющихся самодурами, вынуждающих страдать от гнёта и давления тех, кто находится в их окружении, чаще всего самых близких и родных.


Кабаниха, она же Марфа Игнатьевна Кабанова – центральная героиня пьесы Островского «Гроза», богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины.

Кабаниха – человек очень сильный и властный. Она религиозна, однако в прощение и милосердие не верит. Эта героиня полностью погружена в земные дела и практичные интересы. В первую очередь ее интересует неукоснительное соблюдение патриархального порядка. От окружающих она требует обязательного выполнения обряда и чина. Чувства людей и эмоциональная сторона вопроса не вызывают у Кабанихи никакого интереса.

Кабаниха недовольна своей семьей, особенно сыном и невесткой.

Она постоянно пилит их, вмешивается в их дела, высказывает резкие замечания. Ей кажется, что сын в последнее время к ней охладел, а невестка и вовсе не внушает доверия своим поведением. Кабаниха уверена, что правильный семейный уклад основывается на страхе младшего поколения перед старшим, жены перед мужем. Она считает, что страх и приказ – это главные элементы семейной жизни, поэтому тираном себя не ощущает, ведь родители должны быть строги к детям, чтобы научить их добру. Однако Кабаниха чувствует, что хранителей старого уклада жизни становится все меньше, патриархальный строй постепенно разрушается, грядут новые изменения в жизни. Для Кабанихи это является трагедией. Она вовсе не самодурка и даже осуждает кума своего Дикого за его вспыльчивость. Такое своевольное поведение и бесконечные жалобы на домашних Кабаниха считает проявлением слабости характера. Она сама никогда не жалуется другим на свою семью. Кабаниха преданно чтит традиции предков, не размышляя о том, плохие они или хорошие. Она убеждена, что жить нужно так, как завещали отцы, это поможет сохранить мир и порядок на земле. В конце пьесы Кабаниха переживает личную трагедию: невестка публично сознается в своем грехе, сын прилюдно восстает против матери, а дочка убегает из дома. Мир Кабанихи рушится, и она гибнет вместе с ним.

Интересно то, что в пьесе четко прослеживается контрастное сопоставление Кабанихи и главной героини Катерины. Они обладают схожими чертами: обе принадлежат к патриархальному миру с его представлениями и жизненными ценностями, обе имеют необычайную силу в характере и являются максималистками. Героини не допускают возможности компромисса, в прощение и милосердие не верят, хотя обе религиозны. На этом их сходства исчерпываются, подчеркивая контрастность героинь и создавая возможность их сравнения. Катерина и Кабаниха – это два противоположных полюса патриархального мира. Кабаниха прикована к земле, она следит за выполнением порядка и соблюдением уклада во всех его мелочных проявлениях. Внутренняя суть человеческих отношений ее мало волнует. Катерина, наоборот, воплощает собой поэзию, мечтательность, одухотворенность, порыв и дух патриархального уклада жизни в его идеальном проявлении.

В пьесе Кабаниха характеризуется не только при помощи собственных высказываний и поступков, но и благодаря обсуждениям ее другими персонажами. Впервые о Кабанихе читатель узнает от нищей странницы Феклуши, которая благодарит купчиху за ее щедрость. Тут же звучит реплика Кулигина о том, что Кабаниха добра только к нищим, а домашних совсем заела. И только после этих ознакомительных характеристик появляется сама Кабаниха в окружении своей семьи. Читатель убеждается в том, что слова Кулигина имеют под собой правдивую основу. Купчиха пилит своих родных и придирается к ним по пустякам. Не смотря на кротость и искренность невестки, она выказывает ревностное недоброжелательство к ней, сына упрекает в равнодушии по отношению к матери. В то же время, Кабаниха, уверенная в своей правоте, чувствует, что патриархальный мир рушится. Ее апокалипсические ожидания выявляются во время диалога с Феклушей, Сначала Кабаниха еще бодрится и убеждает странницу, что в Калинове пока тишина и порядок. Но в конце разговора, наслушавшись будоражащих рассказов Феклуши, она уже не уверена, что этот порядок долго продержится.

Кабаниха – женщина властная и жестокая, полностью уверенная в своей правоте. Она считает, что поддержание старинного порядка и уклада жизни является гарантией защиты дома от внешнего хаоса. Поэтому управляет она своим хозяйством жестко и твердо, отказавшись от лишних эмоций, не ведая милости и обходясь без прощения. Любой намек на неподчинение со стороны своих домашних она стремится искоренить полностью, а за каждый проступок наказывает сурово и хладнокровно. Унижая и оскорбляя близких, она при этом благочестиво и уважительно относится к посторонним.

Образ Кабанихи монументален, он является живым воплощением «жестоких нравов». Героиня раскрывается в произведении как честная и страшная в строгой своей последовательности хранительница безблагодатного «закона», христианской любовью не просветленного. Она не вызывает жалости, но и осуждать ее сложно. Причиняя боль и страдания близким людям, она искренне уверена, что ее поведение абсолютно правильно и по-другому жить нельзя.

Могущественная купчиха, которая боится всего нового, – такой образ создал в пьесе «Гроза». Как настоящий диктатор, Кабаниха защищает домострой и устоявшиеся привычки. Ведь все новое несет в себе опасность и возможность потерять контроль над близкими.

История создания

Пьеса «Гроза» впервые опубликована в 1860 году. На написание произведения писателя подтолкнула личная драма, которая нашла отражение в произведении. В Кабанихе Островский воплотил характеристики тирана, деспота и самодура. Писатель специально не описывает детали внешности героини, чтобы читатель самостоятельно, только на основе внутреннего мира персонажа, создал образ купчихи.

Островский также не указывает точный возраст героини. При этом Кабаниха уповает на собственное старшинство и призывает молодое поколение к уважению:

«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Получившийся образ, равно как и произведение в целом, вызвал ожесточенные споры среди современников писателя. Но, несмотря на различные точки зрения, «Гроза» стала гимном предреформенного общественного подъема.

«Гроза»


Марфа Игнатьевна живет в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Муж женщины умер, оставив Кабаниху с сыном Тихоном и дочерью Варварой. В провинциальном городке о купчихе ходят неприятные слухи. Женщина – настоящая ханжа. Для посторонних людей Марфа Игнатьевна с радостью подает страждущим, но близких людей женщина терроризирует.

Женщина велит окружающим жить по устаревшим моральным принципам, которые ежедневно нарушает сама. Героиня считает, что дети не должны иметь собственного мнения, обязаны почитать родителей и беспрекословно слушать мать.

Больше всех достается жене Тихона – . Молодая девушка вызывает у пожилой купчихи ненависть и ревность. Кабаниха часто упрекает сына, что молодой человек больше любит молодую супругу, чем мать. Героиня проводит время за нравоучениями, лицемерие которых заметно окружающим.


Конфликт между молодой невесткой и купчихой обостряется с отъездом Тихона. Глава дома, которая считает проявления ласки признаком слабости, наказывает сыну строго отчитать жену перед отъездом. Женщина презирает мужчину, искренне любящего Екатерину. Купчиха считает сына слишком слабым, поэтому подавляет волю молодого человека собственным авторитетом, превращая жизнь Тихона и Катерины в ад.

Как только Тихон покидает Калинов, Кабаниха следит за невесткой с удвоенным вниманием. От женщины не ускользает, что с Екатериной происходят перемены, поэтому в момент возвращения Тихона домой купчиха вновь наседает на молодых.


Катерина и Тихон (кадры из постановок)

Когда Катерина не выдерживает давления и признается в измене, Кабаниха испытывает удовлетворение. Женщина оказалась права, свобода воли по отношению к жене не приводит ни к чему хорошему финалу. Даже после смерти невестки Кабаниха не смягчается. Марфа Игнатьевна не разрешает сыну отправиться на поиски супруги. А при обнаружении тела удерживает Тихона, чтобы тот даже не попрощался с женой.

Экранизации

В 1933 году на экраны вышла экранизации «Грозы», режиссером которой выступил Владимир Петров. Роль Кабанихи исполнила Варвара Массалитинова. Фильм получил награду на Венецианском международном фестивале как лучший фильм, представленный публике.


В 1977 году Феликс Глямшин и Борис Бабочкин сняли телеспектакль «Гроза» по одноименному произведению Островского. Красочная кинокартина пришлась по душе телезрителям. Деспотичную купчиху сыграла актриса Ольга Харькова.

В 2017 году режиссеры вновь обратились к творчеству писателя. Андрей Могучий поставил собственную интерпретацию «Грозы». Телеспектакль сочетает архаику и авангардизм. Образ Кабанихи на сцене воплотила народная артистка России Марина Игнатова.

  • Анализ диалогов героев «Грозы» позволяет сделать вывод, что Кабаниха воспитана в старообрядческой вере. Поэтому женщина отвергает нововведения, даже железную дорогу.

  • В театре купчиху часто изображают пожилой женщиной. Хотя писатель не указывает возраст героини, персонажу едва ли больше 40 лет.
  • Островский наградил Марфу Игнатьевну говорящим именем и фамилией. «Марфа означает «госпожа», а фамилия Кабанова распространена среди купечества. Прозвище «Кабаниха» женщина получила за упрямство, котором прославилась среди жителей города.

Цитаты

«Не очень-то нынче старших уважают».
«Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут».
«Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
«Как зачем бояться?! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
«Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».
Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...