Характеристика и анализ «Обломова» (Гончаров И. А.)


Важное место на уроках литературы в школе занимает критический анализ «Обломова». Гончаров - крупнейший прозаик середины XIX века. Его романы оказали значительное влияние на развитие отечественной литературы указанного столетия. Книги писателя отличаются глубоким психологизмом, драматизмом, а также постановкой актуальных проблем современного ему времени, которые, впрочем, значимы и сегодня.

Первая часть книги

Изучение композиции романа в первую очередь предполагает анализ «Обломова». Гончаров в начале своего произведения подробно описывает тот образ жизни, который вел его герой. С начала произведения читатели знакомятся с этим персонажем глазами его посетителей. Но автор также передает и внутреннее состояние Ильи Ильича, который после ухода каждого из гостей пускается в длинные рассуждения, раскрывающие его как человека незаурядного. Проводя весь день дома, не работая и укрывшись от жизни, Обломов тем не менее задается сложными философскими вопросами о смысле существования, цели и перспективах общественной карьеры.

Он пытается понять причину собственной бездеятельности, неактивности и полного равнодушия ко всему происходящему. Акцент на душевное состояние персонажа должен включать анализ «Обломова». Гончаров - мастер создания психологических портретов своих героев. Он показывает, что Илья Ильич - человек, настроенный философски, что мешает ему вести образ жизни, который пытается привить ему его лучший друг детства Штольц.

Описание деревни

Большое значение описанию формирования своего героя придавал Гончаров. «Обломов» (сон Обломова, анализ которого традиционно является главной частью школьного урока, объясняет характер Ильи Ильича) - это ключевое произведение в творчестве писателя, так как в нем он раскрыл самые главные проблемы российской действительности своего времени. Этот сон показывает деревню, в которой родился и вырос герой. В этом месте жители отличались необыкновенной мягкостью характера, покладистостью, дружелюбием.

Они ни о чем не заботились, не думали о карьере или образовании. Все эти люди жили сегодняшним днем, их главной ценностью был домашний уют, тепло, забота друг о друге. Поэтому маленький Обломов полностью находился под опекой любящей матери, родных, своих нянек, кормилиц. Это объясняет его бездействие во взрослой жизни.

Завязка

Штольцу в конце концов кое-как удается занять своего приятеля некоторыми делами. Он вывозит его из дома, знакомит с новыми лицами. Встреча с молодой, красивой, умной девушкой Ольгой Ильинской коренным образом меняет жизнь Обломова. Он влюбляется в нее, и эта любовь окрыляет его. Герой начинает вести активный образ жизни: учится, много читает, совершает частые и дальние прогулки. Ильинская же, следуя указаниям Штольца, всячески побуждает своего нового знакомого к различным занятиям.

Характеристика их отношений входит составной частью в анализ «Обломова». Гончаров описывает, как их взаимное влечение друг к другу впоследствии переросло в сильное и глубокое чувство. Через некоторое время они объяснились и решили пожениться.

Кульминация

Это было важным событием в жизни персонажа. Однако он испугался того, как далеко зашли их отношения. Ему нравилось общение с Ольгой, однако, будучи по природе тихим, застенчивым и нерешительным, он почувствовал, что не в состоянии взять на себя брачные узы. Подробно описал психологическую эволюцию своего персонажа И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ романа предполагает детальный разбор причины разрыва Ольги и главного героя) - это роман, который посвящен в первую очередь тонким наблюдениям автора за душевным состоянием персонажей.

Ильинская почувствовала нерешительность и колебания своего жениха. Она не сомневалась в его любви, но ее деятельная кипучая натура требовала активной и полноценной жизни. Самым напряженным моментом в произведении является момент объяснения героев между собой, когда выясняется, насколько они далеки друг от друга, несмотря на любовь. Анализ романа Гончарова «Обломов» объясняет различие в их характерах. Ольга была очень требовательна к себе и окружающим. А Илья Ильич оказался неспособным к полной трансформации своей личности и привычного образа жизни. Он сильно изменился под влиянием любви, однако в глубине души остался прежним. Именно в этом последнем разговоре со своей возлюбленной герой называет своей порок «обломовщиной» - понятием, которое вошло в обиход в повседневной речи.

Развязка

Одним из лучших прозаиков середины девятнадцатого века по праву считается И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ произведения должен включать и описание последнего периода жизни героя) - это роман, который показывает развитие главного действующего лица с психологической точки зрения. После разрыва с Ольгой Илья Ильич женится на своей квартирной хозяйке Анисье. Эта женщина полностью соответствовала его представлениям о домашней хозяйке и жене. В ее доме Илья Ильич снова впал в прежнее, даже еще худшее бездействие, чем очень огорчил своего друга Штольца и Ольгу. Однако автор раскрывает внутренние причины такой трансформации персонажа.

Он объясняет это разочарованием от потери любимой девушки. Это состояние перешло у героя в полную апатию и равнодушие ко всему окружающему, что фактически и привело его впоследствии к смерти. Писатель в полной мере показывает читателю, что физическая кончина героя стала следствием его душевного опустошения, которого не могли заполнить заботы и искренняя и простая любовь Анисьи.

Герои

Обломову противопоставлены Штольц и Ольга Ильинская. Первый был обрусевшим немцем. Он много работал, заботился о своей карьере, но при этом не потерял душевности и доброты, за что его и полюбил Илья Ильич. Штольц искренне заботился о своем лучшем друге, пытался занять его и увлечь каким-нибудь делом. В конце произведения он женился на Ольге, с которой был схож характерами. Последняя, пожалуй, является для писателя идеалом. Она активная, целеустремленная, но при этом умная и сдержанная.

Изучение первой сцены

Для закрепления пройденного материала школьникам можно предложить сделать анализ эпизода романа Гончарова «Обломов». В качестве примера обычно выбирают сцены визитов гостей к герою в самом начале книги, так как их диалоги дают первое представление о главном действующем лице романа. Читатели видят, что Илья Ильич отказывается от участия в различных делах своих товарищей.

Все они чем-то заняты и всячески пытаются увлечь его, но безрезультатно. После их ухода Илья Ильич рассуждает о бесполезности их суеты, занятий, работы. Он задается главным вопросом всего произведения: а где во всей этой суете человек? Симпатии автора в данном случае явно на стороне Ильи Ильича, хотя он и не одобряет его образа жизни.

Человека во многом формирует детство. Отсюда значение "Сна Обломова" в романе. Не случайно Гончаров назвал его "увертюрой всего романа". Да, это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн.

Перед читателем проходит вся жизнь Ильи Ильича, начиная с раннего детства и заканчивая смертью. Именно эпизод, посвященный детству Илюши, является одной из центральных глав в идейном отношении.

Первая глава романа посвящена одному единственному дню Ильи Ильича. Наблюдая за его поведением и его повадками, речами и жестами, у нас складывается определенное впечатление о герое. Обломов - барин, готовый дни напролет лежать на диване. Он не умеет работать и даже презирает всякий труд, способен лишь на бесполезные мечты. "Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья". Обломов просто боится какой-либо деятельности. Даже мечта о большой любви не сможет вывести его из состояния апатии и покоя. А те "два несчастья", которые поначалу так тревожили Обломова, в итоге поступали в ряд беспокойных воспоминаний. Так проходила вся его жизнь, день за днем. Ничего не менялось в ее мерном движении.

Илья Ильич постоянно мечтал. Его главная мечта была представлена в виде плана, причем незаконченного плана. И чтобы заветная мечта осуществилась, необходимо не только остановить время, а даже повернуть его вспять.

Знакомым Ильи Ильича тоже не удается расшевелить главного героя. У Обломова на все случаи жизни готов ответ, например, такой: "Это я по сырости поеду? И чего я там не видал?" Привычка жить за счет других, получать удовлетворение своих желаний с помощью усилий посторонних людей и привела к апатичной неподвижности и безразличию.

"А между тем, он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором". Так, развлекая себя своими обычными размышлениями и мечтами, Обломов медленно перемещается в царство сна, "в другую эпоху, к другим людям, в другое место".

Именно этот сон во многом разъясняет многозначный образ героя. Из комнаты Ильи Ильича мы попадаем в царство света и солнца. Световое ощущение, пожалуй, центральное в данном эпизоде. Мы наблюдаем солнце во всех его проявлениях: дневное, вечернее, зимнее, летнее. Солнечные пространства, утренние тени, речка, отражающая солнце. После тусклой освещенности предыдущих глав мы попадаем в мир света. Но для начала мы должны пройти 3 преграды, которые поставил перед нами Гончаров. Это бесконечное море с его "бешеными раскатами валов", в которых слышатся стоны, жалобы будто обреченного на муку животного. За ним расположены горы, пропасти. И небо над этими грозными скалами кажется далеким и недосягаемым. И, наконец, багровое зарево. "Вся природа - и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы - все горит точно багровым заревом".

После этих волнующих пейзажей Гончаров переносит нас в небольшой уголок, где "счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть". Это край, в котором хочется жить вечно, родиться там и умереть. Гончаров знакомит нас с окрестностями деревни и ее жителями. В одной фразе мы можем найти довольно примечательную характеристику: "Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте". Там мы встречаем юного Обломова.

Гончаров в этом эпизоде отразил мировосприятие ребенка. Об этом говорят постоянные напоминания: "А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским... умом". Пытливость ребёнка несколько раз подчёркивается автором. Но вся его пытливость разбивалась о бесконечную заботу о маленьком Обломове, которой Илюша был буквально спелёнут. "И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос..." Обломовка - это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром.

Дочитав главу до конца, мы осознаем ту единственную причину бессмысленности жизни Обломова, его пассивности и апатии. Детство Ильи – вот его идеал. Там в Обломовке – тепло, надёжно и очень защищённо чувствовал себя Илюша, а сколько любви... Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование. А путь туда ему уже заказан. Обломовщина - это воплощение сна, неосуществимых стремлений, застоя.

Когда Илья Ильич подрос, в его жизни изменилось совсем мало. Вместо няньки за ним бегает Захар. А так как в детстве всякие желания Илюши выбежать на улицу, поиграть с ребятами пресекались тотчас, то становится неудивительным тот размеренный образ жизни, который ведет Обломов в более зрелые годы. "Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым..." Мало интересует Обломова нынешнее имение с его хаосом и разрушениями. Если бы он захотел, то давно оказался там. А пока он живет на Гороховой улице, зависит от хозяина дома и опасается скупых соседей.

Совместная жизнь с Пшеницыной является продолжением жизни в Обломовке. Время циклично и идет противно идее прогресса. "Сон Обломова" - это попытка автора уяснить себе суть Обломова. Именно этот эпизод создал облик героя поэтическим и помог герою войти в сердце людей. Этот эпизод подобен стихотворению. В нем не найдешь ни одного лишнего слова. "В типе Обломова и во всей этой обломовщине, - писал Добролюбов, - мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени".

С первых строк романа нам понятно, что главным героем является молодой барин – Илья Ильич Обломов, – проживающий на Гороховой улице. Известно, что Гороховая улица появилась в Санкт-Петербурге в 1720 году. В девятнадцатом веке это была одна из самых престижных улиц города. Здесь располагались крупные магазины, доходные дома (это многоквартирные дома, предназначенные для сдачи квартир в аренду), дома богатых петербуржцев.

Обломов – дворянин, молодой ещё человек, «приятной наружности», основная черта которого – мягкость. Автор подчеркивает, что ничем примечательным внешность героя не отличалась и в то же время на всех производила приятное впечатление:

…душа его так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки.

Все вокруг героя только подчеркивает его мягкость, спокойствие: широкий, гибкий халат, мягкие туфли, в которые Обломов сразу попадал, как только вставал с дивана. «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!» Обломов любил простор, приволье, оттого и не носил никаких галстуков и жилетов дома. Обстановка в комнате оставляла желать лучшего: все обветшало, запылилось. Из трех комнат лишь в одной присутствуют признаки жизни.

Но что же делает Обломов? Просто лежит. Лежанье для него – «нормальное состояние». Жизнь вокруг него словно замерла. Илья Ильич почти никуда не выходит, и ничто вроде не нарушает его покой. Но вот одно событие растревожило его: он получает письмо от старосты своего имения, в котором перечисляются все возможные неприятности, вследствие которых Обломов не может получить деньги. И что же предпринимает Обломов? Еще по получении первого подобного письма Илья Ильич создал «в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением». Уже с первых страниц мы понимаем, что Обломов – мечтатель, не склонный к решительным и практическим действиям. Более того – он даже не может заставить себя встать, умыться, одеться, предпочитая пить чай лежа и думать лежа.

Впору своему хозяину и его слуга Захар, любивший проводить время на лежанке. Между ними происходит забавный диалог: Обломов распекает Захара за беспорядок в доме, а Захар находит всяческие оправдания своей лени и ловко пользуется тем фактом, что Обломов очень не любит возни в доме. «Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он бы желал, чтоб это сделалось как-нибудь так, незаметно, само собой; а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов».

И все то и дело мешают Илье Ильичу: то староста сообщает неутешительные новости, то хозяин квартиры просит съехать, то счета надо оплатить. «Трогает жизнь»! И жалко становится беднягу. Оставили бы его в покое, дали б лежать на своем диване в широком халате да мечтать, строить планы. После прочтения первой главы возникает двойственное чувство: кажется, что нельзя быть настолько ленивым. Писатель явно гиперболизирует образ героя. Но вопреки здравому смыслу мы чувствуем симпатию, жалость, снисхождение к молодому барину, так и не вставшему с дивана в течение всего дня.

Анализ 1 части романа И.А. Гончарова «Обломов».

Цели урока:

1) Развитие навыка анализа эпизода художественного произведения. Изучение стилистики автора на всех уровнях текста.

2) Развитие логического мышления (дедуктивный и индуктивный методы), совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса учащихся.

3) Формирование активной жизненной позиции учащихся.

4) Выработка навыков грамотного самостоятельного чтения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.

Приемы:

Разъяснительный с применением ИКТ, поисковый, исследовательский.

Тип урока:

Традиционный с использованием ИКТ.

Используемая литература:

Текст произведения; учебник Литературы. Литература. 10 класс. В 2 ч./ В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и др.; под ред.-М.:Просвещение, 2011.-383 с.; статья Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» /Н.А.Добролюбов. Избранное.Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974.

I. Ход урока

Запись на доске:

1. Кто такой Обломов? Почему он такой, каким мы видим его в 1 части?

2. Справедливы ли слова Гончарова И.А.: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»?

II. Опрос с применением презентации:

1. Какова цель написания романа?

3. Какие понятия, ставшие нарицательными, использует И.А.Гончаров в романе? Дать объяснение.

4. Какова композиция романа и как она используется автором для воплощения художественного замысла?

III. Беседа.

Роман Гончарова И.А. «Обломов» стал событием в литературном мире. «Редкий роман, – писал Д.И.Писарев, – когда-либо совмещал в себе до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного, и, по-видимому, несложного целого».

Н.А.Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» пишет, что обломовщина – «давний порок связанного с крепостническим укладом дворянства, свидетельство исторической обреченности этого сословия». И.А.Гончаров через судьбу Обломова показал социальное явление – обломовщину, вот почему так важно исследовать причины обломовской апатии, выявить то, что оказало влияние на формирование личности главного героя.

Гончаров рассказал нам «историю о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…»

IV. Анализ 1-8 глав 1 части.

1. Что мы знаем об Обломове? (Портрет, привычки, дом)

2. Кто составляет окружение Обломова? На какие группы можно разделить всех знакомых?

3. Как Обломов относится к образу жизни своих посетителей?

4. Кого считает истинным другом и почему?

5. Отношение к Захару. Какую черту Обломова автор подчеркивает через его отношение к слуге?

6. Каким себе представляет Обломов себя, что он думает о счастье и о жизни? («Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

“Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, – с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., – в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха – в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают”.”Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя”.)

V. Работа с 9 главой. «Сон Обломова»

Ученикам предлагается воссоздать облик Обломовки.

1 ученик.(Несколько пейзажей. Фотографии). Он выбирает ландшафт для Обломовки, чтобы там не было моря, гор, дремучих лесов. (Рассказывает, как автор описывает ландшафт Обломовки)

2 ученик. Выбирает сезонные изменения погоды (Картины художников). Нет полутонов. Зима – яркая, свежая, морозная, снежная. Лето теплое, солнечное, пейзаж пестрит цветочным многоцветьем. Осенью в одно и то же время начинается снег и мороз. Весна дружная, в ней нет места внезапным вьюгам и продолжительному ненастью.(Замечание о сезонности в Обломовке)

3 ученик. Люди, населяющие Обломовку. (Портреты. Красивые, пышущие здоровьем крестьяне и крестьянки. Спокойные, довольные, полные достоинства хозяева Обломовки). (Рассказ о взаимоотношениях обломовцев, о характере их жизни).

VI. Характеристика обломовцев. Сущность обломовщины.

1. Что является смыслом жизни обломовцев?

2. Какие представления о мире существуют у жителей Обломовки?

3. Какие три акта жизни обломовцев упоминает автор. Как это характеризует героев?

(“В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, “как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным”).

VII. Итог урока.

В чем заключаются главные черты обломовского характера? “В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению – он барин; “у него есть Захар и еще триста Захаров”, по выражению автора.”

«История воспитания Обломова вся служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать – есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует… Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим».(А.Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Согласны ли вы с тем, что И.А.Гончаров сумел показать в образе главного героя, какие причины способствовали тому, что он стал таким, каким мы видим его в 1 части?

Для чего автор завершает «Сон Обломова» вопросом, который сам себе задает главный герой: «Отчего же это я такой?» (И.А.Гончаров показывает, что в главном герое еще «бродят» тревожные мысли, не дающие ему успокоиться окончательно. В них, быть может, сокрыта надежда на перемену участи Обломова?)

Домашнее задание.

Задание для 3 групп учащихся. 1. Охарактеризовать отношения Обломова и Штольца. 2. Охарактеризовать отношения Обломова и О.Ильинской. 3. Отношения Обломова и А.М.Пшеницыной.

  • Обновлено: Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна
Выбор редакции
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...