Горе от ума, почему не состарился до сих пор грибоедовский чацкий, а с н. Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И


Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...
Н.А. Некрасов
А.С. Грибоедов - один из гениев земли русской, писатель, дипломат, композитор... Чтобы прославиться, ему не нужно было писать десяток произведений. Благодаря всего лишь одной комедии «Горе от ума» его имя стало известным.
Почему же спустя два века комедия, а вместе с ней и ее главный герой не состарились? В чем же ее бессмертие?
Как мне кажется, поистине бессмертной ее делает образ Чацкого. Его образ можно связать с передовыми людьми как того времени, так и настоящего.
Ворвавшись в сонную тишину фамусовского дома, Чацкий становится неуместен в нем. Там не нужны его искренние чувства, его страстная любовь и вера:
Чуть свет - уж на ногах!
и я у ваших ног.
Осуждение лживой морали фамусовского общества, страстность речей делают Чацкого «опасным человеком». Он осуждает общество, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея». Разве это не характерно порой для нашего времени?
Ум - это ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое проблема горя от ума? Комедия «Горе от ума» убеждает нас в этом. Борьба ума с глупостью длится на протяжении всей истории человечества. Как много можно привести примеров, когда над умом и справедливостью одерживают победу глупость и невежество.
Комедию «Горе от ума» нельзя не назвать злободневной, так как главная проблема, поставленная в ней, до сих пор не теряет своей остроты. Это отметил И.А. Гончаров спустя 50 лет после создания произведения в своем критическом этюде «Мильон терзаний». «Но пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать, и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, - до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других...»
Эти слова критика не потеряли свою актуальность, хотя и написаны больше века назад. До сих пор мы наблюдаем борьбу между старым и новым, застоявшимся и передовым, пошлым и высоким.
За что же борется Чацкий? В образе главного героя автор показал человека, вступившего на путь борьбы с ложью и пошлостью. В Чацком Грибоедов показал не только героя своего времени, но и дал образ борца за свободу и правду. Разрыв Чацкого с фамусовским обществом произошел потому, что он мог служить, а не прислуживаться:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Он беспощадно клеймит позором «мучителей толпу»:
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Чацкий посвящает себя искусству, науке, отказывается от чинов, ненавидит «негодяев знатных».
Вслед за Гончаровым мы можем сказать, что комедия не потеряла своей актуальности и в конце XX века. Ее образы поражают жизненностью и осязаемостью. Мы чувствуем вокруг себя тупых Скалозубов, подлецов Молчалиных, блаженствующих Фамусовых.
Если бы Чацкий боролся только против крепостного права, вряд ли комедия имела успех в наше время. Чацкий осуждает и неправый суд, который защищает людей, имеющих власть и деньги: «А судьи кто?».
По словам Гончарова, «Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с новым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, - все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого».
В образе Чацкого заключена огромная обобщающая сила, поэтому Гончаров и отнес его к вечным проявлениям бунтующей в человечестве энергии обновления.
Как истинно великое произведение, классическая комедия Грибоедова «Горе от ума» ставит проблемы вневременные, вечные. Написанное около двух веков назад произведение поднимает и для нас актуальные вопросы. И главный герой комедии волнует нас и вдохновляет своей стойкостью, мужеством и оптимизмом.
Но я считаю, что не только содержание дает комедии связь с нашим временем. Разве не стали нарицательными имена главных героев? А как часто мы употребляем выражения из комедии, ставшие крылатыми: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?», «Ба! знакомые все лица...» В своем произведении Грибоедов с величайшим мастерством соединил разговорный язык с литературным, простонародный - с лексикой образованного дворянства.
Глубина изображения жизни, яркая типичность образов, меткий и живой язык, оригинальность жанра и композиции - все это обеспечило долголетие комедии и бессмертие ее талантливому создателю. Комедия «Горе от ума» является одним из памятников мировой культуры, «вечной книгой», ярчайшим художественным документом эпохи декабризма. По выходе в свет комедия была признана сразу, и пророческие слова А. Бестужева: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее среди первых творений народных» - казались излишне экзальтированными. Но замечательным качеством комедии оказалось то, что полифонизм ее содержания становился все ощутимее с ходом времени, потому и «не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Текст сочинения:

Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...
Н. А. Некрасов
А. С. Грибоедов один из гениев земли русской, писатель, дипломат, композитор... Чтобы прославиться, ему не нужно было писать десяток произведений. Благодаря всего лишь одной комедии Горе от ума его имя стало известным.
Почему же спустя два века комедия, а вместе с ней и ее главный герой не состарились? В чем же ее бессмерҭие?
Как мне кажется, поистине бессмерҭной ее делает образ Чацкого. Его образ можно связать с передовыми людьми как того времени, так и настоящего.
Ворвавшись в сонную ҭишину фамусовского дома, Чацкий становиҭся неуместен в нем. Там не нужны его искренние чувства, его страстная любовь и вера:
Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног.
Осуждение лживой морали фамусовского общества, страстность речей делаюҭ Чацкого опасным человеком. Он осуждает общество, где тот и славиҭся, чья чаще гнулась шея. Разве это не характерно порой для нашего времени?
Ум это ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое проблема горя от ума? Комедия Горе от ума убеждает нас в этом. Борьба ума с глупостью длиҭся на протяжении всей истории человечества. Как много можно привести примеров, когда над умом и справедливостью одерживаюҭ победу глупость и невежество.
Комедию Горе от ума нельзя не назвать злободневной, так как главная проблема, поставленная в ней, до сих пор не теряет своей остроты. Это отметил И. А. Гончаров спустя 50 лет после создания произведения в своем криҭическом эҭюде Мильон терзаний. Но пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будуҭ водиться мастера и охотники угодничать и награжденья брать, и весело пожить, пока сплетни, безделье, пустота будуҭ господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, до тех пор, конечно, будуҭ мелькать и в современном обществе черҭы Фамусовых, Молчалиных и других...
Эҭи слова криҭика не потеряли свою актуальность, хотя и написаны больше века назад. До сих пор мы наблюдаем борьбу между старым и новым, застоявшимся и передовым, пошлым и высоким.
За что же борется Чацкий? В образе главного героя автор показал человека, вступившего на путь борьбы с ложью и пошлостью. В Чацком Грибоедов показал не только героя своего времени, но и дал образ борца за свободу и правду. Разрыв Чацкого с фамусовским обществом произошел потому, что он мог служить, а не прислуживаться:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Он беспощадно клеймиҭ позором мучителей толпу:
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Чацкий посвящает себя искусству, науке, отказывается от чинов, ненавидиҭ негодяев знатных.
Вслед за Гончаровым мы можем сказать, что комедия не потеряла своей актуальности и в конце XX века. Ее образы поражаюҭ жизненностью и осязаемостью. Мы чувствуем вокруг себя ҭупых Скалозубов, подлецов Молчалиных, блаженствующих Фамусовых.
Если бы Чацкий боролся только против крепостного права, вряд ли комедия имела бы успех в наше время. Чацкий осуждает и неправый суд, который защищает людей, имеющих власть и деньги: А судьи кто?.
По словам Гончарова, Чацкие живуҭ и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с новым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, все длиҭся борьба свежего с отжившим, больного со здоровым. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого.
В образе Чацкого заключена огромная обобщающая сила, лирикому Гончаров и отнес его к вечным проявлениям бунҭующей в человечестве энергии обновления.
Как истинно великое произведение, классическая комедия Грибоедова Горе от ума ставиҭ проблемы вневременные, вечные. Написанное около двух веков назад произведение поднимает и для нас актуальные вопросы. И главный герой комедии волнует нас и вдохновляет своей стойкостью, мужеством и опҭимизмом.
Но я считаю, что не только содержание дает комедии связь с нашим временем. Разве не стали нарицательными имена главных героев? А как часто мы употребляем выражения из комедии, ставшие крылатыми: Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?, Ба! знакомые все лица... В своем произведении Грибоедов с величайшим мастерством соединил разговорный язык с литературным, простонародный с лексикой образованного дворянства.
Глубина изображения жизни, яркая ҭипичность образов, меткий и живой язык, оригинальность жанра и композиции все это обеспечило долголетие комедии и бессмерҭие ее таланҭливому создателю. Комедия Горе от ума является одним из памятников мировой кульҭуры, вечной книгой, ярчайшим художественным документом эпохи декабризма. По выходе в свет комедия была признана сразу, и пророческие слова А. Бестужева: Будущее оцениҭ достойно сию комедию и поставиҭ ее среди первых ҭворений народных казались излишне экзальҭированными. Но замечательным качеством комедии оказалось то, что полифонизм ее содержания становился все ощуҭимее с ходом времени, потому и не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия.

Права на сочинение "Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия? (И. А. Гончаров)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Малый театр. Гаснет свет. На сцене Виталий Соломин в роли Чацкого. Зал полон. В антракте горячо обсуждаются проблемы, поднятые А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума». Девятнадцатый век, а сейчас кончается двадцатый. Но и сегодня «Молчаливы блаженствуют на свете», а у Чацких «горе от ума». Почему же бессмертна комедия? Почему пороки не изжиты? Почему и сейчас лучшие умы России готовы воскликнуть: «Карету мне, карету!»? Спектакль окончен, но в памяти еще долго звучат обличительные речи Чацкого, блистательные афоризмы и вспоминаются уроки литературы, на которых мы решали проблемы: «Сломлен ли Чацкий?», «Чем опасны Молчалины?», «В чем загадка Софьи?». Вспоминаются слова Пушкина: «О стихах я не говорю: половина из них войдет в пословицы».

В небольшой по объему пьесе, где изображен всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы современности: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о преклонении перед всем иностранным. Автор освещает самые важные явления своего времени: борьбу двух жизненных укладов, столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Грибоедов живо нарисовал в своей комедии фамусовскую Москву, негодующе описал пороки общества, столпами которого являются Скалозубы, Хлестовы, Ту-гоуховские и Марьи Алексеевны. В доме Фамусова отношения построены на лжи и лицемерии. Софья искусно прячет от отца свой роман с Молчаливым. Фамусов скрыто ухаживает за Лизой. Основные их занятия - «обеды, ужины и танцы». В дом, где все пороки завуалированы показной добродетелью, Чацкий врывается вихрем:

Я сорок пять часов, глаз мигом не пршцуря,

Верст больше седьмисот пронесся, - ветер, буря;

И растерялся весь, и падал сколько раз -

И вот за подвиги награда!

Личное и общественное слиты в истории героев, в развитии сюжета «Горе от ума». Смешные, уродливые явления жизни вызывают у автора осуждение, ошибки любимого героя - сожаление, незримое присутствие автора помогает нам правильно понять и осмыслить суть столкновения героев.

Комедия интересна именно тем, что судьба героев - это часть большой жизни. Конфликт между Чацким и его противниками - это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Эта борьба упорна, длительна.

Близкий автору герой любит, негодует, сомневается, спорит, терпит поражение, но остается непобежденным. Наоборот, отрицательные герои как будто одерживают верх: они остались, Чацкий уехал «вон из Москвы». Но разве не чувствуется за этой внешней победой страх перед неминуемым поражением в схватке с десятками Чацких:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

Фигура Чацкого - центральная в пьесе, к его речам зритель прислушивается с особенным вниманием. Ведь он говорит то, что автор пьесы хочет сказать своим слушателям. Не случайно Чацкий так наблюдателен и хорошо понимает людей. Возвратившись из дальних странствий, наш герой видит, что в дворянской Москве мало что изменилось:

Дома новы, да предрассудки стары...

Чацкий возвратился на родину полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. «По сей день везде, где требуется обновление, - по словам Гончарова, - возникает тень.

Чацкого». А я думаю о сегодняшней Москве, о сегодняшней России... Как никогда нам нужно это обновление, нам нужны люди, способные трезво и независимо мыслить, люди, которые видят пороки и противоречия современного общества и хотят бороться с ними. Это современные Чацкие.

А Чацкий Грибоедова - небогатый дворянин, отказавшийся от службы. Почему же он «не служит и в том пользы не находит?». Он так отвечает на этот вопрос: «Служить бы рад - прислуживаться тошно». По его мнению, надо служить «делу, ане лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком:

Но есть ли в нем та страсть, то чувство?

пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чтоб мыслям были всем,

И всем его делам Душою - вы, вам угожденье?..

Сам это чувствую...

Личная драма героя, страстность заставляют его с негодованием выступать против московских «тузов», которые живут «на старших глядя», ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. Тем и привлекает нас Чацкий, что он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, а смело бросается в бой за новое с отжившим, старым. И хотя ему приходится идти «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок», не жалость, а восхищение вызывает у меня герой Грибоедова.

Ведь как прав был И. А. Гончаров, когда писал в статье «Мильон терзаний», что фигура Чацкого никогда не состарится, ибо «при резких переходах из одного века в другой - Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств - все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым»...

При каждой схватке нового со старым вспоминаются бессмертные герои комедии Грибоедова. Она заставляет размышлять нас о том, как правильно жить: вмешиваться ли в решение общественных вопросов, терзаться ли общим горем и несправедливостью - или «не сметь свое суждение иметь». Развиваться, расти - или «твердить одну и ту же песнь»? Как относиться к своему народу, к России? Для меня современный Чацкий воплощен в личности Дмитрия Холодова, борца за правду в наше сложное время. Его решительность, бескомпромиссность заставили многих высокопоставленных чиновников усомниться в своей безнаказанности. Такие люди, как герой Грибоедова, появляются там, где необходимо нравственное очищение общества, где идет борьба с бюрократами и подлецами, равнодушными к судьбе отечества.

Образ Чацкого останется актуальным до тех пор, пока не переведутся вокруг нас Фамусовы, Молчалины, Скалозубы... Изменилась эпоха, ушли в прошлое герои комедии, а фигура Чацкого никогда не состарится, потому что понимать жизнь, как Чацкий, - это счастье, трудное и красивое счастье человека, который не может жить спокойно, не может мириться с тем дурным, что осталось в наши дни. Современные Чацкие не мирятся с несправедливостью, с бесчестием, с безразличием, зовут к милосердию, предупреждают об опасности временщиков в любом деле, стараются сохранить национальную культуру. Они тревожат память, волнуют душу.

Именем Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской

Литературы. По выражению В.Г. Белинского, А.С. Грибоедов принадлежит к числу “самых сильных проявлений русского духа”. Его комедия “Горе от ума” заняла свое место в ряду выдающихся произведений русской литературы.

Комедия написана в 20-х годах XIX века, после победоносной войны 1812 года, когда

Русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе

Славу непобедимой. С особой остротой встало противоречие между величайшими

Возможностями простых русских людей и тем безответным положением, в котором они

Находились по воле сильных мира сего. В стране свирепствовала аракчеевская

Реакция. Честные люди того времени не могли мириться с этим. В среде прогрессивно

Настроенного дворянства назревал протест, недовольство существующими порядками,

Создавались тайные общества. И вот появление этих ростков протеста и воплотил

В своей комедии А.С. Грибоедов, столкнув лицом к лицу “век нынешний и век минувший”.

Сюжетную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки произведения, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, живое, передовое, что

Зародилось в его недрах.

Чацкий является представителем той части дворянской молодежи, которая уже осознает

Всю косность окружающей действительности, все ничтожество и пустоту людей, которые

Его окружают. Таких людей еще немного, еще не под силу им борьба с существующим строем, но они появляются - это веяние времени. Вот почему Чацкого с полным правом можно назвать героем своего времени. Именно такие люди вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.

Чацкий - человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, способного трезво и независимо мыслить, человека, который видит пороки и противоречия своего общества и хочет бороться с ним (пока словом).

Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества, противопоставляя Чацкому низкого

Подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого,

Исправно выполняет завет отца “угождать всем людям без изъятья”, даже “собаке

Дворника, чтоб ласкова была”. Молчалин - “низкопоклонник и делец”, так характеризует его Чацкий.

Фамусов - высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, Скалозуб - тупой солдафон и мракобес. Вот те люди, которых встречает Чацкий. В этих персонажах Грибоедов дал точную оценку и яркую характеристику дворянскому обществу того времени.

В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о бескорыстном служении Отчизне, о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает “умным и добрым”. В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество, карьеризм. Он “служить бы рад”, но ему “прислуживаться

Тошно”. Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве,

Разврате. С горечью говорит он:

“Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве...”

Этим людям глубоко безразличны судьбы Родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по таким репликам Фамусова: “собрать все книги бы да сжечь”, ибо “ученость - вот причина”, что “безумных развелось людей, и дел, и мнений”. Иного мнения Чацкий, он ценит людей, которые готовы в науки вперить

“ум, алчущий познаний”; или заняться искусством “творческим, высоким и прекрасным”.

Чацкий восстает против общества Фамусовых, скалозубов, молчалиных. Но его протест еще слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества. Трагичен конфликт молодого героя со средой, где на гонение обречены любовь, дружба, всякое сильное чувство, всякая

Живая мысль. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются. “С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут!.. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”, - горестно восклицает Чацкий. В комедии Чацкий одинок, но людей, подобных ему,

Становится все больше. Именно им предстояло осуществить первый этап освободительного движения, всколыхнуть страну, приблизить миг, когда народ освободится от цепей рабства, когда восторжествуют те принципы справедливых общественных отношений, о которых мечтают Чацкий, сам Грибоедов, декабристы.

Чацкий, а с ним и вся комедия, никогда не умрет. Читая это произведение, мы понимаем, что события и герои, которых описал Грибоедов, не потеряли сегодня своей актуальности и как нельзя лучше подходят к нынешнему времени. Да, таких людей, как Чацкий, сейчас очень мало, а Молчалиных, Фамусовых и Скалозубов хоть пруд пруди. И эти немногие борются с “болезнью”, поразившей сейчас нашу Россию, и они победят, победят во что бы то ни стало, обязательно победят!

На мой взгляд, еще не одно поколение будет восторгаться, читая “Горе от ума”.

Ум и дела твои бессмертны в памяти русской

Н. Чавчавадзе

Малый театр. Гаснет свет. На сцене Виталий Соломин в роли Чацкого. Зал полон. В антракте горячо обсуждаются проблемы, поднятые А. С. Гри­боедовым в комедии “Горе от ума”. Девятнадцатый век, а сейчас кончается двадцатый. Но и сегодня “Молчалины блаженствуют на свете”, а у Чац­ких “горе от ума”. Почему же бессмертна комедия? Почему пороки не изжи­ты? Почему и сейчас лучшие умы России готовы воскликнуть: “Карету мне” карету!”? Спектакль окончен, но в памяти еще долго звучат обличительные речи Чацкого” блистательные афоризмы и вспоминаются уроки литературы, на которых мы решали проблемы: “Сломлен ли Чацкий?”, “Чем опасны Молчалины?”, “В чем загадка Софьи?”. Вспоминаются слова Пушкина: “О сти­хах я не говорю: половина из них войдет в пословицы”.

В небольшой по объему пьесе, где изображен всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затрагивает важнейшие во­просы современности: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении перед всем ино­странным. Автор освещает самые важные явления своего времени: борьбу двух жизненных укладов, столкновение “века нынешнего” с “веком ми­нувшим”. Грибоедов живо нарисовал в своей комедии фамусовскую Мос­кву, негодующе описал пороки общества, столпами которого являются Скалозубы, Хлестовы, Тугоуховские и Марьи Алексеевны. В доме Фаму­сова отношения построены на лжи и лицемерии. Софья искусно прячет от отца свой роман с Молчалиным. Фамусов скрыто ухаживает за Лизой. Ос­новные, их занятия - “обеды, ужины и танцы”. В дом, где все пороки завуалированы показной добродетелью, Чацкий врывается вихрем:

Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,

Верст больше седьмисот пронесся, -

ветер.буря;

И растерялся весь, и падал сколько раз -

И вот за подвиги награда!

Личное и общественное слиты в истории героев, в развитии сюжета “Горе от ума”. Смешные, уродливые явления жизни вызывают у автора осуждение, ошибки любимого героя - сожаление, незримое присутствие автора помога­ет нам правильно понять и осмыслить суть столкновения героев.

Комедия интересна именно тем, что судьба героев - это часть большой жизни. Конфликт между Чацким и его противниками - это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Эта борьба упорна, длительна.

Близкий автору герой любит, негодует, сомневается, спорит, терпит поражение, но остается непобежденным. Наоборот, отрицательные герой как будто одерживают верх: они остались, Чацкий уехал “вон из Мос­квы”. Но разве не чувствуется за этой внешней победой страх перед не­минуемым поражением в схватке с десятками Чацких:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

Фигура Чацкого-центральная в пьесе, к его речам зритель прислу­шивается с особенным вниманием. Ведь он говорит то, что автор пьесы хочет сказать своим слушателям. Не случайно Чацкий так наблюдателен и хорошо понимает людей. Возвратившись из дальних странствий, наш герой видит, что в дворянской Москве мало что изменилось:

Дома новы, да предрассудки стары...

Чацкий возвратился на родину полный мыслей о свободе личности, ра­венстве, братстве. “По сей день везде, где требуется обновление, - по сло­вам Гончарова, - возникает тень Чацкого”. А я думаю о сегодняшней Москве, о сегодняшней России… Как никогда нам нужно это обновление, нам нужны люди, способные трезво и независимо мыслить, люди, которые видят пороки и противоречия современного общества и хотят бороться с ними. Это современные Чацкие.

А Чацкий Грибоедова - небогатый дворянин, отказавшийся от служ­бы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит?”. Он так отвечает на этот вопрос: “Служить бы рад - прислуживаться тошно”. По его мне­нию, надо служить “делу, а не лицам”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”. Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком:

Но есть ли в нем та страсть, то чувство?

пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чтоб мыслям были воем,

И всем его делам

Душою - вы, вам угожденье?..

Сам это чувствую...

Личная драма героя, страстность заставляют его с негодованием высту­пать против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. Тем и привле­кает нас Чацкий, что он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, а смело бросается в бой за новое с отжившим, старым. И хотя ему приходится идти “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уго­лок”, не жалость, а восхищение вызывает у меня герой Грибоедова. Ведь как прав был И. А. Гончаров, когда писал в статье “Мильон терзаний”, что фигура Чацкого никогда не состарится, ибо “при резких переходах из одного века в другой -чацкие живут, и не переводятся в обществе, повто­ряясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств - все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым”...

При каждой схватке нового со старым вспоминаются бессмертные герои комедии Грибоедова. Она заставляет размышлять нас о том, как пра­вильно жить: вмешиваться ли в решение общественных вопросов, терзать­ся ли общим горем и несправедливостью - или “не сметь свое суждение иметь”. Развиваться, расти - или “твердить одну и ту же песнь”? Как относиться к своему народу, к России? Для меня современный Чацкий воплощен в личности Дмитрия Холодова, борца за правду в наше сложное время. Его решительность, бескомпромиссность заставили многих высо­копоставленных чиновников усомниться в своей безнаказанности. Такие люди, как герой Грибоедова, появляются там, где необходимо нравствен­ное очищение общества, где идет борьба с бюрократами и подлецами, рав­нодушными к судьбе отечества.

Образ Чацкого останется актуальным до тех пор, пока не переведутся вокруг нас Фамусовы, Молчалины, Скалозубы... Изменилась эпоха, ушли в прошлое герои комедии, а фигура Чацкого никогда не состарится, потому-что понимать жизнь, как Чацкий, - это счастье, трудное и красивое счастье человека, который не может жить спокойно, не может мириться с тем дурным, что осталось в наши дни. Современные Чацкие не мирятся с несправедливостью, с бесчестием, с безразличием, зовут к милосердию, предупреждают об опасности временщиков в любом деле, стараются сохранить национальную культуру. Они тревожат память, волнуют душу.

Ум и дела твои бессмертны в памяти русской Н. Чавчавадзе Малый театр. Гаснет свет. На сцене Виталий Соломин в роли Чацкого. Зал полон. В антракте горячо обсуждаются проблемы, поднятые А. С. Гри­боедовым в комедии “Горе от ума”. Девятнад
Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...