Ги де мопассан биография краткая. Ги де Мопассан: биография, интересные факты и видео


Мопассан Ги де - Ги де Мопассан (1850-1893). Биография в датах и фактах

Ги де Мопассан (1850-1893). Биография в датах и фактах

Ги де Мопассан
Реализма
Натуралистическими и
Импрессионистическими
Психологизмом .

5 августа 1850 г.

В
1870
Г.

1872 г.

В
1880 г.

В
Начале 1890-х гг.

ги де мопассан (1850-1893). биография в датах и фактах

Ги де Мопассан — французский писатель, автор классических романов и новелл, в которых принципы
Реализма переплетаются с распространенными в литературе рубежа ХIХ-ХХ веков
Натуралистическими и
Импрессионистическими Тенденциями. Творчество Г. де Мопассана обогатило литературу ХIХ в. многообразными человеческими типажами, яркими описаниями быта и природы, утонченным
Психологизмом .

Жизнь Г. де Мопассана в датах и фактах

5 августа 1850 г. — родился в Нормандии в старинной дворянской семье. Картины родного края, его нравы и дух впоследствии многократно воссоздавались на страницах мопассановских произведений. По окончании коллежа будущий писатель поступил в университет города Кан в Нормандии.

В
1870
Г. Мопассан вынужден был прервать обучение в связи с началом франко-прусской войны, с первых дней которой он был призван в действующую армию. За два года солдатской жизни писатель познал тяготы военных будней, наглое самоуправство оккупантов, горечь поражений. Военные впечатления отразились в его многочисленных новеллах о франко-прусской войне.

1872 г. — после демобилизации перебрался в Париж, где из-за отсутствия средств для продолжения образования вынужден был устроиться на чиновничью службу в морское министерство, которое впоследствии сменил на министерство образования. Свободные часы Мопассан по большей части отдавал литературному творчеству, которым в эти годы занимался под наставничеством Г. Флобера — друга его матери и дяди. По совету Флобера, считавшего, что не стоит начинать писательский путь со слабого дебюта, он в течение десяти лет почти не публиковался.

В
1880 г. в сборнике «Меданские вечера», составленном из рассказов разных писателей, была напечатана новелла Г. де Мопассана «Пышка», принесшая писателю широкую известность. За последующее десятилетие, которым, по сути, и ограничилась полноценная творческая жизнь Мопассана, им было создано 260 новелл, 3 книги путешествий, ряд литературно-критических статей и эссе, а также 6 романов: «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1886), «Пьер и Жан» (1887), «Сильна как смерть» (1889), «Наше сердце» (1890).

В
Начале 1890-х гг. тяжелое психическое заболевание обусловило сначала резкий спад, а затем и полную остановку литературной деятельности писателя.

Ги де Мопассан (полное имя Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан) - один из самых популярных и востребованных французских прозаиков XIX века. Его называли учеником Флобера и последователем Золя, но в действительности Мопассан был абсолютно самобытным писателем со своими эстетическими принципами и авторским подчерком. Всего за 11 лет литературной карьеры он написал 29 книг, в которые вошли его шедевральные романы, новеллы, рассказы и эссе.

Нормандия - дивный свободолюбивый край на северо-западе Франции. Здесь прошло детство Ги де Мопассана. И по материнской, и по отцовской линиям в его род был аристократичным. Предки Мопассана жили в богатых домах, владели землями и управляли людьми. Однако уже дед Ги Жюль Мопассан просадил львиную долю состояния, продемонстрировав полное неумение вести хозяйственные дела. Его сын Гюстав де Мопассан женился на Лоре ле Пуатвен, представительнице старинного почтенного семейства. Гюстав и Лора были знакомы с самого детства, потому Пуатвены радушно воспринимают «бесприданника». Чтобы прокормить семью, Гюстав идет на казенную службу в столице.

5 августа 1850 года в молодом семействе Мопассанов рождается первенец, мальчика называют Анри-Рене-Альбером-Ги де Мопассаном. Через шесть лет появился на свет младший брат Ги - Эрве. К этому моменту отношения между супругами Мопассан вконец разладились. Практичная рассудительная Лора не понимала взбалмошного энергичного Гюстава, который легкомысленно устраивал пирушки для своих друзей, покупал дорогие безделушки, играл в карты, словом, беззаветно транжирил. Лора забрала детей и поселилась с мальчиками на берегу моря в городке Этрета на наследной вилле Пуатвен.

Тем временем маленький Ги рос, не зная горя. Ему бесконечно нравилась французская природа. Он мог часами бродить по зеленым лугам, придумывать истории или сочинять стихи. Уже тогда маленький Мопассан интуитивно знал, что будет писателем. Главным вдохновителем детской впечатлительной души стал добрый друг матери известный прозаик, автор культового романа «Госпожа Бовари» Гюстав Флобер. Флобер часто навещает семейство Пуатвен и дает первые литературные уроки маленькому Ги.

В тринадцать юный Мопассан попадает в духовную семинарию городка Ивето. Свободолюбивая натура Ги всячески противится сухой догматичной системе обучения. Уже тогда Мопассан честно признается, что скучная жизнь праведника не для него, он намерен пользоваться всеми удовольствиями, которые сулит жизнь. Вскоре Ги забирают из ненавистной семинарии и определяют в частный руанский лицей. Здесь царит куда более вольная атмосфера. Мопассану позволяют писать стихи. В лицее он знакомится с еще одним литературным наставником, поэтом Луи Буйле.

По окончании лицея Ги едет в Канн и, к удивлению, поступает не на филологический, а на юридический факультет местного университета. Однако Мопассану не суждено насладиться студенческой жизнью - с началом франко-прусской войны Ги оказывается в числе призывников. Он участвует в военных походах, находится в осажденной столице, а, вернувшись после службы, застает свое семейство в крайне бедственном положении. О дальнейшей учебе и фривольном студенчестве не может быть и речи - Мопассан вынужден идти на службу.

Новелла «Пышка»: звездный час Мопассана

Молодой Ги устраивается в Морское министерство - место, о котором он впоследствии вспоминал с отвращением. Душная атмосфера мелкого чиновничества, интриганства, жалкого карьеризма и пошлости была крайне неприятна Мопассану. Коллеги также видели в нем чужака и не упускали возможности поиздеваться над романтичным юношей, что сочиняет стихи и водится с блаженной богемой - художниками, писателями, поэтами.

Не сойти с ума в ненавистном министерстве Ги помогали спорт (больше всего он любил греблю) и занятия литературой. Практически каждый день Мопассан писал, переписывал, правил и старательно складывал все созданное в стол. Единственный, кто читал произведения юноши, был Флобер. Он высоко ценил талант своего молодого протеже, но публиковать произведения запрещал. Таким образом Флобер защищал Ги от разочарований первых неудач. Пусть период ученичества пройдет без посторонних глаз, а когда Произведение будет написано, Флобер даст знак и откроет перед учеником двери в большую литературу.

Такой момент настал в 1880 году, когда тридцатилетний Мопассан написал новеллу «Пышка». «Я считаю «Пышку» шедевром! - восторженно писал Флобер - Да, молодой человек! Произведение принадлежит перу мастера. Этот маленький рассказ останется, будьте уверены!»

Литературное чутье не подвело мастера Флобера. «Пышка» вошла в литературный сборник на ряду с малой прозой Золя, Гюисманса, Алексиса и других знаменитых прозаиков, а затем была очень тепло встречена критиками и читателями. О Ги де Мопассане заговорили. Это было начало успеха.

Теперь Мопассан может покинуть ненавистное министерство и, наконец, заняться тем, что ему нравится и что у него получается. Ги устраивается в газету «Голуа», где ведет хронику, и начинает усиленно писать. Теперь, когда Мопассану дали зеленый свет, остановить его невозможно. Так, всего за одиннадцать лет он публикует 29 книг, включающих романы, новеллы, рассказы.

На счету Ги де Мопассана 9 романов, из них 3 незаконченных («Огонь желания», «Чужая душа», «Ангелюс»). Дебютным произведением в крупном прозаическом жанре стала знаменитая «Жизнь», вышедшая в свет в 1883 году. Автор трудился над романом на протяжении шести лет, тщательно оттачивая каждый эпизод. Работа над «Жизнью» начиналась под чутким присмотром учителя Гюстава Флобера. Однако литературный наставник так и не увидел триумфа своего подопечного - Флобер скончался в 1880 году за три года до публикации.

Следующим громким событием в карьере Мопассана стал роман «Милый друг» (пожалуй, самое знаменитое произведение писателя). Он был издан в 1885 году. В 1887-м на книжных прилавках появился «Монт-Ориоль». В период с 1888 по 1890 годы один за другим были изданы романы «Пьер и Жан», «Сильна как смерть» и «Наше сердце».

Безбедное существование писателя

Произведения Ги де Мопассана пользовались огромной популярностью. Его проза была в моде, а потому издатели не жалели денег на щедрые гонорары. Мопассан был одним из богатейших литераторов своего времени. Его годовой доход достигал 60 тысяч франков в год.

Писателя читали не только в родной Франции, но и далеко за ее пределами. Русский читатель познакомился с Мопассаном благодаря Тургеневу, который был очень дружен с талантливым французом. А вот одним из первых отечественных переводчиков Ги стал сам Лев Николаевич Толстой.

В свою очередь вдохновленные потомки неоднократно интерпретировали произведения кумира на экране. В 1934 году советский режиссер Михаил Ромм снял фильм по мотивам новеллы «Пышка». В 1989-м появился второй советский вариант «Пышки», срежиссированный творческим тандемом Евгения Гинзбурга и Рауфа Мамедова.

В 1983 году во Франции был впервые экранизирован роман «Милый друг». Проектом руководил Пьер Кардиналь. А в 2012 году Деклан Доннеллан сделал более свежий вариант «Милого друга». На главные роли были приглашены звезды мирового масштаба. Так, Жоржа Дюрую сыграл Роберт Паттинсон, Мадлену Форестье - Ума Турман, Вирждинию Вальтер - Кристин Скотт Томас, а Клотильду - Кристина Риччи.

Ги де Мопассан не отличался внешней привлекательностью. Он был коренаст, краснощек, а его неопрятные старомодные туалеты явно проигрывали на фоне лощеных одежд парижских франтов. Однако проблем с женским полом Мопассан никогда не испытывал. Причем успехи на любовном фронте Ги совершал еще задолго до того, как стал богат и знаменит.

Обаятельный, остроумный, наглый, решительный, он оставлял далеко позади своих смазливых соперников. Дам Мопассан менял как перчатки. В его послужном списке были все сорта женщин от проституток до еще не успевших овдоветь баронесс. Барышням, которым Ги беззаветно разбивал сердца, он платил вечностью. Любовницы Мопассана вошли в плеяду самобытных женских образов его произведений.

Было в этой безудержной любовной гонке и место романтике. Некоторое время Мопассан переписывался с украинкой Марией Башкирцевой.

На тот момент Мария жила во Франции, была востребованной художницей и автором знаменитого «Дневника». Из-за хронического ларингита она была глухо-немой. Письма 24-летней Марии пленили Мопассана. Однако закостенелый ловелас испугался нового искреннего чувства.

Так и не открывшись Марии, он по привычке был холоден и циничен. Вскоре Мария умерла. Ги приезжал на ее могилу, тяжело горевал и утверждал, что эта необычная женщина оказалась единственной Розой его жизни.

Скелеты в шкафу: проклятие рода Мопассанов

Посторонние знали Мопассана как сильного и крепкого мужчину, увлеченного спортсмена. Приближенным были известны тайны, о которых переживал великий Ги. Во-первых, еще в 20 лет Мопассан заразился сифилисом. Тогда болезнь залечили, но спустя годы хворь вновь дала о себе знать и во многом спровоцировала значительное ухудшение здоровья писателя. Во-вторых, члены семьи Мопассанов страдали от наследственного психического расстройства. Мать Ги до старости мучили нервические припадки, а причиной смерти младшего брата стало душевное расстройство.

Так же вы можете прочитать краткое содержание , в котором автор сумел создать идеальный образ эгоистичного человека, стремящегося к наживе.

Роман хорошо раскрывает проблему влюбленности, семейных ценностей, наивных мечтаний и неотвратимых последствий выбора второй половинки.

Мопассан с юности боялся повторить судьбу своих ближайших родственников, потому вел активный образ жизни. Как только осложнения, вызванные с сифилисом, сделали дальнейшие физические нагрузки невозможными, эмоциональное состояние Ги стало стремительно ухудшаться. Он по-прежнему был богат и востребован, но жизнь больше не приносила удовольствия.

Теперь Ги неоднократно говорит о смерти. В 1892 году он попытался зарезаться ножом на борту собственной яхты под названием «Милый друг». Врачам удалось спасти жизнь писателя, однако его психическое состояние было безвозвратно подорвано. До следующего года Мопассан находился в клинике для душевнобольных. Он скончался 6 июля 1893 года от паралича мозга. Могила великого писателя находится на парижском кладбище Монпарнас.

Ги де Мопассан – французский писатель, чье творчество соприкасалось с натурализмом. Мужчина сумел заработать на литературе целое состояние. Ненасытный в любви, он превращал большинство женщин в персонажей новелл, рассказов и романов. А еще он увлеченный путешественник, объехавший Европу и заглянувший в отдаленные уголки мира.

Детство и юность

Полное имя писателя - Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан. Родился в усадьбе Миромениль близ городка Дьепа в семье обедневших дворян. Дед разорился, отцу Гюставу де Мопассану ничего больше не оставалось, как идти работать. Служил мужчина маклером на бирже, был эстетом, любил искусство, рисовал акварелью. Слыл щеголем и прожигателем жизни.

А вот женился на собственной противоположности – подруга детства Лора Ле Пуатвен отличалась серьезным и вдумчивым характером. Впрочем, пара не ужилась под одной крышей. Родив второго наследника, женщина вместе с сыновьями уехала в приморский город Этрета, где располагалась ее вилла.

Детство Мопассана пролетало в беззаботности и праздности. Мальчик был предоставлен сам себе, поэтому много времени проводил на улице. С ранних лет научился ловить рыбу, водил дружбу с фермерами, матросами, рыбаками.


В 13 лет свобода закончилась. Мама устроила Ги в духовную семинарию. Строгость учебного заведения не понравилась свободолюбивому подростку: несколько раз сбегал, постоянно проказничал, в итоге непутевого семинариста с позором выгнали.

Родительница решила попытать счастья в руанском лицее, куда и пристроила сына. Здесь юноша прижился, проявил яркие способности к наукам и искусству, а главное, нашел проводников в мир литературы. Первыми наставниками стали поэт Луи Буйе и писатель . После лицея молодой человек отправился в столицу Франции, где поступил на юридический факультет. Но учебу прервала война с Пруссией.


Мопассан прошел войну рядовым, в это время воспылал страстью к астрономии и естествознанию. Вернувшись домой, не смог продолжить обучение – разразился экономический кризис, родители оказались не в состоянии оплачивать вуз. Пришлось поступить на службу. Ги шесть лет отдал Морскому министерству, еле сводя концы с концами на мизерную зарплату. Занятием, которое действительно захватывало, стала литература.

Творчество

Работая в министерстве, Ги де Мопассан под началом Флобера начал делать первые шаги на писательском поприще. Несколько лет только и делал, что писал, уничтожал рукописи и снова садился за перо. Флобер настаивал на том, чтобы молодой человек каждый день тратил время «на музу», по его мнению, только так можно добиться успеха. Причем на первых порах запрещал ученику печататься. При помощи наставника Мопассан перешел из Морского министерства в ведомство, отвечающее за народное образование.


Первая публикация в творческой биографии начинающего писателя случилась в 1875 году. Новелла «Рука трупа» вышла в газете под псевдонимом, как и поэма «На берегу», которая спустя четыре года в переработанном виде наделала много шума и довела автора до суда. Работу, получившую новое название – «Девка», представители надзорных органов посчитали порнографией. На помощь вновь пришел Флобер, составив оправдательное письмо.

В 1880 году свет увидел рассказ «Пышка», который вошел в состав сборника. В этом томе вместе с дебютным произведением Ги соседствовали повести , Жорис-Карла Гюисманса и других французских прозаиков.


Рассказ произвел фурор в кругах критиков и читателей тонкой иронией и яркостью характеров. На работе ему даже дали отпуск на полгода. Вслед за «Пышкой» был издан поэтический сборник «Стихотворения», после чего уволился с поста чиновника и работал в газете.

В 80-х годах Мопассан много путешествовал. Впечатления от Корсики, Алжира и Бретани вылились в романы, новеллы и очерки. Бытность корсиканцев, например, вдохновила на создание книги «Жизнь». За последний десяток лет, который отвела судьба, писатель успел создать россыпь произведений.


Литературоведы выделяют «Пьер и Жан», «На воде», «Под солнцем», повести и новеллы «Ожерелье», «Лунный свет», «Завещание» и, конечно, роман «Милый друг». Ги де Мопассан возвысился до первых мест в плеяде звезд французской новеллистики.

Читатель обожал Мопассана, тот сумел сделать писательство доходной профессией. В год литератор зарабатывал до 60 тысяч франков и жил на широкую ногу, не забывая финансово поддерживать мать и родственников брата. К закату жизни сколотил приличное состояние, обзавелся многочисленной недвижимость, содержал несколько яхт.


Секреты популярности для писателей-современников были очевидными. Золя отмечал, что Ги умело играет на чувствах, с читателем разговаривает добродушно, а если и использует сатиру, то без оттенка злобы и резкости. объяснял феномен известности Мопассана тем, что француз видел «смысл жизни в женщине, в любви».

Писатель водил дружбу с именитыми коллегами по литературе. Тесно сблизился с , Полем Алексисом, Леоном Дьерксом и другими известными личностями. Слыл хорошим товарищем и верным другом.


Часть произведений Ги де Мопассана стала основой для художественных фильмов. Впервые его труд ожил на пленке в Советском Союзе. В 1934 году режиссер снял немую картину «Пышка». Экранизацию «Милого друга» представляли Вилли Форст (1936), Пьер Кардиналь (1983) и Деклан Доннеллан (2012). В последней ленте снялись голливудские звезды , .

Личная жизнь

Ги де Мопассан испытывал безудержную страсть к женщинам, слыл ловеласом, заводящим кучу романов и случайных связей. Любовные похождения стали основой для львиной доли произведений. Даже разочарования не останавливали мужчину. Однажды 18-летний юноша влюбился в парижанку по имени Фанни и посвятил ей стихи. Явившись под окна к возлюбленной, услышал, как девушка со смехом зачитывает признания в любви компании друзей.


Известны некоторые имена пассий уже из взрослой жизни француза: графиня Эммануэла Потоцкая, Эрмина, Мари Канн. Впрочем, литератор старался не афишировать отношения для прессы. Как-то даже чуть не устроил дуэль с журналистом, упомянувшим в газете очередную даму.

В 1882 году Мопассан вдруг собрался жениться, но дело так и не дошло до свадьбы. Мужчина до конца жизни оставался холостяком. Возможно, просто так и не нашел ту единственную. Ги – автор множества высказываний о девушках, которые превратились в афоризмы. Одно из них:

«Я люблю только одну женщину - незнакомку, которой нет в реальности».

Любовные похождения обернулись болезнью: писатель заразился сифилисом. Причем своему другу писал о диагнозе с восторгом:

«Я горд, у меня самый настоящий сифилис, и я уже не боюсь его подцепить!»

Спустя десятилетие после смерти Ги де Мопассана во французском издании «Эклер» появилась сенсационная новость о том, что автор «Милого друга» - отец трех детей: двух девочек и мальчика. Незаконнорожденные наследники, по обычаям того времени, носили фамилию матери Жозефины Литцельман.

Сам писатель никогда не говорил о детях, да и родственники отрицали факт их существования. Ги оставил завещание, в котором почти все состояние перешло племяннице. Только четверть наследства передано родителям.

Смерть

Ги де Мопассан имел плохую наследственность. Мама страдала психозами, а младший брат и вовсе умер в психиатрической клинике. Писатель всю жизнь боялся помутнения рассудка, но эта участь не миновала. К тому же здоровье подорвало чрезмерное умственное напряжение, ведь он писал не прекращая.


Ги одолевали головные боли, позже и нервные припадки. В 1891 году мужчина попытался покончить жизнь самоубийством, перерезав себе горло. Попал в психиатрическую лечебницу, а спустя два года умер. Причина смерти – паралич мозга. Автор, умеющий правдиво и трогательно писать о любви, не дожил до 43 лет.

  • Мопассан вместе с другими деятелями культуры выступал против возведения Эйфелевой башни, называя строение «безобразным скелетом». Часто обедал на крыше башни, потому что только из этой точки Парижа ее не было видно.
  • Писатель любил путешествовать, побывал во многих странах. Он пешком прошелся по Бретани и даже совершил полет на воздушном шаре из Франции в Бельгию.

  • Француз обожал реку, увлекался гребным спортом. В 1885 году купил яхту, которую назвал «Милый друг». Спустя три года появилась вторая яхта, уже вместительнее, но с точно таким же названием.
  • О любовных похождениях писателя его слуга Франсуа Тассар создал книгу «Воспоминания о Ги де Мопассане», увидевшую свет в 1911 году. Автор весьма сдержанно приоткрывает завесу тайны личной жизни хозяина.

Цитаты

«Женщин я коллекционирую. С одними я встречаюсь раз в год, с другими - раз в полгода, с третьими - раз в квартал. С некоторыми - когда они этого хотят. Я никого не любил»
«Слова любви всегда одинаковы, - все зависит от того, из чьих уст они исходят»
«Да, любовь – это единственная радость в жизни, но мы сами часто портим ее, предъявляя слишком большие требования»
«Законный поцелуй никогда не может сравниться с поцелуем украдкой»
«Женщины бывают до бесконечности верны или, точнее, до бесконечности навязчивы»
«Человек часто делает ошибки. Более того, он всю жизнь только и занимается тем, что делает ошибки»
«Всякий, стоящий у государственной власти, обязан избегать войны точно так же, как капитан корабля избегает кораблекрушения»

Библиография

  • 1883 – «Жизнь»
  • 1885 – «Милый друг»
  • 1887 – «Монт-Ориоль»
  • 1888 – «Пьер и Жан»
  • 1889 – «Сильна как смерть»
  • 1890 – Наше сердце»
  • «Огонь желания» (незаконченный)
  • «Чуждая душа» (незаконченный)
  • «Ангелюс» (незаконченный)

Мопассан Ги де (1850-1893 гг.)

Ги де Мопассан (настоящее имя Анри Рене Альберт Ги де Мопассан) – знаменитый французский писатель прозаик, известен как автор новелл, романов. Его биография не изобилует большим количеством подробностей, т. к. Мопассан тщательно оберегал личную жизнь от стороннего вмешательства. Местом его рождения был департамент Нижняя Сена, замок Миромениль, расположенный неподалеку от города Турвиль сюр Арк, где он появился на свет 5 августа 1850 г. Мать его по происхождению была из буржуазной семьи, отец – аристократом, представителем знатного лотарингского дворянского рода.

Поначалу Мопассана отдали учиться в духовную семинарию, однако его оттуда отчислили: дисциплина в монашеском учебном заведении оказалась непосильным испытанием. Образование было в итоге завершено в руанском лицее. Будучи лицеистом, Мопассан показал себя как одаренный ученик, которого живо интересовали театр и поэзия. В этот период состоялось знакомство и сближение с Флобером, который приходился родственником его матери. Именно под его началом Мопассан прокладывал себе путь в литературу.
В 1869 г., по окончании лицея, Мопассан отправляется в Париж, где по совету матери и Флобера намерен заняться изучением права. Однако начавшаяся франко прусская война помешала этому замыслу. В течение двух лет (1770–1771) Мопассан в качестве рядового принимал участие в военных действиях.

Его семья разорилась, и это вынудило будущего писателя устроиться в морское министерство, где на различных чиновничьих должностях он прослужил порядка 10 лет. Его страстью была литература, к карьере он рвения не проявлял. До того как Мопассан впервые выступил в литературе, он на протяжении 6 лет напряженно писал, уничтожал свои сочинения. И только когда, по мнению наставника Флобера, его произведения стали отличаться достаточной степенью стилистической целостности и зрелости, он рискнул опубликовать первое свое произведение. Это случилось в 1880 г. Его рассказ «Пышка» увидел свет в сборнике, куда входили повести Золя, Энника, Алексиса и других авторов. После этого рассказа Мопассан сразу стал известным писателем. В том же году увидел свет поэтический сборник «Стихотворения»; благодаря ему Мопассану удалось уйти со службы и устроиться в газету хроникером.

Литературной деятельности он все последующие годы не оставлял, проявляя завидную плодовитость. На протяжении 11 лет (1880–1891), из под пера Мопассана вышло около трех сотен новел, несколько десятков критических статей, а также шесть крупных романов: «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885). «Монт Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (1888), «Сильна как смерть» (1889), «Наше сердце» (1890). Благодаря этим произведениям Мопассан обессмертил свое имя как представитель новейшей национальной новеллистики. Критики были единодушны в восторженных отзывах, он был настоящим любимцем читательской публики.

Все это позволяло иметь приличный заработок; Мопассан привык жить, ни в чем себе не отказывая, кроме того, оказывал огромную материальную поддержку матери и семье младшего брата. Постоянные интеллектуальные нагрузки стали для его здоровья непосильным бременем, оно стало истощаться быстрыми темпами. Наследственность Мопассану досталась неважная: его мать была постоянной жертвой неврозов, а брат скончался в психиатрической лечебнице. Писатель уделял большое внимание своему здоровью, физически был очень крепок. Однако даже здоровое тело не смогло помочь ему иметь здоровый дух.

С 1884 г. его постоянно одолевали нервные припадки; писатель стремился к уединению, стал видеть в людях исключительно темные стороны натуры, разочаровался в них, мучительно искал нечто ускользающее от него, недостижимые идеалы. Внешняя сторона жизни Мопассана выглядела более чем благополучной: он получил премию от Академии, сотрудничал с престижным изданием, имел огромный успех в свете, но его внутреннее состояние было далеко от гармонии. Зимой 1891 г. он пытался покончить жизнь самоубийством, после чего лечился в психиатрической лечебнице. Со временем припадки становились все более учащенными, и в 1893 г. Ги де Мопассан умер от паралича мозга.

Сочинение

Родился Анри-Рене-Альберт-Ги де Мопассан в 1850 г. на севере Франции, в Нормандии – стране живописных лугов и полей. По натуре своей Мопассан не был ни пессимистом, ни мизантропом. Жизнь Мопассан любил глубоко, сильно, страстно.

Мопассан был из дворянской семьи. Он усвоил и переосмыслил флоберовские традиции. Творческий путь интенсивный, но короткий. Всего несколько романов: «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан» и другие. Был он и мастером новеллы: «Пышка», «Иветта», короткие «Отец Симон», «Лунный свет», «Мой дядюшка Жюль».

Мопассан – создатель замечательных образцов лаконичной, точной, выразительной французской прозы, придавал очень большое значение слову. Подобно Флоберу, Мопассан избегал повторения слов, заботился об экономности выразительных средств.

Природа художественного метода Мопассана была сложной. Продолжая лучшие литературные традиции реализма прошлого, он оказался не свободным и от некоторого влияния натурализма.

Поэтому, наряду со своеобразными реалистическими произведениями, есть у него и значительно более слабые и по идейному значению и по художественной форме.

Мопассан прожил 42 года. Последние 3-4 года не мог писать. Он сошёл с ума, говорил, что на мозг давит Эйфелева башня. Поэтому создания последних лет жизни писателя значительно уступают тем, которые были написаны в пору расцвета его таланта. И всё-таки можно смело утверждать, что реалистические тенденции были ведущими в его творчестве.

Известность пришла к Мопассану в 1880 г. после опубликования его новеллы \"Пышка\", первого свидетельства его творческой зрелости. Новеллы и принести ему славу замечательного французского рассказчика.

Многочисленные новеллы его весьма разнообразны по темам, по интонации (то печальной, то веселой; то ироничной, то злой), по жанровым признакам. Но большинство их так же, как и романы, объединяет мысль об уродливости многих форм действительности, объединяет тоска по красоте человеческих отношений.

Пространных описаний у него не бывает никогда. Не бывает и пространных характеристик. Сущность человека, идея прозведения вытекают из поведения, поступков действующих лиц. Главное для писателя – отобрать обстоятельства, изобразить ситуацию, в которой действуют герои.

Значительное место в творчестве писателя занимают романы. К роману Мопассан и обратился потому, что стремился отразить больше жизненных явлений, показать всякого рода людей. Сами возможности этого жанра позволили сделать более широким социальный фон изображаемых событий, ввести более разнообразный круг действующих лиц. Темы их часто значительно более широкие, чем в новеллах, круг проблем разнообразен.

В каждый из своих романов Мопассан вносил и новые темы и особые приёмы их раскрытия, что и определило жанровое отличие их друг от друга.

Умер Ги де Мопассан в 1893 г. после нескольких лет тяжелой болезни, от которой его не смогли спасти ни усилия врачей, ни самоотверженная любовь матери.

Известность пришла к Мопассану в 1880 г. после опубликования его новеллы \"Пышка\", первого свидетельства его творческой зрелости. Новеллы и принести ему славу замечательного французского рассказчика. Многочисленные новеллы его весьма разнообразны по темам, по интонации (то печальной, то веселой; то ироничной, то злой), по жанровым признакам. Но большинство их так же, как и романы, объединяет мысль об уродливости многих форм действительности, объединяет тоска по красоте человеческих отношений.

Мастерство Мопассана как художника проявилось в том, что обладая необыкновенно тонкой наблюдательностью, умением отбирать яркие \"говорящие\" факты, умением обобщать, типизировать, – он сумел в маленьких новеллах, на небольшом материале раскрыть большие темы, сделать важные социальные обобщения.

Пространных описаний у него не бывает никогда. Не бывает и пространных характеристик. Сущность человека, идея новеллы вытекают из поведения, поступков действующих лиц. Главное для писателя – отобрать обстоятельства, изобразить ситуацию, в которой действуют герои.

Новелла «Папа Симона» почти наивна. Речь о мальчике-полусироте. Он живёт в деревне с матерью, за него некому заступиться, мальчишки его дразнят. Внезапно за него заступается кузнец и становится его другом, а кузница любимым местом. Молодой приезжий однажды провожает его, видит мать, говорит спасибо и уходит. Пока мать одна, на неё смотрят косо. Она работящая. Появление кузнеца, который испытывает к Мари симпатию, всё меняет. Постепенно все начинают говорить о ней иначе, как о порядочной женщине. Когда кузнец открыто ухаживает за матерью Симона, говорит о помолвке, вся деревня счастлива. Общественное мнение способно меняться.

Большую роль в новеллах Мопассана играет рассказчик. Введение рассказчика – не новый приём, изобретенный Мопассаном. У Мопассана рассказчик придаёт повествованию живой характер, помогает создавать впечатление достоверности того, о чём говорится. Очень часто он вспоминает свою историю по поводу какого-либо происшествия, взволновавшего его собеседника.

Композиция его новелл очень искусна. Большую роль в них играет развязка, которую Мопассан всегда разнообразит, неизменно стремясь к тому, чтобы заинтриговать читателя, но и для того, чтобы направить его мысль на понимание идейного смысла новеллы. Иногда развязки в точном смысле этого слова в новеллах вообще нет. Читатели должны сами предложить её.

В новелле «Ожерелье» важна развязка. В основе абсолютная случайность. Новелла начинается с утверждения, что иногда в чиновничьих скучных семьях появляется удивительная женщина, чтобы блистать в высшем свете. И мадам Фурестье из этой породы. Она молода, хороша собой. Муж однажды приносит 2 билета на бал, находятся деньги на бальное платье. Назавтра бал, и женщина говорит, что без украшения никак не пойти. Она вспоминает о подруге, приезжает и та даёт ей ларчик. Мадам Фурестье выбирает бриллиантовое ожерелье. Все на балу в восторге. Они возвращаются домой, а ожерелья нет. С утра объезжают все магазины, приобретают ожерелье, залезая в огромные долги. Проходит 10 лет. За это время долг выплатили, мадам довольствовалась самыми минимальными возможностями. Подруги встречаются вновь. Мадам Фурестье рассказывает о том, что произошло. И выясняется, что ожерелье было поддельное. Дальше идёт переосмысление…Что же истинная ценность? Эта тяжкая, безрадостная жизнь честного безупречного семейства, или ожерелье, которое 10 лет всё равно считалось поддельным?

Не во всех своих новеллах Мопассан оказался реалистом. В некоторых из них он проявляет себя как художник, поставляющий забавные анекдотики с эротическим содержанием. Таковы новеллы-анекдоты \"Болезнь Андре\", \"Дело г-жи Люно\", \"Мудрец\", \"Задвижка\", \"Усы\", \"Кивок головой\", \"Встреча\", \"Незнакомка\", \"Неосторожность\", \"Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом\",\"Ржавчина\" и др.

В них и сказался натурализм Мопассана: отсутствие социальных обобщений, внимание не к общественным сторонам жизни и характера человека, а лишь к его физиологической сущности. Построены они на острой \"пикантной\" ситуации и предназначены для того, чтобы развлекать читающую публику, а не волновать умы и сердца.

Есть у него целая группа новелл, в которых отражены мистические ощущения, патологические чувства, какое-то особое восприятие мира (\"Страх\", \"Ночь\", \"Видение\", \"Он?\", \"Орля\", \"Кто знает?\", \"Покойница\" и др.). Они были рождены очевидно, теми болезненными настроениями, которые иногда тревожили писателя и развились в последствии в тяжёлое психическое заболевание.

Интересно, что в этих новеллах, представляющих собой не что иное, как описание галлюцинаций, кошмаров, преследующих рассказчиков, очень часто выражается сомнение самого рассказчика в реальности всего изображенного. Подобные сомнения могли быть высказаны только здоровым человеком. Художник-реалист, Мопассан не хотел уступить своей болезни. Но иногда был не в силах бороться нею, и тогда появлялись подобные новеллы.

Анализ романа Мопассана «Жизнь»

В 1883 году вышел первый роман Мопассана, «Жизнь», заслуживший высокую оценку Тургенева и Льва Толстого. Героиня романа Жанна – один из привлекательнейших женских образов в творчестве Мопассана. Однако те страдания, на которые обречена Жанна, отнюдь не ограничиваются причинами личными и семейными, а восходят к общим историко-социальным предпосылкам.

Беспрестанные несчастья, обрушивающиеся на Жанну, – смерть матери, второго ребенка, мужа, отца – обостряют одиночество героини романа и заставляют ее особенно мучительно переживать процесс постоянной утраты своих дорогих иллюзий. Женщина эпохи романтизма, Жанна любит жить в мечтах, к чему ее так располагает размеренный и сонный поместный быт. Ни монастырское воспитание, ни семья не подготовили ее для жизни деятельной. Девушкой Жанна живет иллюзиями об ожидающем ее празднике жизни, прекрасном, как восход солнца, иллюзиями о великой любви, которая выпадет на ее долю, о счастливом супружестве. Став матерью, она живет иллюзиями о сыне, будущем великом человеке… Как только одни из этих иллюзий погибали, на смену им приходили другие, чтобы погибнуть в свой черед. Рождение иллюзии, за которую Жанна цепляется, как бы находя в ней смысл своего существования, и утрата ее – в этом проходит вся ее жизнь.
Хотя Мопассан и в некоторых предшествовавших рассказах уже говорил о том, как часто присуще людям жить иллюзиями и утрачивать их, нельзя думать, что в своем романе он только и хотел доказать, что в рождении и гибели иллюзий состоит все человеческое существование. Мопассан показал, что такого рода жизнь типична для Жанны как собирательного образа прекрасных в своем роде, но бездеятельных, инертных женщин из дворянско-поместной среды. Тот читатель, который легко поддается очевидному состраданию Мопассана к его героине, убежден, что писатель только любит ее и никогда ни в чем не осуждает. Однако это заключение неверно, ибо оно сделано без учета той скрытой иронии, которая всегда присуща произведениям Мопассана, написанным в объективной манере. Мопассан действительно любит Жанну, любит всю прелесть ее женского облика и, в частности, ту ее высокую человечность, которая еще не изуродована буржуазными влияниями, а, напротив, мужественно противостоит им. Но все это не исключает критического отношения писателя к Жанне, которое нетрудно уловить в ряде эпизодов романа и которое нарастает к его финалу.

Демократизм Мопассана, часто побуждавший его в изображении жизненных явлений придерживаться народных оценок, народной мудрости, ясно проявляется и в этом романе. «А что бы вы сказали, – говорит Розали в ответ на жалобы Жанны, – если бы вы должны были вставать каждый день в шесть часов утра и ходить на поденщину? Однако ведь много таких женщин, которые вынуждены делать это, а когда они становятся старыми, то помирают от нищеты». Какая резкая и беспощадная правда в этих словах! Немало было горестей у Розали, но от всех горестей ее исцеляла работа, и в отличие от Жанны она воспитала своего сына не в безделье, а в здоровом крестьянском труде.

Последней надеждой нищенской жизни Жанны станет внучка, ребёнок Поля от умершей любовницы.

Как приговор самого Мопассана над праздной и бездеятельной жизнью дворянства и даже над лучшими его представителями, какими в романе были Жанна и ее отец, как приговор, основанный на народной мудрости, звучат заключительные слова романа, произнесенные тою же Розали: «Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как думают».

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...