Герой нашего времени вводный урок. «Герой нашего времени» (1) - Урок


Дата:

Русская литература. 9 класс.

Урок № 32.

Тема урока: «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе.

Цели урока:

Познакомить учащихся с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», особенностями его жанра, композиции, сюжета;

Развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

Воспитывать нетерпимость к эгоизму, индивидуализму;

Формировать культуру восприятия художественного текста.

Ход урока:

I . Организационный этап.

II . Формирование новых понятий и способов действия.

«Герой нашего времени – это портрет не одного человека, а портрет. Составленный из пороков современного общества»

В.Г. Белинский

1. Смысл названия романа «Герой нашего времени».

Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался как цельное произведение, а потому его название возникло не сразу. Проблемное афористичное название «Герой нашего времени» предложил опытный журналист А.А. Краевский взамен авторского - «Один из героев нашего века».

Еще ранее Лермонтов озаглавил свой роман «Один из героев начала века». В окончательном варианте названия больше всего сомнений и толкований вызывает слово герой . Есть ли действительно что-то героическое в Печорине, или за этим словом скрывается ирония?

Предмет художественного изучения Лермонтова не типичное «дитя века», зараженное его болезнью, а личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком. Другое дело, что эта борьба носит трагический характер. В этом случае слово «герой» звучит без иронии, и, может быть, прямо намекает на декабристов.

Роман поднимает проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. Героическая попытка изменить общественный строй России обернулась трагедией для целого поколения мыслящих людей. Десятилетия, последовавшие за разгромом восстания декабристов, были годами реакции, политического гнёта. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда во имя грядущего, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине. Подавляющее большинство мыслящих людей тридцатых годов составляли как раз те, кто не сумел или не успел обрести эту ясность цели, у кого сложившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру.

Тяжелая атмосфера, доносы, ссылки, слежка сделали для передовых людей невозможным выражение собственных политических взглядов. Ценилась серая посредственность, в то время как любая живая мысль душилась. Главным являлись порядок и благонамеренность. И для человека мыслящего, стремящегося к познанию мира, это время было крайне тяжелым.

В литературе это привело к появлению нового «героя». Употребив это слово, автор, возможно, не подразумевает его прямой, героический смысл. Наоборот, он подчеркивает, что время героических людей прошло. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. Этим и занимается главный герой романа Печорин.

Неоднозначность характера Григория Александровича Печорина, противоречивость его образа можно обнаружить при исследовании его духовного облика, анализируя его взаимоотношения с другими персонажами. Этот духовный психологизм является следствием особенностей «нашего времени». «Наше время» в заглавии романа - эпоха, в которой люди, овладевшие культурой, были обречены на жизнь беспощадную, поскольку историческая действительность не могла дать им возможностей для самореализации и общественно полезной деятельности.

Таким образом, в окончательной формулировке («Герой нашего времени») есть и иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего», то есть не на личность, а на эпоху.

Сам М.Ю. Лермонтов цель романа определил как изображение всего поколения. «Герой нашего времени» - это и «насмешка горькая», и указание на типичность образа Печорина, «составленного из пороков всего… поколения, в полном их развитии», и сочувствие, и понимание.

2. Слово учителя.

- Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Вот почему «герой нашего времени» для автора - это герой 30-х годов.

Значение этого произведения очень велико уже потому, что «Герой нашего времени» - первый в русской прозе психологический роман : его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а личность человека - его душевная и умственная жизнь, рассмотренная изнутри как процесс. Этот художественный «психологизм», характерный для русской и французской литературы 30-х гг. позапрошлого века, был результатом глубоких общественно-исторических потрясений.

В 1829 г., когда Лермонтову было 15 лет, а Пушкину - 30, надежды на конституцию, республику, освобождение народа рухнули. Николай I запомнил уроки 1825 г. и не только отправил декабристов на виселицу, но и принял меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Вся деятельность для людей этой эпохи сводилась к повиновению. Атмосфера мыслей, споров, надежд сменилась атмосферой страха, безнадежности.

Люди одаренные, деятельные в этих условиях не находили применения своим силам и талантам, они презирали светское общество, погрязшее в корысти, мелочности, интригах и разврате, разочаровывались в идеалах, которые были так значимы еще совсем недавно. Этот дух разочарования и скептицизма нашел свое отражение и в образе главного героя романа «Герой нашего времени».

Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не столько в сюжете романа, сколько в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому следует уточнить жанр этого произведения: «Герой нашего времени» - это социально-психологический роман .

Противоречивость - главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, ставящей себя выше окружающего общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

Вы, конечно, заметили, как специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.

Словарная работа

Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет , в котором те же события показаны в том порядке, в котором о них сообщает автор.

Роман в его каноническом варианте состоит из следующих элементов:

Предисловие к роману;

Глава «Бэла»;

Глава «Максим Максимыч»;

Предисловие к журналу Печорина;

Журнал Печорина:

«Тамань»;

«Княжна Мери»;

«Фаталист».

В изложении событий нарушен хронологический порядок. Если его восстановить, то ситуация будет выглядеть следующим образом.

Хронологический порядок:

- «Тамань» (Печорин направляется на Кавказ);

- «Княжна Мери» (события на Кавказских Минеральных Водах, дуэль с Грушницким, отправка Печорина за провинность в крепость под начало к Максиму Максимычу);

- «Фаталист» (служба в крепости под началом Максима Максимыча, поездка в казачью станицу);

- «Бэла» (история с Бэлой, приключившаяся с Печориным во время жизни в крепости и изложенная в форме воспоминаний Максима Максимыча; вторую часть повести составляет история путешествия по Кавказу Максима Максимыча и его попутчика-офицера – это происходит уже после отъезда Печорина из крепости и его расставания с Максимом Максимычем);

- «Максим Максимыч» (офицер-путешественник лично встречается с Печориным, Печорин уезжает в Персию);

Предисловие к журналу Печорина (сообщается о смерти Печорина по дороге из Персии обратно в Россию).

Такое нарушение логики повествования не случайно. Лермонтов отказался от прямолинейной хронологической цепочки с тем, чтобы успешно решить другую задачу – задачу постепенного раскрытия личности главного героя. Печорин – центр повествования, вокруг него строится весь роман. Остальные герои представляют собой либо его двойников (Вернер, Грушницкий, Вулич), либо антиподов (Максим Максимыч), либо зависят от него и заставляют проявлять скрытые черты характера (Бэла, Вера, Мери). Повествование строится таким образом, чтобы читатель постепенно знакомился с Печориным, заинтересовывался им и последовательно открывал для себя эту личность. Эффект постепенности достигается за счет смены рассказчика и формы рассказа. Чтобы наглядно все представить, давайте обратимся к таблице.

Название

Главное действующ лицо

Рассказчик

Форма повествования

«Бэла»

Печорин

Максим Максимыч, чью историю, в свою очередь, передает офицер путешественник, лично с Печориным не знакомый

устный рассказ, зафиксированный посторонним человеком в письменном виде

«Максим Максимыч»

Печорин и Максим Максимыч

офицер-путешественник

записки офицера-путешественника, сделанные по следам встречи с Печориным

«Тамань»

Печорин

Печорин

записанные Печориным воспоминания о прошлом

«Княжна Мери»

Печорин

Печорин

дневниковые записи, которые велись непосредственно во время событий + сделанная по памяти запись о финале происшествия

«Фаталист»

Печорин

Печорин

запись о прошедших событиях, которые герой постфактум пытается осмыслить в философском ключе

Как мы видим, открывается роман повестью, где Печорин показан со стороны, глазами Максима Максимыча, который им восхищается, но его не понимает. Естественно, что в интерпретации Максима Максимыча мысли и поступки Печорина должны приобретать своеобразную окраску. Усугубляется ситуация тем, что рассказ Максима Максимыча на самом деле «проходит через вторые руки», т. е. до читателя его доносит безымянный офицер-путешественник, вообще никогда с Печориным не встречавшийся. Это первая ступень знакомства с героем.

В новелле «Максим Максимыч» штабс-капитан перемещается с позиции рассказчика на позицию действующего лица, и офицер-путешественник излагает уже собственное видение ситуации, без «посредников». Немаловажно, что в этой части романа офицер уже лично сталкивается с Печориным и может отразить свою точку зрения на персонажа. Это следующий уровень приближения.

Следующей составной частью романа автор сделал Журнал Печорина , т. е. собственноручные записи героя. Три истории представляют собой эпизоды, где Печорин совмещает в своем лице героя и рассказчика. При этом открывающая Журнал новелла «Тамань» представляет собой романтическую историю времен молодости Печорина в вольном изложении. Дальше следует «Княжна Мери», где благодаря дневниковой форме более последовательно проводится психологический анализ, а также имеет место подробная фиксация событий буквально по дням. Новелла «Фаталист» занимает последнее место, по форме она схожа с новеллой «Тамань», однако в ней впервые представлена попытка Печорина не просто анализировать мотивы свои и окружающих, но сформулировать свой взгляд на философскую проблему существования судьбы, предопределения. Таким образом, читатель последовательно сталкивается сначала с взглядом на Печорина других людей, потом знакомится с его собственной оценкой самого себя, причем записки Печорина отражают широкий диапазон взглядов, от самоанализа до решения философских проблем, что позволяет уточнить жанр романа еще и как философский .

А теперь давайте обратимся к проблематике романа . В предисловии к роману Лермонтова очень важны слова о том, что публика «не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения» и что его роман испытал на себе «несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов». Это явный намек на то, что в романе есть какой-то второй, не высказанный прямо смысл.

Надо полагать, что этот второй смысл, ощущаемый на всем протяжении романа, начиная с его заглавия, заключается в его общественно-исторической теме - в трагедии русской дворянской интеллигенции последекабристского периода. Лермонтов мог только намекать на это; вполне понять эти намеки могли немногие современники, говорить же о них вслух не мог никто. Характерно, однако, что реакционная критика напала на «Героя нашего времени» именно как на общественно-политический роман , будто бы содержащий клевету на русского человека.

Итак, перед нами роман, в центре которого стоят следующие проблемы:

Человека и мира,

Смысла человеческого существования,

Воли и рока (судьбы),

Незаурядного дарования и обыкновенной судьбы,

Бездействия человека,

Чести, достоинства,

Любви.

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

1. Работа с учебником

Прочитайте статью учебника «Творческая история романа». Ответьте на вопросы.

V . Этап информации о домашнем задании.

VI . Этап рефлексии.

Цель: в процессе чтения и анализа романа проследить свойства характера главного героя, понять своеобразие создания психологического образа, увидеть его противоречивость, странности, задаться целью разрешить загадку Печорина.

Электронные средства : фильм А. Котта «Герой нашего времени»

Наглядные средства : иллюстрации и др. художников к роману «Герой нашего времени»

УРОК 1 Повесть «БЭЛА».

Запись на экране :

Вл. Набоков выстраивает хронологические события и порядок следования повестей:

1. «Тамань» (ок. 1830) Печорин направляется из С-Петербурга в действующую армию и останавливается в Тамани.

2. «Княжна Мери» (10 мая – 17 июня 1832 года). Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимовича.

3. «Фаталист» (декабрь 1832 года) Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимовича в казачью станицу.

4. «Бэла» (весна 1833 года) Печорин похищает дочь «мирнова князя», а через 4 месяца она погибает от рук Казбича.

5. «Максим Максимыч» (осень 1837 года) Печорин отправляется в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.

ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ : Почему Лермонтов не выстроил роман в хронологическом порядке, а все запутал и перестроил?

(Варианты ответов записываются на доске)

ВЫВОД : Это объясняется вниманием автора к внутреннему миру героя. Читателю его поворачивают то одной, то другой стороной его характера, но сам характер не меняется, он сложился ранее, и сам Печорин иногда объясняет свои поступки «несчастным своим воспитанием».

2 ЗАПИСЬ НА ЭКРАНЕ :

«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно».

КТО ЖЕ ОН – ГЕРОЙ ЛЕРМОНТОВА ?

Обратимся к тесту «Предисловия».

Какие эпитеты встречаем в объяснении цели сочинения? (пороки поколения, дурен, вымыслы гораздо более ужасные и уродливые, горькие лекарства, едкие истины, людские пороки).

Какой образ героя складывается? (это не герой в романтическом смысле, а портрет поколения с его пороками, безнравственными поступками, без прикрас, о котором Лермонтов с горечью писал в «Думе» (ЗАПИСЬ НА ЭКРАНЕ):

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно…

И ненавидим мы и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Вывод:

Этот противоречивый герой, в котором переплелись мерзавец и добрый малый, вызывает в авторе и печаль, и сожаление, потому что это его современник, значит, в нем есть и частица Лермонтова; и судьба его, и бесполезная жизнь его ещё много раз повторится в будущих поколениях: «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом».

Обратимся к повести «Бэла»

Вот штабс-капитан Максим Максимович во время путешествия – подъёма на Гуд-гору, спуска в Чертову долину, вынужденного привала в осетинской сакле развлекает спутника рассказом о своем странном сослуживце –Печорине.

Что удивляет и что непонятно Максиму Максимовичу в Печорине?

Работа с текстом (цитирование, пересказ):

Его противоречивость: то на охоте все устанут, иззябнут, а ему ничего. Зато в комнате ветер пахнет, уверяет, что простудился. То молчит часами, а то начнет рассказывать – животики надорвешь.

Пересказывает объяснения Печорина, почему ему все быстро надоедает, но объясняет, что все несчастья происходят от пьянства или избалованности: «что задумал, подавай, видно, в детстве был маменькой избалован».

Заинтересованные этим странным человеком, мы обратимся к его поступкам.

Как проявляет себя герой в истории с Бэлой?

- она понравилась ему сразу, когда подошла и пропела комплимент. 16-летняя, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывают вам в душу. Он придумал, как её украсть, и украл.

Чтобы расположить её к себе, задаривал подарками, но быстро понял, что надо обратиться к её чувствам: «Прощай,..

Я виноват перед тобой…Авось, недолго буду гоняться за пулей …тогда вспомни обо мне и прости меня».

Он рассчитал время, когда Бэла станет его, даже поспорил с Максимом Максимовичем – через неделю.

Какое-то время они были счастливы. Но это продолжалось недолго. Печорину стало скучно с Бэлой, он надолго стал отлучаться из крепости.

Бэла вышла из крепости к речке, была схвачена Казбичем и смертельно ранена. Так Казбич отомстил Печорину за лошадь. Печорин поразил Максима Максимовича странным смехом после смерти Бэлы, потом долго болел, исхудал.

Прояснили ли что-нибудь в характере Печорина эти события и поступки героя?

- Он обаятельный человек, его полюбил Максим Максимович как родного сына, полюбила Бэла.

Он расчетливый эгоист, талантливый негодяй. Виноват в смерти Бэлы и её родных. Поступил с Бэлой эгоистично и бесчеловечно: выменял её на чужую лошадь.

Он страдает и мучится. Гибель Бэлы оставила долгий след в его душе.

Когда ему нужно, он применяет свои методы очарования, и никто не может противиться ему, у него сильная волевая натура, он умеет играть на человеческих струнах.

Общий вывод: Итак, судя по поступкам, рассказанным Максимом Максимовичем, Печорин – загадочный, странный, противоречивый человек. сказал о нем: «В «Бэле» он является каким-то таинственным лицом, как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали».

Письменное задание: напишите эссе «Первое знакомство с Печориным»

УРОК 2 .

Повесть « Максим Максимыч»

ЦЕЛЬ: Увидеть героя глазами рассказчика-психолога, найти подтверждения наблюдениям Максима Максимыча и получить разъяснения некоторым его противоречиям, рассматривая его портрет.

1. Поделимся своими размышлениями о Печорине (зачитываем домашние эссе)

3. Работа с текстом главы.

Встрече с героем предшествует описание утра. Зачитаем его: «Утро было свежее и прекрасное. Золотые облака громоздились на горах, как новый ряд воздушных гор…». На фоне свежего утра появляется так долго и нетерпеливо жданный (вместе с Максимом Максимычем) – он . Быть может, в этом есть какой-то скрытый смысл?

Да, он явно равнодушен к красоте утра: зевнул раза два и сел на скамью по другую сторону ворот.

Зачитаем портрет Печорина и отметим в нем черты его личности.(способность переносить трудности кочевой жизни, привычки порядочного человека, скрытность характера, нервическая слабость, детская улыбка, глаза не смеялись, когда он смеялся – признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти, взгляд мог показаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен).

Что в портрете Печорина сразу бросается в глаза?

Да, и в портрете подчеркивается противоречивость. Подтвердим это наблюдениями: составим таблицу противоречий.

Широкие плечи - Женские руки

Детская улыбка - Проницательный тяжелый взгляд

Моложавый вид - Морщины, пересекавшие одна другую

Светлые волосы - Усы и брови черные

Походка небрежна и ленива - Не размахивает руками

Крепкое телосложение - Прямой стан согнулся, как будто не было ни одной косточки и т. д.

Что в его отношении к Максиму Максимычу удивило и поразило вас?

Действительно, так равнодушно, холодно встретить старого друга, отказаться поговорить, вспомнить старое житье. Бэлу. Стоп! При имени Бэлы Печорин побледнел и отвернулся. Он ничего не забыл! Можем мы объяснить теперь его поведение?

Да, он едет в Персию и никогда не вернется. Помните, он в крепости сказал Максиму Максимычу: «Как только будет можно, отправлюсь…в Америку, в Аравию, в Индию, - авось где-нибудь умру по дороге». До разговоров ли ему, до воспоминаний ли? Даже дневники уже больше не нужны – он со всем, что было дорого, порывает связь...

Какое теперь у вас суждение о Печорине?(Странный, печальный, одинокий, усталый, скрытный, опустошенный, равнодушный и к прошлому, и к будущему, удивительно симпатичный, вызывающий сочувствие и интерес)

Напишите об этом эссе.

(В оставшееся время смотрим эпизод фильма Котта «Герой нашего времени» «Бела»)

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

М. Ю. Лермонтов. Дума

I. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Век Лермонтова в романе. Сложность композиции

Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить факты биографии Лермонтова, связанные с историей его двух ссылок на Кавказ, прояснить, какие факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. Эмоциональным началом урока может
быть чтение одной из кульминационных сцен романа, например «Ранение Бэлы», «Объяснение с Мери», «Захват пьяного казака» или др.

Лекция
Основная форма работы на уроке — лекция, в ходе которой будут развиваться следующие тезисы:
1. Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 1830 х годов, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональная характеристика этой эпохи дается в стихотворении «Дума». Черты современников, запечатленные в «Думе», являются характерными и для Печорина. Поэтому «герой нашего времени» — это человек 1830 х годов.
2. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
3. Противостояние Печорина и общества выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, изображения состояний его души, хотя события основаны на реально историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается первым русским социально психологическим романом.
4. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого соединились незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе. Смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
5. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по своему оттеняет различные грани характера героя. Методической основой работы станет проблемный анализ. Для этого роман должен быть прочитан предварительно.
На следующем этапе урока может быть прочитано предисловие к роману и определены его ключевые моменты.

Вопросы для обсуждения предисловия

Абзац1. Каково мнение автора о читателях и публике? Почему автор обвиняет читателя, только открывшего книгу, «в дурном воспитании»?
Абзац2. Как автор относится к читательским оценкам «героя нашего времени»? Каков пафос авторского рассуждения?
Абзац3. Как Лермонтов объясняет особенности портрета «героя нашего времени»? Какого героя он хотел показать читателю?
Абзац4. Какую цель написания романа автор считает главной? Как он намерен создавать портрет своего героя?

Интересно сопоставить впечатления от предисловия, высказанные учениками, с мнением Н. Г. Долининой (Долинина Н. Г. Печорин и наше время / Н. Г. Долинина. —Л., 1975. — С. 14—16), но дать для чтения и обсуждения отдельным учащимся или группам небольшие фрагменты из ее комментариев к предисловию (по абзацам).


II. Обзор содержания

После краткого пересказа сюжета каждой из новелл и наиболее запомнившихся фрагментов романа возможно обсуждение особенностей жанра каждой новеллы:
«Бэла» — романтическая новелла о любви европейца к дикарке. (Ср. с поэмой Пушкина «Цыганы».)
«Максим Максимыч» — реалистическое повествование странствующего офицера о герое, о котором он раньше узнал из рассказов Максима Максимыча.
«Тамань» — романтическая повесть о мимолетном увлечении героя девушкой, которая готовит ему гибель.
«Княжна Мери» — светская повесть с «любовным треугольником», которая заканчивается поединком соперников.
«Фаталист» — фантастическая проза, которой присуща загадочность и вмешательство высших сил.

Фабула

Сюжет

Тамань

Бэла

Княжна Мери

Максим Максимыч

Бэла

Фаталист

Тамань

Максим Максимыч

Княжна Мери

Предисловие к дневнику Печорина

Фаталист



Самостоятельная работа
В финале урока уместна небольшая письменная работа на знание текста романа:
1. Из каких глав взяты эти пейзажи? Аргументируйте свое мнение.

а) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею».
(«Бэла», так как речь идет о Койшаурской долине.)

б) «Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке».
(«Максим Максимыч», так как «множество низеньких домиков», Терек и Казбек указывают, что действие происходит во Владикавказе.)

в) «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».
(«Тамань», так как во фрагменте упоминаются море и корабли.)

г) «Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как „последняя туча рассеянной бури“; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона...»
(«Княжна Мери», так как Бешту и Машук находятся вблизи Пятигорска и Кисловодска, где происходит действие.)

д) «Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли
на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..»
(«Фаталист», так как действие происходит в станице и в отрывке явно заметны философские рассуждения автора об отношениях человека и «небесных светил».)

2. Кто и где поет эти песни?
а) Как по вольной волюшке —
По зелену морю
Ходят все кораблики-
Белопарусники.
(Девушка-ундина на крыше хаты.)

б) Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
(Казбич в разговоре с Азаматом у плетня рядом с его домом.)

в) «Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны у них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нем золотые. Он как тополь между нами; только не расти, не цвести ему в нашем саду».
(Бэла на свадьбе сестры.)

3. Соотнесите героев и предметы их одежды:
а) «офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка»
(Максим Максимыч);
б) «бешмет... изорванный... а оружие в серебре»
(Казбич);
в) «полосатое платье»
(девушка-ундина);
г) «черный шелковый бешмет»
(Бэла);
д) «пыльный бархатный сюртучок», «запачканные перчатки»
(Печорин);
е) «закрытое платье gris de perles», «ботинки couleur puce»
(княжна Мери);
ж) «сюртук, галстук и жилет черного цвета»
(Вернер);
з) «соломенная шляпка», «черная шаль»
(Вера);
и) «серая солдатская шинель», «эполеты неимоверной величины»
(Грушницкий).

Где начинается и где заканчивается в романе рас сказ о Печорине?
(B крепости за Тереком.)
Сколько в романе рассказчиков?
(Три. Максим Максимыч, странствующий офицер, Печорин.)
Каково хронологическое расположение новелл?
(«Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Предисловие к „Журналу Печорина“».)

Итог урока

  • Роман «Герой нашего времени» — уникальное явление в русской литературе.
  • Главное внимание автор уделяет не событиям и приключениям героя, который обладает незаурядным умом и отличается от окружающих тем, что всех людей подвергает нравственной проверке, а истории его души, причинам и мотивам его поведения.
  • Самоанализ героев подвергается в романе тщательному анализу автора или рассказчика, что говорит о том, что это психологический роман.
  • Автор показывает и социальные отношения русских и горцев, рисуя разные типы офицеров русской армии, сражавшихся на Кавказе.
  • В романе отразились и кавказские впечатления самого Лермонтова.

Домашнее задание
Прочитать внимательно главы «Бэла» и «Максим Максимыч». Повторить алгоритм анализа эпизода. Письменно ответить на вопросы по двум первым повестям (главам).

Гусева А.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия.

Конспект урока литературы в 9 классе.
Тема: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Цели:
1. Познакомить учащихся с особенностями композиции романа «Герой нашего времени».
2. Разграничить в сознании учеников понятия «сюжет» и «композиция».
3. Познакомить учащихся с историей создания романа «Герой нашего времени».
4. Развить логическое мышление у детей (с помощью восстановления хронологии событий).
5. Воспитать внимание к духовной основе личности.
Форма урока: урок-обсуждение.
Оборудование: текст произведения, схема-диаграмма (на доске и перед учащимися), цветные стикеры (можно задействовать интерактивную доску, тогда стикеры не понадобятся), цветные карандаши (фломастеры, выделители) по цвету стикеров. На доске записан эпиграф, изображена незаполненная таблица 1.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Спасибо за приветствие! Садитесь.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
На прошлом занятии мы начали изучение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вам было дано следующее домашнее задание:
1) прочитать роман,
2) дать своё объяснение порядку расположения частей в романе,
3) выписать из литературоведческих и толковых словарей определения понятий «сюжет» и «композиция».
Начнём проверку домашнего задания.
- (имя ученика), прочитай, пожалуйста, те определения, которые ты выписал(а). (Ответы учащихся).
- Назови, пожалуйста, словари, с которыми ты работал(а).
- Спасибо, садись. Ребята, кто работал с другими словарями? Какие определения выписали вы? (Ответы учащихся).
- Спасибо. Я очень довольна вашей работой. Давайте подведём общий итог. Объясните своими словами, что такое композиция? (Построение произведения). А что такое сюжет? (Цепь событий). Молодцы! А теперь давайте обратимся к анализу сюжета и композиции романа «Герой нашего времени».
III. Работа по теме урока.
Творческая история создания романа восстановлена лишь в общих чертах. Известно только, что в основу его легли впечатления Лермонтова от поездки на Кавказ в 1837 году, куда он был сослан за стихи на смерть Пушкина, а сам роман создавался в Петербурге в период с 1838 до начала 1840 года. К сожалению, ни в письмах Лермонтова, ни в его заметках нет каких-либо сведений, касающихся работы над романом.
По воспоминаниям А. П. Шан-Гирея, Лермонтов приступил к работе над «Героем нашего времени» по возвращении в Петербург из первой ссылки, т. е. в 1838 году. «Это была самая деятельная эпоха его жизни в литературном отношении, - писал Шан-Гирей. – С 1839 года стал он печатать свои произведения в «Отечественных записках». В 1839 году выходят в свет «Бэла» и «Фаталист», а в начале 1840 года – «Тамань», но такой порядок публикации ещё не даёт основании делать вывод о последовательности работы над «Героем нашего времени». Некоторые исследователи считают, что уже в 1837 году вчерне была написана «Тамань».
«Тамань» и «Фаталист», по мнению некоторых учёных, первоначально были задуманы как самостоятельные кавказские повести-новеллы, не связанные с «Героем нашего времени».
Следует сразу оговориться, что существуют и другие гипотезы о последовательности написания Лермонтовым романа, основанные на различном толковании текста романа и указаний в мемуарной литературе. Все они воссоздают творческую историю романа с какой-то долей вероятности, поэтому вопрос остаётся открытым.
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая духовную жизнь многих поколений, порождает споры, дискуссии, утверждая тем самым мысль о своей неисчерпаемости.
Роман состоит из 5 повестей, причём у каждой свой сюжет, своя образная система, своя тема, своя главная мысль. Что их объединяет? (Ответы учащихся).
- Вы правы. Объединяет повести образ главного героя, общая тематика, идея, высказанная в «Предисловии к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», именно эти слова послужат эпиграфом к нашему уроку. Запишите их в своих тетрадях.
Обратим внимание на то, что эта книга – «история души», а не история жизни. Следовательно, выбор композиционного решения определён замыслом автора.
Итак, Лермонтов отказывается от хронологического принципа изложения истории Печорина.
Ребята, давайте попробуем воспроизвести хронологию событий, связанных с Печориным. Какая из повестей окажется первой и почему? (Ответы учащихся).
- Вы правильно заметили, что хронологически роман начинается с по¬вести «Тамань». Печорин едет из Петербурга в действующий отряд. Так, в «Тамани» упоминается: «Было холодно». События происходят ранней весной. Затем Печорин приезжает в Пятигорск. Повесть «Княжна Мери» представляет собой дневник, записи свои герой начинает делать 11 мая. Завершает Печорин повество¬вание о событиях уже в крепости: «И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя:отчего я не хотел ступить на этот путь, откры¬тый мне судьбою, где меня ожидали mиxие pадости и спокойствие душевное?..»
- Какие же события произошли далее? История с Бэлой или случай с Вуличем? (Ответы учеников). (Обращаем внимание учащихся на то, что в «Бэле» Максим Максимыч говорит о приезде Печорина в крепость, куда его послали за дуэль с Грушницким, осенью: «Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти».«Фаталист» же представляет собой записки Печорина о пребывании в казачьей станице, и действие происходит глубокой осенью или зимой: «Я жил у одного старого урядника, которого любил за добрый его нрав, а особенно за хорошенькую дочку Настю. Она, по обыкновению, дожидалась меня у калитки, завернувшись в шубку; луна освещала ее милые губки, посиневшие от ночного холода».
- Ребята, некоторые исследователи считают, что повесть «Бэла» хронологически идёт после «Фаталиста». Учёные аргументируют это тем, что после истории с Бэлой Печорин уже ничего не писал, так как потерял интерес к жизни. А как думаете вы? (Ответы учащихся).
- Итак, давайте подведём итог нашим рассуждениям, заполнив таблицу:
Таблица 1
Хронология событий в жизни Печорина ...... Расположение частей в романе
«Тамань» ...... «Бэла»
«Княжна Мери» ...... «Максим Максимыч»
«Фаталист» ...... «Предисловие к «Журналу Печорина»
«Бэла» ...... «Тамань»
«Максим Максимыч» ...... «Княжна Мери»
«Предисловие к «Журналу Печорина» ...... «Фаталист»
- Еще В.Г. Белинский указал, что роман «нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор».А начинается произведение с повести «Бэла».Ребята, из чьих уст мы слышим о герое? (Из уст Максим Максимыча).
- Верно. Давайте обозначим этого рассказчика на схеме. (На доске расположена схема-диаграмма с разноцветными стикерами, каждого рассказчика обозначает стикер соответствующего цвета, например, Максим Максимыч – зелёный стикер, путешествующий офицер – красный, Печорин – жёлтый. Перед учащимися – схема-диаграмма, цветные карандаши (фломастеры, выделители). Один из учеников наклеивает соответствующий стикер на схему, остальные учащиеся закрашивают соответствующим цветом часть схемы).

Однако повествование идёт от лица путешествующего офицера. Дополним нашу схему. (Следующий ученик наклеивает стикер).
-А в каких ещё повестях мы видим Печорина глазами офицера? («Максим Максимыч», « Предисловие к «Журналу Печорина»).
-Правильно, дополняем схему. (Наклеиваем стикеры).
- Ребята, а кто является повествователем в других повестях романа? (Сам Печорин).
- Совершенно верно. Обозначаем это на схеме.
- Обратите внимание, повесть «Фаталист» завершается в крепости, о кото¬рой идет речь в «Бэле»: Печорин рассказывает историю Вулича Максиму Максимычу. В гениальных художественных произведе¬лиях случайностей не бывает. Замкнулся жизненный круг Печо¬рина, но замкнулся, чтобы вновь и вновь повториться в читательс¬ком восприятии лермонтовского романа. Этот круг, символизи¬руя бесконечность, вечное движение жизни, несет в себе еще один аспект понимания судьбы героя, выражает и философскую про-блему свободы личности и необходимости.
Таким образом, композиционное кольцо «Героя нашего времени» становится символом как конкретно-исторического содержания произведения, так и его общечеловеческого, вечного начала.
А теперь я попрошу ответить вас на вопрос: « Что вам дало изучение особенностей композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»?» (Ответы учащихся).
IV. Домашнее задание.
-Большое спасибо за ответы. Запишите, пожалуйста, домашнее задание:
1. Письменно ответить на вопрос: «Почему повесть «Фаталист» последняя в романе?»
2. Прочитать и законспектировать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М.Лермонтова», цитату из которой вы уже слышали на сегодняшнем занятии.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Сегодня вы неплохо поработали и получили следующие оценки:…
- Подводя итог сегодняшнему уроку, хочется ещё раз обратиться к нашему эпиграфу: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Большое спасибо за внимание. Все свободны. Урок окончен.

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Цели:

1) анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2) обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3) воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

(Толковый словарь)

III. Проверка домашнего задания.

В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

(Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

Сюжетный порядок Фабульный порядок

1. «Бэла» 4

2. «Максим Максимыч» 5

3. «Тамань» 1

4. «Предисловие к журналу Печорина» 6

5. «Княжна Мери» 2

6. «Фаталист» 3

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

IV. Работа по теме урока (анализ произведения)

1) Работа над вопросами:

В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

О каких чертах характера говорят его поступки?

(Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

Кто описывает портрет Печорина

Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

А кто является главным героем?

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

(Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

«Фаталист»

Как Печорин испытывает судьбу?

О чём говорит его поступок?

V. Работа с иллюстрациями.

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

VI. Итог урока

В чём незаурядность личности Печорина?

В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

VI. Задание на дом:

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова


Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...