Где сейчас сын мулявина и пенкиной. Владимир Мулявин


Народному артисту СССР, создателю легендарного ансамбля исполнилось бы 70 лет

Их песни давно уже стали классикой. «Вологда», «Косил Ясь конюшину», «Белоруссия»… Да за одну только «Беловежскую пущу» «Песняров» можно было полюбить навсегда. Создавая ансамбль, Владимир Мулявин и представить не мог, что очень скоро станет знаменит на весь Советский Союз. В 1970 году коллектив победил на конкурсе молодых эстрадных исполнителей, разделив вместе со Львом Лещенко второе место (первое тогда не досталось никому). Молодые белорусские песняры, все как на подбор красавцы, стали предметом обожания поклонниц.

Владимир Мулявин любил славу, женщин и… водку. Он был безмерно талантлив в музыке и… несчастен в личной жизни. Три жены, четверо детей, постоянная борьба с алкогольной зависимостью… Мулявин разбился на собственном авто ровно через две недели после своего 62-летия. Потерял управление «Мерседесом» на крутом повороте в нескольких километрах от столицы Белоруссии. Говорят, и в этот день певец был нетрезв… Затем была клиника в Москве, появилась надежда на выздоровление. Но чуда не случилось. Владимир Мулявин умер в больнице в Москве, так и не увидевшись со своими друзьями. «Мне горько от того, что не простился с Володей, - признался «ФАКТАМ» давний друг Мулявина, музыкант первого, «золотого», состава «Песняров» Владислав Мисевич. - Ведь многое так ему и не сказал… »

«Впервые Володя женился в 18 лет»

- До сих пор артисты вспоминают, с каким размахом Мулявин отмечал свои дни рождения.

Что касается размаха, это было в ранние времена «Песняров». То, как Володя праздновал день рождения, зависело от его жен. У него ведь их было три, и не каждый брак оказывался удачным. Считаю, лучшей супругой Мулявина была покойная Лидия Кармальская. От Володи она родила двоих детей. К сожалению, сын трагически погиб в тюрьме, а с дочерью мы до сих пор поддерживаем отношения. Когда Володя с Лидой только поженились, «Песняры» зарабатывали на жизнь, колеся по деревням. Мы, музыканты, жили в Минске в общежитии, а у Володи уже была комната в коммунальной квартире. Все праздники и дни рождения мы справляли там. Лида была хлебосольной хозяйкой.

- Мулявин женился очень молодым.

Ему было всего 18, Лида - лет на шесть старше. Очень красивая женщина. У нее был, правда, небольшой недостаток: она хромала - переболела полиомиелитом. Лида работала в довольно редком на эстраде жанре - художественном свисте. Была в Советском Союзе достаточно известна. Часто гастролировала вместе с «Песнярами», чему Володя был только рад. Признавался, что не может без жены. По натуре он не был бабником, как все артисты, в том числе и я.

- Откровенно…

В этом смысле Мулявин отличался от нас. За бабами не бегал, ему нужна была семья. И хотя не все складывалось с женами хорошо, всегда стремился к домашнему очагу. Поэтому перерывы между разводом и очередной женитьбой были короткими. Через несколько месяцев находилась кандидатка. Мулявин любил повторять: «Я и пяти минут без баб не могу… » Последняя, Светлана Пенкина, появилась не без моей помощи. Мы снимались на «Мосфильме», в музыкальной картине «Диск» Александра Стефановича, а Светлана - в сериале «Хождение по мукам», где играла Катю. Жила актриса в гостинице при студии. Моя подруга пригласила нас с Володей в гости. Была там и Пенкина, Мулявин познакомился с ней, но дальше дело не пошло. А через некоторое время судьба вновь свела их. В Гродно «Песняры» выступали с концертом, а Пенкина была родом из этого городка. Они встретились уже как старые знакомые. Володя тогда разводился со второй женой, а Пенкина была свободна.

- Кем была вторая жена Мулявина?

Студентка университета, девушка из простой семьи. Получив техническое образование, работать Светлана не стала. Честно говоря, в противоположность Володе погулять любила почище нашего. У них родилась дочка, но семейной жизни так и не сложилось. Света в дела Володи не вмешивалась, старалась не ездить с нами на гастроли. Гуляла направо и налево. В конце концов Мулявину это надоело, и он подал на развод. Потом Светлана просто спилась. И когда Володя повстречал красавицу Пенкину, у него закружилась голова. Кто бы мог подумать, что вторая Светлана окажется не такой уж беззащитной.

«После сильных потрясений Мулявин брался за голову, но потом опять срывался»

- На Пенкину обижаются практически все музыканты «Песняров».

Сейчас Светлана бедствует, живет с самым младшим сыном Мулявина Валерой в крохотной, убогой квартирке в Минске. До сих пор между музыкантами ансамбля идут споры, кто же виноват в развале «Песняров»: Володя или Светлана. Насколько Мулявин был рационален и тверд в руководстве коллективом, настолько пасовал перед женой. В результате и вовсе позволил Пенкиной полностью взять над собой контроль. Света подливала ему водку в стакан, когда этого уже нельзя было делать.

- Пили в то время, видимо, все.

Но на Мулявине лежало руководство коллективом, мы же его избрали. Я лично приложил к этому руку, когда надо было перед начальством Минской филармонии отстаивать его кандидатуру. Ведь Мулявин не имел высшего музыкального образования, хотя и был удивительно талантлив! Он выстроил по кирпичику «Песняры», а его жены методично нас разрушали. (На фото первый состав «Песняров»: (сидят слева направо) Валерий Мулявин, Валерий Яшкин, Владислав Мисевич,Леонид Борткевич, (стоят слева направо) Владимир Мулявин, Леонид Тышко, Александр Демешко. 1971 год)

- Мулявин был богат?

Нет, совершенно. Володя жил в обыкновенной «двушке», хотя и в центре Минска. Правда, у нас всех была негласная договоренность оставлять квартиры предыдущим женам. Так поступал и Мулявин. Когда развелся во второй раз, наскоро построил кооперативную квартирку, бытовые условия были скверные. Деньги как приходили, так и уходили. Сами понимаете, если человек страдает от такой болезни…

- Говорят, было время, когда Мулявин пытался побороть алкоголизм.

После сильных потрясений, угрозы развала коллектива Володя брался за голову. Перед 25-летием «Песняров» не пил целый год. Отметили эту дату, и Мулявин сорвался. В 1991 году Володе присвоили звание народного артиста СССР. Для него это было достаточно неожиданно. Тогда ему намекнули, что надо соответствовать. Володя продержался несколько месяцев. Он прекрасно понимал, что это болезнь, но лечиться не хотел. В конце концов «Песняры» просто развалились. «Белорусские песняры» стали фактически последним составом, где играют еще старики типа меня. Но если бы Мулявин смог тогда выстоять, был бы сейчас с нами. Ведь Володя от природы достаточно крепкий мужик и на голову не страдал, звездной болезнью никогда не болел. Вот мы вспоминали с ребятами его и говорили, что сейчас он был бы абсолютно ко двору.

- Думаете, он бы переехал в Москву?

Это было не обязательно. Мы уехали, потому что после смерти Мулявина нас хотели вернуть в государственную структуру. Но времена изменились, мы хотели работать сами на себя, поэтому и укатили в Москву, став «Белорусскими песнярами». Обидно за Вову. Кстати, последние несколько лет я принципиально не пил с Мулявиным, что очень раздражало Пенкину. Она считала это оскорблением.

- Вы ведь некоторое время работали директором «Песняров».

Тогда была предпринята еще одна попытка остановить Володю. Мы предложили ему выход: «Мы работаем, ты лечишься». К тому времени Мулявин уже начал выходить в непотребном виде на сцену. Он вроде остановился, вновь стал рулить «Песнярами», но сорвался. Несколько раз был на волосок от смерти. Последний случай оказался роковым.

- Значит, он сел за руль пьяным?

Я это знаю. И все знают в Минске… Десятки раз садился за руль выпивши. Он и на трезвую голову не очень хорошо водил машину, а когда «под газом»…

- Пенкина не заставляла мужа лечиться?

Она сама употребляла и наливала ему довольно часто. У Володи была еще родная сестра, милый человечек. В свое время она жила в Свердловске, но развелась с мужем и приехала в Минск. Володя купил ей и племяннице квартиру. Иногда, когда Мулявин «восставал» против Пенкиной, уходил к сестре. Она приводила его в порядок, возвращала к нормальной жизни. Пенкина ненавидела ее и сделала все, чтобы Володя с сестрой не общался. Потом лишила Мулявина общения и с нами. Лежал после аварии в больнице в Москве, а Пенкина давала ложную информацию, мол, он поправляется, все нормально. Как гренадер, стояла у его палаты: пусть только попробуют «эти» прийти!.. Обидно, сжег себя Володя. А ведь сколько сделать мог еще.

«Во время перестройки вышла статья о нас под названием «Песняров» погубили бабы и водка»

- Мулявин творил во время запоев?

Бывало и такое. Помню, пришел как-то к нему домой, Володя писал военную программу. Уже с утра поддавший. Говорю Свете: «Ты видишь, в каком он состоянии?» «Тебе этого не понять! - отвечает она. - Ты не творческий человек! Музыканту необходимо такое возбужденное состояние, он же гений!»

- Правда, что «Песняров» в свое время хотели сделать украинским коллективом?

Во время одной из первых поездок в Киев нас вызвал на разговор министр культуры Ростислав Бабийчук. Это было в 1971 году. Говорит Володе: «Знаю, вы русский человек, из Свердловска, но так прославляете белорусскую песню! Просто уникальный случай. У меня предложение к вам и вашим ребятам - сделайте то же самое для украинской песни! Я вам квартиру на Крещатике дам, ребятам - кооперативы». В то время от белорусских властей мы еще ничего не получили, только обещания. Сказали, что подумаем, но потом эту историю замяли. Мулявин сблизился с Первым секретарем ЦК КП Белоруссии Петром Машеровым, и мы начали жить как у Христа за пазухой. Ни о какой другой республике уже не мечтали.

- Помните свою последнюю встречу с Владимиром Мулявиным?

Тогда мы уже не работали вместе. Володе опять отдали «Песняров», я ушел в «Белорусские песняры». Но организация по-прежнему была одна - Белконцерт. Даже наши кабинеты были напротив. Володя все время набирал новых музыкантов. Долго никто не удерживался из-за того, что Мулявин выпивал. Чтобы не видеть всю эту возню, мы решили уехать в Москву. Наша последняя встреча с Володей состоялась в коридоре филармонии: обменялись приветствиями и разошлись. Как будто и не существовало 30 лет совместной работы. Потом, правда, был шаг к примирению с его стороны. В Москве, с большим опозданием, Мулявин отмечал 30-летие «Песняров». Его администратор позвонил, когда мы гастролировали по Уралу. «Приезжайте завтра в Москву, - говорит. - Володя хочет, чтобы вы тоже участвовали… » Но это было невозможно. К тому же мы понимали, что Пенкина не даст нам выйти на сцену ни при каких обстоятельствах.

- Вы ведь познакомились с Мулявиным еще во время службы в армии?

В 1964 году, - продол-жает Владислав Мисевич. - Я служил в штабном оркестре, а Володя - в ансамбле песни и пляски. Мулявин старше меня на четыре года. База у нас была одна - Дом офицеров, там и познакомились. После трех лет службы Мулявин подошел ко мне и спросил: «Хочешь дальше работать?» Для меня это была честь, я смотрел на Володю, как на своего кумира. Потом, с годами, мы не то чтобы стали ровней, но общались уже без стеснения, как мужики. Хотя по своим человеческим качествам и таланту Володя так и остался для меня на недосягаемой высоте.

- Говорят, Мулявин любил пользоваться своим сумасшедшим обаянием.

Оно просто перло из него! И он прекрасно это знал. Тень этого обаяния ложилась и на нас. Чего стоила его знаменитая улыбка! Не любить Володю было невозможно. Приедем в Украину - говорят, что Мулявин похож на Тараса Шевченко. В Белоруссии - на Янку Купалу и Якуба Коласа одновременно. Делали программу на стихи Владимира Маяковского, все говорили: «Мулявин - вылитый поэт!»

- Вы застали время, когда Мулявин был без усов?

В армии. Но как только уволился, тут же отпустил усы. Первое время говорил, будто ему лень бриться, но после того, как все стали нахваливать, что ему очень хорошо, оставил навсегда. Честно говоря, в сумасшедшем гастрольном графике мы мало времени уделяли внешнему виду. Бывало, давали по нескольку концертов в день. Сначала нам платили за концерт 33 рубля, а Володе добавлялся процент за руководство. Потом в Советском Союзе стали активно строить дворцы спорта. Выступая там, мы получали двойные ставки - 66 рублей. Это благоденствие длилось три-четыре года. Надбавки за дворцы сняли, оставив всего 20 рублей. Если во времена, когда мы получали 30 рублей, водка стоила 4 рубля 12 копеек, то позже, при ставке до 20 рублей за концерт, за спиртное надо было выложить уже10 рублей. Значит, с 15 бутылок водки мы докатились до двух (смеется). Вот и все наше богатство.

- Пить надо меньше…

Да раньше почти все музыканты так жили. Поэтому никто из нас и не разбогател. Только сейчас чувствуем себя более-менее нормально. И Муле хорошо бы жилось.

- В смысле, Мулявину?

Близкие друзья Володю Мулей называли. Да, не хватает нам его сейчас. Когда началась перестройка, разрешили все писать, вышла статья о нас с названием «Песняров» погубили бабы и водка».

- Это правда?

Наверное, да…

Мы стоим на крыльце песняровской студии. Музыканты, бывшие Володины коллеги, курят и рассуждают вслух. В прошлом году в сентябре Мулявин-младший уволился из ансамбля, проработав год и три месяца. Уже тогда пошли разговоры: мол, музыкант классный, но есть проблемы. Вспоминали, что Володя в конце 90-ых уже отмотал срок: за превышение самообороны ему дали год и семь месяцев. Сам Мулявин-младший говорил, что он защищал девушку. По иронии судьбы, в тюрьме он встретился... с коллегами отца. «Песняры» выступали в исправительном заведении с шефским концертом, и Валерий Дайнеко узнал Мулявина в толпе зэков. Володя был очень похож на своего отца.

Но, несмотря на отсидку, Володя, по мнению людей, знавших его, остался хорошим парнем. Поэтому нынешний срок по 328-ой статье Уголовного кодекса за наркотики, а тем более смерть в тюремной больнице стали для всех шоком. Но не полной неожиданностью...

Мы случайно узнали, что Володя умер, - признаются ребята. - Позвонили общие знакомые. Но его еще не похоронили. Мы ходили на Московское кладбище, могилы пока нет. Говорят, тело кремировали, для захоронения выдадут позже. Его должны подхоронить в могилу матери. Это на том же кладбище, где и Мулявин, только в стороне...

Музыкант он был от Бога, лабал здорово!

Год назад от Володи девушка ушла. Вроде бы даже в церковь какую-то... Тоже не выдержала этого всего.

Мы с ним говорили постоянно, каждый свои доводы приводил. Не то чтобы давили, просто разговаривали... Ведь все взрослые люди.

По врачам не водили. Уговор был такой: хочешь - работай...

Да все нормально было, мы вместе в тренажерный зал ходили, фитнесом занимались. Володя даже поправился. Девчонки стали на него обращать внимание...

Вячеслав ШАРАПОВ, руководитель государственного ансамбля «Песняры»:

До «Песняров» Володя работал штукатуром

В первый раз я увидел Володю на похоронах отца в 2003 году. И мне стало его жалко: худой, в плохой одежде... Было видно, что живется ему несладко. Хороший парень пропадает.

А где он тогда работал?

В каких-то строительных компаниях... Штукатурил. А между тем Володя был хорошим музыкантом. Поэтому я и позвал его в ансамбль. А еще из уважения к памяти отца. Два месяца мы на него нарадоваться не могли. Он изменился, даже внешне было видно, что всё у человека налаживается... Я не доктор, не нарколог, но потом стал замечать странности в поведении.

Говорят, с первого дня работы у вас лежало его заявление на увольнение, и уговор был такой: вы подписываете заявление, как только будет повод?

Это заявление было написано не сразу, а спустя 8 месяцев. Летом 2005 года в Ушачах ситуация стала нескрываемой, Володя уже не мог контролировать свое состояние... И тогда по моей просьбе он действительно написал заявление с открытой датой. Оно пролежало 4 месяца. А когда мы поехали на съемки в Москву на запись передачи Михаила Швыдкова «Жизнь прекрасна», и Володя прямо во время записи, выйдя из студии в нормальном состоянии, вернулся с изменившимся лицом, я понял, что дальше так нельзя... Нет, он вел себя абсолютно адекватно, никаких несуразностей себе не позволял. В поезде на обратном пути у него начались какие-то галлюцинации... Мы ничего не афишировали. Но музыканты из других коллективов уже стали замечать странные изменения, вдруг происходящие с Володей...

Хотя на концертах публика воспринимала его великолепно. Стоило объявить: «Владимир Мулявин, сын легендарного музыканта», - и зал взрывался аплодисментами. Правда, Володя не пел, у него не было такого же дара, как у отца... От этого он испытывал психологический дискомфорт. Ведь все от него этого ждали: сейчас выйдет и выдаст. Хотя низким голосом он пел очень красиво и чисто. Я уверен, распелся бы.

А у самого Мулявина не было мысли пригласить сына поработать?

Мы с ним как-то обсуждали, но, по-моему, Володя тогда отбывал наказание. Владимир Георгиевич, конечно, чувствовал вину за то, что чего-то недодал своим детям. Вот младший сын Валера получил свое - и любовь, и заботу. Я часто видел их вместе, с отцом они практически не расставались, Мулявин в этом парне души не чаял... А вот старшему...

А кроме сестры Марины у Володи были родные люди?

Нет. Мать умерла в 1999-ом. А со сводными братьями и сестрами общение не было близким. Марина намного старше Володи, и она была ему как мать...

Когда вы звали Володю в ансамбль, о проблемах с наркотиками вам не было известно?

Слухи до меня доходили, но мы поговорили с Володей начистоту, и он заверил меня: нет, нет, всё давно забыто.

КАК ЭТО БЫЛО

После рождения сына Володи Мулявин ушел из семьи

Володя - второй ребенок Мулявина, рожденный в браке с первой женой Лидией Кармальской. Кармальская была старше Мулявина, вместе с ней никому не известный музыкант приехал в Минск и смог устроится на работу в белорусскую филармонию.

Лидия работала в редком даже по тем временам жанре художественного свиста. Поначалу ее карьера складывалась даже более удачно, и она во многом помогала мужу. У Мулявина и Кармальской уже подрастала дочь Марина, "Песняры" гремели на весь Союз, и тут новость - в семье ожидается прибавление. Мулявин очень хотел сына. Но, как ни странно, его появление на свет сопровождалось достаточно трагическими обстоятельствами. Родился Володя 22 июня.

Вот как вспоминала события тех дней дочь Марина в интервью одной российской газете

«Если родишь сына, я не знаю, какое это будет счастье». И мама забеременела, несмотря на запрет врачей. Отцу они говорили: «Если ваша жена будет рожать, она не выживет». Мама решила оставить ребенка. Самой рожать ей не разрешили, планировали сделать кесарево сечение. Но роды начались раньше. Маму увезли на «Скорой» в обычную больницу. К счастью, она выжила... А когда наступил день выписки, все врачи, нарядная мама, акушерка с новорожденным на руках ждали папу, а он не пришел... Он опоздал на два часа...». Когда обиженная мама спросила, почему... «Я думал, ты правда умрешь», - ответил отец. После этого мама подала на развод».

Володя рос практически без отца. У Мулявина сразу же появилась новая семья. Во втором браке родилась дочь Ольга. К тому же, в середине 70-х "Песняры" колесили по всему Союзу, давали по 2 - 3 концерта день. А иногда - и по восемь! При таком концертном графике некогда растить детей. А в 1980-ом Мулявин женился на Светлане Пенкиной , в этом браке родился сын Валера. Ему сегодня 24.

Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года в Свердловске. Его предки были довольно зажиточными сибирскими купцами, держали свои магазины и получили хорошее образование, но с приходом советской власти были раскулачены. Отец Владимира Мулявина, Георгий Мулявин, был простым рабочим на заводе «Уралмаш», хорошо играл на гитаре, обладал музыкальным талантом, но рано ушёл из семьи к другой женщине, и матери Владимира, Акулине Сергеевне, пришлось воспитывать одной троих детей – старшего Валерия, Владимира и Наташу. Впоследствии Владимир Мулявин вспоминал, что мать почти не видел, так как ей приходилось много работать. Ее зарплата швеи была очень маленькой, чтобы обеспечить семью Акулине Сергеевне приходилось много работать и поэтому дети росли самостоятельными. Позже Владимир Мулявин рассказывал: «Мама говорила: «Что ты все время бренчишь? Когда делом займешься? Работой?» Однажды ко мне приехал друг и сказал: «Тебе надо работать в оркестре, ты будешь зарабатывать в два раза больше, чем токарь на заводе». Так я стал работать в оркестре, а было мне шестнадцать лет».

Владимир рано пристрастился к музыке, ещё в детстве ему довелось побывать в театре на показе оперы «Травиата», и его родные позже вспоминали, что маленького Володю буквально потрясло увиденное им восхитительное театрально представление. Он всё время спрашивал: «Где же такая страна? Где же люди такие живут?». В 12 лет Мулявин самостоятельно освоил игру на балалайке, затем научился играть на гитаре, и начал этим зарабатывать, играя в поездах, переходах и на улицах. К 14 годам он неплохо играл не только на гитаре и балалайке, но и на других струнных инструментах.

Позже Мулявин рассказывал, что ему очень повезло, и он встретил настоящего учителя. Им стал выпускник Харьковского института культуры и бывший политзаключённый Александр Иванович Навроцкий. Он был необычайно талантливым музыкантом-педагогом и первым разглядел в Мулявине не только настоящий самобытный талант, но и потрясающую работоспособность. Навроцкий занимался со своим воспитанником по шесть-семь часов в сутки, и результатом такой усердной работы стало поступление Мулявина в Свердловское музыкальное училище в 1956 году. Там он учился по классу гитары, остальные инструменты осваивал самостоятельно, при этом отлично играл даже на пианино. Там же он создал свою группу, игравшую джаз, и вскоре был отчислен из училища за «преклонение перед западной музыкой». Вместе с ним из училища были отчислены еще девять человек - все участники той группы. Но педагоги понимали, что Владимир Мулявин был удивительно талантливым учеником, и вскоре он снова смог вернуться в училище.

В 1965 году Владимир Мулявин был призван в армию, служил под Минском, но даже в армии Мулявин не оставлял занятия музыкой, создал вокальный квартет и принимал уча-стие в организации ансамбля Белорусского военного округа. Именно там, в армии, собрался первый состав будущей группы «Песняры» - это Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Валерий Яшкин и Александр Демешко. Вспоминал Владислав Мисевич: «Служили мы в разных ротах, но место репетиций было у всех общее – Дом офицеров. Там танцевали, играли разную музыку … подслушивали тайком «Голос Америки», джазовые композиции. Уже тогда Володя был потрясающим аранжировщиком!».

Увлечение джазом осталось страстью Мулявина на всю жизнь. Несмотря на строгие запреты того времени и недовольство руководства «увлечением западной музыкой», Владимир преклонялся перед талантом Джо Кокера и других зарубежных джазовых музыкантов. Уже в зрелом возрасте ему удалось побывать на концерте Кокера в Дортмунде. Му-лявин долго находится под впечатлением того, как двадцатитысячная толпа была единым целым, и как музыкант «держал» публику своим талантом. Впрочем, и сам Мулявин в полной мере владел этим даром. Народный артист республики Беларусь Александр Тиханович рассказывал о Мулявине: «На всю жизнь сохранилась в нём какое-то детское восприятие мира, какая-то наивность, доверчивость, открытость миру … Этот свет в глазах, эта распахнутость души …».

В 1968 году музыканты-сослуживцы создали ВИА «Лявоны», но это название не очень понравилось руководству филармонии. Лявон был комедийным персонажем белорусского фольклора. Так назывались белорусы, по аналогии с украинцами-хохлами и русским-иванами. Самим музыкантам название тоже не очень пришлось по душе. Тогда Леонид Тышко и Владислав Мисевич пошли в библиотеку и в стихах народного поэта Беларуси Янки Купалы нашли слово «песняр». Причем произведения этого белорусского классика чрезвычайно интересовали самого Мулявина, томик его стихов всегда был под рукой музыканта.

По признанию самого Мулявина, как только они стали «Песнярами», в их жизни многое сильно изменилось, особенно много дали группе поездки в глубинку, где сохранился белорусский фольклор в первозданном истинном виде. Именно Мулявин с «Песнярами» всколыхнул у всей страны интерес к народным белорусским песням, на тот момент уже почти забытым. Его всегда живо интересовала народная культура. Владимир не считал ее для себя чужой, и учил белорусский язык специально для того, чтобы лучше понимать народные напевы Беларуси. Владимир Мулявин рассказывал: «Надо было идти своим путем. Меня не устраивала эстрада в том виде, в котором она была тогда. Это был не наш путь. Мы взяли народные песни. Я их много слушал, впитывал в себя все лучшее. Мы добились успеха потому, что не были ни на кого похожи. Официально мы стали пер-вой группой, с которой начался жанр ВИА».

Впервые ВИА «Песняры» громко заявили о себе в 1970 году на четвёртом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве. Руководство Минской филармонии отпускать коллектив в Москву не очень хотело, ставка делалась на жену Мулявина – Лидию Кармальскую. В то время для артистов эстрады существовали строжайшие правила, у них не должно было быть длинных волос, усов и бород, им полагалось выступать в строгой одежде. Белорусские музыканты этим стандартам совсем не соответствовали, их «патлатые» головы, знаменитые мулявинские усы и цветные костюмы никак не могли понравиться столичному руководству. Но Мулявину удалось убедить все руководство, что внешний вид коллектива – это часть образа и часть народного белорусского костюма.

На фестивале «Песняры» произвели настоящий фурор исполнением белорусской народной песни «Ты мне весною приснилась». Публика была поражена звучанием забытой, а многим и вовсе неизвестной народной белорусской песни. Восхитительный вокал и безупречная музыкальная аранжировка сделали «Песняров» известными за несколько минут.

За всё время существования ансамбля в нём сменилось более полусотни музыкантов. Главным условием, которому они должны были соответствовать, был талант. Без яркого, безусловного и сильного таланта попасть в группу было невозможно. От своих талантливых музыкантов Мулявин требовал стопроцентной отдачи. Леонид Борткевич вспоминал: «Мы были как солдатики – вправо, влево, смотри сюда, встань туда … Иногда такие высокие ноты брал – кажется, уж куда лучше! А он недоволен, плохо! И в конце концов выяснялось, что он прав. Он был учителем, настоящим, от Бога». Но это не помешало Борткевичу в 1980 году покинуть своего учителя и уехать в Америку вместе с женой, гимнасткой Ольгой Корбут. Но жизнь за границей у него не задалась, и он вернулся на Родину уже в начале нового тысячелетия, на закате «Песняров», и даже не ожидал, что Мулявин вновь предложит ему петь песню «Берёзовый сок». Зал встречал «блудного сына» стоя, бешеными овациями.

В 1970-х годах «Песняры» переживали самый расцвет своей славы, их обожали, приглашали во все города Советского Союза, и руководство страны было обеспокоено столь высокой популярностью ансамбля. Из двух путей – придушить группу или приручить – был выбран второй. Партийная элита стала использовать «Песняров» в своих целях. Но и сам Мулявин использовал политиков. С их помощью он улаживал бытовые и прочие проблемы ансамбля, добывал редкие и дорогие инструменты, добивался хороших условий на концертах. С властью музыкант не боролся, но на компромиссы в творчестве не шёл. Он пел патриотические песни без фальши и пафоса, искренне и как всегда – талантливо. Бари Алибасов рассказывал: «Мне никогда не нравились все эти патриотические песни, написанные «по спецзаказу», всё это было слишком неискренне и наигранно … Но я не чувствовал никакого отторжения, слушая Мулявина. Даже зная, что и «Берёзовый сок», и «Молодость моя – Белоруссия» были написаны по приказу «сверху», эти песни было приятно слушать».

Мулявин обладал не только талантом аранжировщика, не только играл на всевозможных инструментах, он обладал уникальным, чистым и высоким тенором. Получив минимальное музыкальное образование, практически не учась вокалу, он тонко чувствовал и слышал музыку. Мулявин мог по много раз заставлять своих музыкантов перепевать одну и ту же ноту, добиваясь идеального звучания. Иногда это выглядело, будто бы он придирался, требуя невозможного, но на самом деле он не выносил фальши, не терпел ни единой неправильной ноты. Для Мулявина музыка была чем-то большим, чем просто сочетанием аккордов – он был с ней единым целым, сливался с песнями. Талантливых исполнителей для «Песняров» он находил везде – в других группах, ресторанах, порой ему достаточно было случайно услышать человека для того, чтобы потом пригласить его в группу. Причем, он не просто звал в группу – он ставил перед фактом, что музыкант дол-жен прийти на репетицию. Так попали в ансамбль Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров. «Песняры» в середине 1970-х годов были уже настолько популярны, что попасть в группу считалось невероятным везением. Но самые большие требования Мулявин предъявлял к самому себе, остальные участники группы автоматически подтягивались до его уровня. Владимир не мог себе позволить небрежного отношения к зрителям, не позволял себе недоработать, народную любовь он отрабатывал на сто процентов. Но все-народная и даже всемирная слава не могли заставить Мулявина заболеть «звёздной болезнью», он по-прежнему был скромным, весёлым и простым человеком. Муля – называли его коллеги, родные и близкие.

Спустя десять лет после неожиданного взлёта «Песняров» один за другим из коллектива начали уходить те, с кем Мулявин начинал работать. Вначале покинул коллектив Борткевич, а вслед за ним и Анатолий Кашепаров, у которого экзамены в ГИТИСе совпадали с выступлениями ансамбля, и он выбрал дипломный спектакль. Вскоре вслед за Борткевичем он покинул страну, и уехал в Америку. Там Кашепаров открыл пиццерию и занялся бизнесом. В 1999 году во Флориде он встретил Мулявина, и они вместе разговаривали о новых проектах. Но этим планам не суждено было сбыться. В 1981 году покинул ансамбль Леонид Тышко, а в 1988 году – балагур и «скоморох» Александр Демешко. Распад коллектива происходил постепенно, Мулявин несколько лет старался спасти люби-мое «детище», но тщетно. Люди, которые боготворили своего руководителя, разделяли с ним славу, не смогли поддержать его в сложный период, и не смогли остаться с ним. Позже музыканты обвиняли Мулявина в том, что он перестал заниматься группой, и у нее было мало концертов. Но в 1990-е годы концертов было мало у всех. Мулявин же, при-давленный грузом ухода близких людей, проблемами в группе, всё больше уходил в себя. За всё время существования «Песняров» - более тридцати лет – Мулявин написал более десяти неповторимых, уникальных и талантливых музыкальных программ. Но в последние годы существования группы новых песен они уже не исполняли, ездили со старым, привычным и любимым народом репертуаром.

С 1985 года Мулявин написал много песен, несколько рок-опер и музыкальных программ, но ни в Белоруссии, ни в России их не услышали. Последний диск с новыми песнями был записан им в 1994 году в Голландии. Тем временем в родном Минске музыканты существовали в нищенских условиях, репетировали в двух комнатах школы-интерната для глухонемых детей, со старыми инструментами. В 1997 году, когда сломался единственный студийный магнитофон, Мулявин написал резкую записку в министерство. Ответом стал приказ об отстранении Мулявина от должности директора ансамбля. Мулявин оставался на должности художественного руководителя, а должность директора занял бывший участник группы Владислав Мисевич. Мулявин говорил, что очень устал и не хочет жить, а артисты эстрады подписали просьбу президенту Лукашенко разобраться с ситуацией. Мулявина восстановили в должности, но вслед за Мисевичем ушли и остальные музыканты. Мулявин остался один, и набрал коллектив заново, после чего тридцатилетие группы было отпраздновано концертом в «Олимпийском» и закладкой звезды Мулявина на Аллее Славы. В 2001 году президент Белоруссии Александр Лукашенко вручил Мулявину высшую белорусскую награду - орден Франциска Скорины. Но, несмотря на славу и множество поклонников, Владимир Мулявин всю жизнь был очень одиноким человеком, он сам говорил, что вне творчества он скучный, погружённый в себя человек. Возможно, единственным по-настоящему близким человеком был брат Мулявина Валерий, так рано погибший.

14 мая 2002 года Владимир Мулявин попал в автомобильную аварию, в результате кото-рой получил тяжелейшие травмы. Врачи поставили ему диагноз «тетрапарез, повреждение спинного мозга с нарушением функций тазовых органов, закрытый перелом-вывих шестого позвонка, ушибленная рана затылочной области». Мулявин попал в реанимацию, вскоре из Минска Мулявин был переведен в Москву в больницу имени Бурденко, где проходил курс реабилитации, пытался сам есть, двигал руками, делал попытки встать. Мулявин мечтал вернуться в коллектив, его даже посетили журналисты и взяли интервью. Леонид Борткевич рассказывал: «Муля был патологически скромен. Именно из-за этой его скромности в последние годы «Песняры» очень мало звучали, нигде не светились. Ведь чем скромнее человек, тем меньше он говорит о себе, пропагандирует сам себя. Мулявин вообще был гений, но он сам не понимал этого, не знал этого, не догадывался об этом. Он ощущал себя самым обыкновенным человеком. Образно говоря, гений одевается в простую одежду. И еще. Гений везде сеет добро. Он все делал для людей. Но так, чтобы люди этого не заметили. Да и звания ему были не нужны. Но именно с этого и начинается художник. Мулявин – это Высоцкий в своем жанре. Он работал на износ, работал всегда. На гастролях все идут на пляж, а он сядет в сторонке, берет бумагу и пишет, пишет, пишет… Отдыхал он мало. Поэтому у него было слабое здоровье. Дважды он перенес клиническую смерть, но врачи возвращали его…».

Несмотря на усилия врачей, Владимир Мулявин ушел из жизни 26 января 2003 года в возрасте 62-х лет. Прощание с ним прошло в Москве, и по просьбе множества людей - в Минске.

Владимир Мулявин был похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Светлана Пенкина — популярная советская актриса, получившая известность, после роли в кинофильме «Хождение по мукам».

Рождение звезды

Будущая актриса родилась 6.06.1951 года в столице Белорусской ССР. Отец – А. П. Пенкин (полковник) и мать – В. Е. Пенкина (преподаватель) не имели никакого отношения к миру искусства.

Однако это вовсе не помешало им развить в своих детях тягу к кинематографу и театру.

Первая высота

С ранних лет, обладающая незаурядной внешностью Света, лелеет мечты о большой сцене. Тем более, что у глазастенькой девчушки оказался природный актерский талант.

Родители не стали препятствовать счастью своего темпераментного ребенка и сразу же после окончания школы, Светлана пошла учиться в академию искусств, расположенную в ее родном городе.

Одаренная девушка попала в группу бывшего руководителя вуза, Александра Бутакова.

Дебют

В 1971 году был творческий дебют в биографии Светланы Пенкиной. Она сыграла роль в кинокартине С. Третьякова «День моих сыновей», являясь студенткой театрального вуза. И практически сразу, юная актриса снялась к киноленте «Могила льва». И после этого, в течение четырех лет Светлана не снималась в кино.

Снова в строю

После длительного перерыва, актриса с головой уходит в работу и поражает режиссеров своей трудоспособностью.

В 1975 году Светлана снялась в кинокартине Х. Какабаева «Цвет золота» (Зоя).

И почти сразу же актриса получила роль в короткометражном фильме В. Станкевича «У синей бухты».

Роль, подарившая славу

Когда Светлане исполнилось 26 лет, В. Ордынский пригласил ее в свой тринадцатисерийный проект «Хождение по мукам». Кинолента является экранизацией одноименного романа А. Толстого. (это была ее дипломная работа).

Девушка блестяще сыграла роль Кати Булавиной и, как говорится, проснулась знаменитой. Хрупкая, утонченная и невероятно грациозная Светлана перевоплотилась в свою героиню и сразу же завоевала любовь советского зрителя.


Фото: Светлана Пенкина в фильме «Хождение по мукам»

Сериал завоевал большую популярность, во многом, благодаря прекрасному актерскому составу: , А. Лазарев и мн. др.

После выхода киноленты на экраны, Светлана стала очень востребованной актрисой. Известнейшие режиссеры предлагали ей роли в своих фильмах, однако новоиспеченная звезда очень часто отказывалась.

После «Хождений по мукам» Пенкина снялась в фильмах «Пыль под солнцем», «Приказ номер один».

Новые высоты

Музыкальная кинокомедия «Берегите женщин» сразу пришлась по душе советскому зрителю и стала хитом проката. Актриса сыграла одну из главных ролей (Ольга) и ряды ее поклонников пополнились. Не лишним будет добавить, что эта кинолента пользуется популярностью до сих пор.

В 1982 году известная артистка снялась в киноленте «Солнечный ветер», где рассказывается о девушке-ученом Лидии. После выхода киноленты, Светлана уходит в декретный отпуск, чтобы воспитывать своего маленького сына. На протяжении трех лет актриса не снялась ни в одном фильме.

Когда Светлане исполнилось 34 года, она сыграла в телевизионном сериале «Грядущему веку»(Вика).

Больше актриса не снялась ни в одном фильме. Однако актрису можно было увидеть в роликах новостей или документальных проектах.

Личная жизнь

Светлана не обнародовала свою личную жизнь, находясь в активном поиске. Все дело в том, что актриса мечтала о надежном муже и детях, а многочисленные поклонники не подходили для создания семьи.

Она была очень красивой девушкой, но до 30 лет оставалась свободной.


Фото: Светлана Пенкина с мужем и ребенком

Когда проходила переозвучка реплик в киноленте «Хождение по мукам», С. Пенкина познакомилась с мужским коллективом «Песняры». Ребята записывали новый хит в соседней студии звукозаписи и случайно столкнулись с очаровательной актрисой.

Именно тогда судьба свела Свету с будущим супругом, руководителем «Песняров», музыкантом Владимиром Мулявиным.

Светлана была моложе дважды разведеного Мулявина на 10 лет, но ее это ничуть не смущало. Когда на экраны вышел фильм «Берегите женщин» (1981), мужчина сделал предложение своей избраннице. Светлана ответила согласием и вскоре молодые люди сочетались законным браком.

Уже во время бракосочетания, девушка не захотела менять фамилию. Но чтобы не обидеть любимого, Светлана взяла двойную фамилию (Пенкина-Мулявина).

Как рассказывают очевидцы, при знакомстве Светлана всегда представлялась, как Светлана, жена Владимира Мулявина.

Фото: Светлана Пенкина с мужем Владимиром Мулявиным

В 1982 году у пары родился сын Валерий. Ради него Светлана оставила кинематограф на три года и самозабвенно меняла пеленки, готовила кашки.

Семейная жизнь приносила супругам много радости, ведь их брак был построен на взаимной любви. Светлана практически не ссорилась с мужем и даже в самых спорных ситуациях готова была искать компромиссы.

Совместная работа над проектами сближала, а поездки на отдых, выступления и воспитание сына приносили ни с чем несравнимую радость.

В 1987 году Владимир и Светлана работали над спектаклем «Во весь голос», который был поставлен по мотивам произведений .

Весной 2002 года горячо любимый супруг Светланы попал в чудовищную автокатастрофу. На протяжении семи месяцев врачи боролись за жизнь мужчины.

После смерти Владимира, был основан музей ансамбля «Песняры».

Причина смерти

Светлана Пенкина-Мулявина прожила интересную жизнь и скончалась в 65 лет, пережив своего супруга на четырнадцать лет.

В течение нескольких дней женщина не звонила своему сыну и не отвечала на его звонки. В конце концов, обеспокоенный Валерий приехал в квартиру матери и нашел ее бездыханное тело.

Фото: памятник светлане пенкиной

После вскрытия стала известна причина смерти – остановка сердца. Однако, почему-то уголовное дело все же завели.

Официальная дата смерти актрисы – 20.10.2016 года. Похоронили Светлану Пенкину в столице Белоруссии, на Восточном кладбище.

Ее фотография помещена на стенд лучших выпускников БГАИ.

Избранная фильмография

  • 1971 - Могила льва
  • 1974 - Хождение по мукам
  • 1977 - А у нас была тишина…
  • 1981 - Берегите женщин
  • 1982 - Солнечный ветер
  • 1985 - Грядущему веку

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Нехватка запятых, дефицит точек, неровный почерк на листочке в линеечку. Скупые факты из жизни человека, популярность которого в Советском Союзе в следующие несколько десятилетий будет феерической: «Я, Мулявин Владимир Георгиевич, родился 12.01.1941 г. в Свердловске в семье рабочих. С 1945 года воспитывался без отца. В 1946 приехал в Магнитогорск к дяде. Здесь я окончил 9 классов. Музыкой я стал заниматься 1950, занимался на гитаре у педагога-частника. В 1955 приехал в Свердловск и поступил в музучилище, где учился 2 года. С 1957 начал работать...». Дата - 9 октября 1958 года. Подпись - В. Муля...

Автобиография 17-летнего Володи Мулявина, будущего создателя легендарных «Песняров», много лет хранится в архиве Томской филармонии. Вместе с приказами о приеме на работу и увольнении. О том, что такие документы существуют, наверное, никто бы и не вспомнил, если бы не минская журналистка Ольга Брилон, которая в процессе подготовки к 75-летию со дня рождения Владимира Мулявина установила, что он в конце 50-х работал в Томске.

Из приказа: «Зачислить тов. Мулявина Владимира Георгиевича в эстрадный сектор гитаристом с 1 октября 1958 года на условиях трудового соглашения. Директор Томской Облфилармонии - В.Цейтлин».

Виктор Цейтлин, возглавлявший Томскую Облфилармонию с 1948 по 1964 год, потребность в кадрах испытывал острую. При нем в филармонии играли три оркестра - симфонический, духовой и эстрадный, выступали цыганский ансамбль и сразу несколько эстрадных бригад, пели солисты-вокалисты, развлекали людей аттракционы, мюзик-холл, цирковые программы. Причем, программы обновлялись еженедельно. Газета «Красное знамя» вспоминает: «Музыканты ехали в Томск охотно, зная, что здесь будет интересная и денежная (!) работа... Виктор Соломонович обладал безошибочным чутьем на всякого рода халтуру, умел заметить талант в молодом исполнителе, поддержать, дать старт в будущее...»

В феврале 1959 года в книге приказов по Томской филармонии появилась новая запись: «Зачислить Кармальскую Лидию Алексеевну в эстраду артисткой оригинального жанра с 20 февраля на основаниях трудового соглашения». Здесь начинается первая глава любовного романа двух невероятно талантливых людей. Этот факт долгое время оставался неизвестным не только для всех биографов Владимира Мулявина, но и для его дочери от брака с Лидией Кармальской - Марины. Вот, что она рассказывала журналу «Иные берега» в 2011 году о детстве и юности отца:

«Его родители рано развелись. В семье было трое детей: папа, брат Валерий, сестра Наташа. Маме, моей бабушке, было тяжело их растить. Она работала швеей, зарплата маленькая. Папа увлекся музыкой с детства. Его учителем в музыкальной школе был бывший политзаключенный. Он разглядел в папе талант. Занимался с ним ежедневно по 5-7 часов. Потом папа учился в Свердловском музыкальном училище по классу гитары. В 15 лет он создал ансамбль. Всех девятерых его участников отчислили из училища за увлечение западной музыкой. Ансамбль начал самостоятельно гастролировать по Свердловской области.

В 18-летнем возрасте на одном из концертов папа познакомился с мамой. Моя мама Лидия Кармальская была яркой красавицей. Она выступала на эстраде, была мастером художественного свиста. Какое-то время работала с Кобзоном. Потом выступала как конферансье с «Песнярами». Папа в нее страстно влюбился. Мама была старше его на три года».

То, что Лидия Кармальская была красавицей, мастером художественного свиста и старше Владимира Мулявина - чистая правда. Только, выходит, познакомились они не на одном из концертов, а в Томской филармонии. Служебный роман развивался стремительно. Паре хватило полугода, чтобы понять: их отношения - это всерьез и надолго. Вместе с эстрадным ансамблем они побывали в Курганской, Челябинской, Тюменской областях, ездили по городам Томской области на гастроли, где и проверяли крепость своих чувств. В том же, 59-м, году зарегистрировали брак.

На фото: Владимир Мулявин и Лидия Кармальская крайние справа

Приказ об увольнении пары Виктор Цейтлин подписал в августе 1959 года: «Освободить от работы в филармонии артистов эстрады с 1 августа 1959 года: Мулявина В., Кармальскую Л. согласно поданному заявлению».

С этого момента дороги будущего «песняра» и Томска разошлись. На 15 лет. На место талантливого гитариста и его супруги в Томскую филармонию пришли другие молодые исполнители. А пара, пожив какое-то время на Урале, переехала в Белоруссию.

«После женитьбы они с мамой приехали на гастроли в Минск, - вспоминает Марина Мулявина в журнале «Иные берега». - Пришли в магазины, а там прилавки полные. Петр Миронович Машеров тогда многое делал для своей республики. Мама удивилась: «Наверное, в этот магазин комиссия приехала». Зашли в другой – там то же самое. В третий… Мама сказала: «Володя, мы будем жить только здесь».

И Владимир Мулявин остался. Влюбился в белорусскую природу, белорусский фольклор, создал группу и написал песни, которые уже полвека люди любят и поют. А в Томск Владимир Мулявин возвращался в 1974 году - на пике популярности «Песняров». Гастроли тогда шли с аншлагом целую неделю во Дворце спорта.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...