Фантасты братья стругацкие оглавление. Биография братьев стругацких


Используйте - ""Сохранить объект как.."" правой кнопкой мыши

Бога ради, НЕ ЧИТАЙТЕ тексты с экрана! Подумайте о своем зрении, а также, что немаловажно, об издателях. Ведь Ваше стремление иметь у себя книги Стругацких есть залог их ответного стремления эти книги издавать. Если же Вы, несмотря ни на что, выбираете вариант с нижеследующими текстами, то лучше всего, опять же, не читать с экрана, а прибегнуть к услугам "бытовой полиграфии" - принтеру (лучше всего - лазерному).

  • Все тексты представлены в виде ZIP архивов в DOS (ALT) кодировке.
  • Макрос для Microsoft Word"а позволит легко и быстро отформатировать тексты.
    ВЕЩИ, НАПИСАННЫЕ СОВМЕСТНО

    Повести и Романы

    Цикл о начале 21-го века (1958 - 1965)

    В этот цикл, посвященный началу 21-го века входят, в основном, ранние произведения Стругацких (почти что все ранние рассказы также посвящены этой теме). Все эти произведения написаны в стиле т.н. "бодренькой фантастики", кроме повести "Хищные вещи века", которая, хоть и посвящена тому же временному периоду, написана уже в "философском" стиле, который был характерен для более "зрелых" Стругацких.

Цикл посвященный 22-му веку (1961 - 1987)

Этот цикл включает в себя произведения, написанные Стругацкими в течении более чем 20-ти лет. Все эти произведения были написаны Стругацкими в тот период, когда они уже стали известными писателями. Трилогия о Максиме Каммерере ("Обитаемый остров", "Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер") и повесть "Трудно быть богом" безусловно являются лучшими произведениями этого цикла. Также к этому циклу отнесена повесть "Беспокойство", которая является первой версией знаменитой "Улитки на склоне".

    201k Возвращение (Полдень. ХХII век)
    100k Далекая Радуга
    122k Малыш
    84k Парень из преисподней
    85k Попытка к бегству
    152k Трудно быть богом
    280k Обитаемый остров
    159k Жук в муравейнике
    124k Волны гасят ветер
    82k Беспокойство (Улитка на склоне-1)

Юмористический цикл о НИИЧАВО (1965 - 1968)

Юмористические произведения "Понедельник начинается в субботу" и "Сказка о Тройке" составляют цикл, посвященный т.н. Научно-Исследовательскому Институту Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО) и его сотрудникам - современным волшебникам.

Произведения, не объединенные в циклы

Некоторая часть произведений не была объединена писателями в циклы. Но не смотря на то, что эти произведения стоят как бы особняком от других "цикловых" произведений, многие из них являются наиболее сильными вещами Стругацких. Самыми известными из них являются, безусловно, повесть "Пикник на обочине", неоднократно удостоенная многих отечественных и зарубежных наград, роман "Град обреченный", повесть "За миллиард лет до конца света" и повесть "Улитка на склоне". Также следует отметить повесть "Извне" - самое первое произведение Стругацких, и "Повесть о дружбе и недружбе", в которой авторы впервые попробовали себя в жанре детской фантастики.

    77k Второе нашествие марсиан
    167k Гадкие лебеди
    327k Град обреченный
    101k
    54k Извне
    149k Отель "У Погибшего Альпиниста"
    176k Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя
    135k Пикник на обочине
    43k Повесть о дружбе и недружбе
    171k Улитка на склоне
    125k Хромая судьба

Рассказы

Практически все написанные Стругацкими рассказы являются ранним этапом их творчества и, как бы развивают тему "утопии" (см. раздел "Творчество АБС" на нашей странице) являвшуюся доминантной в раннем периоде творчества братьев.

    17k Белый конус Алаида
    4k Бедные злые люди
    6k В наше интересное время
    20k Забытый эксперимент
    16k Испытание "СКИБР"
    10k Первые люди на первом плоту
    8k Песчаная горячка
    17k Спонтанный рефлекс
    18k Частные предположения
    23k Человек из Пасифиды
    13k Чрезвычайное происшествие
    17k Шесть спичек
    12k Ночь на Марсе
    14k Глубокий поиск
    11k О странствующих и путешествующих
    16k Почти такие же
    16k Поражение

Сценарии

Здесь представлены сценарии, написанные братьями Стругацкими. Некоторые из них были экранизированы. В тех случаях, когда название сценария не совпадает с названием произведения, на основе которого он был создан, последнее указанно курсивом.

    51k Дни затмения За миллиард лет до конца света

Стоит ещё раз кратко рассмотреть, с какими видовыми условностями фантастики мы встречались у Стругацких:

А. Технологическая утопия классической жюль-верновской разновидности. В реалистично взятый мир современности вторгается фантастический элемент, который является основной целью описания – рассматриваемый серьёзно, полностью рациональный и правдоподобный. Писатели четко обозначают истинность его описания («Извне»).

Б. Пародия на этот тип утопии. В современную действительность вторгается фантастический элемент, с виду и формально он является основной целью описания. Мнимо описываемый как истина, как бы рационально и правдоподобно, на самом деле он очевидным образом иррациональный и сказочный. Противоречие между сутью фантастических мотивов и их формальной функцией в произведении и их трактовкой является источником комизма («Понедельник начинается в субботу», частично «Сказка о Тройке»).

В. Социально-технологическая утопия нового типа. Фантастические элементы разрастаются до размеров целого фантастического мира, соединяются в него. Как целое он является рациональным, правдоподобным, является основным субъектом авторского описания, выполненного как истинное. Стругацкие создали утопию начала коммунизма («Страна багровых туч» и т.д.) и развитого коммунизма («Возвращение»). Непоследовательной, неудавшейся пародией этой условности являются «Хищные вещи века».

Г. Современная НФ. Предварительно разработанный или же ad hoc спроектированный мир утопии уже является не главным субъектом описания, а фоном соответствующего действия – переживаний героев. Именно они являются главным носителем смыслов произведения. Фантастический элемент, из которого «складывается» фон действия, – правдоподобный, рациональный и реалистично описан (то есть так же, как фон действия в реалистических, исторических и современных повестях). Иногда он ещё сохраняет истинность или описан так, как будто сохраняет её. Произведения НФ наших авторов эксплуатируют или их коммунистическую утопию («Обитаемый остров» и т.д.) или неопределённый мир близкого будущего («Пикник на обочине»), а иногда находятся как бы «на полпути» между Утопией и НФ: «Трудно быть богом», «Далёкая Радуга» и др.

Д. Различные условности, нарушающие НФ, а именно:

1) формально прикидывающаяся НФ – мнимо выполняет её условности, но фантастические элементы, как используемые в качестве фона, так и составляющие центр действия, являются прежде всего аллегориями действительных, реальных жизненных явлений. Их аллегоричность может быть формально совершенно не подчёркнута («Гадкие лебеди») или явно выражена («Второе нашествие марсиан»);

2) кроме аллегоризации наступает определённое нарушение правдоподобности фантастичности. Например, посредством введения нарушений физики представленного мира, использования поэтики сна («Улитка на склоне», ч. II) или другим способом, как в «Попытке к бегству»;

3) перестаёт преобладать принцип и физической, и моральной правдоподобности, а фантастический элемент (исходно взятый из утопии) лишён и истинности, и самостоятельного, и даже аллегорического смысла. Действительность произведения носит тогда полностью условный характер, а его проблематика – чисто развлекательная. Я имею в виду случай «современной сказки» – «Экспедицию в преисподнюю», в которой Стругацкие почерпнули одновременно как из сокровищницы типичных мотивов коммунистической утопии, так и из американской классической «space-opera».

Произведениями «современного течения» (так же, как частично и повестью «Град обреченный», находящейся словно «на полпути» между этими произведениями и типами Д/1 и Д/2) Стругацкие совершили как бы диалектический поворот к началам своего творчества и одновременно – к утопической традиции научной фантастики. Снова фантастический элемент вторгается в реалистично представленный современный мир. Только теперь этот элемент не является субъектом описания, он не правдоподобный (самое большее, он сообразен общепринятым типичным мотивам научной фантастики) и даже не аллегорический. Его можно трактовать лишь как предлог, поскольку в этих произведениях, также, как и в условности НФ, главным носителем смысла произведения являются переживания героев, а не фантастический мотив. Такие повороты чаще всего означают создание чего-то нового. Можно интуитивно утверждать, что возникает явление, аналогичное магическому реализму, или поэтике абсурда, или же, например, условности «Мастера и Маргариты».

Этот вывод пока интуитивен, и неизвестно, чем всё это закончится. Идею должны бы подхватить другие творцы. Стругацкие, правда, уже один раз, на пороге своей писательской зрелости, «на свой страх и риск» совершили жанровый переворот, становясь – скажем открыто – настоящими архитекторами жанра НФ в советской литературе, до тех пор практиковавшей утопию. Такие творческие приключения являются уделом лишь самых выдающихся писателей...


Аркадий и Борис Стругацкие на балконе. 1980-е Имя при рождении:

Аркадий Натанович Стругацкий, Борис Натанович Стругацкий

Псевдонимы:

С. Бережков, С. Витин, С. Победин, С. Ярославцев, С. Витицкий

Дата рождения: Гражданство: Род деятельности: Годы творчества: Жанр:

Научная фантастика

Дебют: Премии:

премия «Аэлита»

Произведения на сайте Lib.ru rusf.ru/abs

Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие) - братья Аркадий Натанович (28.08.1925 г., Батуми - 12.10.1991 г., Москва) и Борис Натанович (15.04.1933 г., Санкт-Петербург - 19.11.2012 г., Санкт-Петербург), советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Аркадий Стругацкий окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949), работал переводчиком с английского и японского языков, редактором.

Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского университета (1955) по специальности «звездный астроном», работал в Пулковской обсерватории.

Борис Натанович начал писать с начала 1950-х гг. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого - повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“».

В январе 1958 г. в журнале «Техника - молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев - научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса - предупреждение «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990).

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев : бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-1991), опубликованную в 1993 г. .

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 г. Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003).

Стругацкие являются авторами ряда киносценариев. Под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин братьями были переведены с английского романы Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий перевёл с японского рассказы Акутагавы Рюноскэ, романы Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневековый роман «Сказание о Ёсицунэ».

Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).

Именем Стругацких названа малая планета [[(3054) Стругацкия|№ 3054, открытая 11.09.1977 г. в Крымской астрофизической обсерватории.

Братья Стругацкие - лауреаты медали «Символ Науки».

Очерк творчества

Первое заметное произведение братьев Стругацких - научно-фантастическая повесть «Страна багровых туч» (1959). По воспоминаниям, повесть «Страна багровых туч» была начата на спор с женой Аркадия Натановича - Еленой Ильиничной. Связанные общими героями с этой повестью продолжения - «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить. Стругацкие расцвечивают традиционные фантастические схемы остросюжетными ходами и коллизиями, живостью образов, юмором.

Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране. Их книги в этот период пронизаны духом оптимизма, веры в прогресс, в способность человеческой природы и общества меняться к лучшему. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962).

Начиная с повестей «Трудно быть богом» (1964) и «Понедельник начинается в субботу» (1965), в творчестве Стругацких появляются элементы социальной критики, а также моделирования вариантов исторического развития. Повесть «Хищные вещи века» (1965) написана в традициях популярного на Западе «романа-предупреждения».

В середине 1960-х гг. Стругацкие становятся не только популярнейшими авторами в жанре научной фантастики, но и выразителями настроений молодой, оппозиционно настроенной советской интеллигенции. Их сатира направлена против всевластия бюрократии, догматизма, конформизма. В повестях «Улитка на склоне» (1966–1968), «Второе нашествие марсиан» (1967), «Сказка о Тройке» (1968) Стругацкие, мастерски используя язык иносказаний, приемы аллегории и гиперболы, создают яркие, гротескно заостренные картины социальной патологии, порождаемой советским вариантом тоталитаризма. Все это навлекло на Стругацких резкую критику со стороны советского идеологического аппарата. Некоторые из уже опубликованных ими произведений были фактически изъяты из обращения. Роман «Гадкие лебеди» (закончен в 1967, опубликован в 1972 г., Франкфурт-на-Майне) был запрещен и распространялся в самиздате . Их произведения с огромным трудом выходили в малотиражных изданиях.

В конце 1960-х и в 1970-х гг. Стругацкие создают ряд произведений с преобладанием экзистенциально-философской проблематики. В повестях «Малыш» (1970), «Пикник на обочине» (1972), «За миллиард лет до конца света» (1976) на первый план выдвигаются вопросы конкуренции ценностей, выбора линии поведения в критических, «пограничных» ситуациях и ответственности за этот выбор. Тема Зоны - территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров - смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 г. по сценарию Стругацких.

В романе «Град обреченный» (написан в 1975, опубликован в 1987) авторы строят динамическую модель советского идеологизированного сознания, исследуют различные фазы его «жизненного цикла». Эволюция главного героя романа, Андрея Воронина, символически отображает духовный опыт поколений советских людей сталинской и постсталинской эпох.

Последние романы Стругацких - «Жук в муравейнике» (1979), «Волны гасят ветер» (1984), «Отягощенные Злом» (1988) - свидетельствуют о кризисе рационалистической и гуманистическо-просветительской основ мировоззрения авторов. Стругацкие ставят теперь под сомнение как концепцию общественного прогресса, так и могущество разума, его способность находить ответ на трагические коллизии бытия.

В ряде произведений Стругацких, отец которых был евреем, заметны следы национальной рефлексии. Многие критики видят в романах «Обитаемый остров» (1969) и «Жук в муравейнике» аллегорическое изображение положения евреев в Советском Союзе. Один из главных персонажей романа «Град обреченный» - Изя Кацман, в жизни которого сконцентрировались многие характерные черты судьбы галутного (см. Галут) еврея. Публицистически откровенная критика антисемитизма содержится в романе «Отягощенные Злом» и в пьесе «Жиды города Питера» (1990).

Стругацкие всегда считали себя русскими писателями, однако к аллюзиям на еврейские темы, размышлениям о сущности еврейства и его роли в мировой истории они обращались на протяжении всего творческого пути (особенно с конца 1960-х гг.), это обогащало их произведения нетривиальными ситуациями и метафорами, сообщало дополнительный драматизм их универсалистским поискам и прозрениям.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 г. продолжалось интервью, в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.

Собрания сочинений Стругацких

До сих пор на русском языке опубликованы четыре полных собрания сочинений А. и Б. Стругацких (не считая различных книжных серий и сборников). Первые попытки издать собрание сочинений авторов предпринимались в СССР с 1988 г., в результате чего в 1989 г. издательством «Московский рабочий» было издано двухтомное собрание «Избранных сочинений» тиражом 100 тыс. экз. Его особенностью был текст повести «Сказка о Тройке», специально подготовленный авторами для данного собрания, представляющий собой промежуточный между «ангарским» и «сменовским» вариант.

Полные собрания сочинений Стругацких на сегодняшний день составляют:

  • Собрание сочинений издательства «Текст», основной корпус которого вышел в 1991-1994 гг. под редакцией А. Мирера (под псевдонимом А. Зеркалов ) и М. Гуревича. Собрание сочинений было выстроено в хронологически-тематическом порядке (например, в одном томе публиковались «Полдень, XXII век» и «Далёкая Радуга», а также «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»). По требованию авторов в собрание не была включена их дебютная повесть «Страна багровых туч» (вышла только в составе второго дополнительного тома). Первые тома печатались тиражом 225 тыс. экз., последующие - 100 тыс. экз. Первоначально предполагалось издание 10 томов, к каждому из которых А. Мирер написал краткое предисловие, ему же принадлежала биография А. и Б. Стругацких в первом томе - первая из опубликованных. Большинство текстов издавалось в «канонических» вариантах, известных поклонникам, однако пострадавшие от цензуры «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров» впервые были опубликованы в авторской редакции, а «Сказка о Тройке» - в версии 1989 г. В 1992-1994 гг. увидели свет четыре дополнительных тома, включающие некоторые ранние вещи (в том числе «Страна багровых туч», включённая по требованию читателей), драматургические произведения и киносценарии, литературная запись фильма А. Тарковского «Сталкер» и вещи, опубликованные А. Н. и Б. Н. Стругацкими самостоятельно. Они печатались тиражами от 100 тыс. до 10 тыс. экз.
  • Книжная серия «Миры братьев Стругацких» , издававшаяся по инициативе Николая Ютанова издательскими фирмами Terra Fantastica и АСТ начиная с 1996 г. В настоящее время издание перешло к издательству «Сталкер» (Донецк) в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». По состоянию на сентябрь 2009 г. в рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 3000-5000 экз. (допечатки следуют ежегодно). Тексты скомпонованы тематически. Данная книжная серия по сей день остаётся самым представительным собранием текстов, связанных с жизнью и творчеством А. и Б. Стругацких (например, переводы западной фантастики, выполненные Стругацкими, не публиковались в прочих собраниях сочинений, как и ряд драматургических произведений). В рамках серии опубликованы 6 книг проекта «Неизвестные Стругацкие», содержащие материалы архива Стругацких - черновики и нереализованные рукописи, рабочий дневник и личная переписка авторов. «Хромая судьба» публиковалась отдельно, без вставной повести «Гадкие лебеди». «Сказка о Тройке» впервые опубликована в обеих редакциях - «ангарской» и «сменовской», и с тех пор переиздаётся только таким образом.
  • Собрание сочинений издательства «Сталкер» (Донецк , Украина), реализованное в 2000-2003 гг. в 12 томах (первоначально предполагалось издание 11 томов, вышедших в 2000-2001 гг.). Иногда его называют «чёрным» - по цвету обложки. Главным редактором выступила С. Бондаренко (при участии Л. Филиппова), тома выходили тиражом 10 тыс. экз. Главной особенностью этого издания стала его приближенность к формату академического собрания сочинений: все тексты были тщательно сверены с первоначальными рукописями (когда это было возможно), все тома снабжены подробными комментариями Б. Н. Стругацкого, избранными фрагментами из критики своего времени и т. п. сопутствующими материалами. 11-й том был посвящён публикации ряда законченных, но не опубликованных в своё время сочинений (например, дебютный рассказ А. Н. Стругацкого «Как погиб Канг» 1946 г.), в его составе также вышла значительная часть публицистических произведений Стругацких. Все тексты собрания сочинений были сгруппированы в хронологическом порядке. В состав 12-го (дополнительного) тома включена монография польского литературоведа В. Кайтоха «Братья Стругацкие», а также переписка Б. Н. Стругацкого с Б. Г. Штерном. В электронном виде данное собрание сочинений доступно на официальном сайте А. и Б. Стругацких. В 2004 г. вышел дополнительный тираж (с теми же ISBN), а в 2007 г. - это собрание сочинений перепечатано в Москве издательством «АСТ» (также в обложках чёрного цвета) как «второе, исправленное издание». В 2009 г. оно же вышло в ином оформлении, хотя также указывалось, что его оригинал-макет изготовлен издательством «Сталкер». Тома в издании «АСТ» 2009 г. не нумерованы, а обозначены годами написания включённых в них текстов (например, «1955 - 1959 »).
  • Собрание сочинений издательства «Эксмо» в 10 томах, реализованное в 2007-2008 гг. Тома издавались как в рамках серии «Отцы-основатели», так и в разноцветных обложках. Содержание его не следовало хронологическому порядку, тексты издавались по собранию сочинений «Сталкера» с приложением «Комментариев к пройденному» Б. Н. Стругацкого.

Библиография

Указан год первой публикации

Романы и повести

  • 1959 - Страна багровых туч
  • 1960 - Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 г.)
  • 1960 - Путь на Амальтею
  • 1962 - Полдень, XXII век
  • 1962 - Стажёры
  • 1962 - Попытка к бегству
  • 1963 - Далёкая Радуга
  • 1964 - Трудно быть богом
  • 1965 - Понедельник начинается в субботу
  • 1965 - Хищные вещи века
  • 1990 - Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 г.)
  • 1968 - Улитка на склоне (написана в 1965 г.)
  • 1987 - Гадкие лебеди (написаны в 1967 г.)
  • 1968 - Второе нашествие марсиан
  • 1968 - Сказка о Тройке
  • 1969 - Обитаемый остров
  • 1970 - Отель «У Погибшего Альпиниста»
  • 1971 - Малыш
  • 1972 - Пикник на обочине
  • 1988-1989 - Град обреченный (написан в 1972 г.)
  • 1974 - Парень из преисподней
  • 1976-1977 - За миллиард лет до конца света
  • 1980 - Повесть о дружбе и недружбе
  • 1979-1980 - Жук в муравейнике
  • 1986 - Хромая судьба (написана в 1982 г.)
  • 1985-1986 - Волны гасят ветер
  • 1988 - Отягощённые злом, или Сорок лет спустя
  • 1990 - Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах (пьеса)

Сборники рассказов

  • 1960 - Шесть спичек
    • «Извне» (1960)
    • «Глубокий поиск» (1960)
    • «Забытый эксперимент» (1959)
    • «Шесть спичек» (1958)
    • «Испытание СКИБР» (1959)
    • «Частные предположения» (1959)
    • «Поражение» (1959)
  • 1960 - «Путь на Амальтею»
    • «Путь на Амальтею» (1960)
    • «Почти такие же» (1960)
    • «Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
    • «Чрезвычайное происшествие» (1960)

Другие рассказы

Указан год написания

  • 1955 - «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 г.)
  • 1957 - «Извне»
  • 1958 - «Спонтанный рефлекс»
  • 1958 - «Человек из Пасифиды»
  • 1959 - «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
  • 1960 - «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 г.)
  • 1963 - «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 г.)
  • 1963 - «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
  • 1963 - «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 г.)

Экранизации

Переводы братьев Стругацких

  • Абэ Кобо. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
  • Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
  • Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова

В многообразном книжном море каждый сам себе капитан. Каждому нужно самому выбрать: к какому берегу пристать?

В чем же незаурядность фантастики братьев Стругацких?

В наше время покатилась лавина развлекательной фантастики с закрученным сюжетом, инопланетными чудовищами и прочими невероятными явлениями. Приключенческой фантастики огромное множество…

Еще сто лет назад основоположник научной фантастики Герберт Уэллс писал блестящие социальные вещи, потому что у фантастики есть еще одно умение: она может быть очень серьезной литературой. В этом заключается главная сила фантастического метода. Тот, кто им владеет, в состоянии писать сложные и умные философские произведения. Как сказал писатель-фантаст Рей Брэдбери: « Я передаю людям свою любовь к жизни… Начинаешь с малого, а пробуждаешь в людях очень высокие чувства».

Писатели-фантасты в своих произведениях пытаются реализовать вечную мечту о счастье, герой одного из многочисленных рассказов Брэдбери говорит: « Сегодня начинается время, когда большие слова – вечность, бессмертие приобретает смысл».

Особое место, среди многих писателей, принадлежит братьям Стругацким. Уже в семидесятых годах канадский литературовед Дарко Сувин назвал Стругацких «несомненными первопроходцами в советской фантастике». Их первая повесть «Страна багровых туч», по мнению критиков, была вещью заурядной, но авторы постоянно искали свою тему и в этих поисках успели детально разработать целый мир – земной и космический, населить его людьми. Писатели пытались преодолеть каноны технической фантастики, не выходя за пределы этих же канонов, - писатели-братья фонтанировали: рождались фантастические изобретения, придумывались звездолеты и породы скота, системы подвоза продуктов и школьного образования и Бог знает что еще. Стругацкие действительно создали свою державу, фантастический вариант фолкнеровского Иокнапатофы, суперсюжет, охватывающий тринадцать романов и повестей. Привычные научно-фантастические условности включают в себя противостояние человечества и инопланетных форм жизни, конфликт между человеческими ценностями и техническим прогрессом, противопоставление общества прошлого и общества будущего.

В зрелых работах Стругацких последовательно проводится тема катастрофической потери культурной памяти, произошедшей в Советском Союзе при их жизни. По Стругацким, сам жанр научной фантастики подчинен этой теме, поскольку культура, которая не может вспомнить свое прошлое, не сможет «вспомнить» и будущее.

Реальное и фантастическое в произведениях братьев Стругацких.

Аркадий и Борис Стругацкие очень хорошо ориентировались во многих сферах науки и культуры. В их произведениях можно встретить описания нестандартных физико-химических процессов, которые привлекают читателя своими фантастическими явлениями. В повести-сказке «Понедельник начинается в субботу» таких примеров довольно много. Научные сотрудники института НИИЧАВО без особых усилий могут перемещаться в пространстве, а такое явление, как быстрое появление разнообразной пищи на столе, после разговора с неодушевленным предметом становится совершенно обыкновенным. Такое спокойное отношение к этим явлениям в повести говорит о том, что им, как и многому другому, можно научиться. Это сложные физико-химические процессы, реакции и превращения, в которых человек и его действия играют роль одного из компонентов, а среда их происхождения – это материальное пространство.

Предлагаемые очерки из жизни Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства не являются реалистическими в строгом смысле этого слова. Однако они обладают достоинствами и позволяют рекомендовать их широкому кругу читателей.

«Попытка к бегству» и «Трудно быть Богом» - вещи во всех смыслах пороговые для Стругацких. Из развлекательно-поучительной фантастики они шагнули в философскую литературу.

Так в повести «Попытка к бегству» писатели изобретают глайдеры, скотчеры, квазитивные механизмы – реквизит Будущего. Повесть поначалу развивается как юмористическая: «Закрой люк! Сквозняк!» - это в момент старта космического корабля, события, которому надлежит быть серьезным и торжественным… Но на другом конце космического прыжка – резко, безжалостно – кровь, погибель, хруст костей. Страшное, черное средневековье. «Дверь с визгливым скрипом открылась ему навстречу; и из нее выпал совершенно голый, длинный, как палка, человек». Вот так - потешный люк звездолета и дверь туда, где погибают лютой смертью. Дверь, люк, порог – вообще перелом пространства, вход куда-то в литературе имеют особый смысл. М.М.Бахтин ввел в научный оборот понятие хронотопа – единого времени – места действия.

В повести «Попытка к бегству» и в следующем романе «Трудно быть Богом», построенных на символах порога, дверей, за которыми события, ломающие всю жизнь человека. Во вступлении к роману фигурирует дорожный знак, запрещающий проезд: в финале – запретная дверь; если ее миновать, герой перестанет быть человеком – превратиться в убийцу.

Замысел романа «Трудно быть Богом» очень интересный и жизненный. Многие люди мечтают о власти: вначале о сравнительно маленьком повышении в должности, а потом все больше и больше. Возможно, что многие монархи и правители, достигшие определенных высот, начинают мечтать о господствующем положении во всем мире. Как показывает история таких, стремящихся к власти людей и к покорению всего мира, было немного, но все они останавливались у самого финала их воплощения мечты. Наполеон, Гитлер, А.Македонский – почему они все-таки не завершили свои грандиозные планы? А возможно, потому, что каждый из них на одно мгновение побывал на месте Великого Владыки мира и понял, что обычному смертному человеку, пусть даже и наделенного гениальными способностями, невозможно справиться со всем Миром.

В романе «Трудно быть Богом» рассматривается эта проблема. Румата – это историк, хорошо знающий все этапы развития жизни на Земле во всех областях. Он послан на другую планету, чтобы предотвратить все разрушения, смерти и поражения, направить людей на правильный путь, минуя ошибки, которые происходили на Земле в течение ее развития. Но Румата убеждается, что сделать это невозможно, так как каждая цивилизация может выйти на правильный путь только путем своих проб и ошибок и никак иначе! Также нужно сказать, что Богом быть трудно потому, что нужно очень многого себя лишать и жертвовать своими личными чувствами ради других людей. Румата был наделен необычайными силами. Он был практически не убиваемым. Но Румата мог пользоваться своими силами только в крайних обстоятельствах, и поначалу это у него получалось. Но нельзя забывать, что Румата – человек, которому свойственно влюбляться и совершать необдуманные поступки. Сердце главного героя этого романа покорила простая девушка Кира. Так случилось, что ее убили у него на глазах. И после этого влюбленный герой забывает о своих обязанностях и целях, с которыми он прибыл на эту планету, и в бешенстве начинает убивать всех. Таким образом, Румата не выполняет своего задания и возвращается на Землю.

Стругацкие объявляют, что опасно любое вмешательство в исторический процесс. История должна сама прокрутить шестерни, в своей беспощадной последовательности. Писатели предупреждают, что «без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике… начинает ежесекундно порождать лицемеров и приспособленцев, развивает в гражданах потребительство самонадеянность… И как бы ни презирали знания эти серые люди, стоящие у власти, они ничего не могут сделать против исторического прогресса…»

Герои Стругацких научились чувствовать в «Трудно быть Богом». В этом романе блеснул секрет психологической фантастики, до того затерявшейся в прорыве звездолетов, роботов, ученых-одиночек, научных, псевдонаучных, социальных и псевдосоциальных прогнозов. Секрет простой, как и все значительное, в искусстве: герои должны делать нравственный выбор. Почему фантасты, кроме очень немногих, о ней забыли, но Стругацкие не забывают никогда.

Одним из удивительных произведений братьев Стругацких является “Пикник на обочине”. По этому произведению снято много фильмов, а его сюжет заставляет задуматься над смыслом жизни, над целесообразностью наших желаний и возможностью, их выполнения и невыполнения. “Пикник на обочине” или “Сталкер” рассказывают об удивительном и неповторимом месте на Земле – Зоне, где исполняются самые заветные желания людей.

Зона – это одушевленный предмет, которой приходящий туда человек может понравиться, а может и не понравиться, она может ласково принять его, а может грубо оттолкнуть. Она видит человека насквозь и является своеобразным тестом-контролем человеческой души.

Такое произведение как “Отель “У погибшего альпиниста”, в котором дело идет об убийстве, также заслуживает внимания. Это детектив, который расследует опытный инспектор Петер Глебски. Приезжая в отель по вызову, он сразу замечает много подозрительных вещей. Но потом оказывается, что вызов был ложным, и ничего в отеле не произошло. А все-таки это не так. Выясняется, что в отеле живут пришельцы с другой планеты, которые не могут попасть к себе домой из-за технических проблем. Здесь также проявляются элементы фантастики. Олаф Андварафоре и Ольга Мозес – молодые люди, ничем особым не отличаются от других. Но оказывается, что они – кибернетические устройства, роботы, запрограммированные так, чтобы походить на среднего человека, соответствующего социального положения. Инспектор отказывается верить в эти чудеса, но его связывают и дают возможность пришельцам уйти.

“Вдаль, к синеющим горам, уходили две голубоватые совершенно прямые лыжни. Они уходили на север, наискосок от отеля…Они мчались быстро, сверхъестественно быстро, сбоку, сверкая лопастями и стеклами кабины, заходил вертолет. Вертолет медленно, словно бы неторопливо, снижался, прошел над беглецами, обогнал их, вернулся, опускаясь все ниже, а они продолжали мчаться по долине… А потом вертолет повис над неподвижными телами, медленно опустился и скрыл тех, кто лежал неподвижно, и тех, кто еще пытался ползти… Послышался злобный треск пулемета…”

Были ли это действительно пришельцы с другой планеты, на которой цивилизация и технический прогресс добились более высоких успехов, чем на Земле, или же это – обычные хорошо квалифицированные преступники и умелые гипнотизеры – загадка.

В этом произведении Стругацких можно увидеть элементы и реального, и фантастического. Так как в реальной жизни случаются такие события, которые заставляют людей задуматься о фантастике или о чуде.

Нельзя не сказать о романе «Хромая судьба», который рассказывает частично автобиографическую, частично фантастическую историю советского писателя, который следует своим внутренним убеждениям и совести только в произведении не годящимся для публикации, которое он «пишет в стол» -в тексте романа «Гадкие лебеди». Общей темой, соединяющей эти две части, является тема Апокалипсиса. В различных декорациях, как обрамляющее повествование, так и произведение рассказчика показывают, как теряется уважение к структуре и ценностям нынешней цивилизации, но и обличье новой цивилизации, готовящейся появиться на месте цивилизации старой, выглядит, к добру ли, к худу ли, совершенно чуждым.

Их фантастика – символ веры в будущее: надежда на творческих людей.

Произведения Братьев Стругацких привлекают нас своей фантастикой, а некоторая традиционность тем и сюжетов компенсируются вниманием к психологии и интеллектуальной жизни героев, стремление к индивидуальности характеров, достоверностью, «реалистичностью» деталей фантастического мира и также юмором реальности.

Герои Стругацких не решают научные проблемы, не выбирают, в сущности, даже между жизнью и смертью – только между правдой и ложью, долгом и отступничеством, честью и бесчестием.

Утопическая земля, которую они нарисовали в своих книгах, строится вокруг работы, на ней живут творческие люди, для которых работа – именно потребность, естественная, как дыхание.

Стругацкие ничего не навязывают нам, читателям. Дело писателя – задать тему и разбудить воображение читателя, дальше он будет думать, и чувствовать сам, выуживать ответы из второго, восьмого слоя книги.

Фантастические картинки XXII или любого другого века в книгах Стругацких, детали этих выдуманных времен и мест – скорчеры, пустышки, Комиссии по Контактам – не более чем декорации, на фоне которых разыгрывается подлинное действие: «Тот пикник, где пьют и плачут, любят и бросают». Не всем удаётся прорваться в глубинные слои этих книг.

На самом деле Стругацкие не пишут о будущем. Они показывают нам, как не надо жить сейчас. Они из тех «кто в годы бесправия … напоминал согражданам о неуничтожимости мысли, совести, смеха», подтолкнули нас к разрыву со средневековьем, к прорыву в будущее.

Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец - искусствовед, мать - учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем - в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил - единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне - Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности - переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Гослитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации,Аркадий и Борис Стругацкие окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года - профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ - в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 - за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Жил и работал в Санкт-Петербурге.

Научная Фантастика Братьев Стругацких

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых Научно Фантастических рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) Научной Фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров - «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960) и других; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего - первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской Научной Фантастики. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато большее внимание было уделено созданию «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику - один из самых значительных миров Научной Фантастики в отечественной литературе.

Список наград и премий, приведенный ниже, далеко не полон. В составленным Вадимом Казаковым списке только в период с 1959 по 1990 год упомянуты полученные Стругацкими 17 наград и других отличий (почти половина из которых зарубежные). Первую из премий они получили в 1959 г. за повесть «Страна багровых туч» - третье место на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР (первое место заняла «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова).

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...