Фёдор Достоевский - Братья Карамазовы. Ф.М.Достоевский


Роман «Братья Карамазовы» Достоевского, написанный в 1880 году, был задуман писателем как первая часть эпического произведения «История Великого грешника». Однако творческим планам Федора Михайловича не суждено было сбыться – спустя два месяца после публикации книги он скончался.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Братьев Карамазовых» по главам и частям. Также для проверки знаний на нашем сайте можно пройти специальный тест.

Главные герои

Федор Павлович Карамазов – глава семейства Карамазовых, мелкий помещик, развратный, жадный, эгоистичный старик.

Дмитрий Федорович (Митя) – старший сын Карамазова, пьяница, кутила, дебошир, человек с необузданными страстями.

Иван Федорович – средний сын, сдержанный, рациональный, в душе которого происходит борьба между верой в Бога и его отрицанием.

Алексей Федорович младший сын, искренний, честный, глубоко верующий юноша.

Другие персонажи

Катерина Ивановна – невеста Мити, гордая, решительная, жертвенная девушка.

Грушенька – сожительница богатого купца, подлая, расчетливая молодая женщина, предмет вражды между стариком Карамазовым и Митей.

Зосима – старец, наставник Алеши, который предвидел тяжелую участь Мити.

Смердяков – молодой лакей в доме Карамазова-старшего, его внебрачный сын, жестокий, злобный человек.

Госпожа Хохлакова – вдова, помещица, соседка Карамазовых, чья дочь Лиза влюблена в Алешу.

Петр Александрович Миусов – двоюродный дядя Мити, дворянин, просвещенный интеллигент.

Часть первая

Книга первая. История одной семейки

I. Федор Павлович Карамазов

Первой супругой Федора Павловича была девушка из знатного дворянского рода Миусовых. От деспотичного мужа молодая женщина сбежала в Петербург, « оставив Федору Павловичу на руках трехлетнего Митю », а спустя время скончалась от тифа.

II. Первого сына спровадил

Мальчика взял на воспитание его двоюродный дядя, Петр Александрович Миусов. Повзрослев, Митя попытался вытребовать от отца материнское наследство. Федор Павлович начал « отделываться малыми подачками, временными высылками », а спустя четыре года заявил, что все деньги закончились.

III. Второй брак и вторые дети

Отдав на воспитание Митю, Федор Павлович « очень скоро после того женился во второй раз ». В этот раз он выбрал безответную сиротку, подарившую ему двух сыновей, Ивана и Алексея. Спустя время умерла и вторая жена, не выдержав тяжелой супружеской жизни с Карамазовым.

IV. Третий сын Алеша

Алешу все « любили, где бы он ни появился, и это с самых детских даже лет его ». Повзрослев, « целомудренный и чистый » юноша решил уйти послушником в монастырь. Этот выбор был сделан Алешей под влиянием старца Зосимы.

V. Старцы

Конфликт между Дмитрием и Федором Павловичем по поводу наследства накаляется до предела. Тогда Алексей и предлагает всей семьей собраться у старца Зосимы и вместе обсудить проблему.

Книга вторая. Неуместное собрание

I. Приехали в монастырь

У монастыря собирается все семейство Карамазовых, а также Петр Миусов – опекун Дмитрия. Вся компания договаривается « вести себя здесь порядочно ».

II. Стрый шут

В келье у Зосимы между Петром Миусовым и старшим Карамазовым происходит словесная перепалка. Петр Александрович просит прощения у старца за недостойное поведение Федора Павловича.

III. Верующие бабы

Старец просит у присутствующих разрешения ненадолго выйти, « чтобы благословить ожидавших его ».

В небольшой пристройке толпятся женщины, пришедшие к старцу со своими бедами. Зосима выслушивает каждую, утешает и благословляет.

IV. Маловерная дама

К старцу приезжает помещица Хохлакова, которая признается в отсутствии истинной веры. Старец отвечает, что вера достигается « опытом деятельной любви ».

V. Буди! Буди!

Во время отсутствия старца в келье разгорается жаркий спор между Иваном Федоровичем, Петром Миусовым и двумя иеромонахами на религиозные темы.

VI. Зачем живет такой человек!

Федор Павлович скандалит, обвиняя старшего сына в растрате материнского капитала и его любовных похождениях – привезя с собой невесту, Катерину Ивановну, он, по словам отца, « к одной здешней обольстительнице ходит ».

« Дошедшая до безобразия сцена » заканчивается тем, что Зосима клянется в ноги Дмитрию.

VII. Семинарист-карьерист

Оставшись наедине с Алешей, Зосима наказывает ему после своей смерти покинуть монастырь. Он благословляет его « на великое послушание в миру » и предсказывает большое счастье в большом горе.

VIII. Скандал

Миусов и несколько иеромонахов и местный помещик получают приглашение отобедать у игумена. Федор Павлович решает напоследок напакостить. Он врывается к игумену и оскорбляет всех присутствующих, в том числе и священнослужителей.

Книга третья. Сладострастники

I. В лакейской

Федору Павловичу прислуживают только три человека: « старик Григорий, старуха Марфа, его жена, и слуга Смердяков, еще молодой человек ». Григорий – честный и неподкупный слуга, который, несмотря на настойчивые уговоры жены, не покидает своего барина.

II. Лизавета смердящая

25 лет тому назад Григорий наткнулся в бане на местную юродивую – Лизавету смердящую, только что родившую младенца. Все указывало на то, что младенец был незаконнорожденным сыном Федора Павловича. Карамазов разрешил оставить ребенка, и окрестил его Павлом Федоровичем Смердяковым. Повзрослев, мальчик стал лакеем в доме Карамазовых.

III. Исповедь горячего сердца. В стихах

Алеша встречает старшего брата, который признается в том, что ему « случалось погружаться в самый, в самый глубокий позор разврата », и в сердцах читает ему гимн к радости Шиллера.

IV. Исповедь горячего сердца. В анекдотах

Дмитрий рассказывает о своем знакомстве с Катериной Ивановной. Узнав о том, что ее отец подполковник растратил казенные деньги, Дмитрий предложил нужную сумму в обмен на ее девичью честь. Ради спасения отца Катерина Ивановна была готова пожертвовать собой, однако Дмитрий отдал девушке деньги безвозмездно.

V. Исповедь горячего сердца. «Вверх пятами»

Став богатой наследницей, Катерина возвращает Дмитрию деньги. Кроме того, в письме она признается ему в любви и предлагает жениться на ней.

Дмитрий соглашается, но вскоре страстно влюбляется в Грушеньку – корыстолюбивую сожительницу старого купца. Ради нее Митя без раздумий готов бросить свою невесту, и даже убить отца – своего главного соперника за внимание прелестницы.

Он просит Алешу навестить Катерину и сообщить, что между ними все кончено, поскольку Митя – « низкий сладострастник и с неудержимыми чувствами подлое существо », растративший три тысячи рублей своей невесты на кутеж с Грушенькой.

VI. Смердяков

Дмитрий узнает, что у отца припасен пакет с деньгами для Грушеньки, если она надумает к нему прийти. Он просит Смердякова сразу же предупредить его, если Грушенька покажется в доме отца.

Смердяков – подлый, жестокий молодой человек себе на уме, страдающий припадками, который ни к кому не испытывает сердечной привязанности.

VII. Контроверза

Алеша заходит к отцу, где застает брата Ивана, Григория и Смердякова, смело рассуждающего о вопросах веры.

VIII. За коньячком

Под воздействием коньяка Федор Павлович забывает, что находится в компании Ивана и Алеши, и рассказывает, как жестоко унижал их мать. От этих слов у Алеши начинается припадок.

IX. Сладострастники

В этот момент в дом врывается Дмитрий в полной уверенности, что отец скрывает от него Грушеньку. В гневе он избивает старика.

Х. Обе вместе

Алексей приходит к Катерине и передает слова Дмитрия об их разрыве. Однако Катерине Ивановне обо всем уже известно от неожиданной гостьи – Грушеньки.

Между женщинами происходит сцена, во время которой Грушенька показывает всю подлость своей натуры.

XI. Еще одна погибшая репутация

Алеша получает письмо с признанием в любви от Лизы – больной дочери помещицы Хохлаковой. Он перечитывает его и трижды и, счастливый, засыпает « безмятежным сном ».

Часть вторая

Книга четвертая. Надрывы

I. Отец Ферапонт

В монастыре живет отец Ферапонт – главный соперник старца Зосимы. Это « великий постник и молчальник », упорно игнорирующий старца.

II. У отца

Федор Павлович делится с Алешей своими планами: никому из сыновей он не намерен давать денег, поскольку собирается жить еще долго и предаваться « сладкой скверне ».

III. Связался со школьниками

По дороге Алеша натыкается на « кучку школьников ». Шестеро мальчишек забрасывают камнями одного мальчика, который отчаянно пытается отбиться от них. Алеша хочет защитить его, но озлобленный мальчик кусает его за палец.

IV. У Хохлаковых

В доме у Хохлаковых Алеша застает Ивана и Катерину – между ними происходит объяснение.

Лиза с радостью узнает, что Алеша всерьез воспринял ее любовное послание, и готов жениться на ней « как придет законный срок ».

V. Надрыв в гостиной

У Хохлаковых Алеша убеждается в том, что « брат Иван любит Катерину Ивановну и, главное, действительно намерен «отбить» ее у Мити ». Иван признается ей в своих чувствах, однако в ответ получает отказ.

Катерина хоть и презирает теперь Дмитрия, но намерена до конца оставаться ему верной, даже в том случае, если он женится на Грушеньке.

От Катерины Алеша узнает, что на днях Дмитрий Федорович прилюдно оскорбил отставного штабс-капитана Снегирева. Она просит отнести ему 200 рублей.

VI. Надрыв в избе

Отыскав « ветхий домишко, перекосившийся, всего в три окна на улицу », Алеша обнаруживает в нем погрязшее в страшной нищете семейство Снегиревых: спившегося главу семейства, его слабоумную жену, дочь-калеку и сына – мальчика, укусившего его за палец.

VII. И на чистом воздухе

Алеша просит принять 200 рублей от Катерины Ивановны, но Снегирев ожесточенно топчет купюры – он не намерен брать плату за свой позор.

Книга пятая. Pro и contra

I. Сговор

Алеша возвращается к Хохлаковым. Он разговаривает с Лизой о любви, об их общем будущем. Этот разговор подслушивает госпожа Хохлакова.

II. Смердяков с гитарой

В поисках Дмитрия Алеша натыкается на Смердякова. Тот сообщает ему, что оба брата, Иван и Митя, отправились в трактир о чем-то потолковать.

III. Братья знакомятся

Иван беседует с Алешей, и впервые общается с ним на равных. Он делится своими планами – отправиться в Европу, начать новую жизнь.

IV. Бунт

Братья принимаются рассуждать о Всевышнем, и Иван уверен, что « если дьявол не существует и, стало быть, создал его человек, то создал он его по своему образу и подобию ». Глубоко верующий Алеша лишь беспомощно шепчет: « Это бунт ».

V. Великий инквизитор

Иван рассказывает Алеше поэму о Великом инквизиторе, заточившему Христа в тюрьму. Он просит сына Божьего избавить человечество от мук выбора между добром и злом. Великий инквизитор ждет от Христа возражений, но тот лишь молча целует его.

VI. Пока еще очень неясная

У отца Иван застает Смердякова, который советует барину поскорее уехать из этого дома, в котором, по всей видимости, вскоре приключится беда. Он намекает, что завтра у него случится « длинный припадок ».

VII. «С умным человеком и поговорить любопытно»

Всю ночь Иван проводит в тягостных размышлениях, а наутро сообщает отцу, что через час отправляется в Москву. В тот же день у лакея случается приступ.

Книга шестая. Русский инок

I. Старец Зосима и его гости

Алеша приходит к умирающему Зосиме. Старец наказывает юноше срочно отыскать старшего брата Дмитрия, чтобы « что-либо ужасное предупредить ».

II. Из жития в бозе преставившегося иеросхимонаха старца Зосимы, составлено с собственных слов его Алексеем Федоровичем Карамазовым

Святой подвижник в миру принадлежал бедному дворянскому семейству. Будучи офицером, он отправился на дуэль, во время которой на него снизошло озарение, после чего он ушел в монастырь.

III. Из бесед и поучений старца Зосимы

Зосима рассуждает о жизни, и делится советами: не забывать о молитвах, любить ближнего своего, просить у Бога веселья, никого и никогда не судить, неустанно трудиться.

Книга седьмая. Алеша

I. Тлетворный дух

После смерти старца возле его кельи собирается народ, привыкший « считать усопшего старца еще при жизни его за несомненного и великого святого ». Большим разочарованием для верующих становится факт гниения старца.

Этим обстоятельством спешит воспользоваться Ферапонт, праведность и святость которого уже ни у кого не вызывает сомнений.

II. Такая минутка

Для Алеши день смерти Зосимы становится « одним из самых тягостных и роковых дней » в его жизни.

В подавленном состоянии Алешу находит его приятель Ракитин, и уговаривает отправиться к Грушеньке.

III. Луковка

Грушенька ласково встречает молодых людей. Особенно она рада Алеше, и бессовестно запрыгивает « на колени, как ласкающаяся кошечка ». Однако Алеша никак не реагирует заигрывания Грушеньки – « великое горе души его поглощало все ощущения ».

IV. Кана Галилейская

Тем временем Алеша возвращается в скит, где засыпается у гроба Зосимы. Ему снится старец – он счастлив и весел, и просит не бояться смерти, не бояться Господа.

Книга восьмая. Митя

I. Кузьма Самсонов

В попытке отыскать нужную сумму, Дмитрий Федорович обращается за советом « к купцу Самсонову, покровителю Грушеньки» . Тот, в свою очередь, хочет подшутить над горе-ухажером и советует ему продать рощицу скупщику леса по прозвищу Лягавый.

II. Лягавый

После долгих утомительных поисков Митя все же находит Лягавого. После разговора Митя осознает, что над ним жестоко подшутили. Беспрестанные мысли о Грушеньки гонят его обратно в город.

III. Золотые прииски

Дмитрий Федорович отправляется к госпоже Хохлаковой в надежде занять у нее три тысячи рублей. Помещица обещает ему « больше, бесконечно больше, чем три тысячи » – совет заняться золотыми приисками.

IV. В темноте

Терзаемый лютой ревностью, Митя отправляется к отцу.

Григорий замечает убегающего Митю, и преследует его до самого забора. Недолго думая, Митя наносит старику сильный удар медным пестиком, который он взял у Грушеньки.

V. Внезапное решение

Дмитрий, весь перепачканный кровью, врывается к чиновнику Перхотину, которому ранее закладывал свои пистолеты. Он выкупает оружие и отправляется на поиски Грушеньки в соседнее село Мокрое.

VI. Сам еду!

На постоялом дворе Дмитрий находит Грушеньку в компании поляков. Он показывает хозяину деньги и приказывает созвать цыган, музыку, шампанское – Митя готов кутить!

VII. Прежний и бесспорный

Митя дает понять, что в его распоряжении есть только одна ночь, и он хочет « музыки, грому, гаму, всего что прежде ». Он присоединяется к полякам и до утра играет с ними в карты.

VIII. Бред

Ночь проходит в хмельном угаре, безумном кутеже, она напоминает « нечто беспорядочное и нелепое ». Ранним утром на постоялом дворе появляется исправник и следователь, и Митю арестовывают по подозрению в убийстве отца.

Книга девятая. Предварительное следствие

I. Начало карьеры чиновника Перхотина

Молодой чиновник Перхотин, впечатленный зрелищем обезумевшего окровавленного Дмитрия Федоровича, решает, что « пойдет теперь прямо к исправнику и все ему расскажет ».

II. Тревога

Перхотин докладывает о случившемся исправнику, и настаивает на том, « чтобы накрыть преступника прежде, чем он, пожалуй, и в самом деле вздумал бы застрелиться ».

III. Хождение души по мытарствам. Мытарство первое

Митя отказывается признаваться в убийстве отца. Он радуется, узнав, что старик Григорий остался жив после нанесенного увечья.

На допросе Митя чистосердечно признается о своей ненависти и ревности к отцу, и это только усугубляет его тяжелое положение.

IV. Мытарство второе

Вскоре допрос надоедает Мите. Он возбуждается, кричит, замыкается в себе, оскорбляет допрашиваемых. Однако ему объясняют, какую степень вреда он себе наносит, « отказываясь дать то или другое показание », и допрос продолжается.

V. Третье мытарство

Митя пытается вспомнить все подробности страшного вечера. Он сознается, что условные знаки, которые должна была дать Грушенька его отцу, он узнал от Смердякова.

VI. Прокурор поймал Митю

Унизительным для Мити становится обыск его личных вещей, но еще тяжелее ему раздеться донага перед незнакомыми людьми.

Неопровержимым доказательством преступления Дмитрия становится разорванный конверт из-под трех тысяч, найденный в спальне старика Карамазова.

VII. Великая тайна Мити. Освистали

Митя вынужден признать, что деньги, на которые он всю ночь кутил, были получены от Катерины Ивановны.

Он уже в полной мере осознает, что « пропал », и теперь его только волнует судьба Грушеньки.

VIII. Показание свидетелей. Дите

Начинается допрос свидетелей. Грушеньке удается убедить Митю в том, что она уверена в его невиновности. Благодаря этой поддержке Мите « хочется ему жить и жить, идти и идти в какой-то путь, к новому зовущему свету ».

IX. Увезли Митю

После подписания протокола Митя узнает, что « он от сей минуты арестант и что повезут его сейчас в город, где и заключат в одно очень неприятное место ». Следствие будет продолжено в городе.

Книга десятая. Мальчики

I. Коля Красоткин

Коля Красоткин « был ловок, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого ». Он был отличным товарищем, и заслуженно пользовался уважением одноклассников.

II. Детвора

Коля вынужден присматривать за двумя малышами в отсутствие их матери. В этот раз это занятие не доставляет ему радости – он спешит по какому-то важному делу.

III. Школьник

Коля встречается со своим приятелем. Они обсуждают Илюшу, которого еще два месяца назад закидывали камнями – мальчик серьезно болен, и даже « недели не проживет ».

Приятели направляются к Алеше Карамазову, с которым хотят переговорить.

IV. Жучка

Коля рассказывает Алеше, как Смердяков научил Илюшу « зверской шутке, подлой шутке » – засунуть булавку в хлебный мякиш, и накормить им голодную дворовую собаку. Он скормил такой хлеб Жучке, и долго не мог прийти в себя, вспоминая мучения несчастного животного.

Даже когда Илюша заболел, он все вспоминал и звал Жучку. Ее пытались отыскать, но так и не нашли.

V. У Илюшиной постельки

Коля навещает Илюшу и поражается тому, насколько он слаб. Больной мальчик очень рад видеть своего товарища, но его счастью нет предела, когда Илюша приводит к нему Жучку – здоровую и невредимую.

VI. Раннее развитие

В самый разгар веселья к Снегиревым приходит столичный доктор, которого специально вызвала Катерина Ивановна. Коля и Алеша принимаются рассуждать о смысле жизни.

VII. Илюша

Приговор доктора неутешителен. Перед смертью Илюша просит отца взять на воспитание « хорошего мальчика, другого » и никогда его не забывать.

Книга одиннадцатая. Брат Иван Федорович

I. У Грушеньки

Алеша навещает Грушеньку, и та просит его выведать, какой секрет появился между Иваном и Дмитрием, из-за которого настроение у заключенного заметно улучшилось.

II. Больная ножка

От госпожи Хохлаковой Алеша узнает, что Катерина вызвала из Москвы доктора, чтобы тот смог подтвердить невменяемое состояние Мити в момент преступления.

III. Бесенок

Лиза сообщает Алеше, что берет назад свое обещание стать его женой. Она признается юноше, что по-прежнему любит его, но не уважает за его доброту и терпимость к людским порокам.

IV. Гимн и секрет

Митя понимает, что ему придется до конца жизни тяжело работать на рудниках, и он приходит к Богу – « каторжному без бога быть невозможно ».

Митя выдает брату свой секрет – Иван предлагает ему бежать, но все решится после завтрашнего заседания суда.

VI. Первое свидание со Смердяковым

По приезду из Москвы Иван Федорович навещает Смердякова в больнице, и выясняет у него все подробности загадочного приступа и совершенного преступления.

VII. Второй визит к Смердякову

При повторной встрече лакей обвиняет Ивана в том, что тот сам желал « смерти родителя » и нарочно уехал в Москву, чтобы не присутствовать при страшной трагедии. Иван начинает подозревать Смердякова в убийстве отца.

VIII. Третье, и последнее, свидание со Смердяковым

Смердяков признается в убийстве, на которое он решился под влиянием атеистических рассуждений Ивана. Переиначив слова Карамазова на свой лад, Смердяков понял, что всем « все, дескать, позволено ».

Лакей передает Ивану пачку украденных купюр и в подробностях рассказывает, как совершил преступление. При этом он постоянно повторяет, что именно Иван и есть « самый законный убивец », а он лишь стал орудием в его руках.

IX. Черт. Кошмар Ивана Федоровича

Признание Смердякова глубоко поражает Ивана, и белая горячка овладевает « его издавна расстроенным, но упорно сопротивлявшимся болезни организмом ».

Х. «Это он говорил!»

Алеша вбегает к Ивану и сообщает о том, « что Смердяков лишил себя жизни » – повесился. Иван не удивляется – в бреду он беседовал с чертом, и тот ему об этом рассказал.

Книга двенадцатая. Судебная ошибка

I. Роковой день

В судный день Митя повторяет, что виновен в разврате, пьянстве и лени, « но в смерти старика, врага моего и отца, - не виновен », равно как и в краже трех тысяч рублей.

II. Опасные свидетели

Продолжается заседание суда, поочередно выступают защитник подсудимого и прокурор. Ведется точный подсчет денег, истраченных Митей на постоялом дворе в роковую ночь.

III. Медицинская экспертиза и один фунт орехов

Медицинская экспертиза, на которой настаивала Катерина Ивановна « тоже не очень помогла подсудимому ». Приглашенные врачи свидетельствуют, что Дмитрий Федорович « находится в совершенно нормальном состоянии ».

IV. Счастье улыбается Мите

Во время допроса Алеша уверенно говорит, что отца убил не брат, а Смердяков, однако у него нет « никаких доказательств, кроме каких-то нравственных убеждений ».

Катерина рассказывает все без утайки, начиная от знакомства с Митей и заканчивая последним с ним унизительным свиданием. После ее рассказа в зале суда « что-то симпатичное пронеслось в пользу Мити ».

V. Внезапная катастрофа

Иван Федорович передает судебному приставу отцовские деньги, которые « получил от Смердякова, от убийцы ». Но после этого заявления с Иваном приключается сильнейший припадок, и его выводят из зала суда.

VI. Речь прокурора. Характеристика

Прокурор ведет обвинительную речь. Он с особой тщательностью препарирует все семейство Карамазовых, в котором видит элементы « современного интеллигентного общества ».

VII. Образ исторический

Прокурор в деталях описывает события рокового вечера, объясняя мотивы поступков, совершенных Митей.

VIII. Трактат о Смердякове

Прокурор рассуждает о Смердякове и его возможной причастности к убийству Карамазова. В ходе своих рассуждений он приходит к выводу, что тот ни в чем не виновен.

IX. Психология на всех парах. Скачущая тройка. Финал речи прокурора

Речь прокурора, в которой он особое место уделил психологии преступления, очень нравится публике. Многие не сомневаются, что сказанное им – « все правда, неотразимая истина ».

Х. Речь защитника. Палка о двух концах

Наступает черед держать речь защитнику. Он предъявляет факты, говорящие о невиновности Мити, и вместе с тем намекает на « некоторое злоупотребление » психологии в обвинительном выступлении прокурора.

XI. Денег не было. Грабежа не было

Основной упор в своей речи защитник делает на то, что грабежа, по сути, не было – « нельзя обвинять в грабеже, если нельзя указать с точностью, что именно ограблено, это аксиома ».

XII. Да и убийства не было

Защитник возмущен тем, что Митя выступает в качестве основного подозреваемого только потому, что обвинители следуют своей логике: « Кто же убил, как не он?».

XIII. Прелюбодей мысли

Защитник уверен, что если бы жертвой оказался не отец обвиняемого, а какой-то другой человек, обвинители не спешили « бы губить судьбу человека по одному лишь предубеждению против него ».

XIV. Мужички за себя постояли

Слово предоставляют Мите, и он в очередной раз клянется в своей невиновности и просит о пощаде. После продолжительного совещания присяжные выносят приговор – « Да, виновен!» .

Эпилог

I. Проекты спасти Митю

Иван Федорович страдает от сильного нервного расстройства, и за ним ухаживает Катерина Ивановна. Вместе с Лешей они обсуждают проект побега Мити и Грушеньки в Америку, который еще ранее запланировал Иван.

II. На минутку ложь стала правдой

Митя лежит в больнице – после оглашения приговора он « заболел нервною лихорадкой ». Алеша предлагает брату бежать, и тот соглашается.

К Мите приходит Катерина Ивановна, и они в слезах просят друг у друга прощения.

III. Похороны Илюшечки. Речь у камня

На похороны Илюшечки приходят его школьные товарищи и Алеша. Возле камня, где так любил сидеть мальчик, они дают клятву никогда не забывать Илюшу и друг друга. Алеша призывает их всем сердцем любить жизнь и совершать добрые поступки, поскольку жизнь невообразимо прекрасна, особенно когда « что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое ».

Заключение

Произведение Достоевского имеет сложную многоплановую структуру. Точно определить его жанр невозможно, поскольку в нем присутствуют признаки социально-бытового, философского, любовного и даже детективного романа.

После ознакомления с кратким пересказом «Братьев Карамазовых» рекомендуем прочесть роман полностью.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 94.

БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ - последнее произведение Достоевского и последний роман из великого Пятикнижия писателя - описывает жизнь и судьбы одного поколения семьи Карамазовых. Три брата Дмитрий, Иван и Алексей - сыновья одного отца, Федора Павловича Карамазова. Однако они совершенно не похожи друг на друга. Дмитрий - страстный, порывистый, развращенный, но способный на раскаяние человек, Иван - умный, но слишком холодный, рассудочный "философ". Алеша - юный, в чем-то наивный праведник, который хочет уйти в монастырь. Роман не лишен детективной интриги. Федора Павловича находят убитым в его доме. Подозрение падает на Дмитрия - они часто ссорились, и у них были имущественные распри. Но Дмитрий отрицает свою виновность. Начинается дознание. Дмитрию грозит каторга. Братья должны спасти его! Ради этого им придется, каждому по-своему, решать вечные вопросы, которые ставит перед своими героями Достоевский: о правде и лжи, о добре и зле, о красоте и любви, о спасении (Алеша Карамазов) и...

Описание добавлено пользователем:

Арина Ямалеева

«Братья Карамазовы» - сюжет

Действие романа происходит в небольшом русском городе Скотопригоньевске (за основу Достоевский взял Старую Руссу). Фёдор Павлович Карамазов, 55-летний прожига, женился на богатой женщине, Аделаиде Ивановне Миусовой, и стал распоряжаться её состоянием. В конечном счёте жена уехала от него в Петербург, оставив отцу совсем малолетнего сына - Дмитрия. Не успев распорядиться своим состоянием, она умерла в Петербурге, и Фёдор Павлович получил возможность распоряжаться всем капиталом покойной. Он благополучно забыл о сыне, предаваясь спекуляциям и оргиям различного рода. Через некоторое время женился вторично - на красивой сироте Софье Ивановне, воспитаннице знатной вдовы генеральши-старухи Вороховой, и прижил с ней двух детей - старшего Ивана и младшего Алексея. Издеваясь над своей женой из-за отсутствия у ней приданного, и не прекращая во время брака распутной жизни, в конечном счёте он довёл её до умопомешательства и свёл в могилу. В итоге, у Фёдора Павловича осталось трое детей - Дмитрий от первого брака, Иван и Алексей от второго.

Дети воспитывались сначала слугой Карамазова Григорием, затем были отданы к опекунам. Дмитрий, когда подрос, бросил гимназию, поступил в военную школу, а потом очутился на Кавказе, неплохо выслужился, но подрался на дуэли, был разжалован, а потом опять выслужился и начал кутить. Иван и Алексей были отправлены учиться в университет, причем первый в итоге пристрастился к журналистике, а второй, будучи человеком тихим и набожным, решил стать монахом. Всё это время Фёдор Павлович о своих детях не вспоминал. Дмитрий наследовал часть состояния своей матери, на деле же периодически получал деньги от отца, однако, не имея точного представления о размерах своего наследства, быстро всё прожил и, по мнению Фёдора Павловича, ещё и остался ему должен. Иван во время своего обучения денег у отца не брал и даже сумел добиться финансовой самостоятельности. Алексей бросил курс гимназии и ушёл послушником в монастырь. Его наставник, Старец Зосима, согласился рассудить отца и сына. Алёша больше всего боялся, что родственники поведут себя недостойно перед старцем, - так и случилось. Встреча их в монастыре закончилась скандалом, который учинил Фёдор Павлович. Спустя несколько дней на семейном ужине в доме Федора Карамазова гремит ещё один скандал. Дмитрий дерется с отцом, избивает его и убегает, напоследок пригрозив убить старика. Распря отца с сыном, помимо материальной части, заключала в себе конфликт на любовной почве: оба ухаживали за Аграфеной Александровной Светловой (Грушенькой) - своенравной мещанкой с определёнными средствами. Почти сразу после скандала старец Зосима умирает, перед смертью отправляя Алексея «на служение в миру».

Дмитрий открывает Алёше, что его тяготят не только враждебные отношения с отцом и неопределённые с Грушенькой, но также и то, что у него есть долг перед Екатериной Ивановной Верховцевой - его невестой, которую он бросил из-за того, что считает себя недостойным её (так как она хочет стать его женой, чтобы спасти Митю «от самого себя», считая себя обязанной ему за то, что помог её отцу избежать позора за растрату казённых денег). Верховцева дала ему три тысячи, чтобы он передал эти деньги её родственнице в Москве, а он их растратил на кутёж с Грушей в селе Мокрое. Теперь Дмитрий надеется получить с отца три тысячи в счёт недоданного ему, а Фёдор Павлович именно такую сумму из злости решил употребить на совращение Груши. Эти деньги он завернул в бумагу, обвязал ленточкой, написал даже умилительную надпись Грушеньке, и спрятал, по словам Дмитрия, под подушку. Самому Дмитрию о тайнике под подушкой известно из уст Смердякова, страдающего припадками эпилепсии слуги и, возможно, внебрачного сына Федора Павловича. Находясь в сильном душевном расстройстве, и думая, что Аграфена согласится прийти к Фёдору Павловичу, Дмитрий ночью прокрадывается к дому отца, подбегает к окну с намерением отвлечь его тайным сигналом и узнать, там ли Грушенька, однако, в последний момент дурные мысли оставляют его и он сломя голову несётся к забору. Его настигает слуга Григорий, который посчитал Дмитрия «отцеубийцей». В порыве Дмитрий ранит Григория металлическим пестиком по голове. От этой раны слуга теряет сознание, и Дмитрий думая, что тот мёртв, с горечью оставляет его там же у забора. Через некоторое время оказывается, что подозрения Григория о смерти барина Фёдора Павловича не напрасны. Его действительно находят мёртвым в своей комнате, и, естественно, обвиняют в преступлении Дмитрия Карамазова.

Дом Достоевского в Старой Руссе, стоящий на берегу Перерытицы. В нём писался роман «Братья Карамазовы»

Дмитрий той же ночью мчится в село Мокрое, узнав, что Грушенька уехала туда, к своему возлюбленному, который, обманув её, исчез ещё 5 лет назад. По приезде Дмитрий обнаруживает возлюбленную в компании с «единственным», как она сама его называет; однако Грушенька сидит расстроенной, поскольку чувств к этому человеку у неё давно нет. К тому же от пылкого, интересного офицера, которого она знала раньше, не осталось и следа. Дмитрий предлагает пану (возлюбленному - бывшему офицеру) 3 тысячи с тем, чтобы тот убрался тотчас и больше не искал Грушеньку. Пан не соглашается, потому что Дмитрий не готов отдать всю сумму сразу. Происходит скандал из-за игры в карты (играют Дмитрий и пан), поскольку пан совершает подмену колоды. Пан требует от Грушеньки, чтобы она уняла Дмитрия, Грушенька прогоняет пана. На постоялый двор, где находятся Дмитрий, Груша и польские паны, приходят деревенские девки и мужики, все поют и танцуют, деньги раздаются направо и налево - начинается пьяный кутеж. Грушенька говорит Дмитрию, что любит его, готова с ним уехать и начать новую, честную жизнь. Дмитрий окрылен, просит Бога, чтобы старик Григорий, которого он случайно ударил, остался жить.

Совершенно неожиданно появляется полиция, арестовывает Дмитрия. Начинается предварительное следствие, где Дмитрий клянется в том, что не убивал отца. Следователям Дмитрий рассказывает, что действительно был в саду у отца, думая, что Груша находится у него. Удостоверившись, что её там нет, он бросается вон из сада; когда он перелезал через забор, его схватил за одежду слуга Григорий, а Дмитрий, находясь в сильном возбуждении, ударил его по голове. Увидев кровь (вот откуда кровь на его руках), он спрыгнул, чтобы посмотреть, жив ли старик. Когда Дмитрию сообщают, что Григорий не умер, Карамазов будто оживает, говорит «нет на моих руках крови». После происшествия в саду (по словам Дмитрия), он бросился в Мокрое. На вопрос следователя, откуда у него деньги, Дмитрий не хочет отвечать из соображений чести, однако, потом рассказывает, как взял взаймы у гос-жи Верховцовой 3 тысячи, но растратил только половину, а другую половину зашил в ладанке на шее. Загвоздка в том, что при первом кутеже в Мокром Дмитрий сам всем и каждому говорил, что привёз потратить именно 3 тысячи (хотя на деле в 2 раза меньше), все это подтверждают. Следователь говорит, что на месте преступления обнаружен конверт из-под денег, которые старик приберег для Груши. Дмитрий говорит, что слышал про этот конверт, но никогда не видел и денег не брал. Но все улики и показания других людей говорят против него. В завершении допроса Дмитрия берут под стражу, заключают в острог.

Возвращается Иван, он уверен, что убийца его брат Дмитрий. Алеша убежден, что Дмитрий не виновен. Сам Дмитрий уверен, что убил Смердяков, который был в доме в ночь убийства, но Смердяков в этот день симулирует эпилептический припадок и его «алиби» подтверждают врачи. Тем временем Ивана мучает совесть, ему кажется, что виноват в содеянном он, так как желал смерти отцу, возможно повлиял на Смердякова (Иван не мог определиться во мнении, кто убил). Иван идет к Смердякову, который находится в больнице вследствие длительного припадка эпилепсии; разговаривает с Иваном нагло, смеется. Иван ходит снова и снова. В конце концов Смердяков говорит, что это он убил барина, но истинный убийца - Иван, потому что научил Смердякова («все дозволено», «что из того, что одна гадина сожрет другую?») и не препятствовал преступлению, хотя догадывался, что оно свершится. Отдает деньги (3 тысячи). Иван в ужасе кричит, что завтра (в день суда) выдаст Смердякова. Дома у Ивана начинается горячка (в продолжении нервных припадков с галлюцинациями), Смердяков вешается.

На суде Катерина Ивановна, бывшая невеста Дмитрия, предъявляет суду письмо, написанное Дмитрием в пьяном виде, где он обещает найти деньги, которые взял в долг. Отдаст обязательно, даже если придётся убить отца, он это сделает. Катерина Ивановна делает это, чтобы спасти Ивана, которого она любит. Врывается Иван, кричит, что убийца - Смердяков, но Иван к этому времени уже сходит с ума, ему никто не верит. Однако, казалось бы, присяжные верят в невиновность Дмитрия, все ждут помилования, но присяжные выносят приговор «виновен». Дмитрия приговаривают к 20 годам каторги.

Роман заканчивается тем, что Алёша помогает в разработке плана побега Дмитрия, считая приговор несправедливым.

История

Роман стал итогом творчества Достоевского, при этом многие идеи, образы и эпизоды возникли задолго до начала работы над произведением. Первые из них обнаруживаются в творчестве писателя уже в 1846 году; в 1850-х годах на каторге Достоевский знакомится с Дмитрием Ильинским, чья история отцеубийства легла в основу сюжета романа; в творчестве 1850-1860-х годов появляются персонажи, в той или иной мере послужившие предшественниками героев романа «Братья Карамазовы». Осенью 1874 года, во время работы над романом «Подросток», Достоевский в одной из рабочих заметок впервые обрисовывает план «Братьев Карамазовых».

На замысел, идеологию романа, его религиозно-философскую концепцию во многом повлияли как произведения других писателей, в частности Виктора Гюго и Льва Толстого, так и работы философов и религиозных мыслителей, таких как Владимир Соловьёв и Николай Фёдоров. К обработке материалов и продумыванию плана Достоевский приступил весной 1878 года. По мере работы над романом Достоевский понимал, что не укладывается в намеченные сроки. Некоторые книги романа по сравнению с планом выросли в объёме более чем в два раза и были разделены, также были добавлены отдельные главы и даже книги, не предусмотренные первоначальным планом.

Рецензии

Рецензии на книгу «Братья Карамазовы»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

Ева Ель

Ничего себе! Первая рецензия на эту книгу!

К сожалению, я не смогла дочитать данное произведение до конца. Уж больно оно тяжелое. Несомненно, Достоевский велик, огромный талантище, но я на протяжении нескольких месяцев просто заставляла себя вновь и вновь читать эту книгу. И не из-за того, что она скучна или что-то еще подобное. Просто все, что было написано я буквально чувствовало на себе, а чувствовать приходилось совсем далеко не приятное. Вот как он так смог написать? Особенно когда допрашивали Митю - чистейшее издевательство над моих мозгом и моим сердцем. А эта сцена с грязным бельем и загнутым желтым ногтем на большом пальце ноги! Невыносимо! И ко мне потихоньку начала приходить депрессия...

Но тут подвернулся под руку чей-то отзыв со спойлерами, который внезапно лишил всякого смысла мои дальнейшие мучения, да и предыдущие тоже. Думаю, на этом мое знакомство с Достоевским закончилось.

Конечно же, есть читатели, которые как раз-таки и ценят такую реалистичность подачи, и их большинство. Но как говорится, слабонервным и беременным просмотр запрещен. Всем остальным советую к прочтению.

Полезная рецензия?

/

Действие романа Ф.М.Достоевского «Братья Карама­зовы» происходит в провинциальном городке Скотопригоньевске, в дворянской семье Карамазовых. У Достоевского семья Карамазовых - это Россия в миниатюре. Каждый из героев воплощает собой определен­ную «идею». Столкновение этих жизненных установок и определяет действие романа.Отвратительный в своем цинизме и разврате старик Федор Павлович Карамазов как бы символ смерти и раз­ложения русского общества 60-х годов, которое должно все-таки породить что-то новое. Старший сын, Дмит­рий, - натура стихийная, «широкая», в нем добро переме­шано со злом. Он запутывается в своих страстях, заходит в нравственный тупик, но прекрасный «новый человек», обитающий в его душе, - залог будущего воскресения к иной, праведной жизни. Дмитрия влечет к Алеше, который воплощает в себе подлинную «живую жизнь». А с Иваном, который воплощает в себе мощь отрицания, обаяние зла, у него нет ничего общего, их отношения чисто внешние. Именно Иван - настоящий, «по идее», убийца отца. Смердяков - жалкая фигура - лишь исполнитель его злой воли.В предисловии к роману Достоевский сразу же выде­ляет Алешу из всех действующих лиц. Он называет его своим героем. Во вступительном рассказе об Алеше Досто­евский дает «жизнеописание» третьего сына Федора Пав­ловича Карамазова. Автор отмечает те черты своего героя, которые отличают его от других, привлекают внимание и симпатии всех, кому приходилось сталкиваться с Алешей.После смерти матери «Алеша вдруг объявил что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником». Алеша ушел в монастырь, но пробыл там недолго. После смерти старца Зосимы и по его воле вер­нулся Алеша к мирской жизни, к ее радостям и тревогам. Старец понял, что в семье младший сын нужнее, там он может принести много пользы. Алексей и сам чувствует, что нужен братьям. Да не только братьям - он нужен отцу, Грушеньке, Катерине Ивановне, детям - всем. Потому что такое доброе, любящее и прощающее сердце есть только у Алеши. В трудную минуту все обращаются к нему за помощью, и он охотно помогает людям найти себя в этом сложном и запутанном мире.Самый страстный, самый невыдержанный и самый вспыльчивый из Карамазовых - Митя - искренне раду­ется, когда встречает Алешу, и рассказывает ему свою тайну, «потому что срок пришел». Алексей много думает о братьях, и думает о них с любовью. И мучается, потому что не может понять ничего во «всей этой путанице». Он не может понять, кого ему нужно жалеть, что пожелать каж­дому из братьев. О Мите он уже немного знал и старался по возможности помочь ему. А Иван для Алеши был загадкой. Но благодаря «знакомству» братьев за обедом в трактире Алеша понял, что нужен и Ивану, нужен, чтобы помочь ему. Загадка стала постепенно разгадываться. Иван откровенно говорил с Алешей, он «хотел сойтись» с ним, потому что у него не было друзей. Иван доверил свои сокровенные мысли и теории, которые долго и мучительно вынашивал в сердце. Иван не принимает созданного богом мира, потому что этот мир несправедлив и жесток. Он не говорит о страда­ниях взрослых, потому что взрослые не безгрешны. Иван не принимает утверждения, что дети страда­ют за свои будущие грехи. Иван сомневается во всемогуществе бога. В ответ Алеше, что простить всех и за всех может Христос, Иван рассказывает легенду о Великом инквизиторе. А сам идет дальше инквизитора. Он не верит в человека, отрицает не только мир. Иван отрицает нравственность и провозгла­шает принцип «все позволено». Иван говорит, что от «все позволено» он не откажется. Алеша целует его, на что Иван замечает ему, что это литературное воровство. Алексей действительно повторяет поступок Христа. Да и разговор двух братьев похож на сцену беседы Христа и инквизитора. И тут и там говорили «инквизиторы», «христы» молчали. «И лишь в конце давали ответ в своем духе: мне тебя жаль, я тебя прощаю и тем подаю тебе пример... Я тебе показал, что твоя исходная попытка ложная, не таков человек, он сложнее и лучше. Инквизиторы не поняли, что бог должен быть внутри, а не вовне. Отрицая бога, они тем самым показывали не то, что бога нет вообще, а лишь то, что бога нет в них». Иван отца не убивал. Но мысль о допустимости, до­зволенности отцеубийства впервые сформулировал он. Дмитрий тоже не убивал Федора Павловича, но в порыве ненависти к отцу стоял на грани преступления. Убил отца Смердяков, но лишь доведя до логического конца мысли, брошенные Иваном. «Карамазовщина», по Достоевскому, - это русский вариант болезни европейского человечества, болезни ци­вилизации. Причины ее заключаются в том, что цивилизо­ванное человечество утратило нравственные ценности. Ф.М.Достоевский считал, что личность человека бессмертна, потому что она живет в других. Но для того, чтобы стать личностью, нужно самостоятельно подходить к дей­ствительности, иметь смысл жизни и ориентироваться при этом не на «иметь», а на «быть», обладать высокой нравст­венной ответственностью. Это трудно, но без этого нет личности.

К роману «Братья Карамазовы»

Ещё в 1862 году мечталось Фёдору Михайловичу «о появлении хоть к концу-то века» «какого-нибудь такого великого произведения, которое выразит стремления и характеристику своего времени так же полно и вековечно, как, например, «Божественная комедия» выразила свою эпоху».

Мечтал, но оставил всего лишь предисловие к замыслу. Это должен был быть итог : «Никогда ни на какое сочинение моё не смотрел я серьёзнее, чем на это».

Всё продуманно, чётко, но носит следы незавершенности, предварительности, подготовки - это «вступительный» роман.

В центре «идея о возрождении вновь человека» . Это всё та же идея о «восстановлении погибшего человека», которую уже в 1862 году Достоевский считал основой произведения дающего бессмертие.

Но эту идею Достоевский так и не осуществил. Он провёл нас через «ад» и оставил в преддверии «чистилища». Но «ад» - великолепно.

Русская литература тяготела к энциклопедичности: Пушкин, Гоголь, Некрасов, Толстой – «мысль народная», «мысль семейная».

У Достоевского - потрясающая энциклопедия человеческих страданий, преступлений, надлома и надрыва: нет преступления, которое не обратилось бы в наказание, «не терзало бы душу из круга в круг». (Архитектоника «Братьев Карамазовых» зиждется на таких кругах, зримым разграничением которых являются заборы (Старая Русса), в центре их – дом Карамазовых, близ них, но вне их – монастырь.).

К 1868 году сложился замысел цикла романов «Атеизм», где современный русский человек в своих скитаниях по России теряет, ищет и находит веру. Алёша Карамазов должен был потом стать таким героем. Тема «мальчиков», на первый взгляд не связанная напрямую в «Братьях Карамазовых» с основным сюжетом романа, играет огромную роль. (Замысел романа «Детство» тоже органично вошёл в текст «Братьев Карамазовых»).

Вспомним, что в конце 60-х Достоевский работал над темой «Житие великого грешника», а это – генеральный конспект готовившегося в мысли произведения, предисловием к которому и явились «Братья Карамазовы».

Вплотную к работе над «Братьям» Достоевский приступает в 1874 году – «обдумывание в деталях». Он вновь обращается к истории Ильинског о, попавшего в острог по обвинению в убийстве и через 10 лет освобождённого, так как обнаружился убийца подлинный.

Потом ещё одна история, произошедшая 20 лет назад в Тобольске. «Два брата, старый отец, у одного невеста, в которую тайно и завистливо влюблён второй брат. Но она любит старшего. Но старший, молодой прапорщик, кутит, дурит, ссорится с отцом. Отец исчезает. Улики на старшего. Осуждают на каторгу… Через 12 лет младший брат приезжает на каторгу, чтобы увидеть брата. Сцена, где братья безмолвно понимют друг друга. С тех пор прошло ещё 7 лет. Младший в чинах, в звании, но мучается, объявляет жене, что это он убил. Конец: тот возвпащается. Этот на пересыльном. Его отсылают. Младший просит старшего быть отцом его детей. «На правильный путь ступил!». Достоевского интересует не столько история соперничества двух братьев, но гораздо больше – возвращение одного из них, «невинно осуждённого», через 12 лет. Контур будущего романа почти готов, но замысел складывался, шлифовался ещё долгие три года.

В декабре 1877 года Достоевский объявил о прекращении «Дневника писателя»: «Готовясь написать один очень большой роман, я задумал погрузиться специально в изучение не действительности, я с нею и будто знаком, а подробностей текущего. Одна из самых важных задач в этом текущем для меня молодое поколение и вместе с тем молодая семья».(«о теперешних детях»). (Уже «Подросток» задумывался как «отцы и дети»).

Так и «Братья Карамазовы» вначале были задуманы как роман об отце и детях.

Была мечта: написать поэму о Христе; о встрече Христа с Великим инквизитором + история с невинно осуждённым Ильинским + роман о молодом, юном даже челоеке, с чистым, как у Мышкина, сердцем, но душа которого уже прикоснулась к мерзостям жизни. Это должен был быть рассказ о пути вызревания идеи, рождении нового человека, способного воплотить собою идею искупления. Что же будет искуплением? Таким образом, речь идёт о романе искушений, за которым последует роман искупления.

В мае 1878 года страшный удар постиг семью Достоевских: умер трёхлетний сын Алёша. Достоевский в середине июня вместе с Сергеем Соловьёвым отправляется в Оптину пустынь. (Там в разное время побывали Киреевские, Гоголь, Лев Толстой). Знаменательна встреча Достоевского со старцем Амвросием (в какой-то мере явившимся прототипом старца Зосимы). 66-летний отец Амвросий действительно личность незаурядная. (В миру – Александр Михайлович Гренков). Он обладал феноменальной памятью, знал 5 языков, увлекался древней и современной философией, обладал поэтическими наклонностями. Это был интеллигентный человек, знаток духовной и книжной премудрости. Он был интересен и людям необразованным, и людям, живущим напряжённой духовной жизнью. Оптина славилась библиотекой в 30 тысяч томов – богословские труды, древние философские, естественнонаучные, медицинские и прочие сочинения.

(Монастырь в Оптиной пустыни расположен у реки Жиздра. Старец – тот же монах, живущий общим со всею братией уставом, но, вместе с тем, своей собственной, особой, более внутренней, чем внешней, жизнью; соучаствует в общей жизни монастыря, но и как бы независим от неё. Дело не в летах и в умудрённости. Учитель жизни, врачеватель нравственных недугов, наставник заблудших душ, нуждающихся в бескорыстном слове, идущем из чистой, ничего для себя лично не желающей души).

К 1878 году план романа был окончательно развит. Сюжет и конструкция скурпулёзно обдуманы. Когда роман был готов, «видимая бесформенность оказалась завершённостью громадного готического собора ». Это архитектурный шедевр Достоевского.

Вернувшись из Оптиной пустыни, Достоевский сел за писание романа. Первая часть появилась в «Русском вестнике» в январе 1879 года. Затем продолжение – в № 2 --6,8,9; и в 1880 году в № - 1,4,7 -10.Эпилог в №11 за 1880 год.

«Если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там легче». Через 3 месяца после окончания романа Достоевский умер. Отдельное издание в 2-х томах вышло при жизни писателя и в несколько дней разошлось. (А обсуждение началось ещё раньше: до окончания публикации, уже в 1880 году. Британское «Современное обозрение» пишет в 1880 году: « В Петербурге начал печататься очень интересный роман Фёдора Достоевского»).

Позднее, в 1685 году, Крамской напишет: " Когда я читал Карамазовых, то были моменты, когда казалось: ну если и после этого мир не перевернётся на оси туда, куда желает художник, то умирай человеческое сердце!».

(Чем же и куда хотел Достоевский «повернуть мир »?).

Стремясь раскрыть связь содержания романа с мировыми вопросами, Достоевский вводит образы своих героев в широкий литературный и культурно-исторический контекст. Связь современной эпохи жизни человечества с его прошлым – одна из задач писателя. Эти «главные вопросы » бытия человеческого решались по-разному. В этом романе опять и опять звучат многие из них:

Тема враждующих братьев, отцеубийства («Разбойники» Шиллера; тема «душевного рыцарства» - («Перчатка» Шиллера); демонического бунта, соблазна, искушения – (средневековые мистерии, «Фауст» Гёте); восстановление «погибшего человека» - (Евангелие, «Божественная комедия» Данте, «Хождение Богородицы по мукам», «Отверженные» В.Гюго, «Мопра» Жорж Санд); Тема возможности будущей мировой гармонии, проблемы зла и его преодоления – (ода «К Радости» Шиллера, «Кандид» Вольтера); темы католицизма и инквизиции – («Дон Карлос» Шиллера и т.д.).

В «Предисловии» к Братьям Карамазовым» («Русский вестник, январь 1879) Достоевский пишет о том, что романе дано «жизнеописание человека странного, даже чудака», но «Главный роман второй – это деятельность моего героя уже в наше время, именно в наш теперешний текущий момент. Первый же роман произошёл ещё 13 лет назад и есть почти даже не роман , а лишь один момент из первой юности моего героя». Роман «вступительный».

Действие первого романа происходит тогда же, что и действие романа «Преступление и наказание» (1865), т.е. речь идёт о России обновляющейся, стоящей в преддверии новой, ещё неясной, но, может быть, грозной эпохи.

«Жизнь текущая», скоропреходящие «минутки » и «мгновения» интересны не сами по себе, а своим глубоким, сокровенным, «вдруг » обнаруживающимся смыслом. Часто «минутки» Достоевского – это смысл человеческой жизни, а может быть, жизни всего человечества .

Итак, замысел 2-го романа:

Время действия 2-я половина 70-х годов. Но «начала» этого «теперешнего » момента лежали в моменте «тогдашнем », а «концы» «тогдашнего » текущего момента обнаруживались в моменте «теперешнем» , текущем. О том, что случилось 13 лет назад – «тогда», рассказывается «сегодня».

Момент «теперешний» - важнейшая составная часть «плоти » романа. Авторский взгляд – взгляд из будущего, но для рассказчика – ставшего настоящим. Так сошлись годы 60-е и 70-е, «тогда» и «теперь».

В «Предисловии» речь идёт об одном герое, главном – Алёше. Такой герой – «чудак», «странный человек», «Частность и обособление» - может в иных случаях заключать в себе, в своей жизни и судьбе иной раз сердцевину целого.

Но в первом романе – герой «неопределённый, «невыяснившийся».

Алёша – главный в задуманной дилогии, сейчас – на 2-м плане, как бы «неглавный». А остальные – главные. Алексей ещё только ищет подступы к своей будущей «главной деятельности». (Тогда ему исполнится 33 года).

Сюжетный фокус, центр романа – «катастрофа», преступление, «окровавленное злодейство».

О преступлении:

Ешё в Омском остроге Достоевский много размышлял о преступлении. От внешней стороны – страшной, нелепой, жестокой – к «философии» преступления, уяснению его глубинных, сокровенных причин.

О наказании:

Все эти ссылки, тюрьмы – «не исправляют преступников », они лишь наказывают их, обеспечивая спокойствие общества. Они не исправляют, не устрашают, а число преступлений «не только не уменьшается, но возрастает». Эта тема в романе «Братья Карамазовы» не столько продолжат тему «Мёртвого дома», сколько углубляет её.

Жизнь человека заключена в мире злобы и эгоизма. «Взяты люди в ненормальных условиях. Зло существует прежде них. Захваченные в круговорот лжи, люди совершают преступление и гибнут неотразимо » Неизбежный результат всеобщей «мирской злобы », ненормальных условий – распад человеческих отношений, разобщение людей, доводящее их не только до полного разрыва, не только социальных, но и родственных связей – до преступления. И потому « философия » преступления – это социальная и нравственная философия, трактующая о самих основах человеческого бытия – о природе общества и государства.

(Поэтому Алеша в келье взволнованно следит за разговором). Зосима и Иван в главе «Случайное собрание» говорят о «возрождении вновь человека», «воскресении его», «спасении его», «возрождении падшего ».

Начинает звучать главная тема, основная мысль романа: «Восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнётом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков». Об этом Достоевский размышлял ещё в 1864 году. Речь идёт о трагедии человеческой разобщённости, всеобщей «мирской злобе и о способах и путях преодоления этой ненормальной трагической разобщённости.

Роман «Братья Карамазовы» (1879 – 1880)

Это наиболее сложный по идейному содержанию и художественной структуре роман Достоевского.

В романе обрисована широкая картина жизни России порефрменной эпохи, выведена галерея разнообразных и сложных характеров, разворачивается цепь драматических событий.

В то же время, «Братья Карамазовы» - наиболее насыщенный публицистической и философской мыслью роман Достоевского

Писатель выступает в «Братьях Карамазовых» и как художник, и как мыслитель, проповедник, социолог, философ, публицист .

Он стремится не только поставить перед современниками ряд важных общественных и моральных вопросов, проанализировав жгучие проблемы, выдвинутые общественной жизнью. Он стремится дать на эти вопросы ответ, указать те пути, которые, по его мнению, помогут оздоровить общество.

Достоевский поднял те вопросы, которые волновали великих писателей прошлого, ощутил их как нерешённые и попытался дать на них свой ответ.

Одна фраза прокурора: «Может ли Карамазов по-гамлетовски думать о том, что там будет? Нет, господа присяжные, у тех – Гамлеты, а у нас ещё пока Карамазовы». Вот вам и ряд. Над беднягой прокурором кружится ирония Достоевского. Прокурор незряч и недогадлив, он давно уже окружён фигурами байронического, и выше того – шекспировского масштаба, и это не столько их собственный, сколько масштаб самой русской жизни» (Берковский).

Творчество Достоевского ярчайшее тому подтверждение. Как могло так получиться, что произошло отцеубийство, едва ли не самый страшный грех из известных человечеству? («Король Лир», «Разбойники», «Отец Горио»). Кто виноват? Общество, так сказать, среда? Или сами люди? Отцы или дети? А, может быть, и те, и другие?

Митя ли, создавший вокруг себя атмосферу разгула, разнузданности, насилия?

Иван ли, с его теорией «вседозволенности»?

Какова степень вины Смердякова, поверившего Ивану?

Сам ли растленный старикашка Карамазов, вызвавший у защитника вопрос: «а можно ли вообще судить за убийство такого человека?»ю

Или даже Алёша, накануне убийства оставившего братьев?

Решая эти вопросы, Достоевский пытается ответить, каким путём России не надо идти, на каком её ждёт разложение и духовное оскудение, и где тот путь, тот герой, который преодолеет этот распад, разложение страны и отчуждение, «уединение» людей друг от друга.

Достоевский считал, что художник приходит в мир «чтобы возвестить нам тайну о человеке, душе человеческой!»

Сам о себе: «При полном реализме найти в человеке человека. Меня зовут психологом…неправда. Я реалист в высшем смысле, т.е., изображаю все глубины души человеческой».

Впервые в большом романе Достоевского действие романа происходит не в Петербурге, а в отдалённом от центра небольшом провинциальном уездном городке Скотопригоньевске. И это немаловажное обстоятельство: Писатель желал тем самым покаать, что те социальные, психологические процессы, которые он обрисовывал в романах 60-х годов, перестали быть привилегией Петербурга, они охватили всю страну. Эти процессы непосредственно связаны с ростом капитализма, ломкой традиционного уклада жизни: разложением семьи, распадом старых нравственных норм.

Действие романа отнесено на 13 лет назад (опять впервые) .

Достоевский показывает, что в России не осталось ни одного уголка, где бы ни кипела борьба страстей.

Находящаяся в центре романа семья Карамазовых и другие, описанные в нем семьи (Хохлаковы, Снегирёвы), представляют различные варианты того общего типа семьи, который Достоевский (в романе «Идиот») охарактеризовал как тип «случайного семейства» (Иволгины в «Идиоте»). Нет мира в этих семьях, в них идёт скрытая или открытая борьба, антагонизм между поколениями.

Убийство Фёдора Павловича Карамазова и явилось проявлением такого антагонизма. Но не только о разложении, распаде семьи в пореформенную эпоху свидетельствует убийство. За этим стоит распад старых нравственных норм жизни.

Через весь роман проходит тема «всеобщей неурядицы и бестолковщины нашей настоящей минуты», «расшатанности» до основания «нравственных начал наших», умственной смуты, морального бездорожья, всеобщего разложения.

Главный сюжетный узел – история преступления: суд запутывает дел, Смердяков утверждает себя.

Что стоит за преступлением?

КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА

Композиция романа сделана мастерски.

1 книга «История одной семейки» - введение об отце и 3-х сыновьях Карамазовых, история их взаимоотношений – до начала действия.

2 книга – «Неуместное собрание». Действие происходит в келье старца Зосимы. Участвуют все главные персонажи – общая беседа – вражда, назревающий конфликт. Затем углубление в причины противостояния героев.

3 книга «Сладострастники» - поочерёдно о каждом из участников будущей драмы (Карамазовых, Смердякове, Катерине Ивановне, Грушеньке)4.

4 книга «Надрывы» - в действие вступают другие герои: отец Ферапонт, штабс-капитан Снегирёв, Ильюшечка, Лиза Хохлакова и её мать – каждый из них несёт свою тему, которая соотносится с главной – конфликт в семье Карамазовых.

5 книга «Pro I contra» -главный герой – Иван Карамазов (важнейшие главы в этой книге и во всём романе – это «Бунт» и «Великий инквизитор»).

6 книга «Русский инок» - главный персонаж – старец Зосима.

Эти шесть первых книг почти лишены внешнего действия – огромную роль в них играют самовысказывания героев.

Вторая половина романа тоже состоит из шести книг.. Происходят новые переломные события.

7 книга «Алёша» (после смерти старца Зосимы Алёша меняет образ жизни. Покидает монастырь. Важен здесь образ Грушеньки).

8 -9 книги. В них разыгрывются 2 драмы: 1. Митя, Грушенька.

10 книга «Мальчики» - важнейшая в общем замысле дилогии.

11 книга «Брат Иван Фёдорович». (основное – свидание Ивана со Смердяковым и глава «Чёрт. Кошмар Ивана Фёдоровича»

ЭПИЛОГ?????7 (закончить)

Основные темы романа «Братья Карамазовы»:

Роман – синтез . В нём в разной степени нашли отражение почти все основные темы и проблемы творчества писателя. Это легко прослеживается :

    «Бедные люди » - основная тема бедных людей, униженных и оскорблённых; тема «маленького человека.

    «Двойник » - тема «маленького человека» и тема двойничества.

    «Хозяйка» , «Белые ночи» - тема мечтателя, начало темы положительного героя; судюба женщины.

    «Записки из мёртвого дома » - тема преступления и наказания.

    «Униженные и оскорблённые » - тема бедных людей, положительного человека.

    «Преступление и наказание » - тема преступления и наказания; тема «восстановления погибшего человека; униженных и оскорблённых; положительного человека. Пафос – «найти человека в человеке».

    «Идиот » - тема «положительно прекрасного человека»; денег; красоты; отцов идетей; «случайного семейства».

    «Бесы» - тема бесовства, безобразия; всеобщего разложении.

    «Подросток» - тема отцов и детей; капитала, семьи; роман-воспитания

    «Братья Карамазовы » - роман-синтез , где сошлись все начала и концы. В разной стпени продолжены, углублены или завершены многие из названных тем, занимавших Достоевского на протяжении всей жизни, всего творчества.

Главные из них :

1. Проблема положительно-прекрасного человека,

2. Проблема веры и безверия, «вседозволенности»,

двойничества;

3. Отцов и детей;

4. Проблема власти денег и капитала;

5. Проблема добра и красоты;

8.Проблема бедных людей и униженных и оскорблённых;

9. Проблема преступления и наказания;

10. Проблема поиска истины, путей развития общества.

Основные принципы творчества Достоевского звучат здесь: «Человек – это тайна…»; «Красота спасёт мир»; «Безобразие убьет»; «»Каждый за всё и всех отвечает»; «Сострадание – главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества»;

«Человек на поверхности земной не имеет прав отворачиваться и игнорировать то, что происходит на Земле, и есть высшие нравственные причины на то.»

Общественно-политическая обстановка в России

конца 70-х – начала 80-х.

Конец 79 года – сплошная цепь террористических акций. В Харькове некий Голбденберг застрелил князя Кропоткина. В Петербурге Мирский стрелял в шефа жандармов Дрентельна. На царя уже три покушения.

Год 80-й начался с известий о новых покушениях. Взрыв в Зимнем дворце. Учреждена «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с графом Лорис-Меликовым. Через несколько дней стреляли и в него. (Казнь Млодецкого ).

Роман "Братья Карамазовы" - это фундаментальное произведение известного мыслителя и гениального русского писателя Федора Достоевского. По своему жанру оно является психологической драмой, где раскрывается противостояние братьв. Хотя над образами романа Достоевский начал работать достаточно рано, главная идея произведения сформировалась окончательно лишь в 1874 году. В этой статье представлен краткий анализ романа "Братья Карамазовы".

Образы романа

Достаточно легко прослеживаются связи характеров некоторых героев с персонажами других произведений Достоевского. Напримр, Алеша Карамазов и Грушенька похожи на князя Мышкина и Настасью Филипповну из романа "Идиот". А Иван Карамазов близок по своему образу Раскольникову из "Преступления и наказания".

К тому же любопытно рассмотреть образ Дмитрия, у которого в черновой версии романа фамилия Ильинский. Дело в том, что одно время Достоевский на каторге общался с человеком по фамилии Ильинский - тот был ошибочно осужден в убийстве отца и сослан отбывать наказание.

Вообще, делая анализ романа "Братья Карамазовы", надо помнить о том, что в нем представлено размышление над всеми годами жизни автора. Он вспоминает детство и соотносит детские годы с размышлениями зрелых лет, а Дмитрий, Иван и Алексей стали символами трех этапов становления личности Достоевского.

Структура романа сложная и многоплановая, и даже жанр произведения определить не так просто. Происходящее действие в романе развивается всего две недели, но какие истории, конфликты, споры и идейные столконовения мы видим на его страницах!

Обзор романа по частям

Мы видим два судебных процесса, между которыми развиваются основные события: разбирательство старика Зосима и криминальный суд, где предстает Дмитрий Карамазов. В такой последовательности видна логика, потому что Достоевскому удалось показать, как упадничество в нравственном отношении и небрежность в духовном плане ведёт к преступлениям.

В романе "Братья Карамазовы", анализ которого мы проводим, двенадцать книг (можно назвать их частями). В первых двух содержится вступление. Третья книга - это знакомство с отрицательными персонажами - отцом семейства Федором Павловичем и лакеем Павлом Смердяковым. На страницах четвертой книги мы читаем о Катерине, Снегиревых и отце Ферапонте, которые "прилично" живут, но их поступки имеют гнилое основание, потому что этим людям выгодно так "праведно" себя вести.

Наконец, пятая и шестая книги раскрывают нам главных геров - Ивана, Дмитрия, Алешу и Зосима. Автор описывает непростые испытания, в которых проявляется натура братьев и их настоящие ценности. Седьмая книга об Алексее, восьмая и девятая о Дмитрии, а одиннадцатая об Иване. Заключительная двенадцатая книга содержит оценку общества относительно нравственных устоев главных героев.

Другие детали анализа "Братья Карамазовы"

Какие цели преследует Достоевский в своем романе? Он познает глубины внутреннего мира своих героев, обнажает их сущность, старается вникнуть в суть мотивов их действий, которые порой весьма противоречивы. Герои книги нравственно терзаются, мучаются сомнениями и во многом заблуждаются. Чтобы донести до читателей такую глубокой психологическую драму, автор рисует и монологи-исповеди, и идейные споры, и скандалы и оскорбления. Сюжет резко меняет направление, то и дело возникают противостояния характеров и кипят страсти, что держит нас, как читателей, в непрестанном напряжении.

Однако будем помнить, что Достоевский не задавался целью посеять большую интригу. В произведении "Братья Карамазовы" приведена обобщенная формула загадок души русского человека, который предстаёт двойственно - он осознанно отрицает веру, хотя понимает, что она необходима, как спасительный якорь. Он полон эгоизма, но готов идти на жертвы. Он вечно блуждает во мраке поддельных ценностей.

В этой статье был представлен анализ произведения "Братья Карамазовы" Достоевского. Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной. Наш литературный блог создан с целью осветить разные стороны произведений мировой литературы и их авторов.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...