Евгений маргулис: разговор о б-ге должен вестись людьми, которые понимают, о чем говорят.


Самое главное, «чтобы под задницей было тепло и комфортно», считает знаменитый рокер

Очередной день рождения, который приходится аккурат на католическое Рождество, экс-участник «Машины времени» и ведущий «Квартирника» на НТВ Евгений МАРГУЛИС провел абсолютно трезвым. Лишь на следующий день Евгений Шулимович позволил себе немного расслабиться.

26-го у меня был концерт в Центральном доме художника, а накануне выступлений я никогда не употребляю, - объяснил 62-летний уже музыкант спецкору сайт. - Поэтому начал праздновать прямо на сцене, а уже потом душевно посидел с друзьями. Люблю праздники. Люблю и дарить, и получать подарки. Правда, сейчас такой радости, как от ощущения, когда мне в юности преподнесли первую в жизни гитару, уже нет. Тогда этот инструмент от знаменитой Шиховской фабрики казался небесной красоты - цветом он был, как знаменитые семиструнные подруги Джими Хендрикса .

- Уже в 19 лет, в 1975-м, вы попали в набирающую популярность «Машину времени».

Ну да, познакомился с Макаром, которому тогда было 21. Он сказал: «Я слышал, ты хорошо играешь». Сунул мне гитару, и я сразу ему что-то изобразил. Правда, Андрей заметил, что они ищут бас-гитариста. А я бас до этого и в руках не держал. Но ни Макара, ни меня это не смутило - он обещал показать, как на нем играют, а я обещал быстро научиться.

- Схватывать на лету научились у бабушки Беллы Баруховны, которая вас воспитала?

О, бабуля у меня была очень интересная! Родилась в 1887-м, видела Николая II и прожила целых 97 лет. Меня преследовало ощущение, что она никогда не работала, а всю жизнь оставалась домохозяйкой. Эдакой еврейской мудрой и сильной бабушкой. Мои родители все время ругались и разводились, так что жить с ней было гораздо спокойнее. Причем она так ни разу не побывала ни на одном моем концерте. Ей музыка до фени вообще была. А вот папа с мамой гордились моими успехами. Особенно мама. Она выписывала жуткое количество газет, чтобы найти и вырезать статьи обо мне. Когда ее не стало, я нашел невероятное количество этих вырезок.

В браке с Анной музыкант живёт уже 30 лет и 3 года

- В чем, на ваш взгляд, феноменальный успех «Машины...»?

В то время на безрыбье надо было кому-то стать первым. Вот Макаревич и стал. Из всех телеящиков страны тогда совсем другая музыка звучала, а когда люди услышали его - их кольнуло. Почти все, что зарабатывали тогда на гастролях, мы тратили на гитары и новую аппаратуру. Экономили, возили икру и водку на продажу, и кипятильники, чтобы готовить в номерах. Балетные тогда борщи в раковинах варили, но мы до этого все же не опускались. А первым моим потрясением году в 1985 стала поездка в Прагу. Туда мы попали на Рождество и обалдели от невероятной красоты. Даже для 30-летнего мужика все вокруг выглядело как в сказке.

- Почему ушли из группы?

Я дважды уходил и один раз возвращался. Уже пять лет там не играю. Пока нам весело и плодотворно работалось, я и работал. В сумме полных 22 года набежало. Расстались мы с Макаром друзьями.

- Недавно и Андрея Державина «ушли». Из-за политических взглядов, говорят…

Это его выбор… А попал он в «Машину» в 2000 году с моей подачи. Группе нужна была свежая кровь, вот она и забурлила благодаря Державину. О нас тогда снова заговорили.

- Ну, и в этой связи. Как оцениваете поведение Макаревича после 20 14 года?

Не хочу комментировать. Просто публичным людям часто задают вопросы, на которые они отвечают эмоционально, даже не разбираясь в теме. После бутылки водки многие становятся знатоками всего на свете. Правда, раньше, во времена нашей молодости, все говорили о бабах и политике, а теперь исключительно о политике…

Женись на мне, козлина!

- Хорошая мысль. Давайте уже о женщинах. Правда, что вы примерный семьянин?

Да. Но до женитьбы на Ане я был весел и красив, понимаете? А теперь уже 33 года в браке с семейным психотерапевтом. (По профессии она не работает, только советы дает подругам.) Честно, мне очень нравится, что мы до сих пор не надоели друг другу. Сейчас это редкость. В рок-н-ролле таких мужиков, у кого одна жена на всю жизнь, только четверо осталось. Помимо меня, это Серега Галанин , Гарик Сукачев и Вовка Шахрин . Вот такие мы молодцы. Я считаю, в браке главное - не спорить, вот я с женой никогда и не пререкаюсь. Нашему сыну Даниилу 31 год, он не женат и дедушкой меня пока не сделал. Работает финансовым аналитиком в Сбербанке. Даню музыка никогда не интересовала, только цифры, он еще в школе знал, кем хочет стать, и в результате окончил мехмат МГУ. Правда, один раз все же снялся в кино. В фильме Гарика Сукачева «Дом солнца» меня в молодости сыграл. Живем по соседству, поэтому у нас с сыном общая собака. Вернее, собака его, но когда он куда-то уезжает, то передает ее нам с женой.

В фильме «Дом солнца» роли участников «Машины времени» исполнили их дети - молодого лидера группы сыграл сын Андрея МАКАРЕВИЧА Иван (в центре), а Евгения МАРГУЛИСА - его наследник Данила (справа)

- Как познакомились с супругой?

Случайно столкнулись у приятеля, который жил в квартире с газовой колонкой. Летом все, у кого отключали горячую воду, приезжали к нему мыться. В общем, Аню я впервые увидел замотанную в полотенце, а она меня в очках времен Гражданской войны с синей изолентой посерединке. Очечки были с чужого плеча - я их одолжил у друга, потому что мои сломались. Тогда мы с Аней просто увидели друг друга, а возможность поговорить представилась где-то через полгода - уже в других гостях. И когда Аня поняла, что я нормальный, а я - что она нормальная, сразу же предложила: «Женись на мне, козлина, лучше меня все равно не найдешь». Я подумал: «А и правда», и женился. На тот момент мы уже год жили вместе. Свадьбу сыграли в единственный в том сентябре 84-го теплый день - 11-го числа. Сначала хотели 19-го, но перенесли дату, потому что я должен был с Юрой Антоновым на месяц уезжать в Прибалтику на гастроли. Сейчас Аня занимается керамикой, рисует. Кстати, первые выпуски «Квартирника» снимали в ее мастерской.

- Как подогреваете чувства в браке?

Например, придумываем друг другу спонтанные подарки. Однажды Аня мне преподнесла сделанную скульптором мою мраморную башку. Ответ мой тоже оказался неплох. Ничего не говоря о планах, я привез жену на Рижский вокзал. Мы сели в купе-люкс с огромной двуспальной кроватью и душем и поехали в Латвию прожигать жизнь. Погуляли по Риге, поужинали в отличном ресторане и вечерним поездом вернулись домой.

- Вы состоятельный человек?

Есть квартира, загородного дома нет, не нужен просто. А машина у меня хорошая. Это важно, чтобы под задницей было тепло, уютно и комфортно.

- А правда, что вы недавно снялись в кино?

Да, в киноальманахе «Короткие волны» Михаила Довженко . До этого мне не раз предлагали сыграть какую-нибудь роль, например, руководителя похоронного оркестра на привокзальной станции. Но отказывался, чувствуя, что туфта. И вдруг на какой-то творческой гулянке ко мне подошел здоровенный мужичина и говорит: «Я, наверное, кинорежиссер». И этой фразой сразу меня убил наповал! Вторая была, как хук: «Снимали тебя когда-нибудь в кино?» Я: «Нет!» Третья: «Хочешь сняться?» Отвечаю: «Нет». Тогда он: «Во, как интересно! Значит, у меня есть два плюса. Во-первых, денег за роль ты не получишь. А во вторых, будешь играть скульптора». Я сразу согласился, но быстро забыл об этом. А спустя где-то полгода мне позвонила актриса Катя Семенова и сказала, что пора ехать на площадку. Работал в своей одежде (кинореквизита у них особо не было) и за съемочный день даже не устал. Режиссер Мишка потом говорил, что показывал кому-то отрывки, и все были восхищены моим дебютом. Теперь можно замахнуться на роль старого президента в изгнании или короля Лира.

Советский и российский рок-музыкант, певец, композитор, гитарист и автор песен, известный зрителям как участник «Машины времени» и «Воскресения», Евгений Маргулис даёт большой эксклюзивный концерт. В конце апреля, 28 числа, в Москве, в ТРК VEGAS, в Крокус Сити, вместе с музыкантом Алексеем Романовым они выступят перед публикой в качестве участников не так давно созданной «Группы выходного дня».

Я встретилась с Евгением Маргулисом на фестивале «Дух огня», чтобы побеседовать о новом проекте, свежих песнях, написанных сольно, перспективах группы на ближайшее будущее, а также узнать, как быть примерным семьянином.

Как Вам пришла идея создать «Группу выходного дня»?

Года полтора назад, когда я начал снимать «Квартирник Маргулиса», мне захотелось сделать подобный проект с Лёшей Романовым, одним из основателей группы «Воскресение». И у нас так здорово получилось, что мы решили пролонгировать эту одноразовую историю и изредка собираться и играть наши хиты, написанные ранее. Мы сделали этот проект, иногда поигрываем. И чтобы не терзать название «Воскресение», потому что из основателей этой группы, живущих на данный момент, нас осталось только двое – я и Алексей Романов, мы придумали «Группу выходного дня».

Какие песни Вы исполняете, есть ли совместные новые композиции?

Новых хитов у нас нет, поскольку этот проект носит ностальгический характер. Это некоторая отсылка к вокально-инструментальному ансамблю «Воскресение», придуманному в 1979 году. За время существования группы мы – участники – сходились и расходились, но все воспоминания, оставшиеся с того времени, приятные. Самое плохое ведь всегда остаётся позади. А я такой человек, что помню только хорошее. Да нам и делить нечего между собой. Теперь с Алексеем Романовым мы отлично выступаем в рамках «Группы выходного дня».

Какие отношения у Вас сегодня с Андреем Макаревичем?

Творческие отношения мы давно уже не поддерживаем, что касается человеческих – периодически видимся. У нас общий круг знакомых и близких друзей, которых при «разводе» не делят. Мы даже встретили Новый год вместе у Павла Лунгина в гостях.

– Имеет ли для Вас значение, где выступать – на корпоративном концерте или для широкой публики? Что Вам больше нравится?

Для меня нет никакой разницы. Приятно играть там, где адекватная публика. Мы некоторое время назад выступали в бывшем здании палестинского банка в городе Тель-Авиве, в Израиле, тоже кайфово было. Для нас «Группа выходного дня» – это кайфушка. Наша кайфушка.

– Есть ли в Вашем репертуаре песни, которые Вы любите больше остальных?

Все песни представляют широкий веер из альтернативных состояний, поэтому обозначить одну песню, которая мне ближе, я не могу. Каждая композиция символизирует определённый жизненный этап.

Можете ли Вы назвать себя счастливым человеком, и что, по Вашему мнению, включает понятие «счастье»?

Счастливым человеком может назвать себя только олиго­френ. Но во всяком случае мне интересно жить. В моей жизни есть чему радоваться.

– Вы известны всем как примерный семьянин. В чём заключается секрет успешного брака?

Не перечить жене. Она там что-то покрикивает, а ты всё это пропустил мимо ушей, и всё равно сделал по-своему. В этом залог крепких отношений! По первому образованию моя жена семейный психолог. Так что, когда со мной ведут производственные беседы, я никогда не спорю и всегда соглашаюсь. Прав я или нет. На всякий случай.

Знаем о Вашем хобби. Вы собираете инструменты. Какой из предметов коллекции имеет наибольшую ценность?

Раньше я собирал лягушек. Потом мне это надоело, и я стал коллекционировать этнические музыкальные инструменты. Все приобретённые предметы имеют большую ценность для меня. Они настолько идиотские и совершенные одновременно. Например, в одном из музеев города Безот я встретил инструмент с таким необычным названием. Не знаю, возможно ли выговорить его с первого раза, – хуихуэтл. Он мне так жутко понравился, что я притащил его к себе в коллекцию. Это ударный инструмент, но главное – название, уж очень симпатичное. Сразу же начинаешь думать, какие звуки на нём можно издавать. Я решил, что только хуихуитловые. Это же прекрасно!

Думаете ли Вы над написанием новой песни или выпуском альбома?

Думаю. Часть песен уже написана, но у меня не хватает времени, чтобы приехать в студию и записать их. Не так давно, около полугода назад, написал песню «Города». Идея музыкальной композиции появилась сама собой. Это достаточно странная история. Она началась с города под названием Самара. Первые гастроли «Машины времени» случились в 1977 году в Самаре. Первый мой сольный проект тоже впервые был представлен в Самаре. И ещё много других совпадений, связанных с этим местом. Не знаю, как так получалось. Но мне захотелось написать песенку об этом городе. Хотя на самом деле эта песня посвящена любому городу на земле, откуда ты уезжаешь к себе домой.

Как Вы относитесь к современным рок-музыкантам? Есть ли талантливые исполнители в наши дни?

Талантливых исполнителей сейчас навалом. И я лично талантливых снимаю. Например, абсолютно негодяйская питерская команда «Шляпники». Недавно снял екатеринбургские команды: «Обе две» и «Моя Мишель». Их толком никто не знает. Их нет в теле- и аудиопространстве. Зато в интернете у них многомиллионная аудитория.

– Вы приехали в Ханты-Мансийск для участия в 16-м фестивале кинодебютов «Дух огня» (прошёл в марте 2018 года – прим. ред.). Как вам в наших краях?

Первое знакомство с городом было на «Духе огня» ещё с Сашей Абдуловым. Но в тот раз у меня не было времени, чтобы познакомиться с Югрой. Мы были замкнуты в гостиничном комплексе. В последний наш визит, на 16-й «Дух огня», удалось рассмотреть город получше. Ханты-Мансийск симпатичный.

В каких городах и странах Вы уже побывали с гастролями «Группы выходного дня»?

Группа носит нерегулярный характер, собираемся мы не часто, у нас нет цели гастролировать по миру с концертами, поэтому побывали пока что в Казахстане и в Израиле. Это своего рода факультатив. У каждого – свои дела. У меня есть проект, попутно занимаюсь телевидением. На старости лет стал говорящей головой телеканала НТВ, чему я удивляюсь, но мы с моим другом Леонидом Семёновичем Каневским – два самых старых ведущих телеканала. Тут уж, кто дольше протянет. Шучу, конечно.

С группой мы выступаем перед соотечественниками. Перед настоящими любителями музыки. В конце апреля, 28 числа, предстоит громкий народный концерт в ТРК VEGAS, в Крокус Сити, в Москве. Это будет эксклюзивная программа.

– Вы являетесь любителем кинематографа. Какие фильмы впечатлили Вас в последнее время? Что Вы можете посоветовать к просмотру?

Советовать невозможно. У каждого свой вкус и предпочтения. Но из последнего, что мне удалось посмотреть, – это «Аритмия». Много хороших фильмов у Татьяны Меликян. Вообще в кино я хожу часто. У нас даже есть специальная московская компания из пяти человек. Мы берём самые топовые фильмы и смотрим их в кинотеатре, с дальнейшим обсуждением, конечно. Иногда нам попадаются фильмы, про которые даже говорить не хочется. Но такое бывает не часто.

Для всех любителей российского рока 28 апреля в Москве, в ТРК VEGAS, в Крокус Сити, состоится эксклюзивный концерт ветеранов российского рока Евгения Маргулиса и Алексея Романова, участников «Группы выходного дня». Музыканты исполнят всем известные хиты: «Мой друг лучше всех играет блюз», «Кто виноват» и другие.
0 0

Макаревич пел с закрытыми глазами

Вы тогда учились в медицинском институте и три раза уходили оттуда, но потом возвращались. Родители были против вашего увлечения музыкой?

Естественно, мама с папой говорили: «Обязательно получи диплом, а потом хоть дворником работай!». Для людей моего поколения это была стандартная ситуация. Но я и сам действительно надеялся стать врачом - только играть в группе было значительно интереснее, чем учиться, и я ничего не мог с собой поделать…

- А когда пришло понимание, что Машина времени - крутая группа?

Когда нас в 1976 году позвали на конкурс Таллинские песни молодежи . Мы туда ехали главным образом не себя показать, а мир посмотреть. Приехали одними из последних, мест в гостинице не хватило, и нас поселили в женское общежитие какого-то кулинарного ПТУ. Вместе с нами в тот сарай отправили других припозднившихся - интеллигентного парня из Ленинграда Борю Гребенщикова и пару отличных свердловских ребят.

Дело было в марте, по дороге все продрогли, и в честь знакомства мы угостили новых друзей нервнопаралитическим напитком - медицинским спиртом, настоянном на красном перце. (Смеется .)

Мы жили в общежитии настоящей коммуной: хиппи, девчонки, алкоголь - все, как мы любим. Нам бы и этой жизни, новых знакомств и новых впечатлений хватило для полного счастья, но случилась еще одна неожиданная вещь - на фестивале мы заняли первое место.

А на какое рассчитывали?

Да мы вообще о местах не думали: мы же никогда не участвовали в фестивалях, не слышали групп из других городов...

А после Таллина Борька Гребенщиков позвал нас выступить в Ленинграде - он рассказывал, что там кипит подпольная рок-н-ролльная жизнь. Когда мы приехали, нас встретили с восторгом! На разогреве у нас выступала группа Мифы - крутейший коллектив человек из двадцати!

Господи, как мы, трое худосочных мальчиков, могли выйти после тех двадцати героев?! Макар потом рассказал, что первую песню, Битву с дураками , он пел с закрытыми глазами. Что делал я, не помню - кажется, спрятался от страха за колонку. Ничего больше не помню из того вечера - только кромешный ужас вначале и эйфорию потом, когда эти питерские хиппи начали кричать и хлопать как сумасшедшие и стало ясно, что нас приняли и полюбили.

Бесфамильный артист

Почему вы ушли из «Машины времени»?

В 1980-х меня позвали в популярную группу Аракс . Мы жили почти как настоящие западные рок-звезды - от нас сходили с ума концертные залы и стадионы, рекой лился портвейн, на шею вешались девушки. Однако длилось счастье недолго: группу много о себе возомнивших волосатых музыкантов решили "прижать".

Я выступал в ярко-голубом расписном костюме Звездочета - его придумала жена директора группы, которая в душе была модельером.

Так вот, в 1981 году в городе Ульяновске прямо в мой день рождения ко мне за кулисами подошли ветераны то ли труда, то ли сцены, углядевшие на костюме шестиконечную звезду Давида. И началось: «Сними! Убери! ». Мы их послали. Нам в тот момент казалось, что мы ужасно крутые: играем во дворцах спорта по три концерта в день и что к нам не может быть никаких претензий.

Но оказалось, это не так... На следующий день пришли два веселых парня из КГБ, и меня свинтили за антисоветскую пропаганду. Сказали: «Вы знаете, что ваша шестиконечная звезда - знак сионизма? ». Я сказал, что нет. За международный сионизм мне грозила 58-я статья, «измена Родине». Да много чего грозило…

Слава Богу, получилось отбрехаться, обошлось - но группе настал кирдык. Аракс расформировали, и по филармониям всех городов разослали список с нашими именами и фамилиями с указанием, что нас категорически нельзя брать на работу.

Но, к счастью, в 1982 году меня подобрал Юрий Антонов . Он работал от ташкентского цирка, где всякие указы и распоряжения читали сквозь пальцы. Я был бесфамильным артистом. Объявляли, например: «Сегодня для вас на гитаре играет Иван Иванов, на барабанах - Петр Петров, а на бас-гитаре - бас-гитарист». И я спокойно полтора года у Юрки перекантовался, пока советская власть не начала заканчиваться. Даже в свадебное путешествие мы с Аней ездили на гастроли с Юрием Антоновым .

Люблю устраивать сюрпризы

Вы с женой познакомились, когда были крутой рок-звездой из «Аракса»?

Нет, уже когда меня из звезд разжаловали и никуда брать не хотели, разве что в дворники. Мы столкнулись у приятеля, который жил в центре в квартире с газовой колонкой. Летом все, у кого отключали горячую воду, приезжали к нему мыться.

В общем, Аню я впервые увидел в полотенце, а она меня в очках времен Гражданской войны, замотанных посередине синей изолентой. Очочки были с чужого лица, потому что мои сломались. Тогда мы просто увидели друг друга, а возможность поговорить представилась где-то через полгода - уже в других гостях. И Аня поняла, что я нормальный, а я - что Аня нормальная.

И вы подумали, почему бы двум нормальным людям не создать одну нормальную семью?

Первой об этом Аня подумала. Сказала: «Женись на мне, козлина, лучше меня все равно не найдешь никого». Я ответил: «А и правда». Потому что на тот момент мы уже год жили вместе, и я на самом деле тоже думал, что лучше Ани никого не встречу.

Вы музыкант, жена психолог, а сын у вас математик. Удивились, когда он пошел не по музыкальной стезе?

Да, детеныш с раннего детства начал проявлять недюжинные математические способности. Считать Даня начал сразу до миллиона. Года в три он не только складывал и вычитал циферки, но и извлекал корни.

Кстати, читать он научился вообще года в два - и сразу принялся за Песнь о вещем Олеге . Ему было все равно, что читать: вокруг сына валялись любые книги, которые можно было найти дома, - «Органическая химия» за 10-й класс, «Математические задачи», «История Османской империи», и ребенок все это параллельно читал. Сказки его вообще никогда не интересовали.

А музыка?

Тоже. В противном случае он бы ею занимался, я думаю… Только лет в 12 или 13 Данька перед школьным походом попросил научить его играть на гитаре. Я попытался, но понял, что убью его на пятой минуте объяснений.

Конечно, это наш большой прокол: может, если бы мы его отдали заниматься музыкой раньше, что-то могло бы и получиться. Но в первом классе он увлекся шахматами, в 9 лет получил чуть ли не второй взрослый разряд. А в 16 лет окончил математическую школу и сразу поступил на мехмат.

Недавно вы с женой отметили 30-летие со дня свадьбы. Пир закатили?

На пир не было времени. Но мы кое-что подарили друг другу… А вообще я люблю устраивать жене сюрпризы. К примеру, на ее день рождения мы должны были лететь в Сингапур, но поездка сорвалась, и я придумал романтическое путешествие.

Купил билет на поезд в Ригу в люкс-купе. Жена ничего не знала. Я ее вытащил на вокзал, привел к поезду, и она чуть с ума не сошла от радости, потому что на поездах мы не катались давно. Мы ехали вдвоем в роскошном купе с двуспальной кроватью!

Приехали в Ригу, сходили в ресторан, опять сели на поезд и вернулись домой. А жена на мое 55-летие договорилась со скульптором и подарила мне мою мраморную голову, весящую килограммов двести. Так что мы с ней в этом смысле похожи. Для нее, как и для меня, главное - ошарашить!

Первые выпуски «Квартирника» — а именно так называется новый музыкальный проект НТВ — уже отсняты. В гости к «хозяину квартиры» Евгению Маргулису уже заглянули Андрей Макаревич, Алексей Романов, Юрий Шевчук, Князь, Луна и многие другие российские артисты, которые или уже именуются культовыми, или движутся в этом направлении. О том, как проходили съемки, какие сюрпризы ждут зрителей, а также о том, сколько алкоголя положено музыкантам, и что такое «эффект божьей коровки», нашему корреспонденту рассказал ведущий программы Евгений Маргулис.

Легендарный музыкант Евгений Маргулис

Квартирник

— Евгений Шулимович, расскажите, как появился «Квартирник» — не обычная, в общем, для нашего телевидения программа.

Этот проект был затеян достаточно давно. И подобных ему действительно нет. Идея его простая: я решил вернуться в юность, когда нас, начинающих музыкантов, никуда не пускали, и мы показывали свои произведения на квартирах у друзей. У которых квартиры были миллиметра на три больше, чем наши:)

— И у которых родители уехали на дачу?

Естественно! Мы показывали свое благодатное творчество, а «входным билетом» был алкоголь. Антураж и атмосфера таких вечеров и легли в концепцию телепроекта «Квартирник»

— Не было опасения, что время изменилось, и современному зрителю это будет или непонятно или не интересно?

Честно говоря, время никогда не меняется. Меняются девайсы, которые тебя окружают в данный момент. Когда мы начинали, был только дисковый телефон, а сейчас у тебя и телефон, и компьютер, и вообще черт-те что. А все остальное повторяется и будет повторяться. Поэтому по этому поводу даже нечего запариваться. И опять же, в нашей передаче нет возрастного ценза. Ее могут смотреть и совсем молодые, и люди нашего поколения. Кому интересно – тот смотрит, кому не интересно, он не будет смотреть, даже если мы будем голыми бегать перед зрителями

— Сам факт новоселья обрадовал — что теперь передача будет выходить на канале НТВ?

У нас получился нормальный телепроект, и «топить» его не хотелось. У предыдущего телеканала, где мы выходили, были другие приоритеты. Мы ушли «на каникулы», и не выходили в эфир почти полтора года. А передачу уже успели полюбить зрители. И мы стали искать, где бы она могла существовать в своем формате. Слава Богу, нашли, и все у нас получилось. На НТВ мне очень понравился сам подход к «Квартирнику». Это имиджевая передача, у которой очень хорошая основная идея. Кроме того, теперь НТВ – это «территория живого звука», и в этом мы отлично сочетаемся

Гости «Квартирника» по-свойски располагаются прямо на полу

— В чем обновление проекта произойдёт?

Будет другая площадка, народу в «квартире» будет больше, какие-то новые идеи будем воплощать в жизнь — и идеи такие есть. Конечно, сложность в том, что и я концертирующий, и группа концертирующая. Но мы уже как-то научились лавировать меду гастролями. На НТВ покажут и не вышедшие выпуски, это программ двадцать

— Как прошла съемка с группой «Машина времени», которые были первыми гостями в новом сезоне съемок? Для вас это был волнительный момент?

С одной стороны — волнительный, конечно, все-таки я участвовал в этом коллективе больше 20 лет, а с другой — мне захотелось немножко окунуть их в другую историю, потому что они — громкие, электрические, а мне больше всего нравятся тихие акустические варианты. Съемка прошла замечательно. Народу в студию набилось страшное количество — и это при том, что мы практически накануне съемок сделали объявление только по своим. Зрители у нас сидят на пуфиках, на полу — то есть, все примерно так, как и было в квартирниках в 70-х годах

— Вы встречаете музыкантов как коллега — или как телеведущий, журналист?

Журналистом и телеведущим себя не считаю, потому что в этой программе я в какой-то степени музыкант, и мне нравится находиться с гостями на сцене. Тем более, что половину артистов я знаю хорошо, и нам есть что вспомнить. Но только такое вспомнить – «лайт» — чтоб детям тоже можно было рассказать:)

— А что-то за кадром все же остается?

Мы снимаем весь концерт, а сколько он будет идти — зависит от настроения артиста. Но час тридцать каждый по-любому играет. А вот Юра Шевчук отснял полтора часа и говорит: «У вас так клёво – давайте, я еще поиграю!» И сыграл на три часа. То есть, мы всегда снимаем с запасом. Не прекращаем съемку, даже если есть какая-то лажа — кто-то забыл слова, перепутал аккорды. Это значительнее интереснее – показать артиста таким, какой он есть. Потому что они тоже люди, тоже человеки. И когда все это видишь на расстоянии вытянутой руки — это особенно интересно. Мне нравится, что к нам всегда приходят люди, которые сразу врубаются, что мы делаем. То есть, идиотов у нас на съемках не бывает. При этом никто не знает, кому что сейчас в голову придет — и мне, и артисту. Этим «Квартирник» неповторим и интересен

— Вы приглашаете только рок-музыкантов?

Я не хочу загонять себя в рамки «глухого рока». Поэтому приходят артисты, которые мне нравятся и которых я хотел бы показать зрителям. Из них много тех, кто известен в интернет-пространстве. Та же Луна, которая не показывается на большом экране, но она спокойно собирает Дворцы спорта

— А какое определение у рок-музыки? Что это такое? В толковом словаре что нужно было бы написать?

А Бог его знает! Я не критик, у меня о музыке два понятия: хорошая и плохая. Рок-музыкант – это лишь титул или ярлык. А вот музыкант — он всегда музыкант. Либо хороший, либо плохой

— У детей есть такая забава: ползет букашка, а ей подставляют травинку, веточку, и она ползет туда, куда ее направляют…

Да, это называется «эффект божьей коровки»…

В гостях у Маргулиса – его «родная» «Машина времени»

— А ваша творческая биография, участие в группах «Машина времени», «Воскресение», «Аракс» — это тот самый эффект «божьей коровки», или все же что-то другое, осознанное?

На самом деле я попадал в нужное время в нужное место – не более того. Цепочка событий сложилась именно так. Про «Машину времени» я никогда бы не узнал и не попал в этот коллектив, если бы мой приятель, который работал в «Москонцерте», не поставлял бы на подпольные концерты аппаратуру. А дальше — больше… Когда познакомился с «Машиной времени», с другими московскими коллективами — круг общения увеличился. Ты знаешь и тех, и этих, а если еще и играешь, то рано или поздно все равно окажешься где-нибудь среди вот этих людей. Если, конечно же, сам из себя что-то представляешь. Я из себя что-то представлял — поэтому оказался там, где на тот момент следовало оказаться. Но в принципе это можно считать Божественным провидением

— Вы где-то уже рассказывали, что на момент знакомства с Андреем Макаревичем вам было 19, ему — 21. По сути – мальчишки. Вы отдавали себе отчет, что делаете что-то такое, что войдет в историю музыки? Что это все будет круто?

Никогда не думали, что станем известными, потому что мы были любительским коллективом. И играли для себя и для людей, которым нравилась эта музыка — именно как формат «квартирника», такой междусобойчик. Потом аудитория стала увеличиваться и увеличиваться. Когда стало понятно, что нужно становиться на какую-то официальную платформу — пришлось «завязывать» с профессиями, которым мы учились в институтах, и которые у нас не пошли, потому что появилась возможность заниматься музыкой

Ты помнишь как все начиналось

— Есть поговорка про еврейскую маму, которая говорит: «Выучись сначала на врача или юриста, а потом занимайся, чем хочешь!»

Да, да, получи высшее образование – а потом хоть в дворники! Так мне бабушка говорила. Это наш семейный постулат!

— И вам без ссор, без конфликтов разрешили бросить мединститут?

Не было конфликта. Хобби переросло в профессию, а профессия — в хобби, и на тот момент всем всё уже было понятно. Плохим врачом при своей фамилии я быть не могу, поэтому решили пойти в «битлы»:)

— Когда пошли в профессиональную музыку — ставили для себя какие-то задачи, или играли в свое удовольствие?

Мы были молодые, ретивые, нам нравилось приезжать в разные города, играть огромные концерты. Мы жили этим. А потом, конечно, после 1982 года, когда гайки закрутили, было понятно, что бросать это дело нельзя — нужно продолжать играть, и что-нибудь из этого точно получится. Потому что любая война всегда заканчивается миром

Иногда хозяин «Квартирника» и сам берет в руки инструмент

— Сейчас все обсуждают трагическую смерть Честере Беннингтона, солиста группы «Linkin Park», который покончил с собой. Известно, что и многие российские артисты не смогли избежать трагедий, связанных с алкоголем, наркотиками…

Эта беда середины 80-х — начала 90-х…

— Что ваших коллег уберегло, как думаете? Какой можно дать совет молодым?

Совет один: меньше употреблять всяких глупостей. Меньше «расширять сознание». До добра это не доводит

Дела семейные

— Ваша супруга Анна — психолог. Это помогает в семейной жизни?

Конечно, помогает. Какие-то моменты можно спокойно обсудить вдвоем и все решить. Она всегда дает правильные советы. Мы же, музыканты — народ несносный. И с нами жить достаточно сложно. А у нас с супругой гармонично все срослось

— Не расстраивает, что сын Даниил не стал музыкантом. Или радует?

Еще в детстве было понятно, что музыкантом он не будет. С малого возраста сына интересовали цифры — он, наверное, уже родился математиком

— В одной из ваших песен такой лейтмотив: «Забил на всё, играю для себя». Это правда — или образное выражение?

На самом деле не все так в песнях, когда касается тебя лично. Это характерная ситуация для всех музыкантов. Я прочитал в книжке о «битлах», где они рассказывают про все свои композиции, что в грустнейшей песне «She’s leaving home» — про девушку, которая в никуда уходит из дома — они думали о бананах и просто прикалывались. То же самое и с величайшей песней всех времен и народов «Yesterday» — вместо «естудей» сначала было слово, которое означает «яичница». То есть, первое слово песни – яичница!

— Музыкант должен отслеживать тренды: настроение в обществе, куда мы движемся, о чем переживаем — или достаточно петь о том, что у тебя лично на душе?

Евгений Маргулис и Андрей Макаревич на сцене фестиваля «Крылья» в 2005 году

Естественно, прислушиваешься ко всему. И ты постоянно в курсе всех новых течений. Но мне нравится музыка, и я постоянно слушаю что угодно. Кроме рэпа. Хотя мне очень понравился NOIZE MС (Иван Алексеев, музыкант и исполнитель, который выступает под псевдонимом NOIZE MС. – Прим. ред.). Я снимал его концерт — и он поразил своей музыкальностью, словосозиданием. Он реально умеет это делать. И Вася Вакуленко (Баста. – Прим. ред.) – очень хороший музыкант

— Евгений Шулимович, на всех светских мероприятиях вы очень элегантно выглядите. Как вам удается быть всегда «на стиле»?

Не знаю. Наверное, благодаря тому, что я не покупаю всякое барахло

— Есть что-то такое, что хотелось бы начать, попробовать наконец-то, но вот все не досуг было?

Есть у меня предложение поиграть в спектакле, но пока пугаюсь. Такое количество текста выучить — это же сложно. И опять же — не понимаю, какой я актер. Актерскому мастерству нужно учиться…

Кулинарные эксперименты

— Это правда, что вы любите японскую кухню?

Когда нет ничего, кроме японской — буду есть японскую. У меня нет каких-то кулинарных предпочтений. Мне нравится хорошая местная еда. То есть, во всех местах, куда меня заносит нелегкая, я всегда стараюсь есть местную пищу, даже в Китае. И червей у них пробовал, и кузнечиков. Даже пил совершено ужасную настойку на крысиных эмбрионах

— Как же вы заставили себя?

Закрыл глаза, потому что это была какая-то страшно редкая императорская водка, и отказаться не было возможности, и морду кривить нельзя, потому что статус не позволял. Ну, и выпил…

— И как? Что-то волшебное?

Я в принципе не знаю, какой у этой водки вкус без этих эмбрионов, поэтому мне сложно быть объективным. Но если ты эти эмбрионы видишь — то противно, а не видишь — то вроде и ничего…

— Вы сказали, что входным билетом на квартирники был алкоголь. На ваш взгляд, что такое культура пития, которую всё пытаются привить российскому народу?

До скотства не напиваться. В микояновской «красной книге» «О вкусной и здоровой пище» было написано, что все хорошо в меру. Это правило работает всегда и везде — без исключений!

Евгений Маргулис на записи «Квартирника»

Фотографии Вадима Тараканова и пресс-службы телеканала НТВ

Евгений Маргулис: «Мы, музыканты, народ несносный…» опубликовано: Октябрь 26th, 2018 авторство: Мадам Зелинская

— Мои родители то расходились, то снова сходились, и их семейная жизнь была похожа на мексиканский сериал. Я же ради общего спокойствия жил с бабушкой в ее квартирке у метро «Аэропорт». Бабуля моя была своеобразной. 1 сентября, когда я отправился первый раз в первый класс, минут через пятнадцать после начала урока дверь в класс распахнулась и

на пороге появилась бабушка с чугунком картошки! Учительница возмутилась: «У нас урок!» Но бабушка была решительна: «Женя должен есть в определенное время». Она любила внука и режим дня, и для ее любви не было преград. Но и ненавидела бабушка пылко, по-настоящему. Например, она терпеть не могла музыку — особенно в исполнении шестилетнего внука. Ведь я ежедневно изводил старушку упражнениями. Однажды ее небольшая чаша терпения переполнилась — и она вышвырнула мою скрипочку в окно! Мы жили на втором этаже, скрипка упала на угол камня и раскололась. Папа попробовал было ее склеить, но ничего не вышло. Тогда из ее останков он выточил саблю и сказал: «Вот тебе замена».

— Как вы отнеслись к этому инциденту?

— Ну выкинули скрипку и выкинули — пустяки, дело житейское. Новую родители покупать не стали, и я не вспоминал о музыке до 15 лет… А на гитаре играть научился, потому что мне очень нравились битлы и девушки, а девчонкам очень нравились парни, играющие на гитаре.

— А через четыре года вы понравились не каким-то там барышням, а самому Андрею Макаревичу. Хорошо помните судьбоносную встречу?

— Мой товарищ Костя Корнаков работал звукорежиссером у Кола Бельды, великого исполнителя песни «Увезу тебя я в тундру». И вся аппаратура была в Костином распоряжении. Мы за десятку неофициально сдавали ее в аренду всяким самодеятельным коллективам. Так я и познакомился с Макаром и «Машиной времени». Первый раз они мне дико не

понравились! Я даже не понял, на каком языке парни пели, потому что аппаратура не позволяла услышать слова — так все хрипело. Но некоторое время спустя удалось расслышать слова, и мое мнение изменилось. Однажды после концерта мы поехали к Андрюшке домой — он тогда еще жил на Комсомольском проспекте. Макар говорит: «Я слышал, ты хорошо играешь». Сунул мне гитару в руки, я что-то изобразил, а Андрей сказал, что им в группу нужен бас-гитарист. Я бас никогда в руках не держал, но ни Макара, ни меня это не смутило — он обещал показать, как на нем играют, а я пообещал на­учиться. Был 1975 год, мне было 19 лет, а Андрюшке 21.

С Андреем Макаревичем (1992). Фото: PhotoXPress

— Вы три раза уходили из медицинского института и снова возвращались. Родители наседали?

— Естественно, мама с папой говорили: «Обязательно получи диплом, а потом хоть дворником работай!» Но я и сам действительно надеялся стать врачом — только играть в группе было значительно интереснее, и я ничего не мог с собой поделать. Если бы учился на вечернем, может, и получилось бы совмещать, но я, как дурак, был на дневном. Возвращаешься после выступления в каких-нибудь Мытищах в два часа ночи, а к восьми или девяти нужно на занятия или, чего доброго, на практику в роддоме. Как вы думаете, интересно смотреть на рождение ребенка после дикого концерта и неумеренного употребления алкоголя?

— Тяжко?


— Ну да, хотя роженице, конечно, намного тяжелее. А самым сильным моим потрясением была поездная травма. Я в семнадцать неиспорченных лет устроился санитаром в больницу, и в первый мой рабочий день к нам привезли человека, попавшего под поезд. Ох… Вот это было нервное потрясение. А после я ко всему уже достаточно спокойно относился. Так что в морге мне даже нравилось работать больше, чем в больнице: приятно было иметь дело со спокойными людьми, которые ничего не требуют. (Смеется.)

— В своеобразном месте вы работали…

— Да мы и репетировали тогда в своеобразных местах. Например, в Министерстве мясной и молочной промышленности: в дома культуры нашу группу не брали из-за сомнительной репутации, а министерство было далеко от музыки, так что мы там хорошо устроились.

— Давали шефские концерты, а мясомолочные деятели подкармливали худеньких музыкантов сосисками?

— Это же было министерство, а не фабрика, так что никаких колбасных изделий нам не перепадало. Но концерты мы действительно изредка играли — они у нас назывались оброками. В актовом зале сидели золотозубые тетки с халами,

в кримпленовых платьях, пузатые дядьки — нам было страшно смотреть в зал, а им не нравилось нас слушать: мы слишком громко играли непривычную музыку. В министерстве нас не очень любили и прогнали уже месяцев через пять. А на автобазе № 5 возле силикатного завода мы продержались года полтора. Там нас не любили собаки, носившие клички Кардан, Свеча и Моторчик: видимо, от нас исходила волна ненужной интеллигентности, а машинным маслом, наоборот, не пахло. Вся их стая захлебывалась лаем, когда мы проходили к клубу автобазы. Зато в клубе нам разрешали не только репетировать по вечерам, но и оставаться на ночь, и мы там спокойно играли и записывали первые песни.

— Мы жили в общежитии настоящей коммуной: хиппи, девчонки, алкоголь — все, как мы любим. Нам бы и этой жизни, новых знакомств и впечатлений хватило для полного счастья, но случилась еще одна прикольная вещь — на конкурсе «Машина времени» заняла первое место. Фото: Арсен Меметов

— И кто бы мог подумать, что вскоре вас позовут на почти заграничный конкурс «Таллинские песни молодежи».

— Мы туда ехали главным образом не себя показать, а мир посмотреть. Нам просто в кайф было выползти из Москвы в почти настоящую заграницу — в Эстонию. Ну и выступить перед большим залом — ведь мы были голимой самодеятельностью и играли на танцплощадках родного города и его окрестностей. В Таллине нам невероятно

понравилось все: красивые старинные улочки, коктейли, теплый прием и, главное, запредельная по московским меркам свобода: несмотря на комсомольское название конкурса, это был рок-фестиваль… «Машина времени» приехала одной из последних, мест в гостинице не хватило, но поскольку мы и раньше никогда не жили в гостиницах, нас данное обстоятельство не расстроило. Нас поселили в женское общежитие какого-то кулинарного ПТУ, обитательницы которого разъехались на каникулы. Вместе с нами в тот сарай отправили других припозднившихся — интеллигентного парня из Ленинграда Борю Гребенщикова, отличных свердловских ребят из команды «Сонанс» (кстати, с их клавишником, впоследствии основавшим «Урфин Джюс», Сашкой Пантыкиным я дружу до сих пор). Дело было в марте, по дороге все продрогли, и в честь знакомства мы угостили новых друзей нервно-паралитическим напитком, захваченным на случай простуды, — медицинским спиртом, настоянным на красном перце. Мы жили в общежитии настоящей коммуной: хиппи, девчонки, алкоголь — все, как мы любим. Нам бы и этой жизни, новых знакомств и новых впечатлений хватило для полного счастья, но случилась еще одна очень прикольная и неожиданная вещь — мы заняли первое место. И не то чтобы мы были самыми крутыми, ­а самыми­ задорными — ­наши песни сразу­ хотелось подхватить… Борька Гребенщиков тогда позвал нас выступить в Ленинграде — он рассказывал, что там кипит подпольная ­рок-н-ролльная жизнь. Когда мы приехали, нас встретили с восторгом! На разогреве у нас выступала группа «Мифы» — и едва эти «Мифы» заиграли, я понял, что лучше застрелиться, чем выходить после них на сцену. Крутейший коллектив человек из двадцати, в котором все было прекрасно: отличная музыка, насмешливые тексты, роскошный голос вокалиста, шикарный отвязный пианист, но главное, у них были труба и саксофон! Эти их дудки меня доконали. Господи, как мы, трое худосочных мальчиков с довольно дурацкими песнями, могли выйти после них?! Макар потом рассказал, что первую песню, «Битву с дураками», он пел с закрытыми глазами. Что делал я, не помню — кажется, спрятался от страха за колонку. Ничего больше не помню из того вечера — только кромешный ужас вначале и эйфорию, когда эти питерские хиппи стали кричать и хлопать как сумасшедшие. Потом мы стали ездить в Питер достаточно регулярно. Но ничего похожего на гастроли нас не ждало:

я пришел в «Машину» в 1975-м и свалил из нее в 1979-м, и за все четыре года мы, кроме Таллина и Ленинграда, выступили только в Самаре и в Свердловске. Ну и на юг летом ездили: работали, как это у нас называлось, «за будку и корыто» — то есть нас кормили, давали место для сна, а мы играли на танцах. Лучше всего было, конечно, прибиться к институтскому лагерю — там ровесники, а не тетеньки, которым подавай пляски под баян. Возвращались в Москву загорелыми, грязными, без копейки денег. На юге у нас был один способ заработать: послать в море Макара, умевшего хорошо нырять, чтобы он достал какие-нибудь ракушки, а потом эти дары моря кому-нибудь втюхать. Хотя втюхивать у нас не всегда получалось, поэтому на юге мы были еще более худые, чем в столице. Правда, несколько раз нам все же заплатили за концерты. Например, в лагере Ленинградского педагогического института обломилось рублей аж тридцать.

— Баснословная сумма!

— Кстати, на эти деньги действительно можно было купить довольно много. Местное вино стоило дешево — десять копеек за стакан, билеты до Москвы — полтора рубля за плацкарт… Но уже в 1980 году я стал ездить на юг, а также на север и восток не в плацкарте, а в купе или летать на самолетах и жить в гостиницах. Меня позвали в популярную группу «Аракс». Мы жили почти как настоящие рок-звезды — от нас сходили с ума концертные залы и стадионы, рекой лился портвейн, на шею вешались девушки. Однако длилось счастье недолго: группу много о себе возомнивших волосатых музыкантов решили прижать. Я выступал в ярко-голубом костюме Звездочета — его придумала жена директора группы, которая в душе была модельером. Так вот, в 1981 году в городе Ульяновске прямо в мой день рождения ко мне за кулисами подошли ветераны то ли труда, то ли сцены, углядевшие на костюме шестиконечную звезду Давида. И началось: «Сними!» Мы их послали. Нам в тот момент казалось, что мы ужасно крутые: играем во дворцах спорта по три концерта в день и отдаем в филармонию огромные ­деньги — и что к нам не может­ быть никаких претензий. Но оказалось, это не так… На следующий день пришли два веселых парня из Комитета госбезопасности, и меня свинтили за антисоветскую пропаганду. Сказали: «Вы знаете, ваша шестиконечная звезда — знак сионизма». Я сказал, что нет. За международный сионизм мне грозила 58-я статья, «измена Родине». Да много чего грозило. После Ульяновского КГБ меня вызывали на Лубянку…

— Было ощущение нереальности происходящего? Ведь не сталинская эпоха…


— Я-то как раз понимал, что могут посадить на самом деле. Я ведь жил в районе «Аэропорта», в рассаднике культуры. В детстве видел Галича. Да и кроме него там была масса писателей и режиссеров, и у части из них тоже случались несогласия с советской властью. Я соображал, чем все может закончиться. Слава Богу, получилось отбрехаться, обошлось — но группе настал кирдык. «Аракс» расформировали, и по филармониям всех городов разослали список с нашими именами с указанием, что нас категорически нельзя брать на работу. Я там шел красной строкой. Но, к счастью, в 1982 году меня подобрал Юрий Антонов. И до него мне хотели помочь, пытались взять к себе Боря Гребенщиков, Алла Пугачева.

— Почему у них не получилось?

— Потому что Борисовна была выездная, и чтобы работать у нее, мне нужно было бы пройти партийно-правительственный контроль. Это было нереально. А к Борьке не имело смысла идти, потому что он сам был подпольным музыкантом и регулярно получал от власти по башке. Работай мы вместе, получали бы по башке чаще и больнее, чем по отдельности. А Антонов работал от ташкентского цирка, где всякие указы и распоряжения из Москвы читали сквозь пальцы. Я был бесфамильным артистом. Объявляли, например: «Сегодня для вас на гитаре играет Иван Иванов, на барабанах — Петр Петров, а на бас-гитаре — бас-гитарист». И я спокойно полтора года у Юрки перекантовался, пока советская власть не начала заканчиваться. Даже в свадебное путешествие мы с Аней ездили на гастроли с Антоновым.

— Вы с женой познакомились, когда были крутой рок-звездой из «Аракса»?


— Нет, уже когда меня из звезд разжаловали и никуда брать не хотели, разве что в дворники. Мы столкнулись у приятеля, который жил в квартире с газовой колонкой. Летом все, у кого отключали горячую воду, приезжали к нему мыться. В общем, Аню я впервые увидел в полотенце, а она меня в очках времен Гражданской войны, замотанных посередине синей изолентой. Очочки были «с чужого плеча» — я их одолжил у Фагота (Александр Бутусов, поэт, автор текстов некоторых песен «Воскресения», «Аракса» и «Шанхая». — Прим. «ТН»), потому что мои сломались. Тогда мы просто увидели друг друга, а возможность поговорить представилась где-то через полгода — уже в других­ гостях. И Аня поняла, что я нормальный, а я — что Аня нормальная.

— И вы подумали, почему бы двум нормальным людям не создать нормальную семью?

— Первой про это Аня подумала. Сказала: «Женись на мне, козлина, лучше меня все равно не найдешь никого». Я ответил: «А и правда». Потому что на тот момент мы уже год жили вместе, и я на самом деле тоже думал, что лучше Ани никого не встречу. Мы поженились в единственный в том сентябре теплый день — 11-го числа. Сначала хотели 19-го, но перенесли дату, потому что я должен был с Антоновым на месяц уезжать в Прибалтику. Обменялись кольцами и стали в законном браке жить-поживать да детей наживать. Детей, правда, нажили не очень много — одного Даньку.

— Аня сказала: «Женись на мне, козлина, лучше меня все равно не найдешь никого». Я ответил: «А и правда». С женой Анной. (11 сентября 1984). Фото: Из личного архива Евгения Маргулиса

— Вы музыкант, жена психолог, а сын у вас математик…


— Да, детеныш с раннего детства начал проявлять недюжинные математические способности — может, пошел в дедушку, работавшего в конструкторском бюро у Сухого. Считать Даня начал сразу до миллиона. Года в три он не только складывал и вычитал циферки, но и извлекал корни. А читать научился вообще года в два — и сразу принялся за «Песнь о вещем Олеге». Ему было все равно, что читать: вокруг сына валялись любые книги, которые можно было найти дома, — «Органическая химия» за 10-й класс, «Математические задачи», «История Османской империи», и ребенок все это параллельно читал. Сказки его вообще никогда не интересовали.

— А музыка?

— Тоже. В противном случае он бы ею занимался, я думаю… Только лет в 12 перед школьным походом Данька попросил научить его играть на гитаре. Я попытался, но понял, что убью его на пятой минуте объяснений, и послал к Лешке Белову (гитарист, лидер группы «Удачное приобретение». — Прим. «ТН»). И он тоже его ничему не научил, потому что оба очень сильно любят потрепаться, и когда Даня приходил, занятия моментально превращались в беседы на отвлеченные темы. Конечно, это наш прокол: может, если бы мы его отдали заниматься музыкой раньше, что-то могло бы и получиться. Но в первом классе он начал заниматься шахматами, в 9 лет получил чуть ли не второй взрослый разряд. А в 16 лет окончил математическую школу и сразу поступил на мехмат МГУ.

— В фильме Гарика Сукачева «Дом Солнца» он сыграл юного Евгения Маргулиса. Понравилось ему сниматься?


— Мой ребенок провел на площадке сутки и взвыл, потому что ему была совершенно непонятна логика процесса. Ворчал: «Почему, если тебя снимают 20 минут, ты должен сутки слоняться, маясь от безделья? Вызвали в определенное время, а дальше начинается: тут сломалось, надо одного подождать, другого…» В общем, съемки в этом фильме поставили крест на его чуть было не начавшейся кинокарьере. Кино я посмотрел — Данька там очень похож на молодого меня. И даже снялся в моих очках, которые я носил в 23 года…

Даниил Маргулис (крайний справа) и Иван Макаревич (в центре) сыграли своих отцов в молодости в фильме Гарика Сукачева «Дом Солнца». Фото: Игорь Верещагин

— Месяц назад вы с женой отметили 30-летие со дня свадьбы. Пир закатили?

— Не было времени. 11 сентября до двух часов ночи шла съемка программы «Артист», где я в жюри сижу, а в четыре часа утра уже был в аэропорту — улетал в Америку. Но мы кое-что подарили друг другу.

С Лолитой Милявской в жюри телешоу «Артист». Фото: Телеканал Россия

— Это были нужные вещи по договоренности? Или сюрпризы?

— Что касается подарков, то тут мы весьма непредсказуемы, и угадать, кто кому что подарит в нашей семье, нереально. Я был ошарашен подарком жены на свой день рождения. Мне преподнесли сделанную скульптором мою мраморную башку (слава Богу, не в натуральную величину). Ответ мой был тоже неплох! Ничего не говоря о планах, я привез жену на Рижский вокзал, мы сели в купе люкс с огромной двуспальной кроватью и душем (бывает и такое!) и поехали в Ригу прожигать жизнь. Далее по накатанной: отличный ресторан и вечерним поездом — домой. Так что мы с женой в этом смысле похожи. Для нее, как и для меня, главное — удивить!

Семья: жена — Анна, психолог; сын — Даниил (28 лет), финансовый аналитик

Образование: окончил медицинское училище, ушел из медицинского института со второго курса, учился в музыкальном училище

Карьера: был бас-гитаристом группы «Машина времени»; одним из основателей и участником группы «Воскресение», участником групп «Аракс» и «Аэробус». В 1988 году создал блюзовый коллектив «Шанхай», с которым записал два сольных альбома. Написал музыку к песням «Шанхай блюз», «Мой друг играет блюз», «Я дам тебе знать», «Дороги наши разошлись», «Проводница», «Сакура, катана, саке»; написал песни «Когда ты уйдешь», «Домажо», «40 лет»

Выбор редакции
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...

перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...

1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...

С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...
Я учила английский в школе, университете, даже заканчивала курсы американского английского, но язык ушел в пассив!Методика школы...
«Избранная Рада» - термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване...
Порядок уплаты НДС, сдачи декларации по налогу, нововведения по НДС в 2016 году, штрафы за нарушения, а также подробный календарь сдачи...
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...
Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...