Экранизации. Фауст характеристика образа мефистофеля Легенда о маге в искусстве


Персонаж трагедии «Фауст» (1808) Иоганна Вольфганга Гете (1749 1832) демон, нечистый дух, олицетворяющий собой злое, отрицающее Добро и Любовь, начало. Это образ стал популярен благодаря опе рам «Мефистофель» (1868) Арриго Бойто (1842 1918) и… … Словарь крылатых слов и выражений

МЕФИСТОФЕЛЬ - действующее лицо многих народных сказаний в Германии, действующее лицо в трагедии Гете «Фауст»; воплотившаяся нечистая сила, дьявол, злой дух. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МЕФИСТОФЕЛЬ у … Словарь иностранных слов русского языка

МЕФИСТОФЕЛЬ - (нем. Mephistopheles) центральный персонаж трагедии И. В.Гете «Фауст» (часть первая 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии… … Литературные герои

мефистофель - князь тьмы, падший ангел, дух тьмы, дьявол, сатана, враг рода человеческого, отец лжи Словарь русских синонимов. Мефистофель см. дьявол Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

МЕФИСТОФЕЛЬ - МЕФИСТОФЕЛЬ, один из вечных образов; в фольклоре и художественном творчестве народов Европы искуситель несущий раздор и хаос дьявол, сатана или бескорыстный злой дух, испытывающий меру божественного могущества и нравственно религиозную стойкость… … Современная энциклопедия

МЕФИСТОФЕЛЬ - (Мефисто) (нем. Mephistopheles) дьявол, образ злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы; литературный персонаж немецкой народной книги Повесть о докторе Фаусте... (опубликована 1587), философской драмы Фауст И. В. Гете и… … Большой Энциклопедический словарь

Мефистофель - (иноск.) злой насмѣшникъ. Мефистофельскій хохотъ (иноск.) злорадный. Ср. Экономическая политика Европы должна... разбить золотого тельца, вокругъ котораго совершается... бѣшеная оргія подъ акомпаниментъ мефистофельскаго хохота... В. Быстренинъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Мефистофель - (Mophistopheles, Mephisto) взятое из народных сказанийназвание дьявола или злого, всеотрицающего начала. Старые формы этогоимени неустойчивы. Шекспир в Виндзорских кумушках, говорит оMephiostophilus, а Марло, в Фаусте о Mephistophilis. Формы… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Мефистофель - МЕФИСТОФЕЛЬ, один из вечных образов; в фольклоре и художественном творчестве народов Европы искуситель несущий раздор и хаос дьявол, сатана или “бескорыстный” злой дух, испытывающий меру божественного могущества и нравственно религиозную… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МЕФИСТОФЕЛЬ - (образ злого духа, в частности, в трагедии И. В. Гете Фауст) Мы сами творцы в горящем гимне / шуме фабрики и лаборатории. // Что мне до Фауста, / феерией ракет / скользящего с Мефистофелем в небесном паркете! / Я знаю / гвоздь у меня в сапоге /… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Вызванный на землю известным доктором Фаустом, демон Мефистофель ответил строчкой из «Ключа Соломона»: «Зачем я вызван? Какое твое приказание?» («К чему шуметь? Я здесь к услуге вашей» - Гете, «Фауст»). Фауст не желал многого. Ученый, увлекающийся черной магией, он жаждал волшебной силы и знаний, превышающих все то, что можно было найти в книгах, прочитанных им. (Даже в книгах по черной магии.) Будучи доктором богословия и медицины, Фауст хотел выведать нераскрытые секреты природы и найти ответы на те вопросы, которых не касались ни вера, ни философия. К тому же, он штудировал книги по оккультизму на арабском, греческом и халдейском языках.

Этими книгами в то время увлекались многие священнослужители. Когда Фауст усвоил то, чему учили эти книги, он отправился однажды вечером в лес. Там, между девятью и десятью часами, он остановился в пустынном месте, где сходились четыре дороги. Нарисовал на земле три магических круга: внутренний - для себя, внешний - для демона, который ответит на его вызов. Сначала его заклинания подействовали на низших демонов, которые, облепив периметр магического круга, пытались, что-то непрерывно бормоча, запугать Фауста, чтобы он отказался от своего эксперимента. Но это не остановило ученого. В награду за упорство ему явился демон, согласившийся исполнить одно желание.

Мефистофель, чье имя пришло от греческого и означало «тот, кто не любит свет», был меланхоличный, но умный демон. Между ними было заключено соглашение: в течение двадцати четырех лет Мефистофель должен служить Фаусту и исполнять любые его желания. По истечении этого срока Фаусту придется полностью - душой и телом - отдаться во власть дьявола. Фауст подписал этот контракт своей кровью. Так Мефистофель стал служить ему. Доктор, проживший всю жизнь в бедности, вдруг неслыханно разбогател. Его поношенную одежду сменили шелк и бархат, дом наполнился редкими и дорогими вещами, стол ломился от великолепных кушаний и вин. Для плотских утех Фауст получил семерых прекрасных демониц. Жажда знаний наконец-то была полностью удовлетворена. В мгновение ока демон переносил его в любую точку мира, даже в Ад и Рай. Все двери для Фауста были открыты, секретов для него не было. Рассказы Фауста об увиденном еще долгие века передавались из поколения в поколение. Так однажды он вызвал тень Елены Прекрасной. Это событие навеки запечатлено Кристофером Марлоу в книге «Трагическая история доктора Фауста» («The Tragical History of Dr. Faustus») в строках: «Был ли это тот самый человек, опустивший на воду тысячи кораблей и испепеливший высочайшие башни Илиума?» В другой раз Фауст заставил явиться на землю призрак Александра Великого.

Для принцев и их придворных он устраивал обильные пиры, где яства подавали на золотой посуде. Строил Фауст великолепные замки с башнями и огромными воротами, которые впоследствии погибли в огне. Как-то раз в бою он, окруженный отрядом вражеских всадников, вызвал собственную конницу и моментально разоружил неприятеля. Однако неумолимо приближался срок развязки. В последний вечер Фауст созвал в свой дом множество гостей и устроил прощальный пир. И только в этот вечер он раскрыл приглашенным секрет своих удивительных способностей. А в полночь, запершись в комнате, стал ожидать бывшего слугу, который вскоре должен был превратиться в хозяина.

На улице поднялась страшная гроза, дождь хлестал по крышам, а окна стонали от ветра. Когда часы пробили двенадцать раз, гости услышали наверху, в комнате Фауста, страшный шум и звуки яростной борьбы. Но никто из приглашенных не осмелился подняться наверх. На следующее утро тело Фауста, изувеченное и окровавленное, было найдено на некотором расстоянии от дома. Оно было распростерто на земле, а душа, согласно сделке, отныне принадлежала Мефистофелю.

сразу же вспомнился Мефисто "Синий экзорцист"

Персонаж трагедии «Фауст» (1808) Иоганна Вольфганга Гете (1749 1832) демон, нечистый дух, олицетворяющий собой злое, отрицающее Добро и Любовь, начало. Это образ стал популярен благодаря опе рам «Мефистофель» (1868) Арриго Бойто (1842 1918) и… … Словарь крылатых слов и выражений

Действующее лицо многих народных сказаний в Германии, действующее лицо в трагедии Гете «Фауст»; воплотившаяся нечистая сила, дьявол, злой дух. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МЕФИСТОФЕЛЬ у … Словарь иностранных слов русского языка

- (нем. Mephistopheles) центральный персонаж трагедии И. В.Гете «Фауст» (часть первая 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии… … Литературные герои

Князь тьмы, падший ангел, дух тьмы, дьявол, сатана, враг рода человеческого, отец лжи Словарь русских синонимов. Мефистофель см. дьявол Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

МЕФИСТОФЕЛЬ, один из вечных образов; в фольклоре и художественном творчестве народов Европы искуситель несущий раздор и хаос дьявол, сатана или бескорыстный злой дух, испытывающий меру божественного могущества и нравственно религиозную стойкость… … Современная энциклопедия

- (Мефисто) (нем. Mephistopheles) дьявол, образ злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы; литературный персонаж немецкой народной книги Повесть о докторе Фаусте... (опубликована 1587), философской драмы Фауст И. В. Гете и… … Большой Энциклопедический словарь

- (иноск.) злой насмѣшникъ. Мефистофельскій хохотъ (иноск.) злорадный. Ср. Экономическая политика Европы должна... разбить золотого тельца, вокругъ котораго совершается... бѣшеная оргія подъ акомпаниментъ мефистофельскаго хохота... В. Быстренинъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

- (Mophistopheles, Mephisto) взятое из народных сказанийназвание дьявола или злого, всеотрицающего начала. Старые формы этогоимени неустойчивы. Шекспир в Виндзорских кумушках, говорит оMephiostophilus, а Марло, в Фаусте о Mephistophilis. Формы… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Мефистофель - МЕФИСТОФЕЛЬ, один из вечных образов; в фольклоре и художественном творчестве народов Европы искуситель несущий раздор и хаос дьявол, сатана или “бескорыстный” злой дух, испытывающий меру божественного могущества и нравственно религиозную… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МЕФИСТОФЕЛЬ - (образ злого духа, в частности, в трагедии И. В. Гете Фауст) Мы сами творцы в горящем гимне / шуме фабрики и лаборатории. // Что мне до Фауста, / феерией ракет / скользящего с Мефистофелем в небесном паркете! / Я знаю / гвоздь у меня в сапоге /… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Мефистофель — один из центральных персонажей трагедии — в смысловом отношении очень многозначен. М., с одной стороны, воплощает тот мир нечистой, «дьявольской» силы, с которой Фауст вступает в договор, надеясь утолить свою жажду безмерных знаний и наслаждений. Однако М. воплощает и «зло» как исток противоречия, начало беспокойства, неудовлетворенности, как побуждение к действию. В то же время с М. связывается отрицание всего косного, фальшивого в общественных установлениях и в мнениях людей, вся сатирическая стихия в «Фаусте». Наконец, желая завладеть душой Фауста, М. постоянно вмешивается в его действия, искажает те или иные его намерения, что нередко ведет к трагическому исходу (так, наряду с самим Фаустом, М., несомненно, является одним из виновников гибели Маргариты). Уже в «Прологе на небе» определяется особое значение М. в трагедии. Господь Бог дает ему разрешение испытать Фауста, чтобы пробудить его к деятельности («Из лени человек впадает в спячку. / Ступай расшевели его застой, / Вертись пред ним, томи и беспокой...»). Но в этом же прологе устами Господа Бога предсказано конечное поражение М. в состязании за душу Фауста. В первой части трагедии М. является Фаусту в минуту душевной смуты и жестоких сомнений. Он аттестует себя как «часть силы той, что без числа / Творит добро, всему желая зла». Это — дух абсолютного отрицания. Заключив договор с Фаустом, М. начинает искушать его. Вначале он ведет его в Лейпциг, в погребок, на буйную студенческую пирушку, где М. издевается над пирующими грубиянами. Затем — в кухню ведьмы, где готовится огненное зелье, которое должно омолодить Фауста и пробудить в нем разгул инстинктов. Эта сцена, где подручными ведьмы выступают звери, изобилует непристойностями, но также и откровенными политическими намеками: звери, подручные ведьмы, несут М. расщепившуюся надвое корону и прыгают с ее обломками. Вскоре именно М. устраивает знакомство Фауста с Маргаритой. Во второй части трагедии, по мере того как расширяется сцена деятельности Фауста, М. еще чаще меняет свои обличья, выступая в самых разных ролях. По-прежнему он играет роль саркастического отрицателя, издевается над всем устаревшим и косным; в тех же случаях, когда он выступает как помощник Фауста, он вновь — как и в первой части — нередко и злонамеренно искажает его волю. Вначале Фауст и М. оказываются при дворе императора, М. становится придворным шутом. Чтобы пополнить опустевшую казну, он предлагает императору выпускать бумажные деньги под фантастическое обеспечение подземных богатств и кладов. Затем он принимает участие в поисках троянской Елены, переживает различные приключения в мире мифологических существ древности и, приняв обличье известной из древних мифов уродливой Форкиады, охраняет покой влюбленной четы — Фауста и Елены — в уединенном замке. Своеобразна роль М. в пятом, заключительном акте трагедии. Когда Фауст получает в дар от императора приморский край, который он задумал превратить в цветущую страну, М., пользуясь его доверием, начинает здесь дерзко хозяйничать. М. беззастенчиво занимается разбоем и пиратством; особенно зловещую роль играет он в судьбе немолодой супружеской четы — Филемона и Бавкиды. Фауст предлагает им новые угодья, хочет переселить их на другое место, подручные же М., вломившись в хижину стариков, выдворяют их силой. Старики умирают, их хижина сгорает дотла. Трагической иронией окрашены заключительные эпизоды второй части. Ослепший и дряхлый Фауст все еще мечтает об осушении болот, о великих деяниях, но М. (на этот раз надсмотрщик, надзирающий за работами) приказывает лемурам, своим подручным, не возводить насыпь, а рыть могилу Фаусту. После смерти Фауста М. пытается, наконец, завладеть его душой, но хор ангелов возвещает об оправдании Фауста.

После задержания в Санкт-Петербурге предполагаемого «ликвидатора» барельефа Мефистофеля на историческом здании «Дома с дьяволом» архитектора Лишневского, расположенного на Лахтинской улице – как раз напротив строящегося храма блаженной Ксении Петербургской, «Стол» решил разобраться, кому и чем помешал «сатанинский» барельеф

Кто такой Мефистофель?

Мефистофель – образ злого духа в мифологии эпохи Возрождения северной Европы. Собственно, в Библии имя «Мефистофеля» не упоминается, хотя само это слово имеет древнееврейское происхождение: от слов «мефиц» – «разносящий» и «тофель» – «скверна» или «грех». То есть, Мефистофель – это «разносчик греха». Возможно, это слово стало заменителем табуированных имен Люцифера и сатаны. Так или иначе, но впервые это имя упоминается в т.н. германской «народной книге», изданной в 1587 году Иоганном Шписом – в частности, в «Истории о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике и т. д.». В «истории» рассказывается, как алхимик Фауст ради могущества и власти заключил договор с демоном Мефистофелем (вернее, Мефостофилем), за что и был низвергнут в ад, где душу алхимика разорвали на части бесы.

Этой легендой воспользовался ряд драматургов и писателей того времени – к примеру, немецкий драматург Фридрих Мюллер пишет трагедию «Жизнь Фауста», а англичанин Кристофер Марло – «Трагическую историю доктора Фауста», в которой он вывел Фауста в образе ученого, охваченного жаждой познания. Но наибольшую славу Мефистофелю принес немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете, написавший трагедию «Фауст» (1774–1831), в которой Мефистофель заключает с Господом пари на то, сможет ли Фауст спасти от него свою душу. И, в отличие от народных легенд, Мефистофель у Гете проигрывает спор, поскольку Фауст до последнего дня своей жизни трудился на благо человечества. Но именно благодаря Гете в мировой культуре и укрепился образ Мефистофеля как ироничного и аристократичного бунтаря.

Эжен Делакруа. Мефистофель над Виттенбергом. Литография к «Фаусту» Гёте, 1828

Мнение: Почему Мефистофеля изображают на зданиях?

Архимандрит Алипий (Светличный): Сто лет назад в православной России был обычай изображать демонов. И в 1910 году этот дом ни у кого не вызывал отторжения. Не было тех, кто бы в православной России срубил изображение демона. А знаете почему? Почитайте Мельникова-Печерского «В лесах». Он еще тогда заметил, что не было ни единой избы, ни одной монашеской келии, где бы не было изображений бесов. Они массово печатались в типографиях, где печатались и иконы. У многих висели древние лубки старообрядческих времен. Бесами пугали детей и назидали монахов. Демонов изображали на иконах, в церковных летописях. Любили и драконов, и змей, и прочих искусителей изображать. Людям важно было помнить, что их окружают не только духи добра. Таков был обычай. И что было, то должно остаться в памяти.

Гаргулья на Соборе Парижской Богоматери

Кто был изображен на доме Лишневского?

Александр Львович Лишневский построил в Санкт-Петербурге три десятка общественных и доходных домов, каждый из которых стал образцом модного тогда русского модерна. Фантазия Лишневского границ не знала, и каждый его дом украшали то кривляющиеся тролли и печальные горгульи, то обезьяны и медведи, застенчиво прикрывающиеся щитом, то веселые младенцы верхом на сатирах. Но самый, наверное, известный его дом – «Дом дьявола» на улице Лахтинская, 24. Построен в 1910–1911 годах, и источником вдохновения для проекта этого дома стала нашумевшая в те годы постановка оперы Арриго Бойто «Мефистофель» в миланском театре Ла Скала, где главную роль исполнил русский певец Федор Шаляпин. Слава Шаляпина тогда взлетела до небес, и именно Федора Ивановича в образе печального демона и изобразил Александр Львович на своем здании.

«Дом с Мефистофелем» часто воспевали петербургские поэты – напротив этого дома жила Анна Ахматова, неподалеку находился и знаменитый салон Ксаны Пуни, где футуристы – от Маяковского до Хлебникова – воспевали «жизнерадостный и вольный дух».

Интересна и судьба архитектора. После революции Лишневский строил оборонительные сооружения под Петроградом, завершил строительство Мечниковской больницы, а с 1930 года он руководил мастерской Ленпроекта. Александр Львович погиб в блокаду в 1942 году. Его вывезли, предельно истощенного, в Ярославль, там он и умер в госпитале.

Федор Шаляпин в роли Мефистофеля

Кто покусился на Мефистофеля?

По данным следствия, главным заказчиком акта вандализма стал 31-летний бомж по имени Василий Щадрин, который является не простым бомжом, но весьма обеспеченным предпринимателем, ведь на его имя зарегистрирована компания «Гранит», выигравшая в 2012 году 200-миллионый конкурс на поставку эскалаторов для ремонта питерского метро. Василий Щадрин на допросе в полиции пояснил, что он совершенно случайно заметил, как здание разрушается, и нанял альпиниста, чтобы тот снял барельеф – как считает следствие, предприниматель очень переживал за прохожих, которым скульптура могла бы упасть на голову. Альпинистом же оказался некий 28-летний Константин Исаков, который также признался в вандализме. При этом, по версии следствия, рядом с домом Лишневского совершенно случайно оказался муниципальный депутат Андрей Бреус, который, заметив лежащий на улице мусор, организовал вывоз обломков на помойку, чтобы они не мешали движению пешеходов. И теперь бомж Василий получит заслуженную кару от государства.

Ключевая же фигура в этом деле – 29-летний депутат-единоросс Андрей Бреус, секретарь Петроградского райкома партии, депутат муниципального образования «Муниципальный округ Аптекарский остров» и далеко не самый рядовой функционер «Единой России»: он – один из 27 членов президиума генерального совета партии. Интересно, что в 2008 году Бреус закончил Санкт-Петербургский Госуниверситет Культуры и Искусств по специальности «менеджер в социально-культурной сфере». Работал до своего избрания, согласно декларации о доходах, скромным специалистом по организации досуга и спортивных мероприятий.

«Дом с Мефистофелем»

Кто еще признавался в разрушении скульптуры?

На следующий день после инцидента, когда местные жители стали подозревать в вандализме священников и православных активистов, объявилась анонимная организация «Казаки Петербурга», которая призналась в содеянном: «Отец Константин никогда бы не осмелился. Поэтому осмелились мы». Однако атаман Петербургского городского казачьего общества «Ирбис» Андрей Поляков заявил, что такой организации нет, а провокаторов казаки найдут и накажут.

Еще через неделю в СМИ попало письмо, подписанное промышленным альпинистом Андреем, якобы нанятым директором музея-памятника «Исаакиевский собор» Николаем Буровым, чтобы снять Мефистофеля с Дома Лишневского. Утверждалось, что таким образом директор, у которого конфликт с РПЦ, хотел ее очернить. Сам Буров назвал письмо провокацией и опроверг его.

Кому поклоняются настоящие сатанисты?

В Библии слово «сатана» употребляется около 200 раз и означает «противник», причем это противник не столько Бога, сколько человека. Также в Священном писании употребляются слова-заменители: прилагательное «денница» (по-латински – «люцифер», то есть, «светоносный», это эпитет падшего ангела) или имена Вельзевул и Белиал – это варианты искаженного имени древнего финикийского бога Баала. Пик увлечения сатанизмом в Европе пришёлся на XVIII – XIX века и охватил многие светские круги – тем более, что основой «сатанинского» культа многих антихристианских сект были различные сексуальные извращения, демонстрирующие вседозволенность участников культа. Из-за этого европейский сатанизм так и не обрел единых культовых фигур и обрядовых схем, оставшись пестрой мешаниной самых различных сект и независимых «гуру», придумывающих свои собственные культы в меру своей фантазии. Тем не менее, наиболее массовые организации дьяволопоклонников избрали для своих ритуалов две фигуры для поклонения.

Люцифер

Известный британский поэт и мистик Эдвард Александр Кроули стал основателем люциферианства – культа поклонения падшему ангелу, считая, что в образе Люцифера воплотился языческий культ рогатого бога-царя, повелителя стихийной мощи. Позже Кроули стал основателем ряда оккультных организаций, включая «Орден Золотой Зари» и «Орден Храма Востока», значительно повлиявших в ХХ веке на расцвет европейского неоязычества.

Эдвард Александр Кроули

Бафомет

Бафомет – имя сатанинского демона, которое отсутствует в Библии и впервые упомянуто в 1195 году в поэме трубадура Гаваудана как латинизированная форма имени «Мухаммед». В 1307 году в процессе против Ордена тамплиеров упоминалось, что именно Бафомету, согласно расследованию инквизиции, поклонялись на тайных ритуалах рыцари – «храмовники». В XIX веке образ Бафомета вспомнил известный оккультист Элифас Леви, который нарисовал существо с телом человека, головой козла и крыльями ангела. Козлиная голова, вписанная в пятиконечную звезду – т.н. «знак Бафомета» – стал и официальным символом Церкви Сатаны, основанной в 1966 году в США оккультистом Антоном ЛаВеем. В 2015 году активисты Церкви сатаны установили в Детройте трехметровую статую Бафомета.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...