Даргинец национальность обычаи. Рукодельный народ


ДАРГИНЦЫ (самоназвания - дарган, дарганти, даргва; аварское - даргиял, кумыкское - даргиляр), один из дагестанских народов в Среднем Дагестане (Россия). Живут на юге Буйнакского, в Левашинском, на северо-востоке Гунибского, юго-западе Карабудахкентского, в Акушинском, Сергокалинском, Дахадаевском, на юге Кайтагского, севере Агульского районов; проживают также в Ставропольском крае и Калмыкии. Численность 510,1 тысяч человек (2002, перепись), в том числе в Дагестане 425,5 тысяч человек. С конца 1920-х годов в их состав часто включают близких по языку и культуре кайтагцев и кубачинцев. Говорят на даргинских языках. Верующие - мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба.

Этноним «даргинцы» известен с 14 века. Политические и торговые отношения с Россией с 17 века. До окончательного присоединения к России (1-я треть 19 века) большинство союзов сельских общин (Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Муги, Урахи) входило в союз Акуша-Дарго, Уцуми-Даргва - в уцмийство Кайтаг, Губден и Дакар - в Тарковское шамхальство, Мегеб - в аварский Андалальский союз, Буркун-Даргва - в Казикумухское ханство. Акуша-Дарго управлялся сходом представителей союзов (цихнабях), собиравшихся около села Акуша. Сельские общины (джамааты) управлялись кадием, старейшинами и исполнителями (баруман) во главе с глашатаем (мангуш), старшинами (халати). Имели постоянные торговые контакты с кумыками. Даргинцы не входили в состав Имамата Шамиля, но принимали участие в Кавказской войне 1817-64 и восстании 1877. После войны большинство даргинских сёл вошло в Даргинский и Кайтаго-Табасаранский округа. Традиционная культура типична для народов Кавказа (смотри в статье Азия). Основные занятия на равнине - пашенное земледелие, в горах - отгонное скотоводство. Около 38% проживает в городах. Ремёсла - резьба по дереву (мебель, детали жилищ: карнизы, наличники, опорные столбы), камню (надгробия), кузнечное дело (село Харбук Дахадаевского района), оружейное, ювелирное, золотошвейное дело (село Акуша и др.), вышивка, вязание (Сергокалинский и Акушинский районы: в основном носки с геометрическим орнаментом), ковроткачество (Левашинский, Акушинский, Дахадаевский районы), выделка сафьяна (в основном в селе Цудахар), войлока и сукон, производство поливной керамики и др. Основу традиционной женской одежды составляла туникообразная рубаха (хева, гурди, ава) с прямыми рукавами, характерны узкие в шагу штаны с узкими штанинами, мужская и женская шуба-накидка с ложными рукавами. В предгорных районах были распространены отрезная по талии рубаха (балхун-хева) и распашное платье (валжаг, каптал-хева, бузма-хева, балхун-хева, кабалай, гурди, лабада). В ряде сёл ткали наплечные накидки и шали. Характерные типы чухты (чук) - в виде прямоугольной повязки, часто с нарядной налобной нашивкой; в виде чепца с мешочком-накосником и длинным (иногда до пят) полотнищем из нарядной ткани (в том числе шёлка, парчи, кашемира и т.п.); поверх чухты обычно носилось широкое покрывало (дика). Традиционная пища - хлеб (пшеничный и ячменный, в нагорье выпекался в тандыре-тарум); супы-нергь (мясной, молочный, фасолевый, тыквенный и др.); кусочки теста, варенные в бульоне (хинкал); род колбасы (хяли сирисан); размолотое льняное семя с мёдом (урбеш); молоко ели только в переработанном виде. Традиционный напиток - буза (харуш). Календарные праздники - весенний Новый год, дни первой борозды, окончания сбора урожая. Распространены обряды вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца и др. Фольклор - предания, сказки о животных, басни, анекдоты, пословицы, поговорки, баллады (семейно-бытовые, любовные, эпико-героические - «Об отправившихся в Айзани на войну», «Богатырь Холчвар», «Камалул-Башир» и др.), песни-плачи о погибших героях и др. Среди музыкальных инструментов: агач-кумуз, чунгур (струнные щипковые), зурна (духовой язычковый), идиофоны и мембранофоны; заимствованный инструмент - гармоника. Преобладает сольная мужская исполнительская традиция, в том числе творчество чунгурчи, поющих в сопровождении чунгура. Среди певцов-импровизаторов конца 19 - начала 20 века - Омарла Батырай, Цудахарец Хаджи. Основной танец - различные виды лезгинки. Характерны мужские свадебные танцы: у цудахарцев - круговой вокруг костра (щирла делх), у сюргинцев - линейный (тугла аяр). Сохранились многочисленные записи даргинского адата 17-19 века, наиболее известен кодекс, приписываемый кайтагскому уцмию Рустем-хану (17 век). Известны даргинские мусульманские учёные - Дамадан из Мегеба (умер в 1718) и Дауд из Усиши (умер в 1757). Есть представители интеллигенции. В 1992 году создано культурное общество Даргинское демократическое движение «Цадеш» («Единство»).

Лит.: Алиев А., Никольская З. А., Шиллинг Е. М. Даргинцы // Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1; Даргинские сказки / Пер., предисл. и прим. М.-З. Османова. Махачкала, 1963; Гаджиева С. Ш., Османов М. О., Пашаева А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967; Магомедов Р. М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999. Т. 1-2; Османов М. О. Даргинцы // Народы Дагестана. М., 2002.

М. О. Османов, Г. А. Сергеева; У. Б. Далгат (фольклор).

Даргинцы являются одной из самых крупных народностей Республики Дагестан и относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Самоназвание народа дарган . Первые упоминания о даргинцах относятся к 15 веку. В 16 веке даргинцев делили на 3 типа, которые различались по месту жительства и занятиям:

  1. высокогорный
  2. среднегорный
  3. нижнепредгорный

В 1921 году даргинцы с другими народами Северного Кавказа вошли в состав Дагестанской АССР. Часть народа после этого переселилась на равнину. Даргинцы воплощают в себе добродетель, мужество, трудолюбие, благочестие и честность. Эти качества они с ранних лет воспитывают в своих детях.

Где живут

Основная часть даргинцев живет на территории Российской Федерации и составляет 16,5% от всего населения Дагестана. В Ставропольском крае расположена самая крупная община этой народности. Есть крупные диаспоры в Калмыкии, Москве, Ростовской и Астраханской областях.

Малый процент даргинцев живет в Красноярском крае. Появились они в этих местностях в 1930-х годах. В Киргизии и Туркмении тоже проживают представители этого народа.

Название

Этноним «даргинцы» является производным от слова «дарг», что переводится как «группа, народ». Этнонимы «дарган» и «даргинцы» имеют позднее происхождение, по мнению филолога Р. Аргеевой. В дореволюционный период эта народность была известна как хюркилинцы и акушинцы.

Язык

Разговаривают даргинцы на даргинском языке, который относится к нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков. Даргинский состоит из множества диалектов, некоторые из них:

  • урахинский
  • акушинский
  • кайтагский
  • цудахарский
  • кубачинский
  • мегебский
  • сиргинский
  • чирагский

Даргинский литературный язык используется на основе акушинского диалекта. Распространен среди народа и русский язык. В течение 20 века письменность языка два раза менялась. Сперва традиционную для даргинцев арабицу в 1928 году заменили латинским алфавитом, потом в 1938 году на русскую графику. В 1960 годах в алфавит даргинского была добавлена буква Пl пI. Сегодня в алфавите 46 букв.

В школах образование ведется на даргинском языке по общероссийской программе. Все учебники, кроме книг по литературе, русскому языку, иностранным языкам, переведены на даргинский. Есть русскоязычные даргинские детские сады.

Религия

Даргинцы являются мусульманами-суннитами, эту религию они приняли в 14 веке. До этого даргинцы являлись язычниками, поклонялись мифическим персонажам пантеона богов, которые олицетворяли силы и явления природы. Сохранились многие из них в жизни народа по сей день:

  • Куне, мифический персонаж, который представляет собой добрый, невидимый человеку дух. Является покровителем семейного очага и рода, приносит в дом достаток. Люди представляют его в виде высокой женщины с большим бюстом и длинными волосами красного цвета. Дух является в дома по пятницам, обитает в центральном столбе жилища. Чтобы задобрить его, хозяйки в этот день недели смазывают горячую печь маслом или куском жирного мяса. Если Куне уходит и не возвращается, это к несчастью.
  • Моиу, это духи, которые ведают рождением детей и являются покровительницами рожениц. Распространены у даргинцев-акушинцев. Люди их представляют в виде старух, одетых в черные и белые одежды. Они могут насылать на детей болезни и смерть;
  • Берхи, божество, олицетворяющее Солнце, в облике прекрасного юноши, который излучает ослепительный и яркий свет. Берхи обитает в море, заходит в него и выходит из него. Его заглатывает морское чудовище Куртма. Спасает и возвращает на землю бог Зал;
  • Бадз, божество, которое олицетворяет Луну. Представлено в виде прекрасной девушки. Существует сказание о пятнах на Луне: Базд и Берхи любили друг друга, но Бадз начала хвастаться, что она красивее Берхи и смотрят на нее больше, чем на него. Тогда Солнце бросило на Луну комки грязи, которая не смывается, от чего на ней образовались пятна. Луна обиделась и убежала от Солнца, которое позже признало свою вину и теперь пытается всегда догнать Бадз;
  • Абдал, или Авдал, покровитель оленей, туров, диких коз и бог охоты. Он заботится о диких животных, доит и пасет их, ограничивает их отстрел. Для удачи люди приносили ему жертву в виде печени или сердца убитого животного. Кости не выбрасывали и не сжигали, чтобы Абдал по ним оживил зверя.

Вся жизнь представителей этого народа с рождения до смерти сопровождается религиозными обрядами. Даргинцы верят, что мораль и религия - это две неразделимые вещи.

В жизни даргинцев особое место занимают мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Каждая семья по обычаю празднует Мавлид ан-Наби - день рождения пророка Мухаммеда. Важной частью обрядности является Зикр.

Еда

В кухне даргинцев, проживающих на равнине, преобладала растительная пища. В высокогорье предпочитали в основном пищу из молока и мяса. Самые распространенные мучные изделия - это хинкал и около 50 вариантов пирогов чуду с различными начинками. Муку использовали ржаную, просяную, кукурузную, ячменную и пшеничную. Из говяжьего и бараньего мяса производят колбасы, мясо сушат и коптят. Из молока делают несколько видов сыра. Супы у народа очень популярны, их готовят с фасолью, овощами, молотой пшеницей. Очень популярен шашлык, плов, соусы и курзе (аналог пельменей и вареников). Из сладостей даргинцы часто делают яблочные карамели - яблоки, сваренные в карамели целиком. Дополнением в рационе являются зелень, овощи, фрукты, ягоды.

В даргинской кухне распространены общекавказские блюда. Давно научились представители этой народности консервировать фрукты и овощи. Пища подается к столу на общем большом блюде, из которого едят все. Раньше у даргинцев дома были ручные мельницы, в которых они сами мололи муку из зерновых. В домах была специальная комната очага, где готовили еду. Существовали целые квартальные пекарни, где выпекали пироги и хлеб чурек. Любимый напиток даргинцев - квас буза.


Жизнь

Издавна даргинцы занимаются скотоводством, земледелием, обработкой дерева, камня, кожи и шерсти, вышивают золотыми нитями и шелком. В селе Сулевкент занимаются гончарным делом. Даргинцы обрабатывают металлы, распространено у них гончарное, медночеканное, бронзолитейное и кузнечное дело. Производят ювелирные украшения и оружие. Каждый в Кубачах, от мала до велика, владеет ювелирным делом. Это передается из поколения в поколение. Издают они парадную посуду, подсвечники, потрясающие украшения для женщин, работают с костью, медью, эмалью и серебром. Парадное оружие, рукоятки для кинжалов и ножны мастера украшали серебром и позолотой, узорчатыми пластинами из кости. Распространено это искусство и сегодня. Кубачинские ювелиры известны во всем мире.

Славятся и Кубачинские мастера, которые изготавливали шлемы, кольчуги, пистолеты и ружья. Кожаные мужские ремни всегда богато украшены подвесными бляхами, звеньями из серебра и металла.

Значительной была роль женщины в хозяйстве. В ее обязанности входил уход за крупным рогатым скотом, убор урожая, приготовление пищи, заготовка продуктов, изготовление предметов домашнего обихода и одежды. Мужчина пахал, сеял, занимался овцеводством.

Девочек начинали обучать пошиву национальных костюмов, производству головных уборов, плетению нагрудных украшений, различных ожерелий, которые состояли из монет и бусин. Даргинские женщины искусно ткут ковры, валяют войлок и вяжут.

Современные даргинцы занимаются виноградарством и садоводством. Во многих местах построены консервные заводы, где перерабатывают ягоды, овощи и фрукты. Крупные фруктово-консервные заводы и промышленные комбинаты расположены в селениях Маджалис, Серкжала, Ходжа-Махи и Цудахар. Построены заводы по переработке животноводческой продукции и предприятия по производству сыров и сливочного масла.


Жилище

Традиционно даргинцы проживали сельскими общинами, которые назывались джамаат. Общины были объединены в союзы сельских обществ, часть их входила в Аку-шимскую конфедерацию. Сегодня у народа распространены малые семьи, которые в прошлом были большими и неразделенными. Распространены на территории Дагестана и тухумы - группы семей, которые вели происхождение от одного предка. После Октябрьской революции в селениях открылись школы, больницы, клубы, сельсоветы и избы-читальни.

Селения в горах террасообразные, скученные. Основные типы жилища в предгорьях и горах - многоэтажные дома с плоской кровлей. В советское время были построены более современные селения из многоэтажных домов.

Современные дома даргинцы строят из камня, песчаника, известняка и глинистого сланца. В некоторых селениях используют саман. Стоят дома на фундаменте или скалистом основании. Кладка камня осуществляется в основном на растворе из глины. У более старых зданий кладка сухая. Полы в жилищах шиферные, глинобитные или деревянные. Потолок мастерят из досок, шиферных плит, хвороста или жердей. В селениях, расположенных в предгорных зонах, чаще начали использовать двускатные черепичные или железные крыши. Фасады в жилищах обычно имеют открытую галерею или веранду.

Если дом состоит из нескольких этажей, нижний отводится под хлев, конюшню, сеновал, место для склада дров и кладовые. На верхних этажах жилые комнаты. В селениях, расположенных в более высоких горных местностях, жилища зачастую неправильной конфигурации и подстраиваются в строительстве под склон, на котором они стоят. Из-за этого у комнат неправильные формы, иногда с пятью углами или закругленными углами. Все дома у даргинцев благоустроены, содержатся в чистоте и достаточно оснащены удобствами.


Внешность

Национальная одежда даргинских мужчин состояла из туникообразной рубахи «хевы» и штанов «шарбар» простого кроя. Использовали эти вещи не только как нательную, но и как часть верхней одежды. Шили ее из плотной хлопчатобумажной или шерстяной ткани темного цвета: синего, черного или серого. Мужчины в Нижнем Кайтаге носили белую рубаху и белые штаны.

Поверх рубахи надевали бешмет (каптал) на подкладке, сшитый из темного плотного материала. Для пошива нарядного бешмета, покупали шелковую или шерстяную ткань черного, темно зеленого или синего цвета. Шили каптал в талию, по фигуре. Спереди, сверху донизу был прямой разрез. Длина одежды была чуть ниже или выше колен, по желанию мужчины. Ниже талии, в основном сзади и по бокам, вшивали несколько клиньев, узких и расширяющихся к низу, они образовывали фалды. Таких клиньев было до 10.

У бешмета стоячий невысокий воротник, по бокам, ниже талии, располагались внутренние карманы. На груди карманы были нашивные. Бешмет спереди застегивался на мелкие пуговицы и петли, от воротника до пояса. Петли изготавливали из самодельной тонкой тесьмы. Этой же тесьмой обшивался воротник, рукава, вырезы на боковых карманах и верх на нагрудных карманах. Зимний бешмет шили на вате. В каптале мужчина ходил в поле, мог выходить в нем на улицу и ходить дома. Когда было прохладно, поверх него надевали черкеску.

Важной частью верхней одежды была шуба из овчины, ее надевали зимой поверх бешмета и черкески. На одну шубу уходило от 6 до 9 овчин молодого барашка. В ненастную погоду надевали бурку. Обязательный атрибут даргинского мужчины - длинный и широкий кинжал.


На голове носили папахи и войлочные шляпы. Зажиточные шили себе шапки из среднеазиатского каракуля. Обувь у даргинцев была достаточно разнообразной. Многие даргинцы, особенно жители селений Цудахарской области, были прекрасными мастерами кожевенно-обувного дела. Дома носили шерстяные носки, которые умела вязать каждая женщина. Для прочности к ним пришивали сафьян, холст или сукно. Поверх носков надевали сафьяновые мягкие сапоги. Носили галоши, сапоги и башмаки.

Женская одежда состояла из нательной рубахи, широких или узких штанов, верхнего туникообразного или цельнокроенного платья. На голове носили в основном платки, черное или белое покрывало «каз», которое оборачивалось вокруг головы, свисало низко на шее, плечах и груди. Во многих местностях такие покрывала украшали каймой и вышивкой. На ноги надевали вязаные чулки и чувяки. Обязательный элемент женского костюма - кушак белого цвета или в тон штанов. Длина кушака от 2 до 5 метров, его оборачивали вокруг талии и бедер. Можно было заменять его металлическим или кожаным поясом.

Обязательно носили передник. Верили, что он защищает женщину от дурного глаза. На него нашивали обереги: украшения, монеты и подвески из металла, делали вышивку в виде трезубца или руки с растопыренными и направленными вниз пальцами. Обувь носили из войлока или кожи.

Сегодня даргинцы носят в основном одежду и обувь городского типа. И по сей день существует правило, в соответствии с которым одежду ярких цветов могут носить только молодые девушки. Замужние носят спокойные тона и материи одного цвета. Пожилые женщины надевают одежду коричневого, синего и черного оттенка.

Культура

Даргинская литература до 20 века была основана только на устной словесности. В начале 20 века был выпущены первые сборники стихов. После Октябрьской революции даргинская литература начала развиваться. Поначалу удалось собрать и перевести в письменный вид памятники устного творчества, начиная с мая 1925 года начала выходить первая газета «Дарган», которая выпускалась на даргинском языке. В 1961 году был открыт первый драматический даргинский театр.


Фольклор

В фольклоре народности основными направлениями являются:

  • сказки
  • героические песни
  • легенды
  • предания
  • поговорки
  • пословицы

Агач-кумуз является основным музыкальным инструментов даргинского народа. Струны инструмента музыканты настраивали разными способами и получали в результате различные созвучия и мелодии. Есть у народа и другие инструменты для музыки:

  • чунгур
  • кеманча
  • гармоника
  • мандолина
  • бубен
  • зурна

Традиции

Раньше мужчины и женщины в семье принимали пищу по отдельности. Сегодня все члены семьи садятся за стол совместно. В большей части даргинского общества и сегодня есть обычай женских собраний, которые для мужчин являются запретом. В селе Кубачи даже были специальные помещения, которые называли домом женщин или домом девушек. Там собиралась вся часть женского населения. Существуют у народа и праздники только для женщин. Но, несмотря на это, положение даргинских женщин раньше было очень тяжелым. Они не имели права принимать участие в общественных делах селения, ходить на общественные сельские праздники, разговаривать с мужчинами и общаться при посторонних с мужем. Мужчина был в доме главным, и без его согласия жена не могла ничего продать, приобрести и дарить. Все что принадлежало ей в доме мужа, это только ее приданое.

Женщина не имела права принимать раньше мужа пищу, ложиться спать, пока он не пришел домой. Не принято было мужчине заниматься воспитанием детей, это делала только жена. Принимали участие и старшие члены семьи. На людях отец не имел права проявлять чувств к своему ребенку, приласкать его и успокоить, если он заплакал. Но когда дети вырастали и вставал вопрос о каком-либо важном решении, связанном с ними, участие принимал только отец. Мать не имела никакого слова. Очень значительной была роль женщины в хозяйстве.


Браки у даргинцев заключались в пределах тохума - определенной социальной группы или категории. Вопросы о браке решали только отцы, без детей. Предпочтения и интересы детей не учитывались. Важность имело социальное положение и приданое невесты. Из-за того, что требовалось большое приданое, часто девушки не могли выйти замуж. Подобные проблемы были и у юношей, от которых требовались дорогие подарки для невесты и ее родственников. У зажиточных мужчин нередко было несколько жен, что делало жизнь женщин еще сложнее. У второй и третьей жены не было права на самостоятельность, так как хозяйкой была первая жена.

В дом мужа женщина входила с покрытой головой, семья мужчины проводила ритуал, который защищал молодых от несчастий. Приносили в жертву барана, считалось, что его кровь отгоняет злых духов.

Даргинцы очень гостеприимны, для них гость - самый важный в доме человек. Все ему подается самое лучшее: еда, место за столом и постель. Гостеприимство для этого народа является великой добродетелью. Принимать гостей и быть гостеприимным считается большой обязанностью, которую любой даргинец выполнит с удовольствием.

Очень уважают даргинцы старших, для них это основа этики. Родители и другие старшие в семье всегда занимают почетные места за столом, первыми начинают речь. Молодые в их присутствии должны стоять, всегда уступать при необходимости место.

Детям обычно дают имена пророков или умерших родственников. Все даргинцы чтят родственные связи, для них важно не осрамить семью, не опозорится. Мальчиков с детства учат стоять за себя и своих близких. Они должны хорошо учиться, уважать старших, быть для других примером. Девочек воспитывают как будущих хранительниц очага и ценностей семьи.

Даргинцы - воторой по численности народ Дагестанской АССР. Г1о переписи 1959 г., даргинцев насчитывается 158 тыс. чело-век, Существовавшее до Великой Октябрьской социалистической революции деление даргинцев на собственно даргинцев, кайтагцев и кубачин- цев и их языковое различие со времени установления Советской власти стали постепенно изживаться. Решающая роль принадлежит здесь социалистической реконструкции народного хозяйства, созданию новой, социалистической культуры, возникновению общедаргинского литературного языка. Даргинский язык принадлежит к дагестанской ветви кавказских языков.

По современной лингвистической классификации различаются диалекты даргинского языка: собственно даргинский, кайтагский и кубачинский. Собственно даргинский язык имеет ряд наречий, из которых наиболее значительные акушинское, урахинское (хюркилинское) и цудахарское. Акушинское наречие легло в основу современного даргинского литературного языка, которым как языком школы, письменности и литературы пользуются также кайтагцы и кубачинцы.

Современное самоназвание собственно даргинцев - дарган, кайтагцев - хайдак, кубачинцев - урбуган, а наименование их единственного селения - Кубачи (на кубачинском языке - Арбуканти). Арабские средневековые авторы употребляли для наименования кубачинцев, издавна известных своими металлическими изделиями, персидский термин «зирех- геран» (буквально «кольчужники»). Наиболее распространенным до нашего времени в качестве названия селения и его обитателей является известный с XVII в. термин «кубачинцы», или «кубачи». Термин этот, заимствованный из турецкого языка, равнозначен по смыслу вышеприведенному персидскому.

В Дагестанской АССР даргинцы расселены следующим образом: Сергокалинский (центр сел. Сергокала) и Дахадаевский (центр сел. Уркарах) районы заселены собственно даргинцами; в центральной части Дахадаовского района - в сел. Кубачи - обитают кубачинцы, южная часть того же района - сел. Ицари - населена кайтагцами. Основное население Левашинского и Акушинского районов - даргинцы, но, кроме них, в этих районах живут также аварцы и лакцы. В Кайтагском районе (центр сел. Маджалис) проживают в основном кайтагцы, а также собственно даргинцы и кумыки. Наконец, отдельные даргинские селения встречаются в смежных районах: на севере - в Буйнакском (селения Кадар, Ка- рамах и Чанкурби), на западе-в Гунибском (сел. Мегеб), на юге- в Агульском (селения Амух и Чирах).

Территорию расселения даргинцев в целом можно назвать средним Дагестаном. Эта область, расположенная между приморской полосой на востоке ж бассейном.р. Казикумухское Койсу на западе, не включает, подобно соседним землям аварцев и лакцев, каких-либо крупных обособленных речных бассейнов и ущелий, она лежит преимущественно в бассейнах небольших рек, текущих в Каспийское море, и имеет весьма пересеченный ландшафт. В горных зонах расположены главным образом Дахадаевский и Акушинский районы. Наивысшие точки хребтов на территории, заселенной даргинцами, достигают высоты 2,5 км над уровнем моря. Наиболее высоко расположенные селения находятся на высоте около 2 км над уровнем моря (например, селения Чирах, Ургани, Бутри). Климат области умеренный, в горных местностях - сухой, в предгорных - более мягкий и влажный. Почвы, вследствие расчлененности рельефа, скалистости и крутизны склонов, большею частью недоразвитые; на более пологих площадях есть чернозем. Леса в основном лиственные. В местах с более мягким климатом, т. е. в предгорьях, произрастают фруктовые деревья.

Соседямг даргинцев являются: на западе - аварцы и лакцы, на востоке и севере - кумыки, на юге - лезтины.

Как и большинство других народов Дагестана, даргинцы составляют аборигенное население страны. Наиболее ранние литературные памятники, в которых упоминаются даргинцы, относятся к IX в. н. э. Это - сочинения арабских авторов и дербентская компиляция, известная под названием «Дербент-наме». В этих источниках встречаются термины «хайдак», соответствующий современному «кайтаг», «зерекран» («зирехге-ран»), соответствующий современному «кубачи».

К началу XIX в. даргинская территория состояла из уцмийства Кай- тагското и ряда «вольных обществ», занимавших горные местности. Эти «вольные общества» находились в большей или меньшей зависимости от кайтагского уцмия. Ниже уцмия стояли уцмийские беки, происходившие из рода уцмия. Основную массу населения составляли лично свободные общинники (уздени), затем шли крепостные (раяты), и, наконец, существовало небольшое число бесправных кулов - рабов или холопов из пленных. Феодальный гнет освящала религия даргинцев - ислам суннитского толка, который стал распространяться со времени арабского нашествия на Дагестан.

«Вольные общества» считали уцмия своим военным предводителем в случае войны и при защите от нападений врагов. По свидетельству, относящемуся к XVIII в., кайтагский уцмий для упрочения своего положения среди сильных «вольных обществ» горных районов посылал туда своих сыновей на воспитание, причем все женщины по очереди прикладывали ребенка к своей груди. Будучи таким образом усыновлен многими семьями, сын уцмия оказывался связанным с «вольными обществами» как бы кровными узами. Тем не менее эти общества веками боролись с уцмиями и членами его дома, отстаивая свое самоуправление, свою свободу и относительную независимость, требуя невмешательства уцмия во внутренние дела джамаатов. Кубачинское «вольное общество», например, даже не пускало уцмия в свои пределы, и он мог попасть в Кубачи только в том случае, если имел надежного кунака среди кубачинцев.

Борясь с феодалами, т. е. с уцмием и беками, «вольные общества» кубачинцев, кайтагцев и даргинцев часто соединялись между собой в союзы (Акуша-даргва, Уцуми-даргва, Каба-даргва, Буркун-даргва и др.)* В начале XIX в. наиболее сильным из них был Акуша-даргва - союз пяти обществ, носивших названия соответствующих главных селений - Акуша, .Мекеги, Муги, Усиша, Цудахар. В состав Акуша-даргва входило и небольшое число аварских и лакских селений. Общее управление союзом находилось в руках кадия, жившего в Акуше и пользовавшегося большим влиянием во всем Дагестане.

После окончательного присоединения Дагестана к России уцмийство Кайтагское было упразднено (1820 г.) и в Кайтаге введена русская администрация. В 1860 г. на территории даргинцев был образован Даргинский округ. Часть даргинских селений вошла в состав Кайтаго-Табасаранского и Кюринского округов.

Занятия

Основными отраслями хозяйства даргинцев во второй половине XIX - начале XX в. были скотоводство в горных районах и земледелие (в том числе садоводство) в предгорных. В ряде селений горного общества Ганк наряду со скотоводством большое значение имело ремесло. В селениях Кубачи, Амузги, Сулевкент, Харбук почти все мужское население оторвалось от сельского хозяйства и занималось ремесленным производством. Крестьяне остальных даргинских селений, имевших скотоводческий или земледельческий профиль хозяйства, в свободное от сельскохозяйственных работ время также занимались ремеслом.

Таким образом, внутри даргинской территории существовало географическое разделение труда. Однако ведущей отраслью хозяйства большейчасти даргинских селений являлось все же скотоводство. Своего зерна в большинстве селений не хватало; его приобретали у соседей, в первую очередь у кумыков. Во многих районах не хватало и пастбищ, в связи с чем значительное развитие получила аренда пастбищ в других местах.

Земледелие - исконная (начиная с эпохи бронзы) отрасль хозяйства даргинцев. Веками народ накапливал земледельческий опьгт, кропотливо отбирая более целесообразные для местных условий формы и методы ведения хозяйства, совершенствуя орудия труда. Так, например, на крутых склонах гор даргинцы издавна примепяли террасную систему земледелия. Менее плодородные участки удобрялись навозом и птичьим пометом, более плодородные - золой от кизяка или верхним: слоем почвы с богатых перегноем лесных земель. В качестве удобрения употребляли также верхние слои известковых бугров, высохших болот, отложившихся по руслам рек пласюв ила.

Однако общая экономическая и культурная отсталость народа до революции, глубокое имущественное и социальное неравенство являлись непреодолимой преградой на пути совершенствования земледельческой техники, уровень развития которой в целом был низким. Господствовало од- пополье. Боронование применялось только в предгорных районах. Горцы в лучшем случае в качестве бороны пользовались связанными вместе ветками деревьев, а чаще - вовсе не боронили. Крупные комья земли разбивались лопатой. Вообще набор сельскохозяйственных орудий был не сложен. В предгорных районах основным пахотным орудием служил плуг с железным лемехом. В горах пользовались леткой сохой (дураз), сходной по конструкции с аварской. Убирали хлеб полукруглыми серпами с зазубренным лезвием или продолговатыми в виде горбуш, а также особыми косами, не (имевшими лучка для правой руки, как русские, но обладавшими вместо этого сильно изогнутым косовищем. Молотшги с помощью молотильных досок (с острыми кремневыми камешками на нижней поверхности), которые проволакивались волами по разбросанному на гумне хлебу. Такие же земледельческие орудия применялись и у других народов Дагестана.

Число видов возделывавшихся хлебных злаков было весьма ограничено - пшеница, "кукуруза, ячмень. Характерно, что пшеница культивировалась главным образом в хозяйствах богачей, тоща как бедняки предпочитали сеять ячмень, дающий больший урожай. Такая культура, как виноградная лоза, одна из древнейших в Дагестане, возделывалась в XIX в. лишь в некоторых районах нижнего Кайтага.

Огородничества даргинцы почти не знали. В середине XIX в. огородничеством стали заниматься жители селения Маджалис, Акуша, а также в Дешлагаре, под влиянием русского населения. Еще в XIX в. лук и чеснок даргинцы приобретали у кумыков в обмен на продукцию скотоводства. Другие овощи и картофель были редкостью. Вследствие примитивной техники урожаи обычно бывали весьма низкие. Земледельческое хозяйство даргинцев носило по преимуществу потребительский характер; товарное значение имело лишь садоводство, получившее наибольшее развитие в некоторых кайта1хких обществах.

Лучшие пахотные земли в долинах рек, ще имелись благоприятные условия для орошения, принадлежали помещикам (бекам, кадиям) и кулакам. Пахотные земли бедняков располагались обычно либо на склонах гор, прилегающих к селению, либо далеко в горах. Значительная часть крестьян имела от 0,8 до 1,1 га земли, а у многих ее и вовсе не было. Из-за нехватки тяглового скота, земледельческого инвентаря и рабочей силы крестьяне в течение сельскохозяйственного года прибегали к обычаю родственной и соседской взаимопомощи - булха (билхъа). Кулаки при помощи булха эксплуатировали своих бедных родственников и соседей.

Такая же картина наблюдалась и в скотоводческих районах: богатые скотоводы владели тысячными стадами овец, тогда как в хозяйствах бедняков число овец не превышало десяти, а то и пяти. Для основной массы крестьянства очень остро стоял вопрос о пастбищах. Одни селения бедствовали, у других имелись излишки. Большая часть пастбищ принадлежала помещикам. Общинные пастбища эксплуатировались в первую очередь кулацкой верхушкой. Большинству крестьян приходилось арендовать за высокую плату пастбищные земли или идти в кабалу к богатеям.

Скотоводством, как и земледелием, даргинцы занимались издревле. Широкое развитие скотоводства зафиксировано уже памятниками каякентско-хорочоевской культуры (II тысячелетие до н. э.). Примерно 70-75% поголовья скота составляли овцы местной горской породы, 10-15% -крупный рогатый скот, остальное -лошади, мулы, ослы. Как и у других народов Дагестана, применялась отгонно-пастбищная система животноводства. С весны до осени скот находился высоко в горах - на летних пастбищах, а в сентябре - октябре - спускался вниз, на зимние. Даже крупный рогатый скот большую часть года содержался на подножном корму, переходя на стойловое содержание только на два-три зимних месяца. В этот период обычным кормом были солома, бурьян, кукурузная шелуха, так как сена в хозяйстве даргинского крестьянина не хватало или не было вовсе. Экстенсивные формы ведения скотоводческого хозяйства, не знавшего заготовки кормов, теплых помещений для скота во время зимних холодов, ветеринарного обслуживания и т. д., (приводили к массовой гибели стад и разорению большого числа крестьян.

Богатые овцеводы, нанимая чабанов и подпасков, труд которых они жестоко эксплуатировали, и организуя сезонные перегоны скота, наживались также на бедных и средних хозяевах, которые присоединяли свой скот к их стадам. Объединенное стадо образовывало кош. В селениях таких кошей могло быть несколько. Фактически кош был в полном и безраздельном распоряжении богача. Богач по обычаю снабжал кош большим медным кованым котлом для варки пищи, нужным числом пастухов и собак. Присоединившие своих овец к большому стаду платили хозяину коша за каждые 50 голов по пять овец и пастухам по 20 коп. с овцы. Еще в 70-х годах XIX в. табуны и стада сопровождала вооруженная охрана. Эту охрану несло мужское население аула - сначала в порядке очереди, затем лишь бедняки за очень небольшое вознаграждение.

Постепенно скотоводство стало приобретать товарные формы. Даргинские предприниматели и перекупщики скупали шерсть, шкуры, мясо и сбывали их в городах, получая в обмен ткани и продукты земледелия.

Промышленных предприятий на территории, заселенной даргинцами, не было, если не считать фруктообрабатывающих заводов кустарного типа в селениях Цудахар и Куппа. Однако, как уже отмечалось, значительное развитие получили ремесла и домашние промыслы: металлообработка, гончарство, ткачество и т. д. Среди ремесленников шел процесс классовой дифференциации, резко усилившийся во второй половине XIX и начале XX в. Элементы капиталистических отношений развились в особенности в сел. Кубачи. Разбогатевшие мастера использовали наемный труд, скупали изделия односельчан, занимались торговлей и ростовщичеством.

Экономическое положение основной массы даргинцев было в дореволюционное время весьма тяжелым. Своего хлеба семье среднего достатка хватало на три - четыре месяца; мяса для питания семья имела в год не более 50-60 кг. Маломощные крестьяне и совсем не имевшие ни земли, ни скота вынуждены были батрачить или заниматься отходничеством. Например, в сел. Мюреш (современный Сергокалинский район) в ода ом из кварталов, насчитывавшем около 60 хозяйств, 17 хозяйств работало на кулаков. Очень высок был и процент отходников. Из одного только

Даргинского округа в конце XIX - начале XX в. ежегодно уходило в поисках работы около 12 тыс. человек. В ряде селений на заработки уходило до 20-30% жителей. Даршнцев-отходников можно было встретить в селениях и городах Дагестана (обычно на плоскости), на нефтепромыслах Баку, на рыбных промыслах Каспия и во многих других местах.

Новая жизнь пришла в даргинские селения после Октябрьской революции. За годы Советской власти, и особенно после коллективизации, значительно увеличилась площадь обрабатываемых земель за счет осушки болот, превращения части пастбищ в новые пахотные участки и, в ряде случаев, прежде бесплодных земель в земли плодоносные, благодаря использованию высококачественных удобрений, развитию искусственного орошения и другим мероприятиям. Расширился ассортимент зерновых, технических и других культур. Большие площади заняты теперь под пшеницу и кукурузу. Сеют также полбу, ячмень, рожь, овес, просо. Широкое распространение получили подсолнух, горох, люцерна и т. д. Повсеместно развивается огородничество. Даргинцы сами выращивают теперь помидоры, капусту, морковь, лук, чеснок и пр. На даргинских землях культивируются и бахчевые: арбузы, дыни, тыквы.

Большое значение в современном хозяйстве даргинцев приобрели садоводство и виноградарство, особенно в таких районах, как Кайтагский, Дахадаевский и Левашинский. Возделыванием плодовых растений и виноградной лозы стали заниматься в таких районах, где раньше это считалось совершенно невозможным. Особенно примечательно успешное разведение винограда в ряде даргинских предгорных и нагорных местностей, вовсе не знавших раньше виноградарства, в частности в Акушинском районе. В связи с развитием садоводческого хозяйства во многих местах созданы консервные заводы по* переработке фруктов, ягод и овощей. Большие фруктово-консервные заводы и промкомбинаты имеются в селениях Серкжала, Цудахар, Ходжал-Махи, Маджалис и других.

Непрестанно увеличивается интенсивность земледелия благодаря плановому ведению хозяйства, применению достижений агрономической науки и высокой техники. В предгорных и плоскостных районах даргинские колхозы пользуются тракторами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами. В то же время в горных колхозах, где особенности природных условий не всюду еще позволяют применить новую технику, употребляются и некоторые старые земледельческие орудия.

Колхозы в горах используют также и народный опыт ведения хозяйства, применяя проверенную на практике террасовую разработку склонов под посевы и сады. На крутых склонах делают идущие уступами небольшие площадки, иногда укрепленные каменными стенками и снабженные сетью канавок искусственного орошения. На этих террасовых участках применяются даргинская соха - дураз, хорошо приспособленная к горным условиям, а также легкий плуг - гутан.

Из животноводческих отраслей ведущими являются овцеводство (по всему Дагестану известна так называемая даргинская порода черной овцы) и разведение крупного рогатого скота. За даргинскими колхозами закреплены навечно достаточные площади летних и зимних пастбищ, первые - в горах Акушинского, Дахадаевского, Рутульского и Кулинского районов, вторые - на плоскости, в районах Карабудахкентском, Каякент- ском, Хасавюртовским, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском, Та- румовском и Караногайском. Серьезно поставлены ветеринарное обслуживание и выведение лучших пород скота. В колхозах сооружены животноводческие помещения. Организована заготовка кормов, что дало возможность наладить стойловое содержание крупного рогатого окота и лошадей в зимний период. Все шире применяется механизация трудоемких процессов животноводства (механическая стрижка овец и др.). Зимние пастбища (кутаны), использовавшиеся до революции лишь для нужд животноводства, перестали быть только пастбищами. На кутанах выращиваются зерновые и огородные растения, фруктовые деревья и виноградная лоза.

Для переработки продукции животноводства построены маслосыродельные заводы и другие предприятия.

В корне изменились условия жизни чабанов. На альпийских лугах и плоскостных кутанах построены удобные жилища для животноводов, организованы общественное питание, доставка литературы, радиосвязь. Систематически ведется культурно-просветительная работа.

Широко распространены домашние производства, которыми занимаются женщины для удовлетворения потребностей семьи: вязание, изготовле ние войлочных изделий, прядение и ткачество. Часть этих изделий сбывается на колхозных базарах или продается соседям. В некоторых колхозах организованы женские ремесленные артели - бурочные, суконные, трикотажные (выделывающие свитеры, шерстяные вязаные платки, носки, п"ерчатки) и т. д.

Большой интерес представляют изящные вышивки работы женщин из" селений Баршамай и Чабахни Кайтагского района. Вьгшивки эти, имеющие богатый и оригинальный орнамент, служат для украшения больших подушек, подзоров и занавесок для стенных ниш. Золотошвейные работы, украшающие женские головные уборы, кисеты и т. п., выполняются в небольшом количестве в сел. Акуша и других нагорных местностях. Традиционные цветочные вышивки на женских головных уборах, подкувшин- ных подстилках и других предметах местного обихода распространены главным образом в селениях Сергокалинского района. Вышивка стебельчатым швом и изготовление нитяных кружев - явления новые, они получили наибольшее распространение в сел. Цудахар. В ряде селений Дахадаевского района, а также в Акушинском и Сергокалинском районах вяжут шерстяные носки, преимущественно с геометрическим орнаментом. В некоторых селениях (в частности, в Акушинском районе) изготовляют вязаные шерстяные платки и разные трикотажные изделия. Разнообразные войлочные изделия - узорные и простые к©шмы, белая войлочная обувь в виде сапог с зашутыми носками, бурки - производятся во всех основных даргинских районах. Паласы ткутся во многих селениях Левантинского, Акушинского, Дахадаевского и других районов. Выделка сукон высокого качества в прошлом была распространена едва ли не во всех районах даргинской территории, а изготовление бумажных и шелковых тканей - преимущественно в Сергокалинском и Кайтагском районах.

Производством сафьяна и изделий из кожи (обуви, шуб, шапок) занимаются в свободное от работы в колхозе время мужчины, готовящие продукцию для сбыта и собственного потребления. Наибольшую известность приобрела выделка сафьяна кожевниками сел. Цудахар.

Значительное место в общем комплексе даргинских производств принадлежит дерево- и камнеобработке. Среди колхозников селений Акуша п Ходжал-Махи имеются мастера-строители, резчики по дереву и камню. В ряде селений Левашинского, Акушинского, Дахадаевского и Сергока- л и не кото районов изготовляются деревянные, художественно выполненные детали жилищ: опорные столбы, карнизы, наличники и т. п. В тех же районах производятся деревянные резные лари, сундуки, диваны, шкафы, детские люльки и т. д.

Росписью по дереву занимаются жители селения Ходжал-Махи. Во многих даргинских селениях изготовляются каменные резные надгробия н различные декоративные архитектурные детали: опорные столбики, кронштейны, отдельные орнаментированные блоки с советской эмблематикой и т. д.

В различных даргинских селениях имеются специалисты по обработке металлов: кузнецы, лудильщики, медночеканщики, жестянщики, слесари и др. Известна артель металлистов сел. Харбуки в Дахадаевском районе, выпускающая первоклассные по качеству кузнечные изделия, распространенные по всему Дагестану.

Жители сел. Кубачи, известного по письменным памятникам начиная с IX в., специализировались на художественной обработке металла. Среди изделий кубачинских мастеров, издавна славящихся своим искусством далеко за пределами Кавказа, когда-то занимали большое место кольчуги, панцири, шлемы, налокотники, ружья и пистолеты. Это производство в начале XIX в., с распространенном русского огнестрельного оружия, утратило свое значение и во второй половине XIX в. почти прекратило существование. Вместо этого расширилось производство холодного оружия, которым Кубачи также славились еще в средние века. Одновременно большое распространение получило златокузнечество - изготовление украшений из ценных металлов, оправы к холодному оружию, седельных украшений, дорогих стремян, газырей и пр. С конца XIX в. кубачинцы стали также делать портсигары, спичечницы, серебряную утварь, посуду.

На базе старинных производств в сел. Кубачи после Октябрьской революции была организована артель «Художник», пользующаяся большой известностью далеко за пределами Дагестана. В настоящее время она обладает хорошими производственными помещениями и разнообразным специальным инвентарем. Артель выполняет сложные заказы, над которыми работают как старые, так и молодые мастера; большое внимание уделяетЬя подготовке новых кадров. Кубачинские мастера обладают совершенной и многосторонней техникой. Среди них есть специалисты разных отраслей: гравировщики, мастера по черни, мастера насечки (инкрустации) ценными металлами по кости, рогу и железу, филигранщики, специалисты по технике сквозной и накладной филиграни, эмальеры, мастера серебряного литья и серебряной ковки, монтировщики. Часто один и тот же мастер владеет несколькими специальностями и в своих произведениях комбинирует гравировку с насечкой, филигрань с эмалью и т. д.

Помимо златокузнечества в Кубачах существует еще две отрасли металлообработки: изготовление медной кованой посуды и литье медных котлов. Кубачинские литые медные котлы хороши по качеству, изящны по форме и были чрезвычайно удобны для распространенных в прошлом у народов Дагестана открытых очагов.

После Великой Октябрьской социалистической революции кубачинцы достигли в своем искусстве еще более высокого уровня, чем прежде, освоив новые художественные приемы и мотивы. В 1922 г. кубачинские мастера по заказу бакинских рабочих сделали в подарок В. И. Ленину серебряную модель нефтяной вышки в виде декоративной, композиции, украшенной тончайшим орнаментом. Изделия кубачинских мастеров экспонировались на многих выставках и конкурсах, неоднократно премировались. Лучшие кубачинские мастера Г. Кишов, Р. Алиханов, Г.-Б. Магомедов, М. Мугиев и другие отмечены за свою работу правительственными наградами. В последние годы кубачинская артель освоила выпуск новых видов ювелирных изделий: сахарниц, кофейников, молочников, чайников, вазочек, браслетов и пр.

К числу"основных занятий даргинцев следует отнести и работу значительной их части на фабриках заводах, железнодорожном транспорте, нефтяных и рыбных промыслах, а также в районных промкомбинатах. Формирование кадров рабочих из даргинцев приняло, разумеется, широкий размах только после революции. Среди рабочих даргинцев немало передовиков производства. Значителен процент даргинцев и среди инженерно-технического персонала промышленных предприятий Дагестанской АССР.

Даргинцы живут в срединной части Дагестана. Значение их самоназвания не вполне ясно. По одной из версий, «дарго», или «даргва» - это территориальное объединение группы соседних «газиев» («борцов за веру»), стекавшихся во время владычества халифата в Дербент со всех концов исламского мира. По другой - этноним «даргинцы» происходит от «дарг» - внутренность, в противоположность внешнему. В массовом сознании народа Дарго понимается как «сердцевина даргинской земли». Стало быть, предки даргинцев считали своей отличительной чертой то, что они населяют «внутреннюю» часть Дагестана, и это должно было отличать их от жителей «внешних, наружных» земель. Высказывалось также мнение, что «дарго» является формой «дугри» - термина тюркского происхождения и означает «справедливый», «прямой», «ровный».

Первое упоминание этнонима «даргинцы» встречается в XV веке - в латинском сочинении архиепископа Иоганна де Галонифонтибуса «Libellus de notia orbis» («Книга познания мира», 1404). Их этнос сформировался на узле торговых дорог, связующих Нагорный Дагестан с внешним миром. Наверное, поэтому даргинцы - самые торговые и мастеровые среди дагестанцев. Первичными корпорациями здесь стали не военные отряды, а мастерские, которые постепенно подчинили своим интересам окружающее население. В этом смысле Даргинстан очень похож на средневековый Новгород.

Расселение даргинцев на Кавказе


Территория даргинцев обозначена голубым цветом (красным - их диалектные группы)

Для даргинцев был характерен конфедеративный принцип организации. Можно сказать, что именно они первые сформулировали идею единства Дагестана в том виде, в котором он существует теперь - конфедерация больших и малых народов.


Селение Чирах

Общины даргинцев управлялись кадиями - представителями мусульманского духовенства, появившегося в Дагестане еще в начале VIII века, после похода арабского полководца Абумуслима (Масламы). Но подлинное возвышение власти кадиев наступило после того, как в 1396 г. в Горный Дагестан вторглись полчища Тимура. Особенно жестоко Тимур расправлялся с народами, не исповедовавшими ислам. По сообщению Шереф ад-дина Йезди и другого историографа, Тимура Низам ад-дина Шами, кровавая расправа была учинена войсками Тимура в Ушкудже. После его взятия завоеватели «всех тех неверных убили… из убитых сделали холмы и опустошили их область». Разграбив и разрушив Ушкудже, Тимур уничтожил и всех светских и религиозных (христианских) деятелей, выступивших против него. Зато мусульманских кадиев он возвысил, а в селении Акуша утвердил что-то вроде патриаршего престола, который должен был способствовать утверждению ислама. Отныне акушинский кадий сделался духовным, светским и военным главой Даргинстана. Власть его была наследственной, а личность считалась священной. Во время отправления им своих обязанностей простым людям не разрешалось даже смотреть в его сторону.

Кадии имелись также во всех даргинских союзах и в крупных обществах. Кадий главного селения всегда был и кадием своего союза и ему подчинялись кадии джамаатов, входивших в данный союз. Избирался кадий из числа лиц, известных своею ученостью, знанием Корана и хорошей нравственностью.

Русско-дагестанские связи развивались с XVI столетия. В 1813 году по Гюлистанскому договору между Россией и Ираном даргинцы вместе с Дагестаном вошли в состав Российской империи.
В годы Кавказской войны даргинцы официально держали вооруженный нейтралитет, дружественный по отношению к Шамилю, но в состав имамата не входили, а в борьбе против русской армии участвовали только добровольцы. Причиной тому было близкое соседство Даргинстана с занятой русскими войсками равниной, откуда к горцам поступал хлеб, и где находились тучные пастбища. Зато в восстании 1877 года даргинцы приняли самое активное участие, так как их надежды на привилегированное положение в Российской империи не оправдались.


Фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

В Гражданскую войну даргинцы первыми в Дагестане выступили на стороне большевиков, сумев нанести поражение казачьим частям Деникинской армии. Подлинное боевое братство с русским народом у даргинцев сложилось лишь в годы Великой Отечественной войны. Даргинстан оплатил нашу общую Победу жизнями 25 тысяч своих сыновей.

Даргинец Абдурахманов Зульпукар Зульпукарович родился в 1924 году.
В 1942 году ушел на фронт. Боевую закалку получил в боях под Сталинградом.
Окончил курсы младших лейтенантов.
Был дважды ранен.
27 августа 1944 года в бою за овладение деревней Орак в Молдавии его взвод
взял в плен 150 солдат и офицеров противника. В бою за деревню Орак Абдурахманов
лично уничтожил 30 фашистов, 36 захватил в плен.
3-4 октября 1944 года на болгаро-югославской границе, в боях за господствующую высоту № 499
Абдурахманов гранатами уничтожил две пулеметные точки с их расчетами.
В ноябре 1944 года в боях за село Драж группа Абдурахманова, отражая контратаки,
уничтожила до сорока вражеских солдат и офицеров.
Сражаясь за селение Драж, лейтенант Абдурахманов - командир взвода 32-го стрелкового полка -
все время находился в первых рядах наступающих и лично уничтожил из автомата 12 немецких солдат.
22 ноября 1944 года Абдурахманов, выполняя поставленную перед взводом задачу
по освобождению села Гайич, геройски погиб.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования
и проявленные мужество и героизм Абдурахманову Зульпукару Зульпукаровичу
присвоено звание Героя Советского Союза.

Однако антироссийские настроения здесь никуда не исчезли. В первой половине 1990-х гг. некоторые даргинские селения попали под влияние ваххабитов. Наибольшую поддержку они получали в так называемой Кадарской зоне в селах Каранахи, Чабаннахи, Кадар, жители которых в 1998 г. объявили себя «отдельной исламской территорией, независимой от республиканских властей». Но уже в следующем году российский суверенитет на этих территориях был восстановлен.

Будучи вторым народом по численности после аварцев (около 400 тысяч душ), даргинцы еще недавно являлись первым по значимости этносом Дагестана. Составляя всего 16% общего населения республики, даргинцы с 1990 по 2006 годы, по сути, являлись правящим кланом, поскольку пост президента Дагестана в это время занимал их земляк Магомедали Магомедов. Тем не менее неблагоприятная экономическая обстановка гнала даргинцев за пределы республики. Сегодня около 100 тысяч даргинцев проживают в других регионах России, и, к сожалению, нередко оказываются замешанными в межэтнических


***
Впрочем, у себя на родине даргинцы, как любой другой народ, открываются прежде всего с лучшей стороны. Обычаев у даргинцев много, но самыми важными являются два: обычай гостеприимства и почитания старших. Конечно, гостеприимство в той или иной степени присуще всем народам. Но даргинцы относят его к числу величайших добродетелей. Гость в горах всегда появляется неожиданно. Но он никого не застает врасплох, потому что его ждут всегда. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом - все для гостя.

Даже если маленький ребенок нечаянно обнаруживает в доме запас конфет, то он непременно спрашивает у взрослых для кого эти конфеты: для гостей или для домашних?

У многих народов старость считается не лучшим периодом жизни. Совсем другое дело у даргинцев. Старость здесь во всех случаях жизни имеет преимущество. Старший первым говорит, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. Старику первому подают еду, его советам внимают.

Неуважение к старшим осуждается даргинским обществом. Поэтому наиболее суровым считается проклятие: «Чтоб твоя старость была никому ненужной!».

Что касается многоженства, которое дозволяет шариат, то в прошлом оно было привилегией богатых, состоятельных людей. И сегодня так называемые «новые даргинцы» тоже чаще всего многоженцы. Полигамия принимается некоторой частью молодых девушек, которые не против того, чтобы быть вторыми и третьими женами.

К природе, к животным и птицам даргинцы относятся трепетно, с любовью. Свой рассказ об этом народе я закончу одной даргинской притчей:
В одном из горных аулов случился пожар: загорелся дом. Всем аулом, кто в чем, кто чем, таскали воду из единственного родника и тушили пожар. Вдруг заметили, как ласточка летит к роднику, набирает в клюв капли воды, прилетает к дому, который горит, и, капнув свои капли, летит за следующей порцией воды. Люди спросили ее:
- Весь аул таскает воду и не может потушить огонь. Что сделают твои капельки?
- В этом доме мое гнездо. Кроме того, каждое утро хозяин слушал мои песни, – ответила ласточка и полетела за новыми каплями.

* Житель сибирского Приаргунска рассказывает: «У нас в поселке живут 20 национальностей - буряты, татары, армяне, киргизы, азербайджанцы… Но проблемы почему-то только с даргинцами. Они впервые появились здесь в начале девяностых, когда с нашей территории сняли статус пограничной зоны. Сначала вели себя тихо, но как только их стало много, начали наглеть.
Приторговывают спиртом, наркотиками, на улицах ведут себя вызывающе. Чуть что – сбиваются в стаи и начинают диктовать всем свои законы. У этих даргинцев какое то врожденное чувство превосходства над остальными, они считают себя голубой кровью, наверное. Понятия общей справедливости для них не существует. То, что хорошо для даргинцев, справедливо. Что нехорошо - несправедливо. Им все время кажется, что их притесняют, хотя сами уже весь рынок оккупировали. Вон, китайцев даже выперли».

Я живу в старом русском городе Вологда. В нашем классе учатся русские ребята. У нас в классе есть: Светлана, Марина, Кристина, Александр, Василий, Алексей. Это красивые русские имена. А моё полное имя звучит так: Магамед-Мустафа. Мои одноклассники заинтересовались, а почему у меня такое необычное имя. И я с гордостью ответил им: «Я – даргинец!»

«Кто такие даргинцы?»- этот вопрос задали мне мои одноклассники.

Даргинцы – это народность в Дагестане. Даргинцы живут в горах Кавказа. Горные селения даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье расселение более свободное, дома имеют большие дворы. Мужская традиционная одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь; женская одежда - платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор - чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

Конечно, сейчас такую одежду надевают только по специальным случаям, на праздники. Традиционная пища - мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.

Даргинцы хранят традиции и обычаи своих предков. Вот некоторые из них:

1. Традиционно детям давались и даются имена умерших родственников: родителей, братьев, сестер.

2. Традиция нарекать именем пророков, святых, наиболее чтимых предков, особенно родителей, сестер, братьев, уважаемых людей, друзей семьи выражается в пожеланиях: «Расти джигит! Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!», «Пусть твое имя будет свято!», «Пусть это имя прославится на века!».

3. Если человек совершает какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения дагестанской этики поощрения или наказания, то это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят также и на счет всех его ближайших родственников. Поэтому человек старается не ударить лицом в грязь, не осрамить своих родственников, не совершить ничего такого, что заставило бы последних по его вине, как выражаются даргинцы, «опустить голову», «почернеть лицом».

4. Ценностное отношение к дому, семье зафиксировано в пожеланиях «Дом твой да будет полон пшеницей и тобой», «Чтоб всегда в доме было изобилие», «Пусть дом будет полон, поля расцветут, будет достаток!», «Благословение да достанется твоему дому!», «Чтобы дом твой здравствовал!».

5. В доме, где останавливается гость, должен царить покой и порядок. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом - для гостя.

6. Любовь, уважение, внимание к старости слышится в благопожеланиях: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии!», «Да исполнятся желания вашей души!», «Счастливой тебе старости!», «Дай аллах тебе для нас жить даст!».

7. Мальчики воспитываются как будущие хозяева, главы семьи. Большое значение придают физическому развитию ребят, которые с детства занимаются спортом, упражняясь в силе и мужестве.

Традиции даргинцев живут и в нашей семье.

2. Моя малая Родина

Моя Родина, там, где я родился, где родились мои родители и родители моих родителей. Это село Верхние Убеки в далёком Дагестане. Летом мы всей семьёй уезжаем на Родину. Я очень люблю своё село. Вот, что мне рассказала мама об истории селения Убеки: «Когда - то земли нашего селения были совсем пусты. И вот приехал туда один мужчина, звали его Убек. Так ему понравилась красота гор и реки, что он решил остаться там жить. В честь него и носит имя наше село».

Я тоже люблю наши горы, чистый воздух, ласковое Каспийское море.

Летом мы с братом купаемся в море, загораем на тёплом песке, собираем ракушки, бегаем в горы, знаем там каждый камушек. А в августе лакомимся первым виноградом, его гроздья свисают прямо над головой.

3. Даргинская семья.

«Моя семья – моя гордость» - это может сказать каждый даргинец. Моя семья дружная и крепкая. Моего отца зовут Хайдарбек Чанкаевич Магамедов, а маму - Амурилова Амилат Абдулаевна. У меня есть брат Чанка. По традиции нашего народа он носит имя нашего деда Чанки Магамедова. Дед был чабаном, у него было своё стадо из овец и коз. Дед каждый день выводил их на луга. К сожалению, я не успел познакомиться с дедом, он не дожил до моего рождения.

Другого деда звали Абдулла Амурилов. Он был учителем в нашем селе. Дома у дедушки было много овец, коз и лошадей. Дед Абдулла был хорошим наездником. Он часто принимал участие в скачках и занимал первые места. Деда уважали и любили не только в нашем селе, но и в других сёлах. Абдулла Амурилов слыл человеком щедрым. Мог подарить овцу совсем чужим людям. А ещё дед Абдулла любил петь. На свадьбах он брал гармошку и пел песни на разных языках. Легко танцевал традиционный «цудахарский» танец и, конечно, лезгинку.

Бабушки Умаган Гаджиевна и Патимат Кунниевна живы и здоровы. Я их очень люблю. Летом я, как настоящий мужчина, всегда помогаю им по хозяйству: воду набираю, огород поливаю, собираю урожай.

Наши родители стараются растить нас с братом в традициях нашего народа. Нам с братом дали имена наших родственников. Я занимаюсь дзю-до, ведь настоящий даргинец должен уметь постоять за себя и за свою семью.

И я, и Чанка стараемся учиться хорошо и получать только 4 и 5, чтобы родителям было не стыдно за нас, чтобы они не «опустили голову» и не «почернели лицом». У нас с братом есть свои обязанности по дому, и мы никогда не отлыниваем от них, выполняем любое поручение родителей. Слово отца для нас закон, мы слушаемся не потому что боимся папу, а пото- му что уважаем его, так принято в нашем роду. Конечно, мы с братом ещё дети, но многие традиции и обычаи мы уже переняли от наших родителей.

Весной на празднике «Масленница» в нашем классе мы с братом танцевали зажигательную лезгинку. Наши одноклассники и родители аплодировали нам. Мы с братом научились танцевать в родном селе. Когда в селе проходят свадьбы, то на них танцуют все от старцев до совсем маленьких ребят.

На свадьбах в даргинских сёлах соблюдаются почти все старые обычаи и традиции. Я видел и запомнил такой обычай: на второй день свадьбы все мужчины заходят в комнату, где сидит невеста и бросают деньги у кого, сколько есть, а невеста угощает их орехами и конфетами. В третий день свадьбы невеста угощает всех друзей жениха блюдом «Хинкал», которое приготовила сама.

Старинный обычай, который соблюдается и в наши дни: когда в семье рождается мальчик, то отец режет барана и собирает всех родственников и друзей.

Даргинцы - верующий народ, мы – мусульмане. В даргинской семье строго соблюдаются мусульманские правила. Наш папа помогает нам с братом изучать Коран. Мы стараемся соблюдать все мусульманские праздники. В эти дни читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Многие традиции даргинцев живут в нашей семье. Ведь пока мы помним обычаи наших предков, они живут рядом с нами. Даже сейчас, когда наша семья далеко от родных мест, мы соблюдаем традиции нашего народа.

В своей работе я рассказал о том, что такое даргинская семья. В заключении я хочу сказать, что, даже находясь далеко от своей Родины мы, Чанкаевы, храним и соблюдаем обычаи и традиции своих предков.

Выбор редакции
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...