Cочинение «Правда о войне в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".


«Война и мир» Льва Толстого — не просто классический роман, а настоящий героический эпос, литературная ценность которого не сравнима ни с одним другим произведением. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории целой страны.

Семь лет понадобилось Льву Николаевичу Толстому, чтобы довести до совершенства свой роман. Еще в 1863 году писатель не раз обговаривал планы по созданию масштабного литературного полотна со своим тестем А.Е. Берсом. В сентябре этого же года отец жены Толстого прислал письмо из Москвы, где упоминал об идее писателя. Историки считают эту дату официальным началом работы над эпопеей. Уже через месяц Толстой пишет своей родственнице, что все его время и внимание занимает новый роман, над которым он думает так, как никогда раньше.

История создания

Первоначальной идеей писателя было создание произведения о декабристах, которые провели в ссылке 30 лет и вернулись домой. Отправной точкой, описанной в романе, должен был стать 1856 год. Но затем Толстой изменил свои планы, решив отобразить все с начала восстания декабристов 1825 года. И этому не суждено было сбыться: третьей идеей писателя стало желание описать молодые годы героя, которые совпали с масштабными историческими событиями: войной 1812 года. Окончательным же вариантом стал период с 1805 года. Так же был расширен круг героев: события в романе охватывают историю многих личностей, которые прошли через все тяготы разных исторических периодов в жизни страны.

Несколько вариантов имело и название романа. «Рабочим» было наименование «Три поры»: молодость декабристов в период Отечественной войны 1812 года; Декабристское восстание 1825 года и 50- е годы 19 века, когда произошло сразу несколько важных событий в истории России — Крымская война, уход из жизни Николая I, возвращение амнистированных декабристов из Сибири. В конечном варианте писатель решил акцентировать внимание на первой поре, так как написание романа даже в таком масштабе требовало больших усилий и времени. Так вместо обычного произведения родилась целая эпопея, не имеющая аналогов в мировой литературе.

Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи. В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года. Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах. Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея.

(Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна )

Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события. Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток.

Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия.

Анализ романа

Описание

(Наполеон перед сражением в задумчивости )

В романе «Война и мир» затронут шестнадцатилетний период истории России. Отправная дата — 1805 год, окончательная — 1821. В произведении «занято» больше 500 персонажей. Это как реально существующие люди, так и вымышленные писателем для придания красочности описания.

(Кутузов перед Бородинской битвой обдумывает план )

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: исторические события в России и личная жизнь героев. Реальные исторические личности упоминаются в описании Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражения; взятии Смоленска и сдаче Москвы. Больше 20 глав отведено именно Бородинскому сражению, как основному решающему событию 1812 года.

(На иллюстрации эпизод Бала Наташи Ростовой их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В противостояние «военному времени» писатель описывает личный мир людей и все то, что их окружает. Герои влюбляются, ссорятся, мирятся, ненавидят, страдают… На противостоянии различных персонажей, Толстой показывает разницу в нравственных принципах индивидуумов. Писатель пытается рассказать, что различные события способны изменить мировоззрение. Одна целостная картина произведения складывается из трехсот тридцати трех глав 4 томов и еще двадцати восьми глав, размещенных в эпилоге.

Первый том

Описаны события 1805 года. В «мирной» части затронуты жизнь в Москве и Петербурге. Писатель знакомит читателя с обществом главных героев. «Военная» часть — Аустерлицкая и Шенграбенская битвы. Толстой завершает первый том описанием того, как военные поражения повлияли на мирную жизнь персонажей.

Второй том

(Первый бал Наташи Ростовой )

Это полностью «мирная» часть романа, которая затронула жизнь героев в период 1806-1811 годов: зарождение любви Андрея Болконского к Наташе Ростовой; масонство Пьера Безухова, похищение Карагиным Наташи Ростовой, получение Болконским отказа от Наташи Ростовой выйти замуж. Завершение тома — описание грозного предзнаменования: появление кометы, которая является символом больших потрясений.

Третий том

(На иллюстрации эпизод Бородинского сражение их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В этой части эпопеи писатель обращается к военному времени: вторжение Наполеона, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя вынуждены пересекаться главные мужские персонажи романа: Болконский, Курагин, Безухов, Долохов… Завершение тома — взятие в плен Пьера Безухова, устроившего неудачную попытку покушения на Наполеона.

Четвертый том

(После битвы раненные прибывают в Москву )

«Военная» часть — описание победы над Наполеоном и позорное отступление французской армии. Затрагивает писатель и период партизанской войны после 1812 года. Все это переплетается с «мирными» судьбами героев: уходят из жизни Андрей Болконский и Элен; зарождается любовь между Николаем и Марьей; задумываются о совместной жизни Наташа Ростова и Пьер Безухов. А главным персонажем тома становиться русский солдат Платон Каратаев, словами которого Толстой пытается передать всю мудрость простого народа.

Эпилог

Эта часть посвящена описанию перемен в жизни героев через семь лет после 1812 года. Наташа Ростова замужем за Пьером Безуховым; обрели свое счастье Николай и Марья; повзрослел сын Болконского — Николенька. В эпилоге автор размышляет о роли отдельных личностей в истории целой страны, и пытается показать исторические взаимосвязи событий и человеческих судеб.

Главные герои романа

В романе упоминается больше 500 персонажей. Самых главных из них автор попытался описать максимально точно, наделив особыми чертами не только характера, но и внешности:

Андрей Болконский — князь, сын Николая Болконского. Постоянно ищет смысл жизни. Толстой описывает его как красивого, сдержанного и с «сухими» чертами лица. Он обладает сильной волей. Умирает в результате ранения, полученного при Бородино.

Марья Болконская — княжна, сестра Андрея Болконского. Неприметная внешность и лучистые глаза; набожность и тревога за родных. В романе она выходит замуж за Николая Ростова.

Наташа Ростова — дочь графа Ростова. В первом томе романа ей всего 12 лет. Толстой описывает ее как девушку не совсем красивой внешности (черные глаза, большой рот), но при этом «живая». Ее внутренняя красота привлекает мужчин. За руку и сердце готов бороться даже Андрей Болконский. В конце романа выходит замуж за Пьера Безухова.

Соня

Соня — племянница графа Ростова. В противовес своей кузине Наташе — красивая внешне, но гораздо беднее душевно.

Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова. Неуклюжая массивная фигура, добрый и одновременно сильный характер. Он может быть суровым, а может становиться ребенком. Увлекается масонством. Пытается изменить жизнь крестьян и повлиять на масштабные события. Вначале женат на Элен Курагиной. В конце романа берет в жены Наташу Ростову.

Элен Курагина — дочь князя Курагина. Красавица, видная светская дама. Вышла замуж за Пьера Безухова. Изменчива, холодна. Погибает в результате аборта.

Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. Продолжатель рода и защитник Отечества. Принимал участие в военных кампаниях. Женился на Марье Болконской.

Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам.

Графья Ростовы

Графья Ростовы — родители Николая, Наташи, Веры, Пети. Почитаемая семейная пара, пример для подражания.

Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность.

Большое внимание автор уделяет описанию Кутузова и Наполеона. Полководец предстает перед нами как умный, непритворный, добрый и философский. Наполеон описывается как маленький толстячок с неприятно-притворной улыбкой. В то же время, он несколько таинственный и театральный.

Анализ и вывод

В романе «Война и мир» писатель пытается донести до читателя «народную мысль». Ее суть в том, что у каждого положительного героя есть своя связь с нацией.

Толстой отошел от принципа вести рассказ в романе от первого лица. Оценка персонажей и событий идет через монологи и авторские отступления. В то же время, писатель оставляет право читателю самому дать оценку происходящему. Ярким примером подобного может служить сцена Бородинского сражения, показанная как со стороны исторических фактов, так и субъективного мнения героя романа Пьера Безухова. Не забывает писатель и о яркой исторической личности — генерале Кутузове.

Главная идея романа лежит не только в раскрытии исторических событий, но и в возможности понять, что любить, верить и жить нужно при любых обстоятельствах.

Жанр «Войны и мира» — роман-эпопея, что предполагает симбиоз двух жанров. Роман показывает судьбу героя в его связях с эпохой, средой, временем и миром, суть эпопеи – изображение грандиозных по масштабу исторических событий, имеющих общенародный интерес. У романа Л.Н. Толстого есть несколько особенностей, отличающих его от других произведений этого жанра:

  1. Временной охват – более 15 лет (с 1805 до 1820).
  2. Широта пространства (география «Войны и мира» охватывает Россию и Европу).
  3. Многолинейность сюжета (переплетаются линии нескольких семей и события мировой истории).
  4. Наряду с вымышленными персонажами действуют исторические лица (всего – более 600 героев).


Основная направленность романа-эпопеи – показать жизнь народа, смысл исторических событий и жизнь отдельного человека в определенной эпохе. За массовость «отвечает» эпопея, за жизнь отдельного человека – роман. В целом, в «Войне и мире» множество философских, публицистических, военно-исторических, лирических отступлений, занимающих целые главы.

Система персонажей

Все персонажи «Войны и мира» организованы в четкую систему, в основе которой лежит противопоставление, заданное уже в названии. Действующих лиц можно разделить на две основные группы – «героев войны» и «героев мира». Для первой ключевой становится личность Наполеона, позволившего себе переступать через других ради получения личной выгоды, символическим ключом второй группы является личность Кутузова, оппозиционно противопоставленного французскому полководцу, он ценит людей, видит и понимает их.


Персонажи «военной группы» могут не говорить о Наполеоне или даже возмущаться им, но внутренне они ориентированы на его модель поведения (Анатоль – любитель праздной жизни, разрушает жизнь Наташи и князя Андрея, Александр I в Аустерлицком сражении посылает на верную смерть солдат). Есть и герои, колеблющиеся между выбором в ту или иную пользу (Пьер и Андрей – герои развивающиеся, которые отказываются от иллюзий относительно Наполеона с его эффектной историей и приходят в результате к ядру «мира»). В системе нет главного, особо выдающегося героя, впрочем, это характерная черта жанра.

По многим признакам Андрей Болконский и Пьер Безухов – типично толстовские персонажи, они имеют общую чертупостоянный поиск себя и своей роли в мире . Однако, пути достижения этой цели разнятся. Так, князь Андрей тщательно обдумывает каждый свой поступок и руководствуется разумом. Пьер – напротив, руководствуется сердцем и нередко оказывается в неудобном, а то и трудном положении.


Болконским движут мечты о славе, Безуховым – юношеское легкомыслие. Андрей постоянно испытывает разочарование и возвращается к жизни посредством любви, Пьер вступает в тайное масонское общество и надеется на силу, которая будет творить добро. Но оба колеблются в выборе – в этом сходство. То вдруг оба начинают заниматься обустройством личной жизни, то посвящают себя служению высоким целям, оба в разное время пытаются приобщиться к жизни простого народа. И все же судьбы их разнонаправленные. В конце 4 тома линия Андрея Болконского завершается гибелью, а вот линию Пьера Толстой собирался продолжить в следующем, так и не написанном романе.

Антагонисты Кутузов и Наполеон

Кутузов и Наполеон занимают особое место в системе персонажей. Это два идейных ядра романа, они – герои-символы . Оба статичны и в чем-то условны. Один – ключевое звено в цепи «героев войны», другой – «героев мира». К ним тяготеют другие персонажи. Все развивающиеся, не статичные герои сосуществуют между этими двумя полюсами. Борис Друбецкой – к Наполеону, князь Андрей Болконский – к Кутузову. Кутузов осознает глубину хода истории, он близок к народу, чувствует общественность, жизнь в народной среде. Наполеон – носитель ложной идеи о сильной личности, которая может управлять историей и вокруг которой вращается мир, он индивидуалист.


Кутузов способен ценить отдельных людей, испытывать сочувствие, сострадание. Наполеон – напротив, жертвует другими для достижения своих идеальных замыслов. Парадоксально, но именно Кутузов изображен Толстым выступающим в качестве ненавистника войны, считающим ее противоестественным делом. Для Наполеона война – это возможность доказать мощь и силу своей армии, это игра, нечто несерьезной и незначащее. Кутузов – «герой мира», его черты есть в чертах персонажей этой группы, он выражает собой идею общей, естественной жизни. Наполеон – его противоположность, он «герой войны», разъединения, ставит на сильную личность, на себя, жертвуя другими. Он – ядро, вокруг которого вращаются герои наполеоновского типа, его двойники.

Отражение биографии писателя в романе

Толстой прожил долгую жизнь, соединив разные эпохи. Работу над романом Толстой начал когда ему еще не было 35 лет, однако, он уже имел разносторонний жизненный опыт, отразившийся в романе, который он писал 6 лет. Род Толстых непосредственно связан с Отечественной войной 1812 года. Отец писателя был ее участником.


Дневники, которые Лев Николаевич начинает писать достаточно рано дли ему важный опыт самопознания, психоанализа. Из них вырос принцип изображения внутреннего мира человека, который впоследствии будет наименован критиками «диалектикой души». Основная черта дневниковости – внутренний монолог. В лучших героях «Войны и мира» Толстой закладывает важные качества характера – стремление развиваться, иногда беспощадно правдиво себя оценивать, чего придерживался писатель сам в своей жизни.

В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением " Война и мир " . Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в " Войне и мире " он " любил мысль народную " . Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества. С. П. Бычков писал: " По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы " . ***

Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя, ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности. В своих философско - исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из " бесчисленного количества людских произволов " , то есть усилий каждого человека. Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость, отменить которую никто не может.

По мнению Толстого, историю делают массы, и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Толстой отказывается признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было " идею " , а также желания или власть отдельных, пусть даже и " великих " исторических деятелей. " Есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами, - пишет Толстой. - Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости Земли " .

Перед историками Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин... отыскание законов " . Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов, которые определяют " стихийно - роевую " жизнь народа. Согласно его взгляду, участник исторического события не может знать ни смысла и значения, ни - тем более - результата совершаемых действий. В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями, а должен подчиняться стихийному, неразумному ходу их, как подчинялись древние фатуму.

Однако внутренний, объективный смысл изображённого в " Войне и мире " вплотную подводил к осознанию этих закономерностей. Кроме того, в объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил, руководивших событиями. Так, исход войны 1812 года был определён, с его точки зрения, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а " дубиной народной войны " , действовавшей с " простотой " и " целесообразностью " . *** Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы творят историю, двигают общество вперёд, создают всё ценное в материальной и в духовной жизни, совершают всё великое и героическое. И эту мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на примере войны 1812 года.

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил " красоту ужаса " в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убеждён, что французов не пустят в Москву, " не должны " , но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что " решилась Расея! " . А если уж Россия гибнет, то нечего спасать своё добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось " дьяволам " . Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества " делом народным " , всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

" Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят " , - вот и всё , что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл " неясных " и тоже слишком кратких слов солдат: " Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят " . Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину. В романе " Война и мир " Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России, справедливую войну. Д. С. Лихачёв писал: " Историческая сторона романа в её нравственно - победной части вся оканчивается в России, и ни одно событие в конце романа не переходит за пределы Русской земли. Нет в " Войне и мире " ни Лейпцигской битвы народов, ни взятия Парижа. Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова. Дальше этот народный герой " не нужен " . Толстой в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны... Вторгающийся враг, захватчик не может быть добр и скромен. Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые, Биргере, Торкале Кнутсоне, Магнусе, Мамае, Тохтамыше, Тамерлане, Эдигее, Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле: он, естественно, в силу одного только этого своего деяния, будет горд, самоуверен, надменен, будет поизносить громкие и пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием - его вторжением. Напротив, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте. Правда, этическая правда на его стороне, и этим определён его образ " . ***

По Толстому, бесполезно противиться естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов " не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему " . В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость. Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского:

" Он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит.Он понимает, что есть что - то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое ". Кутузов знал, что " решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти " . Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис " Рыцари Лебедя " . Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчёркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне " дедушки " Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши. С. П. Бычков писал:

" Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату. Вопреки лживой легенде, созданной официозной историографией об Александре I - спасителе отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне, Толстой восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны. Кутузов был связан с народом тесными духовными узами, и в этом заключалась его сила как полководца. " Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нём этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны " . ***

В " Войне и мире " создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции " мысли народной " . С. П. Бычков писал: " В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие.

Толстой развенчивал легенду о Наполеоне с позиций подлинного гуманизма.Уже с первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера. Толстой тщательно, деталь за деталью, выписывает портрет Наполеона, сорокалетнего, откормленного и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого. " Круглый живот " , " жирные ляжки коротких ног " , " белая пухлая шея ", " потолстевшая короткая фигура " с широкими, " толстыми плечами " - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: " Толстая спина " , " обросшая жирная грудь " , " выхоленное тело ", " опухшее и жёлтое " лицо, " толстые плечи " - все эти детали рисуют человека, далёкого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни. Наполеон был эгоистически самовлюблённым человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство.

Наполеон всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле. Наполеон подошёл к портрету, чувствуя, " что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история " ; " сын его в бильбоке играл земным шаром " - в этом выражалось величие Наполеона, но он хотел выказать " самую простую отеческую нежность " . Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств " отеческой нежности " , а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актёра писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: " Шахматы поставлены, игра начнётся завтра " . В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: " Игра началась " . Далее Толстой показывает, что эта " игра " стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир. Война - не " игра " , а жестокая необходимость, думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения " . ***

На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей. Тушин и Тихон Щербатый - типичные представители русского народа, поднявшегося на борьбу с врагом. Лидия Дмитриевна Опульская писала о Тушине: " Толстой намеренно и много раз подчёркивает невзрачность своего героя: " Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперёд, не замечая генерала и выглядывая из - под маленькой ручки " ; " ... закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцеватость, не шедшую к его фигуре. - Второе, - пропищал он. - Круши, Медведев! " ; " Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями... выбегал вперёд и из - под маленькой ручки смотрел на французов " . Толстой не смущался даже тем, что слово " маленький " дважды употреблено в одной фразе. Вслед за нею - его грозный приказ: " Круши, ребята! " , хотя выстрелы заставляют его " каждый раз вздрагивать " . Потом ещё будет сказано про " слабый, тоненький, нерешительный голосок " . Однако солдаты, " как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его " (" как всегда " - это Толстой видел на Кавказе и в Севастополе) - " все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах " . В итоге авторского описания происходит преображение: " Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра " . Глава заканчивается неожиданно, но вполне в духе толстовского представления о людях подвига:

" - До свидания, голубчик, - сказал Тушин, - милая душа! прощайте, голубчик, - сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза " . Андрею Болконскому придётся защищать Тушина перед начальством, и его слова прозвучат уже торжественно: " Я был там и нашёл две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого... Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой " . Так из противоречий, из сочетания " малого " и " великого ", скромного и поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины. Нетрудно видеть, что и облик руководителя народной войны - Кутузова - строится по тем же художественным законам ". ***

Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза " со шпажонками " , а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация " дубины народной войны " . Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту " дубину народной войны " , которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие. Он сам, добровольно,попросился в отряд Василия Денисова. В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать " языка " , вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: " Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, - вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь " . ***

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить " кресты, рубли, чины " . Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи " высшему свету " , проявляются и в характере царя.

Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: " Старый комедиант " . С. П. Бычков писал: " Нет, не Александр I был " спасителем отечества " , как это тщились изобразить казённые патриоты, и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира ". ***

Платон Каратаев - вогплощение " всего русского, доброго и круглого " , патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко - философской концепции книги. Не больше, впрочем, чем Тихон Щербатый. Просто это - другая сторона " мысли народной " . ***

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки, себялюбивое чувство. В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой, что и судьба народная. Андрей Болконский сближается с простыми солдатами. " В полку его называли " наш князь " , им гордились и его любили " , - писал Толстой. Он начинает видеть главное назначение человека в служении людям, народу. Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял, что будущее народа зависит не от воли правителей, а от самого народаю. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Уже поняв внутренние пружины войны, Андрей Болконский ещё заблуждался относительно мира.

Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, " туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов " . Но судьбы миллионов решают не Адам Чарторыжский, не Сперанский, не император Александр, а сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской философии истории. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно подсказывают Болконскому, что преобразовательные планы холодного и самоуверенного Сперанского не могут сделать его, князя Андрея, " счастливее и лучше " (а это всего важнее в жизни!) и не имеют никакого отношения к жизни его богучаровских мужиков. Так впервые народная точка зрения входит как критерий в сознание Болконского " . ***

Простые русские солдаты сыграли также решаю щую роль в моральном обновлении Пьера Безухова. Он прошёл через увлечение масонством, благотворительностью, и ничто не дало ему нравственного удовлетворения. Только в тесном общении с простыми людьми он понял, что цель жизни в самой жизни: " Пока есть жизнь, есть и счастье " . Уже на Бородинском поле, ещё до встречи с Каратаевым, у Пьера Безухова зарождается идея опрощения: " Солдатом быть, просто солдатом! " Встречи с простыми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу, потрясли его сознание, возбудили желание переменить, перестроить всю свою жизнь. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Душевное спокойствие, уверенность в смвсле жизни Пьер обратает, пережив героическое время 12 - го года и страдания плена рядом с простыми людьми, с Платоном Каратаевым. Он испытывает " ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатлелись у него в душе под названием они " . " Солдатом быть, просто солдатом " , - с восторгом думает Пьер. Характкрно, что и солддаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали " наш барин " , как Андрея " наш князь " . Пьер не может стать " просто солдатом " , капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём. Он горячо думает о том,что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны " . ***

Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она, перед вступлением французов в Москву, одушевлённая патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же - в другую, счастливую и радостную минуту - русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключённого в ней национального духа. От Наташи исходит энергия обновления, освобождения от фальшивого, ложного, привычного, выводящая " на вольный божий свет " .

И здесь её роль равносильна тому, что даёт ищущим героям Толстого общение с народом. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды " . ***

В романе " Война и мир " облик каждого героя неразделим с его языковой характеристикой. Язык дворянской знати - офранцуженный, выражения и обороты его, несмотря на изысканность, стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе для любого случая. Лев Николаевич Толстой - знаток и ценитель великого русского языка. По речи героев произведения мы можем судить об отношении к ним автора. Толстой не вкладывает в уста своих любимых героев офранцуженный русский язык.

" Мысль народная " - главная идея романа " Война и мир " . Толстой знал, что жизнь, простая жизнь людей, с её " частными " судьбами, интересами и радостями, идёт своим чередом, независимо от встреч Наполеона с Александром, дипломатической игры или государственных планов Сперанского. Лишь те исторические события, которые приводят в движение народные массы, касаются судеб национальных, способны изменить - пусть драматически, но всегда благотворно - отдельного человека. Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной войны его любимые герои: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Каждый участник исторических событий для Толстого не менее важен, чем Наполеон. Направление воли миллионов людей, которые, с точки зрения Наполеона и тогдашней исторической науки, были бесконечно малыми единицами, определяет историческое развитие.

В центре романа-эпопеи «Война и мир» - подлинные исторические события начала XIX века: войны и мирные переговоры, военные советы и смотры. В первой части произведения Л.Н.Толстой повествует о заграничных походах русской армии 1805-1807 годов.

Не случайно писатель подробно описывает начальный этап кампании – сцену смотра людей и снаряжения в Браунау. Солдаты после утомительного перехода из России в Австрию «не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились». И тем не менее «больше чем у половины людей сапоги были разбиты». Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Дело было не только в плохом снаряжении, обмундировании, нехватке продовольствия. Разговоры солдат свидетельствуют о том, что они не понимают целей войны и взаимоотношений с союзниками и противником. Эта война не была для них священным и необходимым делом. К ней отрицательно относился главнокомандующий Кутузов, а австрийское командование оказалось бездарным. Все это предопределило сложную обстановку, в которую попала русская армия.

Толстому важно доказать, что война – жестокое, бесчеловечное, бессмысленное явление. Поэтому большая часть эпизодов в первом томе иллюстрирует именно эту мысль писателя. Война в романе показана не в героическом плане. Писатель акцентирует внимание на «крови, страданиях, смерти».

Л.Н.Толстой часто показывает происходящее через восприятие Николая Ростова, впервые принимающего участие в военных действиях. Герой имел романтическое представление о войне. Уже в первом бою он столкнулся с жестокой реальностью. Ростов надеялся изведать наслаждение атаки, про которое так много слышал от товарищей. «Ох, как я рубану… Попадись теперь кто бы ни был», - думает он. Но действительность оказалась проще, будничнее и драматичнее мечты. Под Николаем в атаке убило лошадь, его ранило в левую руку, французские солдаты приближались к нему, чтобы взять в плен или убить. Все это кажется молодому человеку дурным сном. Николай спасся тем, что схватил пистолет и бросил им в француза, а сам побежал к кустам «с чувством зайца, убегающего от собак». Стоны, страдания, смерть, страх, черная изнанка войны – вот что открылось Ростову. Через некоторое время восторженный юноша, здоровый, румяный, превратился в бледного раненого. Во время отступления армии Николай не мог идти и просит посадить его на орудие. Везде он получает отказ, и только капитан Тушин спасает раненого юнкера. Не получив медицинской помощи, Ростов ужасно страдал, испытывал не только тяжелые физические муки, но и нравственные. Он ощутил чувство одиночества и подумал: «И зачем я пошел сюда!» Впоследствии Николай Ростов научился преодолевать свой страх, стал отличным офицером.

Толстой правдиво изображает военную обстановку, показывает истинных героев и приспособленцев, карьеристов, трусов. Скромные «труженики войны» - капитан Тушин и капитан Тимохин. В Шенграбенском сражении на самом жарком участке, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Он честно выполнял тяжелую будничную работу. Этот скромный, но решительный, мужественный человек, не теряется в сложных обстоятельствах боя, своей инициативой решает исход сражения.

Для Жеркова главное в военной кампании – не упустить шанс, «получить бантик». Багратион послал его с важным поручением к генералу левого фланга. Однако «на него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно». Жерков не передал приказания немедленно отступать, и из-за этого французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов. Зато после сражения на совещании у Багратиона Жерков активно делится впечатлениями, но то, что он говорил, «была ложь, ни на чем не основанная».

В отличие от этого ловкого штабного офицера Тушин в присутствии начальства неловок, стеснителен, не умеет подать себя в выгодном свете. В нем живет великая сила долга, это и есть для него и для Толстого норма поведения человека в бою.
Русские солдаты и офицеры в Австрии проявили чудеса храбрости, героизма, но никому не нужная война привела к бесславному поражению в Аустерлицком сражении. Война для Толстого – страшное явление, он не принимает уничтожения человеческой жизни. Походы в Австрии были затеяны ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов. Они были непонятны и не нужны народу и потому завершились Аустерлицем.

Картины тяжелых сражений дополняются сценами увечий, мучительной смерти, беспорядка и неразберихи. И после Аустерлица русская армия участвовала в бессмысленной войне долгие два года. Так, автор упоминает, что полк, в котором служил Николай Ростов, «от голода и болезней потерял почти половину людей», и что «общее дело войны шло плохо».

Толстой считает, что война – «самое гадкое дело в жизни», но убежден, что если на страну напал враг, то необходимо его уничтожить. В этом случае кровавые действия оправдываются святой целью. Отечественная война 1812 года – освободительная для русского народа. Однако Толстой остается верен своему замыслу – показать ужас убийства одних людей другими. Бородинское сражение поэтому не случайно представлено глазами Пьера Безухова, человека не военного и непредубежденного. Сражение, свидетелем которого он был, заставило его содрогнуться при виде крови и человеческих страданий. «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что сделали!» - думал Пьер. Пьер понял, что война – не праздник со знаменами и красивыми мундирами, а грязное, кровавое дело. Метафора «толпы носилок с ранеными и убитыми» позволяет автору передать масштаб людских потерь.

Гуманизм Толстого выявляется в его знаменитой фразе, ставшей афоризмом: война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Толстой достоверно изображает военные действия, ужасы бойни, для того чтобы никто не захотел ее повторения.

«Война и мир» - русская национальная эпопея. Сам Толстой сравнивал свое произведение с «Илиадой» Гомера. Это сравнение могло иметь только один смысл: в «Войне и мире» нашел свое отражение национальный характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы.
На фоне всемирно-исторической коллизии освещена Толстым судьба России, поставленной перед лицом смертельной опасности. Русская жизнь показана в романе в обстановке общенационального кризиса. Этот кризис породила война 1812 года, обнажившая все общественные силы и отношения, изображаемая Толстым как перелом в развитии русского общества. Мир, предшествующий войне 1812 года, был, конечно, относительным: толстой показывает войну 1805 г., касается кампании 1807 г. и русско-турецкой войны. Но все же это мир в том смысле, что указанные войны не захватывают всей нации, не нарушают ее привычной жизни, не создают общенационального кризиса, как Отечественная война 1812 г.
Рассказывать правду о войне, по замечанию самого Толстого, очень трудно. Само изображение правды войны – в «крови, страданиях, смерти» - исходит из народной точки зрения на сущность войны. Правителям народов: Наполеону и Александру, равно как и всему высшему обществу, мало дела до этих страданий. Они либо не видят в этих страданиях ничего ненормального, как Наполеон, либо с брезгливо-болезненной миной отворачиваются от них, как Александр от раненого солдата. Поэтому неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, лишенные тщеславия Кутузов или Дохтуров. Именно они влияют на ход исторических событий. Сила приказания: «Круши, Медведев!» - не слабеет от того, что Тушин «пропищал его», как не тускнеет вся его героическая фигура от несколько комической внешности. Возвышенные слова, обращенные всегда таким простым и как будто будничным Кутузовым к Багратиону: «Благословляю тебя на великий подвиг», - противостоят лживой мишуре высокопарных фраз Наполеона.
В статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» Толстой заявил, что для художника, описывающего исторические события, нет и не может быть героев, а должны быть люди. Сама война как событие волнует писателя своей человеческой, нравственно-психологической стороной. «Мне более интересно знать, каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве», - заявил Толстой. Это сказано с некоторой полемической заостренностью. Толстого интересует и план Бородинской битвы. В больших батальных эпизодах он дает картину местности, план сражения, главные его моменты и примыкающие к ним подробности. Все же Толстого интересуют преимущественно нравственно-психологические проблемы войны – от патриотического чувства до состояния тяжело раненого человека.
В романе освещены все стороны военной жизни – от отдыха солдат на бивуаке до одного из величайших сражений в мировой истории и все типы военной среды – от партизана Тихона Щербатого до главнокомандующего Кутузова. При этом военные сцены и образы нигде не несут повторяемости и, так сказать, профессиональной односторонности. Толстой достигает этого тем, что дает не только описание внешней, событийной стороны военных действий и эпизодов, но и отражение их в думах и чувствах людей.
Толстой далек от идеализации солдат и офицеров. Они бегут под Аустерлицем, но самоотверженными воинами выступают на Бородинском поле. Высокий патриотический дух и нравственная сила русской армии принесли ей не ту победу, которая выражается в захвате вражеских знамен, в бегстве противника, в захвате его позиций, - ничего этого не было (напротив, русская армия вынуждена была оставить Москву), а ту нравственную победу, в которой Толстой усмотрел перелом в войне. Никто до него не раскрыл с такой убедительностью и художественной силой роль морального фактора в войне.
Правда о войне в романе «Война и мир» заключается в том, что толстой не только показал человека на войне (это же сделал в европейской литературе Стендаль, чей опыт Толстой, несомненно, учитывал), но и, развенчав ложную, открыл подлинную героику войны. Интересуясь, главным образом, нравственно-психологической стороной войны, писатель представил ее как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения.
Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...