Что вы думаете об имени ермил. Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах


В рассказе о Ермиле Гирине и его печальной судьбе большую четкость и остроту обретает высокий этический и злободневно-политический смысл спора мужиков о счастье. Уже композиционная отчлененность эпизода с Ермилом (он включается после реплики: «Эй, счастие мужицкое!..») подготовляет читателя к тому, что счастье его принципиально отлично от «дырявого с заплатами» мужицкого. В рассказе о Гирине нарисован высокий идеал счастья по народным представлениям:

Да! Был мужик единственный!

Имел он все, что надобно

Для счастья...

Ермил обладает тем материальным достатком, который, с точки зрения мужика, необходим для счастливой жизни. «Кому на Руси жить хорошо» — не бытовая повесть, это «философия народной жизни», произведение, где правда жизни раскрывается с помощью художественной условности. Поэтому автор ничего не говорит о том, как, какими путями пришел Ермил к этому «богачеству». Для решения социальной и нравственной задачи, над которой бьются правдоискатели, дано: Гирин богат и стыдиться этого ему нечего, так как все, что он имеет, нажито честным трудом.

Ермил имеет и другое необходимое условие счастья: почет.

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой!

Своей многолетней бескорыстной деятельностью («В семь лет мирской копеечки / Под ноготь не зажал»), своим «умом и добротой» Ермил заслужил глубокое уважение и доверие народа, что и проявилось в сцене с покупкой мельницы. Силу «над округою» Гирин взял «не колдовством, а правдою», его облик воплощает в себе правдолюбие народа, его нравственную требовательность. Только жизнь на основе строгой правды и может дать человеку ощущение радости — вот смысл рассказа Федосея.

Так было и с Ермилом, пока он не поставил свое личное благополучие выше «правды», выше интересов другого человека, пока не сдал в рекруты вместо своего брата Митрия сына старухи Власьевны. Однако глубокое раскаяние Ермила в своем поступке, невозможность для него жить с сознанием своей вины перед «миром» делают этот образ еще более привлекательным. Недаром он после всего случившегося стал «пуще прежнего / Всему народу люб».

Ну, так что же? Дана норма жизни, к которой нужно стремиться? Нет, иную цель имел автор, вводя в поэму эпизод с Ермилом Гириным. Дав мужикам возможность выслушать рассказ Федосея (с дополнениями седенького попика), автор содержанием этого рассказа приводит к мысли, что высокий идеал счастья, мыслимый как свободная зажиточная трудовая жизнь, утопичен, недостижим при современном общественном строе. Во-первых, в этих условиях зажиточность крестьянина (если он не мироед) может быть только счастливым исключением. Мы ведь даже не знаем, как удалось Ермилу разбогатеть, в то время как никто из жителей деревень Босово, Горелово, Неелово и др. добиться этого не сумел... А во-вторых... Рассказ Федосея вторично перебивает «попик седенький», сообщив, что Ермил Гирин сидит в остроге. Эта реплика сразу переводит повествование из этического и несколько умозрительного в остро политический план.

Вот она реальность-то! Бунтует в борьбе за справедливость нищая мужицкая Русь. Бунтует «в избытке благодарности» к освободителям. Поднимаются от невыносимой жизни на борьбу даже самые забитые, поднялась даже вотчина

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревня Столбняки...

И хотя рассказчик, крестьянин Федосей, говорит, что причина бунта «осталась неизвестною», Некрасов, используя символику названий, раскрывает ее: до того обрубил помещик крестьянские наделы, что мужики веками испуганной губернии, не смевшие при крепостном праве дыхнуть (Недыханьев уезд), застывшие в вековом оцепенении (Столбняки!), — и те взбунтовались. Осторожным упоминанием о бунте в Столбняках автор дает понять читателю, что народному терпению приходит конец, что борьба, на которую поднимается крестьянство, и есть единственный путь к достижению того идеала жизни, который так пленяет слушателей в рассказе о Ермиле.

За что попал Ермил в острог, в поэме прямо не говорится, но и по намекам об этом нетрудно догадаться: во время бунта в деревне Столбняки Гирин, видимо, встает на сторону восставших. Иначе и не мог поступить человек с таким обостренным чувством справедливости. Ермил сознательно жертвует личным благополучием во имя идеи общей справедливости, «правду» предпочитает «богачеству» и попадает в острог. В условиях помещичьего государства непрочным, временным, призрачным оказалось его бытовое благополучие.

Отчленив композиционно рассказ о Гирине от изображения судьбы других «счастливцев» и тем подчеркнув исключительность его судьбы, Некрасов, однако, оставил его в пределах главы «Счастливые», ибо иронический смысл ее заглавия может быть распространен и на судьбу человека, кончившего свою жизнь в остроге.

В рассказе Федосея с неменьшей четкостью, чем духовный облик героя, вырисовываются нравственные понятия и требования крестьянской массы. Мужики Адовщины ценят Ермила за честность, бескорыстие, строгую прямоту. Сторицей платит за добро отзывчивое мужицкое сердце, доказательством чему служит эпизод с покупкой Ермилом мельницы. В основу его Некрасов положил подлинный факт, описанный П. И. Мельниковым-Печерским. Богатый нижегородский раскольник Петр Иванович Бугров за полчаса до переторжки о казенном подряде на перевозку соли «опрометью бросился на нижний базар и там, сказав торговцам: „Братцы, давайте денег скорее", снял перед ними свой малахай, в который через четверть часа было накидано 20000 рублей серебром». С деньгами Бугров успел на переторжку. Подряд остался за ним. Некрасов использовал этот, может быть и исключительный, факт, чтобы показать не только безграничное доверие и уважение мужиков к Ермилу, но и (и это главное!) чувство локтя, чувство мужицкой солидарности, более того — социальной солидарности, т. к. купец Алтынников им социально враждебен и поддержка Ермила по существу равносильна защите собственных интересов. Знаменательно, что темой народной солидарности начинается (покупка мельницы) и заканчивается (бунт в Столбняках) история Ермила Гирина.

Меню статьи:

Литература 50-60 годов обозначилась активным интересом к фольклорным мотивам «народной тематики». Исключением не стали и произведения Некрасова, который часто «бывал в русских избах» и знал много о жизни крестьян не понаслышке.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» перед читателем открывается широкая панорама крестьянской жизни со всеми ее хлопотами и сложностями.

Все герои этого произведения отличаются непростой судьбой и необычными жизненными ситуациями. Одним из таких персонажей является Ермила Гирин.

История жизни Ермилы

Семеро мужиков продолжают свои поиски счастливого человека на Руси. Будучи на празднике, они расспрашивают людей, и вскоре крестьянин Федосей из деревни Дымоглотово подсказывает им, что нужно спросить Ермилу Гирина, если этот человек не сможет себя назвать счастливым, то больше на празднике им можно никого уж и не спрашивать.

Гирин был простым мужиком, но довольно странным – в нем было слишком много честности и бескорыстия, и это всегда удивляло. В молодости он был писарем при конторе. Ермила хорошо исполнял свои обязанности, всегда по возможности помогал крестьянам и при этом не брал за свою помощь ничего:

Однако для крестьянина
И писарь человек.
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует,
И справку наведет;
Где хватит силы - выручит.

Отношение простых людей к Ермиле

За пять лет крестьяне привязались к молодому человеку. Однако вскоре такое милостивое отношение к простым людям со стороны писаря не понравилось главному управляющему, и он взял вместо Гирина другого человека.


Прошло немного времени, и старый помещик умер. Молодой же не стал держать ни управляющего, ни его секретаря, ни контору. Он приказал людям выбрать себе бурмистра. Общим голосованием определили, что таким человеком будет Ермило Гирин. Эту службу молодой человек выполнял не менее качественно. Через некоторое время подошла очередь младшему брату Гирина Митрию идти в рекруты. Ермила воспользовался своим положением и отправил вместо брата сына односельчанки Власьевны. Однако вскоре раскаялся в своем поступке и даже хотел повеситься из-за этого инцидента, но его все дружно отговорили. Сына Власьевны вернули домой, а брата Ермилы отправили в армию. Князь лично позаботился о том, чтобы служба младшего Гирина не была сложной. Ермила же себе не смог простить такой поступок. Он решил купить себе мельницу и уйти от общественных дел.

С мельницей дела выглядели не лучшим образом: было два основных покупателей на мельницу, он – Гирин – и купец Алтынников. Без предупреждения были объявлены торги и Ермила их выиграл, но у него не было с собой денег, чтобы заплатить, поэтому Ермила попросил отсрочку в пол часа и пошел на базарную площадь. Там он попросил людей выручить его и таким образом собрал нужную сумму. Через неделю Ермила вернулся на эту же площадь с деньгами и отдал их людям. Впрочем, один рубль у него остался – за ним никто не пришел. Гирин долго ходит и искал владельца, но, так и не найдя, отдал рубль слепым, просящим милости.

Имел он все, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почет,
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!

Характеристика личности

Ермила Гирин с юных лет отличался умом и рассудительностью. Он был образованным человеком, так как служил в канцелярии. В это же время проявляется и бескорыстие Гирина – он часто помогает простым людям советом, рассказывает как им лучше поступить, чтобы лучше и быстрее разобраться с возникшими вопросами. Никакого вознаграждения за свои услуги Ермила не просил, и даже не брал ничего, в том случае, когда ему предлагали сами:

Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
За пять лет его работы секретарем люди смогли разглядеть в Гирине хорошего человека, поэтому, когда нужно было выбирать бурмистра, все единогласно решили, что таким человеком должен быть Ермила – он хоть и молод еще, но лучше чем он, с обязанностями не справиться никто:
Кричим: - Ермилу Гирина! -
Как человек един!
Мужик проворный, грамотный,
Одно скажу: не молод ли?..»
А мы: - Нужды нет, батюшка,
И молод, да умен!



Ермила – честный и порядочный человек, он всегда поступает по совести, ни раз «не покривил душой». Семь лет он пробыл бурмистром и никто не предъявлял претензий к его работе. После случая с армией Ермила не может успокоиться – его совесть мучает за такой бесчестный поступок.

Среди образов русских крестьян, созданных Некрасовым, особенно выделяется образ Ермилы Гирина. Он, как говорится в произведении, «не князь, не граф сиятельный, а простой мужик», но, тем не менее, пользуется у крестьян огромным почетом. На примере образа Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова можно проанализировать, какие черты характера считались важными для русского народа, каким видел народ своих героев.

«И молод, и умен» – с таких слов начинается в поэме описание Ермила Гирина. Затем крестьянин, заговоривший о Ермиле, рассказывает мужикам-странникам историю, свидетельствующую о безграничном доверии народа к нему. Ермил держал мельницу, которую за долги собирался выкупить купец Алтынников. Ермил выиграл суд, но стряпчие подстроили дело так, что у него не было с собой денег для выплаты. Тогда он кинулся на площадь, к народу и изложил им свою беду. Просьба Ермила: «Коли Ермила знаете, / Коли Ермилу верите, / Так выручайте, что ль!..» как нельзя лучше свидетельствует о его любви и доверии к своим соотечественникам. В этом эпизоде Некрасовым отлично подмечена психология русского мужика, предпочитающего переживать беды и принимать решения «всем миром» . Ермил открывается перед толпой – и получает помощь, каждый, кто был на площади, принес ему хотя бы пятак. Этого хватило на выкуп мельницы.

Главная особенность Ермила – это его неподкупная честность и любовь к правде. Семь лет служил он писарем, и за все это время «мирской копеечки под ноготь не зажал». Каждый мог обратиться за советом к Ермилу, зная, что тот никогда не потребует денег и не обидит невиновного. Когда же Ермил ушел с должности, тяжело оказалось привыкать к новому бессовестному писарю. «Худую совесть надобно – / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать» – такой приговор выносит народ «чиновникам-хапугам».

Своей порядочностью Ермил заслужил у крестьян веру, и они отплатили ему добром: единогласно избрали Ермила бурмистром. Теперь он Гирин Ермил Ильич, честно царствующий над всей вотчиной. Но испытания властью Ермил не выдерживает. Один-единственный раз отступается он от своей совести, отправляя в солдаты вместо своего брата другого человека. И хотя он вскоре раскаивается и заглаживает причиненное им зло, крестьяне помнят этот поступок. Сложно восстановить свое доброе имя, считающееся у народа наивысшей ценностью – вот какую мысль передает Некрасов в образе Ермила.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Ермил Гирин играет и еще одну немаловажную роль. Именно он – предвестник будущего образа Гриши Добросклонова . Ермил, как и он, живет для счастья простого народа и среди всех остальных героев наиболее приближен к образу счастливого человека, которого ищут странники.

Тест по произведению

Головний герой оповідання «любов до життя» разом зі своїм товаришем відправився на пошуки золота. на зворотному шляху у них закінчилися запаси їжі і патрони. вони більше не могли добувати їжу і сильно голодували. з кожним днем ​​вони втрачали все більше сил. і ось одного разу головний герой, переходячи через струмок, підвернув ногу. він став відставати від товариша, а той нічим не допоміг, кинув його і пішов далі один. герой оповідання перемагаючи біль, пішов слі свого товариша. він знав дорогу. вона вела до схованки, в якому були заховані снасті для рибної ловлі, патрони і трохи їжі. це повинно було врятувати йому життя. він змушував себе думати, що дійде до тайника і що білл (так звали його товариша) почекає його там. але сил залишалося все менше і менше. він постійно думав про їжу. йому зустрічалися олені, але він не міг їх убити - не було патронів. одного разу він мало не зловив куріпку голими руками, але вона вирвалася; залишивши тільки у нього в руці три пера. з кожною новою невдачею він все більше і більше падав духом, але потім знаходив в собі сили продовжити шлях. він харчувався всім, що попадеться: болотними, цибулинами очерету. всім, що хоч якось могло йому вижити він був дуже слабкий. ним опанувало тільки одне бажання: їсти! він збожеволів від голоду. йому було все одно, куди йти, аби тільки йти по рівному місцю». але найголовніше, що він продовжував йти. одного разу він просто звалився від голоду в гніздо куріпки. чотирьох пташенят з’їв живими, але вони тільки розохотили його голод. тоді він погнався за їх мамою, якій перебив каменем крило. куріпку він не наздогнав, а з дороги збився остаточно. йому було дуже важко. «часом розум його каламутився, і він продовжував брести далі несвідомо, як автомат». одного разу йому зустрівся ведмідь. страх, що звір задере його, додав йому сили. він встав з ножем в руках, подивився ведмедеві прямо в очі і загарчав на нього. і той не торкнув його. найстрашніші сторінки оповідання описують суперництво головного героя і вовка за життя. вони боролися до останнього. людина ослабла вже настільки, що не могла піднятися і пересувалася на четвереньках. вовк теж був дуже слабкий: він був старий, хворий і його вигнали зі зграї. він повз за людиною, не маючи сил напасти. він просто чекав, коли той помре і можна буде його з’їсти. але людина теж чіплялася за своє життя: «будь то здоровий вовк, чоловік не став би так пручатися, але йому було неприємно думати, що він потрапить в утробу цієї мерзенної тварюки, майже падалі». зрештою людина прикинулася мертвою і змогла схопити звіра, що підповз до нього. «півдня він лежав нерухомо, борючись із забуттям і охороняючи вовка, який хотів його з’їсти і якого він з’їв би сам, якби міг … людина чекала. ікла злегка здавили його руку, потім тиск став сильніше - вовк з останніх сил намагався встромити зуби у видобуток, яку так довго підстерігав. але й людина чекала довго, і його покусана рука стиснула вовчу щелепу … ще п’ять хвилин, і людина придавила вовка всією своєю вагою. його рукам не вистачало сили, щоб задушити вовка, але людина притиснулася обличчям до вовчої шиї, і його рот був повний вовни. минуло півгодини, і людина відчула, що в горло йому сочиться тепла цівка ». ця моторошна сцена, коли герой майже живцем з’їдає вовка, щоб вижити самому, говорить нам про те, що готова зробити людина, щоб вижити в боротьбі з природою. він готовий чіплятися за життя до останньої можливості. сенс його існування - в боротьбі з природою, в затвердженні своєї переваги над нею. в кінці розповіді герой рятується: після дуелі з вовком він доповзає до річки, де його підбирає китобійне судно. до цього часу він вже не був схожий на людину: «вони побачили живу істоту, але навряд чи його можна було назвати людиною. воно нічого не чуло, нічого не розуміло і корчилося на піску, немов гігантський черв’як ». але це істота все-таки перемогла смерть.

/ / / Образ Ермила Гирина в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В поэме Николая Алексеевича « » читатель знакомится с разными образами, которые постепенно раскрывает текст произведения. На пути семерых странников встречаются всякие люди – и помещики, и попы, и простые крестьяне. Именно образам крестьян Некрасов уделил наибольшее внимание.

Всем известен Ермила Гирин, которого окружающие прозывали счастливым человеком. Именно поэтому странники и отправились на поиски данного персонажа.

Ермила – уважаемый человек. Он занимается содержанием мельницы, никогда не обманывая крестьян. Благодаря этому Гирин располагает доверием окружающих. Случай в городе, при покупке сиротской мельницы тому яркое подтверждение. Не было у Ермилы с собой денег, а мельницу выкупить надо было. Он обратился за помощью к народу и смог собрать нужную сумму. А уже через неделю раздал взятые долги и никого в обиде не оставил.

Каким же образом простой мужик, крестьянин, смог заработать такой авторитет, такое доверие среди окружающих. Он был писарем и помогал всем необученным и неграмотным. И за свою помощь не брал много. Вот и стал известным в округе.

Однако Гирин не мог назвать себя счастливым, ведь когда-то подставил молодого парня и отправил его на солдатскую службу вместо своего родного брата. Такой поступок, словно петля на шее, не дает Ермиле спокойной жизни. Он выносит свой грех на все обозрение, поведывает историю крестьянам. Однако, не смотря на это, они по-прежнему продолжают верить Гирину.

Думаю, что Николай Некрасов пытался сказать о том, что на своем жизненном пути мы всегда совершаем ошибки. Однако очень важно оправдать их последующими хорошими и добрыми делами. Семеро странников отправляются дальше, в поисках самого счастливого человека. Ермила, конечно, хороший, однако, далеко не самый счастливый.

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...