Что такое Випассана: простая техника выполнения дома. Самостоятельная медитация випассана


Випассана — это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана — это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана — это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.

Випассана настолько проста, что выполнить ее может даже ребенок. Более того, ребенку она удастся лучше, чем вам, потому что он еще чист и невинен и не заполнен отбросами ума.

Випассану можно выполнять тремя способами — вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.

Первый способ : осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца. Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство… вы на утренней прогулке — вы можете гулять, не осознавая своих ног.

Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости — просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.

То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем — не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.

Второй способ : дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете — опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны — это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.

При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот — поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того, как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.

Третий способ : заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело. Ощущайте его в этой точке — в полярной животу точке — ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу… входит внутрь, выходит наружу.

Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта. Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания.

Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.

Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» — для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.

Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская. У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой. Это выглядит не очень красиво — потому что преобладающий в мире идеал большого живота очень стар; и, тем не менее, дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.

Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться. Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом… вы были в Японии!

Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму… а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит — наблюдайте, дыхание выходит — наблюдайте.

Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.

Запомните: то, что проще, — правильнее.

Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, — ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.

Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент — величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.

Оно придет… оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.

Старый человек умер, пришел новый.

Сидение

Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.

Главное во время сидения — наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.

Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!

Ходьба по методу випассаны

Это обычная медленная ходьба, в основе которой — осознавание ног, касающихся земли.

Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.

Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.

Течение випиассана-медитаций впервые появилось в Индии и передавалось Буддой еще 2500 тысячи лет назад как средство, помогающее излечить любую болезнь. Дословно «випассана» переводится как «медитация прозрения», что говорит нам о ее непосредственной цели – увидеть настоящее значение и суть вещей и явлений.

Ежедневные практики позволяют искоренить любые загрязнения сознания человека, освободить его от всего ненужного, и в результате обрести покой и справиться с душевными страданиями.

Випасана – это средство исследования и изменения человеком собственной личности, наблюдая за взаимодействием тела и ума с помощью концентрации на физических ощущениях. Результатом такой работы становится понимание существующих законов, которые управляют нашими мыслями, суждениями и чувствами, а также механизмов воздействия на ум человека, рождающих либо страдания, либо освобождение от них. Другими словами, випасана помогает нам избавить свое сознание от заблуждений, овладеть собственными мыслями и ощущениями, обрести покой.

Техники випассана-медитации


Существует три способа выполнения данной техники. Все они крайне просты, поэтому данный тип медитации прекрасно подходит для начинающих.

Первый способ заключается в том, чтобы осознанно выполнять каждое действие тела, ума, сердца. Например, двигая какой-либо частью тела, вы должны осознавать, что движется именно она и понимать, зачем вы привели ее в движение. Как правило, большинство действий в своей жизни люди осуществляют автоматически. Например, прогуливаясь до магазина, они не осознают своих ног.

Все описанное, касается и ваших мыслей и чувств. Требуется непрерывное наблюдение за ними, изучайте их. Но важно оставаться наблюдателем, не дающим оценки, что хорошо, а что плохо.

Данный способ випассаны требует постоянной бдительности, внимания и наблюдения за собой. Постепенно вы начнете осознавать и , рожденные теми или иными движениями или явлениями, происходящими в вашей жизни.

Второй способ состоит в том, чтобы четко осознавать свое дыхание, а именно движения живота: при вдохе – он поднимается, при выдохе – опускается. Считается, что живот человека расположен вблизи источника жизни, т.к. дитя соединяется с матерью через пупок, за которым и находится жизненный источник. Поэтому движение живота во время дыхания заставляет нашу жизненную энергию подниматься и опускаться вместе с ним. Ежедневные практики такого способа випассаны-медитации помогут расслабить ум, успокоить сердце и, следовательно, собственные эмоции.

Третий способ освоить немного сложнее, так как потребуется не просто осознавать дыхание, а делать это именно в тот момент, когда поток воздуха входит в тело. Изначально он оказывается в наших ноздрях, охлаждая их, затем в полярной животу точке, и после выходит наружу.

Таковы способы випассана-медитации. Нет особых требований к практикующим, поэтому вы можете выбрать любой из них для занятий. Но хотелось бы напомнить, что не должна становиться трудностью, а, наоборот, выполняться с легкостью.

Когда вы освоите технику, ваш ум и собственное эго успокоятся.

Випассана-медитация в положении сидя


Подберите любое удобное для вас сидячее положение, в котором вы сможете сохранять бдительность в течение 40-60 минут. Спина и голова должны быть прямые, дыхание равномерное. Закройте глаза. Постарайтесь не двигаться во время занятия, позу меняйте только в случае необходимости.

Ваша задача – наблюдать за движением живота во время дыхания. Напомним, что при вдохе живот поднимается, а при выдохе опускается. Как и всегда во время медитации у вас могут возникать те или иные видения, мысли и ощущения. В основе випассаны не лежит техника концентрации, поэтому вы можете отвлекаться на исследование сопутствующих медитации образов и чувств, но не отождествляйте себя с ними. Затем непременно возвращайтесь к наблюдению за дыханием.

Ходьба по методу випассаны


В основе данного метода лежит осознание собственных ног во время хотьбы в медленном темпе. Ходите по кругу или по прямой линии, как вам будет удобно. По 10-15 шагов в одну сторону и затем в другую. Опустите глаза, смотрите на землю в нескольких шагах впереди себя. Сосредоточьтесь на том, как ноги по очереди касаются земли. Как и в технике сидя, вас могут отвлекать от медитации чувства и мысли. Рекомендуется сначала уделить им внимание, но важно при этом оставаться просто свидетелем, а затем продолжить ходьбу. Посвящайте медитации 20-30 минут в день.

Введение в технику.

Випассана - один из самых древних методов медитации, существующих в Индии. Утраченный в древности, он вновь был открыт Готамой Буддой более 2500 лет назад. Випассана означает "видеть вещи, как они есть в действительности": это процесс самоочищения с помощью само-наблюдения. Сначала мы наблюдаем естественное дыхание, чтобы достичь концентрации ума. С таким обостренным осознаванием мы продолжаем наблюдать изменчивую природу тела и ума и переживаем вселенскую истину непостоянства, страдания и отсутствия эго. Такое достижение истины путем прямого опыта и есть процесс очищения. Этот путь (Дхамма) - универсальное лекарство от всех проблем, он не имеет ничего общего ни с какой религией или сектой. Поэтому его могут практиковать все - свободно, не вступая в конфликт с расой, кастой или религией, в любом месте, в любое время, этот метод окажется одинаково благотворным для всех и каждого.

Чем Випассана не является:
- Это не церемония или ритуал, основанный на слепой вере.
- Это не интеллектуальное или философское развлечение.
- Это не клуб общения или место веселого отдыха.
- Это не бегство от проблем повседневной жизни.
Что такое Випассана:
- Это техника, которая способна уничтожить страдание.
- Это искусство жизни, которое позволяет каждому человеку эффективно работать на благо общества.
- Это метод очищения ума, который дает возможность спокойно и уравновешенно решать сложные жизненные проблемы.
Медитация Випассаны устремлена к высочайшей духовной цели всеобщего освобождения и полного просветления. Цель не в том, чтобы просто излечить физическую болезнь, хотя, как побочный продукт духовного очищения, могут пройти многие психосоматические болезни. Фактически, Випассана устраняет три [основных] причины всех несчастий - влечение, отвращение и неведение. С помощью непрерывной практики медитация освобождает напряжения повседневной жизни и ослабляет узлы, связанные со старой привычкой неуравновешенно реагировать на приятные и неприятные события.
Хотя Випассана, как техника, разработана Буддой, практиковать ее могут не только буддисты. Люди многих религий испытали пользу медитации Випассаны, не обнаружив никаких конфликтов со своим вероисповеданием. Не требуется ничего адаптировать: техника основана на том, что у всех людей одни и те же проблемы, а значит и сама техника, которая может решить эти проблемы, также применима для всех.
Випассана — это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана — это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана — это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.
Випассану можно выполнять тремя способами — вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.
Первый способ: осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца. Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство… вы на утренней прогулке — вы можете гулять, не осознавая своих ног.
Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости — просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.
То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем — не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.
Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете — опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны — это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.
При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот — поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того, как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.
Третий способ: заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело. Ощущайте его в этой точке — в полярной животу точке — ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу… входит внутрь, выходит наружу.
Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта. Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания.
Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.
Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» — для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.
Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская. У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой. Это выглядит не очень красиво — потому что преобладающий в мире идеал большого живота очень стар; и, тем не менее, дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.
Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться. Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом… вы были в Японии!
Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму… а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит — наблюдайте, дыхание выходит — наблюдайте.

Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.
Запомните: то, что проще, — правильнее.
Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, — ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.
Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент — величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.
Оно придет… оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.
Старый человек умер, пришел новый.

Сидение

Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.
Главное во время сидения — наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.
Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!

Ходьба по методу випассаны

Это обычная медленная ходьба, в основе которой — осознавание ног, касающихся земли.Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.

Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.

Стояние. Колонна энергии.

Если вы спокойно стоите, к вам немедленно приходит определенная тишина. Попробуйте постоять в углу своей комнаты. Просто стойте тихо в углу, ничего не делая. Вдруг внутри вас энергия тоже останавливается. Когда вы cидите - это поза мыслителя; когда вы стоите, энергия течет как колонна, и распределяется поровну по всему телу, Стояние - прекрасно. Попробуйте это, может быть кого-нибудь это будет прекрасным. Вы можете постоять в течение часа, это просто чудесно. Просто стоя и ничего не делая, не двигаясь, вы обнаружите, что в вас нечто поселилось, утихло, произошло центрирование, и вы почувствуете себя колонной энергии. Тело исчезает.

Ошо рассказывает о подъеме энергии, который часто чувствуют люди, начинающие выполнять Випассану. В Випассане иногда может случиться так, что человек ощущает себя очень чувствительным, так как вы так тих и энергия не рассеивается. Обычно главная часть энергии рассеивается, и вы истощаетесь. Когда вы просто сидите ничего не делая, вы становитесь тихим озером энергии, озеро все время увеличивается. Оно почти доходит до точки где оно переливается через край - и тогда вы становитесь чувствительными. Вы ощущаете чувствительность, даже сексуальность - как будто все чувства стали свежими, помолодевшими, живыми; как будто с вас осыпалась пыль, вы приняли ванну и очистились душем. Такое случается. Вот почему люди - особенно буддийские монахи, которые делали Випассану годами - много не едят. Им это не нужно. Они едят только раз в день - и то очень скудную пищу и в малом количестве; вы в лучшем случае назовете это завтраком... и только один раз в день. Они не спят много, но они полны энергии. И они не отшельники - он тяжело работают. Это не так, будто они не работают. Он колют дрова и работают в саду, в поле, на ферме, они работают целый день. Но с ними что-то произошло, и теперь энергия не рассеивается. А поза сидения - очень хорошо способствует сохранению энергии. Поза лотоса, в которой сидят буддисты, такова, что все конечности тела встречаются - нога на ноге рука на руке. Это точки, откуда выходит и утекает энергия, так как для того, чтобы происходила утечка, нужно нечто заостренное. Потому-то мужской половой орган -заострен, так как он должен терять массу энергии. Он почти что предохранительный клапан. Когда внутри вас слишком много энергии, и вы с ней не можете ничего поделать вы высвобождаете ее сексуально. В половом акте женщина никогда не высвобождает никакой энергии. Вот женщина и может заниматься любовью со многими за одну ночь, а мужчина не может. Женщина может даже сохранять энергию, если она знает, как это делать, она может даже ее получать. Из вашей головы не высвобождается изнутри никакой энергии. Природой она была сделана круглой. Потому что мозг никогда не теряет никакой энергии, он сохраняет, так как он - самый главный центральный управляющий вашего тела. Он должен быть защищен - и он защищен круглым черепом. Энергия не может стекать с какого-либо круглого предмета. Вот почему все планеты - Земля и Солнце, и Луна, и звезды - все круглые. Иначе они бы утратили энергию и умерли. Когда вы сидите, вы становитесь закругленными: рука касается другой руки. Потому, если одна рука высвобождает энергию, она дает ее другой руке. Нога касается другой ноги, и, сидя таким образом, вы становитесь почти круглым. Энергия движется внутри вас. Она не выходит наружу. Вы ее сохраняете, вы мало-помалу становитесь озером. Постепенно вы почувствуете, что наполненность в области живота. Вы можете быть пустым, вы могли не поесть, но чувствовать некую наполненность. И возросшую чувствительность. Но это добрый знак, очень добрый знак. Наслаждайтесь этим.
Випассана - техника буддистской медитации, которая активно распространяется сейчас во всем мире благодаря деятельности С.Н. Гоенка и его помощников. Известно, что эту технику просветленный Будда лично передавал своим ученикам. Техника проста. Надо следить сначала за дыханием, а затем за ощущениями в теле. Легко объяснить, и даже понять, что надо делать.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В мире существует немало различных видов медитации. Все они в той или иной мере способствуют улучшению качества жизни практикующего.

Одна из таких методик – випассана (випашьяна). 2500 лет назад она зародилась в Индии. Сегодня вы узнаете, какова техника выполнения випассаны, и какую пользу она может принести человеку.

Випассана в буддизме

В сборнике буддийских текстовТрипитака (иначе он называется Палийский канон, потому что все тексты в нём на языке пали) Будда дал понятие о медитации.

Умение медитировать развивалось в двух направлениях:

  • видеть вещи такими, какие они есть – випассана,
  • развивать спокойствие, сосредоточенность, собранность – саматха.

Мьянма XIX века стала местом, где буддийские монахи дополнили существующую методику випассаны своим подходом. В настоящее время эту методику связывают с именами бирманцев С.Н.Гоенка и Махаси-Саядо.

Первый из них – это мирянин. Болезнь побудила его обратиться к соотечественнику У Ба Кхину, который в свободное от работы время преподавал основы медитации.

Облегчение, которое принесла эта метода Гоенке, было настолько впечатляющим, что он посвятил целых четырнадцать лет изучению теории и практики випассаны.

Затем учитель уполномочил его передавать основы випассаны другим людям. Для этого Гоенка вернулся на родину этого вида практики, в Индию, и приступил к преподаванию.

Учить медитации всегда было уделом монахов в Бирме. Но С.Н. Гоенка смог излагать основы випассаны очень ясно, а результаты её были действительно значимыми.

Поэтому некоторые монахи Шри-Ланки, Индии и Бирмы обучились под его руководством. А обычных людей, прошедших через его центры обучения, созданные во многих странах мира, – тысячи.

Обучение в них безвозмездное. Добровольные пожертвования принимаются только от учеников, которые после десятидневного курса Випассаны ощутили реальные перемены в своей жизни и хотят сделать это возможным для других нуждающихся.


Последователи Гоенки работают сейчас в центрах

  • Индии,
  • России,
  • Украины,
  • Белоруссии,
  • Америки,
  • Австралии,
  • Израиля,
  • Новой Зеландии,
  • Монголии,
  • Тайваня,
  • Таиланда,
  • Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии,
  • Канады,
  • Африки.

Специальные курсы медитации предлагаются отбывающим наказание в тюрьмах. Есть курсы и для руководителей.

Особенностью преподавания в центрах Гоенки является то, что религиозность не ставится здесь во главу угла, обучающийся может быть неверующим.

Второй бирманец, Махаси-саядо, с двенадцатилетнего возраста получал образование в монастыре. В 37-летнем возрасте он стал учителем дхаммы. Параллельно Мингун Джетаван-саядо научил его медитировать.

Освоив эту практику, Махаси-саядо начал самостоятельно преподавать азы випассаны в своей деревне, затем в бирманском медитационном центре в Янгоне. Позже он открыл сеть центров в

  • Бирме,
  • Шри-Ланке,
  • Индонезии,
  • Таиланде,

Свыше 700000 человек освоили в них методу випассаны.


Суть метода

Давайте рассмотрим, в чём же заключается секрет этой практики. Во времена Будды «пассана» означало смотреть и видеть обычным образом, а «випассана» — видеть вещи такими, как они есть на самом деле, а не представляются нам.

Прежде всего, курс обучения обязывает практикующего дать возможность его уму успокоиться. Для этого нужно дать обет в течение практики воздерживаться от поступков и высказываний, которые могут навредить как обучаемому, так и другим людям:

  • умерщвления живых существ,
  • воровства,
  • половых контактов,
  • обмана,
  • принятия субстанций, затуманивающих рассудок,
  • чувственных развлечений и ношения украшений,
  • приёма пищи после полудня,
  • сна на роскошной постели с мягкими подушками.

После окончания интенсивной практики достаточно придерживаться первых пяти правил, с изменением третьего на «незаконных половых контактов», что подразумевает, скажем, изнасилование или прелюбодеяние.

Вторым шагом является развитие умения концентрироваться на дыхании. Его в этой технике никак не нужно изменять: ни задерживать, ни делать более глубоким.


Всё, что нужно – это спокойно наблюдать за своим естественным дыханием. Концентрация на дыхании тоже хорошо успокаивает ум.

Первые два шага – жить, не преступая нравственной черты, и овладеть своим беспокойным умом – являются хорошей подготовкой к третьему, главному шагу этой методики.

Он заключается в развитии в себе осознанности путём самонаблюдения. Наблюдать нужно за:

  • своим телом
  • эмоциями и чувствами
  • объектами ума

Нужно постоянно и отстранённо констатировать изменения происходящие в теле и уме, проникая всё глубже в собственную природу и очищаясь таким образом от умственных загрязнений.

Человек не может непосредственно очищать ум, однако древние мудрецы заметили одну особенность.Каждый раз при возникновении какого-либо негатива в уме, будь то гнев, зависть, ревность или какое-то другое отрицательное чувство, на физическом уровне проявляется соответствующая реакция.


Учащается дыхание, поднимается давление, потеют руки, примеры можно приводить ещё и ещё. Следовательно, ум и материальное тело взаимосвязаны.

Не имея возможности наблюдать за гневом и подобными проявлениями в уме, человек при достаточно развитой осознанности может замечать и предупреждать их развитие по телесным проявлениям.

Техника випассаны предлагает замечательный срединный, как это принято в буддизме, путь выхода из такой ситуации.Например, нужно не впадать в ярость и не подавлять в себе ярость, что тоже рано или поздно будет иметь печальные последствия, а просто её наблюдать.

Как проходит практическое занятие

На примере занятия в центре Гоенки покажем, как всё происходит. Девять дней практикующий находится вне связи со внешним миром, с другими участниками он тоже не общается.


Разговаривать можно только с учителем на тему медитации. Первые три дня отрабатывается успокоение ума, созерцая своё дыхание.

Сидя в удобной позе с закрытыми глазами и прямой спиной, слушатели наблюдают, как происходит вдох и выдох.

По описанию практикующих, ум поначалу очень трудно удержать на этом занятии. Но постепенно он приучается направляться на единственный объект и не отвлекаться.

С чётвертого дня и до конца занятий постепенно вводятся все элементы випассаны, так что обучающийся получает целостное представление о способе её выполнения.

Участники беспристрастно наблюдают за всеми процессами, происходящими в их теле, и учатся не реагировать на них, а лишь созерцать, не давая оценок.

В ходе медитации практикующие осознают, что

  • заниматься ею довольно нелегко,
  • их истинное лицо может отличаться от того, что они привыкли о себе думать,
  • с погружением в практику трудности исчезают, и метод работает.

Прилежно наблюдая себя всё это время, практикующие отучаются слепо реагировать на возникающие ситуации.


Это очень помогает им в дальнейшей жизни после курсов, потому что привычка реагировать автоматически на раздражители как раз и ведёт к страданию. Однако это не значит, что випассана учит их бездеятельности и пассивности.

Напротив, человек приобретает способность в уравновешенном состоянии делать разумный выбор в любой ситуации и совершать положительные поступки.

Во время прохождения курса участники питаются вегетарианской пищей.

Польза наблюдения

Наблюдение тех или иных негативных проявлений приводит к их постепенному ослаблению, и со временем, при регулярных занятиях, полному исчезновению.

Очищение от умственных загрязнений, в свою очередь, избавляет человека от страданий. Страданиям подвержены и буддисты, и христиане, и верующие других религиозных конфессий, и атеисты, ведь к ним ведут три общих для всех корня:

  • незнание,
  • страстное желание,
  • ненависть.

Випассана – это универсальное средство от этой беды, которое подходит всем. Она не делает различия также и по принадлежности к полу или классу общества.

Обретая в результате практики спокойный, чистый ум, человек становится счастливым и преисполняется желания помогать другим, сохраняя невозмутимость и уравновешенность.


Попутно исчезают и многие болезни на физическом уровне, которые являются следствием постоянного нахождения ума в нездоровом возбуждении.

Заключение

Если у человека возникло желание практиковать випассану дома, лучше предварительно освоить её хотя бы в общих чертах под руководством опытного учителя.И тогда действительно будет возможна безопасная регулярная практика в домашних условиях.

Всего доброго, друзья! Пусть эти знания помогут вам стать счастливее.

Медитация Випассана – это простой практичный способ достичь настоящего душевного спокойствия. Слово «випассана» означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле». Это рациональный метод очищения ума.

Время от времени мы все чувствуем разочарование и внутреннюю дисгармонию. Ощущая страдание, мы не ограничиваемся собой, а распространяем его на окружающих, хотя понимаем, что это не очень хороший способ вести себя. Мы все хотим жить в гармонии с собой и с окружающими. В конце концов, люди – это социальные существа, нам необходимо взаимодействовать с другими людьми. Как же научиться жить в мире? Как оставаться гармоничными и поддерживать мир и гармонию вокруг нас?

Випассана позволяет испытать и понять, что такое внутренняя гармония. Она очищает ум, освобождает его от страданий и убирает глубоко укоренившиеся причины страданий. Практика ведет шаг за шагом к высшей духовной цели – полному освобождению от негативного влияния ума.

История Випассаны

Випассана – это один из самых древних видов медитации. Ее вновь открыл для большого количества людей 2500 лет назад Гаутама Будда. Будда обнаружил, что причину страдания можно фактически стереть, узнав свою истинную природу. Это радикальное понимание. Это означает, что наше счастье не зависит от внешнего мира. Медитация Випассана – это суть того, что практиковал и преподавал Будда во время своего 45-летнего служения. Во времена Будды большое количество людей на севере Индии освободились от уз страдания, практикуя Випассану. Со временем техника, благодаря простоте и эффективности, распространилась на соседние страны: Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд.

В течение следующих 500 лет Випассана постепенно исчезла в Индии. Чистое учение Випассаны было потеряно и в других странах. Однако в Мьянме практика Випассаны сохранилась цепью преданных учителей. Из поколения в поколение, в течение двух с половиной тысяч лет, эта посвященная линия передала технику в первозданной чистоте до наших дней.

Сегодня медитация Випассана вновь популярна в Индии и больше чем в 80 странах благодаря С. Н. Гоенке. Он был уполномочен преподавать Випассану известным бирманским учителем Саяджи У Ба Кхином. До своей смерти в 1971 году Саяджи смог увидеть воплощение своей мечты. Он хотел, чтобы Випассана вновь вернулась в Индию, в страну происхождения этой практики, чтобы помочь индийскому народу выбраться из многочисленных проблем.

С.Н. Гоенка начал проводить курсы Випассаны в Индии в 1969 году. Через десять лет он начал преподавать медитацию и в других странах. За 35 лет преподавания Гоенка провел большое количество десятидневных курсов Випассаны и обучил больше 800 преподавателей во всем мире. Также во всем мире созданы центры для проведения ретритов и курсов. Бесценный алмаз Випассаны, который долго время хранился в маленькой стране Мьянме, теперь можно найти во многих местах по всей Земле. Сегодня все большое количество людей имеют возможность изучить это искусство жизни, которое приносит несокрушимый покой и счастье.

Не забудьте скачать мою книгу


Техника выполнения Випассаны дома

В этой медитации нет ничего сложного, на самом деле суть Випассаны очень проста. Практиковать Випассану значит наблюдать и осознавать, что происходит в настоящий момент.

Практикуя технику Випассаны, вы просто сидите удобно и дышите нормально несколько минут, без каких-то дополнительных усилий. Затем вы сосредотачиваете внимание на движениях живота туда-сюда в процессе дыхания. Это все, что находится в вашем внимании. Больше ничего не происходит в настоящем моменте. Мысли должны быть полностью сосредоточены на подъеме и падении живота, как будто вы про себя повторяете мантру «вдооох — выыыдох».

Когда ум блуждает, а это непременно будет происходить, вы называете про себя объект, на которой ум отвлекся, простым словом. Например, если вы отвлеклись на звук, вы обозначаете про себя: «звук». Если мысли ушли в прошлое или в будущее, отмечаете: «воспоминание» или «планирование». Идея не в том, чтобы наказать себя за это отвлечение, а в том, чтобы просто осознать его и вернуться к наблюдению за поднимающимся и падающим животом.

Можно практиковать Випассану самостоятельно, например, по часу в день. Но такую осознанность желательно принести во все свои действия в течение дня, как это делается на обучающем десятидневном ретрите. Осознавайте и обозначайте каждое действие. «Открываю дверь», «Мою посуду» — внимание всегда присутствует.

Суть техники в полном присутствии во всем, что вы делаете. Мы часто отвлекаемся и настолько отключены от настоящего момента, что не видим вещи такими, какие они есть на самом деле.

Например, мы обычно видим мытье посуды как раздражающую бытовую задачу. Таким образом, мы навешиваем на грязную посуду негативный ярлык и раздражаемся при этом. Вместо этого, медитация Випассаны побуждает нас думать, что эта задача не плохая и не хорошая, это просто «мытье посуды».

Никакие вещи и события, по сути, не плохие и не хорошие. Только наши мысли о них делают их плохими или хорошими для нас. Осознавая эти мысли, вы можете изменить свое настроение и отношение в сторону счастья и удовлетворенности.


Что дает Випассана: осознаность

Чтобы осознавать настоящий момент, нужно в высшей степени находиться здесь и сейчас, быть в курсе того, что происходит в теле и разуме в настоящий момент. В такой момент вы не помните о прошлом и не ждете будущего. Предыдущее дыхание осталось в прошлом, следующее дыхание еще не произошло, только настоящее дыхание (звук, движение) реально.

Но как мы можем выжить в мире, пребывая в настоящем до такой степени? Чтобы функционировать в повседневной жизни, конечно, мы должны помнить и планировать. Мы должны оценивать, анализировать информацию. Нам нужно использовать язык и воображение. В этом случае, мы не можем полностью осознавать настоящий момент, но можем все равно повысить внимательность к действиям и мыслям.

Но каждый день мы можем выделять особый час для развития осознанности. На это время мы можем отпустить все умственные процессы любого рода. В этот период нет необходимости думать о вчерашнем происшествии или о будущем деле, даже о следующем дыхании.

То, что часто неправильно понимается — это степень внимательности во время практики Випассаны. Это намного более экстремально и точно, чем думают многие. И это сильно отличается от осознанности, на которую мы способны в повседневной жизни.

Люди обозначают разные вещи словами «сейчас» или «настоящий момент». В практическом смысле мы можем думать, что у «сейчас» есть степени.

Представьте, что вы смотрите в телеобъектив на лес вдалеке. Когда вы приближаете картинку, вы видите каждый листочек на деревьях, когда отдаляете, деревья становятся менее отчетливыми.

Здесь мы используем расстояние, как метафору для времени. Для тех, кто находится вдалеке от деревьев, жить в настоящем может означать жить сегодняшним днем, не заботясь о пенсии. Для человека, который находится ближе к деревьям, жить в настоящем означает осознавать каждое действие в настоящем моменте, не думая даже о следующем вдохе. Но предел ли это? На самом деле нет.

Это нам кажется пределом, потому что мы не тренировали осознанность систематически. С развитым вниманием мы можем приблизиться гораздо ближе и обнаружить, что «сейчас» открывается на многие другие уровни.

Постепенно нам становится понятно, что раньше отсутствие внимания искажало наше восприятие внешнего и внутреннего мира. По мере того, как осознанность становится более резкой, мы можем воспринимать намного больше деталей и тонкостей, которые не замечались раньше. До тех пор пока не сможем четко осознать момент, когда ум вступает в первоначальный контакт с реальностью.


Випассана: как правильно практиковать

Чтобы научиться Випассане, нужно пройти десятидневный курс обучения под руководством квалифицированного преподавателя. Такой курс часто называют ретритом. Курсы проводятся в специальных центрах Випассаны и в других местах. На протяжении всего ретрита ученики должны оставаться на территории центра без всякой связи с внешним миром. Они воздерживаются от чтения и письма и от любых других религиозных и духовных практик. Также обязательное условие ретрита – сохранение полного молчания в течение всех десяти дней. Нельзя общаться с другими участниками курса ни жестами, ни взглядами. Можно только задавать вопросы преподавателю или обсуждать материальные проблемы с администраторами. Весь период обучения ученики живут по жесткому графику, включающему до 10 часов сидячей медитации в день.

Обучение состоит из трех шагов. Во-первых, студенты практикуют воздержание от действий, которые причиняют вред. Они следуют пяти моральным предписаниям, воздерживаясь от убийства, воровства, лжи, потери сексуальной энергии и употребления интоксикантов. Соблюдение этих заповедей позволяет уму достаточно успокоиться, чтобы приступить к выполнению поставленной задачи.

Во-вторых, в течение первых трех с половиной дней, ученики практикуют Анапану — медитацию на дыхании. Эта практика позволяет развить контроль над непослушным умом.

Эти первые два этапа здоровой морали и развития контроля над разумом необходимы и полезны. Но они недостаточны, если не сделан третий шаг: очищение ума от негативных факторов. Третий этап длится оставшиеся шесть с половиной дней и представляет практику Випассаны – каждый ученик проникает в свою физическую и психическую структуру со всей ясностью осознавания.

Студенты получают систематические инструкции по медитации несколько раз в день, и каждый вечер объясняется прогресс прошедшего дня. Полное молчание соблюдается в течение девяти дней. На десятый день ученики начинают разговаривать, чтобы постепенно вернуться в обычную жизнь. Курс завершается утром одиннадцатого дня. Закрывается ретрит практикой доброжелательности. Это медитационная техника, в которой чистота, развитая во время курса дарится всем живым существам.




Курсы Випассаны

Курсы Випассаны постоянно проводятся в специально созданных для этого центрах или других арендованных местах.

В дополнение к регулярным десятидневным курсам опытным практикующим иногда предлагаются также и более длительные ретриты 20, 30, 45 и 60 дней.

Согласно этикету Випассаны, эта практика должна преподаваться свободно для всех желающих, без каких-либо финансовых ограничений.


Несектантский подход

Хотя Випассана – это часть учения Будды, она не содержит никакого религиозного или сектантского окраса, и может практиковаться людьми любого происхождения. Эта простая техника не призывает к помощи бога, духа или любой другой внешней силы, но опирается на наши собственные усилия. Сам Будда учил следовать дхарме, то есть идти своим собственным путем, он не называл своих последователей «буддистами».

Техника Випассаны работает на основании того, что все люди имеют одни и те же проблемы и представляет прагматичный метод, который может искоренить эти проблемы.

Курсы Випассаны открыты для всех, кто искренне хочет научиться технике, независимо от расы, национальности, веры или касты. Индусы, джайны, мусульмане, сикхи, буддисты, евреи, христиане успешно практиковали Випассану. Болезнь универсальна, поэтому средство от нее тоже должно быть универсальным. Например, когда мы испытываем гнев, это не индуистский или христианский гнев, не китайский или американский гнев. Точно также любовь и сострадание не привилегия какого-то одного народа, это универсальные человеческие качества, являющиеся результатом чистоты разума.


Современная мировая среда

Открытия в области науки и техники, медицины, транспорта, коммуникаций и сельского хозяйства коренным образом изменили жизнь человека на материальном уровне. Но на самом деле этот прогресс носит лишь поверхностный характер. Современные люди живут в условиях сильного эмоционального и психического стресса даже в развитых странах.

Проблемы и конфликты, возникающие из-за национальных, расовых, религиозных, этнических предрассудков затрагивают граждан любой страны. Бедность, война, оружие массового уничтожения, болезни, наркомания, угроза терроризма, эпидемии, разрушение окружающей среды и общий упадок оральных ценностей – все это бросает тень на будущее нашей цивилизации.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Однозначно, да. Во всем мире сегодня очевидны перемены. Люди во всем мире стараются найти метод, который может принести мир и гармонию, восстановить уверенность в эффективности моральных человеческих качеств и создать свободу от религиозных, социальных и экономических ограничений. Медитация может стать таким методом.


Випассана и социальные изменения

Техника Випассаны – это путь, ведущий к свободе от всех страданий. Он искореняет невежество, которое лежит в основе страданий. Те, кто практикует технику Випассаны, постепенно уменьшает коренные причины своих страданий и неуклонно выходит из темноты прежней напряженности, чтобы вести счастливую, здоровую, продуктивную жизнь. Есть много примеров, свидетельствующих об этом.

Проводимые исследования подчеркивают, что социальные изменения должны начинаться с индивида. Социальные изменения не могут быть вызваны простыми проповедями. Дисциплина и добродетельное поведение не могут быть привиты просто через учебники. Преступники не станут хорошими гражданами из страха наказания. Ни религиозные, ни этнические разногласия не могут быть устранены карательными мерами. История изобилует такими неудачными попытками.

Ключ к решению социальных проблем – каждый отдельный человек. К нему нужно относиться с любовью и состраданием. Человек должен быть обучен улучшать себя посредством подлинного желания измениться, а не пропагандой и увещеваниями о необходимости следовать моральным принципам. Его нужно научить исследовать самого себя, инициировать процесс, который может привести к внутренним изменениям и очищению ума. Это единственное изменение, которое будет устойчивым.

Випассана способна трансформировать человеческий ум и характер. Это возможность, ожидающая всех, кто искренне желает приложить усилия.

Не забудьте скачать мою книгу

Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.

До скорого!

Ринат Зинатуллин

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...