Что такое плоские шутки и как с ними бороться. Шутки бывают разными




Шутка

Шу́тка

сущ. , ж. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? шу́тки , чему? шу́тке , (вижу) что? шу́тку , чем? шу́ткой , о чём? о шу́тке ; мн. что? шу́тки , (нет) чего? шу́ток , чему? шу́ткам , (вижу) что? шу́тки , чем? шу́тками , о чём? о шу́тках

1. Шуткой называют фразу, остроумное слово, которое говорит человек с целью рассмешить других людей, а также забавную весёлую проделку, выходку и т. п.

Тонкая, умная шутка. | Невинная, безобидная шутка. | Удачная, уместная шутка. | Злая, колкая шутка. | Британские учёные задались целью определить самую смешную шутку в мире.

неудачная шутка

2. Если вы кого-то обидели глупой шуткой , то это означает, что ваша попытка развеселить другого человека оказалась неудачной.

Хотелось бы надеяться, что это очередная глупая шутка. Но если часы не найдутся до завтра, утром я напишу заявление об уходе.

3. Плоская, бездарная и т. п. шутка - это неудавшаяся острота.

Мы сыты по горло твоими плоскими шутками.

4. Сальная, скабрёзная шутка - это шутка с интимными подробностями.

5. Первоапрельской шуткой называется какая-то весёлая выдумка, розыгрыш, неправдоподобная новость, которую люди сообщают друг другу в День смеха 1 апреля.

6. Фраза В каждой шутке есть доля правды или В каждой шутке есть доля шутки означает, что многие смешные шутки не так безобидны, как могут показаться на первый взгляд, и содержат некую серьёзную информацию.

7. Если о ком-то говорят, что он не понимает шуток , то это означает, что этот человек всё принимает всерьёз, обижается.

8. Если о ком-то вы говорите, что он не склонен шутки шутить , то это означает, что этот человек относится серьёзно к своим делам, обязанностям и т. д.

призыв к серьёзности

9. Фраза Шутки в сторону! означает призыв к серьёзности, вниманию, так как вы намерены перейти к важному разговору.

10. Когда ваш собеседник пошутил по поводу какой-либо ситуации, а вы хотите перейти к серьёзному разговору, вы можете начать свою речь фразой Шутки шутками, но...

11. Если вы кому-нибудь говорите Мне сегодня не до шуток , то это означает, что ваше плохое настроение не позволяет вам расслабиться, быть беззаботным, правильно реагировать на желание другого человека вас рассмешить и т. п.

12. Если вы говорите кому-то кроме шуток , это означает, что то, о чём вы собираетесь рассказать, по вашему мнению, заслуживает серьёзного отношения со стороны вашего собеседника.

13. Если вы говорите, что болезнь, путешествие, женитьба и т. д. не шутка , то это означает, что вы считаете, что они являются важными, значительными, серьёзными, не допускаете легкомысленного отношения к ним.

Проигрыш с таким счётом - уже не шутка.

14. Если кто-то, рассказывая о каком-то происшествии, говорит, что ему было не до шуток , то это означает, что этот человек был всерьёз напуган, озадачен и т. п.

15. Если что-то делается, происходит не на шутку , то это означает, что оно проявляется очень сильно, в большой степени.

Не на шутку рассердиться. | Опаздываю не на шутку. | Буря разыгралась не на шутку.

16. Фраза шутка ли или шутка сказать означает, что какие-то события, явления, дела, по вашему мнению, заслуживают серьёзного, уважительного отношения из-за своей сложности, опасности и т. п.

Шутка ли, она троих детей вырастила. | Полдома обвалилось, шутка сказать.

17. Если вы говорите, что шутки плохи с кем-то, чем-то, то это означает, что этот человек или событие, явление не терпят к себе легкомысленного, несерьёзного отношения.

Со штормом шутки плохи.

18. Если вы делаете, говорите что-либо в шутку , то это означает, что вы не имеете серьёзных намерений, целей, совершаете это не всерьёз.

Я же в шутку пугал тебя.

19. Если вы хотите обратить сказанное или сделанное вами в шутку , то это означает, что вы хотите придать более лёгкий оборот, течение делу или разговору, которые грозят перерасти в неприятности.

шу́точка сущ. , ж.

Подпускать шуточки.

шутли́вый прил.

Шутливый тон.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "шутка" в других словарях:

    ШУТКА, шутки, жен. 1. То, что говорят или делают ради развлечения, ради возбуждения смеха, веселья, забава, шалость. «Хохотал плоским шуткам Костякова.» Гончаров. «Я сшучу с тобой такую шутку, что будет тебе не по желудку.» А.Островский. «Леший… … Толковый словарь Ушакова

    Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов

    ШУТКА, и, жен. 1. То, что говорится или делается не всерьёз, ради развлечения, веселья; слова, не заслуживающие доверия. Сказать что н. в шутку. Злую шутку сыграть с кем н. (причинить неприятность тому, кто её не ждал, к ней не готовился). Шутки… … Толковый словарь Ожегова

    Забава, потеха, дурачество, ребячество, юмор, фарс, водевиль. В шутку, шутя (прот.). См. безделица, забава, игра, насмешка.. без шуток, в шутку, кроме шуток, не на шутку, отыгрываться шутками, сыграть шутку... Словарь русских синонимов и… … Словарь синонимов

    - – комический контраст в жизненной ситуации, вызывающий смех, отмечающий одновременно и различие и связи. Обозначает также способность подмечать этот контраст и наглядно его изображать. При этом шутка большей частью скользит по поверхности и не… … Философская энциклопедия

    Нареч, кол во синонимов: 6 легко сказать! (5) не шутка (8) разве это простое дело … Словарь синонимов

    Легко сказать!, трудный, не шутка, семь потов сойдет Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    шутка - громоздкая (Чехов); грубая (А.Федоров); дерзкая (Некрасов); добродушная (Серафимович); скоромная (Григорович); ядовитая (Эртель); язвительная (Брюсов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни… … Словарь эпитетов

    шутка - ШУТКА, фарс, разг. прикол, жарг. фишка ШУТОВСТВО, паясничание, скоморошество, устар. буффонада, устар. буффонство, устар. гаерничание, устар. гаерство, разг., неодобр. балаган, разг. фиглярство ШУТ, арлекин, клоун, паяц, скоморох,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ШУТКА, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «ШУТКА?!.», СССР, ДЕБЮТ (МОСФИЛЬМ), 1981, цв., 30 мин. Драма. По мотивам рассказа М.Чулаки «Синекдоха короткохвостая». Молодая героиня устраивается лаборанткой в одном из НИИ. Устоявшиеся отношения между сотрудниками кажутся ей искусственными. Ее … Энциклопедия кино

Успех любой шутки обусловлен реакцией зрителей на нее. Если в ответ на остроту, анекдот или какое-то комичное замечание вы слышите смех или видите улыбки, значит, шутка удалась. Если же реакция иная - стоит еще поработать над своим мастерством. Однако успех шуток не всегда зависит от техники исполнения или соответствия определенным требованиям, о которых мы уже беседовали (оригинальность, неожиданность, своевременность и т.д.). Огромнейшую роль играет актуальность затрагиваемой темы и сама тема, ведь есть темы, на которые шутить не принято, иначе юмор либо не будет воспринят, либо будет воспринят негативно - как обида, оскорбление, бестактность или нечто подобное.

Из пятого урока вы узнаете о том, на какие темы нельзя шутить, и что значит актуальность темы (мы укажем на три показателя актуальности шуток), а также о том, благодаря чему шутка становится смешной или наоборот. И начнем мы, конечно же, с запретных тем.

Запретных тем в юморе не так уж много, но знать их нужно обязательно, чтобы не попасть в каверзную ситуацию и не прослыть бестактным и бессовестным человеком.

К темам, которые лучше не затрагивать, относятся:

  • Религия. Вероисповедания людей и то, во что они верят, - вопрос сугубо индивидуальный. Каждый относится к этому по-разному: для одних религия не имеет значения, а для других она может быть смыслом жизни. Нам же не дано знать, к какой категории относится тот или иной человек. Безусловно, шутка на тему религии может прокатить в компании, где все свои, и знают друг друга много лет, но в обществе незнакомцев говорить о вере в шуточном и тем более негативном ключе - табу. Если же вы все-таки затрагиваете тему религии в своих шутках, помните, что шутить лучше о конкретном человеке, но не о его верованиях. Нельзя смеяться над тем, во что верят миллионы людей по всему миру.
  • Страны и государства. Несмотря на то, что сегодня ходит немало шуток о США, Украине, странах Европы и других государствах, шутить на эту тему пусть и не запрещается, но следует крайне внимательно и осторожно. Здесь можно столкнуться с тем же, что и в первом случае: кто-то спокойно воспринимает шутки о своей стране, а кто-то, являясь ярым патриотом, может быть серьезно задет вашей шуткой.
  • Страдания и несчастья других людей. Смеяться над тем, что причиняет боль кому-то другому, - верх бестактности и невоспитанности. Обычно подобные шутки воспринимаются людьми крайне негативно, и, пошутив на такую тему, можете быть уверены, что в следующий раз в данной компании людей (даже одного человека) ваше присутствие будет нежелательно. Ко всему прочему, шутки над несчастьями, совершенно несмешные. Ну и чисто по-человечески: никто не знает, что его ждет в будущем, и тот, кому хорошо сейчас, уже завтра может оказаться в беде, в том числе и в ситуации человека, над которым неудачно пошутил.
  • Физические увечья, недостатки, умственные способности. С этими темами ситуация аналогична предыдущей.
  • Собственное превосходство. Логически продолжая два предшествующих пункта, можно сказать, что не стоит шутить о своем личном превосходстве над другими людьми. Совершенно не важно, чего оно касается: физической силы, интеллекта, материального положения и т.п. Возвышая себя, человек получает прямо противоположный эффект - в чужих глазах он становится ниже. Безусловно, шутки на эту тему сегодня можно услышать довольно-таки часто, но тут уже имеют место индивидуальные особенности каждого отдельно взятого шутника. Если вы хотите создать о себе правильное и приятное впечатление, будьте скромны и не «якайте», выпячивая грудь вперед и говоря, что вы чем-то лучше остальных.
  • Секс. Тема интимных отношений, невзирая на то, что снискала себе большую популярность среди юмористов, должна затрагиваться очень аккуратно. Как и прежде, нам не дано знать степень нравственности своей аудитории, поэтому, пошутив на тему секса, мы рискуем попасть впросак. Кроме того, подобный юмор должен быть уместным и соответствовать ситуации, а сами шутки - преподноситься в нужный момент.
  • Физиология. Здесь имеется в виду совершенно неприличная тема физиологических выделений. Тематика, конечно, не табуирована, но подобный юмор доступен лишь тем, кто умеет шутить действительно мастерски. По большому же счету шутки на рассматриваемую тему зачастую просто-напросто неэстетичны, и вызывают скорее отвращение, нежели смех и улыбку.

О запретных темах в юморе, в дополнение ко всему вышесказанному, мы советуем вам посмотреть видео (вебинар) известного юмориста Павла Воли. Найти его можно по этой ссылке (просмотр начнется с соответствующего момента).

Неподобающие и неуместные шутки вызывают у людей отрицательную реакцию, приводят в замешательство и портят настроение. Старайтесь обходить их стороной - и за здоровую и правильную реакцию можно будет не волноваться.

Но, как и следует полагать, правильная тема - это не единственный нюанс, влияющий на успех шутки. Есть еще несколько пунктов, которым должен соответствовать шутник и юморист. О них и пойдет речь ниже.

От чего зависит успех шутки

Каждый, кто развить чувство юмора, должен знать, что именно делает шутки смешными. Ситуации бывают разными, и везде следует производить подстройку, однако представленные ниже рекомендации будут действовать практически всегда и везде.

Чтобы ваш юмор был смешным и вызывал у аудитории радость и смех, необходимо:

  • Знать аудиторию. Одной категории людей шутка может показаться смешной, а у другой та же самая шутка может не вызвать нужной реакции. Знать всех и каждого, конечно же, невозможно, зато всегда можно иметь хотя бы приблизительное представление о компании, где придется шутить. Элементарно: «пацанские» шутки не подойдут для компании, где есть девушки; интеллектуальные шутки с большой долей вероятности не будут восприняты в кругу грузчиков и сторожей и т.д. и т.п.
  • Соответствовать ситуации. Помните, что эффектная шутка - это шутка, прозвучавшая в нужное время и в нужном месте (первый показатель актуальности шутки). Подходите к делу тактично - так вы сможете всегда рассмешить людей, снять напряжение, если обстановка накалилась, или даже подбодрить и поддержать кого-то. Рассматривайте каждую ситуацию критически, чтобы понять, где и когда шутить уместно, а где и когда - нет.
  • Избегать злословия, клеветы, насмешек и обидных шуток. Они лишают юмор его чудесных свойств - он перестает делать людей лучше, сплачивать их, настраиваться на позитив. Юмор всегда должен иметь положительную направленность, в противном случае он будет служить показателем черствости, и отсутствия взаимопонимания с окружающими.
  • Не бояться смеяться над собой. О самоиронии мы уже сказали предостаточно, поэтому просто напомним, что всегда нужно быть готовым посмеяться над своей персоной, «словить» шутку в свой адрес и грамотно (безболезненно и неагрессивно) на нее отреагировать.
  • По достоинству оценивать не только свой, но и чужой юмор. Во-первых, это позволяет находить общий язык с другими людьми, а во-вторых, служит отличным источником вдохновения.
  • Шутить на злободневные темы (второй показатель актуальности шутки). Это очень актуально на текущий момент времени (а значит, и реакция последует быстрее), а также прекрасно разряжает обстановку. Подумайте о том, какие новости и события сегодня в топе. Это может быть забастовка сексуальных меньшинств, отключение электроэнергии по всему городу, чиновник в нетрезвом состоянии и т.п. Лучше всего проводить такой анализ в начале дня, а результаты записывать.
  • Стремиться делать юмор таким, чтобы он балансировал на грани дозволенного (например, социальных норм) и выделялся на фоне юмора как такового. Об этом, кстати, часто говорила великолепная актриса, известная своим остроумием и искрометными высказываниями, - Фаина Раневская. Насколько умело она шутила, вы можете увидеть в передаче «Смехоностальгия» (нужный выпуск находится ).
  • Расширять кругозор. Бедность кругозора - одна из самых серьезных проблем юмористов. Все шутки творятся из фактов, парадоксов, жизненных наблюдений и неожиданных сопоставлений, искусно облаченных в культурную форму. Эрудиция же позволяет не просто придумывать десятки и сотни шуток, но и касаться совершенно разных тем, благодаря чему эффективность юмора многократно возрастает. Заметим, что множество известных команд КВН нередко выходили в лидеры и добивались побед благодаря тому, что умело шутили на малодоступные темы.
  • Учиться шутить на любую тему. Ещё в 1999 году известный сценарист и телеведущий Михаил Марфин сказал: «Если мне нужно придумать шутку о том, как обвешивают в магазине, я к вечеру ее придумаю». Точно так и А. П. Чехов когда-то говорил, что хорошего писателя отличает умение писать рассказы о банальнейших вещах, к примеру, о чернильнице. Имейте это в виду, и упражняйтесь на досуге, придумывая шутки о зубных щетках, поездках в маршрутках и метро, обвешивании в магазинах и т.п.
  • Чаще шутить о том, что близко и понятно большинству людей (третий показатель актуальности шутки). Глубокомысленный и сатирический юмор - тема для профессионалов. А «народные» шутки и хохмы всегда в цене среди огромного количества любителей вдоволь посмеяться.
  • Обходить стороной избитые и заезженные шутки, часто звучащие в юмористических телепередачах (КВН, Comedy Club и других) или просто находящиеся в обиходе много лет. В некоторых случаях, если ситуация позволяет и шутка, как говорится, будет в тему, пересказывать чьи-то шутки допускается, но злоупотреблять этим не стоит.

Следование этим советам уже само по себе делает остроумные высказывания смешными и поднимающими настроение. Многое, естественно, будет зависеть от вашего личного обаяния и харизмы, но большая часть работы все-таки будет сделана за вас. Не придумывайте велосипед - лучше уделите время придумыванию и продумыванию самих шуток. И на эту тему у нас тоже есть ряд замечательных рекомендаций.

Чтобы всегда быть душой компании и генератором хорошего настроения, чтобы блистать остроумием и чувством юмора, возьмите на вооружение следующие приемы:

  • Продумывайте и ищите материал для шуток
  • Находите темы для разных категорий слушателей и ситуаций
  • Воздерживайтесь от шуток, в безобидности которых вы не уверены
  • Тренируйтесь в написании и рассказывании коротких шуток и историй
  • Читайте больше анекдотов и учитесь рассказывать их перед зеркалом
  • Используйте в шутках игру слов и эффект неожиданности
  • Убеждайтесь в том, что шутка смешная (если шутка не смешна вам, он не будет смешна и вашим слушателям)
  • Сопровождайте свою речь жестикуляцией (иногда, чтобы рассмешить кого-то, можно даже рисовать картинки на бумаге или доске для письма)
  • В непредвиденных ситуациях не бойтесь импровизировать
  • Оттачивайте свое мастерство юмориста на родных, а уже потом переходите к друзьям и знакомым
  • Анализируйте увиденные и услышанные шутки, анекдоты, комичные истории, находя в них смешное и забавное
  • Записывайте юмористические цитаты известных людей - это позволит не только рассмешить, но и произвести впечатление и прослыть интеллектуалом
  • Читайте литературу, из которой можно почерпнуть материал для остроумных шуток, например, произведения М. Мишина, Г. Горина, М. Зощенко, А Аверченко, А. Чехова, Я. Гашека и других отечественных классиков

Не стоит думать, что искусство юмора доступно только отдаренным людям. Быть смешным может любой человек, нужно только знать, как научиться шутить, и работать над собой. Не бойтесь экспериментировать и делать новые шаги, соединять оригинальные идеи и неожиданные повороты, жонглировать словами и забавно рифмовать, переворачивать слова и менять местами буквы. Даже у самых именитых юмористов бывают ситуации, когда их шутки «не заходят», что уж говорить о том, кто только начинает юморить и остроумничать. Главное - смело идти вперед и набираться опыта, а для плодотворной работы у вас уже есть все, что нужно…почти.

Наши уроки юмора заканчивает шестой урок, посвященный формам комического - тем формам, в которых вообще принято преподносить шутки. В финальном уроке мы поговорим о том, что такое стендап, миниатюра, скетч, one man show и т.д. Несмотря на то, что материал будет носить преимущественно ознакомительный характер, он окажет вам существенную практическую поддержку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Смех предоставляет глубокое понимание нашего бессознательного, которое прорывается наружу в определённых ситуациях. Учёным мало известно о конкретных механизмах мозга, ответственных за смех. Но мы и без них знаем, что он вызывается многими ощущениями и мыслями и активизирует различные части тела. Смех влияет на дыхание, изменяет выражение лица и заставляет нас издавать звуки (порой довольно странные). Во время сильного хохота задействуются даже мышцы рук, ног и туловища.

«Смех является сообщением, которое мы посылаем другим людям. Мы знаем это, потому что мы редко смеемся, когда находимся в одиночестве: сами с собой мы смеёмся даже реже, чем сами с собой разговариваем», - говорит доктор Роберт Провайн.

Смех является социально «заразным», то есть мы смеёмся над смехом других людей. Этот феномен отлично иллюстрирует ролик ниже. Готовы поспорить, что досмотреть его до конца и не улыбнуться у вас не получится. Вероятно, поэтому он и набрал уже более 19 млн просмотров.

Человек начинает смеяться примерно в возрасте 3,5–4 месяцев, задолго до того, как начинает говорить. Смех, как и плач, выступает в роли доречевого способа взаимодействия с матерью и другими людьми из окружения ребёнка. Со временем смех эволюционировал в социально-приемлемую форму канализации агрессии. Она удобна тем, что не вовлекает никаких прямых агрессивных действий, но при этом позволяет выразить свои эмоции. Другими словами, скопившееся в психике напряжение ищет себе выход и находит его через смех.

Но как человек решает, когда ему смеяться, а когда нет? Это решение принимает за нас наш мозг. Любопытно, что смех редко прерывает структуру предложения. Он лишь выступает в роли акцентов или проявляется во время пауз в разговоре.

Сама механика смеха эволюционировала у древних приматов из затруднённого или учащённого дыхания или удушья. Если вам удастся пощекотать шимпанзе или гориллу, вы не услышите ничего похожего на «ха-ха-ха». Обезьяны издают звуки, будто они задыхаются, но в них и кроется природа привычного нам смеха. Другие животные во время игр также произносят звуки, хотя они имеют мало общего с человеческими. Крысы, например, производят высокочастотный писк, и даже пингвины по-своему «смеются».

Как смеются в интернете на других языках:

В тайском языке число 5 произносится как «ха». Так что вместо «LOL» или «hahaha» тайские пользователи иногда пишут «55555»

Aббревиатуру WWW часто используют японцы. Это обозначение берёт своё начало с символа 笑, который произносится как warai и переводится как «смех». Warai в чатах быстро стали сокращать до W, а затем стало употребимо «wwwwwww» и т. д.

Хотя смех по-китайски (путунхуа) пишется как 笑声, при интернет-общении используются иероглифы звукоподражания 哈哈 (произносится как «ха-ха») и 呵呵 («хи-хи»)

В испанском «j» произносится как «х», поэтому на испаноязычных ресурсах так часто можно найти буквосочетания «jajaja»

Греческий алфавит - родственный нашему, так что греки в Сети смеются точно так же, как мы: «xaxaxa»

На иврите смех выглядит так: חָה־חָה־חָה - произносится так же, только читается справа налево

Бразильский и португальский смех обозначается как huehuehue или rsrsrsrs

Датчане смеются довольно тривиально: ha ha, hi hi, hæ hæ, ho ho, ti hi

Французы, помимо hahaha, héhéhé, hihihi, hohoho, также употребляют акроним MDR (mort de rire - то есть умираю от смеха), аналогичный англоязычному LOL

Большая часть шуток, которые вызывают общий смех, так или иначе связаны с тем, что кто-то терпит неудачу. Казалось бы, что может быть смешного в том, как кто-то поскользнулся на лестнице или упал с велосипеда? Но в этих «шутках» кроются фундаментальные аспекты юмора.

Первое требование к смешной ситуации - игривые обстоятельства, которые ставят событие из реальной жизни в несерьёзный контекст. Именно они объясняют, почему большинство людей не находят смешными съёмки горящего 10-этажного здания, из которого выпрыгивают люди и разбиваются насмерть. В данном случае серьёзность несчастья препятствует установлению несерьёзного контекста. Однако ролики, где какой-нибудь очередной бедолага падает на беговой дорожке, кажутся нам забавными.

В начале 1990-х учёные обнаружили в мозге зеркальные нейроны. Уилльям Фрай, психиатр из Стэнфордского университета, считает, что это открытие привело к новому пониманию аспектов юмора, и именно эти клетки могут объяснить, почему мы смеёмся, когда кто-то падает. Из собственного опыта мы знаем, что когда мы падаем, мы пытаемся удержать баланс, махая руками и мечась в самых странных позах. Эти движения контролируются нейронами в нашем мозге. Но когда мы наблюдаем, как другой человек спотыкается, некоторые из наших собственных нейронов активизируются так же, будто мы сами начали двигаться в попытке удержаться от падения. Эти зеркальные нейроны как бы дублируют паттерны активности мозга падающего человека из ролика на YouTube в мозг смотрящего этот ролик. Таким образом мозг наблюдателя «щекочет» этот «неврологической призрак»: он испытывает неосознанную стимуляцию, которая усиливает восприятие несоответствия, о котором шла речь выше.

По причине наличия зеркальных нейронов, продюсеры классических ситкомов используют закадровый смех. Он автоматически заставляет нас смеяться, когда мы его слышим. Экспериментально доказано, что зеркальные нейроны активизируются, когда человек слышит и другие окружающие звуки, связанные с триумфом, страхом, радостью и отвращением.

Ещё одной важной характеристикой смешного анекдота, эпизода из жизни или видео на YouTube является несоответствие или непоследовательные отношения между сутью происходящего и его кульминационным моментом. Падения не так часто встречаются в нашей нормальной жизни и всегда являются неожиданными. Как бы ни было стыдно, несмотря на всю нашу сердечность и участливость, когда коллега в офисе садится мимо стула и получает ушиб копчика, мы не можем сдерживать смех. Очевидно, у нас срабатывает другой, более мощный инстинкт.

Несостыковка ожидаемого и действительного лежит в основе всех главных вирусных интернет-видео. Подтверждение этому - классические ролики с умиротворённой пандой и неожиданно громким чихом детёныша; бразильской дивой Бишей Мудой, с голосом не совсем соответствующим её внешности; харизматичным индийским мальчиком плотной комплекции, танцы которого не очень согласовываются с его возрастом.

Почему наши лица растягиваются в улыбки умиления при виде маленьких детей, щенков и котят, даже если они вовсе не падают и даже не делают ровным счётом ничего? Учёные считают, что взрослый человек эволюционно запрограммирован, чтобы находить младенцев милыми. Таким естественным образом природа позаботилась о том, чтобы мы не причиняли им вреда и ухаживали за ними. Также исследования показывают, что взрослых людей умиляют лица с большими глазами. Как известно, дети, котята и щенята имеют непропорционально большие глаза относительно головы. К третьему месяцу глаза младенцев достигают того же размера, что и глаза взрослого человека, и выглядят огромными, пока остальная часть лица не успела вырасти. Другие черты, которые почти всегда воспринимаются, как милые, включают в себя большую голову, маленький нос и рот. Именно эти приметы заставляют нас восторгаться всеми видео с детёнышами, как двуногих, так и четвероногих.

Одной из причин, по которой история, анекдот или ролик на YouTube кажутся нам смешными, является шокирующий момент, который непременно должен присутствовать в хорошей шутке. Шок может быть связан с насилием, пошлостью, грубостью или страхом. Отличный пример - крайне жестокий, но забавный анекдот: «Сколько детей нужно для того, чтобы покрасить стену в красный? Всего один, но вы должны бросать его изо всех сил». По этой же причине мы все не можем сдержать смех, смотря ролики, где людей чуть ли не до смерти пугают резиновыми динозаврами или клоунами с бутафорским молотом.

В книге Ha! The Science of When We Laugh and Why Скотта Уиммса описывается эксперимент, в рамках которого исследователь Ричард Вайзмен занимался поисками самой смешной шутки в мире. Он опросил около миллиона человек, которые рассказывали самые смешные, по их мнению шутки, и выставляли оценки другим. В итоге выяснилось, что наиболее грубые шутки (вроде той, про ребёнка, которая описана выше) имели как самые высокие оценки, так и самые низкие: то есть в то время, как одни находят их весьма забавными, другие ненавидят их. В качестве примера из интернет-мемов можно вспомнить бесконечный «премиум-контент» с танцующими бомжами, пьяными драками и матерными песнями. Все эти ролики «щекочут» наше подсознание и выдавливают из нас смешки.

Самую важную роль в механике юмора играет так называемый «удар открытия». Вайзмен пишет: «Я верю в то, что вкусы в юморе настолько сильно различаются, потому что ключ шутки кроется не в её построении или кульминационном моменте. Вместо этого всё дело в «ударе открытия» (kick of the discovery), когда человек думает одним образом и вдруг меняет свою точку зрения на противоположную. Этому процессу также способствуют шок и удивление».


Обложка книги Ha!: The Science of When We Laugh and Why

К сожалению, рассматривая любой психологический процесс, а тем более такой сложный, как юмор, сложно вывести строгую формулу. Ни один учёный не сможет научным методом выявить, смешное или нет то или иное видео/коуб/гиф - точный ответ пока кроется только в наших головах. Разные люди смеются над разными вещами, потому что у всех разный культурный бэкграунд, порог чувствительности к пошлости, грубости и оскорблениям. И всё это приводит к большой путанице, от чего жить становится только веселее.

Невозможно развить чувство юмора, не разобравшись в структуре шутки. Поэтому в этой статье рассмотрим базовую структуру шуток. Я говорю базовая, потому что она не единственная. Жанр комедии изменился. Сегодня комедия – не только изюминки и панчлайны.

Многие комедии приводятся в движение без каких-либо структур с одной и двумя линиями, но если ты хочешь достичь успеха, то нужно начать с основы основ. А уж после перемещаться по сложности слоистых структур.

Как придумать шутку легко и быстро

Если ты решил писать шутки, сценарии или книги, ключ к получению правильного материала – понимание комедии на ее основном уровне. После того, как ты поймешь основы комедии, ты начнешь открывать все больше и больше областей в своей повседневной жизни, которые будут вдохновлять комедию и, прежде чем ты это осознаешь, шутки будут лететь из твоих уст, твоего мозга или кончиков твоих пальцев.

Поэтому одна из моих основных целей – в самом начале привести твое чувство юмора в гармонию с несообразностями, которые находятся в нашей жизни каждый день. Иногда они являются тонкими, а иногда они очень очевидными. Мастер-юморист обучается распознавать возможности и превращает эти возможности во что-то смешное.

Шутка – это волшебный фокус

Комедия – это словесное дзюдо или магия. В конце концов, комедия – это манипуляция и обман. Волшебник может согнуть ложку, комик может согнуть слова и значения для формирования шутки с нуля.

Фокусник направляет в ложном направлении внимание аудитории, в то время как он достает или скрывает монету или шарик. Комик же ведет тебя в одну сторону с историей, только чтобы обмануть тебя неожиданным концом. И все это время ты веришь, что он говорит легитимную историю.

Например, комик, который лысеет, мог бы сказать:

«Я начал лысеть… иногда мне неловко из-за этого… Как этим утро, когда моя жена пробежала пальцами по моим волосам, но я уже ушел на работу!»

Юмористы должны быть в состоянии брать любые логические группировки слов и делать их смешными. И ты научишься этому. Но для этого тебе нужно понять основу. Изучение основ написания шутки даст тебе основу для понимания юмора в целом. Это также поможет тебе придумывать шутки быстрее, и даст тебе различные углы подхода при написании. Как развить чувство юмора с нуля без такой основы я не знаю, поэтому давай начнем.

Схема базовой шутки: сетап и панчлайн, примеры

По-другому можно сказать:

  1. Setup (установка) – это логическое утверждение факта. Внимание, не забывайте, что установка логична, так как это, как правило достоверные сведения или реальное событие. Большинство комиков убивают свои шутки тем, что пытаются сделать установку смешной. Это ошибка.
  2. Punchline (кульминация) – это продолжение утверждения, которое внезапно ведет зрителей в неожиданном направление. Такое неожиданное завершение шутки и должно вызывать смех.

В чем ее преимущество? «Прямая линия» напоминает моим ученикам о том, что установка должна быть правдивой. Это важно, так как многие на начальном этапе придумывания шуток хотят сделать все вещи и истории по-дурацки смешными, а это, к сожалению, ведет к катастрофе.

Пример:

Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья…особенно, если это лимон баксов!

STRAIGHT LINE (Прямая линия): «Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья». Обратите внимание на то, что «Прямая линия» – это просто утверждение факта. Это очень важно помнить!

PUNCHLINE (Изюминка): «особенно, если это лимон баксов!» Это утверждение меняет полностью смысл первого утверждения. Это, в свою очередь, вызывает удивление и, соответственно, улыбку.

Тебе нужно научиться думать о комедии вот так: я собираюсь взять что-нибудь честное и правдивое и превратить его в нечто, что забавно, с помощью ведения к чему-то неправильному, что вызовет удивление.

Процесс создания комедии ничем не отличается от того, который используется фокусниками

Шутка – это волшебный фокус, который мысленно ведет аудиторию в одном направлении (фокусники, кстати, называют это термином «мисдирекшн»), а тем временем готовит сюрприз: панчлайн (фокусники называют это «раскрытием»).

Фокусник и юморист имеют одну и ту же цель: обмануть аудиторию.

Точно как фокусник планирует каждый фокус, юморист подготавливает свою шутку. Оба создают определенную историю, которая имеет начало, основную часть и концовку. Оба должны создать в воображении слушателей ясную картину. В идеале эту картину должны увидеть одновременно все присутствующие. Они должны также понять все детали. Слушатель должен обязательно представить в уме эту картину.

Вот пример:

Мужик заполняет в банке бланк на получение кредита.(Все представляют себе типичного работягу). Все идет хорошо. Мужик спрашивает:

–А мне зарплату прописью писать? (Все рисуют себе в уме одну и ту же сцену).

– А какая у вас?

Видишь, ты посмеялся даже несмотря на то, что я предупредил тебя о предстоящем панчлайне. Секрет был в том, что это был панчлайн, которого ты не ожидал.

Фактор неожиданности в шутке – залог успеха

Важность фактора неожиданности в создании всех видов комедии сложно переоценить: он крайне необходим для написания любой шутки. Можешь протестировать эту концепцию самостоятельно: каждый раз, когда ты засмеешься, спроси себя, почему ты это сделал. Ответ будет неизменным: я не ожидал этого.

Конечно же, для того чтобы подготовить почву для неожиданности, тебе нужно убедиться в двух вещах:

  1. Аудитория получает всю необходимую для нее информацию, иными словами, что аудитория «слышит» тебя.
  2. Аудитория должна понимать все используемые фразы. Смутные утверждения о незнакомых для них вещах или понятиях ставят крест на вдохновляющей комедии.

Подбивая итоги:

  1. Комики – фокусники.
  2. Мисдирекшн обманывает аудиторию.
  3. Панчлайн должен удивить их.
  4. Смех появляется вследствие удивления.
  5. Чем больше удивление, тем сильнее смех.
  6. Отсутствие сюрприза рождает отстойную бородатую шутку.

И помни, когда начинаешь писать свои собственные шутки, убедись, что они содержат элемент неожиданности. А когда ты будешь доносить их слушателям (даже одному-двум друзьям) убедись в том, что они слышат тебя и понимают все детали, необходимые для того, чтобы шутка имела смысл.

Это важно!

Еще раз убедись, что аудитория:

  • получает всю информацию;
  • понимает все детали истории.

Ну, а если хочешь познакомиться с некоторыми методами создания мисдирекшена, часто используемыми писателями шуток с целью гарантировать, что их панчлайн будет на самом деле неожиданным, читай статью: Важное условие успешной шутки: мисдирекшн и кратость.

Да, чуть не забыл! Если хочешь попробовать и посмотреть, как это делают другие, оставляй свой e-mail и мы пригласим тебя на вебинар «ДНК Юмора». Не стесняйся, все известные комики начинали с нуля и у них получилось. У тебя получится тоже)

ШУТКИ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ…

« Дурак ты, боцман, и шутки у тебя дурацкие!»
Из известного анекдота

Чем отличалась школа рабочей молодёжи от обычной общеобразовательной дневной школы второй половины прошлого века? Конечно, возрастом учеников. К тому же, в отличие от обычной школы, по коридорам можно было бегать. Никто, правда, не бегал. Кто-то, как и я, зарабатывал стаж для поступления в ВУЗ, работая днём, и обучаясь вечером. А кто-то просто хотел иметь аттестат, не полученный вовремя. На переменах не было слышно дневного гомона детских голосов, шума, возни. Зато можно было услышать:

Ну, что, пацаны, в среду на танцы рванём или как…?

В среду занятий не было.

– Ой, девочки! Я в среду после работы хочу постричься и сделать нормальный маникюр.

И тут же, рядом:

Мне бы, Витька, в среду отоспаться после работы, а то ребёнок по ночам спать не даёт!

Требования учителей к нам были самые минимальные, на уровне требований к троечнику в обычной школе. Да и учителей сейчас я вспомнить не могу, ни одного, зато помню всех, кто меня обучал до девятого класса в прежней дневной школе. Хотя, нет. Помню директора своей новой школы, но о нём чуть позже. Задачей преподавателей была снабдить нас, передовую рабочую молодёжь, аттестатами после окончания десятого класса. Поэтому, двоек практически не ставили. Конечно, не вызывали в школу и родителей. Забегая чуть вперёд, вспоминаю моего приятеля Толю Шаталова. Учился он исключительно на тройки даже в нашей школе с пониженными требованиями. На выпускном экзамене по физике Толик стоял у доски, молча, как у верстака. Достался ему закон Ома для полной цепи. Формулу Толик, конечно, списал.

– Шаталов! А что у Вас в знаменателе формулы?

Молчание.

– А что в числителе?

Толик продолжал угрюмо молчать.

– Ну, Вы, Шаталов, подумайте, а мы пока примем экзамен у остальных, - сказал директор школы Александр Иванович, он же преподаватель физики.

Минут пятнадцать мы, сдавшие экзамен, дожидались Толика в коридоре. Вышел из класса он сияющим:

Тройка! – выдохнул проэкзаменованный.

А незадолго до экзамена, на перемене между уроками, пошли мы с Толиком в курилку, оборудованную для нас, вечерников, в мужском туалете дневной школы. Курение в школе было большим преимуществом вечернего обучения. Друзья из моей предыдущей дневной школы, что была в одном квартале от этой, мне по этому поводу страшно завидовали. Однако, курить разрешалось только в одном месте, в курилке, как я уже говорил. Ни в коридоре, ни на лестнице, ни, Боже упаси, в классе. Наказания за это пожароопасное мероприятие предполагались самые суровые – вплоть до исключения из школы. И вот, в курилке, я достал из пачки последнюю сигарету и закурил. Толик, похлопав себя по карманам, вспомнил, что сигареты оставил в пальто в гардеробе.

– Давай по-быстрому спустимся в гардероб, а потом на улице и покурим, – предложил мне приятель.

Для этого нам нужно было пройти довольно длинный коридор и спуститься по лестнице со второго этажа на первый. С левой стороны коридора были классы, а с правой - четыре двухстворчатых окна. Спрятав дымящуюся сигарету в кулаке – не пропадать же добру, я выскочил вслед за Толиком в коридор. В этот же момент у меня, как говорится, волосы встали дыбом. А волосы у меня в то время были густые и кудрявые, и расчёсывал я их большой широкой расчёской с редкими зубьями, которую я всегда носил в правом боковом кармане пиджака. А причина для испуга была очень серьёзная – у второго окна стоял директор Александр Иванович и жестом подзывал меня к себе. То ли он увидел у меня дымок из кулака, то ли хотел что-то сказать мне – я так и не понял. На подгибающихся ногах я обречённо направился к моему возможному исключению из школы. Одновременно я засунул правую руку с дымящейся сигаретой в правый боковой карман пиджака и крепко прижал сигарету к чему- то твердому. Раздалось зловещее шипение.

– Здравствуйте, Александр Иванович, - сказал я внезапно севшим голосом, скрываясь в клубах белого дыма.

Поскольку я успел подойти к директору уже вплотную, то из виду мы стали пропадать оба. Тот, кто в детстве делал дымовухи, – меня поймёт. Александр Иванович сделал шаг назад, чтобы выйти из зоны поражения, но упёрся спиной в подоконник. Я же, пытаясь что-то объяснить, сделал соответственно шаг вперёд. Куда бы ни смещался от ядовитого дыма директор, - я был рядом. Бежать от меня, видимо, было не солидно. Из густого дыма можно было услышать:

Я сам не знаю кхе, кхе, кхе, Александр Иванович! Там что-то с расчёской в кармане! Я не знаю! Я пошутил!

– Широбоков! Кхе,кхе, немедленно прекратите свои шутки!

Когда дым стал рассеиваться, мы стояли с Александром Ивановичем друг напротив друга с красными лицами. Из глаз у нас текли слёзы и напоминали мы двух скорбящих родственников.

– Ну, и шутки у Вас, Широбоков! Посмотрим, как Вы будете шутить на экзамене по физике!

Через неделю экзамен у меня он принимал лично и, поставив пятёрку, как-то заговорщицки улыбнулся.

Другой случай, связанный с неуклюжей шуткой, произошёл много лет спустя. Как я уже писал, (см. «Рубашка из Китая») в своё время большое внимание уделялось проблеме воровства нефти и продуктов её переработки из подземных трубопроводов. Злоумышленники, назовём их так, в укромных местах раскапывали землю над трубопроводом и делали врезку в трубу. От этой несанкционированной или криминальной врезки прокладывалась отводящая магистраль длиной, зачастую, больше километра. Потом всё закапывалось и маскировалось. Вырастала новая трава. Из самолёта или вертолёта визуально обнаружить такие врезки было невозможно, сколько ни летай. А где-то в километре от врезки, около придорожного кафе стоял неприметный бензовоз и заправлялся ворованной соляркой, бензином или нефтью. Если в магистрали падало давление, на поиски врезки выдвигались бригады службы охраны, которые протыкали землю над трубопроводом стальными прутами. Если земля после раскопа мягкая – ищи врезку! А длина магистрали – десятки километров…! Вот мы и начали с нашей тепловизионной аппаратурой отрабатывать методику поиска врезок с воздуха. Как ни маскируй раскопы, всё равно перепады температур на почве над врезкой составляют доли градуса, что и «чувствует» аппаратура. Дело происходило в одном из филиалов Транснефть в благодатном Краснодарском крае весной, в начале апреля. В моём распоряжении находился вертолёт с установленной на нём нашей аппаратурой. Начинали мы с моими помощниками буквально с нуля. Никаких методик не было. Летали мы на вертолёте МИ-8 над трубопроводами с раннего утра, когда после довольно прохладной ночи температурные контрасты были максимальные, до середины дня. Иногда, наоборот, ближе к вечеру. В остальное время обрабатывали и анализировали информацию. С каждым днём, когда мы летали, буквально на наших глазах до этого коричневатые поля покрывались красными коврами распускающихся маков, зелёными всходами посевов и чем-то жёлтым ещё. Для жилья и наземных работ руководство филиала нам выделило отдельный особняк-гостиницу для приезжих нефтяных ВИП - персон. Пилоты вертолёта жили отдельно от нас. Запомнилось питание. На небольшом возвышении внутри шести комнатного помещения с душами и с двумя туалетами, находилась прекрасно оборудованная и сияющая чистотой кухня со всей необходимой утварью и холодильниками. Рядом был обеденный зал с удобными стульями, диванами и большим деревянным массивным столом, накрытым белой скатертью. Завтраки и ужины разогревали мы сами. Их, накануне, ближе к вечеру доставляла специальная машина, а обедали мы в столовой для работников этого филиала. Кормили очень хорошо, по-домашнему и, главное, бесплатно. Летали мы над трубопроводом на большие расстояния, вплоть до Дагестана. Почему-то в памяти осталась фигурка маленького мальчика на дагестанском пригорке. Обычно дети, да и взрослые тоже, машут руками низко пролетающему вертолёту. Этот же мальчик стоял, приложив какую-то палочку к плечу, и старательно целился в наш вертолёт. Может он дома какие-то разговоры слышал…? Меня, правда, это не удивило. Задолго до этого, мои старшие коллеги летали на маленьком самолёте с подобной аппаратурой в интересах геологоразведки в одной нашей среднеазиатской республике. Местная публика испугалась, что учёные и переодетая милиция ищут плантации опийного мака, и настойчиво предложила убраться восвояси. Вроде всё невинно, но однажды, перед взлётом поперёк взлётной полосы был обнаружен плохо заметный натянутый стальной трос…

Чем удобен вертолёт, так это тем, что можно приземлиться практически на любой ровной и сухой поверхности. Как-то раз в полёте моё внимание привлекли трубы, лежащие на земле, и предназначенные для замены старых труб. Чтобы не вдаваться в подробности, – меня интересовали некоторые измерения температур. Сели, измерили. Перед взлётом пилот Саша, лёжа на траве, задумчиво предложил:

А давай, если ты не возражаешь, сядем в десяти километрах отсюда. Там мой хутор, там я родился. Будет свежая рыба!

Я не возражал – всё равно уже было пора лететь домой.

На звук садящегося вертолёта сбежалось всё население хутора. От мальчишек не было отбоя. Не отставали от них и взрослые мужики, побросавшие все свои работы. Один из них, самый смелый, слегка заикаясь от волнения, подошёл ко мне и после «Здрасте, Вам» попросил:

А можно нам немного прокатиться?

Пилот Саша смущённо смотрел в сторону…

Как хорошо я понимал этого труженика села! Я до сих пор мечтаю полетать на вертолёте на высоте метров сто над своими ближайшими валдайскими лесами и озёрами.

– Садитесь, но ненадолго, летать будем минут десять.

В салон поднялись восемь мужиков. Все трезвые, что меня, часто бывающего в наших деревнях, немного удивило. Когда взлетели, то от круглых окошек в салоне – блистеров, мужиков было не оторвать. Ещё бы! Выше крыши родного дома они никогда не поднимались. Будет что рассказать внукам! Улетали мы с рыбой.

Заканчивался апрель. Материалов было собрано достаточно для анализа и отработки методики поиска врезок. С этими предварительными материалами меня и пригласил к себе генеральный директор южного филиала, расположенного в красивом городе на берегу моря. Говорить о красоте и внутренней отделке внутри здания можно бесконечно. То же самое можно увидеть и в Газпроме, даже в отдалённых сибирских городах, и, как ни странно, в налоговой службе. О банках я уж и не говорю. Ничего этого не увидишь в бывших храмах науки и прикладной техники, существующих чуть ли ни с двадцатых годов прошлого столетия, где, зачастую, нередки текущие крыши, грязные полы и где, как правило, в плохо освещённых коридорах бродят немногочисленные сотрудники унылого вида и в преклонном возрасте. Другое дело наша трубопроводная система. Несколько отклоняюсь от темы. Сидим в нашей ВИП - гостинице. Нас предупредили, что на два дня к нам подселят ещё несколько уважаемых людей. Мы потеснились. Приехали пятеро: трое мужчин и две женщины. Одеты все они были красиво, дорогой парфюм щекотал нос. Вечером за ужином – за столом места было много, разместились все.

– Извините, что мы вас потревожили, но мы не с пустыми руками.

На столе появляется виски, коньяк, вино. После нескольких тостов за хозяев, за знакомство, за весну, вопрос к нам:

А вы с какой трубы будете?

Узнав, что мы - наука, интерес к нам внезапно пропадает.

– Сейчас выпивку уберут, - мелькнула мысль.

Обошлось.

– А мы на трубе сидим! - с гордостью заявил захмелевший гость.

– И ножки свесили, - уточнил другой.

Женщины деликатно подхихикивали.

– Зарплаты у нас – дай Бог каждому! – похвастался первый.

Но и дисциплина – не дай Бог! Выпрут с работы – куда пойдёшь, – сурово поправил второй.

– А где ещё такую должность и зарплату найдёшь после техникума, - вступил в разговор третий, лощёный мужчина лет сорока пяти,

В науке, что ли?

В центральном офисе филиала было всё, как положено. Второй этаж. Огромная приёмная, симпатичная, вежливая секретарша. Большие окна с видом на освещённое ярким солнцем синее море. Меня сразу провели к Самому. Это был человек крепкого телосложения, лет пятидесяти, с характерной южной внешностью и громким добродушным голосом:

Чай, кофе?

Мы сидим вдвоём.

– Ну, рассказывайте, наука! Как успехи. – Может, по чуть-чуть?

Рассказываю. Показываю распечатанные изображения подземных трубопроводов, подозрительные тепловые следы на почве над трубами. Вдруг его внимание привлекли те трубы, около которых я просил посадить вертолёт. Изображения этих труб с воздуха выглядели не прямыми, а волнистыми. Я объяснил, что сканирование в аппаратуре ведётся построчное, не так, как в фотоаппарате - сразу весь кадр. Аппаратура не стабилизированная. Поэтому, при неизбежных эволюциях вертолёта в воздухе, происходят подобные искажения. Для нас это не важно – каждая врезка привязана к трубе и не важно: прямая эта труба или кривая. Ген. директор всё понял и мы ещё с ним по чуть-чуть. Потом он перестал улыбаться. Лицо его посуровело:

Ну, я ему покажу, как рассказывать анекдоты про меня! Я пошучу сейчас кому-то! Таня! Главного инженера ко мне срочно!

Минуты через три в кабинет влетает чуть выше среднего роста худосочный человек предпенсионного возраста с каким-то серовато бледным лицом даже без лёгких признаков загара.

– Вызывали?

– Вызывал, - сказал начальник, не предлагая сесть,

Ты на 117 километре трубы готовил для замены?

– Готовил. Уже всё заменили в срок.

– Ты сам-то присутствовал при закладке в траншею?

– Нет. Начальник участка там был.

– А теперь посмотри, что ты в землю зарыл. Ни одной прямой трубы! Где ты их взял? Любуйся.

Наклонившись над столом, главный инженер с ужасом вглядывался в компьютерную распечатку.

– Можно я сяду?- спросил он, опускаясь на стул.

Чуть не плача, облизывая пересохшие губы, бедняга стал обещать, что никогда этого больше не повторится, что он лично будет присутствовать на всех ремонтных работах.

– Ладно. Хватит. Как я тебя напугал! Трубы были прямые, просто снимки с искажениями. Успокойся,- сказал директор, теперь уже улыбаясь.

– Ты мне будешь сейчас нужен. Подожди в приёмной!

Пока мы заканчивали наш разговор и допивали кофе, прошло минут десять. Неожиданно из приёмной послышался приглушённый дверью высокий голос секретарши и ещё какой-то шум.

– Таня! Что там у тебя?

– Василию Петровичу плохо с сердцем. Вызвала Скорую.

– Да. Слабый народец пошёл. Шуток не понимает! – сказал мне директор, вставая из-за стола и протягивая крепкую руку.

Выбор редакции
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...

Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...