Что означает племя. Племя это


форма общности людей, свойственная первобытнообщинному строю. В основе П. лежат родовые отношения, определяющие разобщенность племен по территории, языку, культуре. Только принадлежность индивида к П. делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему определенную долю произведенного продукта, право участия в общественной жизни. Вытеснение родовых отношений товарными приводило к распаду племен и к объединению их в народности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПЛЕМЯ

тип этнич. общности и социальной организации доклассового общества. П. в зачаточном виде возникает одновременно с родом, т.к. экзогамность последнего требует постоянных связей по меньшей мере между двумя родовыми коллективами. Археологически же возникновение П. обычно фиксируется только в мезолите, когда заканчивается его формирование как социальной и этнич. общности. Осн. черты П., как этнич. общности, и его социального строя научно охарактеризованы Энгельсом на основе работ Л. Моргана и др. исследователей. В 1950-х гг. под влиянием высказывания Сталина о родовых языках нек-рое распространение получила теория о более позднем появлении П. по сравнению с родом (см. дискуссию в журн. "Сов. этнография", 1951, No 2). Однако в дальнейшем эта т. зр. не подтвердилась (см. С. А. Токарев, Проблема типов этнич. общностей, "ВФ", 1964, No 11). Характерными чертами формировавшегося П. являются: наличие племенной территории, обычно отграниченной от территории соседних племен естеств. рубежами; определ. экономия, общность и взаимопомощь соплеменников, выражающаяся, напр., в коллективных охотах; единый племенной язык; племенное самоназвание и самосознание и т.д. В отличие от последующих типов этнич. общностей (народность, нация), П. основано на общем происхождении входящих в него родов, на кровнородств. связях между его членами. Именно кровнородств. связь, объединяющая два или неск. родов, делает их П. Развитые П. конца эпохи первобытно-общинного строя имели племенное самоуправление, состоящее из племенного совета, военного и гражд. вождей. Постепенно в П. развивается имуществ. расслоение, выделяются богатые и бедные роды, появляется племенная знать, растет роль воен. предводителей, к-рые нередко захватывают и гражд. власть в П. Появляются союзы П., в к-рых, по словам Энгельса, "...органы родового строя постепенно отрываются от своих корней в народе, в роде, во фратрии, в племени, а весь родовой строй превращается в свою противоположность: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 164–65). В пережиточных поздних формах племенная организация может сохраняться и в классовом обществе, переплетаясь с рабовладельч. и даже капиталистич. отношениями (племена кочевников Аравийского п-ова, бедуинов Сев. Африки, и др.). Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Формозов?. ?., О времени и историч. условиях сложения племенной орг-ции, "Сов.археология", 1957, No 1; Золотарев?. ?., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964. Л. Файнберг. Москва.

ПОЯСНЕНИЕ . Статья Понятие ПЛЕМЯ входит в ЦИКЛ статей , как краткая теория племени . Ссылки и оглавление остальных статей вы найдете в конце статьи.

Определение понятия племя

Описание племени

1.2. По правилам научно-исследовательской программы в начале надо бы привести общепризнанное определение ПЛЕМЕНИ , с которым я буду спорить, но дело в том, что даже в современной антропологии нет научного определения племени . О том, почему антропология пользуется этнографическим определением племени можно подробнее прочитать в части , но в экономической теории нас должно интересовать определение ПЛЕМЕНИ как хозяйственной категории. И тогда мы приходим к пониманию ПЛЕМЕНИ как исторической общности - группы первобытных людей, структура и численность которой зависела от объема ресурсов, которые они могли добыть на территории , который теоретически представляет собой круг суши с центром в СТОЯНКЕ , радиусом шаговой доступности до границы в течении светового дня туда-и-обратно. - это хозяйствующая группа первобытных людей на участке суши, диаметром порядка 50 километров, так как до появления транспорта размеры природно-хозяйственных комплексов у всех ПЛЕМЕН были одинаковы.

1.3. ПЛЕМЯ есть первая , которая следовала непосредственно за СТАЕЙ предлюдей - степных гоминид , поэтому, по-сути, ПЛЕМЯ это СТАЯ, но ЛЮДЕЙ , так как отличало от СТАИ гоминид более высокий , для добычи сырья состав ПЛЕМЕНИ разделялся на отдельные отряды добытчиков, тогда как СТАИ гоминид передвигались всем составом. При людском способе обеспечения ресурсами - в СТОЯНКЕ должна была появиться система перераспределения, ведь иначе, член, занятый добычей одного вида сырья, не мог бы получить ассортимент остальных жизненно важных продуктов.

1.4. Обращаю внимание на подход в к ПЛЕМЕНИ, как закономерно возникающему в истории феномену устойчивой группы, в которой люди связаны настолько крепко, что существование каждого зависит от участия в этой . Ортодоксальные же социальные науки смотрят на общество, как на множество индивидов , по собственной воле решающих вопрос - состоять или не состоять в сообществе. Но первобытные люди не выбирали - состоять им в ПЛЕМЕНИ или нет? - они сами сформировались в СТАЕ предлюдей-гоминид, и в Природе по одиночке вне сообщества существовать не могли. Сама же возможность существования - обособленно малой группой (например, автономной семьей) или, тем более, как индивидуум - есть следствие достижений недавних технологий, но этот индивидуализм составляет «краеугольный камень» современных социально-экономических теорий. Поэтому можно смело утверждать: - современные социальные науки игнорируют историческую реальность.

1.5. Значение понятия ПЛЕМЯ в ортодоксии - это заслуга последующих истолкователей, большей частью советских. Поэтому в данном цикле статей объектом критики являются не столько высказывания Маркса и Энгельса про ПЛЕМЯ , которых крайне мало, а больше - советский учебник по истории первобытного общества для высшей школы, который я и считаю марксистской концепцией племени.

Структура ПЛЕМЕНИ

Линейнальная иерархия племени

Вождество есть размножившееся племя

4.1. Естественным направлением развития ПЛЕМЕНИ было . Если не было чужеродных соседских племен, осваивающих тот же регион, то отпочковавшиеся части ПЛЕМЕНИ могли занимать соседние участки, так что возникала сеть родственных СТОЯНОК. Близость с материнской СТОЯНКОЙ позволяла членам новой СТОЯНКИ по-прежнему считать ВОЖДЯ материнской СТОЯНКИ и своим ВОЖДЕМ. Фактически вся сеть родственных СТОЯНОК была одним разросшимся ПЛЕМЕНЕМ, так как возглавлялась одним ВОЖДЕМ. Почему ПЛЕМЯ развивается в ВОЖДЕСТВО? Дело в том, что ВОЖДЬ физически уже не мог руководить хозяйством всех отпочковавшихся СТОЯНОК, поэтому назначал туда помощников - естественно, из состава своих родственников. Привилегированное положение этого сословия управленцев, называемое термином - ПЛЕМЕННАЯ ЗНАТЬ, среди не особо родственных членов отпочковавшейся стоянки - обосновывалось лишь близким родством с ВОЖДЕМ. Но нынешний вождь мог умереть, поэтому для легитимизации своей власти ЭЛИТА ПЛЕМЕНИ создает моно теистический Культ общего предка , который является естественной идеологией ВОЖДЕСТВА. Так как целью культа была лишь организация всех членов общества по степени их родства с этим основателем рода, то «общий предок» мог быть кем угодно, даже животным. Ведь «общий предок» нужен был лишь как точка отсчета для принципа ранжирования - сам ВОЖДЬ считался прямым наследником, племенная знать отсчитывала свой ранг от ВОЖДЯ, остальные - по степени родства с вождем и знатью.

4.2. ВОЙНА МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ - этап развития ПЛЕМЕНИ после ВОЖДЕСТВА. При этом получается, что я думаю, что ВСЕ племена проходят стадию ВОЖДЕСТВА? Делов том, что при освоении региона - у племени, пришедшего сюда, как правило - есть довольно большая территория, которая позволяет ПЛЕМЕНИ развиваться по направлению ВОЖДЕСТВА. Фактически все ПЛЕМЕНА в случае соседского расположения отпочковавшихся стоянок начинают формироваться в ВОЖДЕСТВА, но при наличие соседей - создать масштабное ВОЖДЕСТВО не удается - последующие отпочковавшиеся части вынуждены уходить через соседей туда, где есть свободная земля. Поэтому для объяснения причин возникновения ВОЙНЫ МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ интерес представляет лишь случай развитого ВОЖДЕСТВА, как некоторые исчезнувшие цивилизации Америки. Мальтузианская ловушка приводит к войне между даже родственными СТОЯНКАМИ в ВОЖДЕСТВЕ, поэтому они ломаются на несколько враждебных СОЮЗОВ. Я выдвигаю гипотез: - что любое ВОЖДЕСТВО возвращается на столбовую дорогу развития ПЛЕМЕН через войны между СТОЯНКАМИ-ПЛЕМЕНАМИ к заключению СОЮЗОВ ПЛЕМЕН.

4.3. Мы уже представили ВОЖДЕСТВО как одно размножившееся ПЛЕМЯ, которое лишь живет в разных СТОЯНКАХ, природные комплексы которых образуют сплошное расселение. Но когда есть чужеродные племена, занявшие соседние участки, то отпочковавшиеся части ПЛЕМЕНИ должны уходить через участки соседей на периферию региона, и, конечно, большое расстояние способствует потери связей с материнской СТОЯНКОЙ. Просто при мозаичном расселении - отношения с соседями оказываются важнее, чем связь с далеким материнским ПЛЕМЕНЕМ. Но даже при отсутствии соседей в любом по размеру регионе когда-нибудь свободные участки для почкования заканчиваются , и тогда начинаются за землю, и спасением от захвата природного комплекса мог служить лишь СОЮЗ с соседними племенами. Ведь лишится природного комплекса - означало верную смерть от голода, поэтому в отношениях между племенами территориальный признак соседства победил критерий кровного родства. СОЮЗ не спасал от захвата, но члены СОЮЗА не позволяли захватчику удержать природный комплекс, сообща нападали, выгоняли захватчика и возвращали участок прежнему владельцу.

4.4. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ возникают не по признаку родства, а лишь по территориальному признаку соседства . Когда начинаются войны, то кровнородственные ПЛЕМЕНА могут оказаться по разные стороны фронтов, которые становятся границами СОЮЗА. Возникает осознание общности, как принадлежность к одному СОЮЗУ, ведь критерий разделения на «свой» и «чужой» определяется по территориальному признаку - «теперь мы с соседями - общность, так как вместе воюем, потому что живем по одну сторону границы СОЮЗА». Именно создают этносы и народности, так как замыкание всех брачных отношений среди лишь ПЛЕМЕН, находящихся внутри границ СОЮЗА, за поколения создает этническую однородность населения СОЮЗА.

4.5. Считается, что типичный пример ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЮЗА - это тот Союз, который в приглашал на . Что сразу бросается в глаза, так то обстоятельство, что этот Союз создали явно не родственные племена: финно-угорские племена (чудь), славяне (ильменские словене и кривичи), балтские племена под именем весь . Не будем обсуждать, что антропологи ошиблись, как всегда, называя этот Союз типичным , там было еще довольно много свободных земель, поэтому ГЛАВНОЙ целью образования этого Союза следует считать - как раз организацию грабительских походов , для перехода к той экономической практике, к которой уже с 7 века перешли норманны , попавшие в жестокую мальтузианскую ловушку на суровом Скандинавском полуострове. Разнородные племена, жившие вокруг Ладожского озера, так же участвовали в грабительских походах, поэтому приглашаемый военный вождь обязательно должен был быть из викингов , чтобы мог возглавить АРМИЮ СОЮЗА, так как именно викинги-варяги лучше всех знали, как организовать грабительский поход в сторону богатых греческих поселений на берегах Черного моря.

4.6. Второй функцией приглашаемого викинга-варяга (это мы знаем из летописей) - была роль арбитра для разрешения споров между племенными группами, поэтому он должен был максимально объективным, что в старину понимали, как отсутствие у кандидата любых родственных связей с любым племенем из СОЮЗА. Ведь среди вождей не было недостатка кандидатов на роль главного арбитра, но тогда бы остальные вожди племен восприняли это не иначе, как притязание на роль главного вождя. А вот сторонний с небольшой дружиной - наилучшим образом удовлетворял интересам всех глав племен, так как был чуждым им всем по крови, что исключало получение привилегий каким-либо племенем. Поэтом, когда , бывший лишь одним из череды варягов, приглашаемых в качестве арбитра, совершил переворот в Новгороде, вожди не проявили особого сопротивления. Для племенной знати - главным было, чтобы к власти в СОЮЗЕ (на роль Главного вождя) не пришел какой-либо вождь одного из племени, входящего в состав СОЮЗА. А вот чужеземец на месте главного вождя не нарушал баланса между главами союзных племен, что вполне утраивало племенную знать местных племен.

4.7. Конечность поверхности суши является главным фактором развития человечества. Однако формирование СОЮЗОВ не разрешает кризис перенаселенности СТОЯНОК, который подпадает под определение - мальтузианская ловушка. Племена жили исключительно ресурсами собственного природного комплекса, поэтому для увеличения объема ресурсов надо было - или (1) увеличить размер имеющегося, или (2) освоить новую территорию. Размер собственного комплекса увеличить нельзя (до появления транспорта он ограничивался физической способностью людей дойти до границы и вернуться к ночи в СТОЯНКУ), а свободные участки при росте численности когда-нибудь должны были закончиться. Начавшаяся эпоха войн между племенами за землю не могла прекратиться, но с появлением СОЮЗОВ уже трудно удержать чужой участок, так как теперь члены СОЮЗА совместно отобьют и вернут участок прежнему хозяину. Потому в условиях перенаселенности - системы разделения труда всех СТОЯНОК переключаются в основном на производство еды. Ради вовлечения ранее не используемых видов сырья приходится отказываться от производства предметов быта.

4.8. Обращаю внимание читателя, что теория племени является больше экономической , чем антропологической, так как в ней - ПЛЕМЯ это экономическая категория , поэтому и и объясняется положениями (иначе ).

Племена и торговля

Появление обмена товарами

5.1. ПЛЕМЕНА не могли вести обмен, тем более торговлю, так как их экономика была замкнутой системой разделения труда. Казалось бы, перенаселенности можно было смягчить путем обмена, как это считают в ортодоксальных теориях, но дело в том, что экономически ПЛЕМЯ представляло собой , который не мог взаимодействовать с других ПЛЕМЕН. Конечно, между ПЛЕМЕНА, ради поддержания мира и обмена невестами - существовал реципрокный обмен или, как его называют в ортодоксии - экономика дара , но торговли или обмена в привычном понимании - быть не могло, так как ПЛЕМЕНА общались лишь с соседними ПЛЕМЕНАМИ, но в одном регионе у всех соседствующих племен был одинаковый ассортимент производимых продуктов. Поэтому люди не понимали, зачем меняться, если продукт они могли произвести и сами, кроме того, производить что-либо в избытке в надежде на обмен - означало отказать себе в производстве чего-то необходимого сегодня. Какая торговля, если люди редко ходили за переделы собственного природно-хозяйственного комплекса, да и не было никаких рынков.

5.2. Как появился товар ? Мальтузианский кризис перенаселенности, который лишь усиливался в СТОЯНКАХ племен, даже после объединения в СОЮЗЫ, способствовал появлению такой союзной структуре как АРМИИ. Ведь если нельзя увеличить объем ресурсов, торговли еще нет, захватить чужой природный комплекс стало невозможно, то остается лишь грабеж уже готовых продуктов у других племен, поэтому для ликвидации дефицита продуктов в СОЮЗАХ ПЛЕМЕН появляется экономический агент , которым стала АРМИЯ . Понятно, что содержать шайку грабителей одно ПЛЕМЯ было не в состоянии, поэтому АРМИЯ формируется из представителей отдельных ПЛЕМЕН, очевидно, в СТОЯНКЕ КОМАНДИРА, который сам становится ВОЕННЫМ ВОЖДЕМ СОЮЗА. Так как заметная часть добычи, принесенная из грабительских походов, оседала среди военных, то СТОЯНКА ВОЕННОГО ВОЖДЯ превращается в столицу новой единицы человечества, которую называют - . Читатель здесь может увидеть противоречие - я утверждал что ПЛЕМЕНА не могли торговать, а в контексте - я говорю о росте численности СТОЯНКИ ВОЕННОГО ВОЖДЯ больше возможной численности любой СТОЯНКИ, что можно объяснить только появлением предметов, которые могли служить предметом обмена для привлечения в СТОЛИЦУ дополнительных ресурсов, которые и поддерживали обычно невозможную для стоянки численности.

5.3. Однако вначале поймем - почему растет численность населения СТОЛИЦЫ СОЮЗА? Следом за членами армии из СТОЯНОК ПЛЕМЕН в СТОЛИЦУ перебираются ВОЖДИ ПЛЕМЕН, так как только здесь решаются межплеменные политические вопросы. Сюда же для обеспечения нужд АРМИИ из других СТОЯНОК переезжают мастеровые люди, в первую очередь - умеющие изготавливать оружие. И сама АРМИЯ и ее члены предъявляют СПРОС (желание иметь), который они уже способны «оплатить» предметами добычи, которые и становятся первыми товарами. Но чем отличался предмет из военной добычи, что стал первым товаром?

5.4. Объектами обмена и торговли могли быть лишь предметы из добычи, так как они были внешними для системы разделения труда ПЛЕМЕН и имели признаки прелестей , в смысле - владение ими не имело особо практического утилитарного смысла, кроме элемента престижа, а изъятие из хозяйственной деятельности (в отличие от местечковых) не нарушало эту деятельность. (См. ) Ведь ПЛЕМЯ - это , в котором всё что производилось, в нем же и потреблялось, точнее - не производилось ничего лишнего, в чем не было утилитарной сиюминутной нужды. Кроме того, что все предметы, произведенные в , были общими, а значит ни один нельзя использовать для обмена, так как и изъять - нельзя, ведь изъятие может нарушить сложившийся производственный процесс. Но, если не было лишних или свободных предметов, то в обмене могли использоваться лишь внешние предметы для ПЛЕМЕНИ.

5.5. Однако кроме предмета обмена нужно еще желание (точнее - вожделение ) им владеть, что называется словом СПРОС. Поэтому объектами торговли могли быть предметы из добычи, так как (1) владение этими предметами имело характер престижа, да и (2) обмен ими как внешними - был безопасен для племен. Ведь предмет из добычи обычно доставался лишь члену ЭЛИТЕ или воину, участнику похода, в руках которого он свидетельствовал об участии в походе, поэтому владение им поднимало статус владельца, т.е. удовлетворяло участников обмена.

Этапы эволюции племени

Демографический кризис как фактор эволюции

6.1. Эпоха ПЛЕМЕН заканчивается по причине демографического кризиса перенаселенности (мальтузианская ловушка), который неминуемо наступает в любом регионе планеты. создают главы ПЛЕМЕН как гарантию от лишения ПЛЕМЕНЕМ своего природного комплекса в ходе , которые неминуемо начинаются ради выхода из демографического кризиса, в который попадают все ПЛЕМЕНА, осваивающий некий регион. Понятно, что при таком подходе - скорость эволюции племени зависит от темпов роста численности, что в эпоху ПЛЕМЕН определялось богатством региона ресурсами. Чем богаче была земля природно-хозяйственного комплекса ПЛЕМЕНИ, тем быстрее шел рост численности племен, а значить - тем исторически раньше начиналось движение в строну формирования ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ, которые являлись ПРОТОГОСУДАРСТВАМИ, так как с ними возникают и границы и НАДпленные союзные органы, главным из которых надо считать АРМИЮ.

6.2. Первые цивилизации - были следствием мальтузианских ловушек в природно-климатических оазисах Земли. Сразу становится понятным - почему самые богатые природно-климатические регионы стали местами появления древних цивилизаций. Долина Нила, Месопотамия, Индия, Китай и берега вокруг пресноводного озера, которое было на месте современного Черного моря, бывшее очагом индоевропейцев, уже на заре человечества стали местами демографического кризиса, так как имели самые благоприятные природно-климатические условия для размножения людей. Но в отличие от Америки, в АфроЕвроАзии было много разных племен, начинавших осваивать один регион, так что развитие по пути ВОЖДЕСТВА по причине войн за землю быстро прекращалось с возвратом на дорогу образования ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ. Мальтузианские ловушки, ставившие людей на грань голода, заставляли искать выход, который, по моей теории, состоял в росте масштаба системы разделения труда . Соответственно, в границах региона, охваченного кризисом, единицы человечества сливались в новые более многочисленные образования. После появления соответствующих систем управления СОЮЗА - системы разделения труда каждого ПЛЕМЕНИ начинали взаимодействовать через систему разделения труда СТОЛИЧНОЙ СТОЯНКИ СОЮЗА. Новая единица существования человечества имела на порядок большую численность, что было критичным условием, как для роста масштаба системы, так и роста уровня разделения труда, результатом которых было - увеличение ассортимента и объема потребляемых продуктов. Общества люде не переходили с одной абстрактной ступени формации на другую, они для реализации цели - сохранения достигнутой численности, вынуждены были соединять системы разделения труда в гораздо большие - не только по численности, и по размеру территории, обеспечивающией людей ресурсами.

6.3. Рост численности - и цель и средство развития человечества. До сих пор политики не поймут, что для достижение целей: - и одного человека, и отдельного государства, и всего человечества - жить лучше , что биологически означает - быстрее размножаться, нужно ЕДИНЕНИЕ в общепланетарную единицу человечества. Рост численности - это и условие и последующий результат глобализации систем разделения труда разных государств, а обратный процесс - ломка системы международной торговли - означает откат к предыдущим устойчивым единицам, меньшая систем разделения труда которых - не способна прокормить сегодняшнее размножившееся население.

6.4. Условием для развития является рост численности единиц человечества, так как только так можно повысить уровень потребления, но рост когда-никогда приводит к мальтузианскому кризису перенаселенности, для разрешения которого нужно слияния систем разделения труда предыдущих единиц человечества в новую СРТ, что мы называем термином - ЭВОЛЮЦИЯ человечества. Экономический подход, когда каждое ПЛЕМЯ , да и все остальные единицы человечества, считаются системой разделения труда, помогает представить социальную эволюции (как сказали бы марксисты - прохождение обществ по ступеням общественно-экономических формаций), как разрушение предыдущих систем в результате слияния-образования гораздо большей системы, которая, если она устойчива и есть следующая единица человечества. Представление всех единиц человечества как экономических категорий - позволило считать все исторические устойчивые сообщества одноранговыми явлениями, так что социальную эволюцию можно проиллюстрировать схемой смены единиц человечества, каждую из которых мы ассоциируем с определенной системой разделения труда:

СТАЯ гоминид-предков -> ПЛЕМЯ-СТАЯ людей -> ВОЖДЕСТВО -> ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ -> ГОСУДАРСТВО -> ОБЩЕПЛАНЕТАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Территориальный военно-политический союз племен

6.5. Данная СХЕМА имеет подкрепление экономическими положениями НЕОКОНОМИКИ и призвана заменить схему смены общественно-экономических формаций, которая утвердилась в мире, благодаря популярности марксизма. Схема смены единиц человечества демонстрирует связь вида людей с предшествующими видами гоминидам, так как ПЛЕМЯ как первая единица человечества непосредственно следовала за СТАЕЙ гоминид и потому наследовала иерархическую структуру СТАИ.

6.6. Реконструкция развития ПЛЕМЕНИ показала, что первобытнообщинный строй - это период существования не одной единственной формационной единицы существования людей , которую мы называем ПЛЕМЯ. Теория догосударственных обществ

Ученые расходятся во мнении. С одной стороны, племена - это пережиток прошлого, а современные этнические объединения не считаются племенами в историческом понимании. Однако в современном мире еще сохранилось некоторое число политических союзов, которые соответствуют основным критериям племени.

Трактовка термина

Нет единого понимания того, что такое племя. Исследователями даются несколько определений.

  1. Племя - это общность, которая определяется едиными чертами, характерными для всех членов, такими как язык, происхождение, традиции, обычаи.
  2. Племя - политические союзы с верой в общую связь, объединение нескольких групп народов разного происхождения. Как правило, имеют свою историю, некую легенду появления племени.
  3. Племя - это тип этнической общности, особой социальной организации общества до разделения по классам. В первоначальном виде племена возникают одновременно с родами.

Характерные черты сформировавшегося племени

Понять, что такое племя, во многом помогают критерии, по которым этническое объединение считается таковым:

  • наличие отдельной территории, отграниченной от территории других племен естественным рубежом;
  • определенная экономика;
  • взаимопомощь соплеменников, общность выполнения действий, например коллективные охоты, собирательство;
  • единый язык племени;
  • племенное самоназвание;
  • самосознание себя как коллективной единицы;
  • наличие общих ритуалов, традиций, соблюдаемых племенем.

История возникновения

Что такое племя и когда оно было сформировано?

Археологически возникновение племен зафиксировано только в мезолите, в период окончания их формирований как социальных и этнических общностей.

В отличие от следующих типов (таких как народность и нация), племя основано на едином происхождении родов, входящих в него, на связях кровного родства между всеми его членами. Именно связь кровного родства, которая объединяет два и более рода, делает их племенем.

Развитые племена в конце эпохи первобытно-общинного строя уже имели племенное самоуправление, которое состояло из племенного совета и двух вождей - гражданского и военного. Со временем в племени развивается расслоение по имуществу, появляются богатые и бедные роды, племенная знать, растет роль военных предводителей. В более поздних формах племенные организации сохраняются и в классовом обществе, где переплетаются рабовладельческими, а порой и капиталистическими отношениями (к примеру, кочевые племена Аравийского п-ова, бедуинов Северной Африки, и пр.).

Древние племена

Понятие «древние племена» весьма сложное и многогранное. С одной стороны, жившие в прошлом, а с другой - народы, сохранившие уклад жизни, сформировавшийся много столетий назад.

Уклад быта древних племен формировался постепенно. В ранний период неолита появляются ремёсла, что стало предпосылкой к появлению города. Люди, которые объединяли общину, назывались жрецами. Во главе племени стоял военный вождь. Длительное время древнее племя сохраняло свой традиционный уклад, защищая его даже при столкновении с развитыми цивилизациями.

Современные племена

В современном обществе до сих пор живут племена, которые сохранили древний уклад. Большинство из них находится в Африке, Южной Америке, на Индонезийских островах, а также на островах Филиппинского архипелага и в сельве Амазонки. Общение с такими племенами требует особенного поведения в определенной культуре. Следует учитывать тот факт, что в среде данных народностей вы можете поплатиться жизнью за любую ошибку в поведении. Необходимо запомнить, что в этих культурах превыше всего следующие ценности: порядочность в личной жизни, скромность, мужество, бесстрашие, умение достойно переносить физические страдания, целомудрие и стыдливость.

Самые знаменитые племена

Самыми известными древними племенами считаются:

  • славяне;
  • древляне;
  • анты;
  • скифы;
  • варяги;
  • готы;
  • готтентоты;
  • кельты;
  • тевтоны;
  • хазары;
  • печенеги;
  • половцы;
  • гунны;
  • кочевники;
  • номады;
  • романцы;
  • финикяне;
  • мавры.

А вот некоторые современные племена, существующие в наше время:

  • Народ Сурма.
  • Первийское племя.
  • Рамапо.
  • Бразильские.
  • Племена Новой Гавайи.
  • Сентинельцы.

Как мы видим, племя (определение его неоднозначно) как древняя форма существования почти не сохранилось. А те союзы, которые обнаруживают туристы, - скорее, этнические общности, нежели племена с исторической точки зрения.

(англ. tribe, от лат. tribus), тип этнической общности и социально-потестарной структуры, вплоть до недавнего времени теоретически связываемый преимущественно с ранними этапами социальной эволюции.


Смотреть значение Племя в других словарях

Племя — ср. (плод) в обширном значении: вид животных. Вся племена земная. человеческое, все люди. | Колено, поколенье, род, потомство. Пожарских вымерло и угасло. | Приплод. | Народ,........
Толковый словарь Даля

Племя Ср. — 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. // перен. устар. Народ, народность. 2. перен.........
Толковый словарь Ефремовой

Племя — р. и д. племени, племенем, племени, мн. племена, племён (племян устар.), племенам, ср. 1. В доклассовом обществе - совокупность людей, обычно сходных по физическому типу, объединенных........
Толковый словарь Ушакова

Племя — пле́мени; мн. племена́, -мён, -мена́м; ср.
1. Тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя (кровнородственные связи между членами,........
Толковый словарь Кузнецова

Племя — Общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и существительное плод (с измененной корневой гласной).
Этимологический словарь Крылова

Племя — тип этнической общности и социальной организации первобытногообщества. Характерны: кровнородственная связь между его членами, делениена роды и фратрии, общность территории,........
Большой энциклопедический словарь

Племя — тип этнич. общности и социальной организации доклас. общества. Отличит. чертой этого типа этнич. общности служит существование кровнородственных связей между ее членами,........
Советская историческая энциклопедия

Племя — тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя. Для П. характерны кровнородственная связь между его членами, деление на роды, фратрии........
Сексологическая энциклопедия

Племя — - англ. tribe; нем. Stamm. Тип этносоциальной общности, характеризующийся коллективной собственностью, общим языком, специфической соц. организацией (общеплеменное собрание,........
Социологический словарь

Племя И Племенное Общество — (tride and tribbal society) - 1. (Обычный смысл) пастушеское общество или общество примитивного земледелия, члены которого имеют общие культурные или лингвистические характеристики,........
Социологический словарь

Племя — - тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии,........
Философский словарь

ПЛЕМЯ — ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Первобытные........
Толковый словарь Ожегова

В нынешнем мире, где все живут по расписанию, работая круглые сутки и не отрываясь от своих сотовых телефонов, есть некоторые группы людей, сосредоточившиеся на природе. Образ жизни этих племен ничем не отличается от того, который они вели несколько веков назад. Изменение климата и развитие промышленности значительно уменьшили их численность, но на данный момент, эти 10 племен все еще существуют.

Индейцы Каяпо

Каяпо - бразильское племя, которое живет вдоль реки Шингу в 44 отдельных деревнях, связанных едва видимыми тропами. Они называют себя мебенгокре, что означает “люди большой воды”. К сожалению, их “большая вода” решительно преобразится, так как строится огромная Дамба Бело Монте на реке Шингу. Водохранилище площадью в 668 квадратных километров затопит 388 квадратных километров леса, частично уничтожая среду обитания племени Каяпо. Индейцы боролись против проникновения современного человека в течение многих веков, боролись со всеми, от охотников и ловцов животных, до лесорубов и добытчиков резины. Они даже успешно предотвратили строительство крупнейшей дамбы в 1989. Когда-то их население составляло всего 1,300 человек, но с тех пор выросло почти до 8,000. Сегодня вопрос состоит в том, как люди выживут, если их культура окажется под угрозой. Члены племени Каяпо славятся своим бодиартом, сельским хозяйством и яркими головными уборами. Технологии современности уже проникают в их жизнь - каяпо управляют моторными лодками, смотрят телевизор, или даже заготавливают лес на Facebook.

Калаши

Расположенное в пакистанских горах, на границе с контролируемой Талибаном областью Афганистана, находится самое необычное племя белых, по-европейски выглядящих людей, известных как Калаш. У многих Калашей светлые волосы и голубые глаза, что абсолютно контрастирует по отношению к их соседям с более темной кожей. Мало того, что племя Калаш отличается по физическим признакам, у них весьма отличная от мусульман культура. Они политеистические, имеют уникальный фольклор, производят вино (которое запрещено в мусульманской культуре), носят ярко окрашенную одежду и дают намного больше свободы женщинам. Они - решительно счастливые, миролюбивые люди, которые любят танцевать и устраивают многочисленные ежегодные фестивали. Никто не знает наверняка, как это светлокожее племя появилось в отдаленном Пакистане, но калаши утверждают, что они - давно потерянные потомки армии Александра Великого. Доказательства по тестам ДНК показывают, что у них было вливание европейской крови в течение времени завоеваний Александра, таким образом, есть вероятность, что их рассказы правдивы. В течение долгих лет окружающие мусульмане преследовали Калашей и вынудили многих принять ислам. Сегодня, осталось приблизительно 4 000-6 000 представителей племени, занимающихся в основном сельским хозяйством.


Племя Кауилла

В то время, как южная Калифорния чаще всего ассоциируется с Голливудом, серфингистами и актерами, в области расположены 9 индейских резерваций, населяемых древними людьми кауилла. Они жили в Долине Коачелла более 3,000 лет и обосновались там, когда еще существовало доисторическое Озеро Кауилла. Несмотря на проблемы с болезнями, золотой лихорадкой и преследованием, этому племени удалось выжить, хотя оно и истощилось до 3,000 человек. Они потеряли большую часть своего наследия, а уникальный язык Кауилла находится на грани исчезновения. Этот диалект — смесь Юта и ацтекских языков, на котором могут изъясняться всего 35 человек пожилого возраста. В настоящее время старшие упорно стараются передать их язык, “песни птиц” и другие культурные особенности молодому поколению. Как и большинство коренных народов Северной Америки, они столкнулись с проблемой ассимиляции с более широким сообществом, в попытке сохранить свои старые традиции.

Племя Спинифекс

Племя спинифекс, или пила нгуру - коренные жители, живущие в Большой пустыне Виктории. Они живут в одном из самых резких для жизни климатов в течение по крайней мере 15,000 лет. Даже после того, как европейцы поселились в Австралии, это племя не было затронуто, так как они заняли слишком сухую, неприветливую окружающую среду. Все изменилось в 1950-х, когда Землю Спинифекса, не пригодную для сельского хозяйства, облюбовали для ядерных испытаний. В 1953 британские и австралийские правительства взорвали ядерные бомбы на родине Спинифексов, без какого-либо согласия и после короткого предупреждения. Большинство аборигенов было перемещено и не возвращалось назад на родину до конца 1980-х. После возвращения они столкнулись с тяжелым противодействием, пытаясь по закону признать область своей собственностью. Интересно, их красивые произведения искусства помогли доказать глубокую связь спинифексов с этой землей, после чего их признали коренным населением в 1997. Их произведения искусства получили массовое признание и появились на художественных выставках во всем мире. Трудно сосчитать, сколько представителей племени существует на данный момент, но у одного из их самых многочисленных сообществ, известных как Тьюнтьюнтьяра, насчитывается приблизительно 180-220 человек.


Батаки

На филиппинском острове Палаван живет батакский народ, племя наиболее генетически разнообразных людей на планете. Они, как полагают, принадлежат негроидо-австралоидной расе, отдаленно связанной с теми людьми, от которых все мы произошли. Это означает, что они - потомки одной из первых групп, которые покинули Африку приблизительно 70,000 лет назад и путешествовали от азиатского материка до Филиппин приблизительно 20,000 лет спустя. Типичные для негроидов, батаки имеют маленький рост и странные, необычные волосы. Традиционно, женщины носят саронги, в то время как мужчины покрывают тело только Набедренной повязкой и перьями, или драгоценностями. Вся коммуна работает вместе, чтобы охотиться и собирать урожай, после чего устраивают празднования. В целом, батаки - застенчивые, мирные люди, которые предпочитают скрываться глубоко в джунглях, не вступая в конфротнацию с посторонними. Как и у других местных племен, болезни, захват территорий и другие современные вторжения опустошили батакское население. В настоящее время насчитывается приблизительно 300-500 человек. Как ни странно, среди самых больших опасностей для племени стала защита окружающей среды. Правительство Филиппин запретило вырубку леса в определенных защищенных областях, а батаки традиционно практикуют вырубку деревьев. Без возможности эффективно выращивать еду, многие страдают от недостаточного питания.


Андаманцы

Андаманцы также классифицированы, как негроиды, но из-за их чрезвычайно короткой высоты (взрослые мужчины ниже 150 сантиметров) они обычно упоминаются как пигмеи. Они населяют Андаманские острова в Бенгальском заливе. Как и батаки, андаманцы являются одной из первых групп, которые мигрировали из Африки, и развивались в изоляции до 18-го века. Вплоть до 19-го века они даже не знали, как развести огонь. Андаманцы разделены на отдельные племена, у каждого из которых есть свои собственные культура и язык. Одна группа исчезла, когда её последний участник умер в возрасте 85 лет в 2010. Другая группа, Сентинельцы, так яростно сопротивляется внешним контактам, что даже в современном технологическом мире очень мало известно о них. Те, кто не интегрировался в большую индийскую культуру, все еще живут как их предки. Например, они используют единственный тип оружия — лук и стрелы, чтобы охотиться на свинью, черепаху и рыбу. Мужчины и женщины вместе собирают корни, клубни и мед. Очевидно, их образ жизни работает на них, поскольку врачи оценивают состояние здоровья и состояние питания андаманцев, как “оптимальные”. Самыми большими проблемами, которые они имеют, является воздействие индийских поселенцев и туристов, которые заставляют их покидать земли, приносят болезни и рассматривают этих людей, словно животных в сафари-парке. Хотя точная численность племени не известна, так как некоторые все еще живут в изоляции, насчитывается примерно 400-500 существующих андаманцев.


Племя Пираха

Хотя есть много малочисленных первобытных племен по всей Бразилии и Амазонке, пираха выделяется особняком, потому что у них есть своя культура и язык, в отличие от многих других людей на планете. У этого племени есть некоторые причудливые особенности. У них нет цветов, чисел, прошедшего времени и придаточных предложений. В то время, как некоторые могли бы назвать этот язык упрощенным, эти особенности - результат ценностей Пирахи, которые живут только настоящим моментом. Кроме того, потому что они живут полностью совместно, у них нет потребности нормировать и делить имущество. Много ненужных слов отсеивается, когда Вы не имеете никакой истории, ничего не должны отслеживать, и доверять только тому, что видите. В целом, Пираха отличаются от жителей Запада практически всем. Они искренне отклонили всяческих миссионеров, как и все современные технологии. Они не имеют никакого лидера и не нуждаются в обмене ресурсами с другими людьми, или племенами. Даже после сотен лет внешних контактов, эта группа из 300 человек осталась главным образом неизменной с древних времен.


Люди Атолла Такуу

Люди атолла Такуу - полинезийцы по происхождению, но считаются одной из изолированных культур, так как живут в регионе Меланезии вместо полинезийского треугольника. У атолла Такуу есть особенно отличающаяся культура, которую некоторые называют самой традиционно полинезийской. Это вызвано тем, что племя такуу чрезвычайно оберегает свой образ жизни и защищается от подозрительных посторонних. Они даже добились соблюдения запрета на миссионеров в течение 40 лет. Они все еще живут в традиционных соломенных зданиях. В отличие от большинства из нас, тратящих большую часть времени на работу, такуу посвящают 20-30 часов в неделю пению и танцам. Удивительно, но у них есть более чем 1,000 песен, которые они повторяют по памяти. 400 членов племени так или иначе связаны между собой, а управляет ими один руководитель. К сожалению, изменение климата может разрушить образ жизни такуу, поскольку океан скоро поглотит их остров. Возрастающие уровни морей уже загрязнили пресноводные источники и затопили зерновые культуры, и хотя сообщество создало дамбы, они оказываются неэффективными.


Племя Духа

Духа - последняя группа кочевых пастухов Монголии с историей, относящейся ко времени династии Тана. Осталось около 300 членов племени, тщательно оберегающих свою холодную родину и верящих в священный лес, где обитают призраки их предков. В этом холодном, гористом регионе очень мало ресурсов, потому Духа полагаются на северных оленей ради молока, сыра, транспортировки, охоты и привлечения туристов. Однако из-за малочисленности племени, образ жизни Духа находится под угрозой срыва, поскольку популяция северных оленей быстро уменьшается. Есть множество факторов, способствующих этому снижению, но самые главные - излишняя охота и хищничество. Усугубляя положение, открытие золота в северной Монголии принесло сюда добывающую промышленность, которая губит местную дикую природу. С таким количеством проблем множество молодых людей оставляют свои древние корни и выбирает жизнь в городе.


Эль-Моло

Древнее племя Эль-Моло в Кении - самое малочисленное племя в стране, также сталкивающееся со множеством угроз. Из-за почти постоянного преследования других групп, они уже изолировали себя на отдаленной береговой линии Озера Теркана, но все еще не могут дышать спокойно. Племя зависит исключительно от рыбы и водных животных ради выживания и торговли. К сожалению, их озеро испаряется на 30 сантиметров каждый год. Это способствует загрязнению воды и уменьшению популяции рыб. Теперь им требуется неделя, чтобы поймать то же самое количество рыбы, которую они ранее ловили за день. Эль-моло приходится рисковать и погружаться в кишащие крокодилами воды ради улова. Существует жестокая конкуренция за рыбу, и Эль-Моло находятся под угрозой вторжения враждующих соседних племен. Вдобавок к этим экологическим опасностям, племя переносит вспышки холеры каждые несколько лет, которые истребляют большинство людей. Средняя продолжительность жизни эль-моло составляет всего 30-45 лет. Их насчитывается приблизительно 200 человек, и антропологи оценивают, что только 40 из них - “чистые” эль-моло.

Выбор редакции
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...

Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...