Блоги: о балете и балетных. История русской балерины


Ваша корзина пуста

Опера, оперетта. Балет и танцевальное искусство

Екатерина Вазем — российская балерина, педагог. Екатерина Оттовна Вазем родилась 13 января 1848 года в Москве. В девять лет она была принята в Санкт-Петербургское театральное училище "своекоштной воспитанницей", то есть приходящей ученицей, а шесть лет спустя ее перевели в "казенные воспитанницы". Одним из ее первых учителей был Лев Иванов, который с 1858 года стал преподавать в младших классах. Затем Вазем обучалась у не менее известного первого танцовщика А. Н. Богданова, занятого во всех ведущих партиях балетного репертуара того времени, что не мешало ему быть еще и превосходным педагогом. В 1867 году она окончила Театральное училище.

Ее дебют на сцене Большого театра в Петербурге состоялся 10 сентября этого же года в спектакле Перро "Наяда и рыбак". Вскоре после удачного дебюта Екатерине Вазем предложили выступить в балете Артюра Сен-Леона "Сирота Теолинда, или Дух долины" на музыку Ч. Пуньи. И хотя сама постановка вызвала много споров, мастерство артистки не ставилось под сомнение. Вазем справилась со сложной партией, балет прочно вошел в ее репертуар. Следующим балетом Сен-Леона, в котором танцевала Вазем, стала "Золотая рыбка" на музыку Людвига Минкуса. Довелось Вазем участвовать в нашумевшем сен-леоновском "Коньке-Горбунке" и в возобновленном балете Сен-Жоржа и Ж. Мазилье "Корсар". А затем в ее творческой судьбе начался период балетов , которые ее и прославили. Среди них особое место занял спектакль "Дочь фараона", показанный в сезон 1870-1871 годов.

Известность Вазем росла с каждым годом, о даровании петербургской балерины стало известно и за границей. Последовали приглашения в Нью-Йорк и Филадельфию, но дирекция отказала артистке, пообещав выгодные для нее условия работы. Понемногу начал складываться личный репертуар балерины. Первым балетом, поставленным Петипа специально для Вазем в 1874 году, стала "Бабочка". Она ушла со сцены в тридцать шесть лет, в положенный срок для артистов балета. Для своего прощального бенефиса в 1884 году Вазем выбрала сцены из балетов "Дочь фараона", "Камарго" и "Пахита" — как наиболее удачные и выигрышные. Кроме букетов, стихотворных посланий и лавровых венков она получила и серебряный венок от балетной труппы, с вырезанными на нем названиями всех двадцати балетов, в которых танцевала балерина.

В 1886 году Вазем стала преподавать классический танец в театральном училище. Переходя из класса Льва Иванова, занятия которого не отличались сложностью и определенностью, воспитанницы попадали в средний класс Вазем, с четко разработанной системой обучения. Основные принципы ее методики заключались в развитии пластичности и мягкости исполнения, выработке выносливости. Нагрузка на уроках была очень большой, а план занятий всегда одинаковый. Вазем проработала в театральном училище десять лет. В 1896 году ее уволили якобы "вследствие введения новой системы в преподавании балетных танцев". Однако, как указала сама балерина в воспоминаниях, ее заставило уйти нежелание мириться с необоснованными действиями театральных чиновников.

После революции 1917 году она еще давала частные уроки классического танца. Наступило тяжелое время для русского балетного искусства. К репетированию в Мариинском театре привлекались буквально все, вспомнили и про Вазем. Ей было уже за семьдесят, но несколько лет подряд каждое утро ровно к одиннадцати часам утра она приходила на занятия с учениками. Ее класс в то время пользовался большой популярностью не только потому, что здесь у артиста крепли мышцы и налаживалась координация. Он был своеобразной балетной "палатой мер и весов", где любой танцовщик имел возможность проверить, не обманываясь, свою профессиональную подготовленность.

Екатерина Оттовна Вазем умерла 14 декабря 1937 года, не дожив буквально месяца до своего девяностолетия в Ленинградском доме ветеранов сцены.

Цена: 190 руб.

Всем добрый день. Меня зовут Анна и я живу в Москве.

Ни для кого не секрет, что день рождения бывает раз в году.
И провести его хочется необычно. Так, что бы запомнилось ну хотя бы на год.)))
Вот я и решила устроить себе необычный день рождения.
Итак, 9 июня - мой день рождения.

Но даже и без моего решения день оказался необычным. Я человек не суеверный, поэтому отмечать начала сразу как он наступил. Да и к тому же первое поздравление пришло уже в одиннадцать часов вечера. Оказалось, что у поздравляющих меня, мой день рождения уже наступил.
А поскольку в этот момент я сидела в уютном немецком ресторане, то как только часы пробили 12, мы выпили за мое здоровье. И тут же в ФБ стали приходить поздравления, а на телефон поступать звонки. Есть у меня друзья, которые любят поздравлять сразу как наступает час икс.

Утром мне надо было идти на работу. Однако началось оно раньше чем я рассчитывала. Спать я легла около двух, и конечно никак не предполагала, что проснусь когда на часах будет всего пять утра.

Заставив себя поспать, а точнее подремать до восьми часов я отправилась завтракать.

Завтрак немного затянулся, так как параллельно отвечала на пришедшие поздравления.
Но в десять пятнадцать я уже была на месте - у выхода из метро Площадь революции. Здесь у меня была назначена встреча.

Отсюда мы отправились на пересечение Тверской и Камергерского, где я познакомилась и обменялась телефоном с людьми, с которыми мне предстояло провести шесть часов.

Договорившись созвониться, я отправилась в театр. Класс ведь никто не отменял.

И вот... На часах двенадцать.
Звоню. Мне назначают встречу. Адрес: Большая Дмитровка, дом 28.

Здесь располагается Тверское отделение полиции.
И здесь меня уже ждут. Вернее, ждала я, так как сотрудники туристической полиции, с которым я должна была патрулировать вверенный им отрезок Тверской, заполняли документы. Привели задержанного.

В общем, вы уже наверное догадались... Решила я устроить себе вот такой необычный день рождения. Ну а почему бы нет. Все работают, заняты. У меня у самой вечером спектакль. А день свободен. Сидеть дома - скучно. Просто гулять по городу - не интересно.

Выйдя из отделения мы отправились на одну из конечных точек маршрута - угол Тверской и Пушкинского бульвара. Про работу туристической полиции я обязательно расскажу отдельно. Сейчас просто несколько набросков.

В этот день мы еще дважды доставляли задержанных в ставшее "родным" отделение.
Первый раз двух граждан, приехавших в Москву на работу.

Второй раз... Но не буду забегать вперед.
Пока оформляли одних задержанных

другим, не очень адекватным, надевали наручники.

Пока были в отделении, машина, которая должна была отвезти на обед уехала с другим нарядом.
Поэтому мы вновь отправились патрулировать.
И вот мы снова на Тверской.
В Москве проходит фестиваль "Времена и эпохи", поэтому на улицах можно встретить людей в костюмах времен Французской революции.
Фотографировала с их любезного разрешения.

Кстати, это не какие-то там актеры, а настоящие французы.

И снова в путь. В сторону Охотного ряда.
Кто-то припарковал на тротуаре машину. Как раз в том месте, где недавно сбили девушку.

Из другой машины, тоже припаркованной на тротуаре выскочил молодой человек и побежал в соседний магазин.
Выйдя из магазина, молодой человек попал в наши руки. Пользуясь случаем, он со мной сфотографировался.

Не смотря на то, что на дворе лето 2017, а не зима 1812 года, мы снова встретили французов.
Отстав от своих соплеменников, они интересовались как пройти на Пушкинскую площадь.

Ну а мы снова "гулять".
Около магазина BOSCO, на лавочке спал бомж. Для него была вызвана социальная служба.

Кстати, я теперь знаю, что от Охотного ряда до Пушкинской площади 1100 метров.
Ну а это "мой" пеший наряд туристической полиции. Андрей, Яна и Константин.
Спасибо им большое за чудесную прогулку.

Но мы еще не расстаемся.
А вновь идем к Охотному ряду, по пути работая навигатором.)))

Бомжа уже нет, видимо забрала соц.служба. Зато есть другой нарушитель - попрошайка с котятами.

А значит мы снова идем в отделение.

Время незаметно подобралось к шести. Ни я, ни ребята еще даже не обедали.
Оформив очередного задержанного, мы попрощались.
Увы, мне надо было на работу. А ребятам - обедать.
Тем более что и машина приехала.

Я, кстати, первым делом, придя в театр, тоже отправилась пообедать. Скромненько, но вкусно.

Как и год назад, давали "Сильфиду".

Оттанцевав, и встретившись по пути с друзьями, я наконец отправилась домой праздновать день рождения!!!
Последний раз я отмечала свой день рождения в компании друзей лет... уже не помню сколько назад.
Дружными усилиями был приготовлен скромный праздничный ужин.

Теперь и выпить можно)))

Родилась в Москве. В 1987 г. окончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии; педагоги Е. Жемчужина, С. Афанасьева) и была принята в балетную труппу Большого театра.
В 2000 г. окончила педагогическое отделение балетмейстерского факультета Российской академии театрального искусства (курс Т. Тучниной), получив специальность «педагог-хореограф».

В 1994 - 1996 гг. участвовала в международных конкурсах артистов балета в Париже (Франция), Люксембурге, Нагое (Япония).

В 1997 г. работала педагогом классического танца в Академии танца в Сеуле (Республика Южная Корея), вела мастер-классы в Центре танца в г. Пусане (Республика Южная Корея).

В 2001 г. осуществила перенос балета «Анюта» на музыку В. Гаврилина (хореография В. Васильева) в Краснодарский государственный музыкальный театр. В 2002 г. вела уроки в балетной труппе этого театра и в Краснодарском хореографическом училище.
В 2002 г. была ассистентом Михаила Лавровского на постановке балета «Паганини» на музыку С. Рахманинова и хореографической картины «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно (хореография Леонида Лавровского) в Музыкальном театре ТО «Премьера» (Краснодар).

В 2003-06 гг. преподавала классический, народно-характерный и историко-бытовой танец в Балетной школе Большого театра в г. Жоинвиле (Бразилия).

ЗАПИСКИ БАЛЕРИНЫ: КАК ПРОХОДИТ ДЕНЬ БАЛЕТНОГО АРТИСТА

Мое утро начинается, как у всех, с завтрака: достаточно лёгкого, но питательного. В идеале – это овсянка и кофе с молоком, а почти сразу после у меня в расписании балетный класс. Я не люблю вставать за три часа до класса, чтобы не спеша полистать ленту фейсбука. С утра мне важно быть в тонусе, готовой к активным репетициям. Поэтому я лучше посплю лишних полчаса, чем буду неспешно бродить по квартире.

Утренний класс для балетных – как «отче наш»: важно потянуть и разогреть все связки и мышцы, поставить себя на ноги, привести руки и спину в тонус. Это не только рабочее обязательство. Для меня утренний класс – залог здоровья и безопасности от травм. Ведь именно с утра можно прислушаться и почувствовать своё тело: насколько оно восстановилось за ночь, какую нагрузку можно и стоит давать сегодня на репетициях.

Репетиции обычно идут после класса: если вечером я выхожу в ведущей партии, всегда стараюсь прийти на репетицию к кордебалету, что бы проверить мизансцены, какие-то общие картины с персонажами и понять обстановку в целом. Если же вечером в спектакле у меня корифейская партия, то днем будет и своя индивидуальная репетиция: репертуар насыщенный и репетировать все нужно заранее, что бы получать хороший результат.

Днём перед тем как начать готовиться к спектаклю, я всегда стараюсь поспать, хотя бы 40 минут. Это помогает организму перезагрузиться и немного расслабляет морально. Не всегда удаётся выделить на сон время, но, тем не менее, для меня это важно.



Подготовка к спектаклю начинается примерно за два часа до начала: я спокойно наношу грим, приходит мастер по причёскам. Потом нужно проверить реквизит и костюм, украшения на голову и т.д. Кроме прочего нужно разогреться и прогнать некоторые моменты на сцене: нам не всегда удаётся порепетировать на сцене до спектакля.

Ну а после спектакля (скажу сразу, далеко не все это делают) я люблю хорошенько . Хоть и поздно, но сил потрачено много, и аппетит просыпается зверский. А перед спектаклем наедаться нельзя. Обычно после выступления адреналин просто зашкаливает, но я стараюсь поскорее лечь спать, ведь зачастую следующий день снова рабочий, а значит снова потребуются силы и настроение для продуктивных репетиций.

В выходной (он в театре всего один) стараюсь максимально восстановиться: выспаться, спокойно и вкусно поесть, уделить время себе. Конечно, помимо балета тоже есть жизнь: обычные дела дома, с семьёй и друзьями. В театре выходной выпадает на понедельник, и безусловно, – это плюс, поскольку все учреждения работают, и всё важное можно успеть сделать за день. Хотя бывает, когда и выходной – рабочий: съемки или проекты вне театра. Обычно их я откладываю на понедельник, ведь из репертуара очень сложно вырваться, да и в приоритете, конечно, театр. Балет забирает много времени, но на семью и некоторые хобби оно всегда найдётся. Как минимум – в выходной, максимум – в вечера без спектаклей.

В оформлении использованы фото из личного архива Анны Муромцевой.

Их создатели - целые эпохи в мире балета, но еще ценнее, что свой опыт, свой голос, свой взгляд на жизнь они смогли изложить для всех нас на бумаге. И теперь, дети XXI века, мы можем зачитываться тем, как жили великие артисты прошлого, как возникали знаменитые хореографические постановки, какими были взаимоотношения людей, их создававших.

Тамара Платоновна Карсавина. «Театральная улица». Воспоминания.

Мемуары Карсавиной далеки от скандальной сенсационности. С простотой и любовью талантливого человека, живущего своей профессией, вспоминает она о годах детства и учебы в Петербурге, Мариинском театре, о революционном периоде и дягилевской антрепризе. И, конечно, вспоминает своих великих партнеров: Нижинского, Гердта, Фокина. Многие отмечают, что лучшая часть воспоминаний - детство Карсавиной, где всплывает много бытовых деталей, сегодня уже слабо известных далеким потомкам.

Из воспоминаний Тамары Платоновны можно узнать и о жизни дореволюционного театра:

"В этом году Масленица принесла чрезвычайно важное для нас событие – отец покидал сцену, и ему предстояло устроить свой прощальный бенефис. Он выбрал последнее воскресенье перед Великим постом. Театры обычно были переполнены во время Масленицы – в те годы пост соблюдался очень строго, все увеселения прекращались до Пасхи, так что каждый стремился напоследок повеселиться вволю. Отец рассказал нам прелестную историю, произошедшую на Пасху несколько лет назад: императорская семья посетила дневное представление, и император Александр III выразил желание поесть блинов с артистами. Поднялась страшная суматоха, и словно «по щучьему велению» на подмостках установили столы и приготовили все необходимое. По окончании представления их величества взошли на сцену, Мария Федоровна села во главе стола, все подходили к ней со своими тарелками, и она накладывала им блины из большого блюда, стоявшего перед ней. По такому случаю она даже надела маленький фартучек. Император то сидел, то прохаживался среди гостей и находил для каждого доброе слово".

Суламифь Михайловна Мессерер. "Суламифь. Фрагменты воспоминаний»

Балетные занятия Суламифи Мессерер начинаются в голодных 20-х годах в Советской России. Хронологически, это как раз тот период, когда Карсавина покинула страну. В большой и одаренной талантами еврейской семье, девочка имела поддержку в лице старших братьев и сестер, и ее путь в балете продлился без малого девять десятков лет.

Суламифь танцевала сама, и работала как балетный педагог, а так же воспитывала племянницу - дочь репрессированной сестры, Майю Плисецкую. В 1980 году она осталась в Японии, а после работала в английском Ковент-Гардене. Ее мемуары, записанные в последний год жизни живым языком, поражают и практической мудростью, и точностью, подчас весьма колких, суждений. Иногда в них заметна полемика и с собственной племянницей - Майей. Так, они совершенно по разному воспринимали своего педагога Екатерину Гердт. А уж сколько бытовых деталей подмечала она, и с каким, хотя и горьким, юмором, о них повествует:

"Ударный труд на пуантах часто оплачивался натурой. Помню годы, когда я с благодарностью принимала в качестве гонорара, к примеру, пакет сахара, бутылку масла. Однажды, выступая с Асафом, мы получили кило гвоздей и галоши в придачу. Чем именитее балерина, тем больше пар галош ей причиталось. Хочешь – экипируй на осень всю семью. Хочешь – обменяй на рынке опять-таки на съестное."

Майя Михайловна Плисецкая. "Я, Майя Плисецкая", "Тринадцать лет спустя".

Мемуары Май Плисецкой - мемуары человека неординарного, мыслящего, подчас, наперекор всем, стремящегося на все иметь собственную точку зрения и, в то же время, привыкшую не доверять никому. Чувствуется, что выковать такой характер могла только непростая артистическая судьба, когда приходилось бороться и за свой репертуар, и свое особое видение. Майя Михайловна жестко и беспощадно обличает советскую систему, при которой ей приходилось жить и работать в Большом театре не на своих условиях. То, как подчас безжалостна она к людям из своего прошлого, заставляет по-другому взглянуть на творчество балерины. Можно по разному относиться к ее тексту и воспоминаниям, но оторваться от чтения практически невозможно:

"Щедрин - профессионал самой высокой пробы. И балет мог сделать отменно, и оперу, и что угодно. И писал он балеты прямо мне в помощь. В вызволение от надвигающегося возраста: новый репертуар обязательно выведет в следующую ступень искусства, новый репертуар один сможет уберечь от театральных злокозней, от самоповтора, от втаптывания, погружения в инертность, в бездействие…

Конечно, каждая новая сверхзадача увлекала его, зажигала препятствием. Но была здесь и немнимая забота обо мне, боление, сопереживание, тревога. А может, проще говоря, любовь?.. Я пишу эти строки, и меня затопляет нежность. Будет неполной моя книга, промолчи я обо всем этом."

Габриэла Трофимовна Комлева. "Танец - счастье и боль… Записки петербургской балерины"

В своих воспоминаниях Габриэла Трофимовна рассказывает о блокадном детстве и эвакуации в Сибирь, о годах обучения в прославленном Ленинградском хореографическом училище, своих педагогах и одноклассниках, включая Рудольфа Нуреева. Начало ее творческого пути в Кировском театре совпало с интереснейшим периодом его истории.

В годы «хрущевской оттепели» балет переживал мощный творческий подъем: ломались представления о жизни и об искусстве, создавались новые спектакли, формировались и новые ценности, приоткрывался «железный занавес». Зарубежные гастроли дали возможность артистам познакомиться с миром, а Западу открыли блистательное искусство нового поколения русских исполнителей.

"Однажды мама вернулась очень взволнованной и стала вопреки обыкновению рассказывать, какой трудный был у нее обратный путь. Спрятав полученный хлеб, она возвращалась привычной дорогой. Далеко впереди брела согбенная фигура закутанного, как принято, человека. Шедший падал и, полежав, вставал. Это было привычно люди падали от голода и вставали не все, так порой и замерзали. Паузы между падением и подъемом увеличивались, а разделявшее идущих пространство сокращалось. Человек снова упал, выронив из рук хлеб. По величине куска можно было судить, что выкуплен он на несколько карточек, предназначался еще и тем, кто ждал дома. Человек не поднимался. Мама дошла до него, первым делом схватила валявшийся на снегу хлеб, потом помогла встать упавшему. Его руки настойчиво искали этот выроненный хлеб, и мама вернула чужое сокровище. Так дальше они и шли: путник падал, мама подбирала хлеб, потом помогала встать, вкладывая хлеб в окоченевшие руки. Мама довела ослабевшего совсем человека до его парадной, помогла войти в нее".

Татьяна Михайловна Вечеслова. "Я - балерина".

Биография Вечесловой кажется типичной для балерин той эпохи: родилась в Петербурге, где и прожила всю жизнь. Мать - Евгения Петровна Снеткова - была артисткой балета Мариинского театра и педагогом-хореографом. Дед Татьяны был оркестрантом Мариинского театра. Возможно, именно эти факты и определили отношение к балету.

Она была знакома с выдающимися личностями своей эпохи - Вагановой, Хачатуряном, писателями Толстым и Фадеевым, дирижером Мравинским. Была подругой великой балерины Галины Улановой. Вся книга пронизана теплотой по отношению к этому человеку. Да и вообще, в своих мемуарах Вечеслова ни об одном человеке не говорит плохо, не делает резких замечаний. Зато с любовью и оптимизмом пишет о профессии, об эпохе, в которую приходилось жить и работать.

"Есть осенний цветок, в котором больше жизни, чем в весеннем подснежнике. Он живет "полным голосом", выталкивая на свет все новые и новые бутоны, словно боясь, что не успеет взять от жизни все прекрасное, не отдав взамен свою красоту и жизнь. Он пахнет пряно и остро... Он поит меня своим ароматом, дразнит меня, вливая какую-то дерзкую энергию, тревожа мое воображение... Я опускаю лицо в бледно-розовые гвоздики, прощаясь с лучшей порой природы... Гвоздика никогда не осыпается. Она не отдает себя ни ветру, ни земле. Она гордо увядает, сопротивляясь до последних минут, пока ее зеленые чашечки не сожмут упрямых лепестков! И, глядя на умирающие цветы, я не думаю о грядущей весне с подснежниками, я оплакиваю расставание с гвоздикой и слышу ее властный голос: "Найди в осени весну и веру в жизнь!"

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...