Биографии композиторов 1 д шостакович. Биография шостаковича


Дмитрий Шостакович, биография которого интересует многих любителей классической музыки - известный советский композитор, прославившийся далеко за пределами родной страны.

Детство Шостаковича

Родился 25 сентября 1906 года в Петербурге в семье пианистки и химика. Музыкой, которая в его семье была важной составляющей (отец - страстный любитель музыки, мама - преподаватель игры на фортепиано), увлекся с малых лет: неразговорчивый худенький мальчик, садясь за фортепиано, превращался в дерзкого музыканта.

Свое первое произведение «Солдат» написал в 8-летнем возрасте, под влиянием постоянных разговоров взрослых о начавшейся Первой мировой войне. Д. Шостакович, биография которого всю жизнь была связана с музыкой, стал учеником музыкальной школы И.А.Гляссера - известного педагога. Хотя с азами Дмитрия знакомила его мама.

В жизни Дмитрия наряду с музыкой всегда присутствовала любовь. Впервые волшебное чувство посетило юношу в 13-летнем возрасте: объектом любви стала 10-летняя Наталья Кубе, которой музыкант посвятил небольшую прелюдию. Но чувство постепенно угасло, а желание посвящать любимым женщинам свои творения осталось у виртуозного пианиста навсегда.

После учебы в частной школе, в 1919 году Дмитрий Шостакович, биография которого взяла профессиональный музыкальный старт, поступил в Петроградскую консерваторию, успешно окончив ее в 1923 году сразу по двум классам: композиции и игре на фортепиано. В это же время на его пути встретилась новая симпатия - прекрасная Татьяна Гливенко. Девушка была ровесницей композитора, симпатичной, прекрасно образованной, веселой и жизнерадостной, вдохновившей Шостаковича на создание Первой симфонии, которая по окончании учебного заведения была сдана в качестве дипломной работы. Выраженная в этом произведении глубина чувств была вызвана не только любовью, но и болезнью, ставшей следствием множества бессонных ночей композитора, его переживаний и депрессии, развивающейся на фоне всего этого.

Достойное начало музыкальной карьеры

Премьера Первой симфонии, облетевшей весь мир по прошествии многих лет, состоялась в 1926 году в Петербурге. Музыкальные критики рассмотрели в талантливом композиторе достойную замену эмигрировавшим из страны Сергею Рахманинову, Сергею Прокофьеву и Эта же симфония и принесла молодому композитору и виртуозному пианисту мировую известность. При выступлении на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в 1927 году, проходившем в Варшаве, на необычный талант Шостаковича обратил внимание один из членов конкурсного жюри Бруно Вальтер - австро-американский композитор и дирижер. Он предложил Дмитрию сыграть что-нибудь еще, и когда стала звучать Первая симфония, Вальтер попросил молодого композитора прислать ему в Берлин партитуру. 22 ноября 1927 года дирижер исполнил это чем прославил Шостаковича на весь мир.

В 1927 году талантливый Шостакович, биография которого насчитывает множество падений и взлетов, вдохновленный успехом Первой симфонии, принялся за создание оперы «Нос» по Гоголю. Далее был создан Первый фортепианный концерт, после которого в конце 20-х годов написаны еще две симфонии.

Дела сердечные

А что же Татьяна? Она, как и большинство незамужних девушек, достаточно долго ждала предложения руки и сердца, которое робкий Шостакович, испытывавший исключительно чистые и светлые чувства к своей вдохновительнице, то ли не догадывался, то ли не решался сделать. Более проворный кавалер, встретившийся на пути Татьяны, увел ее под венец; ему же она родила сына. По прошествии трех лет Шостакович, преследовавший все это время теперь уже чужую возлюбленную, предложил Татьяне стать его женой. Но девушка предпочла полностью прервать все отношения с талантливым поклонником, оказавшимся в жизни слишком робким.

Окончательно убедившись, что любимую не вернуть, Шостакович, биография которого тесно переплеталась с музыкой и любовными переживаниями, в том же году женился на Нине Варзар - молодой студентке, с которой прожил более 20 лет. Женщина, родившая ему двоих детей, стойко переживала все эти годы увлечения мужа другими женщинами, его частые измены и умерла раньше своего любимого супруга.

После смерти Нины Шостакович, краткая биография которого насчитывает несколько шедевральных и всемирно известных произведений, создавал семью дважды: с Маргаритой Кайоновой и Ириной Супинской. На фоне дел сердечных Дмитрий не переставал творить, но в отношениях с музыкой он вел себя гораздо решительнее.

На волнах настроения властей

В 1934 году в Ленинграде была поставлена опера «Леди Мценского уезда», сразу же принятая зрителем на «ура». Однако через полтора сезона ее существование оказалось под угрозой: музыкальное произведение подверглось резкой критике советских властей и было снято с репертуара. Премьера Четвертой симфонии Шостаковича, характеризовавшейся более монументальным размахом в отличие от предыдущих, должна была состояться в 1936 году. По причине нестабильной ситуации в стране и представителей государственной власти к людям творчества, первое исполнение музыкального произведения произошло лишь в 1961 году. 5-я симфония вышла в 1937 году. В годы Великой Отечественной войны Шостакович принялся за 7-ю симфонию - «Ленинградскую», впервые исполненную 5 марта 1942 года.

С 1943 по 1948 год Шостакович занимался преподавательской деятельностью в Московской консерватории города Москвы, откуда впоследствии был изгнан сталинскими властями, взявшимися «наводить порядок» в Союзе композиторов, по причине профнепригодности. Выпущенное Дмитрием вовремя «правильное» произведение спасло его положение. Далее композитора ожидало вступление в партию (вынужденное), а также множество других обстоятельств, из которых все-таки было больше взлетов, чем падений.

Последние годы Шостакович, биография которого с интересом изучается многими поклонниками музыки, сильно болел, страдая раком легких. Не стало композитора в 1975 году. Прах его был похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.

Сегодня произведения Шостаковича, олицетворяющие ярко выраженную внутреннюю человеческую драму, передающие летопись ужасных душевных страданий - наиболее исполняемые во всем мире. Самые популярные - Пятая и Восьмая симфонии из пятнадцати написанных. Из струнных квартетов, которых тоже пятнадцать, наиболее исполняются Восьмой и Пятнадцатый.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября (12 сентября по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге. Отец – Дмитрий Болеславович Шостакович (1875-1922) – работал в Палате мер и весов. Мать – Софья Васильевна (Кокоулина, 1878-1955) – окончила Петербургскую консерваторию и с раннего детства привила любовь к музыке своему сыну.
Первые уроки музыки Дмитрию давала мама, а уже в 1915 году начинается его серьезное музыкальное обучение с начала в Коммерческой гимназии Марии Шидловской и с 1916 года в частной школе И.А. Гляссера. К этому времени относятся его первые опыты сочинения музыки. В 1919 году поступает в Петроградскую консерваторию. После смерти отца в 1922 году Дмитрию приходится искать работу. Он подрабатывает пианистом в кинотеатре и продолжает обучение. В этот период большую помощь ему оказал директор консерватории А.К. Глазунов. В 1923 году оканчивает консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 году по классу композиции, но продолжает обучение в аспирантуре, совмещая с преподаванием. Дипломной работой стала Первая симфония, которая приносит Шостаковичу мировую известность. Первое исполнение симфонии за рубежом состоялось в 1927 году в Германии. В этом же году на Международном конкурсе пианистом имени Шопена получает почетную грамоту.
В 1936 году Сталин посещает оперу «Леди Макбет Мценского уезда», после чего в газете «Правда» выходит критическая статья «Сумбур вместо музыки». Ряд произведений композитора попадают под запрет, который будет отменен только в шестидесятых годах. Это подталкивает Шостаковича отказаться от оперного жанра. Выход Пятой симфонии композитора в 1937 году комментирует Сталин словами: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». С 1939 года Шостакович – профессор Ленинградской консерватории. Война застает Дмитрия Дмитриевича в Ленинграде, где он начинает писать Седьмую («Ленинградскую») симфонию. Первое исполнение состоялось в Куйбышеве в 1942 году, а в августе того же года и в Ленинграде. За эту симфонию Шостакович получает Сталинскую премию. С 1943 году преподает в Москве.
В 1948 году выходит постановление Политбюро, в котором резкой критике подвергаются видные советские композиторы: Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и другие. И как последствие, обвинение в профнепригодности и лишения званий профессора Ленинградской и Московской консерваторий. В этот период Шостакович “пишет в стол” музыкальную пьесу «Антиформалистический раек», в которой высмеивает Сталина и Жданова и постановление Политбюро. Пьеса впервые исполняется только в 1989 году в Вашингтоне. Тем не менее Шостакович демонстрирует покорность власти и этим избегает более тяжких последствий. Пишет музыку к фильму «Молодая гвардия». И уже в 1949 году его даже выпускают в США в составе делегации в защиту мира, а в 1950 получает Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах». Но вот к преподавательской деятельности он возвращает только в 1961 году, занимаясь с несколькими аспирантами в Ленинградской консерватории.
Шостакович был трижды женат. С первой женой Ниной Васильевной (Варзар, 1909-1954) он прожил до ее смерти в 1954 году. У них было двое детей Максим и Галина. Второй брак с Маргаритой Кайновой быстро распался. С третьей женой Ириной Антоновной (Суспинская, родилась в 1934) Дмитрий Дмитриев прожил до своей смерти. Дети у него были только от первого брака.
Во многих европейских академиях и в США Шостакович был почетным членом (Королевская академия музыки Великобритании, Французская академия изящных искусств, Национальная академия США и другие).
Последние годы жизни Шостакович боролся с раком легких. Умер Дмитрий Дмитриевич Шостакович 9 августа 1975 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (12 (25) сентября (19060925 ) , Санкт-Петербург , Российская империя - 9 августа , Москва , СССР) - русский советский композитор , пианист , педагог и общественный деятель. Один из крупнейших композиторов XX века , оказавший огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Герой Социалистического Труда (1966), народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения (1965).

Биография

Происхождение и ранние годы

1950-е

Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя - Иоганна Себастьяна Баха , - что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано, произведения, отдающего дань уважения великому композитору и его «Хорошо темперированному клавиру» .

1960-е

Тяжело Шостакович перенёс вынужденное вступление в партию (как только что избранный Первый секретарь Союза Композиторов РСФСР, он был фактически обязан это сделать). В письмах к своему другу Исааку Гликману он жалуется на отвратительность этого компромисса и открывает подлинные причины, побудившие его к написанию ставшего впоследствии знаменитым Струнного квартета № 8 (1960). В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в «пару» к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год» - произведение ярко выраженного «изобразительного» характера (и фактически сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу он ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Евгения Евтушенко - сначала написав поэму «Бабий Яр» (для солиста-баса, хора басов и оркестра), а затем дописав к ней ещё четыре части из жизни современной России и её недавней истории, создав тем самым очередную «кантатную» симфонию, Тринадцатую - которая после недовольства Хрущёва всё-таки была исполнена в ноябре 1962-го. (Геноцид евреев во время войны власти СССР признавали неохотно и не желали специально выделять эти события на фоне других событий войны).

После отстранения от власти Хрущёва и началом эпохи политического застоя в России, тон произведений Шостаковича вновь приобретает сумрачный характер. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальные произведения на слова Александра Блока , проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) - снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных - Шостакович использует стихи Аполлинера , Рильке , Кюхельбекера и Лорки , которые связаны одной темой - смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).

1970-е

В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи Цветаевой и Микеланджело , 13-ый (1969-1970), 14-ый (1973) и 15-ый (1974) струнные квартеты и Симфония № 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. Шостакович использует в музыке симфонии цитаты из увертюры Россини к опере «Вильгельм Телль» и тему судьбы из оперной тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга» , а также музыкальные аллюзии на музыку Глинки , Малера и свою собственную. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972-го. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.

В последние несколько лет композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 г. и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище .

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде

  • 12.09.1906 - 1910 - Подольская улица, 2, кв. 2;
  • 1910-1914 - Николаевская улица, 16, кв. 20;
  • 1914-1934 - Николаевская улица, 9, кв. 7;
  • 1934 - осень 1935 года - Дмитровский переулок, 3, кв. 5;
  • осень 1935-1937 - дом Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества работников искусств - Кировский проспект, 14, кв. 4;
  • 1938 - 30.09.1941 года - доходный дом Первого Российского страхового общества - Кронверкская улица, 29, кв. 5;
  • 30.09.1941 - 1973 - гостиница «Европейская» - улица Ракова, 7;
  • 1973-1975 - улица Желябова, 17, кв. 1.

Значение творчества

Монограмма DSCH («Дмитрий Шостакович»), зашифрованная с помощью нот D-E♭(Es)-C-H, используется в ряде произведений Шостаковича.

Сегодня Шостакович - один из самых исполняемых в мире композиторов. Его творения - это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи ужасных страданий, выпавших на XX-й век, где глубоко личное переплетается с трагедией человечества.

Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно. Если использовать общепринятые понятия, то в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль». Однако величина его таланта столь необъятна, что правильнее будет отнестись к его творчеству как к уникальному явлению мирового искусства, которое будет всё полнее постигаться нашим и последующими поколениями.

Музыка

В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Малера , Берга , Стравинского , Прокофьева , Хиндемита , Мусоргского . Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.

Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича являются симфонии и струнные квартеты - в каждом из них он написал по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний - Пятая и Восьмая, среди квартетов - Восьмой и Пятнадцатый.

Музыка композитора демонстрирует влияние большого числа любимых композиторов Шостаковича: Баха (в его фугах и пассакалиях), Бетховена (в его поздних квартетах), Малера (в его симфониях), Берга (отчасти - наряду с Мусоргским в его операх, а также в использовании приёма музыкального цитирования). Из русских композиторов наибольшую любовь Шостакович питал к Модесту Мусоргскому , для его опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Шостакович сделал новые оркестровки. Влияние Мусоргского особенно заметно в отдельных сценах оперы «Леди Макбет Мценского уезда » , в Одиннадцатой симфонии, а также в сатирических работах.

Основные произведения

  • 15 симфоний
  • Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда » («Катерина Измайлова»), «Игроки » (окончена Кши́штофом Ме́йером)
  • Балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935)
  • 15 струнных квартетов
  • Квинтет для фортепиано и струнных
  • Оратория «Песнь о лесах»
  • Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет»
  • Кантата «Казнь Степана Разина»
  • Антиформалистический раёк
  • Концерты и сонаты для различных инструментов
  • Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром
  • Оперетта «Москва, Черемушки»
  • Музыка к кинофильмам : «Простые люди» (1945).

Награды и премии

Марка России 2000 года.
Дмитрий Шостакович

  • Лауреат Сталинской премии ( , , , , ).
  • Лауреат Международной премии Мира ().
  • Лауреат Ленинской премии ().
  • Лауреат Государственной премии СССР ().
  • Лауреат Государственной премии РСФСР ().

Был членом Советского комитета защиты мира (с 1949), Славянского комитета СССР (с 1942), Всемирного комитета защиты мира (с 1968). Почётный член шведской Королевской музыкальной академии (1954), итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965). Почётный доктор наук Оксфордского университета (1958), Северо-Западного университета Эванстона (США, 1973), Французской академии изящных искусств (1975), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Английской королевской музыкальной академии (1958), Национальной академии наук США (1959). Почётный профессор Мексиканской консерватории. Президент общества «СССР - Австрия» (1958).

Мультимедиа

«Песня о мире» из кинофильма «Встреча на Эльбе» (info)

Радиообращение Д. Шостаковича: передача из блокадного Ленинграда 16 сентября 1941 (info)

Библиография

Тексты Шостаковича:

  • Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку: Беседа с молодежью. - М.: Молодая гвардия, 1958.
  • Шостакович Д. Д. Избранные статьи, выступления, воспоминания / Ред. А. Тищенко. - М.: Советский композитор, 1981.

Исследовательская литература:

  • Данилевич Л. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. - М.: Советский композитор, 1980.
  • Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. - М.: Музыка, 1980.
  • Максименков Л. В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция 1936-1938 гг. - М.: Юридическая книга, 1997. - 320 с.
  • Мейер К. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время / Пер. с польск. Е. Гуляевой. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 439 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып. 1014).
  • Сабинина М. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. - М.: Музыка, 1976.
  • Хентова С. М. Шостакович. Жизнь и творчество (в двух томах). - Л.: Советский композитор, 1985-1986.
  • Хентова С. М. В мире Шостаковича: Беседы с Шостаковичем. Беседы о композиторе. - М.: Композитор, 1996.
  • Д. Д. Шостакович: Нотографический и библиографический справочник / Сост. Е. Л. Садовников. 2-е изд., доп. и расшир. - М.: Музыка, 1965.
  • Д. Шостакович: Статьи и материалы / Сост. и ред. Г. Шнеерсон. - М.: Советский композитор, 1976.
  • Д. Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Ковацкая. - СПб.: Композитор, 1996.

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (12 (25) сентября 1906, Санкт-Петербург - 9 августа 1975, Москва) - русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, один из самых значительных композиторов XX века, оказавший и продолжающий оказывать творческое влияние на композиторов. В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Стравинского, Берга, Прокофьева, Хиндемита, позднее (в середине … Читать всё

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (12 (25) сентября 1906, Санкт-Петербург - 9 августа 1975, Москва) - русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, один из самых значительных композиторов XX века, оказавший и продолжающий оказывать творческое влияние на композиторов. В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Стравинского, Берга, Прокофьева, Хиндемита, позднее (в середине 1930-х годов) - Малера. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.

Весной 1926 года оркестр Ленинградской филармонии под управлением Николая Малько впервые сыграл Первую симфонию Дмитрия Шостаковича. В письме к киевской пианистке Л. Изаровой Н. Малько писал: «Только что вернулся с концерта. Дирижировал в первый раз симфонией молодого ленинградца Мити Шостаковича. У меня такое ощущение, будто я открыл новую страницу в истории русской музыки».

Прием симфонии публикой, оркестром, прессой нельзя назвать просто успехом, это был триумф. Таким же стало шествие ее по самым прославленным симфоническим эстрадам мира. Над партитурой симфонии склонились Отто Клемперер, Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герман Абендрот, Леопольд Стоковский. Им, дирижерам-мыслителям, казалось неправдоподобным соотношение уровня мастерства и возраста автора. Поражала полная свобода, с которой девятнадцатилетний композитор распоряжался всеми ресурсами оркестра для воплощения своих идей, и сами идеи поражали весенней свежестью.

Симфония Шостаковича была по-настоящему первой симфонией из нового мира, над которым пронеслась октябрьская гроза. Поразительным был контраст между музыкой, полной жизнерадостности, буйного расцвета молодых сил, тонкой, застенчивой лирики и мрачным экспрессионистским искусством многих зарубежных современников Шостаковича.

Минуя обычный юношеский этап, Шостакович уверенно шагнул в зрелость. Эту уверенность дала ему великолепная школа. Уроженец Ленинграда, он получил образование в стенах Ленинградской консерватории в классах пианиста Л. Николаева и композитора М. Штейнберга. Леонид Владимирович Николаев, вырастивший одну из самых плодоносных ветвей советской пианистической школы, как композитор был учеником Танеева, в свою очередь бывшего учеником Чайковского. Максимилиан Осеевич Штейнберг - ученик Римского-Корсакова и последователь его педагогических принципов и методов. От своих учителей Николаев и Штейнберг унаследовали совершенную ненависть к дилетантизму. В их классах царил дух глубокого уважения к труду, к тому, что Равель любил обозначать словом metier - ремесло. Потому-то так высока была культура мастерства уже в первом крупном произведении композитора-юноши.

С тех пор прошло много лет. К Первой симфонии прибавилось еще четырнадцать. Возникло пятнадцать квартетов, два трио, две оперы, три балета, два фортепианных, два скрипичных и два виолончельных концерта, романсные циклы, сборники фортепианных прелюдий и фуг, кантаты, оратории, музыка к множеству фильмов и драматических спектаклей.

Ранний период творчества Шостаковича совпадает с концом двадцатых годов, временем бурных дискуссий по кардинальным вопросам советской художественной культуры, когда выкристаллизовывались основы метода и стиля советского искусства - социалистического реализма. Как и многие представители молодого, и не только молодого поколения советской художественной интеллигенции, Шостакович отдает дань увлечению экспериментальными работами режиссера В. Э. Мейерхольда, операми Альбана Берга («Воццек»), Эрнста Кшенека («Прыжок через тень», «Джонни»), балетными постановками Федора Лопухова.

Сочетание острой гротесковости с глубоким трагизмом, типичное для многих явлений пришедшего из-за рубежа экспрессионистского искусства, тоже привлекает внимание молодого композитора. Вместе с тем в нем всегда живет преклонение перед Бахом, Бетховеном, Чайковским, Глинкой, Берлиозом. Одно время его волнует грандиозная симфоническая эпопея Малера: глубина заключенных в ней этических проблем: художник и общество, художник и современность. Но ни один из композиторов ушедших эпох не потрясает его так, как Мусоргский.

В самом начале творческого пути Шостаковича, в пору исканий, увлечений, споров, рождается его опера «Нос» (1928) - одно из наиболее дискуссионных произведений его творческой юности. В этой опере на гоголевский сюжет, сквозь ощутимые влияния мейерхольдовского «Ревизора», музыкальной эксцентрики, проглядывали яркие черты, роднящие «Нос» с оперой Мусоргского «Женитьба». В творческой эволюции Шостаковича «Нос» сыграл значительную роль.

Начало 30-х годов отмечено в биографии композитора потоком произведений разных жанров. Здесь - балеты «Золотой век» и «Болт», музыка к постановке Мейерхольда пьесы Маяковского «Клоп», музыка к нескольким спектаклям ленинградского Театра рабочей молодежи (ТРАМ), наконец, первый приход Шостаковича в кинематографию, создание музыки к фильмам «Одна», «Златые горы», «Встречный»; музыка к эстрадно-цирковому представлению ленинградского Мюзик-холла «Условно убитый»; творческое общение со смежными искусствами: балетом, драматическим театром, кино; возникновение первого романсного цикла (на стихи японских поэтов) - свидетельство потребности композитора конкретизировать образный строй музыки.

Центральное место среди сочинений Шостаковича первой половины 30-х годов занимает опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). Основу ее драматургии составляет произведение Н. Лескова, жанр которого автор обозначил словом «очерк», как бы подчеркивая этим подлинность, достоверность событий, портретность действующих лиц. Музыка «Леди Макбет» - трагедийное повествование о страшной эпохе произвола и бесправия, когда в человеке убивали все человеческое, его достоинство, мысли, стремления, чувства; когда облагались и правили поступками первобытные инстинкты и сама жизнь, закованная в кандалы, шла по нескончаемым трактам России. На одном из них Шостакович и увидел свою героиню - бывшую купчиху, каторжницу, полной ценой расплатившуюся за преступное свое счастье. Увидел - и взволнованно рассказал судьбе ее в своей опере.

Ненависть к старому миру, миру насилия, лжи и бесчеловечности проявляется во многих произведениях Шостаковича, в разных жанрах. Она - сильнейшая антитеза положительных образов, идей, определяющих художническое, общественное credo Шостаковича. Вера в неодолимую силу Человека, восхищение богатством душевного мира, сочувствие его страданиям, страстная жажда участвовать в борьбе за его светлые идеалы - вот важнейшие черты этого credo. Оно сказывается особенно полно в его узловых, этапных произведениях. Среди них - одно из важнейших, возникшая в 1936 году Пятая симфония, начавшая собой новый этап творческой биографии композитора, новую главу истории советской культуры. В этой симфонии, которую можно назвать «оптимистической трагедией», автор приходит к глубокой философской проблеме становления личности своего современника.

Судя по музыке Шостаковича, жанр симфонии всегда был для него трибуной, с которой должно произносить только самые важные, самые пламенные речи, направленные к достижению наиболее высоких этических целей. Симфоническая трибуна воздвигнута не для красноречия. Это плацдарм воинствующей философской мысли, борющейся за идеалы гуманизма, обличающей зло и низость, как бы еще раз утверждающей знаменитое гётевское положение:

Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Показательно, что ни одна из пятнадцати написанных Шостаковичем симфоний не уходит от современности. О Первой говорилось выше, Вторая - симфоническое посвящение Октябрю, Третья - «Первомайская». В них композитор обращается к поэзии А. Безыменского и С. Кирсанова, чтобы ярче раскрыть пламенеющую в них радость и торжественность революционных празднеств.

Но уже с Четвертой симфонии, написанной б 1936 году, в мир радостного постижения жизни, добра и приветливости входит какая-то чужая, злобная сила. Она принимает разные обличья. Где-то она грубо ступает по земле, покрытой весенней зеленью, циничной ухмылкой оскверняет чистоту и искренность, злобствует, грозит, предвещает гибель. Она внутренне близка мрачным темам, грозящим человеческому счастью со страниц партитур последних трех симфоний Чайковского.

И в Пятой и во II части Шестой симфонии Шостаковича она, эта грозная сила, дает о себе знать. Но только в Седьмой, Ленинградской симфонии она подымается во весь свой рост. Внезапно в мир философских раздумий, чистых мечтаний, спортивной бодрости, по-левитановски поэтичных пейзажей вторгается жестокая и страшная сила. Она пришла за тем, чтобы смести этот чистый мир и утвердить мрак, кровь, смерть. Вкрадчиво, издалека доносится еле слышный шорох маленького барабана, и на его четком ритме выступает жесткая, угловатая тема. С тупой механистичностью повторяясь одиннадцать раз и набирая силы, она обрастает хриплыми, рычащими, какими-то косматыми звучаниями. И вот во всей своей устрашающей наготе по земле ступает человекозверь.

В противовес «теме нашествия», в музыке зарождается и крепнет «тема мужества». Предельно насыщен горечью утрат монолог фагота, заставляющий вспомнить некрасовские строки: «То слезы бедных матерей, им не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве». Но сколь бы скорбны ни были утраты, жизнь заявляет о себе поминутно. Эта идея пронизывает Скерцо - II часть. И отсюда, через размышления (III часть), ведет к победно звучащему финалу.

Свою легендарную Ленинградскую симфонию композитор писал в доме, поминутно сотрясаемом взрывами. В одном из своих выступлении Шостакович говорил: «С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников… Моим оружием была музыка».

Страстно ненавидя зло и насилие, композитор-гражданин обличает врага, того, кто сеет войны, ввергающие народы в пучины бедствий. Вот почему тема войны надолго приковывает к себе помыслы композитора. Она звучит в грандиозной по масштабам, по глубине трагедийных конфликтов Восьмой, сочиненной в 1943 году, в Десятой и Тринадцатой симфониях, в фортепианном трио, написанном в память И. И. Соллертинского. Эта тема проникает и в Восьмой квартет, в музыку к фильмам «Падение Берлина», «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», В статье, посвященной первой годовщине Дня победы, Шостакович писал: «Победа обязывает не в меньшей степени, чем война, которая велась во имя победы. Разгром фашизма - только этап в неудержимом наступательном движении человека, в осуществлении прогрессивной миссии советского народа».

Девятая симфония, первое послевоенное произведение Шостаковича. Она была исполнена впервые осенью 1945 года, в какой-то мере эта симфония не оправдала ожиданий. В ней нет монументальной торжественности, которая могла бы воплотить в музыке образы победного завершения войны. Но в ней другое: непосредственная радость, шутка, смех, будто огромная тяжесть упала с плеч, и в первый раз за столько лет можно было без штор, без затемнений зажечь свет, и все окна домов засветились радостью. И только в предпоследней части возникает как бы суровое напоминание о пережитом. Но ненадолго воцаряется сумрак - музыка снова возвращается в мир света веселья.

Восемь лет отделяют Десятую симфонию от Девятой. Такого перерыва в симфонической летописи Шостаковича никогда еще не было. И снова перед нами произведение, полное трагедийных коллизий, глубоких мировоззренческих проблем, захватывающее своим пафосом повествования об эпохе великих потрясений, эпохе великих надежд человечества.

Особое место в списке симфоний Шостаковича занимают Одиннадцатая и Двенадцатая.

Прежде чем обратиться к Одиннадцатой симфонии, написаннной в 1957 году, необходимо вспомнить о Десяти поэмах для смешанного хора (1951) на слова революционных поэтов XIX - начала XX столетия. Стихи поэтов-революционеров: Л. Радина, А. Гмырева, А. Коца, В. Тана-Богораза вдохновили Шостаковича на создание музыки, каждый такт которой сочинен им, и вместе с тем родствен песням революционного подполья, студенческих сходок, звучавших и в казематах Бутырок, и в Шушенском, и в Люнжюмо, на Капри, песням, которые были и семейной традицией в доме родителей композитора. Его дед - Болеслав Болеславович Шостакович - за участие в Польском восстании 1863 года был сослан. Сын его, Дмитрий Болеславович, отец композитора, в студенческие годы и после окончания Петербургского университета близко связан с семьей Лукашевичей, один из членов которой вместе с Александром Ильичей Ульяновым готовил покушение на Александра III. 18 лет провел Лукашевич в Шлиссельбургской крепости.

Одно из самых сильных впечатлений всей жизни Шостаковича датировано 3 апреля 1917 года, днем приезда В. И. Ленина в Петроград. Вот как рассказывает об этом композитор. «Я был свидетелем событий Октябрьской революции, был среди тех, кто слушал Владимира Ильича на площади перед Финляндским вокзалом в день его приезда в Петроград. И, хотя я был тогда очень молод, это навсегда запечатлелось в моей памяти».

Тема революции вошла в плоть и кровь композитора еще в детские годы и мужала в нем вместе с ростом сознания, становясь одной из его основ. Эта тема откристаллизовалась в Одиннадцатой симфонии (1957), носящей наименование «1905 год». Каждая ее часть имеет свое название. По ним можно ясно представить себе идею и драматургию произведения: «Дворцовая площадь», «9 января», «Вечная память», «Набат». Симфония пронизана интонациями песен революционного подполья: «Слушай», «Арестант», «Вы жертвою пали», «Беснуйтесь, тираны», «Варшавянка». Они придают насыщенному музыкальному повествованию особенную взволнованность и достоверность исторического документа.

Посвященная памяти Владимира Ильича Ленина, Двенадцатая симфония (1961)- произведение эпической мощи - продолжает инструментальный сказ о революции. Как и в Одиннадцатой, программные наименования частей дают совершенно отчетливое представление о ее содержании: «Революционный Петроград», «Разлив», «Аврора», «Заря человечества».

Тринадцатая симфония Шостаковича (1962) по жанру близка оратории. Она написана для необычного состава: симфонического оркестра, хора басов и солиста баса. Текстовую основу пяти частей симфонии составляют стихи Евг. Евтушенко: «Бабий Яр», «Юмор», «В магазине», «Страхи» и «Карьера». Идея симфонии, ее пафос - обличение зла во имя борьбы за правду, за человека. И в этой симфонии сказывается присущий Шостаковичу активный, наступательный гуманизм.

После семилетнего перерыва, в 1969 году, создана Четырнадцатая симфония, написанная для камерного оркестра: струнных, небольшого количества ударных и двух голосов - сопрано и баса. В симфонии звучат стихи Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, М. Рильке и Вильгельма Кюхельбекера, Посвященная Бенджамину Бриттену симфония написана, по словам ее автора, под впечатлением «Песен и плясок смерти» М. П. Мусоргского. В великолепной статье «Из глубины глубин», посвященной Четырнадцатой симфонии, Мариэтта Шагинян писала: «…Четырнадцатая симфония Шостаковича, кульминация его творчества. Четырнадцатая симфония,- мне бы хотелось назвать ее первыми «Страстями Человеческими» новой эпохи,- убедительно говорит, насколько нужны нашему времени и углубленная трактовка нравственных противоречий, и трагедийное осмысление душевных испытаний («страстей»), сквозь искус которых проходит человечество».

Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича сочинена летом 1971 года. После многолетнего перерыва композитор возвращается к чисто инструментальной партитуре симфонии. Светлый колорит «игрушечного скерцо» I части ассоциируется с образами детства. В музыку органично «вписывается» тема из увертюры Россини «Вильгельм Телль». Траурная музыка начала II части в мрачном звучании медной группы рождает мысли об утрате, о первом страшном горе. Зловещей фантастикой наполнена музыка II части, какими-то чертами напоминающая сказочный мир «Щелкунчика». В начале IV части Шостакович снова прибегает к цитате. На этот раз это - тема судьбы из «Валькирии», предопределяющая трагическую кульминацию дальнейшего развития.

Пятнадцать симфоний Шостаковича - пятнадцать глав летописи-эпопеи нашего времени. Шостакович стал в ряды тех, кто активно и непосредственно преобразует мир. Его оружие - музыка, ставшая философией, философия - ставшая музыкой.

Творческие устремления Шостаковича охватывают все существующие жанры музыки - от массовой песни из «Встречного» до монументальной оратории «Песнь о лесах», опер, симфоний, инструментальных концертов. Значительный раздел его творчества посвящен камерной музыке, один из опусов которой - «24 прелюдии и фуги» для фортепиано занимает особое место. После Иоганна Себастьяна Баха к полифоническому циклу такого рода и масштаба мало кто отваживался прикоснуться. И дело не в наличии или отсутствии соответствующей техники, особого рода мастерства. «24 прелюдии и фуги» Шостаковича не только свод полифонической мудрости XX века, они ярчайший показатель силы и напряжения мышления, проникающего в глубь сложнейших явлений. Этот тип мышления сродни интеллектуальной мощи Курчатова, Ландау, Ферми, и потому прелюдии и фуги Шостаковича поражают не только высоким академизмом раскрытия тайн баховского многоголосия, а прежде всего философичностью мышления, проникающего действительно в «глубины глубин» своего современника, движущих сил, противоречий и пафоса эпохи великих преобразований.

Рядом с симфониями большое место в творческой биографии Шостаковича занимают его пятнадцать квартетов. В этом скромном по количеству исполнителей ансамбле композитор обращается к тематическому кругу, близкому тому, о котором он повествует в симфониях. Не случайно некоторые квартеты возникают почти одновременно с симфониями, являясь их своеобразными «спутниками».

В симфониях композитор обращается к миллионам, продолжая в этом смысле линию бетховенского симфонизма, квартеты же адресованы более узкому, камерному кругу. С ним он делится тем, что волнует, радует, гнетет, о чем мечтается.

Ни один из квартетов не имеет специального названия, помогающего понять его содержание. Ничего, кроме порядкового номера. И тем не менее смысл их понятен каждому, кто любит и умеет слушать камерную музыку. Первый квартет - ровесник Пятой симфонии. В его жизнерадостном строе, близком неоклассицизму, с задумчивой сарабандой I части, по-гайдновски искрящимся финалом, порхающим вальсом и задушевным русским запевом альта, протяжным и ясным, чувствуется исцеление от тяжких дум, одолевавших героя Пятой симфонии.

Мы помним, как в годы войны важна была лирика в стихах, песнях, письмах, как умножало душевные силы лирическое тепло нескольких задушевных фраз. Им проникнуты вальс и романс Второго квартета, написанного в 1944 году.

Как непохожи друг на друга образы Третьего квартета. В нем и беззаботность юности, и мучительные видения «сил зла», и полевое напряжение отпора, и лирика, соседствующая с философским раздумьем. Пятый квартет (1952), предваряющий Десятую симфонию, а в еще большей степени Восьмой квартет (I960) наполнены трагическими видениями - воспоминаниями военных лет. В музыке этих квартетов, как и в Седьмой, Десятой симфониях, резко противостоят силы света и силы тьмы. На титульном листе Восьмого квартета значится: «Памяти жертв фашизма и войны». Этот квартет написан в течение трех дней в Дрездене, куда Шостакович выехал для работы над музыкой к кинофильму «Пять дней, пять ночей».

Наряду с квартетами, в которых отражен «большой мир» с его конфликтами, событиями, жизненными коллизиями, у Шостаковича есть квартеты, которые звучат как страницы дневника. В Первом они жизнерадостны; в Четвертом говорят о самоуглублении, созерцании, покое; в Шестом - раскрываются картины единения с природой, глубокой умиротворенности; в Седьмом и Одиннадцатом - посвященным памяти близких людей, музыка достигает почти речевой выразительности, особенно в трагедийных кульминациях.

В Четырнадцатом квартете особенно ощутимы характерные черты русского мелоса. В І части музыкальные образы захватывают романтической манерой высказывания широкой амплитуды чувствований: от проникновенного восхищения перед красотами природы до порывов душевного смятения, возвращающегося к покою и умиротворенности пейзажа. Адажио Четырнадцатого квартета заставляет вспомнить русский по духу запев альта в Первом квартете. В III - финальной части - музыка очерчена танцевальными ритмами, звучащими то более, то менее отчетливо. Оценивая Четырнадцатый квартет Шостаковича, Д. Б. Кабалевский говорит о «бетховенском начале» его высокого совершенства.

Пятнадцатый квартет впервые прозвучал осенью 1974 года. Структура его необычна, он состоит из шести частей, следующих без перерыва одна за другой. Все части идут в медленном темпе: Элегия, Серенада, Интермеццо, Ноктюрн, Траурный марш и Эпилог. Пятнадцатый квартет поражает глубиной философской мысли, столь свойственной Шостаковичу во многих произведениях и этого жанра.

Квартетное творчество Шостаковича являет собой одну из вершин развития жанра в послебетховенский период. Так же, как в симфониях, здесь царит мир высоких идей, раздумий, философских обобщений. Но, в отличие от симфоний, в квартетах есть та интонация доверительности, которая мгновенно будит эмоциональный отклик аудитории. Это свойство квартетов Шостаковича роднит их с квартетами Чайковского.

Рядом с квартетами, по праву одно из высших мест в камерном жанре занимает Фортепианный квинтет, написанный в 1940 году, произведение, сочетающее глубокий интеллектуализм, особенно сказывающийся в Прелюдии и Фуге, и тонкую эмоциональность, где-то заставляющую вспомнить левитановские пейзажи.

К камерной вокальной музыке композитор обращается все чаще в послевоенные годы. Возникают Шесть романсов на слова У. Ралея, Р. Бёрнса, В. Шекспира; вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии»; Два романса на стихи М. Лермонтова, Четыре монолога на стихи А. Пушкина, песни и романсы на стихи М. Светлова, Е. Долматовского, цикл «Испанские песни», Пять сатир на слова Саши Черного, Пять юморесок на слова из журнала «Крокодил», Сюита на стихи М. Цветаевой.

Такое обилие вокальной музыки на тексты классиков поэзии и советских поэтов свидетельствует о широком круге литературных интересов композитора. В вокальной музыке Шостаковича поражает не только тонкость ощущения стиля, почерка поэта, но и умение воссоздать национальные особенности музыки. Это особенно ярко в «Испанских песнях», в цикле «Из еврейской народной поэзии», в романсах на стихи английских поэтов. Традиции русской романсной лирики, идущие от Чайковского, Танеева, слышатся в Пяти романсах, «пяти днях» на стихи Е. Долматовского: «День встречи», «День признаний», «День обид», «День радости», «День воспоминаний».

Особое место занимают «Сатиры» на слова Саши Черного и «Юморески» из «Крокодила». В них отражена любовь Шостаковича к Мусоргскому. Она возникла в юные годы и проявилась сначала в его цикле «Басен Крылова», затем - в опере «Нос», затем - в «Катерине Измайловой» (особенно в IV акте оперы). Трижды обращается Шостакович непосредственно к Мусоргскому, наново оркеструя и редактируя «Бориса Годунова» и «Хованщину» и впервые оркеструя «Песни и пляски смерти». И снова преклонение перед Мусоргским сказывается в поэме для солиста, хора и оркестра - «Казнь Степана Разина» на стихи Евг. Евтушенко.

Какой же сильной и глубокой должна быть привязанность к Мусоргскому, если, обладая такой яркой индивидуальностью, узнать которую можно безошибочно по двум-трем фразам, Шостакович так смиренно, с такой любовью - не подражает, нет, а перенимает и по-своему трактует манеру письма великого музыканта-реалиста.

Когда-то, восхищаясь гением Шопена, только что появившегося на европейском музыкальном небосклоне, Роберт Шуман писал: «Если бы жив был Моцарт, он написал бы концерт Шопена». Перефразируя Шумана, можно сказать: если б жил Мусоргский, он написал бы «Казнь Степана Разина» Шостаковича. Дмитрий Шостакович - выдающийся мастер театральной музыки. Ему близки разные жанры: опера, балет, музыкальная комедия, эстрадные представления (Мюзик-холл), драматический театр. К ним же примыкает музыка к кинофильмам. Назовем только несколько работ в этих жанрах из более чем тридцати кинофильмов: «Златые горы», «Встречный», «Трилогия о Максиме», «Молодая гвардия», «Встреча на Эльбе», «Падение Берлина», «Овод», «Пять дней - пять ночей», «Гамлет», «Король Лир». Из музыки к драматическим спектаклям: «Клоп» В. Маяковского, «Выстрел» А. Безыменского, «Гамлет» и «Король Лир» В. Шекспира, «Салют, Испания» А. Афиногенова, «Человеческая комедия» О. Бальзака.

Как ни различны по жанрам и масштабам работы Шостаковича в кино и театре, их объединяет одна общая черта - музыка создает свой, как бы «симфонический ряд» воплощения идей и характеров, оказывающий влияние на атмосферу фильма или спектакля.

Несчастливо сложилась судьба балетов. Здесь вина целиком падает на неполноценную сценарную драматургию. Но музыка, наделенная яркой образностью, юмором, блестяще звучащая в оркестре, сохранилась в виде сюит и занимает заметное место в репертуаре симфонических концертов. С большим успехом на многих сценах советских музыкальных театров идет балет «Барышня и хулиган» на музыку Д. Шостаковича по либретто А.Белинского, взявшего в основу киносценарий В. Маяковского.

Дмитрий Шостакович внес большой вклад в жанр инструментального концерта. Первым написан фортепианный концерт до минор с солирующей трубой (1933). Своей молодостью, озорством, юношеской обаятельной угловатостью концерт напоминает Первую симфонию. Через четырнадцать лет появляется глубокий по мысли, великолепный по размаху, по виртуозному блеску, скрипичный концерт; за ним, в 1957 году, Второй фортепианный концерт, посвященный сыну, Максиму, рассчитанный на детское исполнение. Список концертной литературы, вышедшей из-под пера Шостаковича, завершают виолончельные концерты (1959, 1967) и Второй скрипичный концерт (1967). Концерты эти - менее всего рассчитаны на «упоение техническим блеском». По глубине мысли и напряженной драматургии они занимают место рядом с симфониями.

Перечень сочинений, приведенный в данном очерке, включает только наиболее типичные произведения в основных жанрах. За пределами списка остались десятки названий в разных разделах творчества.

Путь его к мировой славе,- путь одного из величайших музыкантов ХХ столетия, смело устанавливающего новые вехи мировой музыкальной культуры. Путь его к мировой славе, путь одного из тех людей, для которых жить - значит быть в самой гуще событий каждого для своего времени, глубоко вникать в смысл происходящего, занимать справедливую позицию в спорах, столкновениях мнений, в борьбе и откликаться всеми силами своего гигантского дарования на все то, что выражено одним великим словом - Жизнь.

Родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович в Санкт-Петербурге в 1906 году. Исключительно талантливый молодой человек получил музыкальное образование в Петроградской консерватории, в которую был принят в возрасте 13 лет. Он изучал фортепиано и композицию, а также параллельно занимался дирижированием.

Уже в 1919 году Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение - Скерцо fis-moll. Время после революции было трудным, но Дмитрий учился очень усердно и почти каждый вечер посещал концерты Петроградской филармонии. В 1922 году скончался отец будущего композитора, и семья осталась без средств к существованию. Так молодому человеку пришлось подрабатывать тапером в кинотеатре.

В 1923 году Шостакович окочил консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 - по композиции. Его дипломной работой стала Первая симфония. Ее триумфальная премьера состоялась в 1926 году, а уже в возрасте 19 лет Шостакович стал всемирно известным.

Творчество

В молодости Шостакович много писал для театра, он является автором музыки трех балетов и двух опер: «Нос» (1928) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1932). После ожесточенной и публичной критики в 1936 году композитор изменил направление, и начал преимущественно писать произведения для концертного зала. Среди огромной массы оркестровой, камерной и вокальной музыки самыми заметными являются два цикла из 15 симфоний и 15 струнных квартетов. Они относятся к числу наиболее часто исполняемых произведений XX века.

В начале Великой Отечественной войны Дмитрий Дмитриевич Шостакович начал работать над Седьмой симфонией ("Ленинградской"), которая стала символом борьбы военного времени. В годы войны также была написана Восьмая симфония, в которой композитор отдал дань неоклассицизму. В 1943 году Шостакович переехал из Куйбышева, в котором проживал во время эвакуации, в Москву. В столице он преподавал в Московской консерватории.

В 1948 году Шостакович подвергся жестокой критике и унижению на съезде советских композиторов. Его обвинили в «формализме» и «пресмыкательстве перед Западом». Как и в 1938 году, он стал персоной нон-грата. Его лишили звания профессора и обвинили в профнепригодности.

Шостакович тесно сотрудничал с некоторыми из величайших исполнителей своего времени. Евгений Мравинский играл на премьерах многих его оркестровых произведений, а для скрипача Давида Ойстраха и виолончелиста Мстислава Ростроповича композитор написал пару концертов.

В последние годы Шостакович страдал от неудовлетворительного состояния здоровья и долгое время находился на лечении в больницах и санаториях. Композитор страдал от рака легких и заболевания, связанного с поражением мышц. Музыка его последнего периода, в том числе две симфонии, его поздние квартеты, его заключительные вокальные циклы и соната для альта op.147 (1975), является темной, отражающей много мучений. Он умер в Москве 9 августа 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

Дмитрий Дмитриевич Шостакович был женат три раза. Нина Васильевна - первая супруга - была астрофизиком по профессии. но отказавшись от научной карьеры, она полностью посвятила себя семье. В этом браке появились на свет сын Максим и дочь Галина.

Второй брак с Маргаритой Кайновой очень быстро распался. Третья жена Шостаковича - Ирина Супинская - работала редактором издательства «Советский композитор».

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...