Авиньонский театральный фестиваль. Под открытым небом


Подготовка обзора лучших театральных событий лета в Европе стала настоящим вызовом для редакции попутно . Мы везде хотим и, написав статью, пытаемся теперь смириться с тем, что никто не отпустит нас ездить все лето по фестивалям. Помимо культурной значимости особенно манит то, что все события, упомянутые в обзоре, проходят в небольших старых городах – там, где замки, средневековые улицы и невероятная природа вокруг. В то же время поездка на эти фестивали не станет мучением с точки зрения логистики – самолеты летают, поезда ходят, дороги проложены. Западная Европа всё-таки.

1. Авиньонский фестиваль (Festival d’Avignon), Франция







  • когда: 6-26 июля
  • сайт: www.festival-avignon.com
  • цены: в среднем пару десятков евро за билет

Один из крупнейших театральных фестивалей Европы проходит в июле в городе Авиньон на юге Франции. Каждый год в Авиньон привозят от 35 до 50 спектаклей. Французские и международные постановки представлены обычно в равной степени. Директор фестиваля Оливье Пи, как правило, приглашает признанных звезд европейского театра, но в то же время стремится найти и новые имена. Мероприятия проходят приблизительно на 20 площадках, многие из которых – временные сцены под открытым небом в живописных исторических местах. Самый известный и главный «театр» сооружают по дворе Папского дворца – памятника готической архитектуры, служившего резиденцией глав католической церкви в XIV веке.

Как добраться

В небольшом Авиньоне (90 тысяч населения) есть аэропорт, и он даже принимает рейсы, но, к сожалению, только с острова Корсика и из нескольких городов Великобритании. Ближайший более-менее значимый транспортный хаб – Марсель. Расстояние от Марселя до Авиньона – 106 километров. Проделать этот путь можно на быстром удобном поезде или, само собой, на машине. Через Париж лететь не советуем – до Авиньона почти 700 км. Разве что если вы планируете большое автомобильное путешествие по Франции.

2. Зальцбургский летний фестиваль (Salzburger Festspiele), Австрия







  • когда: 21 июля – 30 августа
  • сайт: www.salzburgerfestspiele.at
  • цены: от пары десятков до нескольких сотен евро

В июле-августе в Зальцбурге (Австрия) состоится один из главных в мире фестивалей театра и классической музыки, в программу которого входят концерты, оперные и драматические спектакли. Регулярно фестиваль проводится почти сто лет, а нерегулярные успешные попытки его проведения стартовали в 1877 году. Одним из спектаклей драматической программы обязательно станет «Имярек» Гуго де Гофмансталя, с постановки которого формально начался фестиваль в 1920 году. Лучшие оперные артисты и дирижеры мира считают честью выступить в Зальцбуге. Стоимость билетов колеблется от пары десятков до нескольких сотен евро – зависит от престижности мероприятия и выбранного места. Заняться организацией поездки лучше сильно заранее: на спектакли со звездами вроде Анны Нетребко или Чечилии Бартоли билеты разбирают мгновенно.

Как добраться

Дорога в Зальцбург лежит через Вену или Мюнхен. Из Вены проще всего добраться на фестиваль на поезде. Время в пути составит от 2 часов 40 минут, поезда отправляются каждый час. Если вы стремитесь минимизировать время в дороге, обратите внимание на авикомпанию Austrian, которая предлагает билеты непосредственно в Зальцбург с пересадкой в Вене. Если вы путешествуете на своем автомобиле, то в вашем распоряжении будут прекрасные австрийские автобаны. Расстояние – около 300 км. От Мюнхена – еще ближе, всего 144 км. И на машине, и на поезде время в пути составит менее двух часов.

3. Фестиваль в Брегенце (Bregenzer Festspiele), Австрия









  • когда: 19 июля – 20 августа
  • сайт: bregenzerfestspiele.com
  • цены: от 30 до 300 евро (сцена на озере)

И снова опера, и снова Австрия. Фестиваль в Брегенце не сопоставим с Зальцбургским ни по масштабу, ни по количеству звезд на сцене, но главная и неповторимая звезда здесь – сама сцена. Возведение сцены на Боденском озере занимает около 12 месяцев. Например, в создании сцены для постановки оперы «Турандот» (Пуччини) участвовали около 40 компаний из четырех европейских стран. Стена, которую вы видите на картинке ниже, состоит из 29 тысяч стальных и деревянных элементов. Ширина – 72 метра, высота – 27 метров. Количество воинов «Терракотовой армии» у сцены – более двухсот.

Помимо постановки на озере программа фестиваля включает ряд других театрально-музыкальных мероприятий: концерты, оперные постановки, мастер-классы.

Как добраться

Ближайший большой аэропорт к Брегенцу – Цюрих (около 120 км). Поближе, но с меньшим количеством рейсов: Мемминген (75 км) и Фридрихсхафен (38 км). Подальше, но совсем хорошо с рейсами – Мюнхен (190 км). Из аэропорта можно легко добраться в Брегенц на поезде или на машине.

4. Эдинбургский фестиваль (Edinburgh Festival), Шотландия





  • когда: 4-28 августа
  • сайт: www.eif.co.uk и www.edfringe.com
  • цены: большая часть шоу в пределах 10-30 фунтов, есть бесплатные, есть и подороже, потолок — 150 фунтов

Каждый август Эдинбург становится местом проведения более десятка околокультурных событий, инициированных разными организаторами, но объединенных под общим брендом «Эдинбургский фестиваль». Самые крупные из них – Эдинбургский международный фестиваль (Edinburgh International Festival) и фестиваль Фриндж (Fringe).

Эдинбургский международный фестиваль – более традиционный, но никак не скучный. Между оперными постановками с участием мировых звезд и концертами классической музыки проходят выступления рок-групп. Бродвейский театральный хит делит афишу с пьесами молодых шотландских драматургов и радикальной интерпретацией Шекспира. Балетная программа почти полностью состоит из contemporary.

Fringe – крупнейший фестиваль искусств в мире, праздник свободного творчества, выступить на котором может любой желающий. В первую очередь на Fringe стоит ехать за экспериментальными театральными постановками и за стэнд-апом. Понятно, что все 50 тысяч выступлений (и это реальная цифра, а не гипербола) не могут быть одинаково хороши, но в свое время на Fringe выступали Роуэн Аткинсон и Эдди Иззард, Стивен Фрай и Хью Лори, участники Monty Python и Стив Куган.

  • Берите байки в аренду на .
  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Авиньон очень хорош, почти так же хорош, как и , которым я не устаю восхищаться. Город Авиньон является административным центром департамента Воклюз, находящегося в Провансе, это юг Франции. Мы посвятили этому городу всего лишь пол дня, в течении , — это очень мало для такого живописного города с очень богатой историей, множеством значимых музеев.

    Самой большой достопримечательностью Авиньона является, безусловно — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, как и весь исторический центр, дворцу я посвятила отдельную статью. Но и сам старый город очень, очень живописен и интересен.

    В Авиньоне сохранились старинные трехметровые стены XIII-XIV веков почти целиком, только местами в них были сделаны проломы для удобства. Стены были построены в период Авиньонского пленения Пап, для защиты курии в тот непростой период.

    Стены Авиньона

    Я бы с удовольствием прошлась просто вдоль стен пешком при других обстоятельствах, настолько они хороши, а также хороши многочисленные ворота. клумбы и даже инсталляции в современном стиле перед стенами. Жаль что я все это не фотографировала.



    Стены Авиньона

    С 1947 года в Авиньоне проходят театральные фестивали, мы как раз застали фестиваль. Это наверное одно из прекраснейших дополнений к великолепной архитектуре и богатой истории. Театральный фестиваль привносит непередаваемое ощущение праздника и веселья.

    Авиньонский театральный фестиваль можно без преувеличения назвать главным культурным событием Франции, которое проводится в летнее время. Он был организован более пятидесяти лет назад всемирно известным режиссером Жаном Виларом. Являясь самым старым театральным фестивалем в Европе, он до сих пор удивляет своих благодарных поклонников авангардными идеями, новыми талантливыми актерами и высоким искусством игры. Во время проведения данного мероприятия экскурсионные туры в Авиньон скупаются нарасхват, ведь каждый уважающий себя турист, путешествующий по Франции, мечтает попасть хотя бы на некоторые представления известных театральных трупп. Тем более, что места строго ограничены. Единоразово арт – площадка вмещает не более двух тысяч человек. Традиционно фестиваль проходит на открытой сцене Курдонер во внутреннем дворике Папского дворца. За период проведения мероприятия театральные постановки успевают продемонстрировать более двадцати художественных коллективов со всего мира. Здесь представлены все виды этого мастерства – драма, комедия, мюзикл, пантомима и кукольные спектакли. Отдельной частью Авиньонского фестиваля считается театральная ярмарка Festival du Off, где выступают молодые, малоизвестные коллективы. В основном их актерами демонстрируются экспериментальные постановки. Спектакли ярмарки проходят везде: в парках, магазинах, ночных клубах, на церковных площадях и просто на улицах.

    Во французском городе Авиньоне в четверг открывается один из самых масштабных и престижных международных театральных форумов - Авиньонский фестиваль (Festival d"Avignon). В этом году он станет 71-м по счету, но на сей раз пройдет без российских участников. Об этом ТАСС сообщила куратор театральных проектов, специалист Французского института в России Ирина Зайцева.

    Она напомнила, что фестиваль ведет историю с 1947 года, когда знаменитый французский актер и режиссер Жан Вилар организовал в Авиньоне "Неделю драматического искусства". Она прошла с огромным успехом, и со следующего года там стали проводить театральный фестиваль. Жан Вилар возглавлял его до 1971 года.

    До середины 1990-х годов в Авиньоне показывались в основном французские коллективы, приглашения зарубежных театров носили эпизодический характер. Заслуга превращения Авиньонского фестиваля в международный театральный смотр принадлежит Бернару Фэвру д"Арсье, занимавшему пост директора в 1980-1984 и в 1993-2003 годах.

    "Именно д"Арсье включил в программу фестиваля спектакли коллективов из Японии, Кореи, Тайваня (КНР), Индии, стран Африки и Латинской Америки, а в 1997 году устроил в Авиньоне "русский сезон", - отметила Зайцева. - Также д"Арсье добился того, чтобы финансирование фестиваля перешло с муниципального на государственный уровень".

    Ныне Авиньонский фестиваль возглавляет известный драматург, режиссер и актер Оливье Пи, который занимает директорский пост с 2013 года. "Но в прошлом году, досрочно, его мандат был продлен до 2021 года", - проинформировала собеседница агентства, добавив, что в этом году на 150 тысяч евро увеличен и бюджет фестиваля.

    Программа нынешнего года обещает быть насыщенной и разнообразной. Как всегда, она пройдет на всех сценических площадках города, а также на открытом воздухе - на улицах, площадях и в парках. В официальной афише - 41 спектакль и 9 междисциплинарных мероприятий. Продлится фестивальный марафон три недели - до 26 июля.

    Авиньон-2017

    Зайцева рассказала, что Авиньон-2017 посвящается Африке. Главными темами фестиваля станут политика, проблема роста националистических настроений и проблемы семьи. В фестивале участвует целая обойма известных мастеров, но 70 процентов артистов впервые представлены в программе смотра, подчеркнула собеседница агентства. "Достижением считают организаторы и состав публики, в котором, по предварительным данным, 20 процентов будут зрители моложе 30 лет", - отметила она.

    По традиции откроется фестиваль на главной площадке Авиньона - в Почетном дворе Папского дворца, где будет показана трагедия Софокла "Антигона" в постановке японского режиссера Сатоши Мияги. "Этот режиссер известен в разных странах, знают его и в России", - прокомментировала Зайцева, напомнив, что на Чеховском фестивале в Москве в 2015 году была показана "Махабхарата" в постановке Сатоши Мияги.

    Среди широко известных мастеров, участвующих в Авиньоне-2017, значится немецкий режиссер Франк Касторф, который поставил спектакль по "Кабале святош" Михаила Булгакова, объединив в нем немецких и французских артистов. Знаменитая англичанка Кэти Митчелл представит "Служанок" Жана Жене, которых поставила с голландскими актерами. Директор фестиваля Оливье Пи инсценировал свой роман "Парижане".

    Известный французский актер Робен Ренуччи посвятил свой спектакль детям, а популярная актриса Жюльетт Бинош вспомнит в своем музыкальном посвящении певицу Барбару. Прекрасную и трагическую историю любви двух паровозов расскажет авиньонским зрителям кукольный спектакль "Рамона" Тбилисского театра Резо Габриадзе.

    "Все спектакли просто невозможно перечислить, а тем более имена их создателей, среди которых много новых, их еще предстоит открыть", - сказала собеседница агентства. "Также состоятся мастер-классы, творческие встречи, лекции, пройдут "Уроки демократии", - продолжила она.

    "Программа очень разнообразна и многонациональна, и хотя в этом году в ней нет российских участников, "русский след" в истории Авиньонского фестиваля ярок и значителен. Надеюсь, что в будущем он получит продолжение", - пожелала куратор театральных проектов Ирина Зайцева.

    Русский след

    В 1997 году в рамках "русского сезона" в Авиньоне было показано девять спектаклей российских режиссеров, в том числе постановки Петра Фоменко, Валерия Фокина, Сергея Женовача.

    В 1998 году Россия привезла на фестиваль "Грозу" Островского в постановке Генриетты Яновской и малоизвестную пьесу Чехова "Татьяна Репина" режиссера Валерия Фокина.

    В 2000 году с аншлагами прошли выступления Московского театра на Таганке, показавшего "Марат-Сад" в постановке Юрия Любимова.

    В 2001 году Россию представлял спектакль "Борис Годунов", поставленный английским режиссером Декланом Доннелланом с группой московских актеров.

    В 2006 году в фестивале участвовал Московский театр "Школа драматического искусства", представлявший спектакли "Моцарт и Сальери. Реквием" и "Песнь XXIII. Погребенье Патрокла. Игры" в постановке Анатолия Васильева.

    В 2015 году театр "Гоголь-центр" показывал спектакль Кирилла Серебренникова "Идиоты" по сценарию одноименного фильма Ларса фон Триера, действие которого перенесено в современную Москву. В 2016 году Серебренников был приглашен в Авиньон с гоголевскими "Мертвыми душами".

    1. НАЧАЛО

    В 1947 году известный французский актер и режиссер Жан Вилар впервые организовал в Авиньоне «Неделю драматического искусства» и, вдохновившись ее успехом, задумался о ежегодном фестивале. Он мечтал о создании нового театра, более демократичного, свободного, доступного всем слоям населения (даже сейчас организаторы Авиньонского смотра, памятуя о его заветах, не поднимают цены на билеты выше 40 евро) и появлении другого зрителя - умного, современного, обладающего прогрессивными взглядами и устойчивой психикой, способной «переварить» любые эксперименты. Вилар был в чем-то близок постмодернистам, несущим элитарное искусство в массы. Он мечтал «обновить театр… открыть искусству свежий воздух, чтобы оно не задохнулось в салонах и подвалах; воссоединить архитектуру с драмой». Именно с того времени фестиваль проводится под открытым небом, а спектакли играются в естественных декорациях (и нередко потом оказываются непредставимыми без них и больше нигде не показываются).

    Вилар пригласил на фестиваль и в свою труппу Национального народного театра молодых Жерара Филиппа и Марию Казарес, блиставшую в «Орфее» Жана Кокто, решительно снизил цены на билеты, тщательно выстроил репертуар, в котором, помимо французской классики, оказались спектакли по Клейсту, Бюхнеру и Брехту, и привлек к участию в постановках лучших художников и композиторов. В тот момент Франция переживала духовный и интеллектуальный подъем, и Авиньонский театральный фестиваль стал его отражением. Жан Вилар пробыл на посту руководителя аж до 1971 года.

    2. ЛАБОРАТОРИЯ ПРЕМЬЕР


    Сейчас Авиньонский фестиваль - масштабный театральный форум, который профессионалы в сфере искусства рассматривают в качестве открытой творческой лаборатории. Сюда стремятся актуальные режиссеры из разных стран, здесь рождаются новые тренды и формируется театральный процесс. Обнаруженные находки впоследствии тиражируются по всему миру. Нередко то, что дома кажется ультрасовременным, на Авиньонском фестивале уже не вписывается в формат. Официальная программа фестиваля включает около 40 представлений, неофициальная - более 300, а еще есть выставки, лекции, публичные дискуссии и круглые столы на тему театра и культурной политики, встречи с актерами, читки пьес и сценариев. Здесь нет единой генеральной линии, которой все обязаны придерживаться, среди участников попадаются люди противоположных взглядов и убеждений: политизированные и не очень, циники и мечтатели, сатирики и философы, мизантропы и альтруисты - 3500 профессионалов в сфере исполнительского искусства ежегодно.

    Во времена правления Вилара фестиваль был национальным, но после 1971 года наметился курс на интернализацию, и в средневековый Авиньон потянулись деятели искусств со всего мира. В результате чего проведение фестиваля приносит городу прибыль до 25 млн евро в год.

    3. КАРНАВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА


    Помимо высокохудожественной, прошедшей строгий отбор и утвержденной экспертами официальной программы, в Авиньоне есть еще и так называемая программа OFF: десятки театральных компаний устраивают гастроли за свой счет, надеясь на выручку от продажи билетов, приобретение статуса «участника Авиньонского фестиваля» и признание публики. Тут уже качества никто не гарантирует, и зрители выбирают спектакли на свой страх и риск - поддавшись уговорам зазывал или собственному любопытству. Но именно благодаря присутствию огромного количества разношерстых, никому не известных, наглых и назойливых, безбашенных и талантливых артистов неофициальной программы Авиньон на три недели фестиваля преображается, словно Венеция во время карнавала, и становится таким притягательным для туристов. Стены домов невозможно рассмотреть из-за наклеенных друг на друга афиш, по улицам бродят ряженые, кукольники и мимы, по бульварам колесят «музыкальные тележки» - такой атмосферы больше нет нигде, и изумленная публика тоже становится частью этого театрального маскарада.

    Авиньонский фестиваль всегда подчеркивал свою демократичность и независимость - у него нет ни спонсоров, ни рейтингов, ни премий. И даже сам арт-директор Оливье Пи разъезжает по городу в белой рубашке на велосипеде - обаятелен, прост и доступен для каждого.

    4. ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ


    «Воссоединение архитектуры с драмой» Жан Вилар понимал буквально, и спектакли предложил играть в огромном дворе Папского дворца, который и сейчас остается главной сценой Авиньонского фестиваля. Римская католическая церковь обосновалась на юге Франции в начале XIV века, и здесь правили семь законных понтификов - так называемое Авиньонское пленение пап с 1309-го по 1378 год. Все это время Папский дворец достраивали, и теперь это самое большое готическое сооружение Европы. Многие спектакли, которые были показаны в этих стенах, без них и непредставимы.

    Всего у Авиньонского фестиваля около 20 различных площадок: это и двор Монастыря кармелитов; и карьер Бульбон - заброшенная каменоломня в горах, в 15 километрах от города, где Питер Брук впервые показал свою восьмичасовую «Махабхарату», завершившуюся настоящим восходом солнца; и Монастырь Святого Людовика, где находится штаб-квартира фестиваля, и Дом Жана Вилара, и Церковь целестинцев, ставшая естественной декорацией для картины «Рай» из «Божественной комедии» Ромео Кастеллуччи. Фото затопленного храма, посреди которого стоит обгоревший рояль, облетело все театральные издания мира. А лет 15 назад Генриетта Яновская показывала здесь «Грозу», и стремление ввысь, к Богу религиозной Катерины, сожалеющей о том, что люди не летают так, как птицы, становилось понятным, а спектакль приобретал иное измерение и масштаб.

    5. МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ


    История фестиваля отнюдь не безоблачна - несколько раз за всю историю он был под угрозой срыва. В мятежном 1968 году в Авиньон съехалась бунтующая молодежь со всей Франции. Студенты выгнали из театра великого мима Жана-Луи Барро, чуть не довели Жана Вилара до инфаркта голословными обвинениями и сорвали спектакль Мориса Бежара, высыпав на сцену прямо во время представления. При этом в программе фестиваля были и бунтари Годар с Трюффо, и спектакли культового американского Living Theatre.

    Второй большой скандал случился в 2003-м, когда работники французских театров взбунтовались против проведенной правительством реформы заработной платы. Директор фестиваля Бернар Фэвр д"Арсье поддержал бастующих и лично попытался урегулировать конфликт с Министерством культуры. Государство на уступки не пошло, смотр отменили, а директор лишился поста. Во время пресс-конференции у Бернара Фэвр д"Арсье дрожал голос, и его слушатели плакали. А Авиньон опять понес убытки в 2014-м, когда новый законопроект подтвердил условия трудовых соглашений 2003 года. По Франции прокатилась волна протестов: в Ля Рошели, Арле, Марселе, Экс-ан-Провансе, Монпелье. Однако Оливье Пи, который как раз тогда принял бразды правления смотром, хотя и пожертвовал шестью спектаклями первой недели, отменять его целиком отказался.

    6. ТАНЦУЮЩИЕ С СИНДРОМОМ ДАУНА И ЧЕМПИОНАТ ПО МАСТУРБАЦИИ


    Публика Авиньонского фестиваля вынослива, образованна и не слишком агрессивна: никто доносов в министерство культуры не строчит и свиных голов к воротам театра не подкладывает. Крики «бу» и демонстративные уходы - довольно цивилизованное выражение недовольства. А провоцируют зрителей часто: то Томас Остермайер заставляет своего одутловатого Гамлета с пивным животом источать ругательства и есть землю; то Оливье Пи выпустит на сцену вонючий мотоцикл, Корделию в балетной пачке, с заклеенным черным пластырем ртом, голого Лира и Глостера, которому выковыряли глаза столовой ложкой; то Анхелика Лидделл покажет женщин, режущих коленки лезвием; то Жером Бель поставит балет на людей с синдромом Дауна, вызывая публику на неудобный разговор, то Ален Платель устроит трансвеститское кабаре с пожилыми мужчинами в дамских нарядах, исследуя особенности сексуальной идентичности, то Ян Фабр в «Оргии толерантности» проверит зрителей на прочность с помощью физиологически достоверного и удручающе долгого чемпионата по мастурбации. Режиссеры Авиньонского фестиваля не стесняются поднимать тяжелые темы, изучать под лупой фобии и перверсии и выворачивать наизнанку европейские ценности.

    7. ГЛАВНЫЕ ИМЕНА


    По хедлайнерам Авиньонского фестиваля можно изучать историю европейского и мирового театра. В 1960-х здесь шли спектакли Жана Вилара, в которых блистали Жерар Филипп и Мария Казарес, и прогрессивные опусы молодых режиссеров, созданные под влиянием французской новой волны. В 1967-м Морис Бежар, перевернувший наше представление о классическом балете, показал в Авиньоне «Мессу для нынешних дней». В середине 1970-х на первый план вышел американец Роберт Уилсон с его умением виртуозно тасовать разные стили и жанры и ошеломляющей визуальной образностью («Эйнштейн на берегу моря»). В 1980-м Джон Ноймайер всколыхнул общественность «богохульным» балетом «Страсти по Матфею» на музыку Баха, в котором вышел на сцену сам - и спасло его только безупречное филологическое образование, полученное в том числе и от священников ордена иезуитов. Пина Бауш привезла в Авиньон свои непонятные, абсурдные, революционные «Гвоздики», ставшие потрясением для публики. В 1988-м Люк Бонди ставил здесь любимого Шекспира, в «нулевых» Питер Брук открывал возможности карьера Бульбон, а Томас Остермайер превращал площадку величественного Папского дворца в заваленные мусором задворки мегаполиса («Войцек»), в 2010-м Кристоф Марталер вызывал религиозный экстаз с помощью обыкновенной сварки в «Папперлапапп» - саге об авиньонском «пленении пап», основанной на реальных событиях.

    8. РУССКАЯ ТЕМА


    Спектакли по русской классике - от Достоевского до Булгакова - появляются в афише Авиньонского фестиваля постоянно, а вот российских режиссеров на юге Франции не жалуют. «Русские сезоны» случились в Авиньоне лишь однажды: в 1997 году туда пригласили Петра Фоменко, Анатолия Васильева, Сергея Женовача, Евгения Каменьковича, Валерия Фокина, Каму Гинкаса, Ивана Поповски и Резо Габриадзе, чтобы составить свое представление о современном российском театре. «Прижился» на фестивале в качестве постоянного гостя только Анатолий Васильев. В 2006-м, когда из-за разногласий с мэром Москвы Юрием Лужковым его попросили освободить пост художественного директора «Школа драматического искусства», Васильев привез в Авиньон «Песнь 23-ю. Погребение Патрокла. Игры» и «Моцарта и Сальери», и больше уже в Россию не вернулся. Тем интереснее сейчас тот факт, что после почти десятилетнего отсутствия русских в Авиньоне туда уже второй год подряд едет Кирилл Серебренников. В 2015-м на смотре с большим успехом были показаны его «Идиоты» по сценарию одноименного фильма Ларса фон Триера, действие которого перенесено в современную Москву. А на нынешний, юбилейный, 70-й фестиваль создатель «Гоголь-центра» везет гоголевские «Мертвые души», где Чичикова играют американец Один Байрон и еврей Семен Штейнберг. Если один раз еще можно рассматривать как случайность, то два - уже тенденция, и это означает, что Серебренников «в обойме», и признан в качестве одного из лидеров европейского театрального авангарда.

    9. МОДА НА РЕСПЕКТАБЕЛЬНОСТЬ


    Был в истории Авиньонского фестиваля и творческий кризис, не связанный с событиями «Красного Мая» или войнами за возможность жить на пособие 11 месяцев в году. После отставки Бернара Фэвр д"Арсье директорами стали Ортанс Аршамбо и Венсан Бодрийе, взявшие курс на невербальный и жестко социальный театр. В афише стало больше современного танца (Йозеф Надж, Ян Фабр), который и танцем-то не назовешь: провокации, пластические этюды на тему насилия, агрессии, апокалиптического состояния мира. Критики заговорили о том, что эксперименты с движением как таковым и электронная визуальность вытесняют театр слова и больших идей. Публика жаждала глубины и метафизики, а ей предлагали мрачные перформансы с катающимися по полу обнаженными телами. Директора, чутко отреагировав на недовольство, начали каждый год приглашать для формирования программы фестиваля новых худруков. Сначала это был немецкий театральный ньюсмейкер №1 Томас Остермайер, потом - актриса «большого стиля», прима Comédie-Française Валери Древиль и режиссер Ромео Кастеллуччи, поставангардный по духу, но не чуждающийся чувственности, эмоциональности и завораживающей красоты. Нынешний директор Оливье Пи афишу формирует самостоятельно, но также предпочитает радикальным пластическим экспериментам классическую выучку и осмысленную работу со словом. С его приходом в афише стало больше звезд (Изабель Юппер, Фанни Ардан, Ханна Шигула), и теперь респектабельность вытесняет с подмостков современное искусство.

    10. АВИНЬОНСКОМУ ФЕСТИВАЛЮ - 70!


    В этом году самый престижный театральный фестиваль в мире отмечает 70-летний юбилей. В конце марта Оливье Пи выступил с программным заявлением («Как жить, когда политика то и дело доказывает свое вероломство?», «Когда революция невозможна, остается театр») и представил главные спектакли смотра, который пройдет в Авиньоне с 6 по 24 июля. Среди главных тем - политика, рост национализма, Ближний Восток и женщины-художницы. Откроется фестиваль сценической версией эпохальной «Гибели богов» Висконти в интерпретации бельгийского режиссера Иво ван Хове. Также в программе - сериал об истории Авиньонского фестиваля от итальянской бродячей труппы La Piccola Familia, 12-часовой марафон «2666» Жюльена Госселина, прославившегося своей постановкой «Элементарных частиц» Мишеля Уэльбека, «Карамазовы» Жана Беллорини, «Плот Медузы» Томаса Жолли, «Хроники убийства Рабина» Амоса Гитая с «музой Фасбиндера» Ханной Шигулой и известной актрисой-палестинкой, «Площадь героев», за которую Кристиан Люпа - национальный герой Польши - уже получил все возможные призы, новый спектакль Анхелики Лидделл и балет Сиди Лаби Шеркауи «Библия 7.16» и многое другое. Сам Оливье Пи работает над трагедией Эсхила «Прометей прикованный». Всего в официальной программе 26 драматических спектаклей, 7 танцевальных и 14 междисциплинарных. Французов и иностранцев - поровну. А символом фестиваля станет туринская лошадь (та самая, над страданиями которой, по легенде, плакал Ницше перед тем, как впасть в безумие), изображенная на афише художником Аделем Абдессемедом, которая то ли отбрыкивается от обидчиков, то ли преодолевает препятствие одним прыжком.

    Выбор редакции
    Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

    В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

    Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

    Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
    Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
    Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
    Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
    Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
    Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...