Архаический период Древней Греции (IX–VIII вв. Архаический период в истории Греции (8—6 вв


Архаический период в истории Древней Греции (750-480 гг. до н. э.) занимает особое место. В это время заложились основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики - это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа. О временных рамках архаического периода ведутся споры. Принято рассматривать его в пределах 8-5 веков до н.э.

Экономика и общество архаического периода

Перемены во всех сферах были обусловлены экономическим подъёмом. Использование железа позволило развить виноградарство и увеличить количество оливковой продукции. В результате излишки стали вывозить за пределы Греции, а получение прибыли стимулировало сельское хозяйство. Между полисами укреплялись связи, экономические преобразования заметно изменили Грецию. Как закономерный результат - появление денег, а количество земли уже не является показателем богатства. Во всех греческих полисах увеличилось количество ремесленников, торговцев, владельцев мастерских, крестьяне реализовывали продукцию на народных собраниях - города Греции начали формировать культурно, политически и экономически полноценное общество.

Темпы экономики росли быстро, и так же стремительно росло расслоение в обществе. В греческих полисах появились социальные группы и классы. Где-то такие процессы протекали интенсивнее, где-то медленнее - например, в зонах, где большее значение имело сельское хозяйство. Самым первым выделился класс торговцев и ремесленников. Эта прослойка породила «тиранию» - приход к власти с применением силы. Но среди тиранов было много тех, кто всячески поддерживал развитие торговли, ремёсел, кораблестроения. И только потом появились настоящие деспоты, и явление приобрело отрицательный оттенок.

Особый этап архаического периода - Великая греческая колонизация. Бедняки, не смирившиеся с расслоением, искали лучшей жизни в новых греческих колониях. Правителям такое положение дел было выгодно: так проще было распространить влияние на новые земли. Наиболее распространена была колонизация южного направления: восток Испании, Сицилия, часть Италии, Корсика и Сардиния. На юго-восточном направлении заселялись Северная Африка и Финикия, а на северо-восточном - берега Чёрного и Мраморного морей. Событием, впоследствии повлиявшим на ход истории, стало основание Византия - города-прародителя великого Константинополя. Но его развитие и рост относятся уже к другим, последующим эпохам.

Итогом социально-политического развития архаического периода стало рождение классического полиса – небольшого города-государства: несколько селений вокруг одного городского центра общей площадью в среднем 100–200 кв и с населением в 5–10 тыс. чел. (из них граждан 1–2 тыс.). Город являлся местом общественно значимых событий – религиозных обрядов и празднеств, народных собраний, театральных представлений, спортивных состязаний. Средоточием полисной жизни были центральная городская площадь (агора) и храмы. Духовную основу полиса составляло особое полисное мировоззрение (идеал общественно активного свободного гражданина, патриота и защитника отечества; подчинение личных интересов общественным). Небольшие рамки города-государства позволяли греку ощущать свою тесную связь с ним и свою ответственность за него (прямая демократия).

Культура архаического периода

Подробная статья —

Керамика и вазопись . Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.

В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. - краснофигурный стиль.

В керамике ориентализирующий стиль, в котором заметно влияние искусства Финикии и Сирии, вытесняет прежний геометрический стиль.

С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.

В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта - такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос - так называемые «волосы-шлем».

Архитектура. Архаика - время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

Скульптура. Формируются основные типы монументальной скульптуры - статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие, так и в виде рельефов - использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Архаический период - это время наиболее интенсивного развития античного общества, когда оно приобретает определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами. Именно тогда формируются классическое рабство, полис как основная форма политической организации, демократическая форма правления. Вырабатывается этническое самосознание: греки начинают осознавать себя единым народом. Рождаются понятия эллины, Эллада - с одной стороны, и варвары - с другой. Тогда же закладываются основы античной культуры.

Эпоха архаики - время становления греческой архитектуры , основные достижения которой связаны со строительством храмов. Греческие храмы были центрами общественной и деловой жизни полиса. Первоначально они строились на акрополях - укрепленных возвышенностях города, позднее стали возводиться на главных городских площадях. В отличие от христианских храмов, древнегреческие святилища не предназначались для собрания верующих. Народ во время культовых действий оставался вне помещения храма, видя его только снаружи. Это вызвало особое внимание к внешнему облику здания.

Основной тип древнегреческого храма - периптер («оперенный»), храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Уже в ранних постройках отчетливо выражено стремление к гармонии, соразмерности всех элементов архитектурного целого. Строительство храма было подчинено определенным правилам, обеспечивающим равновесие частей конструкции. Так складывается греческий архитектурный ордер (от латинского « ordo » - «порядок») - система пропорционального соотношения между несущими и несомыми частями постройки. Ордерное знание имеет ступенчатое основание, ряд вертикальных опор - колонн (несущие элементы) и балочное перекрытие - антамблемент (несомая часть).

В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом. Дорический стиль более мужественный, простой и мощный, ионический наряднее, легче и изящнее. Дорическая колонна тяжеловесна, ниже середины немного утолщена. Верхняя часть колонны - капитель - состоит из двух каменных плит, круглой нижней и квадратной верхней. Впоследствии колонны дорических храмов нередко заменялись мужскими фигурами (атлантами).

По сравнению с дорический, колонна ионического ордера более стройна и нарядна. Она имеет основание - базу , капитель украшена двумя изящными завитками - волютами . Карниз - горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания, - богато декорирован.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, широкое распространение получил коринфский стиль, щедро украшенный растительными мотивами.

В эпоху архаики было возведено множество храмов дорического и ионического стилей в различных греческих городах. Постройками дорического оредара являются храмы Геры и Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии (2-я половина 6 в. до н.э.). Ионические храмы - Артемиды в Эфесе, Геры на о-ве Самос. Все древнегреческие храмы покрывались многоцветными росписями, блистая на солнце множеством красок.

В архаический период возникает и монументальная скульптура - новый вид искусства, ранее неизвестный Греции. Наиболее типичными образцами архаической монументальной скульптуры были куросы и коры. Курос - статуя обнаженного юноши-атлета, кора - статуя стройной девушки в длинных одеждах. Так изображались и простые смертные, и боги, при этом создавался не индивидуализированный, а обобщенный образ. В мужских фигурах подчеркивалось атлетическое сложение, сила, мужество, в женских - благородная сдержанность и мягкость. Все куросы и коры стоят прямо, руки плотно прижаты к телу. Глаза широко открыты, уголки губ слегка приподняты (так называемая «архаическая улыбка»).

В эпоху архаики высочайшего уровня достигло искусство художников, которые занимались росписью глиняных ваз. Эти рисунки исполнялись в различной технике, например, чернофигурной или краснофигурной. В чернофигурных вазах на красноватый фон глины наносился рисунок, выполненный густым черным лаком. В краснофигурных , наоборот, черным лаком покрывался фон, фигуры же сохраняли естественный цвет глины, что позволяло более детально прорисовывать формы. Мастера с помощью линий намечали складки одежды, мускулы, черты лица. Содержание росписей обычно связано с мифологией, гомеровским эпосом, с изображением бытовых сцен.

Самыми значительными мастерами чернофигурной вазописи были Клитий и Эксекий (среди наиболее знаменитых его работ - амфора с изображением играющих в кости Ахилла и Аякса). Крупнейшим представителем краснофигурного стиля был Евфроний .

Формы сосудов столь же различны, как и их функции: в амфорах и кратерах хранили и смешивали вино с водой, килики и ритоны предназначались для питья, лекифы служили для культовых целей и так далее.

Основным достижением архаической эпохи в области литературы стало создание лирической поэзии (7 век до н.э.), которая пришла на смену героическому эпосу. Впервые в истории античной культуры поэзия заговорила о личных переживаниях человека.

Термин лирика связан с лирой: древнегреческие поэты не просто читали, а пели свои стихи, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Вероятно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства. Другое название поэзии, исполнявшейся под музыкальный аккомпанемент, - мелика , от греческого слова « melos » - песня, мелодия.

Центром лирики стал остров Лесбос. Здесь рано возникли свои музыкально-поэтические студии, куда приезжали учиться из разных областей эллинского мира. Одну из таких школ, для знатных девушек, возглавляла Сапфо (Сафо), жившая в 6 веке до н.э. - гениально одарённая поэтесса античности, умная, прекрасная собой. Ее творчество может считаться классическим образцом поэзии любви.

Другим замечательным представителем музыкально-поэтической школы Лесбоса был Алкей , современник Сапфо. Излюбленные темы его творчества - политическая борьба, изгнание, пиршественное застолье, любовь.

Славу античной лирики составили также произведения Архилоха , который вместо гекзаметра ввел в литературу новые стихотворные размеры (ямб, трохей), Анакреонта - певца мирских наслаждений, Тиртея , ставшего символом поэзии, воодушевляющей воинов на битву, Пиндара - создателя торжественных од-гимнов в честь родного отечества, победителей общегреческих спортивных игр.

К величайшим культурным достижениям греческой архаики относятся также рождение драмы, которая стала синтезом ранее сложившихся родов литературы, и появление «науки всех наук» - философии. Наконец, с архаической эпохой связано создание алфавитного письма: дополнив и преобразив финикийскую слоговую систему, греки изобрели всем доступный способ фиксации информации, который лег в основу европейских алфавитов.

В период архаики (VIII-VI вв. до н.э.) происходит интенсивное развитие античного общества. Росло население, повышался его жизненный уровень. Это был период прогресса в литейном производстве, успехов в изготовлении глиняной посуды. В это время возникают оживленные центры художественно-промышленного производства посуды (сначала Коринф и Мегара, затем Афины), где выработался знаменитый способ наведения черных фигур на блестящий красноватый фон, достигаемый путем примешивания железной окиси.

Характерная черта экономики этого периода истории Эллады – наличие довольно развитого обмена, что связывают с процессом колонизации и уходом массы населения в колонии, с ввозом продуктов из колонии в метрополию, с развитием в метрополии ремесел и вывозом их изделий в колонии.

Развитие таких форм экономики, как посредничество в торговле, подвоз и перевоз товаров, становится источником существования целых общин. Такой, например, была Эгина, роль которой особенно значительной была в транзитной торговле, посредничестве, поскольку население ее доставляло продукты в разные стороны Древней Греции.

Важнейшим показателем развития обмена в эпоху колониального расширения Эллады может служить возникновение и распространение в греческом мире монеты. Греки использовали при этом опыт древневосточных стран – принятые ими весовые и денежные единицы воспроизводят вавилонские восточные названия.

По мере развития производительных сил и обмена появляются новые рабочие руки – привозные рабы. Труд рабов используют в рудниках, в ремесле, в портовых и корабельных работах. Владение рабами, их покупка становятся важным способом расширения производства и обогащения.

С применением массового труда изменились размер предприятий и объем производства. Предприятия расширялись и приняли характер ремесленных мастерских. Ремесло отделилось от земледелия.

Появляются новые группы населения – судовладельцы, собственники ремесленных мастерских (эргастерий), которые с течением времени все больше определяют не только экономический, но и политический характер городов-государств-полисов, возникших в VIII-VI вв. до н.э. в Греции в результате борьбы новых социальных групп и сил с аристократией.

Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Самым крупным полисом были Афины, занимавшие территорию 2500 кв. км. Другие полисы были намного меньше, территория их не превышала 350 кв. км. Даже самые крупные города насчитывали не более нескольких тысяч жителей.

К началу архаического периода большинством полисов управляли аристократы, а системой правления была олигархия (власть немногих), но по мере расширения торговли начинает усиливаться и процветать среднее сословие торговцев, ремесленников и банкиров. Лишенное политических прав, оно начинает добиваться возможности участия в принятии решений. В стране возникают беспорядки, и для восстановления мира греки выбирают одного правителя, наделяя его всей полнотой власти.

Такого правителя стали называть тираном. Появление в Греции таких правителей относят к 650 г. до н.э. Вообще же, начиная с 750 г. до н.э. реальная власть Греции принадлежала ареопагу (совету), политику которого осуществляли три высших должностных лица – архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, т.е. выдающихся членов аристократических родов.

В 621 г. до н.э. недовольные системой правления и законами города афиняне на должность тирана назначили Драконта, создавшего первый в истории Греции писанный и очень жесткий свод законов. Драконт ввел публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. Свои реформы он основал на уже существовавших устных законах, но записал их и ужесточил, ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды. Вот почему по сей день жесткие меры и законы называют драконовскими.

В VI в. до н.э. драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном (640-635-ок. 559 до н.э.), предложившим афинянам целый ряд очень популярных мер: он воспрепятствовал продаже зерна за границу, освободил всех граждан от земельных долгов, прекратил практику продажи должников в рабство. Проданные за границу афиняне были выкуплены государством. Реформировал Солон также систему правления, в результате чего представители средних слоев могли занимать административные должности, даже бедным гражданам предоставлялось право голоса в народном собрании.

Реформы Солона, будучи прогрессивными, являлись одновременно попыткой примирить противостоявшие тогда друг другу социальные группы, попыткой компромисса. Для этого, как он сам пишет в своих элегиях, он попытался разумно соединить законность с насилием.

Борьба демократии и аристократии в полисах в VIII-VI вв. до н.э. способствовала выроботке целого ряда важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление.

Впервые этот принцип был зафиксирован в Конституции Клисфена (VI в. до н.э.) и в его реформе, согласно которой самым мелким социальным единицам – демам (коммунам) было дано самоуправление. В 508 г. до н.э. Клисфен из рода Алкмеонидов, вставший в результате гражданской войны во главе Афин, ввел новую систему правления, названную им демократией.

Желая привлечь народные массы к широкому участию в политической жизни, Клисфен ввел Совет 500, ставший постоянной комиссией народного собрания и вместе с должностными лицами заведовавший финансами и внешними делами и подготовлявший решения народного собрания.

С именем Клисфена история связывает появление в Афинах политического обычая – отракизма, состоявшего в том, что ежегодно, во время весеннего собрания народ опрашивался, должно ли в данном году состояться постановление об изгнании лица, подозреваемого в тиранических замыслах.

Опрос проходил тайной письменной подачей голосов, и в случае утвердительного ответа собиралось особое собрание для остракизации, в котором должно было участвовать не менее 6000 граждан. Осужденный лишался на время только своих политических, но не гражданских прав и уходил в изгнание.

В архаический период (750-480 гг. до н. э.) обновилась культура Греции. Центром новой системы ценностей стала человеческая личность, появились новые литературные жанры. На смену эпосу пришла лирическая поэзия, которая описывала радость, горе и чувства. Философия зародилась как наука в результате попыток греческих мыслителей понять, какое место в этом мире отведено человеку.

В Греции тех времён развивалась живопись, и лучший пример - керамика, сохранившая удивительную по красоте роспись. В эпоху архаики получили широкое развитие главные виды древнегреческих ваз: гидрии для ношения воды, объёмные кратеры для смешивания вина с водой, овальные амфоры с двумя ручками и узкой шейкой, в которых хранили зерно, масло, вино и мёд. Форма сосудов полностью соответствовала их назначению, а роспись приобрела гибкие линии. На керамике всё чаще изображали сюжетные сцены и растительные мотивы. Особенно развитие живописи на вазах заметно в период поздней архаики, когда получает распространение чернофигурный стиль.

Архитектура Древней Греции в архаический период

Греческое зодчество, уходящее корнями в глубокую древность, отождествляемую Эсхилом с эпохой легендарного похитителя огня, расцветает в эпоху архаики. Развитие культовой архитектуры в VII веке до н. э. совпадает с формированием самостоятельных городов-государств (полисов) и переходом от патриархального быта к общинному. Если в древнейшие времена изображения богов ставились под деревьями, подобно статуе Артемиды в Эфесе, или в дуплах больших деревьев, как изваяние Артемиды в Орхомене, то к VII веку появилась необходимость в храмах. Греческий храм был в то время центром городской жизни, не только религиозной, но политической и экономической деятельности. Поэтому храмы строили на самых видных местах, нередко на высоких холмах, порой на берегу моря.

Развитие греческого храма шло от простейших форм к сложным, от деревянных к каменным. Постепенно возник окруженный со всех сторон колоннами периптер. Вход был обычно с востока. Основное помещение — наос, или целла,- располагалось за преддверием — пронаосом. Сзади целлы — в адитоне или опистодоме — хранились дары.

Греческие архитекторы понимали, что соотношение размеров колонн, балок архитрава и фриза играют не только конструктивную роль, но и оказывают то или иное художественное впечатление на человека.
Изменение этих соотношений и породило ордерную систему
(ордер - порядок, строй) — одно из величайших достижений эллинского зодчества.

В VII веке до н.э. возник дорический ордер, почти одновременно с ним — ионический, и лишь в конце V века до н. э. появился ордер коринфский.

В дорическом ордере преобладают четкие резкие линии, некоторая тяжеловесность форм. Здания его строги по своему облику, чувства, выраженные в них, мужественны.

Формы в ионическом ордере более нарядны, колонны кажутся тоньше и стройнее, гибкие линии волют вносят прихотливость в контур архитектурной опоры. Базы колонн часто имеют сложную профилировку. Ионическая колонна будто призвана нести меньшую тяжесть, чем дорическая, в ней больше женственности.

Пропорции коринфских — такие же, как ионических. Разница между ними обусловлена тем, что высота коринфских капителей (верхняя часть колонны) равна нижнему диаметру, и потому колонны кажутся стройнее, а высота ионической капители равна трети нижнего диаметра.

Храмы архаики лучше сохранились на Апеннинском полуострове и в Сицилии, где в богатых и оживленных городах греческой колонии процветали философия, ремесла, искусство. В Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах воздвигались огромные храмы. Особенно полное выражение нашли здесь принципы дорического ордера.

Храмы в Селинунте стояли рядом, и все были дорического ордера. Архитекторам хотя и трудно было сделать их разными, но удалось. Один храм поражал высотой, другой был маленький. У третьего на фасаде выступала двойная колоннада, четвертый имел одинарную.

Представление об архаической архитектуре Великой Греции могут дать постройки в Пестуме, где сохранились храмы Геры и Афины. Храм Геры (”Базилика”), сложенный из квадратов красноватого туфа, своеобразен планом, так как из-за большой ширины внутри, по центральной оси, поставили ряд опор, и на торце оказалось нечетное число колонн. Уже в VI веке до н. э. строители признали эту систему неудобной и впоследствии редко к ней прибегали.

Архаические постройки Балканского полуострова сохранились хуже, чем в Великой Греции. В руинах стоят храм Геры в Олимпии и Аполлона в Коринфе, видны лишь остатки фундаментов храмов на афинском Акрополе и огромных ионических диптеров в Малой Азии и на островах.

В эпоху архаики основным материалом строителям служит камень — сначала известняк, затем мрамор. Здания не только становятся более прочными, чем деревянные, но и выглядят величественнее. Порой элементы, являвшиеся конструктивными (фриз), превращаются в декоративные. Мастера любят украшать крыши храмов акротериями и антефиксами. Это время особенно широкого изготовления сначала живописных, а затем рельефных многофигурных композиций на фризах, сложных сюжетных групп на фронтонах.

В архаическую эпоху возникали и решались многие вопросы градостроительства, планировки жилых кварталов, выделения кремля-акрополя, рыночной площади — агоры и общественных зданий. Жилые постройки архаической эпохи были невзрачными, чаще всего сырцовыми или деревянными, теперь бесследно исчезнувшими.

Для нужд государства строились различные общественные помещения: залы для собраний, культовых церемоний типа мистерий, гостиницы, театры. Сохранились они хуже, чем храмы. В Олимпии и на острове Фазосе известны, в частности, пританеи — учреждения, где пританы — должностные лица — принимали послов, где устраивались торжественные трапезы и горел священный огонь. Большое значение в жизни эллинских городов имели для заседаний советов старейшин булевтерии, один из которых сохранился в Олимпии.

Возникшие в эпоху архаики основные типы построек и сформированные архитектурные принципы получили дальнейшее развитие в классике и в эллинизме.

Храмы эпохи архаики украшены скульптурами мифологических героев и богов. В них греки воплощали свои представления о физическом совершенстве. В качестве средств выразительности использовалась так называемая архаическая улыбка - ограниченная мимика, игривая и не совсем естественная улыбка. Поэтому скульптуры стали напоминать живого человека. Художники в тот период стремились одухотворить образ и наполнить его содержанием. Реализм усиливался благодаря яркой раскраске - дошедшие до нас скульптуры архаики сохранили только следы краски.

Cкульптура Древней Греции в Архаический период

Основной темой в искусстве греков становится прежде всего человек, представленный в виде бога, героя, атлета. Уже к началу архаики относится кратковременная вспышка гигантизма при изображении человека в конце VII века до и. э. на Фазосе, Наксосе, Делосе. В памятниках скульптуры архаики нарастает пластичность, сменяющая схематизм, присущий образам геометрики. Эта особенность выступает в бронзовой статуэтке Аполлона из Фив, где заметны округлости плеч, бедер, сдержанная орнаментальность волос. Своеобразными памятниками VII века до н. э. были так называемые ксоаноны — изображения божеств, исполняемые в дереве, редчайшие экземпляры которых были недавно найдены в греческих городах Сицилии.

В середине VII века до н. э. скульпторы обращаются к мрамору, наиболее подходящему материалу для изображения человеческого тела. Одно из первых мраморных изваяний, найденное в крупном религиозном центре греков Делосе, статуя Артемиды, полна огромной силы воздействия. Образ прост и в то же время монументально-торжествен. Симметрия выступает во всем: волосы разделены на четыре ряда локонов слева и справа, плотно прижаты к телу руки. Предельной лаконичностью форм мастер достигает впечатления спокойной властности божества.

Стремление показать в скульптуре прекрасного, совершенного человека — победившего ли на состязаниях, доблестно ли павшего в бою за родной город, или силой и красотой подобного божеству — привело к появлению в конце VII века мраморных изваяний обнаженных юношей — куросов. Мускулистыми и крепкими, уверенными в себе представлены Полимедом Аргосским Клеобис и Битон. Скульпторы начинают изображать фигуру в движении, и юноши выступают вперед левой ногой. Желание выразить в скульптуре чувства привело к появлению, так называемой, архаической улыбки. Такая наивная архаическая улыбка трогает черты лица Геры, крупная, высеченная из известняка голова которой была найдена в Олимпии.

Своеобразие художественных форм, свойственное мастерским различных центров Греции — ионических, дорических, аттических — уже в ранние века ее существования, становится особенно заметным в эпоху архаики. В ионических мастерских Балканского полуострова. Малой Азии и на островах Эгейского моря создаются образы, исполненные глубокой поэтической силы; люди созерцательны, нежны, им будто чужды суровые проблемы жизни. Лица их доверчивы, открыты, пленяют своей ясностью. Такова женская головка из Милета. Миндалевидные удлиненные глаза, рисунок тонких губ, сложенных в архаическую улыбку, очаровывают.

В памятниках архаической Малой Азии восток, лежавший рядом, прозвучал по-новому: открывалось светлое понимание красоты мира, эллинское осмысление и воплощение природы и человеческих чувств. Малоазийские и островные скульпторы VI века до н. э. имен которых сохранилось больше, нежели от VII века, брались за сложные задачи, иногда стремясь показать фигуру в быстром движении. В найденной на Делосе статуе Ники, дочери титана Палланта и Стикс, богиня победы показана скульптором Архермом бегущей.

Мастеру с Самоса принадлежит мраморная статуя Геры, державшей в левой руке, очевидно, гранатовое яблоко — символ брака с Зевсом. Монументальностью памятник обязан не размерам, а цельности, компактности образа, напоминающего ствол прекрасного дерева, или стройную колонну величественного храма.

В мужских образах, называемых нередко Аполлонами, в частности в статуе с острова Мелоса, лиричность выступает с особенной силой. Юноша стоит чуть склонив голову, его губы тронуты легкой улыбкой. Волнистые линии прически, мягкие очертания глаз, бровей способствуют впечатлению задумчивости и созерцательности.

Создания мастеров дорических центров иные. В изваянии Аполлона из Теней подчеркнуты мужественность, решительность, волевой характер. Линии контура не так плавны, как в статуе с Мелоса. Не созерцательность, а активность — тема произведения. Скульптор акцентирует внимание на физической мощи, показывает широкие плечи, тонкую талию, сильные мускулистые ноги. Все в статуе подчеркнуто резко: выпуклые, будто удивленные глаза, рот, сложенный в условную “архаическую” улыбку.

Своеобразны и памятники Беотии. Здесь была найдена известняковая голова Аполлона Птойского, жесткостью линий напоминающая произведения деревянной резьбы. Черты бога просты и наивны, плотно сжаты губы, прямы линии век, однообразны пряди волос. Глаза излучают предельную чистоту духа. В лице светится радость и изумление первовидения мира.

Искусство архаических Афин расцветает при Писистрате. Скульпторы Аттики сдержаннее в декоре, чем ионийские. Их произведения отличаются и от дорических памятников, подчеркивавших в человеке физическую силу. Аттическим мастерам в большей степени присуще стремление передать духовный мир человека, а не только его внешние качества — красивость, силу или чувства. Аттическое искусство уже в VI веке начинает выражать не местные своеобразные, но общегреческие идеалы.

Найденные в руинах афинского Акрополя мраморные статуи девушек — кор — поразили мир сохранившейся раскраской: цветными зрачками и губами, яркими одеждами. Девушки показаны в возвышенном, праздничном настроении. Они спокойны и сосредоточенны, взоры всех их устремлены прямо перед собой, но в каждой мастера подчеркнули нечто неуловимо своеобразное и прекрасное. Для создания подобных раскрашенных скульптур использовались краски, слоновая кость, драгоценные камни, золото.
Скульпторы VI века исполняли также из глины крупные по размеру статуи, подобные сидящему Зевсу из Пестума.

В период поздней архаики скульпторы обращаются к сложным пластическим задачам, стараясь показать человека в действии — скачущим на лошади или приносящим на алтарь животное. Например, в мраморной статуе Мосхофора изображен грек с теленком, покорно лежащим на его плечах. Лицо афинянина озарено сиянием радости.

В VI веке до н. э. широкое распространение получили рельефы. Мастера украшали ими храмы, сокровищницы, надмогильные или посвятительные плиты, ставившиеся в честь значительного события и принесенные в дар божеству. Тема смерти глубоко волновала греков. О ней размышляли философы, скульпторы высекали в мраморе надгробные стелы, поэты в стихах выражали свои чувства.

Пропорции высоких и узких надгробий были продиктованы местом их расположения и характером рельефа; одни, с надписями и красивыми розеттами, были увенчаны акротериями, другие завершались фронтонами. На некоторых встречались одноярусные, на других двухъярусные рельефы: вверху высекалась фигура умершего, а внизу его представляли на лошади в бою или на охоте с собакой. Чаще всего изображенные помещались в некотором углублении, как бы в преддверии храма. Работы пелопонесских мастеров (надгробие Хрисафы) отличались как от произведений ионической школы (стелы из Малой Азии и с островов Эгейского моря), так и от выразительных аттических памятников. Своеобразие художественных школ архаической Греции выступало и в этом жанре достаточно отчетливо.

В архаической скульптуре формировалось то пластическое совершенство, которое будет пронизывать классическое искусство. Под резцами мастеров возникали героические образы мужественных юношей — атлетов, пленительные статуи очаровательных девушек, величавые лики богов. Ваятели, интересовавшиеся движением пластических форм, моделировкой поверхности, выразительностью лиц, композицией скульптурных групп, смело брались за сложные задачи, решение которых окажется под силу лишь скульпторам более поздних веков.

Живопись и вазопись в Архаический период

Художники VII-VI веков до н. э. использовали различные материалы. Они создавали свои композиции на глиняных метопах, деревянных досках (сцена жертвоприношения из Сикиона), небольших, посвящавшихся богам глиняных табличках пинаках (Афины), стенках глиняных расписных саркофагов (Клазомены), на известняковых и мраморных надгробиях (стела Лисия, стела из Суниона). Но таких памятников найдено совсем мало. Лучше сохранились рисунки на вазах, подвергавшихся обжигу.

В рисунках на вазах художники VII века до н. э. начали обильно вводить растительные мотивы и сюжетные сцены. Близость малоазийского Востока выразилась в декоративности и красочности композиций, заставивших называть стиль вазописи VII века до н. э. ориентализирующим, или ковровым. Художественно совершенные сосуды изготавливались на Крите, островах Делосе, Мелосе, Родосе и в городах Малой Азии, в частности Милете. Крупным центром производства ваз в VII и в начале VI века был город Коринф, а в VI веке — Афины.

В VII веке формы ваз становятся разнообразнее, но заметно тяготение к округлости контуров. Подобное же нарастание сочности объемов происходило в скульптуре и в архитектуре. Тонкие деревянные подпорки сменялись пухлыми с энтазисом каменными колоннами. Усложнялась и техника нанесения рисунков на вазы VII века, богаче становилась палитра художника. Кроме черного лака использовались белая краска, пурпур разных тонов и для обозначения деталей — процарапывание.

Изображенные на мелосском сосуде Аполлон с музами и Артемида показаны не так схематично, как в геометрических композициях. В росписях этого времени заметно восхищение мастеров яркой красочностью мира. Рисунки так декоративны и насыщены орнаментами, как гомеровские гимны той порывыразительными эпитетами. В них меньше мужественности, чем в геометрических сценах, но сильнее выступает лирическое начало. Характер композиций на вазах этого времени созвучен поэзии Сафо.

В изяществе узоров пальметт, кругов, квадратов, меандров, спиралевидных усиков выступает аромат природы стилизованной, прошедшей сквозь чувство декоратора — вазописца. Орнаментальность, составляющая отличительную черту рисунков этого периода, пронизывает фигурные изображения и поглощает их, растворяет в певучих ритмах своих мотивов. Орнаментальны контуры людей и животных, узорами старательно заполнены промежутки между фигурами и предметами.

Пестрым ковром лежит роспись на островных сосудах. Поверхность сочного и пухлого по форме родосского кувшина — ойнохои разделена на фризы — полосы с мерно выступающими на них животными (илл. 37). На родосских вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические — сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров.

Дорические черты, не заглушенные восточными влияниями, особенно ярко выступают в Южной Греции — Лаконике. Формы глиняных ваз изысканностью силуэтов напоминают очертания металлических сосудов. В стиле росписей выступают линеарность и графичность, далекие в то же время от условности геометрики. Манера живописи иная, в ней нет гибкости линий родосских рисунков. На сосудах часто изображаются воины или охотники, в композициях много действия и меньше орнаментики, образы лишены безоблачной неги, присущей рисункам островных ваз.

Крупным центром производства ваз в VII веке был торговый город Коринф, на культуру и искусство которого сильно воздействовал Восток. В его мастерских создавались красочные росписи, нередко изготовлялись сосуды причудливой формы в виде головы человека, морды зверя, фигурки животного. Коринфские вазы часто шли на экспорт. Много гончарных изделий в VII веке поставляли Афины. Росписи протоаттических ваз отличаются от протокоринфских меньшей декоративностью, большим развитием сюжета.

Редкими памятниками живописного искусства конца VII века являются глиняные метопы храма Аполлона в Ферме. На одной из них художник трактовал полет Персея, как быстрый бег, избежав скованности, но и здесь он использовал много орнаментов, обрамляя границы метопы розеттами и украшая ими хитон героя.

В вазописи рубежа VII-VI веков изображений арнаментов становится меньше, ему отводится лишь роль обрамления. Растет интерес к сюжетным сценам. Соотвественно, упрощается и цветовое оформление. Выступающий на оранжевом фоне глины контур фигуры заливается черным лаком, все реже к концу VI века используются пурпур и белая краска.

В одной из ранних чернофигурных коринфских росписей, где показана сцена отправления царя Амфиарая в гибельный для него поход против Фив, заметна большая графическая выразительность. Силуэты фигур раскрывают драматизм ситуации и характер персонажей: Амфиарай кажется мужественным, жена его Ерифила — зловещей, сидящий рядом мудрец — скорбящим. Расположенные между основными фигурами мелкие, но тщательные изображения птиц, ящериц, змей, ежика заставляют вспомнить заполнительный орнамент сосудов VII века.

Росписи ваз Южной Греции отличаются от коринфских своей манерой. Военные темы звучат суровее, жестче. В сцене, где показаны воины, несущие с битвы павших товарищей, декоративность отодвинута на второй план сюжетом, силуэтность фигур не смягчена белой краской, процарапанные, обозначающие мышцы линии не гибкие, как на коринфских вазах, а жесткие. Гоплиты подобны куросам в архаической скульптуре. У них такие же широкие плечи и толстые мышцы ног, тонкие талии и узкие щиколотки.

В рисунках ионийских мастеров преобладает лирическая тематика: в характере линий больше гибкости и грации. На дне килика художник изобразил два больших, широко раскинувших ветви дерева и птицелова. Плавные, певучие линии веток и листьев кажутся колеблемыми ветром и хорошо согласуются со сферической поверхностью дна и круговым оформлением композиции.

В росписях аттических вазописцев VI века обращает внимание прежде всего возвышенная гармония, пронизывающая все в произведении — от композиции в целом до деталей образа. Лиричность или героика незримо присутствуют в благородных формах керамики и рисунков. Изображает ли афинский мастер Софил величаво шествующих богов или быстро и горделиво мчащихся на состязании коней — всюду в его линиях воплощены спокойная торжественность и гармония.

Экзекий

В третьей четверти VI века до н. э. работал крупнейший мастер чернофигурной вазописи Экзекий, создавший особенно совершенные и четкие рисунки, то полные покоя, то напряжения. На одной из амфор Экзекия или мастера его круга изображен побеждающий немейского льва Геракл и помогающие ему Афина и Иолай. На близкой Экзекию прекрасной гидрии из Эрмитажа показан Геракл, борющийся с Тритоном, и стоящие рядом Нерей и Нереида. Экзекий, однако, более искусен в композициях, где фигуры спокойны. Для него не красочное пятно, как для коринфских мастеров, а линия — основной элемент выразительности. Особую прелесть составляют процарапанные по черному лаку тонкие узоры. Тщательно украшены орнаментами доспехи воинов, играющих в кости, на ватиканской амфоре, но орнамент уже не заглушает действие, ему отведена подчиненная роль.

В творчестве Экзекия появляются темы, где он обращается к душевным страданиям человека. На амфоре из Болоньи мастер изображает героя Троянской войны Аякса, не получившего доспехи Патрокла и решившего покончить с собой. О его переживаниях рассказывает Гомер устами Одиссея, спустившегося в царство Аида. Не только жалок, но и страшен в рисунке Экзекия силуэт человека, старательно и деловито готовящегося к смерти. Отчаяние и скорбь выражены не в лице Аякса, они выступают в изгибах линий, в очертаниях контуров. Ствол пальмы надломлен, ее ветви поникли, склонено и копье могучего героя с трагической судьбой. Это одна из самых замечательных по своеобразию и сложности росписей архаического периода.

Венцом творчества Экзекия является изображение на дне килика бога вина Диониса, возлежащего в ладье. Один из древних гомеровских гимнов повествует о превращении Дионисом в дельфинов пленивших его морских пиратов:

“Ветер парус срединный надул, натянулись канаты,
И свершаться пред ними чудесные начали вещи.
Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду
Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный
Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленьи глядели.
и жестокой судьбы избегая, поспешно
Всей гурьбой с корабля поскакали в священное море
И превратились в дельфинов. “.

Экзекий показывает вокруг корабля упругие тела гибких дельфинов, мачту, обвитую виноградными лозами с тяжелыми гроздьями плодов, белый парус, наполненный ветром. Ощущение движения ладьи по морю создается не только изображением огромного паруса — большинство дельфинов плывут в том же направлении, и виноградных кистей, две из которых слегка отклонились вправо, больше на той стороне, куда скользит ладья. Композиционное мастерство Экзекия достигает здесь вершины, когда нельзя ничего ни убрать, ни прибавить.

Тяга к изящному приводит к появлению в эти годы киликов мастера Тлесона, на внешней поверхности которых изображалась одна лишь фигурка — птица, какое-нибудь животное или человек. Росписи Тлесона воспринимаются как тонко исполненные миниатюры, в лаконизме которых кроется особенная изысканность.

Экономический подъем, предпосылки к которому были заложены еще в предшествующих «темных веках», послужил фундаментом для крупных перемен во всех сферах общества. В архаический период истории Греции происходит окончательное отделение ремесел от сельского хозяйства, совершенствуется гончарное дело и кораблестроение, добывается и широко используется железо, появляются настоящие деньги.

В сельском хозяйстве появляются две новые отрасли: маслиноводство и виноградорство. Их лидерство было обусловлено географическими причинами, а именно гористой местностью, которая являлась не самым лучшим основанием для широкого посева злаковых культур. Крестьяне, используя железные орудия труда, смогли производить более чем достаточно продуктов, чтобы обеспечить свою общину, поэтому появившиеся излишки стали вывозится на продажу. Именно эта цель (продажа излишков и получение прибыли) и стимулировала рост сельскохозяйственного производства, а также поспособствовала развитию ремесел, продукцию которого можно было приобрети на вырученные деньги.

Развитие ремесел в архаический период

Чем больше ремесла дистанцировались от сельского хозяйства, тем больше повышалась квалификация их мастеров, поскольку у них появилось свободное время для совершенствования своих навыков. Особенно преуспели металлурги. Они научились не просто обрабатывать железо, но и разработали различные методы его спайки и сварки. Железные орудия труда были намного эффективнее, чем бронзовые, а железное оружие поспособствовало появлению, так называемых, гоплитов (тяжеловооруженной пехоты). Роль конницы, набранной из аристократов, постепенно приобретала второстепенное значение в военном деле. Также не стояло на месте и гончарное производство. С совершенствованием технологий обжига, греки научились и более «богатому» по содержанию художественному оформлению своих изделий. В результате, продукция гончаров из Афин и Коринфа имела большой успех по всему средиземноморью. Ну и, конечно же, кораблестроение - как своеобразный индикатор успешности развития всех ремесел, достигло своего наивысшего расцвета, по сравнению с другими периодами истории Греции. Ведь постройка любого корабля требовала слаженного труда многих узких специалистов (зачастую живущих в отдаленных полисах), а значит и довольно развитого сектора экономики в области различных ремесел.

Появление денег

Результатом всех этих экономических преобразований и укрепляющихся связей между полисами стали появление денег, стимулировавших еще больше дальнейшее товарное производство. Полис теперь становится не только административно - религиозным центром, но и торгово - ремесленным, где в каждом городе на центральных рынках (агорах) идет активная торговля и у гаваней стоят иноземные корабли, прибывшие в Грецию с коммерческой целью. Во всех городах Греции значительно увеличивается количество проживающих ремесленников, матросов, гребцов, торговцев и владельцев мастерских. Также тесную связь с крупными городами старались поддерживать и крестьяне - земледельцы, там они собирались на народные собрания, продавали излишки своей продукции, принимали участие в общественных праздниках, а также приобретали изделия ремесленников. Таким образом, греческие города превращаются в средоточие всего экономического, культурного и политического развития общества.

Социальный сектор

Быстрые темпы развития экономики и расслоение общества (результат развития ремесел) привели к появлению классов и различных социальных групп. Чем быстрее развивалось промышленное производство и торговля в том или ином полисе, тем быстрее и интенсивнее протекали эти процессы. Там, где торговля и промышленность развивалась быстрее, процесс разделения общества на классы и ликвидация пережитков родовых отношений шел быстрее. В то же время, в сельскохозяйственных зонах, где тогда и речи особо не шло о товарных отношениях, он протекал очень заторможено, в силу того, что родовые пережитки долго не уходили из жизни общества.

Появление класса ремесленников и торговцев

Одним из первых выделился класс ремесленников и торговцев. Со временем он стал довольно весомой силой, способной даже вмешиваться в политику и умеющей отстаивать свои права. Именно ремесленно-торговая прослойка породила явление, которое впоследствии было названо тиранией. Тиранами называли народных лидеров, пришедших к власти, используя насильственные методы. Они устраивали гонения на старую родовую аристократию - конфисковывали имущество, изгоняли и т.д. Вот почему в современном обществе термин «тиран» имеет отрицательный оттенок. На самом деле было много деятельных, способных и умных «тиранов», активно поддерживавших такие отрасли, как торговля, ремесло, земледелие, кораблестроение; они чеканили монеты и обеспечивали защиту торговых путей.

Однако явление тирании не задержалось в Греции надолго. Несмотря на то, что тираны вели борьбу с многовековым укладам жизни, проводили реформы в пользу народа, развивали экономику, вскоре их правление приобрело действительно деспотический характер. Как сами лидеры, так и их приближенные стали активно применять насильственные методы для осуществления своей власти и злоупотребляли своим положением. В конце-концов, народ перестал поддерживать тиранов, и они были изгнаны или погибли в классовой борьбе. К концу 6 в. до н. э. тирания была полностью устранена почти во всей Греции.

В целом последствия этого режима были неплохие - родовая знать имела уже не такое высокое и неприкосновенное положение как раньше, появились предпосылки утверждения полисного строя, ремесленно-торговая прослойка укрепила свое положение в обществе и в управлении им. Ремесленно-торговый сектор развивался очень быстро, что способствовало скорому перенаселению полисов и «кризису перепроизводства». Назрела необходимость расширения рынка, и единственным выходом в то время казалась колонизация чужих земель.

Великая греческая колонизация

Современные историки видят несколько причин, которые способствовали великой греческой колонизации. Прежде всего, уже упомянутые экономические причины. Следующая причина - быстропротекающий процесс расслоения общества. Бедняки, не имевшие своей земли, утомленные долговой зависимостью, проигрывавшие в социальной борьбе разных противодействующих сторон, надеялись найти удачу, хорошую жизнь на чужбине, в недавно основанных колониях. Аристократии такое положение дел было только на руку, ведь в колонии отправлялись опасные для знати недовольные люди, политические противники. Да и правительствам крупных городов было выгодно иметь собственные колонии, при помощи которых они расширяли бы свое экономическое и политическое влияние.

Ученые выделяют два этапа процесса колонизации:

8 в. до н.э. - первая половина 7 вв. до н. э. Колонии в это время имели чисто аграрный характер. Их целью было лишь обеспечение колонистов землей.

С конца 7 в. до н.э. по конец 6 в. до н.э. Больше внимания уделяется на общение и налаживание контактов с местным населением, что способствовало развитию торгово-ремесленного сектора.

Что касается географических направлений колонизации, то в то время выделялось три из них: западное, южное и северно-восточное. Наиболее интенсивное развитие имело западное направление, Были колонизированы часть востока Сицилии и часть территории Италии. Впоследствии они получили название «великая Греция». Кроме того, колониями стали острова Сардиния и Корсика, юг Франции и восточное побережье Испании. Следующее направление - южное и юго-восточное. Оно включает в себя появление колоний на следующих территориях: побережье Палестины, Финикии и северной Африки. Что до северо-восточного направления, то здесь можно наблюдать движение в Пропонтиду (Мраморное море) и в Черное море. В Пропонтиде появляется два городка: Византий, прародитель великого Константинополя, с которого начнется история Византии и Халкидон, где произойдет позже, уже во времена христианства, четвертый Вселенский собор.

В колониях людей не тяготило бремя родовых отношений и, поэтому, все развивалось быстрее - будь то экономика, культура или органы власти. Многие, первоначально маленькие, бедные городишки, превращаются в огромные, богатые, экономически развитые города с многочисленным населением, богатой социальной и культурной жизнью. Факт такого быстрого развития греческих колоний положительно сказывается на развитии Греции в целом, на установление более зрелых форм полисного строя. Великая греческая колонизация 8— 6 вв. до н. э. способствовала быстрому и результативному развитию всего греческого мира. Греки узнавали новые страны, народы, традиции, обычаи, что чрезвычайно расширяло их кругозор. Потребность в жилье, кораблях, в освоении новых территорий дала мощнейший толчок для развития строительства, архитектуры, кораблестроения. Общение с другими странами обогащало культуру Греции новыми знаниями, идеями, что положительно сказалось на становлении и развитии греческой литературы и философии.

Культура

Процветание Греции вследствие развития торговли, сельского хозяйства, производства, появления новых территорий в процессе колонизации привело к обновлению греческой культуры. В центре новой системе ценностей теперь стояла свободная человеческая личность. Были заново переосмыслены минойское и ахейское наследие предков. В это время продолжает развиваться и «гомеровская» сфера - поэзия. Появляются новые литературные жанры. Эпос заменяет поэзия лирическая, которая описывает чувства человека, его радости и горе.

Зарождается и другая наука - философия. Она близка к натурфилософии («философии природы» Востока). Она отражает первые шаги греческих мыслителей, стремящихся осознать, что есть мир, и какое место в нем занимает человек.

Греческая архитектура тоже развивается весьма стремительно. Центром внимания архитекторов того времени являются общественные здания и храмы богов. Каждый город имел своего бога-покровителя, который являлся олицетворением силы и красоты города, поэтому власти не жалели денег на украшение и декорирование таких зданий. Именно в строительстве храмов была создана знаменитая ордерная система архитектуры, которая впоследствии стала истоком развития греческой, а впоследствии и римской архитектуры. Новые черты появляются и у изобразительного искусства. На смену геометрическому стилю приходит черно- и краснофигурная роспись керамических изделий, появившаяся не без влияния Востока.

Начинался «золотой век» античности - государство вступало в новую эпоху своего развития - классическую.

Выбор редакции
Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...

Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...

Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...

Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...
Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...