Александр николаевич радищев, краткая биография.


Русский революционер, писатель, философ-материалист, родился 20(31). VIII.1749 г. в Москве в богатой дворянской семье; умер 12(24).IX.1802 г. в Петербурге.

Детские годы провел в подмосковном имении отца селе Немцове, а затем в Верхнем Аблязове (Пензенской губернии).

Начальное образование Александр Николаевич Радищев получил дома, под руководством отца. Грамоте научил приставленный к нему дядька, крепостной Петр Мамонтов. Запомнилась на всю жизнь нянюшка Прасковья Клементьевна.

С 1756 он живет в Москве, в семье родственника М. Ф. Аргамакова, с детьми которого занимается на дому с преподавателями и профессорами недавно открытого первого русского университета (1755).

В 1762, после переворота, на престол вступила Екатерина II . Во время коронационных празднеств в Москве в том же году Александр Николаевич вместе с другими дворянскими юношами был определен в Пажеский корпус. До 1766 он прожил в столице, учась в корпусе и выполняя обязанности пажа при Екатерине, дежуря в царском дворце.

Желая заполнить судебные учреждения образованными юристами, Екатерина решила отправить в Лейпцигский университет наиболее отличившихся пажей. Радищев вместе со своим товарищем Алексеем Кутузовым оказался в их числе.

С 1766-71 учеба в Лейпцигском университете. Там, Радищев занимался не только на юридическом факультете, но изучал литературу, естественные науки, медицину. Университет дал ему отличные знания, помог овладеть в совершенстве несколькими иностранными языками.

Но жили русские студенты в чудовищных условиях, под надзором начальника русской колонии невежественного, жадного и деспотического майора Бокума.

Студенты, «доведенные до крайности», подняли бунт, во главе которого стал старший по возрасту студент Федор Ушаков. Ненавистник рабства, свободолюбец, Ушаков делал блестящую карьеру в Петербурге . Но, увлеченный философией, он бросил службу и вместе с молодыми людьми уехал в Лейпциг. Человек большого самобытного ума и таланта, твердой воли и непреклонного чувства, он завоевал уважение и любовь своих товарищей, заняв место идейного вождя в русской колонии. Бунт против Бокума дал свои результаты: улучшились условия жизни, студенты стали чувствовать себя свободнее и «с того времени жили... почти как ему (Бокуму) неподвластные». Радищев же сделал важный вывод для себя: насилию, неправде, самодержавному гнету надо противиться. Только сопротивляясь, только бесстрашно борясь против деспотической власти, человек может добиться победы и сохранить себя как личность, отстоять свою свободу и достоинство.

Живя в Лейпциге, русские студенты не теряли связей с родиной. Они внимательно следили за работой Комиссии по составлению «Нового уложения» (законов), которая заседала с 1767. Демократические депутаты, споря с дворянскими идеологами, ставили вопрос об ограничении прав помещиков, о смягчении рабства. Они читали сочинения первых русских просветителей - Я.Козельского («Философические предложения»), сатирический журнал Н. Новикова «Трутень», в котором обличались помещики-крепостники, защищались крепостные крестьяне, развертывалась смелая полемика Н. Новикова с самой Екатериной - автором статей в журналов «Всякая всячина».

Помимо посещения лекций в университете, русские студенты приобретали широкие знания в домашних занятиях, которые проходили под руководством Ушакова. Он считал, что нельзя ограничиваться науками, преподававшимися в университете. Изучая философию, он стремился «иметь понятие и о других частях учености». Так началось знакомство с философией и литературой французского Просвещения, с сочинениями Руссо и Гельвеция, Мабли и Дидро. На этих занятиях, по словам Радищева, он начинал «учиться мыслить». Жизнь его в Лейпциге проходила в напряженном идейном развитии, в активной подготовке к исполнению своего долга по возвращении на родину. Накануне окончания срока обучения ему суждено было пережить большое горе: умер его друг и «учитель, по крайней мере в твердости» - Ф. Ушаков.

В конце ноября 1771 Радищев со своими друзьями - Кутузовым и Рубановским - вернулся в Россию. В декабре они уже были назначены протоколистами в сенат. В обязанности протоколиста входило составление экстрактов (краткого извлечения) всех разбиравшихся там дел по челобитным (жалобам) и подготовка проектов решений.

Работа эта требовала знания юриспруденции и русского законодательства. В свое время он, по обязанности пажа бывая во дворце, видел екатерининское правление с его парадной стороны. Теперь сенат открыл ему крепостную Россию с черного хода - без прикрас, какой она была в действительности: с деспотизмом помещиков, бесправием крестьян, с безнаказанными действиями крупных чиновников государства, бравших взятки, обворовывавших казну, торговавших интересами отечества. Служба в сенате - учреждении, призванном следить за исполнением законов,- убеждала его, что искать правду в самодержавном государстве - дело безнадежное.

Первым общественным выступлением Радищева Александра Николаевича был перевод книги Мабли «Размышление о греческой истории», в которой французский просветитель, прославляя гражданские добродетели и демократический характер государственных учреждений древней Греции, нападал на тиранов. Материалы истории перекликались с современностью, позволяли под покровом истории осуждать монархическую власть. Этим и воспользовался Радищев. Его намерение с особой силой и откровенностью проявилось в примечаниях, которыми он снабдил переводимую книгу. Так в число русских просветителей вошел новый деятель.

С мая 1773-75 он работал в штабе финляндской дивизии. Служба в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора), знакомство с делами беглых рекрутов раскрыли Радищеву жизнь крепостного крестьянства, злоупотребления помещиков при продаже рекрутов, преступные действия правительства. Военная служба помогла ему следить за ходом крестьянского восстания, читать приказы военной коллегии, знакомиться с манифестами Пугачева, в которых были высказаны надежды и требования народа. Восстание Пугачева явилось определяющей вехой в идейном развитии Радищева Александра Николаевича. Русская действительность, социальные противоречия эпохи, вылившиеся в могучую крестьянскую войну против своих угнетателей, довершили его воспитание.

Впервые с такой потрясающей очевидностью раскрылась для него ненависть крестьян к своим поработителям.

Впервые он увидел великую энергию народа в общественном движении, его умение создавать свою армию, узнал о выдвинувшихся «из среды народный» замечательных руководителях восстания, военачальниках, во главе с Пугачевым одержавших победы над прославленными генералами. Все это послужило мощным толчком для теоретической работы Радищева, определило демократизм его убеждений.

Именно после крестьянского восстания 1773 - 75 коренные вопросы социального и политического развития отечества стали в центре внимания Радищева А.Н.. Он настойчиво стал изучать жизнь народа, его художественное творчество, проявляя особый интерес к многочисленным и постоянным в крепостническом государстве «бунтам, к расправам крестьян со своими помещиками-мучителями.

В 1775 уйдя в отставку, Радищев Александр Николаевич женился на племяннице своего университетского товарища - Анне Васильевне Рубановской.

В 1777 он вернулся на службу, поступив в Коммерц-коллегию, руководителем которой был гр. А. Р. Воронцов, либеральный вельможа, настроенный оппозиционно к Екатерине II. Огромные знания Радищева, его честность и принципиальность в исполнении своего служебного долга были замечены и высоко оценены Воронцовым. Он приблизил к себе Радищева, между ними возникли дружеские отношения.

Десять лет служил Радищев в таможне в должности помощника Даля.

С 1780-х гг. начинается новый этап развития Радищева - его произведения проникаются революционной мыслью. В своих сочинениях он будет выступать как революционер. Годы, проведённые в Петербурге, были годами напряженной работы - служебной и литературной. Много времени отнимала семья.

В 1780 Радищев написал «Слово о Ломоносове» (опубл. в 1790), в котором дал высокую оценку замечательному русскому деятелю - ученому и поэту, «исторгнутому из среды народныя».

В 1782 - «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего», посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I работы Фальконе (знаменитый Медный всадник). В облике Петра Радищев увидел могучую личность великого преобразователя, русского «плотника», «обновившего Россию». В то же время он подчеркнул и второй лик Петра - «властного самодержца», который, укрепляя русское помещичье государство, «истребил последние признаки дикой вольности своего отечества».

В 1783 после непродолжительной болезни умерла жена Радищева, оставив ему четверых маленьких детей - трех сыновей и дочь. Приходилось заниматься воспитанием детей и всеми домашними делами. К счастью, в лице сестры жены, Елизаветы Васильевны Рубановской, самоотверженной девушки, он нашел верного и доброго помощника.

В то же десятилетие внимание всего мира привлекли события за океаном - там тринадцать английских колоний подняли восстание против колониального владычества королевской Англии и образовали новую республику - Соединенные Штаты Америки: Радищев А.Н. с огромным интересом следил за вооруженной борьбой народа за свою свободу.

В 1783 американская революция победила. Ее опыт подтверждал правильность складывавшейся у Радищева теории, что уничтожить рабство, угнетение может только сам народ, которому свойственно и высшее творчество - революция.

Служба в Коммерц-коллегии, а потом в таможне не могли его удовлетворить. Он стремился к деятельности на благо страждущего в оковах народа. Какой же могла быть эта деятельность? Работа французских и русских просветителей помогала Радищеву определить свой путь.

Он принимает решение выступить единым фронтом с просветителями и передовыми писателями, избрав для этого писательскую деятельность, рассматривая свободное слово как сильное оружие в борьбе. Предстояло написать правду о политическом строе России, о положении народа, о деспотизме екатерининского правления, о революции, которая одна только может преобразовать отечество на началах вольности. Радищев А.Н. определил свое понимание роли писателя: он не только патриот (какими были Ломоносов и Державин), но и революционер, «прорицатель вольности» и потому активный политический деятель, вождь освободительного движения.

В 1783 Радищев закончил оду «Вольность» - первое революционное стихотворение в России. В ней Радищев приветствовал победивший американский народ, славил его революцию. Ода - произведение огромного философского и политического содержания, в ней была изложена теория народной революции. Создавая оду, пробуя свои силы в поэзии, писатель должен был «вдаваться в области неизведанные», прокладывать пути русскому революционному стихотворству. Он избрал жанр оды, который получил широкое распространение в европейском и русском классицизме. В одах раскрывалась высокая, торжественная тема, причем, как правило, высокое определялось тем, что было посвящено богу и царю. Радищев же написал революционную оду, в которой, воспевая свободу, отстаивал право народа судить и казнить царя-злодея. Александр Николаевич создает новое представление о высоком - это стремление человека к свободе, ко всему прекрасному. Ода начинается гимном вольности.

Она «бесценный дар» человека, «источник всех великих дел». Что же является «препоной свободе»? Законы, создаваемые самодержавием и освящаемые церковью, согласно которым у народа отняли вольность и утвердили рабство. Значит, народ имеет право вернуть отнятую у него свободу, выступить против монарха.

Ода завершается вдохновенным пророчеством о будущей победе русской революции.

Историзм помог ему понять, что в современных ему условиях победа еще невозможна.

Ода Радищева «Вольность» глубоко лирична, она воссоздает духовный облик автора - первого русского революционера. Небывалым предстал нравственный мир личности, избравшей для себя жребий «прорицателя вольности». Ненавистник рабства, он мечтал - и это была мечта о революции в России, о «дне, избраннейшем всех дней».

В 1784 из бывших воспитанников Московского университета, определившихся после окончания обучения на службу в столицу, в Петербурге было создано «Общество друзей словесных наук». Кроме бывших студентов, в него входили молодые чиновники, а позже - молодые офицеры. В это общество вступил Радищев А.Н., желая установить тесные связи с передовой молодежью и мечтая подчинить целям революционной пропаганды журнал общества - «Беседующий гражданин». В журнале печатались статьи, получившие общее одобрение всех его членов. На одном из собраний он прочитал статью «Беседа о том, что есть сын отечества», проникнутую «вольностью духа» (опубл. в 1789). Писатель доказывал, что свободного по рождению человека преступно превращать в «тяглый скот». Истинным сыном отечества, патриотом может быть только свободный человек.

Потому им не может быть крепостной крестьянин, превращенный в раба.

В 1787 Радищев закончил автобиографическую повесть «Житие Ф. В. Ушакова» (опубл. в 1789), посвященную воспоминаниям о годах, проведенных в Лейпцигском университете. Повесть рисовала образ положительного героя - человека и гражданина, готового к борьбе за свободу своего народа.

С середины 80-х гг. Радищев А.Н. приступил к работе над главным своим сочинением - «Путешествием из Петербурга в Москву», в котором мужественный писатель ставил коренные проблемы русской революции. Книга отличалась необыкновенной широтой охвата явлений русской действительности XVIII в. и глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи. Жанр путешествия, при котором возможно описание самых различных сторон жизни, Александр Николаевич использовал для освещения вопросов экономики и права, политики и религии, войны и мира, морали, семейных отношений, положения женщины, воспитания детей, вопросов культуры (школа, цензура, печать) и другого.

Вся книга пронизана, с одной стороны, страстной любовью автора к русскому закрепощенному крестьянину и, с другой - ненавистью революционера к помещикам- крепостникам, «алчным зверям и пиявицам ненасытным», ко всему самодержавно- крепостническому строю. Главными героями книги стали народ, движущая сила будущей революции, и передовой дворянин, от имени которого ведется рассказ, порывающий со своим классом и становящийся в ряды «прорицательной вольности», деятелей революции. Книга должна была «отнять завесу с очей» тех, кто «взирал непрямо на окружающие его предметы», должна была открыть истину, раскрыть заблуждения, научить понимать «истинное блаженство».

Весной 1789 «Путешествие» было отдано в цензуру. Цензор по небрежности дал разрешение печатать книгу, не прочитав ее. Для того чтобы издать революционное сочинение, Радищеву пришлось завести у себя в доме маленькую типографию, где с помощью своих друзей он и напечатал ее в количестве 650 экз.

В апреле 1790 он официально был назначен директором столичной таможни.

А в мае 1790 уже продавалось в книжной лавке Зотова в Гостином дворе «Путешествие». Слух о выходе революционного сочинения быстро распространился по столице. Дошел он и до Екатерины II. Секретарь императрицы Храповицкий записал в дневнике: «Говорено о книге «Путешествие от Петербурга до Москвы»...

Открывается подозрение на Радищева...Сказывать изволили, что он бунтовщик, хуже Пугачева». После ареста книгопродавца Зотова писатель уничтожил нераспроданные экземпляры книги. 30 июня 1790 Радищева по приказу Екатерины был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

В июле 1790 сенат приговорил его к смертной казни «посредством отсечения головы». Екатерина - возможно, из опасений потерять в Европе репутацию просвещенной императрицы - повелела сослать его «на десятилетнее безысходное пребывание» в далекий сибирский острог - Илимск.

8 сентября его, закованного в кандалы, отправили в Сибирь. Императрица, проявляя «милость», была уверена, что он не вынесет тяжелого пути и погибнет, еще не доехав до места ссылки. Так бы оно и случилось, если бы не вмешался вельможа Воронцов. Он потребовал от Екатерины, чтобы она приказала снять с осужденного кандалы.

Затем, используя свои связи с губернаторами и свое влияние, он послал вслед за Радищевым специальных курьеров с письмами к тем губернаторам, через чьи губернии должен был ехать ссыльный. В письмах он просил оказать ему личную услугу и облегчить осужденному Радищеву Александру Николаевичу условия тяжелой дороги. Желая заручиться поддержкой могущественного вельможи, губернаторы выполнили его просьбы, снабдили Радищева всем необходимым для дальнего и трудного пути. В далеком Тобольске он задержался на полгода. Туда же к нему прибыла Елизавета Васильевна Рубановская с его двумя младшими детьми.

Мужественная девушка, полюбив Александра Николаевича, решила последовать в Сибирь за дорогим ей человеком, чтобы быть вместе с ним, чтобы облегчить его участь и скрасить его жизнь в ссылке.

Ни следствие, ни суд, ни ссылка не сломили могучий дух революционера. Живя в Илимске, он ищет и находит способы и пути к многообразной деятельности. В центре всех занятий Радищева в Илимске была работа над философским сочинением «О человеке, о его смертности и бессмертии», за которое он принялся уже на двенадцатый день своей илимской жизни. В нем основной философский вопрос - об отношении сознания к природе - Радищев А.Н. решал как материалист. Он указывал, что мозг является материальным органом мысли.

Здесь же он развивал тезис о познаваемости мира человеком, категорически отвергая учение о врожденных идеях. Развивая идею изменения природы, вскрывая влияние окружающей среды на развитие организма, Радищев, однако, оставался метафизическим материалистом. Он писал: «Шествие природы есть тихо, неприметно и постепенно».

Он не только освоил достижения материализма и естественных наук XVIII в., но и внес в теоретическую разработку проблем материализма революционную идею, которая отличает его от материализма французских энциклопедистов, бывших сторонниками мирных способов социальных преобразований.

Смерть Екатерины в ноябре 1796 избавила Александра Николаевича от сибирской ссылки. Новый император Павел разрешил ему покинуть Илимск и поселиться в подмосковном имении его отца Немцове, где он должен был жить под строжайшим полицейским надзором. Радость возвращения в родные края была омрачена новым несчастьем: по дороге простудилась и после тяжёлой болезни умерла подруга Елизавета Васильевна. В Немцово он прибыл с маленькими детьми.

Только в 1801 он получил полную свободу, когда на престол вступил Александр I . Вернувшись в Петербург, Радищев много работает, пишет поэтические и прозаические сочинения, встречается с новыми общественными деятелями - просветителями, литераторами. Указом нового царя он назначается в Комиссию по составлению законов и активно занимается составлением проектов законодательных реформ. До нас дошли три юридических сочинения Радищева:

«О законоположении»,

«Проект гражданского уложения».

«Проект для разделения уложения Российского».

Программа Радищева, сформулированная им в 1802 в законодательных сочинениях, включала требование уничтожения крепостного права и сословных привилегий, уничтожения чудовищного произвола властей, отмены телесных наказаний. И в период либеральных обещаний Александра I писатель подвергался травле в Комиссии по составлению законов за вольнолюбивые «особые мнения» по казусным (спорным) делам («О ценах за людей убиенных», «О праве подсудимых отводить судей и выбирать себе защитника»). Председатель комиссии гр. П. В. Завадовский заявил Радищеву, что если он не смирится, то его ждет новая сибирская ссылка. Понимая невозможность осуществления своих идеалов, Радищев А.Н. в ответ на угрозы и преследования покончил жизнь самоубийством.

Главной книгой Радищева, делом его жизни, революционной энциклопедией русского Просвещения, было «Путешествие из Петербурга в Москву». Пушкин называл его «сатирическим воззванием к возмущению». Выдвинув идею народной революции, Р. изобразил народ в своем «Путешествии» так, как он еще никогда не изображался ни в русской, ни в мировой литературе. До Радищева народ не был героем искусства. Для классицизма жизнь крепостного крестьянства - «низкая» тема, поэтому писатели-классицисты изображали не народ, а отдельного крестьянина, да и то как сатирический персонаж - в комедии или басне. Новое искусство - сентиментализм - разрушало сословный принцип и учило ценить любого человека, вне зависимости от его происхождения и положения.

Но своим героем оно сделало не народ, а представителя третьего сословия, чаще всего мелкого буржуа, человека, делающего карьеру или отстаивающего свое семейное счастье. В русской литературе первое изображение крепостного мы встречаем у Новикова в «Трутне» (1769). В соответствии со своими просветительскими убеждениями он протестовал против крепостного права, показывал униженную рабством и ужасающей нищетой жизнь, взывал к чувству, к человеколюбию, к жалости дворян. Отсюда и характер изображения крепостного: несчастный Филатка лишь скорбно плачется на свою судьбу, он не протестует, но молит барина быть милостивым отцом своих крепостных.

Радищев , писатель-революционер, сделал именно народ героем своей книги, совершив тем самым переворот в литературе. Его открытие состояло в том, что, изображая русских крестьян, людей, отягощенных рабством, низведенных крепостничеством на положение «пленников в отечестве своем», он героизировал их, видя в каждом мужике дремлющую до случая силу, которая сделает его истинным сыном отечества, патриотом, деятелем революции. Мы чувствуем в «Путешествии» в каждом русском крепостном будущего освободителя России. Через индивидуальный облик каждого просвечивает потенциальная судьба свободного человека. Радищев писал так о русском народе потому, что верил и понимал, что именно ему предстоит решить судьбу русского государства, обновить отечество.

Образ бурлака открывает галерею крестьян «Путешествия». Утверждая свою веру в народ, Радищев дерзко бросает вызов дворянству и самодержцу, заявляя: «Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровью от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории российской». В Любани происходит встреча с пашущим крестьянином. Писатель подчеркивает: как ни чудовищно положение крепостного, но его труд, даже безмерно тяжелый, спасает его и от голодной смерти, и от нравственной гибели. Несмотря на бедность, он полон достоинства и потому не плачется, а судит своего жестокого барина. В нем нет ни капли смирения и унижения.

Еще более характерна встреча путешественника с крестьянской девушкой Анютой в деревне Едрово. Несмотря на бедность, сиротство и рабское положение, она независима, горда, полна достоинства. Основа ее жизненного поведения, как и у крестьянина из Любани,- труд. По деревне о ней слава: «Какая мастерица плясать! всех за пояс заткнет, хоть бы кого... А как пойдет в поле жать... загляденье». Крестьянин из Любани, Анюта из Едрова - крепостные, сумевшие, несмотря на гнет рабства, сохранить в себе «величественные преимущества человека».

Встреченный в Городне рекрут - крепостной интеллигент; волею «человеколюбивого помещика» он получил образование, и в нем оказались разбуженными дремавшие силы, таланты и способности. Главное в нравственном облике образованного крепостного - рост самосознания; он говорит о себе: Я «есмь человек, реем другим равный».

Он «тверд в мыслях» и ненавидит «робость духа». Разбуженное в нем человеческое достоинство делает его активным и смелым. Как истинно русский человек, он терпелив, но до предела. Он грозно предупреждает своего мучителя: «не доводи до отчаяния души», «страшись!». Рядом с образом крепостного интеллигента - образ Ломоносова, сына холмогорского рыбака («Слово о Ломоносове»). Крепостной интеллигент - только возможность, Ломоносов - свершение. Ломоносов - великий деятель русской национальной культуры - неопровержимое свидетельство талантливости русского трудового народа, его огромных потенциальных сил, его способности к величайшему созидательному творчеству.

С еще большей силой новаторство Александра Николаевича Радищева проявилось в созданном им коллективном образе народа. Крестьяне даны Р. в действии, в наивысший момент своей жизни - в момент, когда они совершали справедливое отмщение своим мучителям и поработителям. Впервые мы сталкиваемся с народом в действии в главе «Зайцево», где крестьяне, доведенные до крайности помещиком, обрушили на него свое мщение. В главе «Хотилов» прямо говорится о Пугачевском восстании, которое подняло десятки тысяч крестьян и сделало из них мужественных воинов, одушевленных желанием «освободиться от своих властителей». Создавая образ русского народа, писатель использовал народнопоэтические мотивы, в особенности русскую песню. Он был убежден, что песня, обнаруживая «образование души нашего народа», раскрывает его характер. Герцен отлично понял это, сказав, что в песне автор «Путешествия» нашел «ключ к таинствам народа». Новаторство Радищева как писателя тесно связано с его революционными убеждениями.

Создав первую революционную оду - «Вольность», он утверждал пафос борьбы за свободу человека как основное содержание гражданской поэзии, тем самым надолго определив поэтический словарь русской вольнолюбивой лирики - декабристов, Пушкина, Лермонтова, Огарева. При внешнем сходстве книги Радищева А.Н. с жанром сентиментального путешествия она не может быть отнесена к литературному направлению сентиментализма. Пафос «Путешествия» Радищева не в изображении внутреннего мира автора, а в создании реальной картины действительности, правдивых, социально заостренных портретов крестьян и крепостников.

Исторический подход к обществу, понимание социальной обусловленности человека позволили Радищеву создавать типические характеры. Своим творчеством он способствовал победе реализма в русской литературе.


Биография Русский писатель, один из главных представителей "просветительной философии" в России. Александр, старший сын и любимец матери, родился 31 августа (20 августа по старому стилю) 1749. Дед его, Афанасий Прокофьевич Радищев, один из потешных Петра Великого, дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну Николаю хорошее по тому времени воспитание. Отец, Николай Афанасьевич, был саратовским помещиком, мать, Фекла Степановна, происходила из старинного дворянского рода Аргамаковых. Имение отца находилось в Верхнем Аблязове. Русской грамоте Александр выучился по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель француз, но выбор оказался неудачный: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Тогда отец решил отправить мальчика в Москву, где был поручен заботам хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. В 1756 Александр был отдан в дворянскую гимназию Московского университета. Гимназическая жизнь продолжалась шесть лет. В сентябре 1762 в Москве происходила коронация Екатерины II, по случаю которой Екатерина повышала многих дворян в чинах. 25 наября Радищев был пожалован в пажи. В январе 1764 он приехал в Петербург и до 1766 учился в пажеском корпусе. Когда Екатерина повелела отправить в Лейпциг, для научных занятий, двенадцать молодых дворян, в том числе шесть пажей из наиболее отличившихся поведением и успехами в учении, между которыми находился и Радищев. При отправке студентов за границу была дана инструкция относительно их занятий, написанная собственноручно Екатериной II. На содержание студентов были назначены значительные средства - по 800 р. (с 1769 г. - по 1000 р.) в год на каждого. Но приставленный к дворянам в качестве гофмейстера, воспитателя, майор Бокум утаивал значительную часть сумм в свою пользу, так что студенты сильно нуждались. О пребывании Радищева за границей было рассказано в его "Житии Ф.В. Ушакова". Занятия студентов в Лейпциге были довольно разнообразны. Они слушали философию, историю, право. В соответствии с инструкцией Екатерины II, по желанию студенты могли обучаться "прочим наукам". Радищев занимался медициной и химией, не как любитель, а серьезно, так что мог выдержать экзамен на врача и потом с успехом занимался лечением. Занятия химией тоже навсегда остались одним из его любимых дел. Радищев хорошо знал языки немецкий, французский и латинский, позднее он выучился английскому и итальянскому. Проведя пять лет в Лейпциге, он, как и его товарищи, сильно позабыл русский язык, так что по возвращении в Россию занимался им под руководством известного Храповицкого, секретаря Екатерины. По окончании обучения Радищев сделался одним из самых образованных людей своего времени не только в России. В 1771 он возвратился в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат протоколистом, с чином титулярного советника, где прослужил недолго, т.к. мешало плохое знание русского языка, тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса, в качестве обер-аудитора. В 1775 г. Радищев вышел в отставку с чином армии секунд-майора. Один из товарищей Радищева по Лейпцигу, Рубановский, познакомил его с семьей своего старшего брата, на дочери которого, Анне Васильевне, Александр и женился. В 1778 был вновь определен на службу в государственную камерц-коллегию на ассесорскую вакансию. В 1788 был переведен на службу в петербургскую таможню, помощником управляющего, а потом и управляющим. Как в камерц-коллегии, так и в таможне, Радищев выделялся своим бескорыстием, преданностью долгу, серьезным отношением к делу. Занятия русским языком и чтение привели Радищева к собственным литературным опытам. В 1773 он издал перевод сочинения Мабли, затем начал составлять историю российского Сената, но написанное уничтожил. В 1783, после кончины горячо любимой жены, он стал искать успокоения в литературной работе. В 1789 году им было напечано "Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений". Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завел свою типографию у себя на дому и в 1790 выпустил свое главное сочинение: "Путешествие из Петербурга в Москву". Книга стала быстро раскупаться. Ее смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил "Путешествие". Хотя книга была издана "с дозволения управы благочиния", т. е. с разрешения установленной цензуры, но все-таки против автора было поднято преследование. Сначала не знали, кто автор, так как имя его не было выставлено на книге; но, арестовав купца Зотова, в лавке которого продавалось "Путешествие", скоро узнали, что книга писана и издана Радищевым. Он был тоже арестован, дело его было "препоручено" известному Шешковскому. Екатерина забыла, что Радищев и в пажеском корпусе, и за границей учился "праву естественному" по высочайшему повелению и что она сама проповедовала и дозволяла проповедовать принципы подобные тем, какие проводило "Путешествие". Она отнеслась к книге Радищева с сильным личным раздражением, сама составила вопросные пункты Радищеву, сама через Безбородко руководила всем делом. Посаженный в крепость и допрашиваемый страшным Шешковским, Радищев заявлял о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в "Путешествии". Выражением раскаяния Радищев надеялся смягчить угрожавшее ему наказание, но вместе с тем он был не в силах скрывать свои убеждения. Судьба Радищева была заранее решена: он был признан виновным в самом указе о предании его суду. Уголовная палата произвела очень краткое расследование, содержание которого было определено в письме Безбородко к главнокомандующему в Петербурге графу Брюсу. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о покушении на государево здоровье, о заговорах, измене, и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утвержден в обеих инстанциях и представлен Екатерине. 4 сентября, по старому стилю, 1790 г. состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного, изданием книги; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорен судом, но "по милосердию и для всеобщей радости", по случаю заключения мира со Швецией, смертная казнь заменена ему ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, "на десятилетнее безысходное пребывание". Указ тогда же был приведен в исполнение. Печальная судьба Радищева привлекла к себе всеобщее внимание: приговор казался невероятным, в обществе не раз возникали слухи, что Радищев прощен, возвращается из ссылки, но слухи эти не оправдывались, и Радищев пробыл в Илимске до конца царствования Екатерины. К нему в Сибирь приехала сестра его жены, Е.В. Рубановская, и привезла младших детей (старшие остались у родных для получения образования). В Илимске Радищев женился на Е.В. Рубановской. Император Павел вскоре после своего воцарения вернул Радищева из Сибири (Высочайшее повеление 23 ноября 1796 г.), причем Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове, а за его поведением и перепиской велено было наблюдать губернатору. После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов. Современники Радищева Ильинский и Борн, удостоверяют верность предания о смерти Радищева. Предание это говорит, что когда Радищев подал свой либеральный проект о необходимых законодательных преобразованиях - проект, где опять выдвигалось вперед освобождение крестьян, председатель комиссии, граф Завадовский, сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, с разбитыми нервами был до того потрясен выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой, выпил яду и умер в страшных мучениях. Скончался Радищев в ночь на 12 сентября по старому стилю 1802 г. и похоронен на Волковом кладбище. На имени Радищева долго лежал запрет; оно почти не встречалось в печати. Вскоре после его смерти появилось несколько статей о нем, но затем имя его почти исчезает в литературе и встречается очень редко; о нем приводятся лишь отрывочные и неполные данные. Батюшков внес Радищева в составленную им программу сочинения по русской словесности. Лишь со второй половины пятидесятых годов с имени Радищева снимается запрет и в печати появляется немало статей о нем. __________ Источники информации: "Русский биографический словарь"

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Радищев А.Н. - биография" в других словарях:

    Александр Николаевич (1749 1802) революционер писатель. Родился в небогатой дворянской семье. Воспитывался в Пажеском корпусе. Затем в числе других 12 юношей был послан Екатериной II за границу (в Лейпциг) для подготовки «к службе политической и… … Литературная энциклопедия

    Александр Николаевич , рус. писатель, философ материалист, родоначальник революц. традиции в России. Учился в Лейпцигском университете (1766 71). Развивая идеи Мабли, Гельвеция, Дидро,… … Философская энциклопедия

    Радищев, Александр Николаевич (1749 1802) русский писатель, по своим политическим убеждениям революционный республиканец. Сын небогатого помещика, получил образование в московском, а затем в лейпцигском университете. В 1775 г. он начал писать… … 1000 биографий

    Русская фамилия: Радищев, Александр Николаевич (1749 1802) русский писатель, философ, поэт, де факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I. Радищев, Афанасий Прокофьевич (1684 1746)… … Википедия

    Александр Николаевич (1749 1802), русский мыслитель, писатель. Ода Вольность (1783), повесть Житие Ф.В. Ушакова (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева Путешествие из Петербурга в Москву (1790) широкий круг идей русского… … Современная энциклопедия

    Александр Николаевич (1749 1802), мыслитель, писатель. Ода Вольность (1783), повесть Житие Ф. В. Ушакова (1789), философские сочинения. В гл. произведении Радищева Путешествие из Петербурга в Москву (1790) широкий круг идей русского Просвещения,… … Русская история

    Александр Николаевич (1749 1802) русский мыслитель, основоположник революционной теории в интеллектуальном российском движении, поэт, общественный деятель. Учился в Лейпцигском университете, усвоил ряд революционных идей западно европейской… … Новейший философский словарь

    РАДИЩЕВ - Александр Николаевич (1749 1802), рус. революц. мыслитель, писатель. В трудах Р. содержатся важные идеи относительно положения крепостного нас. России. Так, в книге Путешествие из Петербурга в Москву (1790) наряду с др. мерами, направленными на… … Демографический энциклопедический словарь

    Александр Николаевич (20(31).VIII.1749 12(24).IX.1802) рус. революц. мыслитель, писатель. Род. в Москве в дворянской семье. В 1762 был определен в Петерб. пажеский корпус. На формирование политич. концепции Р. существенное влияние оказали произв … Советская историческая энциклопедия

    РАДИЛОВ РАДИМОВ РАДИН РАДИЩЕВ РАДЯЕВ РАДИК РАДКЕВИЧ 1. Радим, Рада, Радя, Радище различные формы древнерусского имени Радимир (радеть за мир). Рада, Радя могут быть формами церковного имени Родион (которое на слух воспринимается как Радион). 2.… … Русские фамилии

    Александр Николаевич известный писатель, один из главных представителей у нас просветительной философии. Дед его, Афанасий Прокофьевич Р., один из потешных Петра Великого, дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну Николаю хорошее по… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Будущий автор «Путешествия из Петербурга в Москву», известный писатель, просветитель и философ Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в богатой помещичьей семье в селе Верхнем Аблязове (сейчас – село Радищево Кузнецкого района Пензенской области) .

Детство и юность

Александр Николаевич был старшим из одиннадцати детей. Отец Радищева, Николай Афанасьевич, получил хорошее воспитание: он знал языки, богословие, историю и любил сельское хозяйство. Мать писателя, Фекла Степановна, происходила из старинного дворянского рода .

Первыми воспитателями Радищева были крепостные отца: нянюшка Прасковья Клементьевна, которую он тепло вспоминает в одной из глав «Путешествия», и дядька Петр Мамонтов, по прозвищу Сума (именно он обучил мальчика грамоте). Когда Александру исполнилось шесть лет, к нему был нанят гувернер-француз, но он был всего лишь беглым солдатом и не имел достаточных знаний.

Желая продолжить образование сына, родители отправили его в Москву к дяде Михаилу Федоровичу Аргамакову, который был родственником директора только что открывшегося Московского университета. Радищев стал воспитываться и учиться вместе с детьми Аргамаковых. Уроки им давали лучшие профессора университета .

Вскоре после дворцового переворота 1762 года, возведшего на трон Екатерину Вторую, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Прислуживание при дворе, входившее в обязанности пажа, позволило Радищеву в деталях узнать дворцовую жизнь. В 1766 году Екатерина решила отправить за границу в Лейпцигский университет 12 молодых людей возрастом от 12 до 21 года, чтобы они изучили серьезные науки у немцев. В их числе оказался и Радищев .

Радищев вместе с товарищами слушал лекции профессоров, с особенным интересом занимался словесными науками у знаменитого философа и поэта Геллерта. Как и другие, Радищев много читал, увлекаясь по преимуществу французскими философами и писателями.

Большое влияние на Радищева оказал его старший друг Федор Васильевич Ушаков, находившийся среди студентов, человек с огромной жаждой знаний, раннюю смерть которого Радищев тяжело переживал. Желая сохранить память о друге, Радищев записал известные ему факты его жизни, разговоры с ним, бережно сохранил его студенческие работы и потом перевел их на русский язык и напечатал в России. В 1789 году вышло в свет без подписи автора «Житие Федора Васильевича Ушакова» .

Служба в Петербурге

После обучения в Лейпциге, длившегося четыре года, Радищев вернулся в Россию с двумя товарищами – Алексеем Михайловичем Кутузовым и Андреем Кирилловичем Рубановским. Радищев и Кутузов были приняты на службу в Сенат в звании протоколистов с чинами титулярных советников.

Пробыв в Сенате два года, Александр Николаевич занял должность обер-аудитора в штате главнокомандующего в Петербурге графа Якова Александровича Брюса. Он был любим своим начальником, и постепенно его стали принимать в лучших петербургских обществах.

В 1775 году Радищев вышел в отставку секунд-майором и женился на Анне Васильевне Рубановской, племяннице своего лейпцигского товарища (подробнее см. ). Одновременно он приобрел некоторую связь с высшими кругами общества, так как отец его жены был заметным дворцовым чиновником.

Через год после женитьбы, в 1776 году, Радищев был определен асессором в Коммерц-коллегию, президентом которой был граф Александр Романович Воронцов. Радищев жадно бросился изучать все, что относится к торговле, и его старания были оценены. Он сделался у Воронцова домашним человеком и первым советником по коммерческим делам, а вскоре после этого получил чин надворного советника. Сам граф навсегда остался его покровителем .

В 1780 году Радищева в звании советника Казенной палаты назначили в помощники к советнику таможенных дел Герману Юрьевичу фон Далю, но благополучие его жизни вскоре было омрачено тяжелой потерей. Супруга Анна, подарившая мужу трех сыновей (Василия, Николая и Павла) и одну дочь (Екатерину), скончалась в августе 1783 года, вскоре после рождения третьего сына. Заботу о детях взяла на себя свояченица Радищева, родная сестра его жены Елизавета Васильевна Рубановская.

За успехи по службе Радищев получил чин коллежского советника, а затем и недавно учрежденный орден святого Владимира 4-й степени. В 1790 году Радищев полностью заменил своего начальника Даля, вышедшего в отставку .

Ответственная государственная служба не мешала литературным занятиям Радищева. Он вступил в «Общество друзей словесных наук» и принял участие в печатном органе общества – журнале «Беседующий гражданин» (подробнее см. ).

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Над своим главным сочинением «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев, по его собственным словам, начал работать еще в 1780-1781 гг. (подробнее см. ). Полностью рукопись была готова в конце 1788 года. Разрешение печатать книгу дал председатель «Управы благочиния», петербургский обер-полицмейстер Никита Рылеев, который даже не читал сочинение, успокоившись безобидным названием.

Получив согласие на печать, писатель сначала предлагал издать рукопись московскому типографу Семену Иоанникиевичу Селивановскому, но тот отказался. Тогда Радищев приобрел в долг печатный станок и организовал типографию у себя дома.

В качестве первого опыта Радищев напечатал в домашней типографии в начале 1790 года «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». Сразу после выхода в свет «Письма» Радищев в самом начале 1790 года приступил к набору и печатанию книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Печать книги была закончена в мае 1790 года. Книга появилась в лавке Зотова и через некоторое время попала в руки императрицы.

26 июня по прочтении первых тридцати страниц книги Екатерина II заявила своему секретарю, что видит в ней рассеивание заразы французской, отвращение от начальства. На следующий день Воронцову было послано предписание императрицы допросить Радищева обо всех обстоятельствах написания и выпуска книги. Осознавая опасность, Радищев распорядился сжечь все остальные экземпляры «Путешествия», но было уже поздно .

Следствие, приговор и помилование

30 июня Радищев был схвачен и брошен в казематы Петропавловской крепости. Вести следствие Екатерина II поручила одному из мастеров сыскных дел Степану Ивановичу Шешковскому, славившемуся своей жестокостью. В течение июля писателя почти ежедневно мучили допросами. Пытка голодом и угрозы сменялись обещаниями полного прощения, если узник чистосердечно признается и выдаст всех своих сообщников (подробнее см. ).

Через две недели после начала следствия императрица передала дело о Радищеве в Петербургскую уголовную палату, обвиняя писателя в издании книги, наполненной, по ее словам, самыми вредными умствованиями. Уголовная палата приговорила Радищева к лишению чинов и дворянства, к отобранию ордена и к смертной казни. Приговор был сначала передан в Сенат, а затем направлен самой императрице, которая вынесла его на рассмотрение в Государственный Совет. 19 августа приговор утвердили. В ожидании его исполнения Радищев пробыл целый месяц в Петропавловской крепости и написал несколько бумаг, в том числе завещание. 4 сентября последовал именной Указ Сенату о наказании Радищева. Екатерина II, по случаю мира со Швецией, заменила казнь ссылкой в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание .

Сибирская ссылка

С обвиненного, которого заковали в кандалы еще в здании суда, оковы были сняты в пути лишь по ходатайству Воронцова. Граф писал губернаторам всех больших городов, через которые проезжал Радищев, с просьбой оказывать ссыльному писателю содействие .

Радищев ехал больным и в Москве был вынужден немного задержаться до выздоровления. Он провел несколько дней в доме своего старика-отца, приехавшего тогда в Москву. Мать, разбитая параличом с того дня, как узнала об участи своего сына, осталась в Саратовской губернии. В Сибирь из Москвы с Радищевым добровольно поехали его бывшие крепостные, отпущенные им на свободу: Степан Алексеевич Дьяконов и его жена Анастасия.

В середине декабря Радищев добрался до Тобольска. Здесь он пробыл больше полугода, ожидая Елизавету Васильевну с двумя маленькими детьми – Екатериной и Павлом, с которыми она выехала в Сибирь разделить участь Радищева (подробнее см. ). Путь из Тобольска к месту назначения они продолжили уже все вместе. Старшие сыновья Радищева, Василий и Николай, во время ссылки отца жили в Архангельске у его брата Моисея Николаевича .

Дорожные впечатления Радищев записывал в дневник, который он назвал «Записки путешествия в Сибирь» , и излагал в письмах к Воронцову.

3 января 1791 года Радищев прибыл в Илимск , где прожил следующие пять лет. Здесь он сочетался гражданским браком с Елизаветой Васильевной, и у них родились трое детей – две дочери, Анна и Фекла, и сын Афанасий.

За годы ссылки илимские жители прониклись к Радищеву большим уважением – он занимался сельским хозяйством, помогал лечить больных, устраивал праздники. С начала поселения прошло почти пять лет, когда 6 ноября 1796 года умерла императрица. Уже на следующий день в Сибирь полетела бумага с запросом о Радищеве.

Возвращение из Сибири и последние годы

В середине января 1797 года до Иркутска дошел указ об освобождении Радищева, которому разрешалось поселиться в деревне. Радищев выехал из Илимска в Немцово в конце февраля 1797 года . В дороге Елизавета Васильевна заболела и, несмотря на все предпринятые усилия, умерла в Тобольске. Радищев похоронил жену на Тобольском кладбище и, пробыв несколько дней в городе, поехал с детьми дальше.

Из Немцова продолжающий пребывать под надзором Радищев подписал прошение губернатору с просьбой разрешить поехать в Саратовскую губернию к отцу и, получив разрешение побывать там не более одного раза, в начале 1798 года со своей семьей отправился к родителям в Верхнее Аблязово. Там он активно занимался исследованиями в области агрономии (подробнее см. ), а через год вернулся в Немцово и прожил там безвыездно до своего полного освобождения, данного ему Александром I указом 15 марта 1801 года.

Получив свободу, Радищев вернулся в Петербург. Ему были возвращены гражданские права и орден. Более того, Александр I привлек его к участию в трудах Комиссии составления законов . Радищев даже составил проект «Гражданского уложения», но его идеи об уничтожении крепостного права не понравились председателю Комиссии Петру Васильевичу Завадовскому. Граф намекнул Радищеву, что слишком восторженный образ мыслей уже однажды навлек на него несчастье, и даже упомянул Сибирь . С этого момента состояние здоровья Радищева стало ухудшаться, его начала одолевать сильная тревога. 11 (23) сентября 1802 года Радищев выпил стакан яда и скончался в мучениях на следующий день . Есть версии, что он не планировал самоубийство и погиб по воле несчастного случая .

Писателя похоронили в Петербурге на Волковом кладбище. Император Александр I принял участие в положении семейства Радищева, выделив деньги на оплату его долгов. Старшей его дочери была назначена пенсия в 500 рублей. Две малолетние девочки были отданы в Смольный монастырь, а шестилетний сын определен во Второй кадетский корпус .

Увековечение памяти о Радищеве

О Радищеве продолжали помнить и после его смерти. В Петербурге «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» стало преемником идей писателя. В 1868 году официально было снято запрещение с книги «Путешествие из Петербурга в Москву» .

Во всех достаточно крупных населенных пунктах по пути следования Радищева в сибирскую ссылку есть улицы его имени, памятные знаки и мемориальные доски на домах, где он останавливался. Специальные экспозиции, посвященные биографии писателя, его знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву» и пребыванию Радищева в Сибири, встречаются во многих краеведческих музеях и библиотеках городов, располагающихся по Сибирскому тракту. Кроме того, у нас в стране есть два «радищевских» музея, имеющих не региональную, но всероссийскую значимость.

Первый из них – Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева , основанный еще 29 июня 1885 года внуком писателя, художником-маринистом Алексеем Петровичем Боголюбовым.

Второй – открытый 28 октября 1945 года Государственный музей А.Н. Радищева в селе Радищеве (бывшем Верхнем Аблязове – фамильной вотчине писателя).

Источники

  1. Биография А.Н. Радищева, написанная его сыновьями [Н.А. и П.А. Радищевыми] / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; подгот. текста, ст. и примеч. Д.С. Бабкина. – М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1959. – 132 с., 1 л. портр.
  2. Татаринцев, А.Г. А.Н. Радищев: арх. разыскания и находки / А.Г. Татаринцев. – Ижевск: Удмуртия, 1984. – 272 с.
  3. Благой, Д.Д. Александр Николаевич Радищев / Д.Д. Благой. – Пенза: Изд-во газ. «Сталин. знамя», 1945. – 66, с. : портр., ил.
  4. Ашешов, Н.П. Александр Николаевич Радищев: обществ. характеристика / Н.П. Ашешов. – СПб. : Изд-во О.Н. Поповой, . – 28 с. – (Темы жизни: еженед. изд. ; № 3, вып. 3).
  5. Мияковский, В.В. Радищев: (очерк жизни и деятельности) : для самообразования / В.В. Мияковский. – Пг. : Огни, . –111 с., 1 л. портр. – (Светочи прошлого – творцы будущего).
  6. Покровский, В.И. Александр Николаевич Радищев: его жизнь и соч. : сб. ист.-лит. ст. / сост. В.И. Покровский. – М. : [б. и.], 1907. – IV, 225 с.
  7. Бабкин, Д.С. Процесс А.Н. Радищева / Д.С. Бабкин; отв. ред. Н.Ф. Бельчиков. – М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1952. – 359 с. : ил.
  8. Левин, К.Н. Первый борец за свободу русского народа: жизнь и деятельность А.Н. Радищева / К.Н. Левин. – М. : Книгоиздательство Е.Д. Мягкова «Колокол», 1906. – 46 с. – (Первая библиотека; № 44).
  9. Дворцова, В.Н. А.Н. Радищев в Западной Сибири / В.Н. Дворцова; О-во по распространению полит. и науч. знаний РСФСР; Тюмен. обл. отд-ние. – Тюмень: [б. и.], 1958. – 24 с. – На правах рукоп.
  10. Радищев, А.Н. Записки путешествия в Сибирь / А.Н. Радищев // Радищев, А.Н. Полное собрание сочинений: в 2 т. / А.Н. Радищев; под ред. А.К. Бороздина, И.И. Лапшина и П.Е. Щеголева. – СПб., 1909. – Т. 2. – С. 355-365.
  11. Радищев, А.Н. Дневник путешествия из Сибири / А.Н. Радищев // Радищев, А.Н. Полное собрание сочинений: в 2 т. / А.Н. Радищев; под ред. А.К. Бороздина, И.И. Лапшина и П.Е. Щеголева. – СПб., 1909. – Т. 2. – С. 366-393.
  12. Храбровицкий, А.В. Радищев в Верхнем Аблязове после сибирской ссылки / А.В. Храбровицкий // А.Н. Радищев: к 200-летию со дня рождения. 1749-1949. – Пенза: Кн. изд-во, 1949. – С. 118-131: ил.
  13. Сухомлинов, М.И. А.Н. Радищев / М.И. Сухомлинов // Сухомлинов, М.И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению.– СПб. : [б. и.], 1889. – Т. 1: [Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I]. – С. 539-671.
  14. Айхенвальд, Ю.И. Радищев / Ю.И. Айхенвальд. – М. : Свобод. Россия, 1917. – 16 с. – (Сер. жизнеописаний «Сеятели правды»).
Род деятельности: Язык произведений: в Викитеке.

Алекса́ндр Никола́евич Ради́щев (20 августа года, село Верхнее Аблязово Саратовской губернии - 12 сентября года, Санкт-Петербург) - русский писатель , философ , поэт , де-факто руководитель Петербургской таможни , участник Комиссии по составлению законов при Александре I .

Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву », которое издал анонимно в 1790 году.

Биография

Александр Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича Радищева (1728-1806), сына стародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича .

В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью , польским , французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и псалтырю . К его шести годам к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Вскоре после открытия Московского университета , около 1756 года , отец повёз Александра в Москву, в дом дяди по матери (родной брат которого, А. М. Аргамаков, был в 1755-1757 годах директором университета). Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV . Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.

В книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, предложена иная версия гибели Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти, по Бабкову, стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка). В документах о захоронении говорится о естественной смерти. В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллегский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов.

Потомки

  • Дочери - Анна и Фёкла. Последняя вышла замуж за Петра Гавриловича Боголюбова и стала матерью известного русского живописца-мариниста Алексея Петровича Боголюбова . Боголюбов принял участие в основании названного в честь деда художественного Радищевского музея в Саратове .
  • Сыновья: Афанасий, губернатор Подольской губернии в 1842 году , Витебской губернии в -1848 годах , в 1851 году был Ковенским губернатором ;
  • Николай, писатель, автор поэмы «Алёша Попович», приписывавшейся отцу.

Восприятие Радищева в XIX-XX вв

Представление о том, что Радищев - не писатель, а общественный деятель, отличавшийся поразительными душевными качествами, стало складываться сразу после его смерти и, по сути, определило его дальнейшую посмертную судьбу. И. М. Борн в речи к Обществу любителей изящного, произнесенной в сентябре 1802 года и посвященной смерти Радищева, говорит о нём: «Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности». Как «честного человека» («honnête homme») характеризовал Радищева Н. М. Карамзин (это устное свидетельство приведено Пушкиным в качестве эпиграфа к статье «Александр Радищев»). Мысль о преимуществе человеческих качеств Радищева над его писательским талантом особенно емко выражает П. А. Вяземский, объясняя в письме А. Ф. Воейкову желание изучить биографию Радищева: «У нас обыкновенно человек невидим за писателем. В Радищеве напротив: писатель приходится по плечу, а человек его головою выше».

Особой страницей в восприятии личности и творчества Радищева русским обществом стало отношение к нему А. С. Пушкина . Познакомившись с «Путешествием из Петербурга в Москву» в юности, Пушкин явно ориентируется на радищевскую оду «Вольность» в своей одноимённой оде ( или ), а также учитывает в «Руслане и Людмиле » опыт «богатырского песнотворения» сына Радищева, Николая Александровича, «Альоша Попович» (Пушкин всю жизнь ошибочно считал автором этой поэмы Радищева-отца). «Путешествие» оказалось созвучно тираноборческим и антикрепостническим настроениям юного Пушкина. Несмотря на изменение политических позиций, Пушкин и в 1830-е годы сохранял интерес к Радищеву, приобрёл экземпляр «Путешествия», бывшего в Тайной канцелярии, набрасывал «Путешествие из Москвы в Петербург» (задуманное как комментарий к радищевским главам в обратном порядке). В 1836 году Пушкин попытался опубликовать фрагменты из радищевского «Путешествия» в своём «Современнике », сопроводив их статьёй «Александр Радищев» - самым развёрнутым своим высказыванием о Радищеве. Помимо смелой попытки впервые после 1790 года ознакомить русского читателя с запрещённой книгой, здесь же Пушкин даёт и весьма подробную критику сочинения и его автора.

Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нём не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию .

Критика Пушкина, помимо автоцензурных причин (впрочем, публикация всё равно не была разрешена цензурой) отражает «просвещённый консерватизм» последних лет жизни поэта. В черновиках «Памятника» в том же 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу».

В 1830-1850-е годы интерес к Радищеву существенно снизился, уменьшается количество списков «Путешествия». Новое оживление интереса связано с публикацией «Путешествия» в Лондоне А. И. Герценом в 1858 году (он ставит Радищева в число «наших святых, наших пророков, наших первых сеятелей, первых борцов»).

Оценка Радищева как предтечи революционного движения была перенята и социал-демократами начала XX века. В А. В. Луначарский назвал Радищева «пророк и предтеча революции». Г. В. Плеханов считал, что под влиянием радищевских идей «совершались самые многозначительные общественные движения конца XVIII - первой трети XIX столетий» . В. И. Ленин назвал его «первым русским революционером».

Вплоть до 1970-х годов возможности ознакомиться с «Путешествием» для массового читателя были крайне ограничены. После того как в 1790 году почти весь тираж «Путешествия из Петербурга в Москву» был уничтожен автором перед арестом, до 1905 года , когда с этого сочинения было снято цензурное запрещение, общий тираж нескольких его публикаций едва ли превысил полторы тысячи экземпляров. Заграничное издание Герцена осуществлялось по неисправному списку, где язык XVIII века был искусственно «осовременен» и встречались многочисленные ошибки. В 1905-1907 годах вышло несколько изданий, но после этого 30 лет «Путешествие» в России не издавалось. В последующие годы его издавали несколько раз, но в основном для нужд школы, с купюрами и мизерными по советским меркам тиражами. Ещё в 1960-х годах известны жалобы советских читателей на то, что достать «Путешествие» в магазине или районной библиотеке невозможно. Только в 1970-х годах «Путешествие» начали выпускать по-настоящему массово.

Научное исследование Радищева по сути началось только в XX в. В 1930-1950 годы под редакцией Гр. Гуковского осуществлено трёхтомное «Полное собрание сочинений Радищева», где впервые опубликованы или атрибутированы писателю многие новые тексты, в том числе философские и юридические. В 1950-1960 годы возникли романтические, не подтверждаемые источниками гипотезы о «потаённом Радищеве» (Г. П. Шторм и др.) - о том, что Радищев продолжал якобы после ссылки дорабатывать «Путешествие» и распространять текст в узком кругу единомышленников. В то же время намечается отказ от прямолинейно-агитационного подхода к Радищеву, подчёркивание сложности его взглядов и большого гуманистического значения личности (Н. Я. Эйдельман и др.). В современной литературе исследуются философские и публицистические источники Радищева - масонские , нравоучительно-просветительские и другие, подчёркивается многосторонняя проблематика его главной книги, несводимая к борьбе против крепостного права .

Философские воззрения

«Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. Согласно его гносеологическим воззрениям, „основанием всего естественного познания является опыт“. При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с „опытом разумным“. В мире, в котором нет ничего „опричь телесности“, своё место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. „Мы не унижаем человека, - утверждал Радищев, - находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“.

Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот „имеет силу о вещах сведому“. Но ещё более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. „Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое“, „особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться“. Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию „разумного эгоизма“, считая, что отнюдь не „себялюбие“ является источником нравственного чувства: „человек есть существо сочувствующее“. Будучи сторонником идеи „естественного права“ и всегда отстаивая представления о естественной природе человека („в человеке никогда не иссякают права природы“), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По смыслу дела, между ними нет никакой принципиальной границы: „Природа, люди и вещи - воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов“. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального „естественного“ жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода „болезни“ он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих Соединённых Штатах Америки, он писал, что „сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова“. В трактате „О человеке, о его смертности и бессмертии“ Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: „Не с телом ли растёт душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?“. Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганна Гердера, Мозеса Мендельсона и других). Позиция Радищева - позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на „естественность“ миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.»

Радищев Александр Николаевич родился в 1749 г. в Москве, в богатой поме щичьей семье. Получил великолепное домашнее образование, в 13 лет поступил в Пажеский корпус — самое привилегированное учебное заведение России. Окончив его, уехал в Германию поступать на юридический факультет Лейпцигского университета.

Большое влияние на его мировоззрение оказали труды французских просветителей-энциклопедистов, прежде всего К. А. Гельвеция. В 1771 г. Радищев возвратился в Петербург и стал служащим в высших административных учреждениях империи. Сотрудничал с Н. И. Новиковым, оставаясь на государственной службе. В 1790 г. стал управляющим Санкт-Петербургской таможни.

В философских статьях «Слово о Ломоносове» (1780), «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» (1790) Радищев подчеркивал роль выдающихся личностей в истории. В 1783 г. написал оду «Вольность», а через шесть лет повесть «Житие Федора Ушакова» (Федор Ушаков — реальный человек, однокурсник Радищева). На примере его жизни автор раскрывает свои мировоззренческие принципы.

В конце 1790 г. напечатал главный труд своей жизни — философско-публицистическую повесть «Путешествие из Петербурга в Москву». По накалу ра-зоблачительности социально-политической системы русского абсолютизма в то время ей не было равных. Через три недели после появления «Путешествия...» началось следствие, которым руководила сама императрица Екатерина. Сенат приговорил Радищева к смертной казни, но государыня заменила ее десятью годами ссылки в Сибирь.

В 1797 г. Павел разрешил Радищеву проживать в его имении — селе Немцове Калужской губернии. В 1801 г. Александр Г призвал Радищева на службу в Комиссию по составлению законов, где тот продолжал проводить прежние идеи в разрабатываемых им проектах законов. Умер в 1802 г. в Санкт-Петербурге.

Выбор редакции
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...

У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...

Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...

Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...