Александр Николаевич Радищев: биографическая справка. Краткая биография Радищева Александра: история жизни, творчество и книги


Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 в Москве. Разнообразны были его литературные интересы: проза, поэзия, философия. Но, у большинства просвещённых людей это имя ассоциируется с книгой «Путешествие из Петербурга в Москву», сыгравшую роковую роль в его судьбе.

Детство его прошло в Калужской губернии в селе Немцово. Домашнее образование получил сначала в доме отца, затем в доме родного дяди А.М. Аргамакова, бывшего ректором Московского университета. 1762 год ознаменовался коронацией Екатерины II. Юный Александр пожалован в пажи и направлен в Санкт Петербургский Пажеский корпус. Спустя четыре года вместе с другими двенадцатью молодыми дворянами направлен в Германию в Лейпцигский университет изучать право. Здесь он получил блестящее образование и заразился передовыми идеями французских просветителей.

По возвращении в 1771 году в Петербург, Радищев недолго служил в Сенате в чине титулярного советника, затем был назначен обер-аудитором в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса. В 1775 г. он подал прошение об отставке, женился. Через два года, поступив на службу в Комерц-коллегию, свёл тесную дружбу с графом Воронцовым, впоследствии помогавшему ему в период ссылки. Десять лет, с 1780 1790гг., служил в Санкт-Петербургской таможне, где дослужился до должности начальника.

Творческая деятельность

Основы мировоззрения, его гражданская позиция были сформированы ещё в годы обучения в Лейпцигском университете. По возвращении в 1771 году в Петербург, он через два месяца отправил в редакцию журнала «Живописец» небольшую часть будущей своей книги «Путешествие из Петербурга в Москву», где она была напечатана анонимно. Спустя два года были напечатаны такие его работы как «Дневник одной недели», «Офицерские упражнения», перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории». На протяжении 80-х годов он писал своё «Путшествие», прозу, стихи. К 1789 году у него уже была дома своя собственная типография, а в мае 1790 г. он отпечатал главную книгу своей жизни «Путешествие из Петербурга в Москву».

Арест и ссылка

Книга была раскуплена мгновенно. Смелые изобличения крепостного права и другие явления тогдашней жизни получили широкий общественный резонанс. Прочитавшая книгу Екатерина II была в бешенстве: «Бунтовщик, хуже Пугачева». За изданием книги последовал арест автора. Радищев сам вёл свою защиту. Не назвал ни одного из своих помощников. По решению суда, который инкриминировал ему статьи о «покушении на государево здоровье», «заговорах и измене» он был приговорён к смертной казни, которая была заменена десятью годами ссылки в Сибири, в Илимском остроге.

За эти годы ссылки Радищев создал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», который был издан только после смерти автора. Трактат настолько интересен по своей сути, что посвятим ему несколько слов. Состоит из 4-х томов и посвящён вопросу бессмертия души. Причём, в первых двух томах доказывается полная несостоятельность утверждения о бессмертии души, что это всё не более, чем игра воображения и пустая мечта. В третьем же и четвёртом томах доказывается обратное, то, что отрицалось в предыдущих двух томах. Читателю как-бы предлагалось сделать свой выбор самому. Однако, аргументация в пользу бессмертия души дана здесь довольно тривиально, а вот обратная, отрицающая бессмертие оригинальна и неприемлема с точки зрения церкви. Поэтому данный трактат, имеющий видимость противоречивого, по содержанию может восприниматься однозначно, как антирелигиозный.

Находясь в ссылке, исполняя поручение графа А. Воронцова, Радищев изучал сибирские промыслы, экономику края, быт крестьян. В письмах к Воронцову он излагал свои мысли по организации экспедиции по Северному морскому пути. В Илимске были написаны: "Письмо о китайском торге" (1792), "Сокращенное повествование о приобретении Сибири" (1791), "Описание Тобольского наместничества" и др.

С приходом к власти Павла I в 1786 г. Радищев был возвращён из ссылки с предписанием жить в своём имении Немцово в Калужской губернии. Приход к власти Александра I дал Радищеву полную свободу. Он вернулся в Петербург, где был назначен членом Комиссии для составления законов. Вместе со своим другом и покровителем Воронцовым разрабатывал конституционный проект «Всемилостивейшая жалованная грамота».

Ушёл из жизни Александр Петрович внезапно. Существует две версии его смерти. В первом случае произошло, якобы, следующее. Тот проект, который он готовил вместе со своим другом графом Воронцовым, требовал отмены в России крепостного права, ликвидации сословных привилегий и произвола власть имущих. Глава комиссии граф П. Завадский за это пригрозил новой ссылкой. Это явилось последней каплей для надломленного Радищева и он покончил самоубийством, приняв яд.

Однако данная версия не вяжется с записями из ведомости Волковского кладбища в Петербурге. В ней сказано, что 13 сентября 1802 года был погребён «коллежский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе присутствовал священник Василий Налимов. Хорошо известно, что по церковным законам того времени любой умерший отпевался священником. По самоубийцам существовал и существует строгий запрет на захоронении на территории кладбища, в том числе и на их отпевание. Учитывая то, что Радищев был похоронен согласно церковным правилам того времени, в присутствии священника, при наличии записи в документах о захоронении, гласящих о естественной причине смерти, данная версия смерти от самоубийства несостоятельна.

Более достоверна иная версия его смерти. По свидетельству сыновей Александра Николаевича причиной смерти его стала нелепая случайность, несчастный случай. Радищев случайно выпил стакан с крепкой водкой (царской водкой), которая была предназначена для выжига старых офицерских эполет старшего сына.

Могила Радищева до сегодняшних дней не сохранилась. Есть предположение, что могила его находится около Воскресенской церкви. В 1987 году на её стене была установлена соответствующая мемориальная доска.

Будущий автор «Путешествия из Петербурга в Москву», известный писатель, просветитель и философ Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в богатой помещичьей семье в селе Верхнем Аблязове (сейчас – село Радищево Кузнецкого района Пензенской области) .

Детство и юность

Александр Николаевич был старшим из одиннадцати детей. Отец Радищева, Николай Афанасьевич, получил хорошее воспитание: он знал языки, богословие, историю и любил сельское хозяйство. Мать писателя, Фекла Степановна, происходила из старинного дворянского рода .

Первыми воспитателями Радищева были крепостные отца: нянюшка Прасковья Клементьевна, которую он тепло вспоминает в одной из глав «Путешествия», и дядька Петр Мамонтов, по прозвищу Сума (именно он обучил мальчика грамоте). Когда Александру исполнилось шесть лет, к нему был нанят гувернер-француз, но он был всего лишь беглым солдатом и не имел достаточных знаний.

Желая продолжить образование сына, родители отправили его в Москву к дяде Михаилу Федоровичу Аргамакову, который был родственником директора только что открывшегося Московского университета. Радищев стал воспитываться и учиться вместе с детьми Аргамаковых. Уроки им давали лучшие профессора университета .

Вскоре после дворцового переворота 1762 года, возведшего на трон Екатерину Вторую, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Прислуживание при дворе, входившее в обязанности пажа, позволило Радищеву в деталях узнать дворцовую жизнь. В 1766 году Екатерина решила отправить за границу в Лейпцигский университет 12 молодых людей возрастом от 12 до 21 года, чтобы они изучили серьезные науки у немцев. В их числе оказался и Радищев .

Радищев вместе с товарищами слушал лекции профессоров, с особенным интересом занимался словесными науками у знаменитого философа и поэта Геллерта. Как и другие, Радищев много читал, увлекаясь по преимуществу французскими философами и писателями.

Большое влияние на Радищева оказал его старший друг Федор Васильевич Ушаков, находившийся среди студентов, человек с огромной жаждой знаний, раннюю смерть которого Радищев тяжело переживал. Желая сохранить память о друге, Радищев записал известные ему факты его жизни, разговоры с ним, бережно сохранил его студенческие работы и потом перевел их на русский язык и напечатал в России. В 1789 году вышло в свет без подписи автора «Житие Федора Васильевича Ушакова» .

Служба в Петербурге

После обучения в Лейпциге, длившегося четыре года, Радищев вернулся в Россию с двумя товарищами – Алексеем Михайловичем Кутузовым и Андреем Кирилловичем Рубановским. Радищев и Кутузов были приняты на службу в Сенат в звании протоколистов с чинами титулярных советников.

Пробыв в Сенате два года, Александр Николаевич занял должность обер-аудитора в штате главнокомандующего в Петербурге графа Якова Александровича Брюса. Он был любим своим начальником, и постепенно его стали принимать в лучших петербургских обществах.

В 1775 году Радищев вышел в отставку секунд-майором и женился на Анне Васильевне Рубановской, племяннице своего лейпцигского товарища (подробнее см. ). Одновременно он приобрел некоторую связь с высшими кругами общества, так как отец его жены был заметным дворцовым чиновником.

Через год после женитьбы, в 1776 году, Радищев был определен асессором в Коммерц-коллегию, президентом которой был граф Александр Романович Воронцов. Радищев жадно бросился изучать все, что относится к торговле, и его старания были оценены. Он сделался у Воронцова домашним человеком и первым советником по коммерческим делам, а вскоре после этого получил чин надворного советника. Сам граф навсегда остался его покровителем .

В 1780 году Радищева в звании советника Казенной палаты назначили в помощники к советнику таможенных дел Герману Юрьевичу фон Далю, но благополучие его жизни вскоре было омрачено тяжелой потерей. Супруга Анна, подарившая мужу трех сыновей (Василия, Николая и Павла) и одну дочь (Екатерину), скончалась в августе 1783 года, вскоре после рождения третьего сына. Заботу о детях взяла на себя свояченица Радищева, родная сестра его жены Елизавета Васильевна Рубановская.

За успехи по службе Радищев получил чин коллежского советника, а затем и недавно учрежденный орден святого Владимира 4-й степени. В 1790 году Радищев полностью заменил своего начальника Даля, вышедшего в отставку .

Ответственная государственная служба не мешала литературным занятиям Радищева. Он вступил в «Общество друзей словесных наук» и принял участие в печатном органе общества – журнале «Беседующий гражданин» (подробнее см. ).

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Над своим главным сочинением «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев, по его собственным словам, начал работать еще в 1780-1781 гг. (подробнее см. ). Полностью рукопись была готова в конце 1788 года. Разрешение печатать книгу дал председатель «Управы благочиния», петербургский обер-полицмейстер Никита Рылеев, который даже не читал сочинение, успокоившись безобидным названием.

Получив согласие на печать, писатель сначала предлагал издать рукопись московскому типографу Семену Иоанникиевичу Селивановскому, но тот отказался. Тогда Радищев приобрел в долг печатный станок и организовал типографию у себя дома.

В качестве первого опыта Радищев напечатал в домашней типографии в начале 1790 года «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». Сразу после выхода в свет «Письма» Радищев в самом начале 1790 года приступил к набору и печатанию книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Печать книги была закончена в мае 1790 года. Книга появилась в лавке Зотова и через некоторое время попала в руки императрицы.

26 июня по прочтении первых тридцати страниц книги Екатерина II заявила своему секретарю, что видит в ней рассеивание заразы французской, отвращение от начальства. На следующий день Воронцову было послано предписание императрицы допросить Радищева обо всех обстоятельствах написания и выпуска книги. Осознавая опасность, Радищев распорядился сжечь все остальные экземпляры «Путешествия», но было уже поздно .

Следствие, приговор и помилование

30 июня Радищев был схвачен и брошен в казематы Петропавловской крепости. Вести следствие Екатерина II поручила одному из мастеров сыскных дел Степану Ивановичу Шешковскому, славившемуся своей жестокостью. В течение июля писателя почти ежедневно мучили допросами. Пытка голодом и угрозы сменялись обещаниями полного прощения, если узник чистосердечно признается и выдаст всех своих сообщников (подробнее см. ).

Через две недели после начала следствия императрица передала дело о Радищеве в Петербургскую уголовную палату, обвиняя писателя в издании книги, наполненной, по ее словам, самыми вредными умствованиями. Уголовная палата приговорила Радищева к лишению чинов и дворянства, к отобранию ордена и к смертной казни. Приговор был сначала передан в Сенат, а затем направлен самой императрице, которая вынесла его на рассмотрение в Государственный Совет. 19 августа приговор утвердили. В ожидании его исполнения Радищев пробыл целый месяц в Петропавловской крепости и написал несколько бумаг, в том числе завещание. 4 сентября последовал именной Указ Сенату о наказании Радищева. Екатерина II, по случаю мира со Швецией, заменила казнь ссылкой в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание .

Сибирская ссылка

С обвиненного, которого заковали в кандалы еще в здании суда, оковы были сняты в пути лишь по ходатайству Воронцова. Граф писал губернаторам всех больших городов, через которые проезжал Радищев, с просьбой оказывать ссыльному писателю содействие .

Радищев ехал больным и в Москве был вынужден немного задержаться до выздоровления. Он провел несколько дней в доме своего старика-отца, приехавшего тогда в Москву. Мать, разбитая параличом с того дня, как узнала об участи своего сына, осталась в Саратовской губернии. В Сибирь из Москвы с Радищевым добровольно поехали его бывшие крепостные, отпущенные им на свободу: Степан Алексеевич Дьяконов и его жена Анастасия.

В середине декабря Радищев добрался до Тобольска. Здесь он пробыл больше полугода, ожидая Елизавету Васильевну с двумя маленькими детьми – Екатериной и Павлом, с которыми она выехала в Сибирь разделить участь Радищева (подробнее см. ). Путь из Тобольска к месту назначения они продолжили уже все вместе. Старшие сыновья Радищева, Василий и Николай, во время ссылки отца жили в Архангельске у его брата Моисея Николаевича .

Дорожные впечатления Радищев записывал в дневник, который он назвал «Записки путешествия в Сибирь» , и излагал в письмах к Воронцову.

3 января 1791 года Радищев прибыл в Илимск , где прожил следующие пять лет. Здесь он сочетался гражданским браком с Елизаветой Васильевной, и у них родились трое детей – две дочери, Анна и Фекла, и сын Афанасий.

За годы ссылки илимские жители прониклись к Радищеву большим уважением – он занимался сельским хозяйством, помогал лечить больных, устраивал праздники. С начала поселения прошло почти пять лет, когда 6 ноября 1796 года умерла императрица. Уже на следующий день в Сибирь полетела бумага с запросом о Радищеве.

Возвращение из Сибири и последние годы

В середине января 1797 года до Иркутска дошел указ об освобождении Радищева, которому разрешалось поселиться в деревне. Радищев выехал из Илимска в Немцово в конце февраля 1797 года . В дороге Елизавета Васильевна заболела и, несмотря на все предпринятые усилия, умерла в Тобольске. Радищев похоронил жену на Тобольском кладбище и, пробыв несколько дней в городе, поехал с детьми дальше.

Из Немцова продолжающий пребывать под надзором Радищев подписал прошение губернатору с просьбой разрешить поехать в Саратовскую губернию к отцу и, получив разрешение побывать там не более одного раза, в начале 1798 года со своей семьей отправился к родителям в Верхнее Аблязово. Там он активно занимался исследованиями в области агрономии (подробнее см. ), а через год вернулся в Немцово и прожил там безвыездно до своего полного освобождения, данного ему Александром I указом 15 марта 1801 года.

Получив свободу, Радищев вернулся в Петербург. Ему были возвращены гражданские права и орден. Более того, Александр I привлек его к участию в трудах Комиссии составления законов . Радищев даже составил проект «Гражданского уложения», но его идеи об уничтожении крепостного права не понравились председателю Комиссии Петру Васильевичу Завадовскому. Граф намекнул Радищеву, что слишком восторженный образ мыслей уже однажды навлек на него несчастье, и даже упомянул Сибирь . С этого момента состояние здоровья Радищева стало ухудшаться, его начала одолевать сильная тревога. 11 (23) сентября 1802 года Радищев выпил стакан яда и скончался в мучениях на следующий день . Есть версии, что он не планировал самоубийство и погиб по воле несчастного случая .

Писателя похоронили в Петербурге на Волковом кладбище. Император Александр I принял участие в положении семейства Радищева, выделив деньги на оплату его долгов. Старшей его дочери была назначена пенсия в 500 рублей. Две малолетние девочки были отданы в Смольный монастырь, а шестилетний сын определен во Второй кадетский корпус .

Увековечение памяти о Радищеве

О Радищеве продолжали помнить и после его смерти. В Петербурге «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» стало преемником идей писателя. В 1868 году официально было снято запрещение с книги «Путешествие из Петербурга в Москву» .

Во всех достаточно крупных населенных пунктах по пути следования Радищева в сибирскую ссылку есть улицы его имени, памятные знаки и мемориальные доски на домах, где он останавливался. Специальные экспозиции, посвященные биографии писателя, его знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву» и пребыванию Радищева в Сибири, встречаются во многих краеведческих музеях и библиотеках городов, располагающихся по Сибирскому тракту. Кроме того, у нас в стране есть два «радищевских» музея, имеющих не региональную, но всероссийскую значимость.

Первый из них – Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева , основанный еще 29 июня 1885 года внуком писателя, художником-маринистом Алексеем Петровичем Боголюбовым.

Второй – открытый 28 октября 1945 года Государственный музей А.Н. Радищева в селе Радищеве (бывшем Верхнем Аблязове – фамильной вотчине писателя).

Источники

  1. Биография А.Н. Радищева, написанная его сыновьями [Н.А. и П.А. Радищевыми] / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; подгот. текста, ст. и примеч. Д.С. Бабкина. – М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1959. – 132 с., 1 л. портр.
  2. Татаринцев, А.Г. А.Н. Радищев: арх. разыскания и находки / А.Г. Татаринцев. – Ижевск: Удмуртия, 1984. – 272 с.
  3. Благой, Д.Д. Александр Николаевич Радищев / Д.Д. Благой. – Пенза: Изд-во газ. «Сталин. знамя», 1945. – 66, с. : портр., ил.
  4. Ашешов, Н.П. Александр Николаевич Радищев: обществ. характеристика / Н.П. Ашешов. – СПб. : Изд-во О.Н. Поповой, . – 28 с. – (Темы жизни: еженед. изд. ; № 3, вып. 3).
  5. Мияковский, В.В. Радищев: (очерк жизни и деятельности) : для самообразования / В.В. Мияковский. – Пг. : Огни, . –111 с., 1 л. портр. – (Светочи прошлого – творцы будущего).
  6. Покровский, В.И. Александр Николаевич Радищев: его жизнь и соч. : сб. ист.-лит. ст. / сост. В.И. Покровский. – М. : [б. и.], 1907. – IV, 225 с.
  7. Бабкин, Д.С. Процесс А.Н. Радищева / Д.С. Бабкин; отв. ред. Н.Ф. Бельчиков. – М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1952. – 359 с. : ил.
  8. Левин, К.Н. Первый борец за свободу русского народа: жизнь и деятельность А.Н. Радищева / К.Н. Левин. – М. : Книгоиздательство Е.Д. Мягкова «Колокол», 1906. – 46 с. – (Первая библиотека; № 44).
  9. Дворцова, В.Н. А.Н. Радищев в Западной Сибири / В.Н. Дворцова; О-во по распространению полит. и науч. знаний РСФСР; Тюмен. обл. отд-ние. – Тюмень: [б. и.], 1958. – 24 с. – На правах рукоп.
  10. Радищев, А.Н. Записки путешествия в Сибирь / А.Н. Радищев // Радищев, А.Н. Полное собрание сочинений: в 2 т. / А.Н. Радищев; под ред. А.К. Бороздина, И.И. Лапшина и П.Е. Щеголева. – СПб., 1909. – Т. 2. – С. 355-365.
  11. Радищев, А.Н. Дневник путешествия из Сибири / А.Н. Радищев // Радищев, А.Н. Полное собрание сочинений: в 2 т. / А.Н. Радищев; под ред. А.К. Бороздина, И.И. Лапшина и П.Е. Щеголева. – СПб., 1909. – Т. 2. – С. 366-393.
  12. Храбровицкий, А.В. Радищев в Верхнем Аблязове после сибирской ссылки / А.В. Храбровицкий // А.Н. Радищев: к 200-летию со дня рождения. 1749-1949. – Пенза: Кн. изд-во, 1949. – С. 118-131: ил.
  13. Сухомлинов, М.И. А.Н. Радищев / М.И. Сухомлинов // Сухомлинов, М.И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению.– СПб. : [б. и.], 1889. – Т. 1: [Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I]. – С. 539-671.
  14. Айхенвальд, Ю.И. Радищев / Ю.И. Айхенвальд. – М. : Свобод. Россия, 1917. – 16 с. – (Сер. жизнеописаний «Сеятели правды»).

Александр Николаевич Радищев родился 20 (31 – по новому стилю) августа 1749 года в семье состоятельного помещика. Грамоте обучался по часослову и Псалтырю. Когда Радищеву исполнилось шесть лет, к нему приставили учителя-француза. Впоследствии выяснилось, что тот был беглым солдатом. Тогда отец решил отправить ребенка в Москву и отдать его на воспитание в дом М. Ф. Аргамакова – родственника по материнской линии. Там Радищев получил хорошее образование. Не в последнюю очередь благодаря гувернеру-французу, бывшему советнику руанского парламента, который сбежал от преследований правительства Людовика XV. Возможно, именно он первым познакомил Радищева с некоторыми идеями философии эпохи Просвещения.

В 1762 году Радищев переехал в Санкт-Петербург, чтобы начать обучение в Пажеском корпусе. В 1766 году по приказу Екатерины II двенадцать молодых дворян были отправлены в Лейпциг для научных занятий. Среди них оказался и Радищев. Годы, проведенные в Лейпцигском университете, не прошли для него даром. На родину Радищев вернулся в 1771 году, будучи одним из самых образованных людей своего времени, причем не только в России.

Приехав в Петербург, Александр Николаевич поступил на службу в Сенат, но долго там не смог оставаться. В частности, ему мешало плохое знание русского языка, который он практически забыл за время пребывания в Германии. Кроме того, Радищеву не нравилась грубость начальства. После Александр Николаевич стал обер-аудитором в штабе генерал-аншефа Брюса, командовавшего в Петербурге. В 1775 году Радищев вышел в отставку, женился. В 1778 году он поступил на службу в Коммерц-коллегию. С 1780 года работал в Петербургской таможне, за десять лет ему удалось дослужиться до должности ее начальника.

В 1790 году Радищев напечатал в собственной домашней типографии свое главное сочинение – «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга попала в руки Екатерины II и вызвала ее недовольство. Сохранился экземпляр, испещренный циничными пометками императрицы. Радищева Екатерина II охарактеризовала следующим образом: «Он бунтовщик хуже Пугачева». В итоге писателя арестовали. На допросах Александр Николаевич раскаивался, надеясь смягчить грозившее ему наказание. При этом порой он высказывал те же мысли, что фигурировали в «Путешествии из Петербурга в Москву».

В сентябре 1790 года был издан именной указ. В нем говорилось, что Радищев заслуживает смертной казни. «По милосердию и для всеобщей радости» она была заменена на десятилетнюю ссылку в Сибирь, в Илимский острог. Из ссылки Радищева вернул император Павел I в 1796 году. Александру Николаевичу предписали жить в его имении в селе Немцове Калужской губернии. За перепиской и поведением Радищева было велено наблюдать губернатору. Полную свободу писатель получил только после восшествия на престол Александра I в 1801 году. Радищева вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии для составления законов. Александр Николаевич скончался 12 (24 – по новому стилю) сентября 1802 года. Могила писателя до наших дней не сохранилась.

Краткий анализ творчества

В числе первых литературных опытов Радищева, предназначенных для печати, - перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), который Александр Николаевич дополнил семью своими примечаниями. Одно из них можно считать конспектом работы Руссо «Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762). В частности, в этом примечании Радищев рассуждает о самодержавии, называя его «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием».

Американская революция, воспринятая Александром Николаевичем как война народа против угнетателей, вдохновила Радищева на создание оды «Вольность» (1781-83), которая считается наиболее значительным его поэтическим произведением. В ней Радищев прославляет свободу человека, провозглашает право народа свергнуть монарха и казнить. Впоследствии она была включена в книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» .

В конце 1780-х годов Александр Николаевич завершил работу над произведением «Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Оно посвящено другу Радищева, с которым писатель учился в Лейпцигском университете и который рано скончался. Книга пользовалась успехом. По замечанию княгини Дашковой, в произведении «встречались опасные мысли и выражения». Несмотря на это, тогда Радищев не подвергся преследованиям со стороны властей.

«Путешествие из Петербурга в Москву» создавалось Александром Николаевичем на протяжении многих лет. С точки зрения формы повесть следует канонам жанра сентиментальных путешествий. Главы получили название в честь населенных пунктов, мимо которых следует автор. Что касается содержания, то в книге нашли отражение размышления и чувства Радищева, касающиеся всех главных вопросов бытия Российской империи. Особое внимание уделено тяжелому положению крепостных крестьян.

Среди философских произведений Радищева стоит отметить трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», написанный в ссылке. Главная проблема, которая в нем рассматривается: бессмертна ли душа человека и если да, то в каком виде она существует после смерти тела? Трактат Радищева в большей степени приглашает читателя к размышлению, нежели предлагает ему безусловные истины.

Радищев Александр Николаевич (1749-1802) - крупнейший русский писатель и мыслитель конца XVIII века, открытый противник самодержавия, одна из самых трагических и спорных фигур русского Просвещения. Складывавшийся с начала XIX века образ Радищева как страдальца за идеалы вольности трансформировался в массовое представление о «первом русском революционере». Между тем, сочинения Радищева разнообразны, и помимо знаменитых и оды «Вольность» включают поэзию, во многом новаторскую, философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», юридические сочинения и пр.

Получил общее образование в Пажеском корпусе (1762-1766). Для изучения юридических наук в числе шести лучших выпускников Корпуса был отправлен в Лейпцигский университет (1767-1771), где слушал лекции по естественному, публичному и государственному праву, всеобщей истории, логике, географии, нравственной философии, физике и математике, изучал немецкий, французский и латинский языки. О годах учения в Лейпцигском университете и произошедшем там «бунте» русских студентов Радищев рассказал в «Житии Федора Васильевича Ушакова» (1789). Вернувшись в Россию, в декабре 1771 г. Радищев был назначен протоколистом в Сенат.

Первым печатным выступлением Радищева стал перевод книги аббата Мабли «Размышления о греческой истории», изданный Н. И. Новиковым анонимно в 1773 г. Снабдив книгу своими примечаниями, Радищев в одном из них писал, что «самодержавство» (т. е. деспотизм) есть «наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В мае 1773 г. уволился из Сената и начал служить обер-аудитором (юридическим советником) в штабе Финляндской дивизии. В марте 1775 г. вышел в отставку. В том же году в Москве состоялась венчание Радищева с Анной Васильевной Рубановской (племянницей А. К. Рубановского, соученика Радищева по Лейпцигскому университету). В декабре 1777 г. Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию. В 1780 г. стал помощником советника таможенных дел по Санкт-Петербургской губернии. За годы службы в таможне изучил английский язык.

В 1782 г. Радищев начал работать над «Словом о Ломоносове» , которое завершил в 1788 г. и включил в состав «Путешествия из Петербурга в Москву» . В 1782 г. написал «Письмо к Другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего» , посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I работы Фальконе. В облике Петра Радищев увидел великого преобразователя, «обновившего Россию», но отметил и второй лик Петра - «властного самодержца», истребившего «последние признаки дикой вольности своего отечества». «Письмо» было первой книгой, анонимно напечатанной в 1790 г. в типографии, которую Радищев оборудовал в своем доме летом 1789 г.

3 августа 1783 г. умерла А. В. Рубановская. Радищев написал стихотворную «Эпитафию» , которую хотел поместить на ее памятнике в Александро-Невской лавре, но, по воспоминаниям Н. А. Радищева (сына писателя), «ему не позволили, потому что в ней выражается недостаточная уверенность в бессмертии души», и памятник был поставлен в саду при их доме.

Около 1783 г. Радищев закончил оду «Вольность» , которая имеет ярко выраженный тираноборческий характер и содержит отклики на политические события в Европе (английская революция XVII в.) и Северной Америке (Война за независимость). Екатерина II восприняла оду как «совершенно явно и ясно бунтовскую». «Вольность» представляет собой не только значительное общественно-политическое сочинение, но и выдающееся поэтическое произведение. Стих оды, как объясняет сам Радищев, отличается намеренной затрудненностью, язык изобилует архаизмами, придающими тексту торжественный и возвышенный тон.

С середины 1780-х годов Радищев работал над главным своим произведением - «Путешествием из Петербурга в Москву» , в которое ввел ряд сочинений, написанных ранее (в том числе фрагменты оды «Вольность»). Цензурная редакция всей книги была завершена к концу 1788 г. Однако после подписания цензором писатель еще около года продолжал работу над рукописью, внося в нее ряд существенных и обширных дополнений.

Главы «Путешествия», имеющие названия почтовых станций на пути из Петербурга в Москву, различны по своему объему и тематике. Книга многопланова: здесь подвергаются резкой и смелой критике самые разные стороны политической и общественной жизни России, предстают зарисовки быта и нравов разных сословий. Доминирует на протяжении всего повествования крестьянская тема: бесправие крепостных, их продажа, рекрутчина, убогий быт. Важную объединяющую роль играет образ самого путешественника-повествователя. Книга включает публицистические элементы, сближаясь с традициями ораторской прозы, дидактической литературы и сатиры. В «Путешествии» проявляются также черты, характерные для сентиментализма и возникшие, помимо прочего, под влиянием «Сентиментального путешествия» Л. Стерна: исповедальное начало, гипертрофированная эмоциональность, повествование от первого лица. В то же время язык Радищева мало напоминает язык русских сентименталистов - он изобилует славянизмами, архаизированными формами, инверсиями.

Книга была отпечатана в домашней типографии Радищева без указания его имени в конце мая 1790 г. тиражом около 650 экземпляров. 30-31 мая началась продажа «Путешествия» в Гостином дворе в лавке книгопродавца Г. К. Зотова. При чтении «Путешествия» (с 26 июня по 7 июля) Екатерина II сделала на полях многочисленные замечания. По свидетельству канцлера А. А. Безбородко, императрица нашла книгу «наполненною разными дерзостными изражениями, влекущими за собой разврат, неповиновение власти и многие в обществе расстройства» повелела начать расследование с целью установить имя автора, которого она назвала «бунтовщиком хуже Пугачева».

30 июня Радищев был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Незадолго до ареста он был назначен советником таможенных дел Санкт-Петербургской казенной палаты, но не успел вступить в должность. 13 июля был подписан приказ императрицы о предании Радищева уголовному суду и рескрипт о запрещении его книги. 17 июля Радищев отвечал на вопросы Палаты уголовного суда. 24 июля Палата вынесла писателю смертный приговор. 4 сентября в связи с заключением мира со Швецией Екатерина подписала указ о замене смертной казни Радищеву ссылкой на десять лет в Сибирь в Илимский острог.

Проехав через Кунгур, Екатеринбург и Тюмень, 20 декабря 1790 г. Радищев прибыл в Тобольск и оставался здесь до 30 июля 1791. 2 марта сюда приехала вместе с его младшими детьми Екатериной и Павлом свояченица Радищева Елизавета Рубановская, разделившая с ним изгнание и ставшая затем его женой (их брак не был узаконен церковью, и отец Радищева впоследствии не признал детей от этого брака). В Тобольске между мартом и июлем 1791 г. написаны автобиографические стихотворения «Ты хочешь знать, кто я? что я? куда я еду?..» и «Почто, мой друг, почто слеза из глаз катится...» .

Через Тару, Томск, Красноярск, Удинск Радищев прибыл в Иркутск, где оставался с 8 октября по 20 декабря 1791 г. 2 января 1792 г. он прибыл в Илимск, где прожил до 20 февраля 1797 г. Во время пути он вел «Записки путешествия в Сибирь» , содержащие географические, исторические, этнографические сведения, а также наблюдения над бытом местных жителей. В 1792 г. Радищев начал работать над самым значительным из написанных им в Сибири произведений - трактатом «О человеке, его смертности и бессмертии» , затрагивавшим широкий круг литературных и философских проблем.

После смерти Екатерины в 1796 г. Павел I разрешил Радищеву поселиться на родине в Немцове, но под полицейским надзором. В Немцове создана поэма «Бова» (авторский жанровый подзголовок: «Повесть богатырская стихами»). Из задуманных 12 песен поэмы было написано 11 и последняя начата. Сохранившаяся песнь первая дает представление о характере поэмы, в которой использованы мотивы популярной лубочной литературы, а также «Орлеанской девственницы» Вольтера.

В начале 1801 г. в Немцове Радищев написал трактат «Памятник дактилохореическому витязю» , посвященный В. К. Тредиаковскому . Радищев с большим сочувствием относится к опытам Тредиаковского по реформированию стиха и первым высоко оценил заслуги поэта в создании русского гекзаметра. Здесь же Радищев изложил собственные взгляды на звуковую организацию стиха. В конце 1801 г. в журнале «Иппокрена» анонимно были напечатаны «Сафические строфы» Радищева - один из самых удачных ранних опытов русской силлабо-тонической имитации античной квантитативной метрики.

Полную свободу писатель получил лишь в марте 1801 г. при Александре I. Назначенный в Комиссию составления законов, Радищев занимался составлением проектов законодательных реформ. Председатель комиссии П. В. Завадовский был раздражен «слишком восторженным образом мыслей» Радищева и даже угрожал ему новой ссылкой в Сибирь. В состоянии тяжелой депрессии Радищев покончил с собой.

Сочинения Радищева были запрещены в России вплоть до 1905 г., однако это не помешало распространению «Путешествия из Петербурга в Москву» в рукописных списках. В 1858 г. А. И. Герцен издал «Путешествие» в Лондоне. Ценнейшими источниками биографии писателя остаются очерки, написанные его сыновьями Н. А. и П. А. Радищевыми.

По материалам «Словаря русских писателей XVIII века», «Краткой литературной энциклопедии» и 3-го издания «Большой советской энциклопедии»

Об издании

РВБ публикует академическое Полное собрание сочинений Радищева в трех томах (М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938-1952). В ряде случаев текст этого издания исправлен в соответствии с принципами, изложенными в сопроводительной заметке редактора электронного издания А. А. Костина. Кроме того, электронная публикация снабжена указателями словоформ и стиховых форм.

  • А. А. Костин. Редакционные замечания к электронной версии полного собрания сочинений А. Н. Радищева

Биография

  • Биография А. Н. Радищева, написанная его сыновьями // ImWerden
  • А. Лосский. // РБС
  • Н. Д. Кочеткова, А. Г. Татаринцев.

Русский писатель, представитель "просветительной философии" А.Н. Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в селе Верхнее Аблязово Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне с.Радищево Кузнецкого района Пензенской обл.). Его дед, Афанасий Прокофьевич Радищев, был одним из потешных Петра Великого, дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну, Николаю Афанасьевичу, хорошее по тому времени образование. Николай знал несколько иностранных языков, был знаком с историей и богословием, много читал. Он был состоятельным помещиком, но крестьяне, а их было более 3 тысяч, его очень любили. Во время Пугачевского бунта, когда Николай со старшими детьми спрятался в лесу, а младших детей отдал на руки крестьянам, никто не выдал его.

Александр был его старшим сыном и любимцем матери, Феклы Степановны, урожденной Аргамаковой. Семья Аргамаковых принадлежала к передовой московской дворянской интеллигенции. Родители Александра были культурными людьми и старались дать сыну хорошее образование. Детство Радищева прошло в Аблязове; дом Радищевых был большой, богатый, многолюдный. У Александра Николаевича было 6 братьев и 4 сестры, дети росли в окружении крепостной "дворни" и хорошо знали деревню. Русской грамоте он выучился по часослову и псалтырю. За будущим писателем ходил дядька, видимо тоже крепостной, Петр Мамонтов, который рассказывал мальчику сказки.

Когда Александру было 6 лет, к нему был приставлен учитель француз, но выбор оказался неудачный: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Тогда отец решил отправить мальчика в Москву. Здесь Радищев был помещен у родственника своей матери, М.Ф. Аргамакова, человека умного и просвещенного, и поручен заботам очень хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Очевидно, от него Радищев узнал впервые некоторые положения философии просвещения. М.Ф. Аргамаков, по своим связям с только что открытым Московским университетом (другой Аргамаков, Алексей Михайлович, был первым директором университета), предоставил Радищеву возможность пользоваться уроками профессоров. В доме бывали профессора университета, дававшие уроки хозяйским детям, вместе с которыми занимался и маленький Радищев.

Конец 1750-х - начало 1760-х годов, время жизни и обучения Радищева в Москве, были годами брожения умов и подъема литературной борьбы. В Москве издавались журналы, собирались литературные и научные общества, кружки; в культурных дворянских домах и кабинетах разночинцев шли споры о правительстве, крепостном праве, о бюрократии, образовании, поэзии. Атмосфера недовольства правительством не разрядилась и при Петре III, вызвавшем еще большее возмущение в различных слоях общества. Все это, а также лекции передовых мыслителей-профессоров и либеральное окружение повлияло на мальчика Радищева. Это была первая "закваска" будущего якобинства.

28 июня 1762 года в результате дворцового переворота на престол вступила Екатерина II. Свергнув своего мужа Петра III, новая императрица публично осудила его как государя-деспота и противопоставила низложенному царю себя - просвещенную государыню. Тем самым Екатерина сразу же охарактеризовала свое правление как просвещенную монархию, отличную от государств с деспотическим строем. Обстоятельства складывались для Радищева как нельзя лучше. Во время торжеств в Москве, связанных с коронацией Екатерины II, 25 ноября 1762 года императрица "пожаловала в пажи" 13-летнего Александра Радищева. Он был зачислен в Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. Это было устроено, без сомнения, хлопотами Аргамаковых. Сначала Екатерина и правительство находились в Москве, где должна была происходить коронация. Только в начале 1764 года в Петербург вернулся двор, а за ним пажи, в том числе и "новопожалованный" Александр Радищев.

Пажеский корпус не был серьезным учебным заведением. Главная его цель заключалась в том, чтобы, неся службу при дворе, пажи имели возможность получать образование и воспитание. Всем наукам обучал пажей во времена Радищева один педагог - француз Морамбер. Пажеский корпус готовил придворных, и пажи были обязаны прислуживать на балах, в театре, за парадными обедами. Радищев из атмосферы серьезных умственных и общественных интересов попал ко двору. Из среды Аргамаковых, Фонвизиных, Херасковых он вынес идеалы общественного служения, неприятие рабства, деспотии, презрение к низости льстецов и теперь воочию увидел подлость, интриги, воровство - весь механизм рабовладельческой деспотии, увидел все это в самом дворце, и ему, скромному пажу, раскрылась оборотная сторона императорского двора. В Пажеском корпусе Радищев дружил с Алексеем Михайловичем Кутузовым. Этот пылкий, идеально настроенный юноша стал самым близким Радищеву человеком. Они жили в одной комнате в течение 14 лет, читали одни и те же книги, вместе учились, мечтали. За годы пребывания в Пажеском корпусе Радищев сблизился также с А.К. Рубановским, П.И. Челищевым, С.Н. Яновым, познакомился с , брат которого был товарищем Радищева по корпусу. Здесь он приобщился к просветительской философии и литературе, знакомство с которыми в ту эпоху было своего рода признаком светской образованности. Вместе с тем Радищев имел возможность наблюдать постоянную борьбу между придворными за высокие места в дворцовой иерархии, за влияние на императрицу.

Четыре года Радищев учился в корпусе, и, бывая во дворце, мог наблюдать нравы двора. В 1765 году Екатерина повелела отправить в Лейпциг двенадцать молодых дворян, в том числе шесть пажей, из наиболее отличившихся поведением и успехами в учении, чтобы они обучались там в университете и, став образованными юристами, смогли впоследствии служить в правительственном аппарате. Среди этих двенадцати был и Радищев.

При отправке студентов за границу в конце сентября 1766 года была дана инструкция относительно их занятий, написанная собственноручно Екатериной II. В этой инструкции читаем: "1) Обучаться всем латинскому, французскому, немецкому и, если возможно, славянскому языкам, в которых должны себя разговорами и чтением книг экзерцировать. 2) Всем обучаться моральной философии, истории, а наипаче праву естественному и всенародному и Римской истории и праву. Прочим наукам обучаться оставить всякому по произволению". На содержание студентов были назначены огромные по тем временам средства - по 800 рублей (с 1769 года - по 1000 руб.) в год на каждого. Но приставленный к дворянам в качестве воспитателя ("гофмейстера") майор Бокум утаивал значительную часть денег в свою пользу, так что студенты сильно нуждались. Их поместили в сырой, грязной квартире. Радищев, по донесению кабинет-курьера Яковлева, "находился всю бытность (Яковлева) в Лейпциге болен, да и по отъезде еще не выздоровел, и за болезнью к столу ходить не мог, а отпускалось ему кушанье на квартиру. Он в рассуждении его болезни, за отпуском худого кушанья, прямой претерпевает голод".

Бокум был человек грубый, необразованный и жестокий, дозволявший себе применять к студентам телесные наказания, иногда очень сильные. К тому же он был крайне хвастлив и невоздержан, что ставило его постоянно в неловкие и комические положения. С самого выезда из Петербурга у Бокума начались столкновения со студентами; неудовольствие их против него росло и наконец выразилось в крупной истории. Бокум постарался выставить студентов бунтовщиками, обратился к содействию Лейпцигских властей, потребовал солдат и посадил всех русских студентов под караул. Только вмешательство российского посла, князя , не дало этой истории окончиться так, как ее направлял Бокум. Посол освободил заключенных, вступился за них, и хотя Бокум остался при студентах, но стал обходиться с ними лучше, и столкновения больше не повторялись. Бокума уволили лишь тогда, когда Радищев уже собирался ехать на родину.

Но это был не единственный подобный случай. Студенты учинили еще одну своего рода забастовку, когда отказались слушать курс международного права у профессора Беме, сухого старика, чуждого идейных запросов молодежи и заявили, что они лучше будут изучать книгу Мабли о том же предмете. В это время аббат Габриэль Бонно де Мабли уже был известен как политический писатель, демократ и радикал; выдвижение его имени не могло быть случайным, "невинным". Неудачно также было избрание для студентов духовника: с ними был отправлен иеромонах Павел, человек веселый и добродушный, но малообразованный, вызывавший насмешки студентов и не имевший никакого влияния на их ум и нравственность. В итоге, молодые люди проказничали и вольнодумствовали.

Из товарищей Радищева был особенно заметен Федор Васильевич Ушаков, по тому влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его "Житие" и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова. Одаренный пылким умом, 19-летний Ушаков был самым старшим из всей группы, отправившейся в Лейпциг. До отъезда за границу он служил секретарем при статс-секретаре и тайном советнике Г.Н. Теплове, работал по составлению рижского торгового устава. Ушакову предсказывали быстрое возвышение по административной лестнице, "многие обучалися почитать его уже заранее". Когда Екатерина II приказала отправить дворян в Лейпциг, Ушаков пренебрег карьерой и решил ехать за границу, чтобы вместе с юношами сесть на ученическую скамью. Благодаря ходатайству Теплова, ему удалось исполнить свое желание. Ушаков был более опытным, чем другие его сотоварищи, которые признали сразу его авторитет. Он был для студентов примером серьезных занятий, руководил их чтением, внушал им твердые нравственные убеждения. Он учил, например, что тот может побороть свои страсти, кто старается познать истинное определение человека, кто "величайшее услаждение находит в том, чтобы быть отечеству полезным и быть известным свету". Здоровье Ушакова было расстроено еще до поездки за границу, а в Лейпциге оно ухудшилось из-за образа жизни и чрезмерных занятий; он опасно заболел. Когда доктор, по его настоянию, объявил, что "завтра он жизни уже не будет причастен", Ушаков твердо встретил смертный приговор, хотя, "нисходя во гроб, за оным ничего не видел". Он простился с друзьями, потом, призвав к себе одного Радищева, передал ему свои бумаги и сказал: "Помни, что нужно в жизни иметь правила, дабы быть блаженным". Последние слова Ушакова "неизгладимой чертой ознаменовались на памяти" Радищева. Перед смертью, ужасно страдая, Ушаков просил своих товарищей дать ему яду, чтобы поскорее окончились его мучения. Ему в этом было отказано, но это заронило в Радищеве мысль, "что жизнь несносная должна быть насильственно прервана". С тех пор самоубийство сделалось одним из любимых предметов его размышлений. Ушаков умер в 1770 году на 21-м году жизни.

В годы пребывания в Лейпциге (1767-1771) кроме юридических наук Радищев занимался естествознанием, химией, медициной. Особую роль в его формировании сыграли труды французских философов-просветителей - Вольтера, Монтескье, Руссо, Мабли, Гольбаха, особенно Гельвеция, по книге которого "об уме", по словам Радищева, он и его товарищи "мыслить научилися". Радищев проявил блестящие способности в учении. Он был мастер во всем: от танцев до философских рассуждений о бренности бытия.

Занятия студентов в Лейпциге были разнообразны. Они слушали философию у Платнера, который, когда его в 1789 году посетил , с удовольствием вспоминал своих русских учеников, особенно Кутузова и Радищева. Студенты слушали лекции Геллерта или, как писал Радищев, "наслаждалися его преподаванием в словесных науках". Историю слушали у Бема, право - у Гоммеля. По словам из официального письма 1769 года, "все с удивлением признаются, что в столь короткое время оказали они (студенты) знатные успехи, и не уступают в знании тем, кто издавна там обучается. Особливо же хвалят и находят отменно искусными: во-первых, старшего Ушакова (в числе студентов было двое Ушаковых), а по нем Янова и Радищева, которые превзошли чаяние своих учителей".

По своему "произволению" Радищев занимался медициной и химией, причем серьезно, так что выдержал экзамен на врача и потом с успехом занимался лечением. Занятия химией тоже остались одним из его любимых дел. Согласно инструкции, студенты изучали языки; как шло это учение нам неизвестно, но Радищев хорошо знал немецкий, французский и латинский, позднее выучил английский и итальянский. Проведя несколько лет в Лейпциге, он, как и его товарищи, сильно позабыл русский язык, так что по возвращении в Россию занимался им под руководством А.В. Храповицкого, секретаря Екатерины. В общем, Радищев в Лейпциге приобрел разнообразные научные познания и сделался одним из самых образованных людей своего времени не только в России. Он не прекращал занятий и усердного чтения во всю свою жизнь.

Осенью 1771 года Радищев и его товарищи вернулись в Петербург. Они возвращались на родину, полные высоких помыслов о служении обществу, горячей преданности отечеству, полные желания проводить в жизнь передовые идеалы, которые они усвоили за эти годы. Вскоре Радищев, как и его товарищ Алексей Кутузов, поступил на службу "мелкой сошкой" - протоколистом с чином титулярного советника в Сенат, "хранилище законов", по определению Екатерины. Но друзья недолго прослужили там: им мешало плохое знание русского языка, тяготило грубое обращение начальства. Уже через 2 года, не выдержав мелкой рутины, Кутузов перешел в военную службу, а Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге Финляндской дивизией генерал-аншефа графа Я.А. Брюса, в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора), и выделился добросовестным отношением к своим обязанностям. Конечно, и эта служба, проходившая в годы крестьянского восстания Е.Пугачева, не была приятна Радищеву: военный суд был едва ли не самым свирепым орудием классового господства помещиков.

К этому времени относится начало его литературной деятельности. В 1771 году, еще в Лейпциге, выходит перевод брошюры греко-албанского политического деятеля Антона Гики "Желания греков к Европе христианской". Брошюра призывала общественное мнение вступиться за греков и их независимость. Радищев подчеркивал в своем тексте тему угнетения, рабства народа. Так, например, он переводит: "В рабском состоянии всякая добродетель есть преступление, которое злодейством против тирана почитается". В переводе, появившемся позднее в "Ведомостях", это место выглядит менее резко: "Все великодушные добродетели почитаются преступлением в людях подобного состояния".

В 1772 году Радищев знакомится с Н.И. Новиковым, издававшим журнал "Живописец". В пятом номере "Живописца" был анонимно опубликован очерк под названием "Отрывок путешествия в ***И***Т***". Ученые долго спорили о том, кто был автором "Отрывка", имевшего антикрепостнический характер. Лишь недавно установили, что им был Александр Радищев. "Отрывок" произвел шум в обществе. На "верхах" были крайне недовольны им и обвиняли автора в том, что он оскорбляет "весь дворянский корпус". Но ни Новиков, ни Радищев не испугались. Тогда же в "Живописце" он издал свой перевод Мабли "Размышления о греческой истории" (1773), в котором характеризовал самодержавие, как "наипротивнейшее человеческому естеству состояние". Ненавистная служба не помешала Радищеву завести знакомства и в "большом свете", и в кругу литераторов. Обаяние его личности, его образованность, глубина мысли, в то же время благородная внешность сделали его желанным гостем и в великосветских гостиных, и в Английском клубе, и в кабинетах писателей. Первые же выступления Радищева в печати стали началом его трагического пути проповедника свободы, а первое его оригинальное произведение - наброском основного его труда - "Путешествия из Петербурга в Москву".

В 1775 году один из товарищей Радищева по Лейпцигу, Рубановский, познакомил его с семьей своего старшего брата, на дочери которого, Анне Васильевне, он и женился. В том же году, году расправы с Пугачевым, Радищев вышел в отставку с чином армии секунд-майора - по семейным обстоятельствам, и уехал в имение, где некоторое время жил с супругой в уединении.

В самом конце 1777 года Радищев вернулся в Петербург и по рекомендации графа А.Р. Воронцова был вновь определен на службу, на этот раз в государственную Коммерц-коллегию на асессорскую должность. Он быстро освоился с подробностями порученных коллегии торговых дел, заявил о себе как о человеке с твердым характером и предельной честностью. Вскоре ему пришлось участвовать в разрешении одного дела, где целая группа служащих, в случае обвинения, подлежала тяжелому наказанию. Все члены коллегии были за обвинение, но Радищев, изучив дело, решительно стал на защиту обвиняемых. Он не согласился подписать приговор и подал особое мнение; напрасно его уговаривали, пугали немилостью президента коллегии, графа А.Р. Воронцова, - Радищев не уступал; пришлось доложить об его упорстве Воронцову. Тот сначала действительно разгневался, но все-таки потребовал дело к себе, внимательно пересмотрел его и согласился с мнением Радищева: обвиняемые были оправданы. Однако это не способствовало его душевному равновесию, так как большинство чиновников в то время без зазрения совести брали взятки и посмеивались над этим поборником справедливости.

Из Коммерц-коллегии Радищев в 1788 году по рекомендации А.Р. Воронцова был переведен в петербургскую таможню, помощником управляющего, а потом (с 1790 года) и управляющим. На службе в таможне Радищев тоже успел выделиться своим бескорыстием, преданностью долгу, серьезным отношением к делу. Одновременно он принимал участие в работе Комиссии о коммерции, был членом казенной палаты Петербургского губернского правления.

После смерти горячо любимой жены, Анны Васильевны (1783) Радищев стал искать успокоения в литературной работе. Вот как Радищев описывал свое моральное состояние: "Смерть жены моей погрузила меня в печаль и уныние и на время отвлекла разум мой от всякого упражнения". Вероятно, в это время он участвовал в издании "Почты Духов" , но это не может считаться доказанным. По настоящему литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечатано "Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений".

Над своим главным произведением "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищев работал несколько лет, с середины 1780-х годов. Завершив первую редакцию книги в середине 1788 года, он дополнял и расширял ее до апреля 1790 года. В 1789 году Радищев провел рукопись "Путешествия" через цензуру Управы благочиния. Сам петербургский обер-полицеймейстер Н.И. Рылеев разрешил книгу к печати, не прочитав ее и, вероятно, положившись на "невинное" название или в угоду кому-либо из знатных покровителей Радищева. Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев приобрел печатный станок и завел домашнюю типографию, в которой наборные и печатные работы производили его слуги под его руководством. В этой типографии Радищев и напечатал в начале 1790 года "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске", а в конце мая - "Путешествие из Петербурга в Москву", с эпиграфом из Телемахиды: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй".

Поскольку им было получено разрешение на издание книги, Радищев открыто напечатал ее в количестве 650 экземпляров, а потом, в мае 1790 года, спокойно пустил ее в продажу. В конце книги даже было указано: "С дозволения Управы благочиния". Книга выглядела вполне безобидно, однако под дорожными заметками, в форме которых было написано произведение, скрывалась жесткая критика рабского положения крепостных крестьян и пороков деградировавшего дворянства. Книга начинается с посвящения "А.М.К., любезнейшему другу", т.е. товарищу Радищева, А.М. Кутузову. В этом посвящении автор пишет: "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала". Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. "Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь".

"Путешествие" разделяется на главы; первая называется "Выезд", а последующие носят названия станций между Петербургом и Москвой; оканчивается книга приездом и восклицанием: "Москва! Москва!" "Путешествие в Москву", принесшее несчастие и славу Радищеву, было, в общем, очень посредственным произведением с "варварским слогом". Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны. Какую цель имел Радищев, издавая эту книгу? На этот вопрос вряд ли он сам мог бы ответить удовлетворительно. Влияние его было ничтожно. Все прочли книгу и забыли ее, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, благонамеренных предположений. Если подумать, какие люди окружали престол Екатерины, - то поступок Радищева покажется поступком сумасшедшего. Мелкий чиновник, человек без всякой власти, без всякой опоры, дерзает вооружиться против общего порядка, против самодержавия, против Екатерины! Радищев был один. У него не было ни товарищей, ни соумышленников.

В мае 1790 года Радищев передал книгопродавцу Зотову 25 экземпляров отпечатанной книги для продажи. Несколько книг автор подарил своим друзьям; один послал Г.Р. Державину в знак уважения к его творчеству. Книгу заметили не сразу, вероятно потому, что первые страницы были чрезвычайно скучны и утомительны, однако потом начался шум. Экземпляры, продававшиеся Зотовым, разошлись моментально. Многие приходили к Зотову в Гостиный двор и спрашивали книгу, о которой говорили в городе. Ее смелые рассуждения о крепостном праве и других явлениях общественной и государственной жизни обратили на себя внимание Екатерины II, которой кто-то доставил "Путешествие". Екатерина несколько дней кряду читала эти горькие, возмутительные сатиры. И хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора все-таки было поднято преследование. Сначала не знали, кто автор, так как имя его не было указано на книге; но, арестовав купца Зотова, скоро узнали, что книга написана и издана Радищевым.

Радищев успел сжечь все оставшиеся у него экземпляры книги, но 30 июня 1790 года писатель был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Дело его было "препоручено" известному сыщику С.И. Шешковскому, руководителю тайной полиции, палачу, находившемуся в непосредственном подчинении императрицы; его называли "кнутобойцем", имя его внушало ужас. Екатерина отнеслась к книге Радищева с сильным раздражением, сама составила вопросные пункты Радищеву, "бунтовщику хуже Пугачева", сама через князя А.А. Безбородко руководила всем делом.

Следствие шло быстро, тем более что обвинение в издании бунтовщической книги было доказано самой книгой, а своего авторства Радищев не отрицал. Допрашиваемый Шешковским, Радищев заявлял о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в "Путешествии". Радищев был глубоко потрясен оборотом дела, угрозой смертной казни, нависшей над ним, а особенно угрозой распространения кары на его детей. Он писал Екатерине и Шешковскому покаянные письма, весьма патетические и риторические, но совершенно неискренние. Кроме Радищева допрашивали многих лиц, причастных к изданию и к продаже "Путешествия"; следователи искали, нет ли у Радищева сообщников, но их не оказалось. Радищев всю "вину" принял на себя и не назвал никого из своих друзей, учеников и единомышленников, хотя Шешковский добивался имен "соучастников". В качестве вещественного доказательства читали вслух книгу Радищева. Суд так боялся его крамольных идей, что во время этого чтения из зала заседания были высланы даже секретари суда. Судьба Радищева была заранее решена: он был признан виновным в самом указе о предании его суду. Задача Уголовной палаты состояла лишь в придании законной формы осуждению Радищева, в подыскании и подведении законов, по которым он должен был быть осужден. Задача эта была нелегкая, так как трудно было обвинить автора за книгу, изданную с надлежащего разрешения, и за взгляды, которые еще недавно пользовались покровительством. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о покушении на государево здоровье, о заговорах и измене.

После допроса лиц, причастных к печатанию и продаже книги, процесс окончился. 24 июля Палата приговорила Радищева к смерти за то, что он издал книгу, "наполненную самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный и умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвесть в народе негодование противу начальников и начальства и оскорбительными, неистовыми изражениями противу сана и власти царской". Так как Радищев был дворянином, то его приговор должно было утверждать правительство. 26 июля приговор поступил в Сенат, и 8 августа сенаторы утвердили его. Доклад о решении Сената был представлен Екатерине 11 августа. Она приказала рассмотреть его в Государственном совете, намекнув, что Радищев, помимо всего прочего, оскорбил своей книгой ее лично. 19 августа Совет утвердил приговор. В итоге Радищев ждал смертной казни 1 месяц и 11 дней. Лишь 4 сентября 1790 года был подписан именной указ Екатерины, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного. Указывалось, что вина Радищева такова, что он заслуживает смертную казнь, к которой приговорен судом, но "по милосердию и для всеобщей радости", по случаю заключения мира со Швецией, смертная казнь заменена ему ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, "на десятилетнее безысходное пребывание" и лишением чинов и дворянства.

Печальная судьба Радищева привлекла к себе всеобщее внимание: приговор казался невероятным, в обществе не раз возникали слухи, что Радищев прощен, возвращается из ссылки, но слухи эти не оправдывались. Радищев был доставлен в Илимский острог в январе 1792 года и пробыл там до конца царствования Екатерины. Нельзя сказать, что жизнь Радищева в изгнании была трудной. Положение его в Сибири было облегчено тем, что граф А.Р. Воронцов продолжал оказывать поддержку ссыльному писателю, присылал ему книги, журналы, научные инструменты и пр. Радищев получил право свободно передвигаться по Илимску, в его полное распоряжение предоставили пятикомнатный дом с многочисленными надворными постройками и 8 слуг.

Радищев был тогда вдовцом. К нему в Сибирь приехала сестра его жены, Елизавета Васильевна Рубановская, дабы разделить с изгнанником грустное его уединение, и привезла младших детей (старшие остались у родных для получения образования). Жаркая дружба переросла в любовь. В Илимске Радищев женился на Е.В. Рубановской. Здесь же появилось еще трое детей писателя.

В Илимске Радищев предался литературным занятиям. Здесь он написал большую часть своих сочинений - "Письмо о китайском торге" (1792), крупный философский труд "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792-1796), "Сокращенное повествование о приобретении Сибири" (1791-1796), "Описание Тобольского наместничества" и другие. Он изучал сибирскую жизнь и природу, делал метеорологические наблюдения, много читал. В лаборатории он ставил химические опыты, много времени посвящал воспитанию детей, обучая их истории, географии и иностранным языкам. Но Радищев не был совсем счастлив. Как и все великие люди, в ссылке он чувствовал себя ненужным российскому обществу, более того, бессильным помочь крепостным крестьянам, обреченным на рабский труд. Он чувствовал такое стремление к литературной работе, что даже в крепости, во время суда, воспользовался разрешением писать и написал повесть о Филарете Милостивом. В Илимске он занимался также лечением больных, вообще старался помочь чем кому мог и сделался, по свидетельству современника, "благодетелем той страны". Его заботливая деятельность простиралась верст на 500 вокруг Илимска.

Император вскоре после воцарения "назло матери" вернул Радищева из Сибири (Высочайшее повеление 23 ноября 1796 г.), возвратил ему чины и дворянство, обошелся с ним милостиво и взял с него обещание не писать ничего противного духу правительства. Радищев сдержал свое слово. Он во все время царствования Павла не написал ни строчки. Радищеву предписано было жить в его имении в Калужской губернии, селе Немцове, где он занимался лишь воспитанием своих детей, а за его поведением и перепиской наблюдал губернатор. Смиренный опытностью и годами, Радищев даже переменил образ мыслей, ознаменовавший его бурную молодость. Он не питал в своем сердце никакой злобы к прошедшему и искренне помирился со славной памятью великой царицы. Государь разрешил Радищеву съездить в Саратовскую губернию к престарелым и больным родителям. Но злой рок готовил ему еще одно испытание: в дороге скончалась дорогая его сердцу жена Елизавета Васильевна. Овдовевший во второй раз Радищев поселился вместе с детьми в селе Немцово, которое он не покидал вплоть до кончины Павла I.

После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу по указу от 15 марта 1801 года; он был вызван в Петербург и назначен членом Комиссии для составления законов. В последние годы жизни он написал поэму "Бова", стихотворение "Осьмнадцатое столетие". Но творчество более не приносило удовлетворения писателю. Сохранились рассказы о том, что Радищев, удивлявший всех "молодостью седин", с энтузиазмом принялся за создание нового проекта "Государственного уложения", подал проект о необходимых законодательных преобразованиях - проект, где опять выдвигалось вперед освобождение крестьян, а также уничтожение Табели о рангах, свобода слова и вероисповедания. Современники говорят, что когда Радищев подал свой либеральный проект реформ, председатель комиссии, граф П.В. Завадовский , сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. По словам А.С. Пушкина, граф произнес с упреком: "Эх, Александр Николаевич, охота тебе пустословить по-прежнему! или мало тебе было Сибири?" В этих словах Радищев увидел угрозу. Именно с этого момента в его характере произошли фатальные изменения: он постоянно испытывал чувство тревоги, горячо брался за какое-нибудь дело или вдруг терял к нему интерес и сидел без движения в течение нескольких дней. Родственники были не на шутку встревожены этими проявлениями эмоциональной нестабильности, а впоследствии и душевной болезни. Радищев, человек с расстроенным здоровьем, с разбитыми нервами был до того потрясен, что решился покончить с собой.

В ночь с 11 (23) на 12 (24) сентября 1802 года Александр Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу яда. Он выпил царской водки, которой его сын чистил эполеты. Смерть настигла его в страшных мучениях. Он как бы вспомнил пример Ушакова, научивший его, что "жизнь несносная должна быть насильственно прервана". Радищева похоронили на Волковском кладбище в Петербурге. Могила его скоро оказалась забыта и утеряна. Предполагается, что похоронили первого дворянского революционера близ каменной Воскресенской церкви. Долгое время на стене церкви на Волковском кладбище висела мемориальная доска.

В 1807-1811 годах в Санкт-Петербурге было издано собрание сочинений Радищева, в шести частях, но без "Путешествия" и с некоторыми пропусками в "Житии Ушакова". Лишь в 1858 году "Путешествие" было напечатано в Лондоне, с предисловием Герцена, и перестало быть библиографической редкостью. С этого издания "Путешествие" было перепечатано в Лейпциге в 1876 году. В 1868 году Высочайшим повелением дозволялось печатать "Путешествие" на основании общих цензурных правил, но в России книга Радищева впервые вышла лишь в 1888 году в типографии "проправительственного" издателя А.С. Суворина, который получил разрешение на публикацию всего 100 экземпляров по огромной отпускной цене - 25 рублей за каждую книгу.

На имени Радищева долго лежал запрет. Вскоре после его смерти появилось несколько статей о нем, но затем имя его почти исчезло в литературе; о нем приводятся лишь отрывочные и неполные данные. Пушкин писал Бестужеву: "Как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? Кого же мы будем помнить?" Позднее Пушкин убедился, что вспоминать об авторе "Путешествия" не так легко: его статья о Радищеве не была пропущена цензурой и появилась в печати только через 20 лет после смерти поэта. Лишь с середины 1850-х годов с имени Радищева снимается запрет; в печати появляется немало статей и заметок о нем, полной биографии Радищева, однако, до сих пор нет.

Жизнь Александра Николаевича Радищева, выдающегося писателя и политического деятеля XVIII века, трудно назвать простой. Ведь при неустроенности личной жизни и непонимания со стороны современников он продолжал творить и отчаянно отстаивать свои дерзкие взгляды на окружающую его действительность. Как это часто бывает, лучшие сыны отечества не принимаются обществом и вынуждены быть изгоями всю свою жизнь, а это тяжелое испытание для любого человека. Так было и на этот раз.

"Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое. Особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться".

А.Н. Радищев

Выбор редакции
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...

Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...
В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...