Возрастные нормы формирования звукопроизношения. Сроки появления в речи ребёнка звуков: Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные


Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе посте­пенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает лишь по­степенно.

Р.В. Левина, Е.В. Хватцев, А.Н. Гвоздев указывают, что в первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок мо­жет правильно произносить лишь самые простые по артикуляции зву­ки. К ним относятся гласные А , О , Э и согласные П , Б , М . Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: мама, папа, баба . Несколько позднее усваиваются и дру­гие артикуляторно простые звуки, не требую­щие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и соглас­ные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, X, Й . Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р ) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более про­стыми для произно­шения звуками. Это явление получило название «возрас­тного косноязы­чия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойст­венно всем без исключения детям .

Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком в несколько эта­пов. Например, ребенок не сразу овладевает произно­шением звука Ш , а сна­чала заменяет его на ТЬ , на СЬ и на С . По этой причине в разные возрастные пе­риоды слово шуба в его речи звучит как тюба, сюба, суба и, наконец, шуба .

Вот самые распространенные звуки-заменители для сложных по произноше­нию согласных:

Л: Й – ЛЬ – Л (йампа – лямпа – лампа );

Р: Й – ЛЬ – Л – Р (йиба – либа – лыба – рыба );

С: ТЬ – СЬ – С (тянки – сянки – санки );

Ш: ТЬ – СЬ- С – Ш (тюба – сюба – суба – шуба );

Ц: ТЬ – СЬ – Ц (тяпля – сяпля – цапля ).

Но даже и после овладения правильным произношением звука ребе­нок неко­торое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш , ребенок начинает употреблять его и вме­сто С , произнося слово сумка как шумка или Саша как Шаша . Здесь очень важно ненавязчиво помочь ре­бенку окончательно овладеть звуком.

Таким образом, в период «возрастного косноязычия» часть звуков в речи де­тей полностью отсутствует или заменяется другими звуками.

Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже «освоенных» звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребен­ка постепенно со­вершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к об­разцу речи взрослого.



Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «воз­растного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопли­вая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для под­ражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладе­ния правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутству­ет, то усвоение ребен­ком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится не­возможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи довольно широко распространенной «семейной картаво­сти», которую ребенок усваивает, подра­жая родителям.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди непра­вильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует обра­зец правильного произношения звуков речи. И уж совсем недопустимо «сю­сюканье» взрослых с ребенком («Да ты мой дологой, холосый!»). Здесь ребе­нок лишается не только правильного образца для подра­жания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей.

Появ­ления в речи ребенка различных звуков отражено в таблице, в которой даны при­мерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Из таблицы видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произно­шением всех звуков речи. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задержи­вается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возраст­ным». Такая задержка свидетельствует о наличии ка­ких-то особых при­чин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произноше­нием звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недо­статках или дефектах звукопроизношения (термины однозначные), требующих спе­циальной логопедической помощи.

Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у де­тей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенно­сти не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В дру­гих случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), ког­да кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают ха­рактерный оттенок шепелявости, не свой­ственный русской речи.

Как уже было отмечено, главное отличие дефектов звукопроизношения от «возрастного косноязычия» состоит в том, что они бывают вызваны какими-то специфическими причинами и поэтому обычно не исчезают без специальной логопедической помощи. Т.В. Волосовец выделяет следующие внешние дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из следующих вариантов:

1. Полное отсутствие звука (например, Р или Л ) в речи ребен­ка. В этом слу­чае он говорит ыба вместо рыба и ампа вместо лампа . Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полностью совпадает с «возрастным косноязы­чием», но в отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет).

2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более про­стым по арти­куляции. Например, звук Р может заменяться на Л , а звук Ш – на С . В этом случае, как и при «возрастном кос­ноязычии», ребенок говорит лыба вместо рыба и суба вме­сто шуба , однако эти замены также наблюдаются в более позд­нем возрасте.

3. Смешение в речи двух правильно произносимых звуков. При этой разно­видности неправильного звукопроизношения ребе­нок, умеющий правильно про­износить оба звука и уже вышед­ший из периода «возрастного косноязычия», не всегда верно употребляет их в речи (говорит то рыба , то лыба , то шуба , то суба и т.п.).

4. Искаженное произношение звука, классическим примером чего является «картавое» Р . В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком – ребенок произ­носит именно звук Р , но произносит его иска­женно. Сюда же относится и упомянутое выше «хлюпающее» и «шепелявое» произношение звуков.

Очень важно до конца понять, что этот последний вид нарушений звукопро­изношения, в отличие от первых трех, ни в каком возрасте не может быть отнесен к «возрастному косноязычию. Это объясняется тем, что он во всех без исключения случаях бывает вызван какими-то особыми причинами, а не только возрастным несовершенством речево­го аппарата ребенка. Именно эти причины и мешают «пройти с возрастом» имеющимся у него особенностям в произношении звуков. Иными словами, возрастной «нормой» звукопроизноше­ния до определенного возраста можно считать только полное отсутствие звука или его пол­ную замену другим звуком (в том числе и в случаях смешения зву­ков). Но после 5-6 лет и эта «норма» уже перестает быть таковой и перехо­дит в разряд патологии, тем более что именно звуковые замены в даль­нейшем отража­ются на письме.

В онтогенезереакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, в изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных рефлексов.

Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни. В результате многократного подкрепления звукового сигнала (например, звонка) кормлением ребенок начинает отвечать на этот сигнал сосательными движениями. В это же время он определяет направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука.

Несколько позднее, на третьем и четвертом месяце жизни, ребенок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты. Основную семантическую нагрузку в возрасте от 3 до 6 месяцев несет интонация. В это время у ребенка развивается способность дифференцировать интонации и выражать свои переживания (например, приятное или неприятное) с помощью оттенков голоса. В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы. Те слова и фразы, которые ребенок начинает «понимать», воспринимаются им в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков, являющихся для малыша сигналами предметов и явлений окружающего мира (лай собаки, звонок будильника и т.п.). Так, ребенок шести-восьми месяцев может уже правильно отвечать на произнесенное кем-либо слово «часы» указыванием на соответствующий предмет. Но при этом такое же действие он выполняет, если произнести не «часы», а похожие по звучанию слоги: «ти-тп» или «ки-кй». Таким образом, ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются им еще диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. Последующее развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Различение оппозиции звуков детьми происходит постепенно:

– первоначально ребенок различает наиболее грубо противопоставленные звуки – гласные и согласные, но внутри этих групп наблюдается широкая генерализация: согласные еще вовсе не различаются, а среди гласных выделяется наиболее фонетически мощный и легко артикулируемый звук «а »; ему противопоставляются все остальные гласные звуки, между собой также не дифференцируемые;

– далее происходит дифференциация «внутри» гласных – «и-у», «э-о», «и-о». «э-у»; позже остальных он начинает различать высокочастотные гласные «и-э», низкочастотные звуки «у-о»; труднее воспринимается звук «ы»;

– затем формируются оппозиции «внутри» согласных: определение наличия или отсутствия согласного звука в слове как широко обобщенного звука, последующее различение сонорных – шумных; твердых – мягких; взрывных – фрикативных; глухих – звонких; свистящих – шипящих.

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, таких как Ф.А. Pay, Ф.Ф. Pay, H.X. Швачкин, Л.В. Нейман, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным .

Однако развитие фонематического слуха, его совершенствование продолжается и у взрослых людей. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Сроки появления в речи ребёнка звуков: Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи: Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи: 1-2 годика - усваиваются такие звуки: А,О, Э,П,Б,М 2-3 годика - звуки: И, Ы,У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х,Й 2-3 годика - звуки: И, Ы,У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х,Й 3-5 годиков - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ 5-6 лет - последними (!) усваиваются звуки: Л, Р


Формирование правильного произношения у детей Это сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать речь окружающих и собственную речь. В норме овладение звуковым строем родного языка заканчивается у детей к годам. Чаще вызывают затруднения у детей - свистящие звуки(с, сь, з,зь,ц) - шипящие звуки (ш, ж,щ, ч) - сонорные звуки (л,ль,р, рь)


Причины появления нарушений речи: Трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе!); Дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба; Недостаточная подвижность губ и языка; Неправильная речь окружающих взрослых.


Артикуляционная гимнастика Укрепляет мышцы речевого аппарата Улучшает кровоснабжение артикуляционных органов Улучшает мышечную систему языка, губ, щек. Уменьшает спастичность (напряженность) артикуляционных органов Увеличивает амплитуду движений Является основой в постановке звуков


СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА 1.«Лопаточка»- рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 2.«Пиала» - рот открыт, передний и боковой края широкого языка поднят. 3. «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 4.«Трубочка» - рот открыт, боковые края загнуты вверх. 5.«Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ 1.«Улыбка» -удерживание губ в улыбке. 2.«Заборчик» - рот закрыт, верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбке. 3.«Слонёнок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд. 4.«Окошечко» - губы округлены и чуть вытянуты вперёд, зубы видны.


ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА 1. «Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта. 2. «Качели» - рот открыт, напряжённым языком тянуться к верхним, затем к нижним резцам. 3. «Футбол» - рот закрыт, напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку. 4. «Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. 5. «Лошадка»- присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 1. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно по 5-10 минут. 2. Статические упражнения направлены на удержание позы в течение 6-10 секунд. 3. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений. 4. Каждое движение выполняется перед зеркалом. 5. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко. 6. Сравнивайте образец (движения взрослого) с действиями ребёнка. 7.Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать.


В итоге логопедической работы дети должны: 1.Правильно артикулировать все звуки в различных фонетических позициях и формах речи 2.Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах 3.Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове 4.Различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне 5.Производить элементарный звуковой анализ и синтез




Речь

Особенности развития речи детей.


Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием вашего малыша, Вам необходимо знать этапы развития речи ребенка.

Этапы развития речи ребенка:

1-2 месяца . Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. В начале появляется гуление: гласные звуки "аа", "оо", "ау".

2 месяца . Гуление усложняется с включением согласных звуков - "гу" или "бу", "хо".

3 месяца. Начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или английской фонеме "th".

4 месяца. Протяжное произнесение звуков: "аль-ле-е", "лы-алы".

5 – 6 месяцев. Ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. Это период лепета, ребенок подражания произносит отдельные слоги: ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Развивается понимание речи окружающих.

7-8 месяцев . Ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. Из гласных чаще других производится звук "а", из согласных в основном звуки "п, б, м, к, т" и некоторые другие. Малыши начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.

9-10 месяцев . Ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: "мама", "баба". К концу года появляются целые слова типа "мама", "папа", "дядя". Ребенок четко произносит гласные: "а", "о", "у", согласные: "м", "б", "к", "г". К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

1-2 года. Малыши начинают четко произносить такие гласные звуки, как "а, у, и, о", но звуки "ы, э" заменяют звуком ". Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам "г, д, с, з" («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки "л, рь, р".
В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий». Активный словарь к 2-м годам составляет 300 - 400 слов.

3 года . Речь ребенка начинает совершенствоваться: он начинает пользоваться 3-сложными словами ("машина", "ворона", "корова"), повторяет за взрослыми сложные слова, свободно связывает слова в предложения ("Мама, ты куда пося (пошла)?"). Правильно произносятся звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые звуки или пропуск этих звуков. Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов.

4 года . Активный словарь - 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строить сложные предложения. Растет его интерес к звучащему слову, к "устройству" речи. Он начинает создавать новые слова: "копатка" (лопатка). Интересуется происхождением и значением слов ("Почему слона зовут слоном?"). Все звуки речи произносятся правильно кроме"ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ", могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль". У некоторых детей сохраняется общая смягченность речи.

5 лет. В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче.В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь - 3000 слов. У ребенка совершенствуется звуковая сторона речи, артикуляционный аппарат достигает такой степени развития, что может правильно произносить все звуки. Многие начинают верно произносить шипящие "ш", "ж", "ч", "щ", "р", "рь", "л". Почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

6 лет. Нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

7 – 17 лет. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. Ребенок овладевает письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.

Педагог-логопед Шелуханова Н.А.

При создании статьи использовался материал:

Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста.

Филичева Т.Б. Основы логопедии.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.

Рудковская Г.В. Статья "Этапы развития речи у ребенка".

Ру

Знаете, что общего между звуками речи и кирпичами? Как кирпичи являются основным строительным материалом при возведении дома, так и речевые звуки являются основным строительным материалом человеческой речи. Чем правильнее, четче и точнее ребенок произносит звуки, тем проще окружающим его понять, а самому ребенку – уверенно чувствовать себя при общении. Лишь в случае правильного произношения звуков ребенок имеет возможность гармонично развиваться, успешно обучаться, грамотно читать и писать.

В настоящее время, по данным научных исследований, около 40% детей в России имеют проблемы со звукопроизношением (продолжают неверно произносить звуки родного языка к 5-6 годам, когда речь должна быть сформирована). И с каждым годом количество таких детей стремительно растет. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками, а также препятствует овладению письменной речью (письмом и чтением).

Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, сегодня мы рассмотрим нормы появления звуков речи.

Нормы появления звуков речи у ребенка с рождения до 6 лет

Уже с полутора-двух месяцев ребенок начинает гулить – произносить так называемые «псевдоречевые» звуки, не всегда совпадающие со звуками родного языка. Сначала появляются гласные звуки, а затем – сложные комплексы звуков, похожие на «агу», «ага», «уги» и т.д. Длится этот период примерно до 5 месяцев, и с этого возраста в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект). В период лепета ребенок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т.д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев.

К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].

К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).

В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).

К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.

После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов : (например, в словах «у тка», «а ист», «о блако»); может определить и назвать очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

В возрасте 5-6 лет , как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч] ) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка . Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

Обратите внимание: если ребенок произносит звук искаженно – т.е. заменяет его звуком, отсутствующим в родном языке (например, вместо нормативного звука [с] употребляет межзубный [с], вместо нормативного [р] – горловой [р] и т.д.), то вне зависимости от возраста необходимо срочно предпринимать меры по исправлению произношения данного звука (или ряда звуков). Не тяните время, не тешьте себя надеждами, что ребенок «выговорится». Искажение звуков не проходит самостоятельно, а, наоборот, закрепляется в речи (что в дальнейшем усложняет коррекционную работу и значительно удлиняет ее сроки).

Дорогие родители, прислушивайтесь к речи своего ребенка, замечайте малейшие успехи, обращайте внимание на «тревожные звоночки» и в случае необходимости своевременно обращайтесь к специалистам!

Дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проектов "Играем и развиваемся вместе с мамой" и "Речь ребенка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, автор вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Выбор редакции
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...

В молекуле циклопропана все атомы углерода расположены в одной плоскости.При таком расположении атомов углерода в цикле валентные углы...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...
Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...