А н островский колумб замоскворечья образ катерины. Архив блога "ВО!круг книг"


Искусство и развлечения

А вы знаете, почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?

18 октября 2017

Чтобы понять, почему Островского называли "Колумбом Замоскворечья", необходимо проследить за жизнью и творчеством Александра Островского с самого начала. А началось все в столице России, в районе Замоскворечье, находившемся напротив Кремля, на противоположном берегу Москвы-реки. Там и родился будущий великий драматург.Этот район славился тем, что здесь проживала огромная масса среднего класса и купеческих семей, запомнившаяся писателю постоянным поиском и извлечением выгоды для себя. Будущий драматург рос и постигал премудрости жизни, впитывая в себя местный колорит. Его мать умерла очень рано, на тот момент мальчику было всего 8 лет. Отец служил адвокатом и имел частную практику, он мечтал, что сын пойдет по его стопам, поэтому настоял на том, чтобы Островский поступил в Юридический университет. Но этот шаг лишь приблизил драматурга к литературному творчеству, так как в учебном заведении он познакомился со многими одаренными профессорами, которые привили ему интерес к литературным беседам и дискуссиям.

Начало творческого пути Островского

Решив для себя, что учеба в этом университете не для него, Александр Николаевич прервал обучение. Он поступил работать в суд мелким чиновником по настоянию отца. Это решение сыграло важную роль в становлении его творчества, так как за время работы он увидел массу самых разнообразных характеров людей, а также огромное множество невероятных мошеннических схем. Это утверждало его во мнении, что люди готовы на все ради наживы. Эти жизненные впечатления, желание придать им литературную форму, вершить свой собственный суд над жизнью купеческого сословия, подтолкнули Островского к драматургии и стали одной из причин, почему Островского называли "Колумбом Замоскворечья".

Первые шаги в драматургии

Огромную славу и уважение принесла писателю его первая пьеса «Свои люди - сочтемся», она прогремела пронзительной сатирой, обличающей бесчестный мир. К сожалению, талант автора привлек внимание не только критиков и поклонников, но и правительственных цензоров. Пьеса была запрещена к постановке на длительный срок, а автор попал под полицейский присмотр.

Почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?

Одним из первых произведений драматурга становится очерк «Записки Замоскворецкого жителя». В нем автор знакомит читателей с особенностями быта и нравов купечества. Он воспринимает Замоскворечье как отдельное государство, в котором царят косные, угнетающие порядки. Но не только отрицательные черты выведены драматургом в его пьесах. Есть у купечества и то, чем он восхищался - это способность на протяжении веков сохранять истинные религиозные русские нравы. Александр Николаевич открывает для всех это особенное сословие. Ранее никто из писателей не обращался к подобным темам, вот почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья», по аналогии с путешественником, открывшим миру Америку.

Несмотря на то что во многом его малая родина расстраивала великого драматурга, он сохранил к ней в своей душе теплые чувства. Для него Замоскворечье олицетворяло всю Москву, которую он искренне любил.


Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Государственное бюджетное учреждение культуры г. Москвы

«Централизованная библиотечная система №5

Центрального административного округа»

Центральная библиотека им.

К 190-летию со дня рождения

Колумб Замоскворечья -

Александр Николаевич

Островский

Информационный обзор

Подготовила

гл. библиограф Н. Анисимова

Островский

Александр Николаевич

(1823–1886)

Александр Николаевич Островский родился в Москве в 1823 году. Всю жизнь он провёл в родном городе и любил Москву как сердце русского народа, как историческое сосредоточие его жизни и культуры.

Замоскворечье в сознании людей тесно связано с именем драматурга. Здесь "жили" и герои его пьес «Семейная картина», «Свои люди сочтемся!», «Женитьба Бальзаминова», «Горячее сердце» и других.

Записках замоскворецкого жителя" Островский так описывает свою "малую родину": "Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечьем". В этой "стране" на улице Малая Ордынка, в доме № 9 , в 1823 году, в семье чиновника, родился великий драматург, «Колумб Замоскворечья» Александр Николаевич Островский.

Дом-музей Александра Николаевича Островского.

В своих комедиях Островский, по его собственным словам, видел «форму своего суда над жизнью», и суд писателя над Дикими и Кнуровыми был справедлив и строг. Самодурам и насильникам драматург противопоставлял людей из трудового народа. Островский - популярнейший драматург и в наши дни. Любовь к нему понятна: в своих произведениях Александр Николаевич выразил самое заветное стремление своего народа - к свету, правде, свободе.


Малый Театр им. Александра Николаевича

Островского

За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. "Картина эта - "Тысячелетний памятник России". Одним концом она упирается в доисторическое время ("Снегурочка"), другим - останавливается у первой станции железной дороги..."

"Зачем лгут, что Островский "устарел",- писал в начале нашего столетия.- Для кого? Для огромного множества Островский ещё вполне нов,- мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьёшься, из которого умоешься, у которого отдохнешь - и вновь пустишься в дорогу".

Книги, статьи из периодических изданий, информационные материалы, представленные в обзоре, Вы найдёте в нашей библиотеке.

Надеемся, что и школьники и взрослые читатели откроют для себя Замоскворечье Островского заново.

1. писатель-драматург

2. Дом-музей А. Н. Островского. Комплект из 15 цветных открыток

3. Гуллер Юрий. Вотчина Островского

4. Бобров эхо

5. Молева Замоскворечье

6. К читателям; Замоскворечье в праздник

7. Замоскворечье, Замоскворечье! Записки Замоскворецкого жителя

писатель-драматург

Островский далеко не сразу уяснил для себя, что драматургия является его призванием, что она станет не только преимущественным, но и исключительным родом его творчества. В начале 40-х гг. молодой писатель, увлечённый творчеством Гоголя и критикой гоголевского периода, особенно критикой Белинского, пишет очерки. Уже в эти первые годы своей деятельности он не только определяет круг тем своего будущего творчества, но и вплотную подходит к оценке нравственного смысла наблюдаемых им явлений действительности. Оригинальность подхода Островского к социальному быту, который он изображает, складывалась вместе с формированием его творческой манеры, по мере постепенного выявления драматургической природы его художественного миросозерцания. Уже в середине 40-х гг. перед молодым Островским встали вопросы о соотношении прогресса и «силы косности, онемелости» в жизни целых слоёв русского общества и отдельных его представителей, о просвещении подлинном и мнимом, о живых традициях и омертвелых стереотипах быта. И сразу Островский подошёл к этим «традиционно комедийным» проблемам (некоторые их аспекты имели значение для Фонвизина и Грибоедова) как острый наблюдатель, самобытно и глубоко мыслящий человек и выученик «натуральной школы».

В соответствии с рекомендациями Белинского беллетристам 40-х гг. Островский находит сферу жизни мало изученную, до него не изображавшуюся в литературе, и ей посвящает своё перо. Он сам провозглашает себя «открывателем» и исследователем Замоскворечья. Декларация писателя о быте, с которым он намерен познакомить читателя, напоминает юмористическое «Вступление» к одному из некрасовских альманахов «Первое апреля» (1846), написанное и. Островский сообщает, что рукопись, которая «проливает свет на страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем ещё из путешественников не описанную», обнаружена им 1 апреля 1847 г.

Самый тон обращения к читателям, предпосылаемого «Запискам Замоскворецкого жителя» (1847), свидетельствует об ориентации автора на стиль юмористического бытописания последователей Гоголя.

Сообщая о том, что предметом его изображения будет определённая «часть» быта, отграниченная от остального мира территориально (Москвой-рекой) и отгороженная консервативной замкнутостью своего уклада, писатель задумывается над тем, какое место занимает эта обособленная сфера в целостной жизни России.

Обычаи Замоскворечья Островский соотносит с нравами остальной Москвы, противопоставляя, но ещё чаще сближая их. Таким образом, картины Замоскворечья, данные в очерках Островского, вставали в ряд с обобщенными характеристиками Москвы, противопоставленной Петербургу как город традиций городу, воплощающему исторический прогресс, в статьях Гоголя «Петербургские записки 1836 года» и Белинского «Петербург и Москва».


Главная проблема, которую молодой писатель кладет в основу своего познания мира Замоскворечья, - соотношение в этом замкнутом мире традиционности, устойчивости бытия и деятельного начала, тенденции развития. Изображая Замоскворечье как наиболее консервативную, неподвижную часть блюдущей традиции Москвы, Островский видел, что быт, который он рисует, по внешней своей бесконфликтности может показаться идиллическим. И он сопротивлялся такому восприятию картины жизни Замоскворечья. Рутину замоскворецкого существования он характеризует: «...сила косности, онемелости, так сказать, стреноживающая человека»; и поясняет свою мысль: «Я не без основания назвал эту силу замоскворецкой: там, за Москвой-рекой, её царство, там её трон. Она-то загоняет человека в каменный дом и запирает за ним железные ворота, она одевает человека ваточным халатом, она ставит от злого духа крест на воротах, а от злых людей пускает собак по двору. Она расставляет бутыли по окнам, закупает годовые пропорции рыбы, меду, капусты и солит впрок солонину. Она утучняет человека и заботливой рукой отгоняет ото лба его всякую тревожную мысль, так точно, как мать отгоняет мух от заснувшего ребёнка. Она обманщица, она всегда прикидывается “семейным счастием”, и неопытный человек не скоро узнает её и, пожалуй, позавидует ей».

Эта замечательная характеристика самого существа жизни Замоскворечья поражает сопоставлением в ней таких, казалось бы, взаимопротиворечащих образов-оценок, как сравнение «замоскворецкой силы» с заботливой матерью и стреноживающей петлей, онемелостью - синонимом смерти; совмещением таких далеко отстоящих друг от друга явлений, как заготовка продуктов и образ мыслей человека; сближением таких различных понятий, как семейное счастье в благополучном доме и прозябание в заключении, прочном и насильственном. Островский не оставляет места для недоумений, он прямо заявляет, что благополучие, счастье, беззаботность - обманная форма закабаления личности, умерщвления её. Уклад патриархального быта подчинен реальным задачам обеспечения замкнутой, самой себе довлеющей ячейки-семьи материальным благополучием и комфортом. Однако самая система патриархального жизнеустройства неотделима от определенных нравственных понятий, определённого мировоззрения: глубокого традиционализма, подчинения авторитету , иерархического подхода ко всем явлениям, взаимной отчужденности домов, семейств, сословий и отдельных людей.

Идеал жизни при таком укладе - покой, неизменность ритуала обихода, окончательность всех представлений. Мысль, которой Островский не случайно придаёт постоянное определение «беспокойная», изгоняется из этого мира, объявляется вне закона. Таким образом, сознание замоскворецких обывателей оказывается прочно слитым с самыми конкретными, материальными формами их быта. Судьбу беспокойной, ищущей новых путей в жизни мысли разделяет и наука - конкретное выражение прогресса в сознании, прибежище пытливого ума. Она подозрительна и в лучшем случае терпима как служанка самого элементарного практического расчета, наука - «вроде крепостного человека, который платит барину оброк».

Таким образом, Замоскворечье из частной изучаемой очеркистом сферы быта, «уголка», отдалённого захолустного района Москвы превращается в символ патриархального быта, косной и целостной системы отношений, социальных форм и соответствующих им понятий. Островский проявляет острый интерес к массовой психологии и мировоззрению целой общественной среды, к мнениям, не только давно сложившимся и опирающимся на авторитет традиции, но и «замкнувшимся», создавшим сеть идеологических средств охраны своей неприкосновенности, превратившимся в некое подобие религии. При этом он отдаёт себе отчёт в исторической конкретности формирования и бытования этой идейной системы. Сравнение замоскворецкого практицизма с крепостнической эксплуатацией возникает не случайно. Оно поясняет замоскворецкое отношение к науке и уму.

В самой ранней, ещё ученически подражательной своей повести «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс...» (1843) Островский нашел юмористическую формулу, выражающую важное обобщение родовых признаков «замоскворецкого» подхода к знанию. Сам писатель, очевидно, признал её удачной, так как перенёс, хотя и в сокращённом виде, диалог, её содержащий, в новую повесть «Иван Ерофеич», опубликованную под названием «Записки Замоскворецкого жителя». «Будочник был … такой чудак, что у него ни спроси, ничего не знает. Такая уж у него была поговорка: “А как его знать, чего не знаешь”. Право, словно философ какой». Такова пословица, в которой Островский увидел символическое выражение «философии» Замоскворечья, считающего, что знание исконно и иерархично, что каждому «отпущена» небольшая, строго определённая его доля; что наибольшая мудрость - удел лиц духовных или «богодуховенных» - юродивых, провидцев; следующая ступень в иерархии познания принадлежит богатым и старшим в роду; бедные же и подчиненные по самому своему положению в обществе и семье не могут претендовать на «знание» (будочник «стоит на одном, что ничего не знает и знать ему нельзя».)

Таким образом, изучая русскую жизнь в конкретном, частном её проявлении (быт Замоскворечья), Островский напряженно размышлял об общей идее этой жизни. Уже на первом этапе литературной деятельности, когда его творческая индивидуальность только ещё складывалась и он напряжённо искал свой писательский путь, Островский пришёл к убеждению, что сложное взаимодействие патриархального традиционного уклада и сформировавшихся в его лоне устойчивых взглядов с новыми потребностями общества и настроениями, отражающими интересы исторического прогресса, составляет источник бесконечного многообразия современных социальных и нравственных коллизий и конфликтов. Эти конфликты обязывают писателя выразить своё к ним отношение и тем самым вмешаться в борьбу, в развитие драматических событий, составляющих внутреннее существо внешне спокойного, малоподвижного течения жизни. Такой взгляд на задачи писателя способствовал тому, что Островский, начав с работы в повествовательном роде, сравнительно быстро осознал своё призвание драматурга. Драматическая форма соответствовала его представлению об особенностях исторического бытия русского общества и была «созвучна» его стремлению к просветительскому искусству особого типа, «историко-просветительскому», как его можно было бы назвать.

Дом-музей А. Н. Островского. Комплект из 15 цветных открыток, 210х90 мм, обл., Автор текста и составитель Л. И. Постникова. А. Захарченко. В. Мельгунова. Вступит. статья, развёрнутые подписи, 36 цв. ил. , 11 ч/б ил. - Москва, ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2004.- Тираж 1000 экз.

Дом-музей в Замоскворечье - филиал Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина. В этом доме, расположенном между Малой Ордынкой и Голиковским переулком, 31 марта (12 апреля) 1823 года родился Александр Николаевич Островский.

Островский называл себя коренным жителем Москвы. Он прожил в Москве долгие годы, был связан с ней литературно-театральными и общественными интересами. Здесь находились созданные по его инициативе «Московский артистический кружок», «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов». Из 47 пьес драматурга 46 были поставлены при его жизни на сцене Малого театра, который не случайно называют «Домом Островского».

Главная тема музея - «Москва в жизни и творчестве Александра Николаевича Островского».

На первом этаже здания расположены мемориальные комнаты, в которых экспонируются личные вещи и документы писателя, мебель и книги, принадлежавшие его отцу. Здесь представлены литографии и акварели с изображением Губернской гимназии на Волхонке, которую Островский окончил в 1840 году, Московского университета на Моховой, где будущий писатель проходил курс на юридическом факультете , Воскресенской площади, где располагался Совестной суд, в котором служил молодой Островский, Театральной площади с Большим и Малым театрами.

Поднявшись по крутой деревянной лестнице с резными балясинами, посетители продолжают знакомство со старой Москвой: Кремль со стороны Болотной площади, Кузнецкий мост, Александровский сад, местность близ Пречистенского бульвара, где была последняя квартира Островского, оживают перед ними в гравюрах и картинах того времени. В верхних сенях разместился макет Малого театра, изготовленный его смотрителем И. Покровским в 1840 году. С ювелирной точностью воспроизведены в «разрезе» сцена и зрительный зал.

Экспозиция второго этажа, посвящённая сценической истории пьес Островского, открывается словами из письма И. Гончарова, написанного в 1882 году: "Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».

Двадцать лет прожил драматург в Замоскворечье. Едва ступив на литературное поприще, писатель, как он сам признавал, открыл «страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем ещё из путешественников неописанную». В Замоскворечье Островский «поселит» Мавру Агуревну Козырную из своих ранних очерков «Записки замоскворецкого жителя», а рядом - дом и службы Большова («Свои люди - сочтемся!»), неподалёку - сад Барабошева, из которого ночью странным образом пропадают яблоки («Правда - хорошо, а счастье лучше»). 3десь будут обитать бедняк Оброшенов («Шутники») и искатель богатой невесты Миша Бальзаминов (трилогия о Бальзаминове). Жителям Замоскворечья, описанию их нравов, обычаев посвящена одна из комнат дома-музея.

Многие пьесы Островского отражают жизнь дворян и чиновников. О них рассказ в другом зале. Пьеса «Доходное место» (1856), написанная под впечатлением бесчинств, творящихся в московских судах, сразу ввела Островского в разряд сатириков, обличавших современные устои жизни. Острой социально-политической направленностью отличаются комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) и «Бешеные деньги» (1870).

Два зала дома-музея посвящены сценическому воплощению крупнейших произведений драматурга - «Грозе» (1859) и «Бесприданнице» (1878). В центре этих пьес - самобытные образы русских женщин: сильной, самоотверженной Катерины и поэтичной, свободолюбивой Ларисы.

Глубоким и тонким психологизмом привлекают многие женские характеры в пьесах 70-х годов. Личные драмы Юлии Тугиной («Последняя жертва»), Людмилы («Поздняя любовь»), Веры Филипповны («Сердце не камень») неразрывно связаны с социальными условиями жизни общества. Афиши, эскизы декораций, фотографии к постановкам этих пьес представлены в музее.

Современники называли Островского «рыцарем театра». Он принимал активное участие в постановке своих пьес, создавая новый реалистический стиль актёрского исполнения и постановочного искусства. Как заведующий репертуарной частью московских театров, Островский резко меняет характер подготовки спектаклей в Малом театре. Он вводит многократные читки, генеральные репетиции в костюмах. «Я главным образом заботился о школе, потому что без школы нет артистов, а без артистов нет и театра», - писал он в 1884 году. Драматург оказал мощное воздействие на развитие русского сценического искусства. На ролях созданных им пьес развивались дарования П. М. Садовского, Л. П. Никулиной-Косицкой, А. Е. Мартынова, М. П. и О. О. Садовских, С. В. Шумского, М. Н. Ермоловой, Г. Н. Федотовой, П. А. Стрепетовой, М. Г. Савиной, Н. И. Музиля. Портреты, личные вещи и театральный реквизит этих основателей русской актерской школы можно увидеть в залах музея.

В 1923 году в нашей стране торжественно отмечалось столетие со дня рождения великого русского драматурга. С этого времени начинается история нового сценического прочтения пьес Островского. В экспозиции, посвящённой современному театру, представлены спектакли К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, Вс. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, И. С. Платона, Ф. Н. Каверина, А. М. Лобанова, Ю. А. Завадского, Н. П. Хмелева, Н. П. Охлопкова, Б. А. Бабочкина, Л. В. Варпаховского, И. В. Ильинского, П. Н. Фоменко.

И сегодня А. Н. Островский остается для народов нашей страны любимым драматургом. «Творчество классика русской литературы , - сказал С. В. Михалков, - дорого нам не только тем, что сыграло большую прогрессивную роль в раскрытии русского общества XIX века, но и тем, что оно верно служит людям сегодня.

Вот почему мы называем Островского своим современником».

Гуллер Юрий. Вотчина Островского /Ю. Гуллер //Замоскворечье. – 2011. - №8. – С.4.

Все мы, конечно, знаем, что есть в нашем огромном городе этакие «литературные гнёзда», где по стечению исторических обстоятельств сошлись судьбы многих великих и малых писателей и поэтов. Наше с вами Замоскворечье тоже не лыком шито. Начнём, пожалуй, с самого знаменитого из его литературных жителей...

DIV_ADBLOCK91">

Перечислять все изменения, которые накопились во внешнем (и внутреннем) облике дома Островского за последующие после Миллера три четверти века вряд ли нужно. Каждый может подойти к дому и сам найти «десять отличий». А вот церковь Покрова, в которую когда-то упирались взглядом здешние жильцы, уже не увидишь: её снесли в 1930-м. Сейчас на её месте сквер с бюстом Островского.

«Страна» за рекой

Будущий драматург жил в Замоскворечье …не так уж …долго. …Когда он стал

студентом Московского университета (курс которого не закончил), его отец уже дослужился до чина надворного советника, вышел в отставку и, занявшись частной практикой, изрядно обогатился. Николай Федорович сделался даже довольно крупным землевладельцем, обладавшим участками между Покровским бульваром и улицей Воронцово Поле. Здесь же он построил дом «для себя», который после его смерти достался сыну.

Дом этот, к сожалению не сохранился, а то бы и он подобно своему замоскворецкому собрату, мог пересказать нам многое. Ведь именно здесь, в московских Серебряниках, и текла, собственно говоря, литературная жизнь Александра Николаевича. Но без Замоскворечья он вряд ли мог бы состояться. В «Записках замоскворецкого жителя» Островский пишет: «Как далеко не ездил Геродот, а в Замоскворечье всё-таки не был... Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону реки...». Жителем этой «страны Замоскворечье» драматург остался до конца жизни.

Бобров эхо /Александр Бобров //Русский дом. – 2008. - №4. – С.51.

Островский, и жизнь: Избранные пьесы /Сост., вступит. сл. и комм. ёвой. – М.: Школа-Пресс, 199с.

В книгу включены четыре пьесы великого русского драматурга, разносторонне представляющие его творчество.

Лакшин, Николаевич Островский /. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1982. – 568 с., ил. - (Жизнь в искусстве).

Книга о жизненном и творческом пути великого русского драматурга принадлежит к жанру научно-литературной биографии и написана на документальной основе.

Лотман, Л. и русская драматургия его времени /Л. Лотман. – М. – Л.- Изд-во Академии наук, 1961. – 260с.

Островский // Силуэты русских писателей: В 2-х т. Т. 1. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1998. – С.261-263.

Журавлёва, А. И. – комедиограф /А. И Журавлёва. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 216с.

В монографии исследуется поэтика комедий писателя.

Ревякин, в жизни и творчестве /. – М.: Московский рабочий. – 1962. – 544с.

В книге рассказывается о великом драматурге на основании многих забытых, затерянных, неиспользованных материалов и большого количества новых архивных документов, впервые публикуемых.

Розанова, Николаевич Островский: Биография /. - М. - Л. Просвещение, 1965. – 139с.

Холодов, Островского /. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1967. – 544с.

В книге идёт речь не просто о драматургии Островского, но именно о театре Островского, как об огромном и поныне живом явлении русской и мировой художественной культуры.

Холодов. драмы. Экскурс в творческую лабораторию /. – М.: Искусство, 1978. – 240с.

В книге исследуется опыт работы писателя над языком драматических произведений, и его подход к языку различных социальных групп.

Штейн, гений русского театра /. – М.: Лазурь, 2004. – 240с., илл.

Книга содержит биографию великого русского драматурга, характеристику его личности и роль в развитии русского театра вообще и Малого театра, в частности.

А. Н. Островский — поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: «Москва — патриотический центр государства, она недаром зовется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники… В Москве все русское становится понятнее и дороже…»

Островский всегда с гордостью подчеркивал, что он «коренной житель Москвы». Пожалуй, отношение драматурга к этому городу наиболее полно выразил герой пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»: «Москва нам корень прочим городам… Москва нам мать!»

Жизнь героев своих будущих пьес Островский знал не понаслышке. До девятнадцати лет он сам жил в Замоскворечье. Отец драматурга некоторое время возглавлял учреждение, занимавшееся рассмотрением дел банкротов. Сам Островский несколько лет проработал в московских судах. Все это давало писателю великолепный социально-бытовой материал для будущих пьес. Позже Островский признавался: «Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходного места». Первая пьеса автора — «Картина семейного счастья» — целиком посвящена Москве, как, впрочем, и еще 28 пьес, среди которых такие шедевры российской драматургии, как «Свои люди — сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Женитьба Бальзаминова». В пьесах Островского отражена вся география старой Москвы, упомянуты все ее важнейшие памятные места, улицы и переулки. На страницах его произведений мы встретим Сокольники, Гостиный двор, колокольню Ивана Великого, Иверскую часовню, Кузнецкий мост, Каретный ряд и многое другое. Некоторые произведения описывают историческое прошлое столицы, одни из самых драматических его моментов, например, «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода».

Но основное внимание Островский уделяет быту и нравам своих современников. Писатель начинает свой путь как последователь Гоголя, сторонник идей Белинского и Герцена, как представитель «натуральной школы», а потому его интересует жизнь простых людей, населявших Москву. Главными действующими лицами пьес Островского становятся представители купечества. Драматург сумел угадать, что это сословие неотвратимо превращается в хозяев жизни в городе, а потому исследует нравы купечества с предельной тщательностью.

Островский-сатирик обличает невежественных самодуров, мелких и крупных хищников, семейные отношения. Герои его пьес зачастую уверены, что «человек коммерческий» не может обойтись без обмана и хитрости. Писателя возмущает произвол главы семьи, по воле которого можно выдать молодую девушку за богатого старика («Картина семейного счастья»), женить сына «насильственным образом» («В чужом пиру похмелье»). В семьях купцов царит страх жертв и произвол самодуров («Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда…»).

Большое внимание уделяет Островский и описанию чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленского («Бедная невеста»), ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, «серой лошади и беговых дрожек» («Праздничный сон — до обеда»), бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу («Богатые невесты»), карьериста и казнокрада Вишневского («Доходное место»).

Конечно, и купечество, и чиновничество воспринимаются писателем дифференцированно. В таких пьесах, как «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», купечество изображается как хранитель исконно русских патриархально-религиозных нравов. Чиновники же не всегда карьеристы и вымогатели. Среди них встречаются бедные и честные люди, живущие на грошовое жалованье. Одни из них обречены на постоянные лишения (Жадов из пьесы «Доходное место»), другие, не выдерживая нужды, совершают преступления и сходят сума (Кисельников из драмы «Пучина»).

Отображая социальные характеры Москвы, Островский противопоставляет купечеству и чиновникам Москву трудовую, демократическую. Представителям интеллигенции живется нелегко, но они ненавидят произвол и насилие, стоят на позициях служения Родине. «Общественные пороки крепки, невежественное большинство сильно. Борьба трудна и часто пагубна; но тем больше славы для избранных: на них благословение потомства; без них ложь, насилие выросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный», — убеждает свою жену Жадов.

Социальные типы, выведенные Островским, взяты драматургом из реальной жизни. Его пьесы — подлинная энциклопедия русской жизни второй половины XIX века.

Москва всегда будет благодарна своему гениальному певцу. Но не только пьесы Островского принесли ему славу. Александр Николаевич останется в истории как реформатор русского театра, создатель демократической национальной драмы. Не случайно имя А. Н. Островского носит знаменитый Малый театр.

А. Н. Островский — Колумб Замоскворечья

Другие сочинения по теме:

  1. Островский Александр Николаевич Александр Николаевич Островский родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, — в старинном купеческом и чиновничьем...
  2. Островский. Мир и личность Кризис патриархального мира и патриархального сознания остается в центре авторского внимания и в «Грозе». Но в...
  3. Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского «Гроза») Драма А. Н....
  4. Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в...
  5. Большинство выдающихся русских писателей, которые впервые выступили в литературе в 1840-е годы, обращались преимущественно к эпосу или лирике. Некоторые из...
  6. Островский писал для театра. В этом особенность его дарования. Созданные им образы и картины жизни предназначены для сцены. Поэтому так...
  7. Театр, жизнь провинциальных актрис в конце 70-х годов, примерно в то время, когда Островский пишет пьесы об актерах, показывает и...
  8. В 60-80-е годы Островский создал ряд сатирических произведений, рисующих дворян и новых буржуазных дельцов («На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные...
  9. Хотя социальная критика есть во всех пьесах Островского, собственно сатирических комедий у него немного: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные...
  10. 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии «Свои люди — сочтемся». 3. «Недоросль»...
  11. Вторая половина XIX века в истории сценического искусства так же, как и в драматургии, отмечена кардинальными изменениями. Новый этап в...
  12. В «Горячем сердце», которое создавалось в том же году, что и «На всякого мудреца довольно простоты», Островский соединил две жанровые...

Урок № 1.

Тема: «Колумб Замоскворечья». А.Н Островский – первооткрыватель нового пласта русской жизни.

Цели: познакомить уч-ся с личностью и творчеством великого русского писателя; уметь свободно оперировать знаниями об авторе; познакомить с жанром драмы в творчестве Островского; развивать монологическую речь, мышление, память учащихся; прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать интеллектуально развитую личность.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, хронологическая таблица.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выступления уч-ся.

Тип урока: лекция

Ход урока

    Орг. момент.

    Лекционный материал об А.Н. Островском (учитель + обучающиеся)

Жизнь и творчество А. Н. Островского

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

1. Этапы творческого пути А. Н. Островского

1847–1851 гг. – начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.

В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в это призвание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех. Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии : «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый».

1852–1854 гг. – москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.

1855–1860 гг. – предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта».

1861–1886 гг. – пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка». Перед читателем проходят представители разорившегося барства («Бешеные деньги»): Чебоксаров, Кучумов, Телятев, Глумов... Их объединяет то, что живут они на «бешеные деньги», которые попадают к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются.

Моральное разложение коснулось и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и Мурзавецкой («Волки и овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными приключениями. Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое благосостояние.

Островский пишет и о дельцах, пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Беркутов («Волки и овцы») – энергичные, образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы».

Особенности стиля Островского

    Говорящие фамилии;

    Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;

    Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия

    Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);

    Фольклорные моменты;

    Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;

    Значимость первой реплики героя;

    "Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;

    Своеобразие речевой характеристики героев.

2. А. Н. Островский в 70–80- е годы

Александр Николаевич не был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы. В комедии «Свои люди – сочтемся!» он безжалостно осудил купцов. В «славянофильских» пьесах он нарисовал запоминающиеся фигуры купцов, крутых нравом, но совестливых.

Проходит немного времени, появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые в литературе произнесено слово «самодур». Со страниц последующих пьес звучит голос драматурга в защиту свободы человека.

Жизнь драматурга на склоне лет не была счастливой и обеспеченной. Однажды он написал актеру Ф. Бурдину: «Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром! Я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения».

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».

1874 г. – организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов».

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».

Высокую оценку драматургической деятельности Островского дал И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».

    Итог урока

А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

    Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы : Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?

3. Индивидуальное задани е: подготовить сообщение «Основа сюжета пьесы «Гроза» (по учебнику).

Гений Островского на всем протяжении его развития опирался на родную, национальную почву. Закрепившееся за драматургом звание «Колумб Замоскворечья» (детство и юность его прошли в «стране, никому до времени в подробности не известной») не противоречило другой оценке писателя, данной И. А. Гончаровым,- сравнению с Гомером. Открытие гораздо более значительного, чем Замоскворечье, мира было неотделимо от живого интереса к «обитателям» родных мест - купечеству и разному «простому люду», к «образу жизни их, языку, нравам, обычаям, степени образованности».

Родители Островского происходили из духовного звания. Отец был чиновником московского департамента Сената, затем присяжным стряпчим 1 Московского коммерческого суда. Матери писатель лишился в возрасте восьми лет.

Мир Островского-драматурга складывался уже в эту пору. В гимназии он испытал сильное увлечение литературой и театром, оставшееся неизменным в продолжение всех последующих лет. Об этом свидетельствуют его восхищенные рассказы товарищам об игре М. С. Щепкина и П. С. Мочалова. Окончив гимназию, по настоянию отца юноша подал документы на юридическое отделение Московского университета, но в душе все больше отдалялся от адвокатской практики. Идеи, почерпнутые из лекций Т. Н. Грановского, М. П. Погодина, С. П. Шевырева, из статей В. Г. Белинского и А. И. Герцена, из выдающихся произведений литературы, которые обсуждались в прогрессивных кругах («Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» и прозаические сочинения Н. В. Гоголя), привели Островского к определяющему его жизнь решению - уйти из университета и полностью посвятить себя служению искусству.

Однако, следуя воле отца, он поступил чиновником сначала в Московский совестный, затем в Московский коммерческий суд. Отставка Островского хронологически отмечает завершение первого этапа его становления как художника. Этот период в целом проходит под знаком Гоголя.

Служба в суде обнажила перед писателем особенно неприглядные стороны общественного и семейного быта. Жалобы, вызванные завистью и корыстолюбием, доносы на родственников и приятелей, бесконечные тяжбы об имущественном состоянии - все это проходило через руки Островского, складываясь в художественное представление, где главным становился «видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы» (Н. В. Гоголь).

Вместе с тем Островским создавался образ и другого - вольного, широкого - мира. В нем, опять же говоря языком Гоголя, нельзя было «не родиться беспредельной мысли», «не быть богатырю», не явиться «чудной русской девице, какой не сыскать нигде в мире». Вырываясь из сферы узких денежных интересов, Островский искал сближения с русской историей, родной природой.

Небольшое путешествие в костромское имение Щелыково, ставшее впоследствии любимым пристанищем драматурга, обернулось узнаванием неповторимых красот России, ее народа. «Эко красота,- говаривал он, смотря на местность, амфитеатром спускавшуюся в долину реки Меры.- А облако...- продолжал он,- кажется, нигде нет таких облаков».

Уже в ранний творческий период вырабатывается точка зрения на мир, которая станет определяющей для Островского в дальнейшем и будет представлена в «Грозе» речами поэта и естествоиспытателя Кулигина: люди не замечают окружающей их красоты, образ которой запечатлен в родной природе, в народных песнях. Может быть, именно поэтому, как говорит этот близкий писателю герой, «враждуют друг на друга... злостные кляузы строчат на ближних. И... несть конца мучениям».

1 Стряпчий - ходатай по делам.

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...